с чего начать сценаристу

Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии

Рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!».

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Алексей Караулов

Окончил журфак МГУ и Университет Колорадо в Боулдере.

Соавтор сценариев к сериалам «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия», «Гоголь», «Филатов» и фильму «Гоголь. Начало».

Разбираем сценарии успеха в профессии с автором сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия» и «Гоголь» Алексеем Карауловым.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Редакция Skillbox Media

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

— С какими навыками можно браться за профессию сценариста?

— Качества, необходимые, чтобы стать сценаристом, — это терпение, некий teamplay, готовность к компромиссу, умение слышать другого человека и понимать, что работаешь в команде. Они, конечно, могут быть и у школьника.

Но дальше начинаются — не ограничения, а, скажем так, — конкурентные преимущества, которые будут у человека более взрослого. Потому что есть всё-таки вещи, которые сводятся к жизненному опыту. Умение строить конфликт, например, и вообще понимать конфликтность человеческой природы. Это можно выучить по учебникам психологии и чужим работам. Но когда в твоей жизни не было, условно, развода, или потери средств к существованию, или возвращения домой на щите после крупного поражения, тебе как сценаристу будет сложнее воплощать всё это на экране, создавать правдоподобных персонажей.

Starter pack начинающего сценариста лежит в области его интересов, склонностей — того, на что он готов тратить время. Если тебе физически не нравится писать, это не такая уж и проблема, поскольку писать сценаристу приходится немного. Чем приходится много заниматься, так это быть в творческом поиске, смотреть чужие работы, быть частью глобального мира — и уметь находить в нём истории.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Нужно иметь склонность к наблюдению за другими людьми — у сценаристов это называется «ухо». Это умение подслушивать чужие разговоры, брать из них отдельные речевые характеристики и быть готовым обрисовать характер человека за несколько реплик. Но эти реплики нужно откуда-то взять, где-то подслушать и зафиксировать. Вот такая любознательность сценариста совершенно необходима. А остальное можно компенсировать общей эрудицией и насмотренностью.

Сценаристу нужно иметь «ухо» — уметь подслушивать чужие разговоры и обрисовать характер человека за несколько реплик.

— А почему сценаристу не приходится много писать? Сценарий — это же текстовый продукт, близкий к драматургии.

— Я часто цитирую американского сценариста Макса Лэндиса, сына режиссёра легендарных «Братьев Блюз» Джона Лэндиса: « Screenwriting is not about writing ». То есть сценарное мастерство — не про написание. Сценарист прислушивается к нуждам продюсера, зрителя, к повестке — и бесконечно переделывает свою работу с целью дотолкать этот паровоз в гору, до той точки, после которой сценарий превращается в фильм, чтобы дальше он катился уже сам по себе.

Но на пути к этой точке ты проходишь несколько этапов, можно так сказать. Сначала создаётся сценарная заявка — это документ, который ты сперва направляешь редактору, редактор просит в нём что-то поправить, и заявка отправляется продюсеру. Проходит иногда две недели, иногда больше месяца, когда ты просто ждёшь. Можно, конечно, работать над каким-то собственным проектом в эти периоды. Но если ты наёмный сценарист, то пилоты или вообще какой-то сценарий писать приходится сравнительно редко. Чаще занимаешься сценарными заявками, сценарными наработками — и больше читаешь чужого, чем пишешь своего.

Работа сценариста — это активное думание.

Она похожа на постоянные качели, переключение между разными режимами: напряжение и расслабление, перегрузка и медитация. Если попробовать расписать рабочий день сценариста по некой восьмичасовой схеме, то сознательно что-то написать за компьютером — это, ну, два часа в день. Но мозг у тебя всё время загружен, всё время варит какие-то свои коктейли из разных компонентов. В остальное время ты занят тем, что пытаешься нагрузить мозг фактами, чужими историями, историческим контекстом, даёшь ему построить из этого какую-то непротиворечивую вселенную, куда потом запустишь своих героев.

