с чего начать изучение неврологии

Как стать неврологом: с чего начать, где учиться, плюсы и минусы профессии

Содержание:

Неврологи считаются наиболее востребованными специалистами в любом медучреждении. За консультацией и лечением к ним обращаются все, начиная от самых маленьких до людей преклонного возраста.

При этом это одна из самых сложных отраслей медицины, поэтому врачу-неврологу необходимо постоянно развиваться, учиться и повышать свою квалификацию.

«Академия профессиональных стандартов» многие годы занимается обучением и повышением квалификации работников медицинской сферы. Пройти профессиональную переподготовку и получить дипломы государственного образца можно дистанционно.

Кто такой невролог

Неврологом называют врача, который диагностирует, лечит и занимается предупреждением заболеваний центральной и периферической нервных систем. К ним относятся патологии головного и спинного мозга, нервных окончаний. Лечение заболеваний позвоночника и суставов, воздействующих на нервную систему, также входят в сферу его профессиональной деятельности. Неврологи востребованы в поликлиниках, стационарах, специализированных бригадах скорой помощи, диагностических центрах, НИИ, санаториях.

Что лечит невролог

Неврологи работают в тесной связке с педиатрами, врачами общей практики, нейрохирургами, психиатрами, психотерапевтами, так как при поражении нервной системы страдает большинство органов и частей тела. Расстройства нервной системы могут иметь разный генез: пренатальный, генетически обусловленный, травматический, воспалительный, дистрофический.

К неврологам обращаются при возникновении:

Невролог лечит эпилепсию, энцефалопатии, опухоли ЦНС, занимается пациентами с детским церебральным параличом, речевыми расстройствами, рассеянным склерозом, бессонницей, организует реабилитацию после инсультов.

Особенности профессии

Важная особенность – востребованность этой специальности в любом медицинском учреждении. Неврологическими заболеваниями страдают многие люди, большинство болезней сопровождаются проблемами с нервной системой, поэтому врачи-специалисты часто направляют своих больных к неврологу.

Плюсы и минусы профессии

Прежде всего, работа неврологом дает чувство удовлетворенности. Это сложная дисциплина, и человек, выучившийся на невролога, имеет полное право чувствовать гордость.

Обучение в ординатуре стоит достаточно дорого, а бюджетных мест не так уж много. Это можно отнести к минусам профессии. Другие минусы: высокая сложность специалитета и большая конкуренция.

Личные качества

Неврология – одна из наиболее сложных отраслей медицины, поэтому она подходит только для особо трудолюбивых и усердных специалистов.

Что важно для невролога:

Быть неврологом на самом деле очень сложно. Эта профессия требует больших сил, тяжелого умственного труда, занимает много времени.

Где учиться

Чтобы стать неврологом, потребуется:

Помимо основного образования, врач-невролог имеет возможность пройти краткосрочное обучение сроком от недели до года.

«Академия профессиональных стандартов» занимается обучением врачей и медицинских работников по более 100 направлений на основе профессиональных стандартов (ФГОС).

Это одно из ведущих учебных заведений, которое профессионально занимается:

По окончании обучения выдаются документы установленного образца. Врачи также получают медицинские сертификаты государственного образца, подтверждающие право на медицинскую деятельность в своей отрасли.

Заработная плата

Разброс заработной платы по стране достаточно большой: в зависимости от региона неврологи получают от 12 до 150 тыс. рублей. Средняя зарплата по стране составляет 36 тысяч.

Особенно высоко ценится труд остеопатов: их доходы часто превышают 200 тысяч руб.

Карьерный рост

Во время работы врачам начисляются квалификационные баллы. Они служат подтверждением аккредитации и учитывают наличие:

Аккредитационная комиссия, которая суммирует баллы и принимает решение о возможности дальнейшей работы, собирается каждые 5 лет. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права продолжать работу.

Все достижения врача, уровень его профессионализма и опыта отражаются в его квалификационной категории. Она присваивается специальной комиссией по итогам его письменной исследовательской работы. Получение категории имеет добровольный характер, но ее отсутствие сдерживает карьерный рост.

Источник

Неврология для студентов и ординаторов

с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологии

👋 Эта группа для тех, кому не хватает времени или силы воли часами читать учебники по неврологии и пытаться отделить в них главное от второстепенного.

Здесь вы найдёте 👇🏻
Показать полностью.
— новости об онлайн-курсах
— короткие заметки о неврологии
— понятные схемы и картинки на русском языке
— тесты, клинические задачи
— и многое другое, чтоб придумает админ 👩‍⚕, чтоб сделать для вас неврологию живой и интересной, а не занудной и усыпляющей

с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологии

Неврология для студентов и ординаторов запись закреплена

Всем привет! с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологии

Почти год назад я создала эту группу и запустила первую часть курса по топике. За это время многое поменялось: я ушла из медицины, нашла новую работу в сфере образования.

Я действительно считала, что смогу доделать вторую часть курса по топике. Но дело в том, что работа меня поглотила) Там я реализую свой творческий потенциал в создании образовательных продуктов, к тому же мне платят за это деньги. В общем, мотивации на развитие своих собственных курсов не хватило.
Показать полностью.

Кроме этого, я стараюсь повышать свой уровень компетентности в вопросах проектирования образовательного опыта (ещё это называют педагогическим дизайном, методической работой). С конца октября я начинаю многомесячный курс профессиональной переподготовки, так что времени у меня будет мало.

От медицины я становлюсь всё дальше и дальше, если честно, мне не особенно интересно снова погрузиться в чтение книжек по топике.

Я не знаю, как лучше поступить с теми уроками, которые сейчас есть на сайте. Меня раздражает незаконченность, хочется просто удалить всё. Но с другой стороны, я вижу, что люди заходят на сайт, решают короткие задания для тренировки, смотрят пробные уроки… Наверное всё же я сделала что-то полезное для медицины напоследок)

Я пробовала найти автора, который продолжил бы моё дело. Но безуспешно. Сменила дизайн темы на сайте, думала, это меня вдохновит на продолжение работы, но нет…

с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологииЧто бы вы сделали на моём месте? Или может быть кто-то из вас хочет продолжить то, что я начала?

Источник

Что такое психосоматика и как это лечить?

с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологииВсе болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Источник

Юрий Селивёрстов. О профессии невролога

с чего начать изучение неврологии. Смотреть фото с чего начать изучение неврологии. Смотреть картинку с чего начать изучение неврологии. Картинка про с чего начать изучение неврологии. Фото с чего начать изучение неврологии

– Чем занимается Научный центр неврологии?
– Наш профиль — неврологические заболевания и всевозможные варианты неврологических расстройств.

– Что изучает неврология?
– Неврология — раздел медицины, изучающий заболевания центральной (головной мозг и спинной мозг) и периферической (периферические нервы, мышцы) нервной системы. Это очень большая специальность, в которой выделяются несколько крупных направлений. Каждый невролог должен иметь представление обо всех направлениях и при этом, как правило, обладать собственной узкой специализацией.

Очень условно можно выделить несколько крупных направлений.
Первое — сосудистые заболевания нервной системы, например, ишемические и геморрагические инсульты или поражение сосудов, которые снабжают кровью центральную и периферическую нервную систему.
Второе направление — демиелинизирующие заболевания нервной системы с поражением головного мозга (например, рассеянный склероз и концентрический склероз Бало) или структур периферической нервной системы. К последним относятся, например, синдром Гийена-Барре и другие полинейропатии.

Третье направление — эпилепсия. Соответственно, врачи-эпилептологи занимаются диагностикой и лечением различных вариантов эпилепсии.
Отдельная группа — врачи, которые занимаются головной болью. Это очень распространённая и социально значимая проблема, требующая квалифицированного подхода.
На стыке неврологии и инфекционных болезней находятся инфекционные поражения нервной системы. Еще одно смежное направление неврологии — аутоиммунные заболевания нервной системы; это болезни, связанные с нарушением функции иммунитета человека, когда иммунная система по ошибке начинает атаковать собственные же клетки, что может приводить к поражению различных отделов нервной системы.
Следует также выделить врачей, которые специализируются по вертеброневрологии и занимаются остеохондрозом позвоночника и другими заболеваниями позвоночного столба, приводящими к поражению структур нервной системы.

– Чем занимаетесь вы в Научном центре неврологии?
– Я врач-невролог, занимаюсь ещё одним интересным и обширным направлением неврологии — нейродегенеративными и наследственными заболеваниями нервной системы и двигательными расстройствами. К ним относятся болезнь Паркинсона, все варианты двигательных расстройств (избыточные движения, дрожания, подёргивания, вздрагивания, тики, неустойчивость при ходьбе и многое другое). Также я являюсь координатором Европейской сети по болезни Гентингтона (European Huntington’s Disease Network) в России.

– Как вы стали неврологом?
– Некоторые люди уже с раннего возраста знают, что станут врачами: пример родителей, впечатление от работы врачей или сериала. Когда я учился в школе, мне очень нравилась химия: я оставался после уроков в лаборатории и ставил опыты. Биология понравилась позже. Влияла и семья: отец — врач-рентгенолог. Я ходил к нему на работу, потому что мне было интересно, каким образом сложные технические установки позволяют увидеть и изучить различные органы человека. В контексте профориентации, мне кажется, очень важно, чтобы человек имел возможность наблюдать профессию изнутри. Разобраться в будущей профессии помогают и дни открытых дверей, которые устраивают вузы, а также ряд научных учреждений, например, и наш Научный центр неврологии.

– Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– Надо понимать, что будущие врачи начинают своё обучение с анатомического театра, соответственно, они должны быть в состоянии перенести всё, что скрывается за этим процессом. На моем факультете были люди, которые ушли после первого семестра первого курса, потому что не смогли переносить неприятные запахи, кровь или вид трупов.

Второе — это умение общаться с людьми, а тем более с больными. Общение с пациентами требует навыков коммуникации, терпения и выдержки. Говоря о работе врача-невролога, надо всегда помнить, что заболевания нервной системы изменяют и психику человека, и его способ общения, и надо быть готовым, в том числе, к необычному или неадекватному поведению пациента.

Идти в медицину надо тем, кто настроен на постоянное пополнение своих знаний и на прямую помощь людям. Здесь не бывает легких денег и легкой работы. Можно, конечно, отсиживать в поликлинике рабочие часы, а можно внимательно изучать каждого пациента, постоянно заниматься самообразованием, читать литературу, посещать конференции и выступать на них. Всё это приведет к профессиональному росту, за которым последует и зарплата, и хорошее место работы. Как бы банально ни звучало, но хороший специалист всегда будет нарасхват.

– Сколько учится врач-невролог?
– Базовое медицинское образование составляет шесть лет. Человек выбирает факультет — лечебный, как я, или педиатрический. В медицинских вузах есть ещё стоматологический, фармацевтический факультеты, но после них специализироваться по неврологии уже нельзя.
На первых курсах студенты изучают фундаментальные специальности, которые помогают понять, как работает организм, — это анатомия, физиология, патологическая физиология, патологическая анатомия, фармакология. Примерно в середине обучения начинается плавный переход к клиническим специальностям: студенты проходят через каждое направление медицины, чтобы иметь представление о всём спектре возможных заболеваний и подходах к их лечению.

В итоге к шестому курсу, как правило, все уже знают, куда они хотят двигаться дальше. Поступая в медицинский, сначала я хотел быть психиатром, а потом выбрал неврологию. Она интересна широким спектром заболеваний, которые нередко сопровождаются и психиатрическими проявлениями, но, в отличие от психиатрии, неврология не предполагает постоянного контакта с тяжелыми психическими расстройствами.

В неврологии очень важно «непрерывное обучение», то есть постоянное повышение своей квалификации. Надо обязательно читать статьи и новые книги, особенно зарубежные, и пополнять свой круг знаний, в том числе и по другим медицинским дисциплинам. Хотя, наверное, такой подход применим и к другим специальностям.

– Какое направление в неврологии вы бы назвали самым активно развивающимся или популярным?
– Мне кажется, в каждом направлении можно найти популярные темы. Например, сейчас развиваются инновационные подходы к лечению мигрени — разработка моноклональных антител (иммуноглобулины, синтезируемые одним клоном клеток — прим. сайта). Этот экспериментальный метод позволяет эффективно купировать и профилактировать приступы мигрени. А при лечении бокового амиотрофического склероза, который хорошо стал известен после акции Ice Bucket Challenge, пытаются применять методы генной и клеточной терапии, стволовые клетки.

Интенсивно развивается лечение и болезни Паркинсона (это заболевание, характерное для лиц старшей возрастной группы, при котором происходит нарушение регуляции движений и мышечного тонуса, что проявляется характерным тремором (дрожью), общей скованностью и нарушением позы и движений — прим. сайта): появляются новые лекарственные препараты, которые позволяют эффективнее контролировать симптомы заболевания, разрабатываются методы клеточной терапии и хирургической коррекции симптомов болезни. Например, в головной мозг вживляют электроды с целью стимуляции определённых структур электрическим током, что уменьшает проявления болезни.

– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала неврология?
– Химия, биология и русский язык — это базовые предметы для поступления в медицинский вуз. Также пригодятся хотя бы базовые знания статистики и математики, поскольку врач должен уметь интерпретировать результаты клинических исследований.
Если уже заинтересовала какая-то тема, можно связаться с медицинским вузом и задать свои вопросы, попросить совета по поводу продолжения обучения и т. п. Безусловно, активному и заинтересованному человеку всегда помогут.
При каждом медицинском вузе на базе различных кафедр, как правило, функционируют научные кружки для студентов. Если школьник проявит интерес и придёт туда, его никто не будет выгонять, наверняка, разрешат остаться на заседании и послушать.
И, конечно, надо хорошо знать по меньшей мере два языка — свой родной и английский.

– Как выглядит траектория профессионального развития для неврологов, занимающихся наукой?
– Когда мы говорим о науке, то, безусловно, речь идёт именно о работе над проблемами, действительно представляющими интерес — это не должно быть наукой ради науки. Участвовать в научном процессе надо со студенческой скамьи. Необходимо посещать конференции, выступать на них, причём не только на российском, но и на мировом уровне. На этих площадках есть возможность как представить свои результаты, так и познакомиться с профессионалами в своей области, найти новые контакты. Это нередко позволяет определиться и с местом, и с направлением будущей научной деятельности: может последовать приглашение в крупную российскую или зарубежную лабораторию. Если не принимать активное участие в научном процессе в вузе, то сразу найти работу в престижной лаборатории будет довольно непросто, если не сказать невозможно.

– Как выглядит траектория профессионального развития для неврологов в клинике?
– В рамках следующей за шестью годами вуза двухлетней ординатуры человек получает специализацию — акушерство, гинекология, неврология, психиатрия, гастроэнтерология, терапия, кардиология, хирургические специальности и т.д. После ординатуры он становится врачом (невролог, терапевт и т.д.).

– Какие наиболее сильные школы неврологии в России?
– Во-первых, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Ещё Казань, где, например, работали очень многие видные российские неврологи. Затем Ульяновск и ещё Уфа. Если пойти по регионам, на самом деле, обязательно найдутся те или иные представители из неврологической школы, которые являются авторитетами не только в российской неврологии, но и зарубежной.

– Есть ли что-то, что мешает работать или от чего устаёт врач-невролог?
– В этой профессии нужно быть готовым к тому, что, любая болезнь, не только неврологическая или психиатрическая, так или иначе изменяет человека, его мышление и манеру взаимодействия с другими людьми, что требует большого терпения. Безусловно, это сопряжено с определённым стрессом.

– А какой есть план Б для врача-невролога, если ему захочется попробовать что-то новое?
– Некоторые поступают на второе высшее. Опять же, я знаю людей, которые, сначала получили математическое образование, а потом медицинское, некоторые наоборот, сначала медицинское, потом математическое. Имея такой багаж знаний, можно переквалифицироваться, например, в биоинформатики, которые в настоящее время очень востребованы. Также большая потребность в грамотных медицинских статистиках в контексте разработки дизайна клинических исследований и интерпретации уже полученных данных. А ряд людей вообще уходит из медицины в фармацевтические фирмы или компании, занимающиеся организационным сопровождением проводимых клинических исследований.

– А каково, с вашей точки зрения, будущее неврологии и медицины в целом?
– К врачу с каждым годом, мне кажется, предъявляются все более и более высокие требования в плане образования. Необходимо постоянно заниматься самообразованием. Медицина очень быстро идёт вперёд, появляются способы лечения, о которых ещё пять лет назад никто и подумать не мог. Например, в неврологии сейчас применяются методы генной терапии — способы, которые позволяют воздействовать на работу различных генов у человека. Мы уже воздействуем не на симптомы болезни, а на генетическую причину заболевания.
Например, болезнь Гентингтона — это наследственное генетическое заболевание. Сейчас проходят клинические исследования препарата, который вводится эндолюмбально (через небольшой прокол в области спины). В пространство вокруг спинного мозга вводится лекарственный препарат, который попадает в цереброспинальную жидкость, доходит до головного мозга и блокирует работу гена в клетках головного мозга, приводящего к развитию болезни Гентингтона.

Ещё одно перспективное направление — изучение применения методов машинного обучения (это вариант математических методов) для анализа постепенно накапливаемых больших объёмов информации различного характера — так называемая Big Data. Анализ больших массивов накопленных данных о пациентах с определённым заболеванием позволяет прогнозировать его течение, предвосхищать его проявления и (или) профилактировать их. В будущем это направление будет активно развиваться. Анализ больших массивов данных и выявление закономерностей будут использоваться для интерпретации состояния конкретного пациента.

А вот так называемый электронный доктор, о котором последнее время многие говорят, думаю, не появится, пока не будет разработан полноценный искусственный интеллект, обладающий своей волей и направленностью своих действий. Возьмём, например, пациента с болезнью Паркинсона. Если он приходит на прием к врачу, он не обязательно будет говорить: «Меня беспокоит болезнь Паркинсона». Скорее всего, он будет говорить: «Меня беспокоит скованность, — например, — в руке, замедленность движений». А некоторые люди, вообще, называют это слабостью в руке или болью в руке. Соответственно, одно и то же явление может называться совершенно разными словами, и нередко учесть все эти нюансы называния пациентами одного и того же явления бывает невозможно в машинном алгоритме. Я не говорю уже о более сложных ситуациях, связанных с анализом атипичных случаев проявления заболеваний и выстраиванием дифференциально-диагностического ряда. Хотя, безусловно, свою посильную информационную помощь в работе современного доктора электронные системы все-таки оказывают.

– Какие книги вы бы посоветовали почитать и (или) какие фильмы посмотреть тем, кто хочет понять, что такое неврология?
– В России про профессию врача писали два известных классика — Антон Чехов и Михаил Булгаков. Их творчество, особенно ранее, было связано с описанием довольно занятных реальных клинических случаев. Фильмы и сериалы, которые можно посмотреть по телевизору или в интернете, частично могут дать представление о работе врача, в том числе невролога, но, на самом деле, там много и художественной выдумки. Хотя нередко на приём приходят диагностически сложные пациенты, и захватывающий процесс поиска верного диагноза, действительно, может стать сюжетом для интересного фильма.

– Кто для вас является примером для подражания в Вашей профессии?
– Мне сложно назвать кого-то одного. Примером для меня является ряд моих старших товарищей и коллег по профессии, мои научные руководители, а также ведущие мировые специалисты по нейродегенеративным заболеваниям и двигательным расстройствам, с которыми можно свободно пообщаться на международных профильных конференциях. Главное — иметь мотивацию к саморазвитию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *