с чего начать изучение коммунизма

С чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

С чего начать изучение марксизма-ленинизма?

Конечно же, с «Манифеста коммунистической партии» и «Принципов коммунизма»
Затем, прочитайте несколько основных работ Ленина и Сталина, которые прикреплены к записи. Лучше всего изучать их по порядку, так легче понять суть этих произведений:
1. К.Маркс «Манифест Коммунистической партии» и «Принципы коммунизма» Энгельса.
2. В.И.Ленин «Карл Маркс» ПСС, т.26
— интересна тем, что там кратко изложена суть марксизма
3. В.И.Ленин «С чего начать», ПСС, т.5
4. В.И.Ленин «Что делать» ПСС, т.6
— эта книга сейчас для нас основная, желательно иметь ее в личном пользовании, там изложены все насущные вопросы нашего коммунистического движения – что есть партия пролетариата, как ее создать, как работать с массами, как вести агитацию и пропаганду, что такое экономизм (вид оппортунизма) и т.п.
5. В.И.Ленин «По поводу «PROFESSION DE FOI»» ПСС, т.4
— что есть политическая борьба и каковы задачи коммунистов
6. В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т.6
7. В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т.7
8. В.И.Ленин «Шаг вперед, два шага назад» ПСС, т.8
— очень полезная работа Ленина, поскольку позволяет понять, что именно происходит в нашем левом и коммунистическом движении
9. В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т.1
— важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!
10. В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т.11
11. В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т.27
— дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся
12. В.И.Ленин «Государство и революция» ПСС, т.33
— что такое социализм и коммунизм, что есть диктатура пролетариата и почему она нужна
13. В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т.41
14. В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т.36
15. В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т.25
16. И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т.6
17. И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т.8
18. И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР» ПСС, т.16 (ч.2)
________________________
Вы можете помочь нам, присылая свои книги, которые помогли вам в изучении марксизма.

Источник

Новое в блогах

Начинающим коммунистам.

Список марксистко-ленинской литературы для чтения.

Здесь приведен список самых важных произведений классиков марксизма, без глубокого усвоения которых говорить о знании основ марксизма-ленинизма невозможно. Причем желательно изучать эти работы в той же последовательности, как они расположены в списке (так легче понимать суть написанного):

1. К.Маркс «Манифест Коммунистической партии».

6. В.И.Ленин «Политическая агитация и «классовая точка зрения», ПСС, т.6

7. В.И.Ленин «Письмо к товарищу о наших организационных задачах», ПСС, т.7

9. В.И.Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» ПСС, т.1
— важнейшая книга для понимания сущности марксизма и марксистского метода!

10. В.И.Ленин «Две тактики социал-демократии в демократической революции» ПСС, т.11

11. В.И.Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» ПСС, т.27- дана характеристика современного этапа капитализма, в котором мы сейчас находимся

13. В.И.Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». ПСС, т.41

14. В.И.Ленин «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», ПСС, т.36

15. В.И.Ленин «О праве наций на самоопределение» ПСС, т.25

16. И.В.Сталин «Об основах ленинизма» ПСС, т.6

17. И.В.Сталин «К вопросам ленинизма» ПСС, т.8

18. И.В.Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР» ПСС, т.16 (ч.2)

Напомним, это необходимый минимум, который даст хотя бы общее представление о том, что такое марксизм и какова на самом деле идеология рабочего класса.
Не следует думать, что если вы прочитали эти указанные 18 произведений классиков, то вы уже готовый марксист-ленинец. Нет, это не так! Это только первые шаги вашего обучения законам развития природы и общества. Следующие шаги вы будете делать сами, осваивая классиков дальше и глубже, знакомясь с теми вопросами, которые в данных произведениях авторами не ставились.
Вы должны понять, что для того чтобы свободно ориентироваться в практических вопросах, видеть верный путь решения тех или иных проблем действительности, которые постоянно ставит и будет ставить перед вами сама жизнь, нужно учиться ПОСТОЯННО.

Источник

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ МАРКСИЗМА

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Морис Корнфорт «Диалектический материализм». Перевод с английского. Общая редакция член-корреспондента АН СССР П.Н.Федосеева. Издательство иностранной литературы. Москва-1956.

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Начинать ознакомление с марксизмом, во всяком случае с его философской составляющей, следует с книги британского философа Мориса Корнфорта «Диалектический материализм».

До знакомства с этой книгой считал, что проще и понятнее И.В.Сталина марксистскую философию ни кто не излагал. Однако, «Диалектический материализм» М.Корнфорта можно смело называть «букварем марксизма». Не удивительно, что произведения Корнфорта были беспрецедентно популярны в Советском Союзе в 1950-70 г.

Уникальность издания обусловлена тем, что оно приспособлено англоязычным автором специально для русскоязычного читателя. По просьбе издательства иностранной литературы М.Корнфорт для русского издания заново просмотрел, исправил и дополнил свою книгу. Три тома были объединены в один. Специальные термины и наукообразные выражения в книге сведены к минимуму.

Автор в интересной манере ссылается не только на К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, но и приводит цитаты Мао Цзэ-дуна, И.В.Сталина, М.Горького и др.

«Марксизм-ленинизм является универсальной философией, задача которой состоит в том, чтобы включать в себя и развивать дальше все то положительное в прошлом и настоящем, что имеется в идеях и опыте человечества.» Морис Корнфорт (Из предисловия к русскому изданию). Лондон, март. 1956

начинать надо с самого начала- с Гегеля..

а разнообразные толкования- это как религиозные течения

Осмелюсь спросить- зачем? Зачем читать теории не подтвержденные практикой? Сначала гигантские жертвы во имя абстрактных идей, а потом при попытке жить нормально- застой и развал.

А можно просто прочитать «Скотный двор» Оруэлла, и узнать к чему все эти марксизмы, ленинизмы, сталинизмы приводят.

А надо ли вообще начинать?

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Вступление и определение терминов (от тс)

Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.

Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».

Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.

У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.

Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).

Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.

Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).

Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.

Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.

Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!

Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.

У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.

Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.

В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.

Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.

Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.

8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:

— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;

— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;

— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;

— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;

— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;

— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.

В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).

Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).

Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.

1. James Lindsay – Cynical Theories

2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society

3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»

4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color

5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack

6. Robin DiAngelo – White Fragility

7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist

Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Юбилей Энгельса, 200 лет

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Марксистский консалтинг

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

О марксизме в Англии

Доступно и просто. Ещё один взгляд от англосакса : )) На наше прошлое и наше будущее 🙂

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Непримиримый Маркс о продуктах.

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.

К. Маркс «Нищета философии.»

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

«Искусство любить» от Фромма.

это не сексология, это не о чувствах или отношениях, это о личностных аспектах любви и даже не любви а отношениях человека и окружающего его социума. Я ваще не люблю книги по психологии и у меня аллергия на личностный рост, успех, управление людьми и всякую такую хрень, которая кстати составляет наверное более 60% продаж на всём книжном рынке. Но Фромм это наверное не психология, а больше философия и философия такая которую наверное стоит прочитать всем)) И я тут ни разу не утрирую!

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Главная идея Фромма это совмещение психоанализа и марксизма)) звучит бредово но у него это получается и результат довольно впечатляет. Марксизм и психоанализ это два учения которые наиболее сильно повлияли на поколение Фромма. Марксизм тем что впервые вскрыл и показал механизмы функционирования общества а психоанализ механизмы личности, отсюда уже идея которая лежит на поверхности, а что если нам совместить знания о социуме и личности? Тут было несколько подходов, многие социологи утверждали типа ну вот есть некие механизмы в обществе и даже если мы не понимаем его цели, не знаем как функционирует но если оно существует веками наверное же для чего то нужно, как в природе, эволюция выработало соответствующие механизмы для выживания и те которые не работают или работают плохо просто не прошли отбор. Но Фромм говорил, что в этом есть логика, но давайте посмотрим на современное общество попристальней? Почему в самых развитых странах такой большое количество самоубийств? Почему для общества плохо когда неурожай и когда хороший урожай (перепроизводство). Почему супермаркеты вынужденны уничтожать просроченные продукты когда в соседней стране голодают? Почему богатые успешные семейные люди идут к психиатру с жалобами на то что у них нету цели в жизни, что всё бессмысленно? Если бы, говорит Фромм, современное общество было устроено разумно то не было бы таких симптомов.

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Главная причина, по мнению Фромма, это больные отношения личности и общества и дело тут не в том что личность больная на голову)) а в том что общество устроенно не для человека. Тут критики конечно кинутся уточнять? а что такое человек и что значит плохо устроено? Ведь на самом деле человек такая скотина «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» как говорил Достоевский. И правда, есть такое дело! Но человек изменчив в неком коридоре и нужно пристальнее изучить эти величины. По мнению Фромма в человеке заложены некие потенции которые должны как семя вызреть и развиться, среда которая подавляет развитие таких потенций есть вредная среда. В «Искусстве любви» Фромм рассуждает больше не о среде а о том как человек общается с такой средой. Тут есть несколько сценариев: общество может подавлять, человек может подчинять окружающих или же взаимосвязь может быть обоюдовыгодной. Обоюдовыгодной это ключевое слово. В современном обществе всё регулирует рынок

» Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.»

«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.»

В общем отсюда все наши проблемы! Но как учит Фромм они вполне решаемы если обучится искусству любви)) книжка маленькая по объёму, читается легко и интересно. Возможно это вдохновит вас на дальнейшее изучение наследия Фромма.

Источник

С чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

С чего начать изучение марксизма-ленинизма?

Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп, обрывками. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.

Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии и на собственном опыте поняли, какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая все основные мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно и нужно организовывать кружки, дабы изучение шло проще и быстрее, поскольку такая организация учёбы является оптимальной. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков, такой подход не даст вам должных знаний и навыков, кроме чтения вслух; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности, написания статей и эссе. Надеемся, что наш список поможет вам!
Помните: на изучение марксизма уйдут годы, и вы должны быть готовы к этому. Как писал Карл Маркс в труде «К критике политической экономии»: «А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета».

Источник

С чего начать изучение коммунизма

с чего начать изучение коммунизма. Смотреть фото с чего начать изучение коммунизма. Смотреть картинку с чего начать изучение коммунизма. Картинка про с чего начать изучение коммунизма. Фото с чего начать изучение коммунизма

Эта заметка — инструк­ция по при­ме­не­нию про­граммы заня­тий, кото­рую мы под­го­то­вили, и по сов­ме­сти­тель­ству — допол­не­ние к более серьёз­ной работе, мето­дичке «Как орга­ни­зо­вать марк­сист­ский кру­жок?». Для более пол­ного пони­ма­ния вопроса про­чти сперва основ­ную ста­тью, а затем воз­вра­щайся сюда.

Как построена программа

Мало соста­вить про­грамму заня­тий марк­сист­ского кружка, надо ещё обос­но­вать, почему только она ведёт вер­ным путём.

Мы созда­вали наш план, как уни­вер­саль­ный. Если вам он всё же не подо­шёл, вы вольны его менять. Добав­ляйте заня­тия, чтобы разо­брать инте­рес­ные вопросы, или при­гла­сите спе­ци­а­ли­ста, чтобы он про­чи­тал лек­цию по важ­ной теме. Меняйте лите­ра­туру, если най­дёте что-то лучше, чем у нас. Глав­ное — не отсту­пать от общих принципов.

Начинать с азов

Люди при­хо­дят в кру­жок с раз­ным уров­нем под­го­товки. Одни вообще не изу­чали марк­сизм, дру­гие читали слу­чай­ные работы, не пони­мая кон­тек­ста, тре­тьи хорошо знают исто­ри­че­ские факты, но не видят закономерностей…

Чтобы все эти люди могли разо­браться в марк­сизме, начи­нать учёбу нужно с основ, иначе более слож­ные мате­ри­алы про­сто оста­нутся непонятыми.

Мы опус­каем порог вхож­де­ния до уровня «хочу учиться», а зна­чит, избе­гаем риска отсе­ять пер­спек­тив­ные кадры.

От простого — к сложному, от общего — к частному

Чело­век, кото­рый берётся за слож­ную работу без под­го­товки, в луч­шем слу­чае нахва­та­ется по вер­хам, усвоит только отдель­ные поло­же­ния тео­рии. Зна­чит, он потра­тит силы и время впу­стую. Зато может зара­зиться лиш­ней само­уве­рен­но­стью: он ведь оси­лил столь объ­ём­ный труд! Так рабо­тать нельзя.

Если мы изу­чаем полит­эко­но­мию, мы не спе­шим хва­тать «Капи­тал», а сперва читаем учеб­ник. То же и с дру­гими состав­ными частями марк­сизма: сна­чала мы берём более про­стые работы, и только потом читаем более сложные.

Идти кратчайшим путём

Чтобы понять идеи Маркса, нужно читать самого Маркса. Но ино­гда проще взять учеб­ники, чтобы быст­рее дойти до самых важ­ных работ вроде ленин­ского «Мате­ри­а­лизма и эмпириокритицизма».

Пер­во­ис­точ­ники и аль­тер­на­тив­ные мне­ния вы смо­жете посмот­реть и сами после про­чте­ния. Мы не можем застав­лять всех это делать: время — самый цен­ный из ресурсов.

Изучать систематизированно и вдаваться в контекст

«Три источ­ника и три состав­ных части марк­сизма» читал каж­дый ком­му­нист, и ответ на вопрос «какие дис­ци­плины надо изу­чать в кружке?» для нас оче­ви­ден: это диа­лек­ти­че­ский и исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм, поли­ти­че­ская эко­но­мия и науч­ный коммунизм.

Но этого недо­ста­точно. Эти дис­ци­плины так и не будут поняты до конца, если не вда­ваться в исто­ри­че­ский кон­текст. Поэтому смело добав­ляем миро­вую исто­рию и исто­рию философии!

Хотя для удоб­ства мы раз­де­лили дис­ци­плины по пунк­там, надо пони­мать, что марк­сизм — еди­ная наука. В отрыве друг от друга состав­ные части марк­сизма теряют смысл и могут уве­сти в невер­ном направ­ле­нии. Поэтому в про­грамме свя­зан­ные темы про­хо­дятся одновременно.

Про­грамма должна быть не солян­кой, а строй­ной систе­мой. Мы же не Station Marx, верно?

Изучение марксизма — дело не одного года

Мы не хотим пугать нович­ков мно­го­лет­ними пла­нами. Но, при­ходя в кру­жок, каж­дый дол­жен пони­мать: марк­сизм-лени­низм не осво­ишь за месяц и даже за год.

Наша про­грамма рас­счи­тана на 3-4 года и раз­бита на годо­вые курсы. Сей­час готов и обка­тан план обу­че­ния на пер­вый год, кото­рый мы и публикуем.

Пер­вый курс — ввод­ный. В нём даны основы всех дис­ци­плин, кото­рые впо­след­ствии будут изу­чаться углуб­лённо: так проще усво­ить материал.

Учиться без учителей

Мы учимся само­сто­я­тельно по кни­гам, не при­вле­кая спе­ци­а­ли­стов-пре­по­да­ва­те­лей. Лите­ра­тура подо­брана так, чтобы полу­чить необ­хо­ди­мые и доста­точ­ные зна­ния можно было сво­ими силами. Ведите заня­тия по оче­реди: это и залог равен­ства, и ора­тор­ская практика.

В то же время ком­пе­тент­ные люди могут уско­рить обу­че­ние. Если есть воз­мож­ность, заме­няйте неко­то­рые темы на лек­ции. Конечно, они при­не­сут пользу, только если круж­ковцы само­сто­я­тельно про­ра­бо­тают материал.

Опти­ми­зи­руйте свою работу. Однако стро­ить её цели­ком вокруг лек­то­ров — ошибка. Нельзя замы­кать всю свою работу на одного чело­века, зави­сеть от все­зна­ю­щего гуру: такой кру­жок быстро пере­ро­дится в секту.

Учиться доносить мысли

Мало изу­чить марк­сизм, надо ещё уметь доне­сти идеи до окружающих.

Для этого нам пона­до­бятся ора­тор­ское искус­ство и лите­ра­тур­ное мастер­ство как отдель­ные при­клад­ные дис­ци­плины. Подроб­нее об этих дис­ци­пли­нах читайте в ста­тье «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

Мы должны стать тео­ре­ти­че­ски под­ко­ван­ными про­па­ган­ди­стами и аги­та­то­рами, спо­соб­ными уве­ренно и аргу­мен­ти­ро­ванно защи­щать свои взгляды уст­ным и печат­ным сло­вом, созда­вать новые кружки и руко­во­дить даль­ней­шей работой.

Что и почему мы изучаем?

История

В отли­чие от неко­то­рых дру­гих марк­сист­ских орга­ни­за­ций (Engels, Лен­Мар, Полит­штурм), мы вклю­чаем в про­грамму изу­че­ние исто­рии. Ведь, как гово­рил Энгельс, исто­рия — важ­ней­шая из обще­ствен­ных наук.

Но почему она важна для нас?

Исто­рия изу­чает ста­нов­ле­ние зако­нов насто­я­щего в про­шлом. Потому она — ключ к пони­ма­нию марк­сизма и его метода:

Мы начи­наем с основ ист­мата по лек­циям Ого­род­ни­кова В.П. и тру­дам Энгельса: без них не понять исто­ри­че­ских свя­зей. Затем мы пере­хо­дим к фак­там. А потом снова, теперь уже глубже, изу­чаем ист­мат, что поз­во­лит понять мате­риал на новом уровне.

Ко мно­гим заня­тиям есть допол­ни­тель­ные мате­ри­алы, кото­рые каж­дый смот­рит по сво­ему жела­нию. Это «Раз­ве­д­о­просы» и дру­гие видеолекции.

Наш курс исто­рии кра­ток, иначе мы не успели бы изу­чить ничего, кроме него; марк­сист­ский кру­жок — это не ист­фак, поэтому жела­ю­щим знать больше при­дётся осва­и­вать мате­риал сво­ими силами или в рам­ках «круж­ков по истмату».

В пер­вый год обу­че­ния мы подробно проходим:

Во вто­рой год обу­че­ния упор дела­ется на:

Наша про­грамма выгля­дит так, потому что глав­ное для нас — зако­но­мер­но­сти рево­лю­ций: их пред­по­сылки, рас­ста­новка клас­со­вых сил с углуб­ле­нием рево­лю­ции. Важно на фак­то­ло­ги­че­ском мате­ри­але изу­чить ситу­а­цию, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.

На тре­тий год мы пла­ни­руем изу­чать исто­рию СССР и соци­а­ли­сти­че­ских революций.

История философии

Глав­ная задача — рас­смот­реть два основ­ных направ­ле­ний фило­со­фии (мате­ри­а­лизм и иде­а­лизм) в про­цессе их ста­нов­ле­ния, то есть исто­ри­че­ски. Изу­чая исто­ри­че­скую роль раз­лич­ных фило­соф­ских школ, вы убе­ди­тесь, что фило­со­фия имеет клас­со­вый характер.

Основа курса — учеб­ники Щег­лова и Фро­лова. Кроме них, в про­грамме есть доклады по допол­ни­тель­ным мате­ри­а­лам. Лите­ра­туру к докладу читает зара­нее только ора­тор. Это поз­во­лит подроб­нее обсу­дить на заня­тии взгляды мыс­ли­теля, не застав­ляя всех читать вдвое больше.

Мы пони­маем, что для раз­ви­тия тео­ре­ти­че­ского мыш­ле­ния мало одних учеб­ни­ков. Но мы не можем читать все пер­во­ис­точ­ники: там одних древ­них гре­ков на пару лет, не говоря о Гегеле! Так что углуб­ляться в исто­рию фило­со­фии при­дётся само­сто­я­тельно или в рам­ках отдель­ного кружка.

Зна­чит, на прак­тике мы изу­чаем исто­рию фило­со­фии с двумя целями: во пер­вых, чтобы озна­ко­миться с основ­ными фило­соф­скими шко­лами и их поня­ти­ями, во-вто­рых, чтобы во время чте­ния работ клас­си­ков не воз­ни­кал вопрос «кто это?» при виде любой фамилии.

Диалектический и исторический материализм

Изу­че­ние фило­со­фии — это не созер­ца­ние Пла­тона и не пус­ка­ние слюны вме­сте с пост­мо­дер­ни­стами. Нам не надо и дог­ма­ти­че­ского вос­пе­ва­ния диа­мата с пори­ца­нием «упад­ни­че­ской бур­жу­аз­ной фило­со­фии». Наша цель — позна­ние все­об­щих (наи­бо­лее общих) зако­нов раз­ви­тия и дви­же­ния при­роды, обще­ства и мышления.

Тот, кто не пони­мает этих зако­нов, не смо­жет понять ни собы­тий вокруг себя, ни мыс­лей тео­ре­ти­ков про­шлого. Каж­дое фило­соф­ское заблуж­де­ние — путь к опас­ным ошиб­кам. Поэтому и необ­хо­димо изу­чать диа­лек­ти­че­ский материализм!

Иссле­дуя все­об­щее, фило­со­фия помо­гает фор­ми­ро­вать связи между отдель­ными нау­ками и систе­ма­ти­зи­ро­вать их данные.

Исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм — это резуль­тат при­ме­не­ния диа­лек­ти­че­ского метода к исто­рии; он изу­чает законы раз­ви­тия обще­ства через про­ти­во­ре­чия про­из­во­ди­тель­ных сил и про­из­вод­ствен­ных отно­ше­ний. Изу­чив эко­но­ми­че­ский базис и поняв его вза­и­мо­дей­ствие с над­строй­кой, мы можем объ­яс­нить как исто­ри­че­ское раз­ви­тие, так и собы­тия сего­дняш­него дня. Изу­чив законы раз­ви­тия обще­ства, мы смо­жем пред­ска­зать, что нас ждёт, и вме­сте с этим кор­рек­ти­ро­вать так­тику и стратегию.

Политическая экономия

Мы изу­чаем полит­эко­но­мию, чтобы понять, как рабо­тает капи­та­ли­сти­че­ское обще­ство, каковы его про­блемы и почему капи­та­лизм нельзя испра­вить. Она поз­во­ляет понять сущ­ность экс­плу­а­та­ции, про­ти­во­ре­чия в базисе обще­ства и воз­мож­ность их раз­ре­ше­ния. Без неё нельзя выра­бо­тать так­тику и стра­те­гию новой боль­ше­вист­ской партии.

Это глав­ное ору­жие в споре с под­ко­ван­ными оппонентами.

В свою оче­редь, полит­эко­но­мия соци­а­лизма нужна ком­му­ни­сту для пони­ма­ния эко­но­ми­че­ских зако­нов нового обще­ства. В зави­си­мо­сти от них и должна стро­иться эко­но­мика страны Сове­тов, раз­ви­ва­ю­ща­яся в сто­рону ком­му­низма. В част­но­сти, мы изу­чим прин­ципы пла­ни­ро­ва­ния и ОГАС.

Научный коммунизм

Изу­че­ние науч­ного ком­му­низма даёт нам понять, как стро­ить новое, ком­му­ни­сти­че­ское обще­ство, осно­вы­ва­ясь на науке, а не на этике, как это было в пред­ше­ству­ю­щих ему кон­цеп­циях уто­пи­че­ских социалистов.

Науч­ный ком­му­низм, в отли­чие диа­мата и ист­мата, изу­чает законы раз­ви­тия не всех фор­ма­ций, а только ком­му­ни­сти­че­ской. В отли­чие от полит­эко­но­мии, эта дис­ци­плина рас­смат­ри­вает не эко­но­ми­че­ские, а соци­ально-поли­ти­че­ские зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия соци­а­лизма и коммунизма.

В пред­мет науч­ного ком­му­низма вхо­дит ком­му­ни­сти­че­ское вос­пи­та­ние, тео­рия и исто­рия меж­ду­на­род­ного ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния, науч­ный ате­изм, пар­тий­ное стро­и­тель­ство, прин­ципы стро­и­тель­ства соци­а­ли­сти­че­ского госу­дар­ства и так далее.

Принципы компоновки плана

Мы ста­ра­лись подо­брать для про­граммы книги, кото­рые наи­бо­лее полно и понятно рас­кры­вают важ­ней­шие вопросы, но при этом не слиш­ком боль­шие. Про­грамма состав­лена от про­стого к слож­ному, но без упрощенчества.

Вот как мы рас­пре­де­ляли материал:

1) Объём домаш­него чте­ния не дол­жен пре­вы­шать 70 стра­ниц А4 или 100 книж­ных стра­ниц (А5) в неделю. Для уни­фи­ка­ции рас­чё­тов мы условно при­няли одну стра­ницу А4 за пол­торы книжных.

2) Необ­хо­димо парал­лель­ное изу­че­ние раз­лич­ных дис­ци­плин. На каж­дом заня­тии должны обсуж­даться несколько тем, напри­мер, исто­рия, фило­со­фия и ора­тор­ское искус­ство. Тогда мате­риал изу­ча­ется рав­но­мерно, без пере­коса в одну из дисциплин.

3) Свя­зан­ные работы нужно про­хо­дить вме­сте, а поря­док их про­хож­де­ния зада­ётся кур­сом исто­рии. Только так можно уви­деть исто­рию как связ­ный про­цесс, а не набор слу­чай­ных фак­тов. Основу курса исто­рии состав­ляют исто­ри­че­ские работы клас­си­ков, допол­нен­ные более совре­мен­ными мате­ри­а­лами и исто­рией философии.

Гре­че­скую фило­со­фию и «Про­ис­хож­де­ние семьи…» Энгельса, главы про импе­ри­а­лизм в учеб­нике полит­эко­но­мии и «Импе­ри­а­лизм» Ленина нужно читать вме­сте, чтобы понять вза­и­мо­связи, уви­деть кар­тину цели­ком, углу­бить знания.

4) Нужно изу­чать ора­тор­ское и лите­ра­тур­ное искус­ства. Подроб­нее мы опи­сали это в ста­тье «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

5) Нужно преду­смот­реть заня­тия, на кото­рых не будет изу­чаться мате­риал по основ­ной про­грамме. Они нужны для двух целей:

Краткое пояснение к литературе

Первый год

1) Повар­нин С. И. «Как читать книги?». Здесь рас­ска­зано, как эффек­тивно читать и кон­спек­ти­ро­вать, что далеко не для всех оче­видно. Книга важна, так как основа учёбы в кружке — чте­ние и работа с текстом.

2) Про­грамм­ные доку­менты Lenin Crew. «Тео­ре­ти­че­ский мини­мум», «Почему ком­му­низм в тупике», «Так­тика и стра­те­гия рево­лю­ци­о­не­ров XXI века» (вто­рая глава), «Мифы и прак­тика. Что делать с аги­та­цией среди рабо­чих?». Эти ста­тьи пока­жут нович­кам, что про­ис­хо­дит в совре­мен­ном «левом дви­же­нии» и как соби­ра­ется дей­ство­вать LC.

3) Маркс К. и Энгельс Ф. «Мани­фест ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии» и «Прин­ципы ком­му­низма». Клас­си­че­ская ввод­ная в марк­сизм: эти работы дают общее пред­став­ле­ние о ком­му­ни­сти­че­ских идеях и рас­кры­вают основ­ные поня­тия. «Прин­ципы» лучше читать после «Мани­фе­ста», так как работа постро­ена в форме «вопрос-ответ», что помо­жет взгля­нуть на неко­то­рые вопросы под новым углом.

4) Ленин В. И. «Три источ­ника и три состав­ные части марк­сизма». В двух сло­вах объ­яс­няет, из каких наук раз­вился марк­сизм и почему нельзя отры­вать одну его часть от дру­гой. Учтите: источ­ники и состав­ные части — не одно и то же!

5) Ножин Е. А. «Основы совет­ского ора­тор­ского искус­ства» — см. «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

7) Про­грамма VIII съезда РКП(б) (Ленин В. И. ПСС, 38 том. Стр. 417-446). Это ещё одна общая, ввод­ная работа: здесь обо­зна­чены взгляды пар­тии боль­ше­ви­ков на целый ряд про­блем стро­и­тель­ства соци­а­лизма. Читаем, начи­ная с «Вв обла­сти обще­по­ли­ти­че­ской» и до конца (стр. 423-446). Пре­ди­сло­вие к про­грамме РКП(б) можно не читать: оно во мно­гом дуб­ли­рует прой­ден­ный ранее материал.

9) Энгельс Ф. «Письма по исто­ри­че­скому мате­ри­а­лизму». В пись­мах Энгельс разъ­яс­няет ряд фун­да­мен­таль­ных поло­же­ний исто­ри­че­ского материализма.

Сле­дует иметь в виду, что в письме к Блоху Энгельс гово­рит о «мат­ри­ар­хате» — пери­оде доми­ни­ро­ва­ния жен­щины в обще­стве. Согласно послед­ним науч­ным иссле­до­ва­ниям, мат­ри­ар­хат как все­об­щее явле­ние не суще­ство­вал. В «про­ис­хож­де­нии семьи…» Энгельс не гово­рит о нём напря­мую. Речь там идёт о «мате­рин­ском праве», т.е. о насле­до­ва­нии и опре­де­ле­нии род­ства по матери. Это соот­вет­ствует совре­мен­ным науч­ным данным.

Уста­рев­шие дан­ные не умень­шают зна­чи­мость работ Энгельса: хотя отдель­ные моменты неверны, общая тен­ден­ция выде­лена правильно.

Искать письма Энгельса в собра­нии сочи­не­ний неудобно, так как они раз­бро­саны по двум томам. Для вашего удоб­ства мы собрали их в один документ.

10) Андер­сон П. «Пере­ходы от антич­но­сти к фео­да­лизму». Здесь пред­став­лены совре­мен­ные све­де­ния об исто­рии и спе­ци­фике смены клас­со­вых фор­ма­ций в Европе — одна из самых спор­ных тем в ист­мате. Хотя Андер­сон и не орто­док­саль­ный марк­сист, луч­шей акту­аль­ной работы по теме мы не знаем.

11) «Все­мир­ная исто­рия» в 10 томах. Нас инте­ре­суют главы про Нидер­ланд­скую рево­лю­цию и кое-что для сопро­вож­де­ния работ Маркса и Энгельса. Недо­статки, кото­рые не поз­во­ляют читать на кружке весь труд: авторы увлек­лись пере­ска­зом клас­си­ков, текст объ­ём­ный и «кон­цен­три­ро­ван­ный», что делает его слож­ным для вос­при­я­тия. Поэтому ран­ние пери­оды исто­рии мы запол­няем Перри Андер­со­ном, а Новое время изу­чаем уже подробно по дру­гим книгам.

12) Энгельс Ф. «Про­ис­хож­де­ние семьи, част­ной соб­ствен­но­сти и госу­дар­ства». Этот труд закла­ды­вает базу для даль­ней­шего изу­че­ния исто­рии с пози­ций исто­ри­че­ского мате­ри­а­лизма. Здесь опи­сано ста­нов­ле­ние клас­со­вого обще­ства на при­мере исто­рии иро­ке­зов, Гре­ции, Рима и Германии.

Очень важно разо­браться в том, что такое мате­рин­ское и отцов­ское право, когда и почему пер­вое сме­ни­лось вторым.

К этой книге при­ла­га­ется лек­ция Вла­ди­мира Фрид­мана «130 лет после „Про­ис­хож­де­ния семьи…“: что под­твер­жда­ется и что нет?», в кото­рой опи­сан совре­мен­ный взгляд на этот процесс:

h13) Стро­го­вич М. С. «Логика». Нас инте­ре­сует глава 3 «Фор­маль­ная логика и мате­ри­а­ли­сти­че­ская диа­лек­тика». С неё мы и нач­нём изу­чать фор­маль­ную логику.

14) Уёмов А. И. «Логи­че­ские ошибки и как они мешают пра­вильно мыс­лить». Здесь опи­саны законы фор­маль­ной логики и дано мно­же­ство при­ме­ров логи­че­ских оши­бок, кото­рые нужно научиться выяв­лять и избе­гать. Пра­виль­ное при­ме­не­ние фор­маль­ной логики помо­жет одер­жать победу в дис­кус­сии и сде­лает ваше мыш­ле­ние последовательным.

15) «Крат­кий очерк исто­рии фило­со­фии» под редак­цией Щег­лова А. В. Здесь пока­зана вза­и­мо­связь исто­рии чело­ве­че­ства как исто­рии борьбы клас­сов и раз­ви­тия фило­со­фии, а также корни совре­мен­ной фило­со­фии. Книга закан­чи­ва­ется гла­вой про Ленина и Ста­лина, поэтому бур­жу­аз­ная фило­со­фия ХХ века будет изу­чаться на вто­ром году учёбы по «Вве­де­нию в фило­со­фию» Фролова.

Глав­ный плюс «Крат­кого очерка…» — соот­но­ше­ние объ­ёма книги и каче­ства содер­жа­ния. Однако одного мате­ри­ала из этого учеб­ника недо­ста­точно. Для луч­шего пони­ма­ния круж­ковцы должны гото­вить доклады по отдель­ным фило­со­фам и шко­лам. Мате­риал для них берётся из этих книг:

Скир­бекк и Гилье про­стым язы­ком рас­ска­зы­вают идеи фило­со­фов, а Фро­лов при­во­дит марк­сист­скую оценку.

К «Раз­ви­тию фило­соф­ских взгля­дов Маркса и Энгельса» для допол­ни­тель­ного доклада исполь­зуйте главу «Исто­ри­че­ские усло­вия появ­ле­ния „Мани­фе­ста ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии“» из бро­шюры Бело­уса И. Ф. «Как изу­чать про­из­ве­де­ния К. Маркса и Ф. Энгельса „Мани­фест ком­му­ни­сти­че­ской партии“».

16) «Вве­де­ние в фило­со­фию» под редак­цией Фро­лова И. Т., ч.2.

Да, это именно вве­де­ние. Оно нужно, чтобы сфор­ми­ро­вать «ске­лет», на кото­рый мы смо­жем «нара­щи­вать» фило­соф­ские труды клас­си­ков и совре­мен­ни­ков по отдель­ным вопро­сам. Для глу­бо­кого пони­ма­ния учеб­ника, разу­ме­ется, мало.

Мы нашли три под­хо­дя­щих учеб­ника на выбор:

Мы выбрали Фро­лова из-за доста­точ­ного объ­ёма и уровня изло­же­ния мате­ри­ала. Тот же Корн­форт слиш­ком прост: после лек­ций Ого­род­ни­кова его нет смысла читать.

Про­блема Фро­лова в том, что он будет кор­мить вас эти­кой абстракт­ного гума­низма и пере­стро­еч­ными лозун­гами. Так что не пола­гай­тесь на авто­ри­теты, а думайте соб­ствен­ной головой.

Пре­ду­пре­ждаем: не стоит брать «Диа­лек­ти­че­ский мате­ри­а­лизм и исто­ри­че­ский мате­ри­а­лизм» под редак­цией Митина. Пер­вый том на треть состоит из кри­тики совет­ских фило­со­фов. К тому же сам Митин в даль­ней­шем рас­кри­ти­ко­вал свой же учеб­ник! Если не верите, оце­ните уро­вень сами.

17) Энгельс Ф. «Кре­стьян­ская война в Гер­ма­нии». Здесь наглядно пока­зана невоз­мож­ность победы кре­стьян­ской рево­лю­ции в силу спе­ци­фики кре­стьян­ства как класса: край­ней огра­ни­чен­но­сти в своих зада­чах, его неиз­беж­ной раз­об­щен­но­сти и неспо­соб­но­сти к кон­со­ли­да­ции. Также важно срав­не­ние рево­лю­ци­он­ной ситу­а­ции 1521-го и 1848-го.

18) Энгельс Ф. «Анти-Дюринг». Отдел пер­вый: фило­со­фия. Про­грамм­ное про­из­ве­де­ние, в кото­ром опи­саны после­до­ва­тель­ные диа­лек­тико-мате­ри­а­ли­сти­че­ские взгляды на при­роду и обще­ство с парал­лель­ной кри­ти­кой иде­а­ли­сти­че­ского под­хода. Мы изу­чаем только фило­соф­скую часть: полит­эко­но­мию и науч­ный соци­а­лизм мы про­хо­дим по учеб­ни­кам Миха­лев­ского и Розенберга.

19) Учеб­ники по поли­ти­че­ской экономии.

В про­грамме мы ком­би­ни­руем главы из двух учеб­ни­ков: из Миха­лев­ского Ф. И. и Розен­берга Д. И. Эти работы — хоро­ший ввод­ный курс политэкономии.

