с чего начать путь к богу православие
Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?
Окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
– Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?
Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.
После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.
Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.
Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.
– В чем значение монашества?
– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.
Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.
– Почему человек может утерять Божественную благодать?
Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.
– Что еще может отдалить нас от Бога?
– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.
– А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?
– Он становится живой иконой Бога.
Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.
Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.
На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.
Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.
Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?
Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.
Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.
1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.
2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)
3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения… Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).
Восемь шагов новоначального христианина
Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере. Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным источникам информации порой даже больше затрудняет поиск нужных ответов. В интернете информации столько, что за всю жизнь не перечитать, а полки в книжных магазинах поражают обилием православной литературы. Очень легко потеряться в таком море информации. В этой публикации кратко описаны восемь шагов, которые помогут новоначальному христианину правильно выстроить свою духовную жизнь и укрепляться в вере.
1. Изучение Священного Писания
Священное Писание – это источник Божественного Откровения, из него мы узнаём о Боге и Его заповедях. Основа христианского вероучения – Евангелие, название это переводится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изучать Евангелие и постигать учение Христово, которое в нем содержится. У христиан нет никаких тайных знаний о Боге, мы черпаем знания со страниц Священного Писания. И для священника, и для мирянина Евангелие одинаково, и все в одинаковой степени призваны соблюдать те заповеди, которые дал Господь. Поэтому для христианина важно читать и изучать Священное Писание.
Чтение стоит начинать с Нового Завета, с Евангелия, ежедневно прочитывая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо помнить, что вдумчивое его изучение не предполагает поспешности. Поэтому совсем не лишним будет параллельно с чтением пользоваться толкованиями святых отцов, в которых глубоко раскрывается суть евангельских повествований.
Очень хорошо будет присоединиться к группе по изучению Священного Писания. Такие группы, очные и дистанционные, бывают при храмах и православных учебных заведениях. При выборе дистанционной группы в интернете надо удостовериться, что группа православная, иначе есть риск попасть к сектантам или еретикам.
2. Личная молитва
Для христианина очень важно научиться правильно молиться, поскольку молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. Начинать надо с самого простого – молитвы «Отче наш», которую дал нам Господь Иисус Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, эта молитва очень глубока по своему содержанию и фактически охватывает всю жизнь человека. «Отче наш» — это та молитва, которую каждый христианин должен знать наизусть.
Конечно, можно молиться и своими словами, испрашивая у Господа потребное для души и тела и благодаря за милости. Но будет правильным прибегнуть к многовековому молитвенному опыту Церкви, который содержится в различных молитвах, написанных святыми отцами. Из таких молитв составлены специальные сборники – молитвословы. В них содержатся утренние и вечерние молитвы, молитвы, которые читаются перед Святым Причащением, и многие другие. Начав с регулярного чтения «Отче наш» утром и вечером, закрепив это делание как обязательное духовное занятие, можно приступать к чтению утренних и вечерних молитв из молитвослова. Поначалу может быть затруднительно прочитывать все молитвы, поэтому можно добавлять их понемногу.
Молитвы написаны на церковнославянском языке, что поначалу может создавать определенные сложности – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непонятны. В этом случае стоит обратиться к толковым молитвословам, разобрать молитвы, пользуясь параллельным переводом. Бездумное повторение непонятных слов и выражений не приносит никакой духовной пользы. Молитвы – это не заговоры или заклинания, а благоговейная беседа с Богом. Очевидно, что беседовать нужно осмысленно, иначе есть вероятность быть не услышанным. Также необходимо помнить, что суть – это не механическое вычитывание молитв, а именно сама молитва, со вниманием, сосредоточением и пониманием прочитанного.
3. Участие в богослужениях
Молитва бывает не только личной, но и общественной. Церковь – это не только здание храма, которое мы привыкли так называть, но, в первую очередь, это совокупность христиан во главе с Иисусом Христом. Господом и апостолами мы научены собираться вместе для молитвы и благодарения Бога. Поэтому одной из практических сторон духовной жизни православных христиан является участие в совместном богослужении. Православное богослужение невероятно интересно и глубоко по своему содержанию. Оно очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Для изучения церковных служб существует множество пособий в разных форматах.
Не стоит смущаться и того, что поначалу непонятен язык богослужения, ведь оно совершается на церковнославянском языке. Он, как и всякий язык, для полного понимания требует углубленного изучения, но на первом этапе будет вполне достаточным изучить переводы богослужебных текстов с пояснениями к ним.
Главное православное богослужение – это Божественная литургия. Также ее называют евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение», ведь благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Во время литургии верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спаситель показал пример первой евхаристии, совершив Тайную вечерю со своими учениками, и впервые причастив их.
Именно с литургии и стоит начинать свое знакомство с православным богослужением. Участие в евхаристии – жизненно важное для православного христианина дело. Традиционно христиане собираются для совместной молитвы в воскресный день, который именуется малой Пасхой, и причащаются Святых Христовых Тайн за Божественной литургией.
4. Изучение основ православной веры
Духовное наследие Церкви невероятно обширно – догматика, каноны, творения святых отцов и многое другое. Углубленное изучение богословских дисциплин является задачей для священнослужителей, богословов, но также вполне доступно каждому желающему. Новоначальный христианин рискует потеряться в обилии информации, если начнет хвататься за всё сразу. Какой бы интересной и привлекательной для чтения ни была предлагаемая в различных источниках информация, начинать надо с малого. Нельзя сразу кормить младенца твердой пищей, сначала он растет на молоке матери.
Самостоятельное изучение основ Православия стоит начать с «Символа веры» и пояснений к нему. «Символом веры» называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Он состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
Далее стоит углубиться в изучение информации о Таинствах Православной Церкви. Выше уже было сказано о Евхаристии – это одно из семи Таинств. Полезным будет и ознакомление с православным календарем – праздниками, постами, житиями святых.
Самое надёжное образование – системное, самое ценное – очное, к нему относятся катехизические беседы и занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме знаний они вводят человека в общину верующих. Существуют и дистанционные курсы, среди которых можно выделить Просветительские курсы при Сретенской духовной семинарии.
Пособия для новоначальных можно найти в разделе Катехизация нашего портала.
Рекомендуем также воспользоваться библиотекой «Азбуки веры». В ней содержатся тысячи трудов, поэтому начинать стоит с раздела «Что читать христианину».
5. Покаяние как переосмысление и изменение жизни
Начиная христианскую жизнь, человек должен задуматься о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Критерием для такого осмысления собственной жизни является Евангелие, учение Христово. Принимая Христа как Спасителя, человек принимает и условия спасения. Бог спасает нас, но не без нашего участия. Условия спасения – это покаяние в грехах, исправление и жизнь по заповедям Божьим. Нельзя упорствовать в грехе, называя себя христианином. Грехи следует исповедать и стараться больше к ним не возвращаться.
Таинство Покаяния (Исповедь) даёт возможность христианину получить прощение грехов от Бога для последующего исправления. Исповедь принимает священник, который является свидетелем покаяния человека перед Богом. Выслушав исповедь, он совершает видимый знак отпущения грехов – читает разрешительную молитву.
6. Самонаблюдение
Христианин должен быть внимателен к себе, к своим поступкам и отношениям с другими людьми. То, что казалось простым и привычным до обращения к вере, может стать недопустимым для христианина. Такие «повседневные» грехи как осуждение, пустословие, раздражение, гнев, сквернословие и многие другие – это то, с чем придется ежедневно бороться. И тут без самонаблюдения никак не обойтись. Придется бить себя по рукам и прикусывать язык, стараясь исключать эти грехи из своей повседневной жизни. Тут в помощь усердная молитва и регулярная исповедь. Чем больше усердия в добродетели, тем больше и помощи от Господа.
7. Добрые дела
Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви. «Любовь есть исполнение закона», – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ).
Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).
Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.
8. Обретение духовника
Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и ви́дение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник. Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди.
Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.
Не всегда бывает возможность задать все вопросы, которых порой собирается немало, духовнику лично, тогда можно получить ответ на нашем сайте в разделе «Вопросы и ответы».
На пути в Царство Небесное новоначального христианина подстерегает много искушений, проблем, да и просто непонятных вещей. Поэтому настоятельно советуем ознакомиться с Основами духовной безопасности.
С чего начать путь к Богу?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Церковь как закрытый мир для меня, я как будто живу в другом мире, а верующие в другом, и я все никак не могу пробиться в этот мир. Не понимаю, как изучать этот мир, столько информации, если только как любую науку осваивать, идти в учебное заведение и по программе от простого к сложному пытаться изучить предмет, чтобы создать базу первоначальную, от которой можно дальше развиваться.
Не могу понять, как структурировать, как изучать. Искать ли учителя (духовного наставника), который провел бы или направил? Само не складывается, встреч судьбоносных не происходит, а сама как без почвы под ногами, болтаюсь и не знаю, куда- к кому-как.
Слушая воцерковленных людей — их воцерковление в основном это встреча с людьми, которые стали по сути Учителями. Стремлюсь к тому, чтобы воцерковление мое стало искренним и глубоко принимаемым и понимаемым, а пока только ощущение, что метафизическое можно интерпретировать разновариантно и подстраиваимо. Понимаю, что соблюдение церковных правил необходимо для внешнего форматирования, но это только средства.
Где же та точка отсчета и как к ней приблизиться?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Елена, здравствуйте!
Очень рад Вашему доброму и благому желанию — прийти в Церковь, я бы даже сказал, вернуться домой — к Богу. Ведь именно так часто христиане и называли путь к Богу — возвращение домой.
Вы очень верно расставляете акценты — и правильно понимаете, что важно, и верно задаете вектор. И теперь я Вам еще немного расскажу о Церкви.
На самом деле в Церкви все очень и очень просто. Только вот если пытаться все постигать через призму научного подхода, то будет очень и очень непросто. И может получиться горе от ума. Так что богословское образование — это, безусловно, хорошо и правильно, если есть такая возможность. Но самое главное — это личный духовный опыт и опыт церковной жизни. И вот его-то и надо начать приобретать.
Начать надо с начала, с главного и основополагающего — с исповеди и Причастия. Самое главное — принести Господу свои грехи, свою черноту души, свою духовную грязь. Принести и оставить на исповеди, не возвращаясь больше к этим нечистотам. И попалить всю эту темноту силой Крови и Тела Христова, освятить себя Причастием.
Исповедь — это потрясающее Таинство, в котором из души человека изглаживаются грехи и человек получает силу, благодать Божию, на то, чтобы залечились те душевные раны, которые были накоплены за годы предыдущей жизни. От исповеди к исповеди человек учится все трезвее, объективнее, глубже видеть и понимать себя. И чистит-вычищает свои душу и сердце.
Одновременно советую Вам договориться со священником о беседе. Без духовного руководства — тут Вы тоже верно говорите — в духовной жизни не обойтись, потому что кто-то должен Вам подсказывать, что и как делать с собой и своей душой, а где-то буквально за руку провести по правильному пути. Очень хорошо, если Вам встретился опытный священник, или Ваши родители, или Ваши крестные были духовно опытными людьми и смогли передать свои знаний и стать своего рода образцом того, как следует поступать с собой. Так повезло далеко не всем, и ничего страшного. Сейчас, сегодня вполне достаточно будет, чтобы Вы поговорили с тем священником, к которому будете потом приходить на исповедь и который, таким образом, станет Вашим духовником. Походите в храм, присмотритесь немного к батюшкам. А можете помолиться, от души попросить Бога о том, чтобы все сложилось, и просто прийти к храм и спросить за вечным ящиком (где свечи продают), как Вам можно договориться о беседе. Если сразу не сложится, приходите еще и еще раз. Вы начинаете добрый путь, и тут могут возникнуть искушения. А дальше Вы уже будете обсуждать Ваш путь и вопросы со священником лично.
Чтобы разобраться немного в догматике, купите самый простой «Закон Божий» и прочитайте его. Отметьте непонятные места и разберитесь с ними. На первое время этого будет достаточно, а там дальше уже Вы приобретете какие-то знания, да и батюшка подскажет.
Конечно, хорошо найти духовного отца, который направит и поможет. Но не всем получается сразу найти такого, потому я бы посоветовал найти священника, близкого по духу, не пренебрегая его образованием и познаниями. И попросить духовного руководства для новоначального. Если все пойдет правильно, то Вы сами будете расти в вере, находить информацию и изменяться. Но сперва нужно обратить все свое внимание внутрь себя, в эту бесконечную пропасть нашей греховной души.
Также начать читать Евангелие. Не стараться понять сразу умом, но попробовать постигнуть душой. Молиться по молитвослову, пытаясь душой понять слова. Можно прочитать перевод, чтобы язык молитвы стал более понятным. Также очень хорошо почитать святых отцов, но не много и запоем, а понемногу, пытаясь постигнуть смысл и глубину.
Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.
Первое:
Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.
Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.
Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.
Второе:
Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.
Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.
Вот и с храмом так же. В ходе богослужения у вас будут рождаться вопросы, на которые вы захотите найти ответ. С поиска ответов на них и начнется постепенное осмысление службы — практика будет подкрепляться теорией.
Третье:
Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.
Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.
Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.
Четвертое:
Пятое:
Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.
Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.
Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.
Шестое:
Исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.
Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.
Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.
При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.
Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.
Седьмое:
Постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.
Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.
Восьмое:
Внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.
С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.
А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.
Девятое:
будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.
Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.
Десятое:
Не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.
На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.
Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.