с чего начинается балет

Пособие для занятий «Знакомство с балетом»

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балет Елена Коваленко
Пособие для занятий «Знакомство с балетом»

Балет

Слово «балет» имеет два значения. Во-первых, это танцевальный спектакль, а во-вторых, так называется вид музыкально-театрального искусства, который использует язык танца.

Балетмейстер

Балерина

Так называют танцовщицу в балетной труппе. Это слово появилось во второй половине XIX века после триумфальных выступлений на сценах различных стран итальянских балерин, удививших всех своей виртуозной техникой. В России это звание поначалу это звание присуждалось только ведущим танцовщицам императорской балетной труппы. Балеринам был установлен повышенный оклад, и они имели право на исполнение лучших партий в спектаклях. Позднее балеринами стали называть всех артисток балета.

Еще существует название прима-балерина, дословно означающее «первая балерина«. Так называют танцовщицу высшей квалификации, исполняющую ведущие и заглавные партии в балетах и обладающую неповторимым своеобразием, артистизмом и высокой техникой.

Для чего нужна выворотность? Во-первых, она позволяет танцовщику легко и изящно выполнять все боковые движения, оставаясь лицом к зрителю. Во-вторых, когда выработана необходимая выворотность, ноги движутся легче и можно поднять ногу максимально высоко, не нарушая равновесия тела. В-третьих, линии тела танцовщика благодаря выворотности становятся более привлекательными.

Что делает писатель, когда ему в голову приходит удачная мысль или фраза? Скорее записывает ее, используя всем известные слова. А что делает композитор, сочинив новую мелодию? Спешит записать ее с помощью нотного письма. Художник в таких случаях делает наброски и эскизы. А что делать балетмейстеру, когда в его воображении родились новые движения будущего танца?

Описывать их? Долго, да и очень трудно передать словами движения тела. Не верите? Тогда посмотрите по телевизору какой-нибудь танец, а затем опишите его. Вы думаете, по вашим записям можно точно воспроизвести танец?

Зарисовывать? Опять-таки долго, к тому же не все обладают талантом рисовальщика.

Проблема создания условных знаков для записи танцев возникла давно. Считают, что древние египтяне использовали в этом случае иероглифы. В храмах Южной Индии сохранились скульптурные изображения 108 основных положений индийского классического танца. Древние римляне употребляли систему записи жестов в пантомиме.

В России артист балета В. Степанов разработал свою систему записи, похожую на нотную. С ее помощью в Мариинском театре записано 27 балетов.

В наше время, благодаря развитию кино- и видеотехники, дальнейшее совершенствование записи танца потеряло свою актуальность.

История балета

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы«, поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи«.

В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки.Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета, а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.

Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета.Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.

Особую роль играет в балете костюм. Артист на сцене должен быть одет так, чтобы костюм не мешал, а помогал движению. К тому же он должен не только отличаться легкостью, но своим цветом и формой соответствовать характеру персонажа. И при этом лишь намеком, очень условно приближаться к бытовому или историческому костюму.

Позиции классического танца

Первая позиция: ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.Вторая позиция: сходна с первой, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину ступни.Третья позиция: ступни прилегают одна к другой таким образом, что пятка одной ступни соприкасается с серединой другой ступни, то есть одна стопа наполовину закрывает другую. Эта позиция в настоящее время используется редко.Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу на расстоянии примерно одной стопы. Пятка одной ступни должна находиться прямо перед носком другой. Пятая позиция сходна с четвертой, с той разницей, что ступни плотно прилегают одна к другой. Все па классического танца являются производными от этих позиций.

Так называют профессионального артиста балета. В дореволюционном балетном театре танцовщики делились на классических, характерных, гротесковых, лирических и героических. В современном театре это деление существует неофициально.

Из-за тяжелого труда для танцовщиков установлен 20-летний стаж работы, и в 38-40 лет они, как правило, выходят на пенсию. Конечно, есть исключения. Плисецкая на концерте в честь пятидесятилетия своей сценической жизни танцевала. Да еще как! Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо дольше положенных по закону двадцати лет. Некоторые танцовщики, имеющие склонности и способности, работают хореографами и педагогами, но большинство балетных, не достигнув сорока лет, становятся пенсионерами.

Это название произошло от слова «характер» (в значении «образ»). Различные персонажи балетного спектакля, например крестьяне, ремесленники, матросы, разбойники, должны были отличаться друг от друга не только костюмом, но и танцем. Правила в характерном танце соблюдались не так строго, как в танце «серьезном». В начале XIX века смысл термина изменился. Xарактерный танец стали называть полухарактерным (деми-характерным, а определение «характерный» перешло к народному танцу, обработанному и приспособленному для балетного спектакля. Это значение сохранилось до наших дней.

Чтобы стать профессиональным артистом балета, надо с десятилетнего возраста долгих восемь лет учиться этому ремеслу в хореографическом училище.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетДидактическое игровое пособие для занятий по математике «Игры с солдатиками» к 23 февраля Актуальность. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников,.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетДидактическое пособие по математике из природного материала для игр-занятий на улице Математика – один из самых сложных предметов особенно для малышей от трех до пяти. У малышей в этом возрасте преобладает предметное мышление.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетДидактическое пособие «Знакомство с тканями, или Волшебные лоскутки» Знакомство с тканями или волшебные лоскутки. Цель: познакомить детей с разными видами тканей; пробудить устанавливать причинно-следственные.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетПособие для игровых и театрализованных занятий «Дом из сказки» В январе в рамках профессионального конкурса я проводила образовательную художественно-изобразительную деятельность в другом детском саду.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетФигурный мостик. Пособие для занятий и игр Цель:Закреплять представления детей о форме,цвете,размере,названии геометрических фигур (круг,треугольник,прямоугольник,квадрат,овал)Формировать.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балетМастер-класс: пособие для занятий по физической культуре «Разноцветные шнуры-косички» На занятиях по физкультуре, в разных возрастных группах, часто используются шнуры, это и подлезани, и прыжки на двух ногах через шнур,.

Источник

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балет

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балет

В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.

Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.

Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.

Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. При постановке балета «Египетские ночи» Фокина вдохновляли поэзия В. Брюсова и древнеегипетские рисунки, а образы балета «Петрушка» навеяла ему поэзия А. Блока. В балете «Дафнис и Хлоя» он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластичных движениях оживил античные фрески. Его «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета. Фокин писал, что «мечтает создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий». И ему это удалось.

с чего начинается балет. Смотреть фото с чего начинается балет. Смотреть картинку с чего начинается балет. Картинка про с чего начинается балет. Фото с чего начинается балет

В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.

Павлова — лиричная, хрупкая, с удлиненными линиями тела, огромными глазами — вызывала в памяти гравюры с изображением романтических балерин. Ее героини передавали чисто русскую мечту о гармоничной, одухотворенной жизни или тоску и грусть о несбывшемся. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.

В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *