с чего начать цифровую трансформацию
С чего начать цифровую трансформацию?
По роду своей деятельности, в последнее время часто сталкиваюсь с запросами – как провести цифровую трансформацию бизнеса. При этом упор делается на цифровизацию, на освоение новых цифровых технологий – искусственного интеллекта (AI), обработку больших данных (Big Data), интернет вещей (IoT), использование цифровых двойников, дополненной реальности и т.д., а иногда и вообще на сокращение затрат.
Как же так? Ведь под трансформацией бизнеса понимают коренное преобразование, которое включает в себя изменение убеждений, принципов и ценностей, то есть культуры бизнеса. Как специалист по трансформации бизнеса, я хорошо знаю, что при таких трансформациях, как Лин, ТОС или Agile, нужны значительные изменения в культуре.
Трансформация бизнеса связана с трансформацией корпоративной культуры
Например, при Лин и ТОС трансформации происходит отказ от локальной оптимизации в пользу ускорения потока. Уходит трепетное отношение к повсеместному повышению эффективности в использовании оборудования и персонала. Все это неминуемо меняет отношение к персоналу, оно становится больше основанным на уважении и доверии.
При ТОС трансформации в дополнение к этому также требуется отказ от детального производственного и проектного планирования (преодоление убеждения в обоснованности и выполнимости детальных производственных планов, длительности задач в проектах, производственных норм). Это делает решения ТОС применимыми в случаях, когда среда предприятия сталкивается с высокой вариабельностью и неопределенностью.
При Agile трансформации ставятся под сомнение такие «незыблемые» управленческие убеждения, как иерархия власти и принятия решений, необходимость непосредственного контроля персонала и наказаний за ошибки. Многие оперативные решения, их мониторинг и анализ переходят в ответственность команд, находящихся на передовой. Это происходит в результате того, что сам персонал стал намного более грамотным и компетентным и конкуренция на рынке возросла настолько, что короткий срок ввода новых продуктов и услуг превратился в конкурентное преимущество.
При этом известно, что 70-80% всех бизнес трансформаций провальны. И происходит это потому, что недостаточно внимания уделяется изменению культуры и мы имеем ситуацию «культура ест трансформацию на завтрак». Так неужели эти уроки до сих пор не усвоены? Неужели, вступая в эпоху цифровой трансформации мы будем идти по тем же граблям?
Таким образом, представление, когда цифровая трансформация не связана с культурными изменениями, показалось мне странным и я предпринял попытку разобраться с пониманием сути цифровой трансформации среди участников специализированных групп в социальных сетях. Для этого я задал один и тот же вопрос: «В чем именно вы видите изменение парадигмы бизнеса (включающее глубинные изменения принципов и установок) при цифровой трансформации?» сначала в группе «Фокусировка на главном» (получено 87 комментариев), а потом в специализированной группе «Цифровая трансформация компании» (получено 127 комментариев). Обсуждения оказались активными – людей это реально волнует.
Но единого мнения среди специалистов выделить не удалось. Основные группы представляют следующие мнения:
То есть налицо практически полное игнорирование того, что цифровая трансформация – это прежде всего трансформация бизнеса, а значит и его культуры.
Цифровая трансформация – коренное преобразование бизнеса
Является ли цифровая трансформация коренным преобразованием бизнеса? Да, безусловно является. Ведь она вызвана происходящими вокруг изменениями, и они носят кардинальный и даже глобальный характер.
Во-первых, значительно выросли вычислительные мощности, они стали дешевле и доступнее. Вы их можете просто арендовать на время. То есть вы можете обрабатывать огромные массивы данных недорого и за приемлемое время и получать информацию, основанную на фактах. Например, обработать всю информацию с камер наблюдения по всей стране и найти местонахождение конкретного автомобиля.
Во-вторых, получение больших данных за короткое время дает возможность очень быстро проверять свои решения на практике. Вам не нужно детально прорабатывать решение, вам лучше быстро проверять гипотезы, отвергая плохие и оставляя хорошие. Например, можете быстро проверять гипотезы по продвижению товара в интернет.