Когда дело доходит до пилота, ты можешь работать с текстом день-два, часов по восемь. Но работаешь, опять же, не с письмом как таковым, а с теоретическими моделями больше. Нужно иметь большой ресурс памяти, воображения, чтобы прогнать героя через весь путь, который вы ему обрисовали в своей голове. Письмо здесь — не то, к чему нужно специально готовиться.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Валерия Плотникова

продюсер курса «Профессия Сценарист» в Skillbox

Начинающему сценаристу понадобится усидчивость — работать придётся много. И насмотренность — ты должен понимать, что было сделано до тебя. Нужно учиться видеть текст в основе фильма или сериала. Любое аудиовизуальное произведение сначала рождается на бумаге. Поэтому при просмотре сценарист должен уметь отмечать какие-то художественные ходы, решения, которые были приняты драматургами, писавшими сценарий.

Смотреть кино для человека, который хочет работать в этой индустрии, — тоже работа: смотреть нужно много, искать референсы, похожие сюжеты или, наоборот, понимать, чего никогда ещё не было, знать историю кино.

— Что лучше с точки зрения результата — онлайн-курс по сценарному мастерству или традиционные киношколы и кинематографические вузы?

— В творческой профессии, если хочешь набраться знаний, нужно идти за именем — становиться подмастерьем, учеником конкретного человека. Это точно полезнее, чем получать широкую теоретическую базу. Наверное, и в классических вузах можно найти преподавателей, которые состоялись как профессионалы и могут чему-то научить. Учиться водить яхту, сидя перед доской в классе и вычерчивая какие-то схемы, странно. А классическое образование часто и сводится именно к этому: ты сидишь в аудитории, и преподаватель рассказывает про Аристотеля применительно к сценарному мастерству.

Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такое чаще случается с онлайн-платформами, где как раз можно найти определённого эксперта и послушать, какие ноу-хау помогают ему в работе.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Главное в обучении сценарному ремеслу не длительность учёбы и не престиж вуза, а ответ на простой вопрос: человек, который будет тебя учить, сам написал какое-то количество сценариев? Эти сценарии стали рабочими? Он является уважаемым профессионалом в своей области? Если ответ на эти вопросы «Да», то не так важно, где вы этого человека застали, чтобы учиться у него.

На нашем курсе в Skillbox я вычитываю все пилоты, которые студенты пишут в качестве выпускных работ. Для них это как раз такой момент общения с человеком, который уже поработал в индустрии и знает тонкости.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Валерия Плотникова

Курс по сценарному делу идеально ложится в онлайн-формат. Главный ресурс сценариста — его голова, руки и компьютер, где он записывает свои идеи. Теорию всегда можно изучить онлайн, а в практике ты один.

С началом пандемии в 2020 году учебную программу режиссёров и актёров в киношколах и вузах пришлось сильно адаптировать, чтобы студенты не потеряли в образовательном процессе. А сценаристу полезно много времени проводить одному, чтобы писать. Поэтому это идеальная программа, чтобы проходить её онлайн.

— Но нанять всех своих студентов вы, наверное, не сможете. Куда молодому сценаристу идти по окончании курса сценарного дела?

— Кого не найму, буду использовать, чтобы тестировать в поле: давать, например, писать сценарные заявки по продюсерским брифам. В любом случае путь следования за профессионалом применим и по окончании учёбы. В России сейчас есть пара десятков состоявшихся сценаристов. Они нарасхват и не справляются с тем потоком заявок от продюсеров и компаний, которые хотят с ними работать. Можно открыть любой топ успешных сценаристов — их регулярно создаёт, например, сайт «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика» — и постучаться к кому-то из них в Facebook, отправить некое мотивационное письмо, чтобы заинтересовать возможностью поработать с вами. Искренность всегда работает — в сценарном мастерстве в первую очередь.

Попасть в подмастерья к профессиональному сценаристу можно чаще, чем принято думать. Я и сам этим занимался в своё время.

— Это, конечно, замечательный сценарий, но если мы говорим о самостоятельном и амбициозном молодом сценаристе, как ему искать работу в индустрии?

— Визитной карточкой, конечно, будет проект, который ты создал. Чем, опять же, плохи киношколы в этом плане: там сценаристов часто заставляют писать сценарии короткометражных фильмов. Короткий метр — это фестивальная монета, в индустрии она не котируется: киноиндустрия не оценивает сценариста по короткому метру. Нужно написать получасовой или часовой пилот собственного сериала, может, веб-сериала. С этим можно откликаться на любые объявления, заваливать почтовые ящики киностудий, продакшнов, участвовать в конкурсах.

Карьерные лифты в индустрии работают: 10–12 раз в год проводятся питчинги, постоянно идёт поиск новых имён. Сейчас вот идёт открытый конкурс сценариев для хоррор-сериала студии «10/09» — любой может поучаствовать через сайт iwantfilm.ru. Нужно подписаться на такие сайты, на Telegram-канал «Питчинги», искать в Facebook разные конкурсы и участвовать в них.

Но я всё же считаю, что путь подмастерья в плане карьеры — самый благодатный. Он даёт доступ к брифам конкретных студий и продюсеров, которые по старинке продолжают высылать их своим любимым сценаристам, несмотря на то, что те лопаются от количества заказов. Поэтому сценаристы охотно берут подмастерьев.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Нужно понимать, что сценарное мастерство — это не искусство: тут нельзя годами совершенствовать какое-то видение, чтобы в итоге создать что-то революционное. Это ремесло, навык. Как пошив ботинок.

Есть конкретный набор умений, который нужно оттачивать. А оттачивают их на бесконечной работе по продюсерским брифам.

Можно наниматься в так называемые сценарные комнаты, это тоже отличный тренажёр. Там сидят 8–10 начинающих сценаристов, которым постоянно приносят новые брифы, они устраивают мозговой штурм и пишут по этим брифам сценарные заявки. Но такие комнаты ищут работников в основном через конкурсы и питчинги.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Валерия Плотникова

В России ощущается сценарный голод. Все продюсеры говорят об этом. Они ищут не столько новые идеи, сколько людей, которые умеют работать над сценариями. Чтобы молодому сценаристу найти работу, нужно просто заявлять о себе в различные продакшны. У всех есть открытая почта, всем можно послать свой сюжет, сценарную заявку. Возможно, они не захотят взяться за конкретную идею, но захотят работать с человеком, который умеет хорошо её подать.

— Вы на курсе разделяете сценарии для кино и для видеоигр. Они действительно различаются? Может, кто-то сразу решит «О! Было бы классно писать для видеоигр».

В играх есть собственный lore. Это термин как раз из игровой индустрии — на русский с натяжкой можно перевести как «мифология». Lore — это совокупность предысторий, всё, что предшествовало той точке, в которой мы оказались как зрители. К примеру, lore киновселенной Marvel в том, что в нашем мире периодически появляются люди со сверхспособностями.

Дело в том, что игры больше используют нелинейную структуру повествования. Они сильнее разветвляют сюжет и больше работают с воображаемым миром, потому что персонажем там является сам игрок. А сценарий фильма или сериала работает больше с героями, так как зрителю в нём отведена роль пассивного наблюдателя. Получается, для начинающего сценариста разница в том, что ему интереснее: человек, характеры или мир и события в нём. Если человек, тогда лучше пробовать себя в сериалах и кино.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Валерия Плотникова

За получасовую серию начинающий сценарист получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовой материал — от 150 до 350 тысяч. Диапазон гонораров увеличивается с ростом фильмографии и доходит до одного миллиона рублей за серию или близких к этому сумм. Но надо быть готовым к тому, что в первые год или два зарабатывать вы будете мало — из-за большого количества брака, пока набиваете руку. Гонорары обычно растут со второго-третьего года в профессии.

Игра слов, в дословном переводе: «Написание сценария — это не про написание».

Источник

10 вопросов сценаристу: как им стать, с чего начать карьеру, кому продавать сценарии

Сценарист — это специалист, который пишет сценарии, создаёт сюжет, характеры героев, их диалоги, описание места действия. Он нужен при производстве кино, сериалов, телепередач, шоу, видеоигр, концертов, рекламных роликов и ещё во множестве ниш.

Профессия сценариста на сегодня очень востребована, ведь эти специалисты упаковывают для конечных потребителей идею и необходимую информацию в понятную интересную форму.

Мы собрали 10 вопросов о профессии и задали их Алексею Зотову — режиссёру, сценаристу, продюсеру и преподавателю Нетологии.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на наши вопросы

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Автор-фрилансер. Задавала вопросы и оформила статью

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуЧто отличает сценариста сериалов от других сценаристов?

Основное различие — в подходе к истории: сценаристы полных или коротких метров пишут конечные истории, а задача сценариста сериалов состоит в том, чтобы придумывать истории, которые могут длиться бесконечно долго.

Ещё сценарист сериалов ограничен форматом — рамками, в которых он работает. Форматы бывают разными — среди них:

С полными или короткими метрами всё проще: вы можете сделать фильм хронометражем 93 минуты, и это ни у кого не вызовет вопросов. А в ТВ-сериалах, например, такое невозможно — вы просто не влезете в эфирную сетку.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуКакие навыки нужны сценаристу сериалов?

Самый главный — знать драматургию. А ещё:

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуКак пишут сценарии для ТВ-сериалов?

Главный принцип телевидения — охватить как можно большую аудиторию людей. Поэтому и сериалы должны создаваться, учитывая это правило. То есть сериал должен подходить всем.

Чем больше охваты, тем больше рекламы. Самый простой пример — сериал «Счастливы вместе». Этот сериал могут смотреть все: подростки (здесь Света и Рома прекрасно отыгрывают проблемы подрастающего поколения), взрослые и даже дети (в каком-то сезоне появился персонаж — маленький ребёнок).

Контент на телеканалах распределён по жанрам, и каждая кнопка на пульте ассоциируется у зрителей с определённым форматом. Поэтому за лёгким или смешным контентом идут на ТНТ или Пятницу, за драмой и историческими сериалами — на Первый канал и Россию-1, а, например, за детективами и триллерами — на НТВ и ТВ-3. Помимо жанра контент может отличаться посылом. ТНТ — юмор про жизнь, а СТС — слегка огламуренные истории.

Сценаристу на ТВ важно знать, для какого телеканала он пишет, как тот себя позиционирует. Чтобы понять формат, достаточно включить канал и посмотреть, за счёт чего он держит внимание зрителя.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуГде ещё могут выходить сериалы?

Сейчас активно развиваются платформы. И качество сериалов на них становится всё лучше и лучше.

У онлайн-кинотеатров позиционирование ещё до конца не сформировано, они прощупывают почву. Поэтому сериалы разных жанров и сложности восприятия могут выходить, например, как на More.tv, так и на Okko. Главное отличие интернет-платформ от ТВ — они не стремятся работать на максимально широкую аудиторию, а сегментируются по целевым аудиториям.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуКакие жанры самые популярные?

На этапе идеи гарантировать, что она выстрелит, нельзя. Имея на руках сценарий, отталкиваясь от проблематики и героев, спрогнозировать успех сериала можно. В этом поможет выбор жанра. Самые популярные на сегодня: комедия, детективы и мелодрамы (больше на ТВ),драмы (больше на онлайн-платформах), экранизация книг или событий, бюджетные сериалы (популярны на онлайн-платформах и не в прайм-тайм на ТВ).

А вот к менее востребованным жанрам сериалов можно отнести фэнтези, включая хоррор, и фантастику. Графика и декорации стоят дорого, поэтому даже с хорошим сценарием найти финансирование будет сложно.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуКУРС

Как написать сценарий сериала

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуПравдивы ли мифы о профессии сценариста?

Большая часть мифов, которые ходят о профессии, — правда, но с оговорками. Сложилось мнение, что сценаристы — интроверты. Зачастую это так, но в некоторых жанрах невозможно работать без постоянного контакта с коллегами. Например, в жанре комедии: здесь почти все шутки придумываются в команде. Если сценарист работает в одиночку, в большинстве случаев он не может понять, будет ли его шутка смешной для зрителей.

Говорят, что сценаристы могут сами выбирать график и не имеют никаких ограничений по времени работы, если успевают со сдачей до дедлайна. Это плюс-минус правда: если вы только начинаете работать сценаристом, то даже полгода на написание сценария может не хватить. Придётся работать ежедневно: первые сценарии идут тяжело. Это и сложности с продумыванием истории, и нехватка практических навыков, и ошибки, которые приходится исправлять. Со временем и опытом, однако, приходит и свобода: ошибок становится меньше, а свободного времени — больше.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуПравда, что сценаристы сериалов зарабатывают очень много?

Зарплата сценариста может существенно разниться в зависимости от функций, успеха уже реализованных проектов, жанра, в котором работает сценарист, и платформы. Средние цифры на рынке для сценариста с опытом такие:

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуЯ решил написать свой первый сценарий, с чего начать?

Лучше всего будет начать с наработки теоретической базы. Профессия сценариста может показаться лёгкой, но это не так. В кинематографе нет простых профессий: сказать, что писать сценарии может любой, — всё равно что утверждать, что любой может быть режиссёром, если умеет работать с актёрами. Нужны навыки, которые можно развивать бесконечно.

Сценаристу недостаточно хорошо рассказывать истории друзьям: нужны базовые знания в профессии, понимание глубины истории и того, о чём вообще писать. Сценарии, написанные без обучения, чаще всего непрофессиональные. Непрофессиональность здесь не равно некачественности: рассказанная история может быть очень хорошей, но если она выстроена криво, то редакторам придётся многое изменять и вносить большое количество правок. Знание профессии и особенностей работы в кинематографе позволяет избегать таких проблем.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуСценарий готов. Правда, что по нему могут снять фильм?

Это абсолютная правда. Но важно понимать, что киноиндустрия — это сфера, в которой работает энергия. Если она у вас есть, вы готовы зажигать людей своими идеями, то всё получится и вы сможете захватить аудиторию и продюсеров своей историей. Все идут к тому, что горит, на то, что ярко. И напротив: без энергии людей будет сложно в чём-то убедить.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристуКак войти в профессию?

Начните с обучения. Без обучения в киношколе или на специализированных курсах может быть сложно сделать первый шаг: редактор, скорее всего, просто отправит ваш сценарий на доработки или не примет его. Можно попробовать научиться писать сценарии, читая книги по драматургии, но этот путь не всегда продуктивен: вы получите теорию, а в нашем деле очень важна практика. И ещё:

Сегодня в кинокомпаниях читают все входящие письма: количество производимого контента увеличилось многократно. Состоявшиеся сценаристы не всегда готовы быстро переключиться на что-то кардинально новое, поэтому кинокомпании постоянно ищут молодую кровь.

Если на начальном этапе вам предлагают купить сценарий серии не за 100 тысяч, а за 50 тысяч — продавайте, это пригодится для портфолио.

Пробуйте, мониторьте рынок и постоянно развивайтесь сами — изучайте дополнительные материалы, практикуйтесь, общайтесь в профессиональном сообществе.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на вопросы

Источник

Как стать сценаристом с нуля: пошаговая инструкция и разбор профессии

Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! Профессия сценариста самая незаметная в кино, обычно зрители хорошо знают режиссеров, актеров, даже композиторов и исполнителей саунд-треков. Однако те люди, которые собственно придумывают захватывающие истории и создают персонажей, часто оказываются за кадром, а иногда и вне титров. Хотя именно они создают идеи и дают материалы для работы всем остальным участникам процесса, и без качественного сценария не было бы ни одного фильма. И не совсем понятно, как становятся сценаристами: кто эти люди, создающие целые миры в своем воображении, где учатся этой профессии, да и можно ли этому научиться?

Кто такой сценарист, что он делает?

Сценарист – это человек, автор, придумывающий различные истории, идеи, разрабатывает концепции для фильмов, клипов, игр и др. Этот специалист пишет сценарии, в которых подробно описывает речь и поведение персонажей. Именно сценарий становится основой для любых съемок. Чтобы стать сценаристом, недостаточно уметь просто хорошо писать: работа писателя сильно отличается от того, что делает сценарист. Для успешной работы необходимо знать законы драматургии и построения сюжета, понимать, как устроена киноиндустрия. А также важно уметь вносить правки в сценарий с учетом мнения других людей, работающих над картиной: продюсера, редактора, режиссера, реже – актеров.

Сценарист должен до малейших деталей представлять, что будет происходить на экране, какими будут персонажи, и уметь это максимально четко описывать действиями и диалогами. Конечно, режиссер что-то добавит или убавит, в соответствии со своим видением, но это обычно детали, основа, сюжет, остается неизменным.

Сценаристы могут не только писать сценарии к фильмам, сериалам, театральным постановкам, но и заниматься другими делами, например, хорошим опытом считается работа над произведением в качестве режиссера или его помощника, тогда специалист понимает, как слова с бумаги превращаются в действие на экране. В будущем это помогает писать более четкие сценарии, понимать, что лишнее, а что – нет. Реже авторы идей становятся продюсерами или актерами.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Также сценаристы разрабатывают сюжеты для клипов, различных телепередач, шоу, праздников и деловых мероприятий, видеороликов в интернете, квестов или компьютерных игр. Если в голову пришла какая-то интересная история, стоит попробовать превратить ее в сценарий, качественные произведения хорошо оплачиваются. Но самое главное и сложное в этой работе – не только придумать что-то, но и воплотить идею, ведь пока она витает в воздухе, она ничего не стоит. Но, стоит ее оформить на бумаге, как она приобретает ценность, однако необходимо знать, как оформлять сценарии.

Чем занимается сценарист

Круг профессиональных обязанностей сценаристов зависит от того, какие задачи перед ним ставит работодатель. Конечно, основная задача – писать сценарии к различным продуктам, вносить в них правки, чтобы попасть в формат. Также сценарист может продумывать концепцию кино или шоу, согласовывать её с директором или заказчиком.

Иногда обязанности разбиваются, например, над одним проектом могут работать несколько сценаристов: один продумает действие фильма, другой – речь героев. Бывает, что у сценаристов есть и дополнительные функции, например, общение с журналистами или создание сюжетов промороликов к основному продукту.

История профессии

Само искусство кинематографа довольно молодое, оно появилось в 19 веке. Тогда экранизировались анекдоты, короткие события из реальной жизни, сказки с простыми сюжетами, использовали те же мотивы, что и художники при создании картин. Тогда фильм длился от нескольких секунд до нескольких минут.

Сценаристика, как отдельное направление, возникла гораздо позже: в начале 20 века кинематографисты устали от примитива, исчерпали простые идеи и до конца осознали всю ширь своего искусства. Тогда они обратились за идеями к книгам, но роман – это не сценарий, в нем не расписано так, как надо, основные реплики и действия (кино в ту пору было немым и требовало особенного подхода). Да и книги зачастую страдают многословием, которое на экран в полной мере не перенесешь. Сначала адаптацией литературных произведений занялись писатели, журналисты. Затем появились люди, которые стали профессионально писать сценарии к фильмам, профессия сценариста сложилась только к 30-м гг. прошлого века. Конечно, развитию профессии во многом поспособствовало само развитие кинематографа, появление звуковых фильмов, развитие техник монтажа и режиссуры.

Сейчас сценаристика – неотъемлемая часть не только кино, но и телевидения, да и любого производства видеоконтента, включая любительские ролики для блогов. В основе каждой ленты есть идея, и есть сюжет. Кинокомпании и телеканалы постоянно ищут талантливых авторов, способных создавать оригинальные идеи, писать захватывающие истории. Для производства телешоу требуются сценаристы, способные работать в строгих рамках, соблюдать требования канала, сроки и попадать в формат. Однако, несмотря на востребованность профессии, стать сценаристом нелегко, пробиться к продюсеру и зрителю очень непросто.

Что нужно знать и уметь сценаристу

Это работа, которая подойдет не каждому. Специалист должен владеть знаниями в различных сферах:

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Помимо этого к сценаристу предъявляется еще множество требований, например, начитанность, большой объем просмотренных и разобранных фильмов, умение разбирать чужие произведения. Быстро стать сценаристом не получится, для этого мало одного умения писать занимательные истории или только писать грамотно, просмотреть несколько сценариев тоже будет недостаточно, здесь нужна кропотливая работа над собой и над сценарием.

Личные качества

Для успеха в профессии понадобятся такие качества, как:

Развитые коммуникативные навыки нередко становятся краеугольным камнем в работе сценариста. Создание произведения в основном уединенное занятие, но кино – командная работа. Готовый сценарий попадает к продюсеру и режиссеру, которые начинают вносить правки в соответствии со своим видением, необходимо уметь договариваться, обсуждать, принимать чужую точку зрения. Также необходимо уметь объяснять, почему персонажи ведут себя так, а не иначе и объяснять свою позицию корректно и понятно для всех участников процесса.

Нередко из-за правок и переписываний работа над сценарием затягивается на несколько лет. К этому нужно быть готовым и не ждать мгновенного успеха и одобрения.

Зарплата сценариста

Размер заработных плат специалистов сильно разнится по стране, а также в зависимости от рода деятельности. Например, на производстве телешоу и сериалов в Москве обычно стабильные и высокие заработки: от 50 до 300 тыс. руб./месяц. В рекламе предельные оклады вдвое ниже. В регионах сценаристам платят от 20 до 70 тыс. руб., зависит от города и специфики работы.

Готовые сценарии к полнометражным фильмам продаются штучно, стоящие идеи оценивают в несколько миллионов рублей, более простые сценарии стоят гораздо дешевле.

Заграницей заработки выше не только потому, что там дороже оценивают сам сценарий, но и за счет стабильного отчисления авторского гонорара от кассовых сборов и продаж лицензий. Автор получает доход от своего произведения не 1 раз, а на протяжении всего периода активных продаж.

Однако часты случаи, когда люди годами не могут продать свой сценарий, поэтому идти в сценаристику ради денег не стоит: они здесь нелегкие и никто не дает гарантий какого-либо заработка вообще.

Как стать сценаристом?

В сценаристику много путей: кто-то 5 лет получает высшее образование, другие проходят курсы, третьи нигде не учатся, но уделяют много времени и сил именно практической работе и самообразованию, нередко в сценаристику переходят из смежных профессий, например, писатели, журналисты, редакторы. У каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны, то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Сейчас разберем каждый вариант получения специальности подробно.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Высшее образование

На сценаристов учат в государственных и частных ВУЗах, после прохождения курса выпускник сдает экзамены и получает диплом государственного образца, подтверждающий квалификацию.

Выучиться на сценариста можно во ВГИКе, МГИКе, СПбГИКтТе и других институтах культуры и кинематографа, где есть специализация «Сценарист». Абитуриенту придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти внутренний творческий конкурс. Также абитуриента могут попросить предоставить портфолио, творческие наработки, собрать рецензии. Окончательное решение о зачислении принимается после прохождения собеседования.

Важно на всех этапах показать себя с лучшей стороны. Поэтому начинать готовиться к поступлению нужно заранее, речь идет не только об экзаменах. Необходимо узнать, в чем состоит творческий конкурс, как проходит собеседование. Именно на последнем этапе приемная комиссия оценивает творческие способности, широту кругозора и личные качества будущего студента. Во время обучения нужно с пользой проводить время и «выжимать» из него максимум. Необязательно становиться «ботаником» и учить все подряд, главное – не отмалчиваться на практических занятиях.

Очное обучение имеет 2 огромных плюса, перевешивающих основные минусы: обратную связь от компетентных людей и быстрое вхождение в профессиональный круг.

Обратная связь подразумевает оценку сценария другими людьми. Чтобы она имела цену, разбор должны проводить люди, разбирающиеся в этом вопросе. Оценки мамы, друзей, родственников обычно субъективны и не дают разностороннего представления о работе: ее недостатках, выигрышных моментах, поэтому самоучки часто учатся очень долго и повторяют из раза в раз одни и те же ошибки, их просто никто не замечает и не указывает на них. На занятиях сценарии разбирают профессиональные сценаристы, высказывают мнения сокурсники, т. е. автор за короткое время собирает множество точек зрения и получает достаточно полное представление о своем сценарии, а также понимает, как произведение воспринимают другие люди: обычно трактовка автора и зрителя/читателя сильно отличаются.

с чего начать сценаристу. Смотреть фото с чего начать сценаристу. Смотреть картинку с чего начать сценаристу. Картинка про с чего начать сценаристу. Фото с чего начать сценаристу

Во время обучения некогда лениться: обычно сроки оговорены и в них нужно укладываться. Это приучает к дисциплине, систематической работе, а не только «по вдохновению».

Также во время обучения происходит наработка профессиональных и социальных связей. Студенты оказываются буквально втолкнутыми в ту среду, где им предстоит работать. И важно в этот момент не растеряться, не стушеваться, а, наоборот, попытаться проявить себя. Часто лекции читают известные актеры, режиссеры, драматурги, продюсеры. Нужно с ними активно взаимодействовать (конечно, по делу), чтобы запомниться. Возможно, сценарий студента приглянется кому-нибудь и по нему снимут клип, короткометражку или же предложат работу сразу после выпуска.

Обучение в школе кино

Киношкола – это не ВУЗ в классическом понимании. Это частное учебное заведение, обычно их основатели – режиссеры и драматурги. После окончания курса выдается сертификат, не диплом, но документ позволяет работать по новой профессии. Отличие киношкол в том, что здесь меньший теоретический блок, чем при получении академического образования, основной упор делается на практику: написание сценариев, разбор фильмов и работ других учеников, участие в питчингах, подготовка презентаций для кинокомпаний.

Школа кино в основном имеет те же преимущества, что и академическое образование: формирование профессионального круга, обратная связь, всестороннее системное образование. Несмотря на уменьшенный блок теории, ученики не упускают из виду ничего важного, что имеет практическое значение в профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *