с чего начать изучение коммунизма
С чего начать изучение коммунизма
С чего начать изучение марксизма-ленинизма?
Конечно же, с «Манифеста коммунистической партии» и «Принципов коммунизма»
Затем, прочитайте несколько основных работ Ленина и Сталина, которые прикреплены к записи. Лучше всего изучать их по порядку, так легче понять суть этих произведений:
1. К.Маркс «Манифест Коммунистической партии» и «Принципы коммунизма» Энгельса.
2. В.И.Ленин «Карл Маркс» ПСС, т.26
— интересна тем, что там кратко изложена суть марксизма
3. В.И.Ленин «С чего начать», ПСС, т.5
4. В.И.Ленин «Что делать» ПСС, т.6
— эта книга сейчас для нас основная, желательно иметь ее в личном пользовании, там изложены все насущные вопросы нашего коммунистического движения – что есть партия пролетариата, как ее создать, как работать с массами, как вести агитацию и пропаганду, что такое экономизм (вид оппортунизма) и т.п.
5. В.И.Ленин «По поводу «PROFESSION DE FOI»» ПСС, т.4
— что есть политическая борьба и каковы задачи коммунистов
6. В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т.6
7. В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т.7
8. В.И.Ленин «Шаг вперед, два шага назад» ПСС, т.8
— очень полезная работа Ленина, поскольку позволяет понять, что именно происходит в нашем левом и коммунистическом движении
9. В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т.1
— важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!
10. В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т.11
11. В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т.27
— дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся
12. В.И.Ленин «Государство и революция» ПСС, т.33
— что такое социализм и коммунизм, что есть диктатура пролетариата и почему она нужна
13. В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т.41
14. В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т.36
15. В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т.25
16. И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т.6
17. И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т.8
18. И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР» ПСС, т.16 (ч.2)
________________________
Вы можете помочь нам, присылая свои книги, которые помогли вам в изучении марксизма.
Новое в блогах
Начинающим коммунистам.
Список марксистко-ленинской литературы для чтения.
Здесь приведен список самых важных произведений классиков марксизма, без глубокого усвоения которых говорить о знании основ марксизма-ленинизма невозможно. Причем желательно изучать эти работы в той же последовательности, как они расположены в списке (так легче понимать суть написанного):
1. К.Маркс «Манифест Коммунистической партии».
6. В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т.6
7. В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т.7
9. В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т.1
— важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!
10. В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т.11
11. В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т.27- дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся
13. В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т.41
14. В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т.36
15. В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т.25
16. И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т.6
17. И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т.8
18. И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР» ПСС, т.16 (ч.2)
Напомним, это необходимый минимум, который даст хотя бы общее представление о том, что такое марксизм и какова на самом деле идеология рабочего класса.
Не следует думать, что если вы прочитали эти указанные 18 произведений классиков, то вы уже готовый марксист-ленинец. Нет, это не так! Это только первые шаги вашего обучения законам развития природы и общества. Следующие шаги вы будете делать сами, осваивая классиков дальше и глубже, знакомясь с теми вопросами, которые в данных произведениях авторами не ставились.
Вы должны понять, что для того чтобы свободно ориентироваться в практических вопросах, видеть верный путь решения тех или иных проблем действительности, которые постоянно ставит и будет ставить перед вами сама жизнь, нужно учиться ПОСТОЯННО.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ МАРКСИЗМА
Морис Корнфорт «Диалектический материализм». Перевод с английского. Общая редакция член-корреспондента АН СССР П.Н.Федосеева. Издательство иностранной литературы. Москва-1956.
Начинать ознакомление с марксизмом, во всяком случае с его философской составляющей, следует с книги британского философа Мориса Корнфорта «Диалектический материализм».
До знакомства с этой книгой считал, что проще и понятнее И.В.Сталина марксистскую философию ни кто не излагал. Однако, «Диалектический материализм» М.Корнфорта можно смело называть «букварем марксизма». Не удивительно, что произведения Корнфорта были беспрецедентно популярны в Советском Союзе в 1950-70 г.
Уникальность издания обусловлена тем, что оно приспособлено англоязычным автором специально для русскоязычного читателя. По просьбе издательства иностранной литературы М.Корнфорт для русского издания заново просмотрел, исправил и дополнил свою книгу. Три тома были объединены в один. Специальные термины и наукообразные выражения в книге сведены к минимуму.
Автор в интересной манере ссылается не только на К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, но и приводит цитаты Мао Цзэ-дуна, И.В.Сталина, М.Горького и др.
«Марксизм-ленинизм является универсальной философией, задача которой состоит в том, чтобы включать в себя и развивать дальше все то положительное в прошлом и настоящем, что имеется в идеях и опыте человечества.» Морис Корнфорт (Из предисловия к русскому изданию). Лондон, март. 1956
начинать надо с самого начала- с Гегеля..
а разнообразные толкования- это как религиозные течения
Осмелюсь спросить- зачем? Зачем читать теории не подтвержденные практикой? Сначала гигантские жертвы во имя абстрактных идей, а потом при попытке жить нормально- застой и развал.
А можно просто прочитать «Скотный двор» Оруэлла, и узнать к чему все эти марксизмы, ленинизмы, сталинизмы приводят.
А надо ли вообще начинать?
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.
Юбилей Энгельса, 200 лет
Марксистский консалтинг
О марксизме в Англии
Доступно и просто. Ещё один взгляд от англосакса : )) На наше прошлое и наше будущее 🙂
Непримиримый Маркс о продуктах.
Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.
К. Маркс «Нищета философии.»
Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
«Искусство любить» от Фромма.
это не сексология, это не о чувствах или отношениях, это о личностных аспектах любви и даже не любви а отношениях человека и окружающего его социума. Я ваще не люблю книги по психологии и у меня аллергия на личностный рост, успех, управление людьми и всякую такую хрень, которая кстати составляет наверное более 60% продаж на всём книжном рынке. Но Фромм это наверное не психология, а больше философия и философия такая которую наверное стоит прочитать всем)) И я тут ни разу не утрирую!
Главная идея Фромма это совмещение психоанализа и марксизма)) звучит бредово но у него это получается и результат довольно впечатляет. Марксизм и психоанализ это два учения которые наиболее сильно повлияли на поколение Фромма. Марксизм тем что впервые вскрыл и показал механизмы функционирования общества а психоанализ механизмы личности, отсюда уже идея которая лежит на поверхности, а что если нам совместить знания о социуме и личности? Тут было несколько подходов, многие социологи утверждали типа ну вот есть некие механизмы в обществе и даже если мы не понимаем его цели, не знаем как функционирует но если оно существует веками наверное же для чего то нужно, как в природе, эволюция выработало соответствующие механизмы для выживания и те которые не работают или работают плохо просто не прошли отбор. Но Фромм говорил, что в этом есть логика, но давайте посмотрим на современное общество попристальней? Почему в самых развитых странах такой большое количество самоубийств? Почему для общества плохо когда неурожай и когда хороший урожай (перепроизводство). Почему супермаркеты вынужденны уничтожать просроченные продукты когда в соседней стране голодают? Почему богатые успешные семейные люди идут к психиатру с жалобами на то что у них нету цели в жизни, что всё бессмысленно? Если бы, говорит Фромм, современное общество было устроено разумно то не было бы таких симптомов.
Главная причина, по мнению Фромма, это больные отношения личности и общества и дело тут не в том что личность больная на голову)) а в том что общество устроенно не для человека. Тут критики конечно кинутся уточнять? а что такое человек и что значит плохо устроено? Ведь на самом деле человек такая скотина «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» как говорил Достоевский. И правда, есть такое дело! Но человек изменчив в неком коридоре и нужно пристальнее изучить эти величины. По мнению Фромма в человеке заложены некие потенции которые должны как семя вызреть и развиться, среда которая подавляет развитие таких потенций есть вредная среда. В «Искусстве любви» Фромм рассуждает больше не о среде а о том как человек общается с такой средой. Тут есть несколько сценариев: общество может подавлять, человек может подчинять окружающих или же взаимосвязь может быть обоюдовыгодной. Обоюдовыгодной это ключевое слово. В современном обществе всё регулирует рынок
» Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.»
«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.»
В общем отсюда все наши проблемы! Но как учит Фромм они вполне решаемы если обучится искусству любви)) книжка маленькая по объёму, читается легко и интересно. Возможно это вдохновит вас на дальнейшее изучение наследия Фромма.
С чего начать изучение коммунизма
С чего начать изучение марксизма-ленинизма?
Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп, обрывками. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.
Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии и на собственном опыте поняли, какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая все основные мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно и нужно организовывать кружки, дабы изучение шло проще и быстрее, поскольку такая организация учёбы является оптимальной. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков, такой подход не даст вам должных знаний и навыков, кроме чтения вслух; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности, написания статей и эссе. Надеемся, что наш список поможет вам!
Помните: на изучение марксизма уйдут годы, и вы должны быть готовы к этому. Как писал Карл Маркс в труде «К критике политической экономии»: «А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:
«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета».
С чего начать изучение коммунизма
Эта заметка — инструкция по применению программы занятий, которую мы подготовили, и по совместительству — дополнение к более серьёзной работе, методичке «Как организовать марксистский кружок?». Для более полного понимания вопроса прочти сперва основную статью, а затем возвращайся сюда.
Как построена программа
Мало составить программу занятий марксистского кружка, надо ещё обосновать, почему только она ведёт верным путём.
Мы создавали наш план, как универсальный. Если вам он всё же не подошёл, вы вольны его менять. Добавляйте занятия, чтобы разобрать интересные вопросы, или пригласите специалиста, чтобы он прочитал лекцию по важной теме. Меняйте литературу, если найдёте что-то лучше, чем у нас. Главное — не отступать от общих принципов.
Начинать с азов
Люди приходят в кружок с разным уровнем подготовки. Одни вообще не изучали марксизм, другие читали случайные работы, не понимая контекста, третьи хорошо знают исторические факты, но не видят закономерностей…
Чтобы все эти люди могли разобраться в марксизме, начинать учёбу нужно с основ, иначе более сложные материалы просто останутся непонятыми.
Мы опускаем порог вхождения до уровня «хочу учиться», а значит, избегаем риска отсеять перспективные кадры.
От простого — к сложному, от общего — к частному
Человек, который берётся за сложную работу без подготовки, в лучшем случае нахватается по верхам, усвоит только отдельные положения теории. Значит, он потратит силы и время впустую. Зато может заразиться лишней самоуверенностью: он ведь осилил столь объёмный труд! Так работать нельзя.
Если мы изучаем политэкономию, мы не спешим хватать «Капитал», а сперва читаем учебник. То же и с другими составными частями марксизма: сначала мы берём более простые работы, и только потом читаем более сложные.
Идти кратчайшим путём
Чтобы понять идеи Маркса, нужно читать самого Маркса. Но иногда проще взять учебники, чтобы быстрее дойти до самых важных работ вроде ленинского «Материализма и эмпириокритицизма».
Первоисточники и альтернативные мнения вы сможете посмотреть и сами после прочтения. Мы не можем заставлять всех это делать: время — самый ценный из ресурсов.
Изучать систематизированно и вдаваться в контекст
«Три источника и три составных части марксизма» читал каждый коммунист, и ответ на вопрос «какие дисциплины надо изучать в кружке?» для нас очевиден: это диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм.
Но этого недостаточно. Эти дисциплины так и не будут поняты до конца, если не вдаваться в исторический контекст. Поэтому смело добавляем мировую историю и историю философии!
Хотя для удобства мы разделили дисциплины по пунктам, надо понимать, что марксизм — единая наука. В отрыве друг от друга составные части марксизма теряют смысл и могут увести в неверном направлении. Поэтому в программе связанные темы проходятся одновременно.
Программа должна быть не солянкой, а стройной системой. Мы же не Station Marx, верно?
Изучение марксизма — дело не одного года
Мы не хотим пугать новичков многолетними планами. Но, приходя в кружок, каждый должен понимать: марксизм-ленинизм не освоишь за месяц и даже за год.
Наша программа рассчитана на 3-4 года и разбита на годовые курсы. Сейчас готов и обкатан план обучения на первый год, который мы и публикуем.
Первый курс — вводный. В нём даны основы всех дисциплин, которые впоследствии будут изучаться углублённо: так проще усвоить материал.
Учиться без учителей
Мы учимся самостоятельно по книгам, не привлекая специалистов-преподавателей. Литература подобрана так, чтобы получить необходимые и достаточные знания можно было своими силами. Ведите занятия по очереди: это и залог равенства, и ораторская практика.
В то же время компетентные люди могут ускорить обучение. Если есть возможность, заменяйте некоторые темы на лекции. Конечно, они принесут пользу, только если кружковцы самостоятельно проработают материал.
Оптимизируйте свою работу. Однако строить её целиком вокруг лекторов — ошибка. Нельзя замыкать всю свою работу на одного человека, зависеть от всезнающего гуру: такой кружок быстро переродится в секту.
Учиться доносить мысли
Мало изучить марксизм, надо ещё уметь донести идеи до окружающих.
Для этого нам понадобятся ораторское искусство и литературное мастерство как отдельные прикладные дисциплины. Подробнее об этих дисциплинах читайте в статье «Пишем и говорим на марксистских кружках».
Мы должны стать теоретически подкованными пропагандистами и агитаторами, способными уверенно и аргументированно защищать свои взгляды устным и печатным словом, создавать новые кружки и руководить дальнейшей работой.
Что и почему мы изучаем?
История
В отличие от некоторых других марксистских организаций (Engels, ЛенМар, Политштурм), мы включаем в программу изучение истории. Ведь, как говорил Энгельс, история — важнейшая из общественных наук.
Но почему она важна для нас?
История изучает становление законов настоящего в прошлом. Потому она — ключ к пониманию марксизма и его метода:
Мы начинаем с основ истмата по лекциям Огородникова В.П. и трудам Энгельса: без них не понять исторических связей. Затем мы переходим к фактам. А потом снова, теперь уже глубже, изучаем истмат, что позволит понять материал на новом уровне.
Ко многим занятиям есть дополнительные материалы, которые каждый смотрит по своему желанию. Это «Разведопросы» и другие видеолекции.
Наш курс истории краток, иначе мы не успели бы изучить ничего, кроме него; марксистский кружок — это не истфак, поэтому желающим знать больше придётся осваивать материал своими силами или в рамках «кружков по истмату».
В первый год обучения мы подробно проходим:
Во второй год обучения упор делается на:
Наша программа выглядит так, потому что главное для нас — закономерности революций: их предпосылки, расстановка классовых сил с углублением революции. Важно на фактологическом материале изучить ситуацию, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.
На третий год мы планируем изучать историю СССР и социалистических революций.
История философии
Главная задача — рассмотреть два основных направлений философии (материализм и идеализм) в процессе их становления, то есть исторически. Изучая историческую роль различных философских школ, вы убедитесь, что философия имеет классовый характер.
Основа курса — учебники Щеглова и Фролова. Кроме них, в программе есть доклады по дополнительным материалам. Литературу к докладу читает заранее только оратор. Это позволит подробнее обсудить на занятии взгляды мыслителя, не заставляя всех читать вдвое больше.
Мы понимаем, что для развития теоретического мышления мало одних учебников. Но мы не можем читать все первоисточники: там одних древних греков на пару лет, не говоря о Гегеле! Так что углубляться в историю философии придётся самостоятельно или в рамках отдельного кружка.
Значит, на практике мы изучаем историю философии с двумя целями: во первых, чтобы ознакомиться с основными философскими школами и их понятиями, во-вторых, чтобы во время чтения работ классиков не возникал вопрос «кто это?» при виде любой фамилии.
Диалектический и исторический материализм
Изучение философии — это не созерцание Платона и не пускание слюны вместе с постмодернистами. Нам не надо и догматического воспевания диамата с порицанием «упаднической буржуазной философии». Наша цель — познание всеобщих (наиболее общих) законов развития и движения природы, общества и мышления.
Тот, кто не понимает этих законов, не сможет понять ни событий вокруг себя, ни мыслей теоретиков прошлого. Каждое философское заблуждение — путь к опасным ошибкам. Поэтому и необходимо изучать диалектический материализм!
Исследуя всеобщее, философия помогает формировать связи между отдельными науками и систематизировать их данные.
Исторический материализм — это результат применения диалектического метода к истории; он изучает законы развития общества через противоречия производительных сил и производственных отношений. Изучив экономический базис и поняв его взаимодействие с надстройкой, мы можем объяснить как историческое развитие, так и события сегодняшнего дня. Изучив законы развития общества, мы сможем предсказать, что нас ждёт, и вместе с этим корректировать тактику и стратегию.
Политическая экономия
Мы изучаем политэкономию, чтобы понять, как работает капиталистическое общество, каковы его проблемы и почему капитализм нельзя исправить. Она позволяет понять сущность эксплуатации, противоречия в базисе общества и возможность их разрешения. Без неё нельзя выработать тактику и стратегию новой большевистской партии.
Это главное оружие в споре с подкованными оппонентами.
В свою очередь, политэкономия социализма нужна коммунисту для понимания экономических законов нового общества. В зависимости от них и должна строиться экономика страны Советов, развивающаяся в сторону коммунизма. В частности, мы изучим принципы планирования и ОГАС.
Научный коммунизм
Изучение научного коммунизма даёт нам понять, как строить новое, коммунистическое общество, основываясь на науке, а не на этике, как это было в предшествующих ему концепциях утопических социалистов.
Научный коммунизм, в отличие диамата и истмата, изучает законы развития не всех формаций, а только коммунистической. В отличие от политэкономии, эта дисциплина рассматривает не экономические, а социально-политические закономерности развития социализма и коммунизма.
В предмет научного коммунизма входит коммунистическое воспитание, теория и история международного коммунистического движения, научный атеизм, партийное строительство, принципы строительства социалистического государства и так далее.
Принципы компоновки плана
Мы старались подобрать для программы книги, которые наиболее полно и понятно раскрывают важнейшие вопросы, но при этом не слишком большие. Программа составлена от простого к сложному, но без упрощенчества.
Вот как мы распределяли материал:
1) Объём домашнего чтения не должен превышать 70 страниц А4 или 100 книжных страниц (А5) в неделю. Для унификации расчётов мы условно приняли одну страницу А4 за полторы книжных.
2) Необходимо параллельное изучение различных дисциплин. На каждом занятии должны обсуждаться несколько тем, например, история, философия и ораторское искусство. Тогда материал изучается равномерно, без перекоса в одну из дисциплин.
3) Связанные работы нужно проходить вместе, а порядок их прохождения задаётся курсом истории. Только так можно увидеть историю как связный процесс, а не набор случайных фактов. Основу курса истории составляют исторические работы классиков, дополненные более современными материалами и историей философии.
Греческую философию и «Происхождение семьи…» Энгельса, главы про империализм в учебнике политэкономии и «Империализм» Ленина нужно читать вместе, чтобы понять взаимосвязи, увидеть картину целиком, углубить знания.
4) Нужно изучать ораторское и литературное искусства. Подробнее мы описали это в статье «Пишем и говорим на марксистских кружках».
5) Нужно предусмотреть занятия, на которых не будет изучаться материал по основной программе. Они нужны для двух целей:
Краткое пояснение к литературе
Первый год
1) Поварнин С. И. «Как читать книги?». Здесь рассказано, как эффективно читать и конспектировать, что далеко не для всех очевидно. Книга важна, так как основа учёбы в кружке — чтение и работа с текстом.
2) Программные документы Lenin Crew. «Теоретический минимум», «Почему коммунизм в тупике», «Тактика и стратегия революционеров XXI века» (вторая глава), «Мифы и практика. Что делать с агитацией среди рабочих?». Эти статьи покажут новичкам, что происходит в современном «левом движении» и как собирается действовать LC.
3) Маркс К. и Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии» и «Принципы коммунизма». Классическая вводная в марксизм: эти работы дают общее представление о коммунистических идеях и раскрывают основные понятия. «Принципы» лучше читать после «Манифеста», так как работа построена в форме «вопрос-ответ», что поможет взглянуть на некоторые вопросы под новым углом.
4) Ленин В. И. «Три источника и три составные части марксизма». В двух словах объясняет, из каких наук развился марксизм и почему нельзя отрывать одну его часть от другой. Учтите: источники и составные части — не одно и то же!
5) Ножин Е. А. «Основы советского ораторского искусства» — см. «Пишем и говорим на марксистских кружках».
7) Программа VIII съезда РКП(б) (Ленин В. И. ПСС, 38 том. Стр. 417-446). Это ещё одна общая, вводная работа: здесь обозначены взгляды партии большевиков на целый ряд проблем строительства социализма. Читаем, начиная с «Вв области общеполитической» и до конца (стр. 423-446). Предисловие к программе РКП(б) можно не читать: оно во многом дублирует пройденный ранее материал.
9) Энгельс Ф. «Письма по историческому материализму». В письмах Энгельс разъясняет ряд фундаментальных положений исторического материализма.
Следует иметь в виду, что в письме к Блоху Энгельс говорит о «матриархате» — периоде доминирования женщины в обществе. Согласно последним научным исследованиям, матриархат как всеобщее явление не существовал. В «происхождении семьи…» Энгельс не говорит о нём напрямую. Речь там идёт о «материнском праве», т.е. о наследовании и определении родства по матери. Это соответствует современным научным данным.
Устаревшие данные не уменьшают значимость работ Энгельса: хотя отдельные моменты неверны, общая тенденция выделена правильно.
Искать письма Энгельса в собрании сочинений неудобно, так как они разбросаны по двум томам. Для вашего удобства мы собрали их в один документ.
10) Андерсон П. «Переходы от античности к феодализму». Здесь представлены современные сведения об истории и специфике смены классовых формаций в Европе — одна из самых спорных тем в истмате. Хотя Андерсон и не ортодоксальный марксист, лучшей актуальной работы по теме мы не знаем.
11) «Всемирная история» в 10 томах. Нас интересуют главы про Нидерландскую революцию и кое-что для сопровождения работ Маркса и Энгельса. Недостатки, которые не позволяют читать на кружке весь труд: авторы увлеклись пересказом классиков, текст объёмный и «концентрированный», что делает его сложным для восприятия. Поэтому ранние периоды истории мы заполняем Перри Андерсоном, а Новое время изучаем уже подробно по другим книгам.
12) Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Этот труд закладывает базу для дальнейшего изучения истории с позиций исторического материализма. Здесь описано становление классового общества на примере истории ирокезов, Греции, Рима и Германии.
Очень важно разобраться в том, что такое материнское и отцовское право, когда и почему первое сменилось вторым.
К этой книге прилагается лекция Владимира Фридмана «130 лет после „Происхождения семьи…“: что подтверждается и что нет?», в которой описан современный взгляд на этот процесс:
h13) Строгович М. С. «Логика». Нас интересует глава 3 «Формальная логика и материалистическая диалектика». С неё мы и начнём изучать формальную логику.
14) Уёмов А. И. «Логические ошибки и как они мешают правильно мыслить». Здесь описаны законы формальной логики и дано множество примеров логических ошибок, которые нужно научиться выявлять и избегать. Правильное применение формальной логики поможет одержать победу в дискуссии и сделает ваше мышление последовательным.
15) «Краткий очерк истории философии» под редакцией Щеглова А. В. Здесь показана взаимосвязь истории человечества как истории борьбы классов и развития философии, а также корни современной философии. Книга заканчивается главой про Ленина и Сталина, поэтому буржуазная философия ХХ века будет изучаться на втором году учёбы по «Введению в философию» Фролова.
Главный плюс «Краткого очерка…» — соотношение объёма книги и качества содержания. Однако одного материала из этого учебника недостаточно. Для лучшего понимания кружковцы должны готовить доклады по отдельным философам и школам. Материал для них берётся из этих книг:
Скирбекк и Гилье простым языком рассказывают идеи философов, а Фролов приводит марксистскую оценку.
К «Развитию философских взглядов Маркса и Энгельса» для дополнительного доклада используйте главу «Исторические условия появления „Манифеста коммунистической партии“» из брошюры Белоуса И. Ф. «Как изучать произведения К. Маркса и Ф. Энгельса „Манифест коммунистической партии“».
16) «Введение в философию» под редакцией Фролова И. Т., ч.2.
Да, это именно введение. Оно нужно, чтобы сформировать «скелет», на который мы сможем «наращивать» философские труды классиков и современников по отдельным вопросам. Для глубокого понимания учебника, разумеется, мало.
Мы нашли три подходящих учебника на выбор:
Мы выбрали Фролова из-за достаточного объёма и уровня изложения материала. Тот же Корнфорт слишком прост: после лекций Огородникова его нет смысла читать.
Проблема Фролова в том, что он будет кормить вас этикой абстрактного гуманизма и перестроечными лозунгами. Так что не полагайтесь на авторитеты, а думайте собственной головой.
Предупреждаем: не стоит брать «Диалектический материализм и исторический материализм» под редакцией Митина. Первый том на треть состоит из критики советских философов. К тому же сам Митин в дальнейшем раскритиковал свой же учебник! Если не верите, оцените уровень сами.
17) Энгельс Ф. «Крестьянская война в Германии». Здесь наглядно показана невозможность победы крестьянской революции в силу специфики крестьянства как класса: крайней ограниченности в своих задачах, его неизбежной разобщенности и неспособности к консолидации. Также важно сравнение революционной ситуации 1521-го и 1848-го.
18) Энгельс Ф. «Анти-Дюринг». Отдел первый: философия. Программное произведение, в котором описаны последовательные диалектико-материалистические взгляды на природу и общество с параллельной критикой идеалистического подхода. Мы изучаем только философскую часть: политэкономию и научный социализм мы проходим по учебникам Михалевского и Розенберга.
19) Учебники по политической экономии.
В программе мы комбинируем главы из двух учебников: из Михалевского Ф. И. и Розенберга Д. И. Эти работы — хороший вводный курс политэкономии.
Труд Михалевского написан простым языком, содержит критику буржуазных концепций стоимости. Кроме того, здесь даны основы политэкономии социализма.
Ещё нам понадобятся некоторые материалы из учебника Розенберга. Глава про империализм у него написана удачнее, а ещё он критикует в ней неленинские концепции империализма. У него более рельефно, чем у Михалевского, выражена мысль: монополия — это противоположность свободной конкуренции. Глава про предмет и метод политэкономии позволяет глубже понять сущность этой науки. Не удивляйтесь, что её проходят в конце курса: без знания материала её текст — пустая абстракция.
20) Ленин В. И. «Империализм как высшая стадия капитализма». Даёт картину возникновения и становления империализма, при котором мы живём, здесь описаны его противоречия. В работе вводятся актуальные в марксизме-ленинизме понятия: «монополия», «империализм», «полуколония» и пр., а также раскрывается сущность империализма как монополистического капитализма, вскрываются его противоречия и показываются причины его загнивания и, в конечном итоге, его обреченности.
21) Ефимов А. В. «Новая история». Советский учебник истории для 8 класса, в котором приводятся все важнейшие факты и показывается классовая борьба в максимально сжатом виде. По Ефимову мы читаем о периоде от английской буржуазной революции до французской буржуазной революции 1848 года, а также проходим темы вроде объединения Германии и Гражданской войны в США.
Дополнительные доклады по истории даются по 10-томнику «Всемирная история» и книге Фостера У. «Очерк политический истории Америки».
22) Барг М. А. «Кромвель и его время». Труд об истории английской буржуазной революции. Мы читаем здесь первые главы, повествующие о предпосылках революции.
23) Ильяхов М., Сарычева Л. «Пиши, сокращай: как создавать сильный текст». См. «Пишем и говорим на марксистских кружках».
24) Маркс К.: «Классовая борьба во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции». Идейно единая трилогия. Здесь даны исчерпывающие примеры классовой борьбы, методов и приёмов буржуазии в борьбе за власть под ширмой «революции», примеры первых шагов построения коммунистического общества, обоснование интернационализма коммунистического движения и буржуазной реакции. Ленин писал «Государство и революцию» на основании этих произведений, и они помогут глубже понять марксистское учение о государстве.
25) Троцкий Л. Д. «Терроризм и коммунизм», главы 4, 5, 6. Дополнение к «Гражданской войне во Франции». Здесь Троцкий подчёркивает ряд ошибок деятелей Коммуны, рассказывает о том, как большевики учли их опыт и смогли избежать этих ошибок.
26) Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Здесь рассматривается основной вопрос философии, критикуются Гегель и Фейербах. Работа важна для понимания как истории философии, так и диамата.
Дополнительные материалы
Для лучшего понимания истории будет полезно самостоятельно посмотреть видеолекции, ссылки на которые мы оставили в программе.
По философии тоже есть что глянуть: цикл лекций Огородникова «Философия и политика» помогает понять, как философия соотносится с политикой, отражает её, демонстрируя партийность философии на практике. Эти видео не будут обсуждаться на занятиях, но посмотреть их должен каждый.
Материалы «для отдыха»
Это небольшие работы, в которых освещен ряд важных вопросов. Они изучаются в «разгрузочные» дни, чтобы дать мозгу передышку от основных тем.