Труд Миха­лев­ского напи­сан про­стым язы­ком, содер­жит кри­тику бур­жу­аз­ных кон­цеп­ций сто­и­мо­сти. Кроме того, здесь даны основы полит­эко­но­мии социализма.

Ещё нам пона­до­бятся неко­то­рые мате­ри­алы из учеб­ника Розен­берга. Глава про импе­ри­а­лизм у него напи­сана удач­нее, а ещё он кри­ти­кует в ней неле­нин­ские кон­цеп­ции импе­ри­а­лизма. У него более рельефно, чем у Миха­лев­ского, выра­жена мысль: моно­по­лия — это про­ти­во­по­лож­ность сво­бод­ной кон­ку­рен­ции. Глава про пред­мет и метод полит­эко­но­мии поз­во­ляет глубже понять сущ­ность этой науки. Не удив­ляй­тесь, что её про­хо­дят в конце курса: без зна­ния мате­ри­ала её текст — пустая абстракция.

20) Ленин В. И. «Импе­ри­а­лизм как выс­шая ста­дия капи­та­лизма». Даёт кар­тину воз­ник­но­ве­ния и ста­нов­ле­ния импе­ри­а­лизма, при кото­ром мы живём, здесь опи­саны его про­ти­во­ре­чия. В работе вво­дятся акту­аль­ные в марк­сизме-лени­низме поня­тия: «моно­по­лия», «импе­ри­а­лизм», «полу­ко­ло­ния» и пр., а также рас­кры­ва­ется сущ­ность импе­ри­а­лизма как моно­по­ли­сти­че­ского капи­та­лизма, вскры­ва­ются его про­ти­во­ре­чия и пока­зы­ва­ются при­чины его загни­ва­ния и, в конеч­ном итоге, его обреченности.

21) Ефи­мов А. В. «Новая исто­рия». Совет­ский учеб­ник исто­рии для 8 класса, в кото­ром при­во­дятся все важ­ней­шие факты и пока­зы­ва­ется клас­со­вая борьба в мак­си­мально сжа­том виде. По Ефи­мову мы читаем о пери­оде от англий­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции до фран­цуз­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции 1848 года, а также про­хо­дим темы вроде объ­еди­не­ния Гер­ма­нии и Граж­дан­ской войны в США.

Допол­ни­тель­ные доклады по исто­рии даются по 10-том­нику «Все­мир­ная исто­рия» и книге Фостера У. «Очерк поли­ти­че­ский исто­рии Аме­рики».

22) Барг М. А. «Кром­вель и его время». Труд об исто­рии англий­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции. Мы читаем здесь пер­вые главы, повест­ву­ю­щие о пред­по­сыл­ках революции.

23) Илья­хов М., Сары­чева Л. «Пиши, сокра­щай: как созда­вать силь­ный текст». См. «Пишем и гово­рим на марк­сист­ских кружках».

24) Маркс К.: «Клас­со­вая борьба во Фран­ции», «18 брю­мера Луи Бона­парта», «Граж­дан­ская война во Фран­ции». Идейно еди­ная три­ло­гия. Здесь даны исчер­пы­ва­ю­щие при­меры клас­со­вой борьбы, мето­дов и при­ё­мов бур­жу­а­зии в борьбе за власть под шир­мой «рево­лю­ции», при­меры пер­вых шагов постро­е­ния ком­му­ни­сти­че­ского обще­ства, обос­но­ва­ние интер­на­ци­о­на­лизма ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния и бур­жу­аз­ной реак­ции. Ленин писал «Госу­дар­ство и рево­лю­цию» на осно­ва­нии этих про­из­ве­де­ний, и они помо­гут глубже понять марк­сист­ское уче­ние о государстве.

25) Троц­кий Л. Д. «Тер­ро­ризм и ком­му­низм», главы 4, 5, 6. Допол­не­ние к «Граж­дан­ской войне во Фран­ции». Здесь Троц­кий под­чёр­ки­вает ряд оши­бок дея­те­лей Ком­муны, рас­ска­зы­вает о том, как боль­ше­вики учли их опыт и смогли избе­жать этих ошибок.

26) Энгельс Ф. «Людвиг Фей­ер­бах и конец клас­си­че­ской немец­кой фило­со­фии». Здесь рас­смат­ри­ва­ется основ­ной вопрос фило­со­фии, кри­ти­ку­ются Гегель и Фей­ер­бах. Работа важна для пони­ма­ния как исто­рии фило­со­фии, так и диамата.

Дополнительные материалы

Для луч­шего пони­ма­ния исто­рии будет полезно само­сто­я­тельно посмот­реть видео­лек­ции, ссылки на кото­рые мы оста­вили в программе.

По фило­со­фии тоже есть что гля­нуть: цикл лек­ций Ого­род­ни­кова «Фило­со­фия и поли­тика» помо­гает понять, как фило­со­фия соот­но­сится с поли­ти­кой, отра­жает её, демон­стри­руя пар­тий­ность фило­со­фии на прак­тике. Эти видео не будут обсуж­даться на заня­тиях, но посмот­реть их дол­жен каждый.

Материалы «для отдыха»

Это неболь­шие работы, в кото­рых осве­щен ряд важ­ных вопро­сов. Они изу­ча­ются в «раз­гру­зоч­ные» дни, чтобы дать мозгу пере­дышку от основ­ных тем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *