с чего начать изучение иудаизма
С чего начать изучение иудаизма
Я не еврей, и меня можно отнести к людям, которые испытывают непонятную тягу к иудаизму, его изучению. Этот интерес у меня уже очень давно, много лет. И раньше я время от времени изучал различные материалы по этой религии, т.е. это было больше похоже на обычный интерес, по крайней мере, я так считал. Но в последнее время я стал более серьезно, можно сказать более вдумчиво, относится к прочитанным ранее материалам и к тому, что я сейчас изучаю.
Кроме того, я решил упорядочить свое обучение, и кто знает, возможно, со временем, я пройду гиюр. И у меня есть два вопроса.
1. Сейчас я занимаюсь по 1.5-2 часа в день. Я читаю часть недельной главы, одну главу из Хафец Хаим, Шмират а-лашон и слушаю лекцию по Пиркей Авот, кроме того, раз в неделю хожу на курсы иврита.
Надо ли что-то добавить или наоборот убрать?
2. По поводу недельной главы, у Вас на сайте каждую неделю одна глава, а вот если зайти на другие сайты, то там две главы для тех, кто находится на территории Израиля и вне его. Мне какую изучать?
Павел
Москва
Отвечая на Ваш вопрос, постараюсь выделить несколько принципиально важных пунктов.
1. Прежде всего, считаю необходимым отметить, что у Вас к Торе и еврейскому образу жизни — устойчивый интерес, ибо держится, по Вашим словам, много лет. Это, на мой взгляд, позволяет Вам лучше понять себя, лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. И поскольку речь в Вашем случае идет не о каком-то сиюминутном увлечении — имеет смысл со всей серьезностью отнестись к построению достаточно четкого плана учебы. Что Вы, собственно, и делаете.
2. Вы, наверное, уже знаете, что нам запрещается склонять неевреев к гиюру (присоединению к нашему народу). Да Вы и не выразили в своем письме однозначного стремления к этому. Однако, несмотря на все это, я все же предложил бы Вам хранить где-то в «уголке» сознания мысль, что «иудаизм» (как Вы это называете) — это не религиозно-философское учение, но — абсолютное неразделимое соединение, сплав еврейского мировоззрения и еврейского образа жизни. Более того (и здесь Вам открою наш «еврейский секрет»), вне еврейского образа жизни, в сущности —невозможно постичь наше мировоззрение, невозможно освоить знания Торы.
Поясню это на, быть может, неожиданном примере. Еврей, который не соблюдает, скажем, законы кашрута и шаббата, совершенно не имеет реальных шансов достичь видимых успехов в изучении Торы — независимо от его интеллектуального уровня.
Конечно же, к Вам это пока не относится. Речь идет в данном случае именно о евреях или о герах (неевреи, которые завершили процесс истинного, искреннего гиюра и стали евреями). Но все-таки и Вам, как уже сказано выше, надо «записать» это где-то в «уголке» своего сознания и стараться всегда помнить об этом.
3. В целом мне нравится план учебы, который Вы для себя составили. Особенно — то, что Вы изучаете не только, скажем, недельные главы Торы, но — и законы, постигая которые человек узнает, что можно говорить и что нельзя, когда можно говорить и когда нельзя. А если выразить это кратко, одной фразой — законы об уважении к людям и о серьезном отношении к такому понятию как «произнесенное слово». И это — очень важная составляющая еврейского образа жизни.
4. Вы пишете, что заняты учебой по составленному плану по полтора-два часа в день. Поскольку я не знаю, есть ли у Вас возможность увеличить отведенное на это время — не считаю себя вправе давать по этому поводу какие-либо рекомендации. И лишь подчеркну, что в том случае, если Вы выделяете на учебу по полтора-два часа ежедневно — это очень неплохо. Старайтесь и впредь придерживаться установленной «нормы». И если в какой-то день не получилось заниматься даже полчаса или час (в жизни всякое бывает), приложите усилия, чтобы в последующие дни как-то (пусть постепенно, добавляя к обозначенным Вами часам хотя бы по 10-20 минут) компенсировать упущенное время.
5. Подчеркну, что, поставив перед собой цель — освоить иврит, Вы приняли правильное и чрезвычайно важное решение. К сожалению, истинное значение этого зачастую не понимают не только «всерьез интересующиеся неевреи», но и — многие евреи, которые как будто бы и пришли к пониманию необходимости изучения Торы и организации еврейской жизни, но изучению иврита не уделяют должного внимания.
И в России, и в Америке, и в других странах мне приходилось встречать евреев (их по моим наблюдениям — довольно много), у которых владение ивритом ограничивается знанием алфавита и произнесением основных благословений на еду и т.п. При том, что они молятся каждый день (по молитвеннику с переводом), и Тору как будто бы изучают (скажем, на английском или русском языке). И я говорю здесь даже не о начинающих, которые встали на правильный жизненный путь, допустим, два-три месяца назад. Говорю — о людях, которые три, пять и более лет стараются вести еврейский образ жизни. И некоторые из них, хотя это, как говорится, уму непостижимо, находясь на указанном уровне знания иврита (или пусть даже на 2-3 ступени выше) — еще и «преподают Тору»(!).
Чтобы мое примечание было понятным, обозначу, совершенно условно, конечно же, что необходимое минимальное знание иврита (для изучения Торы, а тем более — для преподавания) — это 10 ступеней. То есть — уровень практически свободного понимания в оригинале текстов Торы, Танаха, Мишны, Шульхан Аруха, Талмуда и комментариев к ним (глубину понимания здесь не обсуждаю). А эти люди, повторю — находятся, в лучшем случае — на второй или на третьей ступени. И это — совершенно неправильно. Я бы сказал — недопустимо. Для каждого, кто хочет полноценно участвовать в процессе изучения Торы. См. на сайте, к примеру, ответ «Вы говорите, что Тору нельзя изучать на русском. А как же ваш сайт?» — с ответом, обозначенным в нем ссылкой.
Но вернемся к Вашей ситуации. Моя конкретная рекомендация Вам — выполнять домашние задания и заниматься дома изучением иврита, повторяя усвоенный на уроках материал ежедневно. Как минимум, 20-30 минут в день. При том — уделять примерно одинаковое внимание и овладению разговорным языком и чтению и пониманию текстов на иврите. Это сочетание — залог успеха в изучении нашего языка.
6. В заключение разъясню ситуацию с недельными главами.
Зачастую несколько недельных глав в году (иногда — больше, иногда — меньше) вне Израиля читаются, что называется, в паре. То есть в Израиле в это время читают одну недельную главу, а вне Израиля в ту же неделю — две недельные главы. Что вызвано необходимостью компенсировать пропуск чтения недельной главы, когда на какую-то субботу выпадает «второй день» праздника, который в Израиле отмечается один день (см. на сайте, к примеру, ответ «Зачем вне Израиля празднуют 2-й день?» ).
Обычно такие различия бывают в две-три (или чуть больше) суббот в году.
Однако Вам, полагаю, поскольку Вы сейчас — в процессе системного изучения Торы, и не принимаете практического и активного участия в молитвенной службе в синагоге — не надо запутывать себя этими различиями. Изучайте недельные главы так, как предлагается на нашем сайте.
Кстати, еврейский календарь чтения недельных глав таков, что иногда и в Израиле в одну субботу читают две недельные главы. Но тут уж, как говорится, ничего не поделаешь. И если Вы в изучении недельных глав хотите держаться вместе с еврейским народом — следуйте нашему «графику».
Автор текста Элиягу Эссас
11.05.16
Изучение Торы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Важность Святой Торы невозможно переоценить. Пятикнижие начинается со слов: «Берешит бара Эло-ким эт а-Шамаим ве эт-а-арец». («В начале сотворил Б-г Небо и землю»). И Раши комментирует, что слово «берешит» требует толкования, которое дали наши мудрецы: ради Торы, которая называется «решит» (началом) пути Его (Мишлей 8:22). Т.е. можно понять этот стих так, что все сотворено Вс-вышним ради начала и это — Тора, и весь мир держится на Торе.
«Если ты много занимался Торой, не считай
это своей заслугой, ибо для этого ты и создан».
Трактат Авот об изучении Торы
Рав Саадия Гаон говорил о том, что именно Тора делает наш народ народом. И весь мир существует напротяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Лишь поэтому небесные тела, способные уничтожить жизнь на нашей планете, не падают на нее. Без Торы мир не мог бы существовать. Сказали наши мудрецы: «Вс-вышний любит врата Си-она больше, чем синагоги и дома учения» (Брахот 8а). Мы считаем, что под «вратами Сиона» подразумевается изучение алахи. Маарша спрашивает: как понять данное высказывание мудрецов? И действительно, непонятно: да, синагога — это место где молятся, но дом учения («бейт мидраш») — место, где изучают Тору, и в том числе алаху?! И ответ таков: существуют и такие дома учения, где читают Теилим и книгу «Зоар», учат «Даф Йоми», но не уделяют внимания практической алахе. А этого не достаточно.
Как-то раз я попал в одну синагогу в Хайфе, где между молитвами Минха и Аравит был получасовой урок по «Даф Йоми»: они учили трактат «Санэдрин», пытаясь пройти лист всего за 30 минут. Потом я заговорил с ними, начал задавать простые вопросы, связанные с Шабатом. Можно ли класть тонко нарезанный хлеб на плату, чтобы сделать сухари? Чтобы приготовить в Шабат кофе, нужно сперва налить в стакан кипяток, а потом сыпать растворимый кофе, или наоборот? Можно ли разогревать на плате рыбу с соусом? Это вопросы элементарные, но никто из присутствовавших не мог мне четко на них ответить.
Мальчики до 13 лет изучают Тору в хедере — еврейской школе
— Вы тратите на Тору полчаса. Добавьте хотя бы полчаса на практическую алаху, — сказал я им.
— Но эти полчаса, когда мы учим «Даф Йоми» — единственное время для изучения Торы, которым мы располагаем!
— Если у вас нет другого получаса — предпочтительнее учить только алаху.
Написано: «Невежда не хасид» («Авот» гл. 2 мишна 6). Существует множество важных практических вопросов, о которых человек не задумывается. Но ведь это неправильно!
Сефардские евреи, выходцы из Персии, евреи Кавказа в отношении практики должны следовать «Шулхан Аруху». Ашкеназы «йоциим бе-яд рама» 2 — следуют за мнением Рама. Каждая община следует за своими раввинами. Раби Йосеф Каро, составитель «Шулхан Аруха», был раввином города Цфат, он «мара де-ара» 3 Земли Израиля, а Рама жил в Польше, и это обязывает общины в Европе.
Изучение Торы в ешиве Торат Хаим в наши дни
Написано: «Тору заповедал нам Моше — наследие общине Яакова» (Дварим 33:5) Мудрецы толкуют этот стих: читай не «община» («кеила»), а «обрученная» («кала»). Многие евреи сегодня не знают Тору, но не бывает жениха и невесты, которые бы не встречались до свадьбы! Жених должен познакомиться с невестой, узнать ее получше. Поэтому Тора обязательно должна стать постоянным занятием еврея. Сказано («Авот» гл. 6 мишна 4): «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь, воду помалу пей, на земле спи, в печалях живи, но занимайся Торой. И если поступишь так — “счастлив ты, и хорошо тебе” (Теилим 128). “Счастлив ты” — в этом мире, “и хорошо тебе” — в Мире Грядущем». Мы понимаем, что изучавший Тору удостаивается награды в Будущем Мире. Но ведь как на устроено в этом мире? Человек, занимаясь Торой, тратит время, упускает выгоду! Но верно и другое: человек, который занимается Торой, испытывает наслаждение от нее, забывает на время о проблемах. Стресс, депрессия — все проходит. Царь Давид написал, что Тора «успокаивает душу» (Теилим 19:8). И это на самом деле так.
Тяжелые вопросы, ответы, полемика — изучение Гемары возвращает человеку радость жизни.
Еврей обязан установить постоянное время для изучения Торы. Раби Акива говорил, что еврей без Торы — как рыба без воды, и об этом писал пророк: «Жаждущие! Идите все к водам» (Йешаяу 55:1). У рава Овадьи Йосефа, благословенна память о праведнике, дома было более 40000 книг. Не в синагоге — дома! Да, наша Тора очень велика, но важно помнить, что не осталось у нас ничего кроме Торы! Она связывает нас со Вс-вышним, направляет и защищает нас. Укрепимся же в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, чтобы мы удостоились прихода праведного царя Машиаха, скорейшего восстановления Храма и Йерушалаима, и Избавления вскорости, в наши дни!
Примечания
1. Ашкеназский талмудист, каббалист и алахический авторитет (1690-1764), возглавлявший раввинский суд в Праге, а позднее ставший раввином «Трех общин»: Алтоны, Гамбурга и Вандсбека.
2. Игра слов. Есть стих (Бемидбар 33:3): «И отправились в путь из Рамсеса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца; на следующий день после [принесения жертвы] Песах выступили сыны Израиля с рукой вознесенной на глазах у всего Мицраима». Слова «выступили… с рукой вознесенной» («бе-яд рама») можно объяснить как «выходят [в заповеди] с помощью Рама». Рав имеет в виду, что ашкеназские евреи в отношении алахи следуют за Рама (Рамо). Это раби Моше бар Исраэль Исерлис (1530-1572гг.) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа», дополняющей кодекс «Шулхан Арух» там, где решения составителя не соответствуют ашкеназским обычаям и раввинским решениям.
3. «Господин земли» — так называют высшего авторитета в области алахи на определенной территории.
С чего начать изучение законов иудаизма? С Торы или с Талмуда?
Добрый день! С чего начать изучение закона иудаизма? С Торы или Талмуда? Из каких частей они состоят? Н.
Отвечает рав Мендель Агранович
Разделим ответ на Ваш вопрос на две части — теоретическую и практическую.
В трактате Авот («Поучения отцов», гл. 5, мишна 21) описан следующий порядок духовного продвижения человека. Изложим его в соответствии с комментарием рава Овадии ми-Бартанура (из Бертиноро; автора классического комментария к Мишне, Италия, 14 век).
Первый человек, как известно, сравнивается с деревом в поле. Как первые три года жизни дерева его плоды запрещены в пищу (орла), так и ребенок до трех лет не обязан выполнять какие бы то ни было заповеди. Это не означает, что родители могут кормить ребенка некошерной пищей. Речь идет о предписывающих заповедях и о том, что родители не обязаны ограждать его от нарушения запретов. Слово орла означает «закрытый», «закупоренный». То есть — сознание ребенка пока закрыто, не способно воспринимать что-либо так, как сознание взрослого человека.
На четвертый год все плоды дерева — «святые». Рав Овадия ми-Бартанура говорит, что на четвертый год жизни ребенка отец учит его буквам и огласовкам. Виленский Гаон добавляет: учитель, который научил ребенка алфавиту, однозначно нигде не ошибся и научил его истинной Торе. Поэтому это и есть «святые плоды».
Далее цитируем мишну по тексту. Итак: «раби Йегуда бен Тайма говорил: в пять лет начинают учить Писание, в 10 — Мишну, в 13 — бар-мицва (мальчик становится обязанным соблюдать заповеди как взрослый человек). В 15 начинают изучать Талмуд. В 18 — Хупа. В 20 начинают искать заработок. Или иначе: в 20 лет человек становится полностью ответственным за свои поступки и в случае нарушения может получить наказание Свыше. 30 лет — время силы. 40 — время понимания. 50 — время, когда уже можно давать советы другим. 60 — мудрость. 70 — старость, седина. 80 — время победы сил души над всеми страстями тела, 90 — согбенность или беседа, то есть: остаются силы только на слова, 100 — как будто бы ушел из мира (если заслужил — душа присоединяется к Высшему)».
Эта мишна описывает развитие мудрости человека. Мудрости жизни и мудрости Торы. Как Вы видите, здесь изучение Торы начинается с Письменной Торы, а дальше, с возрастом, человек переходит к Торе Устной — Мишне и Талмуду (Гмаре). Примерно так мы продвигаемся в познании Торы и сегодня. Временные рамки несколько изменились. Дети начинают изучать Писание и Пророков в 6 лет, Мишну — в 7-8, Гмару — в 9-10. Эта методика сложилась в течение веков и была принята многими великими раввинам, которые если и не ввели ее, то, по крайней мере, признали. Так ребенок выстраивает фундамент своего духовного знания. Далее в 13 лет мальчики начинают изучать Талмуд глубже в учебных заведениях, которые называется ешивой для юных (аналог старших классов средней школы). Мальчики изучают в основном Талмуд, и их учебный день выглядит так: в первой половине — углубленное изучение, во второй — стараются как можно больше расширить кругозор и эрудицию в Торе.
В 16-17 лет юноши поступают в ешива гдола. Это аналог высшего учебного заведения. Каждая ешива имеет свой характер и направление. Как правило, во главе стоит один или несколько очень харизматичных раввинов, у каждого из которых — свой особый путь познания и постижения Торы. Их цель — привить юношам любовь к глубокому исследованию Талмуда, сделать это их духовным воздухом на всю жизнь, чем бы они далее ни занимались. Выпускник ешива гдола — это «совсем другой человек». Станет он аврехом, то есть продолжит изучать Тору после свадьбы, или нет, он уже самостоятельный еврей, умеющий без посторонней помощи разобраться в большинстве законов Торы. Как правило, ешиву заканчивают в 21-23 года со свадьбой и переходом в колель — учебное заведение для женатых молодых людей.
Не будем делать обзор колелей, скажем только, что их великое множество. И каждый подбирает себе место соответственно своим интересам и складу души. Некоторые посвящают себя изучению Закона и получают диплом раввина (смиха). Это позволяет принимать законодательные решения. Другие «учатся на религиозного судью». Существуют и те, кто продолжает углубленное исследование Талмуда во всех его разделах, как в ешива гдола.
В двух словах: зачем нужно учиться в ешива гдола? Ведь не все же становятся раввинами! — Ешива прививает любовь к Торе и дает человеку тот необходимый уровень самостоятельности в ее изучении, который является как бы «дипломом еврея» на всю жизнь. Кем бы ни был человек по профессии — врачом, адвокатом, бизнесменом, программистом, слесарем — если он учился в ешиве, он старается часть дня посвящать изучению Торы, любит это, видит в этом смысл жизни и высочайшую точку служения Всевышнему наряду с молитвой, созданием крепкой еврейской семьи и воспитанием детей.
Как правило, он умеет быть раввином для собственной семьи или в сложных ситуациях задать правильный вопрос, знает, где и как искать ответ, к кому за ним обратиться.
Теперь понятно, как сложно нам, вернувшимся к соблюдению Торы в зрелом возрасте, восполнить эти этапы эволюции, которые еврей проходит с трех лет до зрелого возраста. Но чудес не бывает. Точнее, они бывают, но методика остается той же. Нужно начать изучать Тору и Танах (Пророки и Писание), но обязательно параллельно учить Мишну и Гмару. Это, кстати, постановление Шульхан Аруха. Все время, пока человек хотя бы один раз не прошел всю Тору, он должен треть времени изучать Тору Письменную, треть — Мишну и треть — Талмуд.
В наше время это делается так: изучается Письменная Тора и Мишна вместе с Гмарой как в йешиве — углубленно.
1. Вам нужно каждую неделю прочитывать главу Торы с классическим комментарием Раши, желательно на иврите, причем прочесть часть на иврите важнее, чем всю главу на русском. Через «простой» иврит Письменной Торы мы изучаем язык, то есть узнаем значение каждого слова и его грамматическую форму.
2. Вам необходимо восполнить отсутствие знаний в практическом законе — Галахе. Принято начинать учебу с книг Кицур Шульхан Арух (рава Шломо Ганцфрида) и Хаей Адам (рава Авраама Данцига). Нужно прийти к самостоятельному изучению книги Мишна Брура (Хофец Хаим). Начните с законов субботы и пробуждения утром.
3. Начните изучение Мишны с комментариями рава Овадии ми-Бартанура, трактата Брахот. Затем — трактат Авот. Переводите для себя каждое слово в Мишне так, чтобы смысл предложения был ясен Вам, как на родном языке.
4. Изучение Талмуда начните со второй главы трактата Бава Меция. Глава Эйлу Мециот о законах потерь и находок — самая классическая и «наглядная» глава Талмуда. С нее дети в хедере начинают свой путь. Самое главное — чтобы каждое слово, смысл фраз был понятен Вам как на родном языке. На первом этапе качество понимания намного важнее количества пройденного материала.
Это долгий путь, но игра однозначно стоит свеч. Каждое выученное слово Торы — выполнение отдельной заповеди, дающее Вам живую связь со Всевышним, постижение Его мудрости.
Я начал изучать иудаизм, какие книги порекомендуете?
Уважаемый Рав, я чувствую большой интерес к Торе и всему, что с ней связано. Но только вот я учусь отрывочно, учу, что попало, и толком не знаю, что именно из всего количества литературы мне надо учить. В этом мой вопрос к Вам: с каких конкретных книг начинать? Что, вообще, религиозные евреи учат?
Отвечает рав Ашер Кушнир
В связи с Вашим вопросом вспомнился случай: один образованный человек, только приехавший из бывшего Союза, посетил дом религиозного еврея. Взгляд гостя сразу же охватил огромный, плотно заставленный непонятными книгами книжный шкаф. Он долго их рассматривал и в конце произнес: «Я всегда считал себя интеллигентным человеком, хорошо знакомым с литературным наследием мира и если не читал, то хотя бы слышал о большинстве достойных книг, а тут не несколько, а сотни книг, и я не знаком даже с одной из них. ».
Да, в начале, действительно, тяжело сориентироваться в океане еврейских книг. С чего начать? Что главное? Что необходимо знать?
Если говорить о знаниях, то в идеале каждому еврею надо освоить весь колоссальный объем еврейских знаний, то есть, все то, что получил пророк Моше из «уст» Б-га на горе Синай и что сохранилось от этого до наших дней. Единицы действительно достигают вершин в познании Торы, но большинству евреев освоить удается лишь часть этих огромных знаний.
С чего начать?
Нам же, евреям, которые были лишены всего еврейского и только в зрелом возрасте сделали свои первые шаги в иудаизме, следует настроиться на постепенную и долгосрочную учебу в надежде приобрести устойчивые знания в обязательной для познания части Торы. То есть, следует начать с изучения «программы-минимум»:
С этого надо начать и постепенно добавлять и расширять основные предметы еврейской учебы (См. стр. 29 в книге Алей Шур рава Шломо Вольбэ).
Продолжение
Вначале добавить изучение Мишны. Это источник знаний об Устной Торе. Желательно каждый день учить одну или две мишны.
Для начинающих также важно внимательно ознакомиться с содержанием книг Пророков и Писаний. Хотя бы прочесть в переводе несколько раз.
Параллельно сделать акцент на глубокое изучение основ еврейского мировоззрения и этики. Для этого необходимо начать учить (желательно с учителем):
Следующий этап
Галаха. На следующем этапе желательно расширить изучение еврейского Закона. Без знания того, как конкретно исполнить ту или иную заповедь, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, — нет еврейской жизни. Это начало и основа всему. Поэтому необходимо проштудировать доступные Вам книги по еврейскому Закону.
Тора. На следующем этапе желательно добавить к изучению РАШИ комментарий РАМБАНА. Это два основных комментария, и в спорах между ними раскрывается первый уровень понимания Торы. Впоследствии можно каждый год добавлять изучение какого-то другого классического комментатора.
Талмуд. На этом этапе или даже с самого начала (все зависит от многих обстоятельств) следует добавить изучение Талмуда. Все еврейское спрятано в Устной Торе, точнее, в том, что принято называть Талмуд. Поэтому необходимо начать изучение Талмуда на Вашем уровне. И эта учеба будет продолжаться всю жизнь…
Не отчаяться…
Когда же эти источники будут на том или ином уровне усвоены, то можно добавить, расширить и углубить эти знания во всех направлениях и на всех уровнях океана еврейской мудрости. При этом следует помнить, что учеба продолжается всю жизнь. И поэтому не стоит отчаиваться при виде книжного шкафа в еврейском доме…
С чего начать изучение иудаизма
Иудаизм для начинающих
рекомендации по выбору литературы
У каждого поколения – свой путь в иудаизм. В поколении 70-х – 80-х, за железным занавесом эпохи позднего Ильича, в моде были интеллигенты, увлеченные отказом, ивритом – и иудаизмом. Многие из них стали преподавателями, писателями, политическими деятелями, многие уехали из России, некоторые остались. Следующее за ним перестроечное поколение увлеклось иудаизмом всерьез. Впервые в России после революции стали открываться ешивы, учебные центры для русских евреев, в Москве открылось израильское посольство, открыл свое представительство Сохнут. Тогда-то стала
создаваться массовая литература по иудаизму на русском языке. Массовой она была не только из-за тиражей – Сохнут отпечатал множество тонких книжечек по самым разным еврейским вопросам, от тонкостей абсорбции учителей и инженеров до пользы обрезания, от бар-мицвы и до географического справочника, который зубоскалы тут же прозвали глобусом Израиля. По иудаизму появились книги и брошюры, занимающиеся, в основном, ликбезом и надолго заполнили тот вакуум практической информации, который сохранялся всю советскую эпоху. Тогда появились ешивы в Москве, Петербурге, Киеве, Минске, заработали синагоги, тшува и иудаизм спустились с академических высот и стали массовым достоянием. Потом началась волна увлечения кабалой, компьютерная эра, появились «еврейские полки» в огромных сетевых книжных магазинах, где, кроме традиционных «протоколов сионских мудрецов» и пасквилей на тему, как и за сколько «евреи продали Россию», начали появляться и первые книги по иудаизму «для внешнего употребления», то есть для широкого читателя – справочники, переводы Торы. Стали появляться и оригинальные книги, не переводы, написанные и изданные массовыми тиражами по-русски, именно для нашего, русскоговорящего читателя. К началу 2000-х годов рынок еврейских книг занял свое прочное место в большом книжном мире, точнее, сразу в двух: в мире еврейских книг на разных языках, и в мире русской книги. Тем не менее, читательский интерес, неизменно высокий, по-прежнему не уходит от еврейских книг. Однако подход у разных читателей к книгам – неодинаковый. Каждый ищет в иудаизме свое.
В заключение, мне хочется пожелать всем читателям, впервые входящих в мир иудаизма – Шалом Алейхем и Брухим ѓаБаим!
р. Моше Эстрин
08.02.2011