В-третьих, во многих случаях эти эксперименты можно проводить не на реальных объектах, а на цифровых моделях (цифровой двойник предприятия, изделия, станка).
В-четвертых, коммуникационные каналы позволяют прокачивать большие объемы данных, и вам становятся доступны практически все возможные эксперты и программы в текущем времени. Например, все статьи на конкретную тему, все похожие медицинские случаи. Это также ускоряет принятие решений.
Требуемая трансформация корпоративной культуры
Такие изменения в способах проектирования и принятия решений приводят к изменению требований не только к тому, как люди действуют, но самое главное – к тому, как они мыслят. Люди не умеют действовать вопреки своим мыслям и убеждениям.
Agile создан для разработки новых продуктов, характеристики которых заранее неизвестны. Цифровая трансформация в дополнение к этому предполагает корневое изменение гибкости, скорости в изменении самой бизнес модели предприятия, ее поведения на рынке. Можно так сказать, что цифровая трансформация позволяет создавать модели бизнеса, неизвестные на этапе перехода к ней.
Для получения этих возможностей, при переходе к цифровому предприятию, оно должно отказаться от убеждений:
Суть в том, что времена, когда это работало, прошли. Кстати, на многих рынках они прошли уже давно. А теперь появились технические возможности для того, чтобы компании могли строить и перестраивать свое поведение на рынках здесь и сейчас, проводя короткие эксперименты и получая быструю обратную связь.
Особенности цифровой трансформации для российского бизнеса
К сожалению, для российских предприятий ситуация обстоит намного хуже, чем для тех же развитых стран, имеющих больший опыт «капиталистического строительства». Дело в том, что у них гораздо больше предприятий, которые уже освоили культуру Лин и ТОС. А порядок их освоения, согласно постулатам спиральной динамики, может быть только таким:
Регулярный менеджмент → Лин (или ТОС) → Agile → Цифровая трансформация
Так вот, большое количество российских предприятий как раз находится на этапе развития, который можно обозначить как «регулярный менеджмент». Он характерен такими убеждениями и принципами, распространенными среди руководителей и персонала:
Понимаете, в чем дело? В странах западной демократии эти убеждения в большинстве своем уже преодолены (признаны ошибочными, ограничивающими результативность), а в России еще только предстоит это сделать. К сожалению, никакой национальный проект это не предусматривает. Не предусматривает этого и проекты по цифровой трансформации. В них предполагается, что цифровые технологии изменят и культуру. А так не работает. Культура – очень инертная субстанция, поскольку состоит из принципов и убеждений, от которых так просто не отказываются. С культурой требуется отдельная скрупулезная работа.
Но есть и еще одна трудность. Каждая отдельная компания уникальна в том смысле, что имеет уникальный набор убеждений и принципов и достаточно уникальную рыночную ситуацию. А это значительно усложняет задачу конкретному предприятию прийти к победе в цифровой трансформации. Каждое предприятие должно провести диагностику и понять (осознать) – какое именно у него актуальное ограничивающее убеждение. Инструменты для этого есть, это логические инструменты Теории ограничений. Но их мало кто знает и использует, а потому предстоит этап проб и ошибок, через который не все пройдут без потерь, а для некоторых эти потери будут стоить места на рынке. 70-80% провалов – тому свидетельство.
Выводы
Статья впервые опубликована в журнале «Эксперт Металлообработка» №3 2021.
5 шагов к цифровой трансформации вашего бизнеса
Цифровая трансформация – это одновременно и угроза, и возможность: под ее действием разоряются одни компании (например, Nokia или Kodak) и становятся всемирно известными другие (как Booking или Google). Мы рассмотрим план действий, который шаг за шагом может провести компанию от уязвимого положения к новым возможностям.
Шаг 1. Поменяйте ваше личное восприятие
Первый шаг в развитии – осознать, что же все-таки происходит. Вы должны внимательнее смотреть на окружающий мир, чтобы разглядеть тенденции и закономерности, которые меняют бизнес. По опыту работы с клиентами мы знаем, что это изменение больше похоже на персональное развитие, чем стратегический анализ.
Это очень важный момент. Трансформация — это то, что каждый должен принять, осознать и прочувствовать. От нее нельзя отгородиться процедурами или делегировать IT-менеджеру. В нее нужно погрузиться с головой! Это новый образ мысли. Вы должны сказать себе: «В будущем я не смогу быть менеджером без осознания этого».
Регулярно анализируйте внешнюю среду. Что происходит в мире? Что мы видим на рынках других стран? Что делают наши конкуренты? Кто новые игроки?
В дополнение руководители могут проверить, насколько легко и удобно (или на самом деле нет) стать клиентом компании. Ведь именно это – способ входа новых игроков на рынок.
После этого начать присматриваться.
Шаг 2. Найдите сторонников
После личного погружения в проблему вы должны вдохновить и мобилизовать всю свою организацию. Цель состоит в том, чтобы развивать компанию с учетом новых тенденций на рынке, с осознанием того, что земля горит под ногами и необходимо броситься на поиск новых возможностей. В первую очередь, это вопрос правильной оценки окружающей среды, которую невозможно сделать без привлечения на свою сторону менеджерской команды, сотрудников и собственников бизнеса.
Руководство компании должны быть теми, кто бросает вызов и задает правильные вопросы, которые двигают компанию вперед. Главная задача менеджерской команды – понять мир вокруг компании, включая потенциальные угрозы и возможности. В итоге их работы нужно убедиться, что руководство компании регулярно задает себе следующие вопросы:
Откуда может прийти переворот в нашей отрасли и в каком виде?
Насколько устойчива текущая бизнес-модель? Необходимо подвергнуть ее стресс-тесту на случай потенциального переворота.
Насколько устойчива вся система относительно потенциального переворота: ваша компания, цепочка поставок и отношения с клиентами?
Какова ваша стратегия реагирования? Вы будете сами инициировать трансформацию отрасли или быстро следовать за лидерами? Насколько вы успешны в реализации последних инноваций и реагировании на текущие угрозы?
В каком тонусе организация? Где встречается наибольшее сопротивление? Какие компетенции нужны и где можно их получить?
Вы должны регулярно собирать эту информацию и инициировать ее обсуждение. Речь идет о поиске общего языка для обсуждения трансформации. Важно понять, кто в команде может проявить инициативу и понять, где она наиболее востребована. Кто способен возглавить этот прорыв? Кто сможет вдохновлять? Как правильно распределить эти роли?
Шаг 3. Проработайте сценарии
Следующим шагом нужно приспособить бизнес к изменениям вокруг него. Можно начать с анализа того, где вы рискуете столкнуться с наибольшим напряжением. Поработайте с вашей бизнес-моделью, например, в виде ее визуальной модели, и проанализируйте ее наиболее уязвимые элементы. Это станет хорошей отправной точкой для разработки сценариев трансформации.
Самое сложное – взглянуть на свою организацию снаружи. Внутри компании может быть заинтересованность в том, чтобы избежать такого внимательного взгляда. Менеджеры смогут убедить друг друга в том, что бизнес-модель устойчива и вам ничего не угрожает, и верить в особые отношения с вашими клиентами, которые защитят от любых угроз. Однако история учит обратному. Трезвый взгляд снаружи очень важен на этом шаге. Для получения более объективного взгляда неплохой идеей будет пригласить внешних консультантов. Вы точно будете знать возможные источники угроз и сможете начать разрабатывать стратегии реагирования и сценарии действий.
Шаг 4. Обманите иммунитет своей компании
На следующем шаге нужно мобилизовать способность компании быстро меняться и быть гибкой. У каждой компании есть иммунитет к изменениям. Как и человек, компания проходит кривую изменений, которая начинается с отрицания, переходя в депрессию и потерю веры. Гораздо позже происходит принятие, позволяющее воспользоваться открывшимися возможностями. Соответственно, если вам придется совершить трансформацию компании, смена стиля руководства будет основным вызовом. Важно определить, будут ли новые инициативы зарождаться внутри или вне компании. Будет ли меняться сразу вся компания или будет реализовываться множество компактных инициатив вокруг нее?
Стоит рассматривать новые бизнес-модели и инновации как некий конвейер (так делают фармацевтические компании при разработке новых продуктов) – набор неизменных этапов, который нужно предпринять, чтобы вывести продукт на рынок. Так реализуют ускоренные инновации: «нащупывают» и проверяют новое, чтобы быстро принять решение о жизнеспособности каждой идеи. Такой подход сэкономит вам много времени на детальную проработку того, что действительно будет двигать компанию вперед.
Шаг 5. Дерзайте!
На этапе реализации важнейшее нововведение – это скорость. Нужно забыть о классическом «благообразном» инженерном подходе, когда «идеальный» продукт разрабатывается, тестируется и снова дорабатывается, прежде чем мы покажем его клиенту. У вас нет ни времени, ни ресурсов для этого. «Ошибайтесь быстро!» должно стать вашим девизом и это, возможно, будет самым большим культурным шоком для вашей компании. Вы должны научиться делать все быстро и легко, чтобы не растратить все ресурсы на одном направлении.
McDonalds – уважаемая и устоявшаяся компания, которая смогла ускорить инновации. Испытание нового блюда начинается с простого фото в паре ресторанов. Затем оценивается реакция клиентов на фото. Клиенты заказывают бургер, которого на самом деле еще не существует. Персонал отвечает, что этот продукт в разработке, благодарят за интерес и предлагают один из бургеров в меню бесплатно.
На фоне трех месяцев в дегустационной лаборатории с фокус-группой в попытках оценить интерес клиентов к новому продукту – это просто невероятный прорыв. Нужен только фотограф.
Дальше бургер начинает продаваться в нескольких заранее выбранных ресторанах. Он все еще не включен в сложную цепочку поставок компании, его просто готовят несколько поваров на кухне. В тестовом ресторане сразу можно оценить восприятие новинки. Только после подтвержденного успеха продукт будет полностью доработан и включен в логистический поток. Это быстрая и дешевая разработка. Если идея оказалась плохой, то это станет ясно очень быстро!
Как подготовиться к цифровой трансформации? Разрушить свой бизнес заранее
С цифровой трансформацией в России все не так однозначно: она вроде есть, в нее инвестируют большие деньги, но мало кто понимает, что это такое и чем грозит бизнесу. Ситуация как в известном ролике: «Мы изобрели какой-то провод странный… Зачем он нужен? Пять лет работали над ним».
Вот и поговорим о том, почему надо разграничить цифровую трансформацию и цифровую оптимизацию. А еще о том, почему вам придется разрушить существующую бизнес-модель, чтобы создать новую ценность для своих пользователей.
То, что мы называли цифровой трансформацией лет 15 назад, было обычной оцифровкой данных. Сейчас у цифровой трансформации другой контекст, но и его не все правильно понимают. Некоторые думают, что проводят цифровую трансформацию бизнеса, но на самом деле занимаются цифровой оптимизацией.
/cnews.ru/
Специалист по цифровой трансформации начала 2000-х
Оптимизируем или трансформируем?
Допустим, вы внедрили модное сегодня машинное обучение, которое анализирует договоры и ищет в них рискованные места. Теперь юристы меньше занимаются рутиной, а освободившееся время тратят на решение интеллектуальных задач. Это то, что называется цифровой оптимизацией: вы оставили бизнес-процесс согласования договоров прежним, но ускорили его и сделали более эффективным.
Получаем определение цифровой оптимизации – модернизация систем и процессов с помощью цифровых инструментов. Выгода в том, что сотрудники работают лучше, а вы тратите меньше, потому что сотрудников теперь нужно не десять, а, например, всего пять на тот же круг задач. Обычно цифровую оптимизацию применяют точечно: для сложных бизнес-процессов, продуктов или услуг.
А вот цифровой трансформацией называют создание продуктов и услуг с новой ценностью. Это не «внедрил новую технологию, и теперь вместо людей часть работы выполняют роботы», а «создал новый продукт, который кардинально меняет пользовательский опыт». И это уже не машинное обучение, которое где-то там незаметно шуршит и помогает только вашим юристам (программистам, бухгалтерам, операторам и т. п.). После цифровой трансформации пользователи совсем по-другому будут потреблять и воспринимать ваши продукты и услуги.
Рассказывать о цифровой трансформации проще всего на реальных историях успеха. Возьмем Netflix: вначале компания занималась продажами и прокатом фильмов на DVD. Потом оставила только прокат, причем отправляла диски почтой. Еще через какое-то время она запустила сервис потокового вещания и рекомендательную платформу, которая с высокой вероятностью угадывает, какой фильм или передача понравится пользователю. Последние шесть лет Netflix успешно производит собственные фильмы и сериалы.
Еще один пример успешной цифровой трансформации – история газеты Financial Times, которая отказалась от печатного варианта и теперь существует только в вебе и мобильном приложении. А вот у компании Kodak, которая до последнего держалась за привычную модель работы, дела не очень: если вы загуглите это название, то на первой странице выдачи увидите заголовки вроде: «Почему Kodak умерла…»
Цифровая трансформация – как игра в шахматы
Готовьтесь к тому, что придется думать на несколько ходов вперед. Не обязательно кардинально менять все процессы, но нужно представлять, что вы будете делать дальше, какие ждут сложности. Возможно, цифровая трансформация и не нужна, достаточно цифровой оптимизации?
/marketoonist.com/
Никто не знает, с чем вы столкнетесь в процессе цифровой трансформации
Сомневаться в этой ситуации нормально. Если бы с цифровой трансформацией было так просто, то все бы уже давно ее совершили. Но это сложный процесс, где вначале придется уничтожить устоявшуюся бизнес-модель и построить ее заново. Вам нужно осознанно разрушить свой бизнес, пока это не сделал кто-то другой.
Как запустить цифровую трансформацию
Окей, у Netflix получилось. Как вам преуспеть в цифровой трансформации? Для начала предлагаем изменить кое-что не совсем очевидное: корпоративную культуру.
Начните с сотрудников
Во многих компаниях недостаток корпоративной культуры тормозит цифровую трансформацию. Часто в организациях есть закрытые формирования, которые называют «силосами» или «бункерами». Сотрудники с бункерным менталитетом выполняют свои задачи и понятия не имеют, какую ценность их работа, а вслед за ней продукты и услуги бизнеса несут для конечного потребителя. В итоге качество услуг падает, но это никому неинтересно.
Если избавиться от высоких стен между отделами, можно сделать большой шаг вперед. Но «прокачать» корпоративную культуру придется на уровне высшего руководства – C-level – а уже потом заручиться поддержкой руководителей всех уровней во всех подразделениях компании.
/epsilontheory.com/
Пока сотрудники не поймут, что можно работать иначе, бизнес будет топтаться на месте
Донесите до сотрудников, что они работают в единой системе и от действий, усилий каждого из них зависит ценность продуктов и услуг компании. Приготовьтесь к тому, что на нижних уровнях ваши идеи будут поддерживать хуже всего. О том, как подготовить команду к изменениям, хорошо написано в книге Дж. Коттера «Наш айсберг тает» – рекомендуем ее к прочтению.
Наймите T-shaped-сотрудников с широким кругозором в различных областях (горизонтальная часть буквы Т) и экспертными знаниями в одной узкой области (вертикальная часть буквы T). Их еще называют дженералистами за целостные взгляды на поток создания ценности (поверхностные знания в каждой области) и за профессионализм в узкой области (без умения видеть общую картину).
Почему вам нужны такие специалисты: они не зацикливаются на своих задачах, готовы взаимодействовать с другими сотрудниками и отделами ради общего дела и воспринимают цельную картину создания новых ценностей в организации.
Помните о стенах? Т-shaped-специалисты способны их разрушить, так как быстро адаптируются к изменениям.
Хорошо, если вы наймете П-shaped-профессионала, который на уровне эксперта разбирается в двух областях.
Добавьте технологии
Создайте единую систему записи, объединив классические информационные системы учета поставщиков, учета бизнес-операций, экосистемы вендоров и другие, которые управляют критичными для организации данными. Интегрируйте разрозненные компоненты на одной платформе и обеспечьте единую систему вовлечения (Single System of Engagement, SSE). Это технология для организации пути пользователей через персонализированное, бесшовное взаимодействие в разных точках соприкосновения. Такими точками будут социальные сети, электронная почта, мобильные приложения, сервисные порталы.
Единая система вовлечения поможет вам разрушить стены бункеров, и тогда сотрудники увидят работу коллег и поймут, как их совместные действия влияют на цели и задачи компании. SSE свяжет все измерения сервис-менеджмента: информацию и технологии, партнеров и поставщиков, потоки создания ценности и процессы. Все это будет «жить» на единой платформе, обеспечивающей бесшовное и удобное взаимодействие между перечисленными измерениями.
Единство и удобство – основные качества интегрированных платформ, которые в идеале должны быть быстрыми и удобными – как приложение в смартфоне. В конце концов, у новых поколений цифровое мышление, и их ожиданиям придется соответствовать: медленная и громоздкая платформа с формами на 50 полей – не их выбор.
Путь цифровой трансформации нужно начинать с людей, меняя их мышление. И только когда вы демонтируете старую бизнес-модель и подготовите компанию к масштабным преобразованиям, можно подключать конкретные инструменты. Помните, что ваша система вовлечения должна быть единой – только так участники бизнес-процессов будут непрерывно взаимодействовать, а клиенты получат новый пользовательский опыт и решат, нужен ли ваш бизнес рынку.
Digital Transformation: Начало
Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим с вами о цифровой трансформации (digital transformation), том самом buzzword, про который все говорят, но никто не знает как это делать. Это первая статья из цикла, в которой будет больше теории. Под катом вы узнаете о том, чем трансформация отличается от автоматизации на примере бизнеса бабушки, найдёте топ-10 кейсов от Microsoft, а также расскажем немного о новой программе Tech Acceleration.
Цикл статей «Digital Transformation»
Серия интервью с Дмитрием Завалишиным на канале DZ Online:
Цифровая трансформация на примере бизнеса бабушки
Для простоты понимания, будем проводить аналогию с бизнесом бабушки, которая вяжет носки. Представим, что её зовут Лидия Петровна, ей 73 года, она из России и вяжет по 1 паре шерстяных носков в неделю, а потом продаёт их на рынке, недалеко от дома.
У Лидии Петровны есть замечательный внук, Василий. Он переживает, что у бабушки слишком много работы, она устаёт, да и с 4 пар носков в месяц не сильно много заработаешь. Поэтому он предлагает сделать оцифровку дизайна бабушкиных носков, купить робота «Супер Вязальщик 2000», который может вязать по 100 пар шерстяных носков в неделю. Да и зачем ходить на рынок, когда можно создать сайт, через который можно продавать носки. Бабушке нужно будет всего лишь контролировать процесс производства и наполнять сайт новыми товарами.
Автоматизация — процессы, которые ранее требовали вовлечения «ручного» труда, по-разному автоматизировались, в зависимости от вида и типа процесса.
Шло время, бабушкин вязальный бизнес рос и процветал. С наступлением весны Лидия Петровна поняла, что ей нужно искать новые рынки сбыта, договорилась с горнолыжными курортами по всему миру и добавила в ассортимент более тонкие носки специально для австралийских покупателей. Нововведения Василия очень облегчили её работу и она стала зарабатывать значительно больше. Лидия Петровная стала выглядеть моложе и подумывала перебраться на ближайшую зиму в тёплую страну.
Но, как всегда бывает, не все были рады её успеху. Соседка по площадке, Мария Ивановна, смекнула, что дела у нашей бабушки идут в гору, и попросила внука купить ей такого же робота и оцифровать её идеи носков. В то же время, бабушка Фернанда из Бразилии, уже демпинговала цены на носки Лидии Петровны в некоторых горнолыжных курортах. А на форумах говорили о таинственной бабушке Атаро из Порт-Элизабет, которая собиралась предложить инновационный дизайн.
Казалось бы, бабушкин бизнес начал сдавать позиции буквально на глазах. Но, Василий не стал унывать и предложил поменять модель бизнеса: создать глобальный ресурс с доставкой дронами, в который бабушки со всего мира могли бы загружать свои дизайны носков и продавать их во всех уголках планеты. Лидия Петровна не была уверена, что кто-то согласится на это. Но Василий объяснил, что благодаря сбору данных и использованию алгоритмов машинного обучения, другие бабушки смогут получать более точную аналитику, а значит с помощью data-driven подхода будут совершенствовать свои модели носков. И, конечно, вполне очевидно, что это позволит им продавать носки в гораздо больших объёмах. Не говоря о том, что их перестанут волновать вопросы логистики, закупки шерсти и покупки новой модели «Супер Вязальщик X».
Так возник ресурс super-knit-socks.lp, который стал самым крупным в мире сервисом по продаже носков.
Цифровая трансформация — изменение бизнес-процесса с помощью современных цифровых технологий, data-driven походов, происходящее под воздействием конкуренции.
Конечно, в реальном мире переход от автоматизации к трансформации проходит значительно сложнее и включает в себя намного больше деталей, но тем не менее, надеемся, что общую суть процесса вы поняли. Идём дальше.
10 кейсов цифровой трансформации от Microsoft
Кажется, мы ещё ни разу не рассказывали на Хабре, про миссию Microsoft: To empower every person and every organization on the planet to achieve more (помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего).
Звучит грандиозно и мы действительно пропитаны этой идеей. Можно сказать, что она входит в основу digital transformation и описывает стремление помочь самым разным компаниям трансформироваться с помощью последних технологий. Не будем останавливаться подробно на ценностях компании, так как при желании можно найти много материалов по этой теме. Например, месяц назад вышло замечательное интервью на Forbes с Сатьей Наделлой, в котором он рассказывает о трёх технологиях, которые изменят мир и немного о том, как поменялась корпорация за несколько лет (к слову, это всё абсолютная правда).
Значительно интереснее будет рассказать о кейсах, про которые вы могли уже слышать:
1. ELSE.shoes
Решение, позволившее модным брендам открывать виртуальные 3D-бутики кастомизированной обуви. Уникальность проекта заключается в том, что покупатели могут самостоятельно создать для себя идеальную пару с учётом своих потребностей: вкуса, особенностей стопы и других предпочтений. Подробнее о решении компании ELSE Corp и его реализации с помощью технологий Azure можно прочесть здесь и здесь.
2. Microsoft Course IQ
В этом проекте, созданном со всемирно известным дизайнером полей для гольфа, Гилбертом Хансом, Microsoft показывает новый взгляд на работу с данными в спортивной индустрии. Информация собирается из разных источников источников (начиная от анализа ландшафта и скорости ветра, и заканчивая данными о погоде в разные времена года), в том числе, с помощью дронов и аэрофотосъёмки, и обрабатываются с помощью инструментов машинного обучения Azure (для более чем 13 тыс. полей для гольфа). Это позволяет дизайнерам эффективно оценить выбранный ландшафт для будущих полей, а гольфистам оценить лучшие позиции для игры на уже существующих полях. К слову сказать, этот проект стал бронзовым призёром фестиваля Каннские львы 2017. Подробнее про него можно узнать в статье WSJ.
3. Lowe
Если вы смотрите трансляции ключевых конференций Microsoft, наверняка в вашей памяти должна была остаться демонстрация Сатьи Наделлы на ключевом докладе Ignite, который проходил год назад. На ней мы увидели, как с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens можно создавать кастомный дизайн для своей кухни. Пилотный проект был запущен в двух магазинах: находясь в демонстрационном зале, клиенты могут содбирать собственный дизайн кухни из всех доступных товаров в магазинах Lowe, с помощью простых жестов. Больше подробностей можно почитать здесь.
4. MCSC (Общество по поиску пропавших детей Канады)
Не все проекты, которые можно отнести к цифровой трансформации, являются коммерческими. В прошлом году мы вам уже рассказывали про некоммерческий проект, в котором с помощью Xamarin и Azure, было создано решение для быстрого сбора информации о пропавшем ребёнке, и автоматической отправки данных в правоохранительные органы. Подробнее можно прочитать здесь.
5. HeedBook
Этот сервис анализирует качество обслуживания и удовлетворённость клиента в режиме реального времени с помощью нейронной сети в области машинного зрения и распознавания речи, используя только информацию с веб-камеры сотрудника фронт-линии. Он создан на основе Microsoft Cognitive Services и уже сейчас работает в подмосковных МФЦ и на Почте России. Также, интересная техническая деталь, ребята ушли от монолитной архитектуры и сейчас их система построена на микросервисах. Подробнее про это можно почитать здесь.
6. Schneider Electric
Отличный пример трансформации агро-бизнеса, в рамках которого с помощью IoT была разработана платформа, позволяющая экономить воду и электроэнергию. Но это ещё не всё, SE разработали сервис на базе облачных технологий Azure, который объединяет в себе управление датчиками, системы сбора и анализа данных, а также цифровые интерфейсы. В него встроена система мониторинга, которая помогает оптимизировать работу солнечных электростанций и другая система мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает температуру в отдельных помещениях работу систем подачи электроэнергии. Больше про это решение можно узнать здесь.
7. ДодоПицца
Это международная сеть пиццерий, главным продуктом которой является… франшиза, с ядром в виде собственной информационной системы Dodo IS на базе облачных технологий Azure. Она реализована в виде веб-сайта. Партнеры-франчайзи работают с ней как с SaaS-сервисом. В 2015 году их выручка превысила 1 миллиард рублей. Больше технических подробностей вы можете найти в нашей статье на Хабре.
8. Трансформация музейного пространства
Помимо недавнего кейса с Ford о демонстрации автомобиля в музее с помощью технологий смешанной реальности и HoloLens, будет интересно прочитать про несколько совместных кейсов с музеями в Сиэтле, Нью-Йорке и Лондоне. В них вы увидите примеры, как с помощью оцифровки существующих произведений искусства и обработка данных с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, музеи получают новые способы взаимодействия с посетителями.
9. ICEBERG
Это система для анализа действий хоккеистов, работающая с уникальными алгоритмами на основе нейросетей и машинного обучения в режиме реального времени, с использованием аналитических сервисов Microsoft Azure. Она помогает оптимизировать расходования бюджета, повышать эффективность тренировок и вероятность победы команды в каждой отдельной игре и в чемпионате. Подробнее про этот проект можно почитать здесь.
10. Music x Technology
Цифровая трансформация затрагивает различные сферы нашей жизни, в том числе творческую индустрию. В Microsoft это происходит в рамках Music x Technology, программы коллаборации между музыкантами и техническими специалистами, в которой с помощью новых технологий создаются решения, позволяющее музыкантам по-новому общаться с аудиторией. В ней уже приняли участие M83, Phantogram, Childish Gambino, Broods, Grimes и другие. Подробнее про эти кейсы можно почитать здесь.
Next steps
Сегодня мы поделились с вами теорией. Этот материал станет основой для серии статей, в которых мы будем делиться своим опытом и техническими кейсами, чтобы вместе разобраться на примерах, как происходит цифровая трансформация в разных индустриях.
Ключевой акцент в этой серии будет на 5 приоритетных направлениях: ML и Big Data, IoT, AI и боты, контейнеры и микросервисы, а также Serverless.
Минутка рекламы. Если вы хотите попробовать новые технологии в своих проектах, но никак не доходят руки, оставляйте заявки в программе Tech Acceleration от Microsoft. Её основная особенность в том, что мы вместе с вами подберём необходимый стек, поможем реализовать пилот и в случае успешной реализации, потратим максимум усилий, чтобы весь рынок узнал о вас.
Спасибо Стасу Павлову и Косте Кичинскому за вдохновение и помощь. 🙂
P.S. И, конечно, Quantum Quintum, за иллюстрацию к этой статье.