с чего начать изучение нлп
НЛП книги и учебники для начинающих и не только
НЛП книги — настоящие учебники жизни. Задумайтесь, как часто у вас получается убедить человека встать на вашу сторону, поменять свое мнение и убеждения? Какими методами для этого вы пользуетесь? И пользуетесь ли? Если затрудняетесь ответить, техники нейролингвистического программирования — то, что вам нужно.
«Полный курс НЛП», Майкл Холл
Эта книга авторства Майкла Холла дает исчерпывающий ответ на вопрос, что такое нейролингвистическое программирование. Она рассказывает, как правильно пользоваться его техниками в психологии и психотерапии. Вы увидите на примерах, как применять НЛП в жизни, а также выполните ряд упражнений, которые помогут усвоить полученную информацию.
Примечательно, что книга подойдет как для начинающих, так и для тех, кто уже знаком с практикой НЛП.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«Большая энциклопедия НЛП. Структура магии», Роберт Бендлер, Джон Гриндер
Можно сказать, что книга подходит и для начинающих. Но в основном она ориентирована на психотерапевтов. В ней можно прочитать о том, как сделать так, чтобы жизнь человека коренным образом изменилась в лучшую сторону.
По мнению авторов, Ричарда Бендлера и Джона Гриндера, их произведение помогает избавиться от страхов и фобий, побороть вредные привычки, зависимости и привязанности. Также она способствует улучшению отношений между партнерами.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«НЛП. Полный курс гипноза. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона», Джон Гриндер, Роберт Бендлер
Авторы этой книги по НЛП по праву считаются настоящими «волшебниками» в сфере психотерапии и гипноза. Вместе с Джудит Делозье они обсуждают паттерны (фразы и техники для введения в состояние транса), разработанные Милтоном Эриксоном, его подходы к лечению психологических проблем. Также в книге обсуждают достижения этого человека на пути помощи тем, кто хочет раскрасить свою жизнь в яркие цвета, навсегда изменить ее к лучшему.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«Методические материалы к курсу НЛП—Мастер. Учебное пособие», Михаил Пелехатый, Юрий Чекчурин
Это первый в России учебник, освещающий курс НЛП-Мастер. Знакомит читателей с техникой «сущностная трансформация».
«Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП», Роберт Дилтс
По мнению автора, используя определенные фразы и правильно подобранные слова, можно не только изменить убеждения собеседника. Можно поменять его восприятие той или иной ситуации и реакцию на нее. Эти речевые шаблоны или «фокусы языка» были открыты более трех десятков лет назад. Но они не теряют актуальности и сейчас. Как тогда, так и в наше время они остаются лучшим способом убеждения собеседника в своей правоте.
Книга помогает открыть для себя новые возможности в общении. Вы научитесь говорить то, что нужно в данный момент времени.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«Как управлять собой и другими с помощью НЛП. Книга для начинающих», Анвар Бакиров
Прочтите эту книгу, и вы узнаете, как с первого взгляда вызывать у людей доверие. Вы научитесь управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями окружающих. Автор рассказывает, как находить хорошее в поражениях и ошибках, как разрешать самые запутанные конфликты и достигать успеха.
Благодаря тому, что материал структурирован, он легко воспринимается. Есть инструкции, а также примеры из жизни. Кроме того, на страницах книги вы найдете смешные истории и анекдоты.
«Практическая энциклопедия НЛП. Ударные техники для достижения результата», Наталья Владиславова
Книга занимает далеко не последнее место в рейтинге пособий по нейролингвистическому программированию. Она освещает базовые приемы, а также высокоэффективные техники, которые помогают строить общение с окружающими людьми и менять свою жизнь в лучшую сторону.
Техники изложены максимально подробно. Автор объясняет все до мелочей, каждый шаг. Вам будет легко читать, потому что даже в сложных для восприятия местах информация подана с юмором. Плюс ко всему, для лучшего понимания приводятся интересные наглядные примеры.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«Секреты НЛП из первых рук», Александр Герасимов
Александр Герасимов больше двух лет предлагает слушателям радио НЛП записанные им подкасты. А их уже ни много ни мало — более 100. За этот период времени проведено свыше 170 часов в эфире. Не так давно появилась видеоверсия на одном из каналов YouTube. Книга — печатная версия исследований и рассуждений этого автора.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«НЛП. Игры, в которых побеждают женщины», Анвар Бакиров
Хотите научиться исполнять свои желания? Эта книга как раз для вас. Особенно интересна она для представительниц прекрасного пола. Она учит, как стать сильной, независимой, свободной от предрассудков, эффектной и привлекательной женщиной.
Автор расскажет вам, как с помощью техники нейролингвистического программирования можно научиться радоваться жизни и получать от нее максимальное удовольствие.
«Гроссмейстер общения. Как управлять другими людьми при помощи НЛП», Максвелл Джонсон
Автор дает советы по зарабатыванию денег. Здесь есть все, что для этого нужно: мотивация, тайм-менеджмент, продажи и техники НЛП. Теории в книге мало. В ее основе лежит руководство к действию.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«НЛП-переговоры. Вовлекать, располагать, убеждать», Джереми Лазарус
Печатная версия тренинга, который учит выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, а также достигать цели на переговорах.
«Управляй своей жизнью с помощью НЛП», Феликс Икономакис
По мнению автора, жизнь станет лучше, если изменить свои мысли. Для этого нужно воспользоваться техниками НЛП. Они меняют сознание, побуждают брать ответственность за себя в свои руки.
Книга расскажет, как обрести уверенность в себе, где найти мотивацию, как стать счастливым и спокойным. А еще она поможет вам справиться с фобиями и зависимостями.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«НЛП-технологии. Разговорный гипноз», Анвар Бакиров
Эта книга продолжает список хороших учебников по изменению вашей жизни и жизни тех, кто находится вокруг вас. Здесь вы найдете сложные, но в то же время эффективные техники нейролингвистического программирования. Они научат вас влиять на людей на уровне их подсознания, получать от них то, что нужно вам. А еще вы узнаете, как внушить человеку какую-то идею.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«НЛП для чайников», Ромилла Реди, Кейт Бертон
Это пособие по практическому применению методов НЛП в повседневной жизни. Вы научитесь видеть и слышать, а главное чувствовать то, что вас окружает, правильно строить отношения с людьми. И это еще не все. Вы узнаете, как и с чего начать самосовершенствование.
«НЛП для чайников» — это возможность получить полный контроль над своими эмоциями и мышлением. Книга показывает, как применить полученные знания в разных сферах вашей жизни, например, в бизнесе или при построении карьеры, в общении с родными и близкими, в улучшении состояния здоровья.
Издание подходит широкому кругу читателей, даже тем, кто только-только осваивает азы НЛП.
«НЛП в повседневной жизни», Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт
Книга и для начинающих, и для опытных специалистов нейролингвистического программирования. Авторы дают полную информацию о техниках и методиках НЛП, рассказывают, как их можно использоваться в личной жизни, профессиональной сфере или при общении с окружающими людьми.
Вы не только получите базовые знания, но и научитесь применять их на практике. А это поможет вам добиваться успеха во всех делах, за которые вы возьметесь.
«Психология рекламы. Реклама НЛП и 25 й кадр», Вит Ценев
А на вас влияет реклама? Порой это происходит незаметно. Преследующие повсюду рекламные ролики, на первый взгляд, ненавязчиво предлагают что-то купить или воспользоваться какими-то услугами. Они действуют подобно гипнозу.
В книге автор подробно рассказывает о том, как реклама действует на психику человека. Он делится секретами и правилами того, как вызвать у человека желание что-то приобрести, пусть даже эта вещь ему и не нужна.
«НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка», Диана Балыко
Издание для тех, у кого есть дети подросткового возраста (11-15 лет). Он по праву считается самым тяжелым, потому что в это время ребенок ищет себя.
Книга поможет родителям стать для детей настоящими друзьями. Она рассказывает, как мягко и ненавязчиво направить их в правильную сторону, защитить от ошибок и неудач.
Также вы узнаете, как помочь ребенку справиться с комплексами и страхами, найти мотивацию для учебы и хороших друзей.
Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.
«Исцеление с помощью НЛП», Сергей Ковалев
Речь идет о физическом и психическом здоровье. По его мнению, их можно заметно улучшить, используя техники нейролингвистического программирования.
Автор предлагает несколько способов поправить самочувствие без визита к врачу. Одновременно с этим он учит, как стать счастливыми во всех сферах жизни.
«НЛП: искусство получать то, что хочешь», Гарри Алдер
Что дает чтение этой книги? Автор дает советы относительно того, как стать более эффективными, научиться находить общий язык с разными людьми, думать исключительно в положительном ключе.
Описанная Гарри Алдером программа рассчитана на 21 день. За это время вы узнаете о своих способностях, научитесь видеть мотивы и намерения окружающих вас людей, а также всегда занимать лидирующие позиции.
«Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни», Стив Бавистер, Аманда Викерс
Успешными хотят быть все люди. Но как добиться успеха, знают не многие. Можно, конечно, понадеяться на счастливый случай. Но это, как показывает практика, — немудрое решение.
Книга представляет на суд читателей методы, помогающие раскрыть свой потенциал, научиться легко воспринимать и анализировать новую информацию, а также развить творческие способности. Все это поможет вам реализоваться в выбранной сфере деятельности.
«Пора что-то менять», Ричард Бендлер
Книга отвечает на ряд интересных вопросов:
Заключение
Нейролингвистическое программирование — сложная часть психологии. Поэтому лучшие книги по НЛП, раскрывающие его секреты, как нельзя кстати. Они не только учат азам. Вы узнаете массу способов, как общаться с окружающими, строить карьеру, отношения и даже бизнес. Главное — не только читать, но и применять на практике то, что вы узнали.
С чего начать изучение НЛП – книги и советы
Наверняка в своей жизни вы встречали людей, которые без труда заводят знакомства, отлично проводят разнообразные семинары и вообще, кажется, что они как-то влияют на людей.
Но ведь и вы можете научиться хитрым трюкам, помогающим в жизни. Уже много лет известно об особых техниках влияния на человека – НЛП.
НЛП для начинающих предоставляют некоторые сложности, ведь необходимо разобраться в новых понятиях и попробовать новые техники.
Никогда не оправдывайтесь.
Ни перед тем, кто вас любит, ни – тем более – перед тем, кто не любит.
Тот, кто не любит, всё равно вам никогда не поверит, а кто любит – он и сам придумает для вас оправдание.
Диана Балыко. «365+1 правило НЛП на каждый день счастливого года»
Для чего нужно НЛП?
Аббревиатура НЛП расшифровывается как НейроЛингвистическое Программирование. Разберём это определение подробнее.
Создатели вложили в этот термин связь между неврологическими («нейро»), языковыми процессами («лингвистическое») и опытом человека («программирование»).
НЛП – постоянно растущая коллекция информаций и идей, подкреплённых огромным диапазоном психических техник. Они могут позволить вам повлиять не только на своё сознание, но и на чужое.
С чего начать изучение НЛП?
Обычно новичкам трудно разобраться во всех методах и приёмах НЛП. Кажется, что информации слишком много и её сложно понять.
Перед людьми, желающими начать изучение НЛП, встаёт закономерный вопрос – с чего начать? Прежде чем приступить к постижению сложных методов и приёмов, естественно, лучше всего разобраться с чего начинается НЛП. В книгах по НЛП для начинающих сначала приводятся главные понятия, ведь на них строится вся система.
Прежде всего, необходимо осознать значение трёх широких компонентов и центральных понятий нейролингвистического программирования – субъективность, разум и обучение. Так вы поймёте, с чего начинается НЛП.
Лучшие книги по НЛП для начинающих
За все время существования этой науки общения для начинающих по НЛП написано немало книг.
Чтобы не запутаться во всём этом многообразии, решите для себя, для чего вы хотите изучать нейролингвистическое программирование.
Учитывайте, что это программирование используется в различных областях. Именно поэтому необходим тщательный выбор книг по НЛП для начинающих.
Книги по НЛП по областям применения
НЛП имеет большое влияние на людей и может применяться в различных сферах жизни.
Рассмотрим состав лучших и рекомендуемых книг по НЛП, направленных на одну из следующих сфер жизни/деятельности человека.
Управление
Знание техник НЛП просто необходимо сегодня для руководителей, директоров и менеджеров. Искусство управления всегда было динамичным и требовательным. Ценные навыки программирования будут способствовать мотивации работников и распространению вашего влияния на них. Полученные навыки помогут искусно манипулировать подчинёнными.
Личная жизнь и коммуникация с близкими людьми: «НЛП позволяет нам лучше понять другого человека: его мысли, стремления, желания. А также, что ему подходит и как лучше общаться с ним. Все это положительно влияет на отношения в семье. Ведь, если человек понимает, что движет человеком, что его расстраивает, то отношения становятся более доверительными и близкими.»
А. Плигин «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха».
В книге представлен опыт НЛП-консультанта, исследовавшего реальные проблемы людей.
А. Любимов «НЛП. Мастерство коммуникации».
Автор затрагивает вопросы понимания людьми друг к другу и рассказывает о великом умении общаться.
М. Эриксон «Стратегия психотерапии».
Книга-сборник методов гипноза на состояние людей.
Самопознание
Продажи
Опытный продавец давно знает, что можно тайно воздействовать на покупателя. Тогда ваши продажи увеличатся в несколько раз. Нейролингвистическое программирование поможет разработать взаимовыгодные отношения с клиентами, определить его потребности и создать мотивацию для покупки определённого продукта.
Карьера
Обновлена: 28.10.2020, 23:00 Количество слов: 891 Время на чтение: 4 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 101 884 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 4 комментария и уже оценили статью 66 раз!
НЛП-практик:: Как учиться
В первый день я упал несколько раз и повредил практически все кусты позади дома. На второй день я уже практически не падал, но пару раз в кусты всё-таки въехал. На третий день у меня уже получилось проехать метров двадцать практически по прямой. А на четвёртый день я уже смог объехать вокруг дома.
Через несколько лет мне на день рождения купили новый «Аист» взамен вконец угробленному «Школьнику». Особо он ничем, кроме размера, не отличался, так что на нём я без проблем поехал сразу.
Через много лет, когда я уже женился и переехал поближе к Измайловскому парку, однажды весной я понял, что я взрослый состоявшийся мужчина и хочу радиоуправляемый вертолёт велосипед. С передачами. Так что пошёл в ближайший спортивный магазин и купил себе горный велосипед. Сесть на него и крутить педали было не сложно – трудности возникли, когда надо было тормозить. Вначале я всё время пытался крутить педали в обратную сторону, вместо того, чтобы жать на специальную ручку. Плюс у него была возможность переключать передачи, с подбором которых тоже надо было разобраться. Так что я катался по парку и тренировался тормозить и переключать передачи. Но я справился. Теперь, поменяв пару горных велосипедов и накатав с десяток тысяч километров, я могу уверенно считать, что я умею кататься на двухколёсном велосипеде.
Круг обучения
Есть в НЛП довольно интересная модель, которая описывает процесс обучения. Называется она «Круг обучения».
По этой модели начинается всё с этапа, называемого «Бессознательная Некомпетентность». Вы даже не знаете, что хотите научиться чему-то: говорить по-английски, кататься на велосипеде, плавать или делать рефрейминг. Не то, чтобы вы не знали о велосипедах или англичанах, но до пока они у вас интереса не вызывают.
Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».
Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.
Но, через некоторое количество затраченного на тренировки времени, вы доводите навык до автоматизма: ноги сами крутят педали велосипеда, вы не задумываясь переключаете передачи в машине и ваши пальцы сами находят нужную клавишу на клавиатуре. Поздравляю! Вы достигли уровня «Бессознательной Компетентности». Это состояние, при котором человек может делать что вам нужно не отвлекая на выполнение действия своего сознательного внимания. Большинство действий мы выполняем именно на этом уровне – ходим, разговариваем, пишем и водим машину. Хотя все эти навыки не врождённые – мы всему учились. И если вы во время написания письма будете думать о том, что «для того, чтобы написать прописную букву «а» нужно сначала написать кружочек, а потом хвостик, а для написания буквы «у» сначала пишем крючочек, а потом петельку», скорее всего это письмо вы будете писать довольно долго и с кучей ошибок.
Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.
В НЛП считается, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».
Но это ещё не всё. После того, как вы чему-то обучились, вы можете решить, что хотите обучиться чему-то ещё в этой области – улучшить навык, увеличить гибкость или качество. Например, вы умеете ездить на машине с автоматической коробкой передач, а хотите научиться ездить на «механике». Или вы знаете «британский» английский, а теперь хотите научиться «американскому». И цикл обучения запускается вновь.
Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Довольно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться». Может быть это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх вид паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.
Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».
Пирамида обучения
Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски). Выглядит он так.
А на основе «конуса опыта» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса опыта.
Ещё раз вспоминаем базовую пресуппозицию НЛП: «Форма важнее содержания».
Это я к тому, что как бы ни была хороша книжка – без тренингов, упражнений и практики нормально выучиться вряд ли получится.
Логическое и интуитивное обучение
Здесь я пишу «логическое» и «интуитивное» а не «сознательное» и «бессознательное» потому, что «интуитивные» процессы можно вывести на осознание, а вроде бы «логические» выполнять вполне бессознательно.
При этом у обучения есть несколько подходов: можно условно назвать их «логическим» и «интуитивным».
Это очень условная и упрощённая модель, просто для демонстрации общих принципов.
Знаете, как дети учатся говорить? Ребёнок произносит слово или фразу, наблюдает реакцию окружающих – если она положительная, то он повторяет, как сказал, если она отрицательная – пробует сказать по-другому. Тем более, что эти самые «окружающие» обычно проговаривают, как сказать правильно.
Но для того, чтобы язык выучить нормально, вам всё-таки нужен специалист по языку, который будет вас поправлять и показывать, как говорить правильно.
Первый способ «интуитивный» – ребёнок произносит слово, быстро получает обратную связь от окружающих, и если обратная связь положительная ребёнок чувствует положительную эмоцию, а в случае негативной обратной связи он чувствует негативную эмоцию. Негативная эмоция мотивирует избегать ошибок, позитивная мотивирует двигаться к цели. И то, и то важно.
У логического обучения много плюсов. Например, совершенно не обязательно «изобретать» модели заново – можно пользоваться чьими-то наработками.
Осознавание модели (создание её логической модели) может дать большую эффективность: один из создателей НЛП Ричар Бендлер писал, что те, кто пользовался считанными с кого-то моделями, часто бывали более эффективны чем «образцы» просто за счёт более последовательного и осознанного применения этих моделей.
Логические модели проще передавать – через статьи, книги или презентации, которые могут прочитать или посмотреть миллионы людей. А вот передача интуитивной модели обычно требует наличие «носителя», с которого эту модель надо считывать.
Да здравствует логическое обучение!
У «логических» моделей, например, описывающих человеческое поведение, может быть неточность передачи. Транскрипция классная штука, но она передаёт звучание слова очень приблизительно. Для постановки правильного произношения требуется носитель языка. И хороший носитель. Который может слышать ваши ошибки, даже если вы их сами не слышите – а это уже интуитивное обучение.
Интуитивное обучение часто бывает более быстрым. Цитата из замечательной книжки Джоны Лерер «Как мы принимаем решения»
«Рассмотрим, к примеру, эксперимент, известный как «айовский игровой тест». Он был разработан нейробиологами Антонио Дамасио и Антуаном Бекара. Игра проводилась следующим образом: человеку — «игроку» — выдавалось четыре колоды карт, две черных и две красных, и 1000 долларов на игру. Каждая карта сообщала игроку, выиграл он деньги или проиграл. Общая рекомендация состояла в том, чтобы переворачивать карты из одной из четырех колод и выиграть как можно больше денег. Но карты были распределены по колодам не случайным образом. Ученые их подтасовали. Две колоды состояли из крайне рискованных карт. Выигрыши там были больше (100 долларов), но штрафы в них тоже были непомерные (1250 долларов). Две другие колоды были сравнительно сбалансированными и умеренными. Хотя выигрыши в них были меньше (50 долларов), они реже штрафовали игрока. Если бы игрок тянул только из этих колод, он бы в результате оказался в неплохом выигрыше.
Сначала процесс выбора оставался совершенно случайным. Не было никакой причины отдавать предпочтение какой-то конкретной колоде, так что большинство людей пробовало брать из каждой стопки, ища наиболее прибыльные карты. В среднем людям требовалось перевернуть около пятидесяти карт для того, чтобы начать тянуть исключительно из прибыльных стопок. И в среднем около восьмидесяти карт уходило на то, чтобы проходивший эксперимент человек смог объяснить, почему он или она отдают предпочтение этим колодам. Логика медлительна.
Но Дамасио интересовала не логика, а эмоции. Все время игры участники эксперимента были подсоединены к компьютеру, который измерял электрическую проводимость их кожи. Обычно более высокие уровни проводимости свидетельствуют о нервозности и беспокойстве. Ученые выяснили, что уже после десятка карт рука игрока становилась более «нервной», когда тянулась к опасной колоде. Хотя сам игрок все еще не очень понимал, какие стопки наиболее прибыльны, его эмоции сформировали вполне определенное чувство страха. Эмоции знали, какие колоды таили в себе риск. Чувства человека разгадали игру первыми.»
НЛП для обучения
Так в чём же плюсы НЛП, когда столько написано книг по психологии, изучено столько человеческих мозгов при помощи МРТ и предложено моделей человеческой коммуникации?
А в НЛП используется очень удачный способ изучение человеческой успешности – моделирование внутренних процессов. Ведь один и тот же навык можно описывать разными способами. Например, мы можем изучить язык, собрать статистику и вывести набор правил: «в безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова», «не пишется слитно с существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение».
Вы понимаете, что оно с ошибкой. Но как вы об этом узнали? Представьте его мысленно. У кого-то ошибка будет выделена цветом: САМ А ЛЁТ, у кого-то другим шрифтом или курсивом: САМ А ЛЁТ, а может быть будет другой размер буквы: САМ А ЛЁТ, или она будет подчёркнута: САМАЛЁТ. Короче, у большинства эта буква будет выделена. Это называется стратегия правописания: вы пишите слово, вспоминаете его правильное написание и проверяете результат по ощущению в передней части тела.
Да, для такой стратегии нужно сначала создать «словарь», для чего полезно читать книжки. Без грамматических ошибок. А не безграмотные записи в блогах.
А как же заученные правила на уроках русского языка? Они совсем не нужны?
Да, правильно пишется
Фрэнк Пюслик, тоже один из создателей НЛП, рассказывал, как они моделировали чужую успешность. Находили успешного человека, например, хорошего психотерапевта, к нему отправляли члена группы для «снятия» стратегии. Когда он возвращался, то демонстрировал стратегию этого психотерапевта, а остальные члены группы задавали ему вопросы: «А как он поступает в таком случае?», «А почему он здесь говорит вот так?». Если «моделировщик» не знал ответа, то отправлялся обратно к этом психотерапевту и дорабатывал модель.
Так что в книге вы найдёте успешные стратегии:
в НЛП для изучения эффективных стратегий используют эффективные стратегии обучения.
Оперантное обучение
«Человеку нельзя разрешать заводить детей, прежде чем он не сумеет обучить цыпленка»
Один дрессировщик дельфинов.
Цыплята хорошо учатся. Например, их довольно просто научить «танцевать». Вы следите за цыплёнком и, когда он поворачивается налево, даёте ему зёрнышко. Через какое-то время он начинает поворачиваться налево намного чаще. После этого можно уточнить – давать зёрнышко, только если он повернётся на полкруга. Через какое-то время цыплёнок научится кружится – «танцевать». Такое издевательство над бедной птицей называется «оперантное обучение», но вы его знаете под термином «дрессировка».
Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера.
Оперантное обучение строится на системе поощрений и наказаний, при помощи которых можно усилить или прекратить какой-то тип поведения. Поощрение называется позитивным подкреплением, а наказание, соответственно, негативным подкреплением.
Как вы уже поняли, танцевать цыплёнка научили исключительно за счёт позитивного подкрепления.
Родители постоянно дрессируют детей, давая им невербальную (а иногда и вербальную) обратную связь. Точно так же друг друга дрессируют муж с женой, друзья, коллеги, тренер группу, а группа тренера. По большей части процесс дрессировки проходит совершенно вне сознательного внимания. И может получиться совсем не то, что хотелось бы.
Ребёнок приходит со двора радостный и грязный, мать выражает недовольство. Бессознательное ребёнка связывает радость и негативную реакцию матери и через некоторое время домой он радостным не возвращается. Это негативное подкрепление.
Я часто говорю, что все психологические проблемы можно свести всего к двум типам: «научился чему не надо и не знаю как отучиться» и «не могу научиться нужному».
Но подкрепление можно использовать и для полезного обучения. Учитывая, что получение навыков обычно идёт через подкрепление.
Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.
Правила оперантного обучения
Преимущественно используйте позитивное подкрепление
Сколько раз вы вспомнили о белой обезьяне? Три, пять, десять?
Задача НЕ ДУМАТЬ о чём-то очень трудная, потому что для понимания что не думаешь, нужно сначала вспомнить, о чём именно не надо думать. Да, есть люди которые вполне успешно способны выполнить это упражнение. Во-первых, кто хорошо умеет управлять своим вниманием, например, кто занимается медитацией, аутотренингом или самогипнозом. Они действительно в течении двух минут могут либо не думать вообще, либо думать о зелёном помидоре. Во-вторых те, у которых наоборот очень плохо с управлением вниманием. «Ходжа Насреддин… Обезьяна… Они же разные бывают… Кинг-Конг например… Он Нью-Йорк крушил… А Нью-Йорк в Америке… А там ещё Анджелина Джоли… О, а зачем у меня секундомер включён? И что я делал двенадцать минут?».
Нам просто очень сложно не делать что-то без представления о том, что делать вместо этого.
Подкрепление сразу после нужного события
Позитивное подкрепление после занятия
Вариабельное подкрепление после заучивания
Чем подкреплять
Своё собственное поведение можно подкреплять
позитивно: положительной эмоцией, похвалой, подарком самому себе, лакомством (конфеткой или кусочком печеньки), позитивным якорем;
негативно: негативной эмоцией, болью (можно себя слегка ущипнуть), негативным якорем.
Чужое поведение можно подкреплять:
позитивно: улыбкой, демонстрацией позитивной эмоции, вниманием, согласием, похвалой, позитивным символом, вроде поднятого вверх большого пальца, лакомством, позитивным якорем;
негативно: недовольным выражением лица, демонстрацией негативной эмоции, несогласием, негативным символом (большой палец вниз), отрицательным якорем.
Несколько рекомендаций
Доводите нужный навык до уровня бессознательной компетентности.
Тренируйтесь так, чтобы получать быструю обратную связь, чтобы вы могли быстро получить оценку своим действиям. Например, упражнения с чётким сенсорным результатом, чтобы вы сразу видели, насколько хорошо у вас получилось. Или чтобы был специалист, который может вам сказать, что получилось хорошо, а что пока не очень.