с чего начать музыкальное образование
Не просто увлечение: как стать музыкантом в домашних условиях
И можно ли заработать подростку на своём хобби
Иногда детские увлечения не воспринимаются взрослыми слишком серьезно, ведь получение профессии часто ассоциируется с обязательным полноценным образованием. Однако многие великие музыканты начинали свой путь с написания стихов дома под одеялом и самостоятельного обучения игре на музыкальных инструментах. Мы поговорили с Германом (МС Кепка) о том, как он стал заниматься музыкой, начал писать джинглы на заказ, а теперь готовит EP и работает саунд-дизайнером в студенческом СМИ.
С чего всё началось
Музыкой я увлекаюсь давно. Мама включала мне в детстве классические симфонии, а лет в 8–9 больше всего меня вдохновляло творчество Димы Билана. В 13 лет я понял, что писать простую музыку — не так уж и сложно. На iPad в приложении GarageBand написал свои первые песенки и выложил в соцсети. Это, конечно, было просто баловство. Первая песня называлась «Бутерброд» и очень понравилась моим друзьям. До сих пор натыкаюсь на неё и переслушиваю — качает.
Для меня музыка была отдушиной. Я был серьёзным подростком, нацеленным на карьеру в международных отношениях, поэтому ничто не могло сделать меня счастливее, чем прийти домой после уроков и позаниматься музыкой. Я даже сам научился играть на гитаре!
Первый опыт гострайтинга
Когда у меня в четверти выходила двойка по математике, учительница предложила написать бит для конкурса и таким образом исправить оценку. Кто хочет ходить с двойкой в дневнике? Я написал бит и текст. Кто-то от нашей школы выступил с этим битом на концерте и зачитал рэп, а я получил несколько пятёрок и тройку в четверти.
В первую очередь — респект вам. Ответьте самим себе — для чего я хочу этим заниматься? Если для души, то не может быть никаких рамок и советов. Если же вы хотите уйти в коммерцию, то ознакомьтесь с правилами своего рынка, занимайтесь ежедневно музыкой и старайтесь не делать паузы в любимом деле.
В первую очередь — респект вам. Ответьте самим себе — для чего я хочу этим заниматься? Если для души, то не может быть никаких рамок и советов. Если же вы хотите уйти в коммерцию, то ознакомьтесь с правилами своего рынка, занимайтесь ежедневно музыкой и старайтесь не делать паузы в любимом деле.
Учёба
После поступления на «Востоковедение» в питерской Вышке я узнал, что у моего друга был ноутбук с FL Studio — программой для создания музыки. Взглянув на неё, я понял, что писать музыку можно качественнее и круче, а звучание будет более профессиональным. Я начал смотреть туториалы, учился работать в программе. Смотрел в свободное время видео «How to make beats» и старался не отвлекаться на контент, не приносящий мне пользы как музыканту. Вскоре я отчислился с «Востоковедения» в Питере и поступил в Москве на программу НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации», чтобы больше времени уделять музыке и развиваться в этом направлении. Медиаком — это хорошая платформа для начинающих музыкантов. Здесь постоянно происходит нетворкинг, нахождение партнёров и единомышленников.
Первый заработок
В это время я впервые заработал за джингл. Я зарегистрировался на платформе для фрилансеров Fiverr, и девушка попросила написать ей «heat beat». Я подумал, что ей нужен «жаркий бит», как реггетон. Сделал, прислал ей. Она разозлилась и сказала, что это вообще не то, что нужно. Позже оказалось, что она просто опечаталась, и ей нужен был «heart beat» — «сердцебиение». Джингл нужен был для заставки подкаста про медицину. С тех пор я продолжил писать джинглы на заказ.
Мне нравится делать музыку на заказ и попадать в то, что нужно заказчику.
Мне нравится делать музыку на заказ и попадать в то, что нужно заказчику.
Скетчи и МС Кепка
Параллельно с джинглами я начал выкладывать в инстаграме скетчи с незатейливыми битами и забавными текстами-частушками под псевдонимом MC Кепка. Видео быстро собирали лайки, репосты и комментарии. Все мои музыкальные скетчи были написаны за 10–15 минут, поэтому мне было особенно приятно, что они вызывают у людей восторг. Из этих шуточных скетчей появились мои первые синглы.
Победа в конкурсе
Примерно год назад мой вариант джингла занял первое место в конкурсе джинглов коммуникационного агентства. Не могу сказать, что горжусь этим, потому что записал этот джингл буквально за 10 минут и не сильно в него вложился. Более того, расчётливый музыкант подготовил бы для участия в конкурсе контент-план для своих платформ, чтобы впечатлить новых читателей, а я не стал заморачиваться.
Саунд-дизайнер
Сейчас я работаю саунд-дизайнером в издании The Vyshka: пишу джинглы для новых подкастов и свожу выпуски. Мои джинглы можно услышать, например, в подкастах «По ту сторону текста», «Молния» и «Маршрут построен». Я также записываю лупы — зацикленные интервалы музыкальных дорожек — чтобы потом у меня была возможность использовать их для рекламных заставок или продать другим музыкантам.
Предстоящий EP и планы на будущее
В конце прошлого года я решил заняться творчеством серьёзно. Вложить больше энергии в изучение распространения, записи, сведения, мастеринга, саунд-продакшена. Иначе есть риск прослыть певцом частушек, скетчевым артистом. Этого я не хочу.
В конце марта я планирую выпустить EP из песенок в инстаграме. Он поставит жирную точку в эпохе МС Кепки. Мне кажется, будущее МС Кепки — это фанк, хип-хоп. Что-то похожее на Майкла Джексона или Бруно Марса: танцевальное звучание с простыми словами. Я считаю, что это будет свежо для России. Жаль только, что в индустрии сейчас правят кальянный рэп и Моргенштерн — с другими идеями музыканту тяжело пробиться.
После EP я бы выпустил ещё пару синглов, но уже не в скетчевом звучании. Потом хочу заняться продюсерской работой и запустить карьеры двух перспективных артистов — вложиться в разработку концепт-плана и написания материалов для других, как Фаррелл Уильямс и Бруно Марс. Хочу писать музыку для других.
Как взять и начать писать музыку, если очень хочется
Полезно знать, как устроено то, что тебе нравится. Любое искусство становится в разы интереснее, если ты в курсе, как работают его произведения изнутри. Заменяя дурацкое созерцание на исследование, мы, в целом, становимся умнее. И если раньше для изучения искусств требовалось слишком много всего, то теперь достаточно лишь компьютера с парой аксессуаров — и вот ты уже готов сделать что-то своими руками. Например, освоить базовые навыки сочинения музыки, которую потом, может быть, кто-нибудь захочет послушать. Или купить.
Кадр из фильма «Амадей» — кстати, если ты его не видел, то срочно исправься.
Ничего не получится, потому что у меня нет образования
Во-первых, ты слишком стар, чтобы поступать в детскую музыкальную школу, а во-вторых ничему хорошему тебя там, скорее всего, не научат. Статистически большая часть людей, окончивших ДМШ, выкинула инструмент в окно сразу после выпускного концерта и вспоминает все эти бесконечные упражнения с ненавистью и тяжелыми вздохами.
Конечно, теоретическая часть крайне полезна, но к ней можно перейти позже, когда поймешь, что степень твоего интереса подразумевает соответствующее погружение в вопрос.
Я не умею читать с листа
Запомни простую вещь: нотное письмо придумали в ту пору, когда у человечества не было даже намека на технологии звукозаписи.
Для великих композиторов все эти крючки, точки и полосы были единственным способом зафиксировать только что придуманную мелодию и передать ее исполнителям.
Даже 10 лет назад это еще было проблемой, но теперь можно записывать музыку хоть на айфон, а потом собирать из черновиков что-то вменяемое.
Тем не менее, знание нотной грамоты — тоже очень полезный теоретический навык. Оставь его на потом.
Базовый комплект
Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.
Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.
Клавиатура же в первую очередь нужна для наглядности. Матерому композитору для работы она не требуется: человек с опытом способен зайти в редактор и написать музыку в полной тишине, как html-программист. Тому же, кто хочет понять, как тут все устроено, и что какие звуки издает, пригодится инструмент, с которого музыку начинают изучать и дети. Вот «до», вот «соль», — на клавишах все куда очевиднее, чем на гитаре с ее своеобразной логикой.
Что делать дальше
Вооружившись всем необходимым, для начала стоит попробовать повторить тех, кто тебе нравится. К примеру, если ты решил поинтересоваться профессией музыканта из-за Depeche Mode, есть смысл попытаться «снять» пару их хитов, хотя бы фрагментарно.
Да, дети в музыкальных школах занимаются тем же самым: или играют круговые упражнения, или разучивают произведения великих. Но у нас с тобой свои великие, правильно? Выбери несложную песню, попробуй уловить мелодию и повторить ее, нажимая клавиши. Обещаем: в течение первой дюжины подходов ты будешь чувствовать себя круглым идиотом — звучит-то просто, а в исполнении все это как минимум не удобно. Через некоторое время выработается привычка, разомнутся пальцы и появится уверенность; главное — не отступать. Иначе единственный вывод, который ты сделаешь, будет состоять в том, что писать музыку сложно. Хотя это не так. Если знать, как устроена композиция, единственное, что останавливает тебя от написания хита уровня «Не сыпь мне соль на рану», — твоя собственная фантазия, не более.
Просто. Нажимай. На кнопки
Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.
Не относись к этому слишком серьезно
Главная ошибка всех, кто начинает делать что-то просто из любви к искусству, состоит в том, что такие люди скоропостижно начинают корчить серьезное лицо и говорить окружающим, что они «инди» или «музыканты». Никакой ты не этот — ты просто любознательный дилетант. Принимай всю критику во внимание и относись к ней смиренно — ну правда, неужели можно рассчитывать на стремительное признание, если ты буквально вчера впервые услышал, как из-под твоих рук звучит виртуальный рояль?
Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.
В то же время, не нужно ставить на себе крест, если кто-то из близких скажет, что это «не твое», и вообще ты зря тратишь время. Изучение музыки, даже бытовое и очень поверхностное, развивает воображение и фантазию, плюс, при должном рвении у тебя откроется возможность заработать на этом каких-нибудь денег — потому что сейчас все вокруг снимают рекламу и делают игры, которые нуждаются в звуковом оформлении. В конце концов, ты приобретешь навык, которым сможешь позже поделиться с детьми.
А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.
5 видов музыкального образования: что выбрать для ребенка
Умение играть на музыкальном инструменте — это уникальный опыт, который каждый родитель может подарить своему ребенку. Но с чего начать? И зачем стараться?
© JGI/Jamie Grill/Blend Images/Getty Images/Tetra Images RF музыкальное образование для детей что выбрать
Многие студии раннего развития нацелены на развитие творческого потенциала ребенка. А зачем его раскрывать? Дело в том, что это большой вклад в будущее сына или дочери. Творческий человек мыслит более гибко, видит в жизни больше красоты и возможностей, способен принимать нестандартные решения. И не важно, кто он по складу ума — гуманитарий или технарь. Развивать творческий потенциал можно в любом возрасте. Но лучше начинать в детстве. И одной из «площадок» для развития способностей может стать музыкальное образование.
Наверное, многие взрослые иногда задумываются, а не отдать ли ребенка в музыкальную школу… Но никаких действий не предпринимают, поскольку их пугают мысли об огромной загруженности учеников, больших домашних заданиях, чрезмерно требовательных педагогах и долгих 7–8 годах обучения вдобавок к общеобразовательной школе.
Почему же вопрос о выборе способа музыкального обучения до сих пор нередко ставит в тупик поколение молодых родителей? Как привить своему ребенку любовь и живой интерес к игре на музыкальном инструменте? Как сделать правильный выбор, сохранив нервы, финансы и спокойствие всех остальных членов семьи? На все эти вопросы поможет ответить обзор вариантов музыкального образования.
Однажды в Америке
Интересно, что в США музыка и игра на инструменте включены в обязательную программу общеобразовательной школы. И каждый американец после школы не только умеет играть на выбранном инструменте, и часто совсем без нот, по буквенно-цифровой записи аккордов. Музыка и игра — это просто часть жизни, способ снять стресс и социализироваться: любительские «гаражные» ансамбли, выступления в местных клубах, церквях и на любых подходящих сценах — люди привыкают к этому со школы. И не секрет, что американцы — нация предпринимателей и инновационного бизнеса. Не потому ли, что они не пренебрегают музыкальным образованием?
Препятствия
Попробуем разобраться в типичных затруднениях, которые мешают родителям дать детям музыкальное образование.
Недостаток информации. Взрослым приходится выбирать между возможностями государственных (это бесплатно) или частных (за деньги) музыкальных школ, либо услугами репетитора (тоже довольно накладная история). Однако многие не подозревают о существовании музыкальных кружков при домах культуры. Причем среди них можно выбрать как платные, так и бесплатные.
Сложности совмещения. Сейчас музыке и игре на инструменте детям приходится учиться дополнительно к основной обязательной нагрузке в общеобразовательной школе. Это создает определенные сложности для детей и их родителей, вынужденных встраивать в свои ежедневники время на дополнительные занятия.
Необходимость выполнять домашнюю работу. Не секрет, что дома нужно уделять специальное время музыкальным занятиям ребенка. В этом нет ничего страшного, но одних смущает сам факт, других — что придется это как-то контролировать, а третьих — что маленький музыкант будет недостаточно хорошо «стараться» либо не успевать делать домашние задания. Мы в прямом смысле боимся оказаться между двух огней. Но все же важно подумать, почему оценка или воображаемая реакция педагога нам часто важнее наших собственных желаний и целей…
К чему стремиться?
Если все перечисленные ограничения вас не пугают, можно переходить к выбору вида получения музыкального образования. И здесь важно ответить себе на основные вопросы:
Чего именно вы хотите от музыкального образования в смысле умений, навыков, возможностей и эмоций?
Что вы с полученным багажом планируете делать потом?
Кто будет водить ребенка на занятия и помогать при необходимости?
Хочет ли он сам учиться игре на музыкальном инструменте? Если да, то что им движет? Если нет — стоит ли начинать?
Понимание — наш первый шаг к выбору способа музыкального обучения, потому что в общеобразовательной школе мы этого, как правило, лишены. Здесь же от понимания своих целей и вашего выбора зависит и качество, и результаты занятий, и, конечно, эмоции. А учиться можно и нужно с удовольствием!
© Jonathan Mark Ogden/Getty Images/Cultura RF музыкальное образование для детей что выбрать
Итак, что же выбрать?
№1. Государственная музыкальная школа
Плюсы:
есть система — школа работает в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) — их стоит прочитать всем родителям, это недолго;
есть четкие сроки обучения.
Минусы:
оценочное мышление преподавателей и их жесткие требования;
Как часто мы видим в адрес своего ребенка неодобрительные кивки? Особенно, когда ведем его в школу. И считает-то он не так! И пишет не той рукой. И, скорее всего, «не подготовлен». В случае с музыкальной школой похожая картина: тут нашему ребенку будут особенно прицельно рассматривать руки, ноги, уши и рот (последнее — для духовых инструментов) — вдруг какой-то не такой? В какой-то момент он и сам начинает себя чувствовать «неправильным и не таким»… Но разве для этого мы так хотим научиться музыке?
у системы есть свои задачи, и она гарантирует определенный результат: в идеале — поступление в музыкальный колледж или ВУЗ, но, как показывает практика, поступают всего 2–5% учеников;
отсутствие гибкого и индивидуального подхода к вашему ребенку. Сроки обучения и развивающего, и профессионального фиксированы — 5 и 7 лет соответственно. Но как понять, что подходит вам и вашему ребенку? Или что делать, если захочется поменять инструмент? А еще категорически не хочется тратить кучу времени на сопутствующие предметы типа пения в хоре, имея возможность, например, выработать навык полифонического слуха другими методами параллельно с игрой на инструменте.
© Sebastian Condrea/Getty Images/Moment RF музыкальное образование для детей что выбрать
№2. Частная музыкальная школа
Плюсы:
более гибкий подход и возможность найти общий язык с руководством и педагогом;
нет жесткой системы, проще поменять и преподавателя, и инструмент;
гибкая система подстройки под ваше расписание;
вас точно не будут «ругать» за неуспеваемость.
Минусы:
часто непонятны методики преподавания;
может быть неизвестна квалификация преподавателей;
большая текучка кадров: в частной школе педагог не задерживается дольше двух лет, в среднем работает только год;
непонятны ценности и глобальный подход к обучению: к сожалению, зарабатывание денег часто становится основной целью;
зачастую ориентация идет на процесс, а не на результат — отсюда желание «подсадить» ребенка и родителя на многолетнее обучение, хотя и не без приятности для обеих сторон.
© Miguel Sotomayor/Getty Images/Moment RF музыкальное образование для детей что выбрать
№3. Музыкальные кружки при домах культуры
Плюсы:
гибкая система обучения. Все зависит от преподавателя, в том числе методика. Захотел — бросил, захотел — поменял;
проще объяснить свои задачи и попросить следовать им, а не придуманной кем-то «программе» (допустим, хотим играть на домашних или школьных праздниках популярные произведения). На индивидуальных занятиях можно разучивать и играть только то, что действительно нравится;
обычно хороший коллектив единомышленников, любящих музыку — и родителей, и детей. Здесь можно обмениваться опытом и даже дружить. В государственных и частных «музыкалках» это редкость — там скорее конкуренция на бесконечных отчетных концертах и изолированность в рамках занятий с одним педагогом.
Минусы:
непонятен финальный результат — придется постоянно отслеживать кратковременные итоги, чтобы понимать, чему ребенок учится и что умеет,
категорически не подходит для предпрофессиональной подготовки в музыкальный колледж или ВУЗ, начиная с «количества часов».
№4. Частные репетиторы
Плюсы:
сильное старание понравиться и «подстроиться» к родителю и ребенку — от этого зависит их оплата.
Минусы:
как правило, это студенты музыкальных ВУЗов, подрабатывающие репетиторством. А значит, у них нет ни опыта, ни методики;
Придется жестко требовать план занятий с промежуточными результатами. Четко ставить задачу. Обсуждать пути достижения. Вместе отслеживать, что нравится ребенку, а что нет.
постоянная включенность родителя в учебный процесс и тесное взаимодействие с педагогом — это необходимость. В этом случае категорически нельзя пускать процесс на самотек — в лучшем случае выкинете деньги на «тренинг» для новоиспеченного педагога.
№5. Семейное обучение
Минусов предыдущих способов можно избежать, если организовать домашнее музыкальное обучение. Это вам подойдет, если вы с ребенком не ориентированы на конкурс Чайковского, а хотите просто понимать музыку, уметь играть и наслаждаться этим всю жизнь как творческим хобби.
Плюсы:
родители, сами играющие на инструменте, понимающие и любящие музыку и игру — лучший пример и ненавязчивое вовлечение;
есть методики самостоятельного обучения по видеоурокам, позволяющие прекрасно научиться за 10–12 занятий игре на любом инструменте, а также нотам, сольфеджио и всему необходимому;
не нужно тратить время на поездки и организацию расписания, отчитываться перед педагогами и выполнять их требования.
Помните, что творческие привычки и навыки, закрепленные в комфортной и приятной среде, позволяют нам повышать качество жизни и одновременно получать от нее удовольствие и вдохновение. Не этого ли так желают родители для своих детей?
Больше интересных и полезных материалов о детском образовании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Теория музыки: курс музыкальной грамотности
Дорогие друзья! Перед вами краткий курс по основам теории музыки и музыкальной грамотности. Сам факт того, что вы заглянули на эту страничку, говорит о том, что вы уже задумывались о необходимости получить какие-то базовые знания по теоретическим основам музыки.
Возможно, ваше музыкальное или вокальное мастерство вышло на тот уровень, когда одной интуиции и движения на ощупь уже недостаточно. Возможно, вы хотели заняться теорией музыки раньше, но не нашли курс, где бы компактно было изложено самое необходимое. А может, вы уже пытались вникнуть в хитросплетения теории музыки, однако посчитали, что это слишком сложно для вас.
Наш курс решает все эти задачи. Вы получите только то, что реально можно применить на практике, хотите ли вы научиться самостоятельно разбирать по нотам пьесы для фортепиано или подбирать мелодии на гитаре, намерены петь в хоре или даже написать песню.
Перед вами курс музыкальной грамотности, позволяющий освоить базовые понятия. Так сказать, элементарная теория музыки «без воды». Вообще, теории музыки не стоит бояться, потому что она написана музыкантами для музыкантов. Это язык, на котором музыканты говорят друг с другом. Знание основ теории музыки открывает широчайшее поле для музыкальных экспериментов и позволяет воплотить творческие идеи и эскизы в настоящую мелодию, которая будет радовать слушателей. Поэтому стоит открыть для себя эти возможности!
Содержание:
Теория музыки и элементарная музыкальная грамотность помогут конвертировать эмоции в музыку и поделиться своим богатым внутренним миром с окружающими. И, как знать, быть может, именно вы и именно сегодня делаете свой первый шаг на пути к большой популярности. А через каких-нибудь 10 лет уже другие начинающие музыканты будут стремиться заполучить ноты вашей песни или аккорды вашей гитарной композиции, чтобы воссоздать и повторить созданное вами музыкальное произведение.
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.
Зачем нужен наш курс:
Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста.
Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!
Что такое теория музыки?
Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.
Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.
Кому нужна теория музыки?
Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.
Кому нужна теория музыки:
1 | Профессиональные певцы и музыканты. |
2 | Музыканты-любители. |
3 | Кавер-исполнители. |
4 | Участники музыкальных групп. |
5 | Любители петь. |
6 | Участники музыкальных и вокальных конкурсов. |
7 | Композиторы и сочинители музыки. |
8 | Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры. |
9 | Звукорежиссеры. |
10 | Все, кто желает гармонично развиваться. |
Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.
Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.
Как освоить теорию музыки?
В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.
Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.
Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.
Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.
Урок 1. Свойства звука
Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.
Урок 2. Нотная грамота
Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Урок 3. Гармония в музыке
Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.
Урок 6. Музыкальные инструменты
Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.
Как проходить курс?
Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.
Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.
Дополнительные материалы
Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:
Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:
И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.
Цитаты известных людей о музыке
И в заключение вводного урока мы хотим подарить вам немного вдохновения. Для этого мы подобрали цитаты великих людей о музыке. Надеемся, они вас вдохновят на то, чтобы ближе познакомиться с этим волшебным миром музыки!
Музыка воодушевляет весь мир и снабжает душу крыльями. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить.
Иоганн Гете
Иоганн Себастьян Бах
Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная.
Фредерик Шопен
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Любой, кто хочет быть настоящим музыкантом, должен иметь возможность настроить музыкальное меню.
Рихард Штраус
Любите и изучайте великое искусство музыки. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
В музыке, как в шахматах, ферзь (мелодия) обладает наибольшей силой, но решающее значение имеет король (гармония).
Роберт Шуман
Музыка – это стенография чувств.
Лев Толстой
Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.
Александр Пушкин
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Эренбург
Музыка – самое безмолвное искусство.
Пьер Реверди
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка.
Петр Чайковский
Мы желаем успеха всем, кто приступает к работе над этим курсом. И точно знаем, что для всех, кто пройдет его до конца, откроются новые возможности и новые грани собственного таланта!