с чего начать изучение христианства

Неразрешимые вопросы, или как изучать богословие

Выберите раздел серии

Часто приходится быть свидетелем ситуации: на форуме регистрируется участник, задаёт непростой вопрос из области православного богословия и устраивает бурную дискуссию, не слушая ответы участников и пытаясь доказать, что только его размышления истинны.
Сначала я списывал это на эмоциональность вопрошавших, на их крайнюю самоуверенность, на нежелание заглянуть чуть выше привычных стереотипов. Да, это всё присутствует, но есть и главная причина.

Большинство из нас задумалось о Боге и Церкви уже в сознательном возрасте, не будучи воспитанными в вере и не знающими основ христианского богословия. С одной стороны, у моего поколения нарушена последовательность Богопознания, знакомства с миром духовным. С другой стороны, любой человек, не зная даже основ православного вероучения и не имеющий никакого религиозного опыта, благодаря интернету включается в дискуссии на религиозные темы, самостоятельно пытается толковать Священное Писание, анализировать догматы исходя из собственных представлений о правильности и справедливости.

Отсюда и масса вопросов, недоумений и вероучительных искажений. Люди, не прочитав даже Закона Божьего для детей, искренне не могут уразуметь истин, о которых им и размышлять-то ещё совсем рано. У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого.

Рассмотрим простой пример: зашёл человек в храм «поставить свечку». Кажется, простое действие, совершаемое многими. А теперь попробуем поставить перед этим человеком вопросы:
1) Для чего в Церкви продают свечи?
2) Зачем Богу нужны наши свечи?
3) Свечи ставят и перед Крестом. Почему Богочеловек Христос распят?
4) Кто такие святые, какой силой они помогают?
5) Зачем вообще нужен храм, только ли для того, чтобы ветер свечи не задул?
6) Уместно ли во время богослужений ходить по храму и расставлять свечи у икон?

Получается, что большинство заходящих в храм совершают некий обряд, смысл которого более подобает огнепоклонникам, чем христианам, так как их представление о совершаемом ими к христианству имеет весьма косвенное отношение.

Почему-то богословие представляется многим чем-то элементарным, постигаемым на ходу из источников любого сорта (газет, форумов, «авторитетных мнений» юмористов и телеведущих). Более того, большинство людей, не имеющих знаний на уровне первого класса церковно-приходской школы, имеет твёрдые убеждения по многим богословским вопросам на основании своего житейского опыта и «здравого смысла». Как говорит протоиерей Димитрий Смирнов: «Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже супа не умею варить, это не в моей компетенции». Но, когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. «.

И получается, что человек, не зная даже основ сотериологии, начинает развивать на форуме собственную модель спасения Богом падшего человечества. И каков итог? Десять страниц полемики – и никаких плодов.

Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять «заблудших». Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников, пока духовник не посоветовал упорядочить знания и поступить на епархиальные богословские курсы. Только там я почувствовал, насколько отличаются системные знания от «интуитивных». Имея возможность сравнивать, могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры, записаться в ближайшую воскресную школу, или, в крайнем случае, пройти программу самокатехизации на портале «Азбука веры».

Также рекомедую статью прот. Константина Пархоменко, которая посвящена вопросу оглашения: Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?

И несколько практических советов:
1) Если вам что-то непонятно в Библии, то посмотрите сначала толкования. Они составлены святыми, или на основании опыта святых, т.е. людей просвещённых Божественной благодатью.
2) Если есть вопросы по молитвам, то пользуйтесь Толковым молитвословом (вверху списка).
3) Духовное чтение имеет свои правила и особенности. См. подробнее.
4) Мы не первые христиане, поэтому практически любой наш вопрос уже возникал у наших предшественников и имеет множество ответов и комментариев. Попробуйте начать с поиска по «Азбуке веры». См. Древо сайта, Алфавитный раздел. Или пользуйтесь окном поиска на Главной странице.
5) Не фантазируйте попусту. Христианское богословие основано не на догадках, пусть даже святых людей, а на Божественном Откровении.
6) Начните с простого: Закона Божьего, Катехизиса, несложного пособия по Догматическому богословию. Очень важно изучать книги последовательно, а не перепрыгивать с одной на другую; Божественное Домостроительство мудро и системно, фрагментарное чтение различных книг не даст цельной картины.
Например, бесплодно размышлять о том, каким образом Господь спас падшее человечество, если не знать, Кто есть Христос.
7) Молитесь к Богу о вразумлении в познании Его истин. Мы ничего не можем уразуметь без Божественной благодати, но и от нас требуется настойчивость и воля в стремлении к Богу. Это называется синергией.

Источник

С чего начать знакомство с христианством?

С чего начать изучение христианства? Как не потеряться в объеме знаний о Боге? Мы сформулировали для вас 5 шагов, которые необходимо пройти, чтобы познакомиться с учением Церкви. Проверьте, на каком из них находитесь вы.

5 шагов, которые вы найдете ниже, выстроены в том порядке, в котором мы рекомендуем их проходить. Исключение составляет лишь второй шаг – его можно сделать одновременно с первым.

Книги, которые мы рекомендуем в этой статье, вы можете приобрести на сайтах «Остров книг» и «Никея» со скидкой 10% по промокоду SMYSL.

с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Шаг 1. Начните читать Евангелие

Вы только начинаете знакомство с христианской верой? Тогда самый первый ваш шаг – прочитать Евангелие.

Что такое Евангелие?

Евангелие – это, в переводе с греческого, благая весть. Весть о том, что Бог стал человеком Иисусом, чтобы человек стал богом. Очевидцы этих событий – апостолы – записали свой опыт. Так появились 4 книги под названием «Евангелия».

Где найти Евангелие?

Там 4 Евангелия! С чего начать?

Евангелий, действительно, четыре. В идеале, прочитайте все их по порядку: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Однако если вам страшно забросить это чтение на полпути, начните с Евангелия от Марка – оно самое простое и динамичное.

Как правильно читать Евангелие?

Когда вы начинаете читать Евангелие, обратитесь к Богу своими словами: помолитесь о том, чтобы понять те смыслы, которые заложены в текст. Даже если вы еще сомневаетесь в том, есть ли Бог, попробуйте обратиться в Нему, выразите свои сомнения и попросите разрешить их.

В остальном, при первом прочтении Евангелия сосредоточьтесь только на том тексте, который перед вами. Сложные или непонятные места подчеркивайте (это совершенно нормально и правильно писать и подчёркивать в книге), чтобы потом, на следующих шагах, разъяснить их для себя с помощью толкований.
с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Шаг 2. Начните ходить в Церковь

Невозможно освоить профессию без практики. Тем более невозможно разобраться в сути христианской жизни по одним лишь книгам. Для того, чтобы понять, как живет христианин, начинайте ходить в Церковь.

Какую службу выбрать?

Как вести себя в храме?

Не бойтесь сделать в храме что-то неправильно: вы учитесь, Бога не оскорбят ваши ошибки. Однако чтобы чувствовать себя более уверенно, рекомендуем прочитать статью о том, как вести себя в храме.

Постарайтесь также познакомиться со священником и с другими верующими, которые посещают этот храм. Узнайте, есть ли какие-либо собрания вне богослужений, и постарайтесь регулярно их посещать. Задавайте там те вопросы, которые возникают у вас в ходе знакомства с христианством.
с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Шаг 3. Изучите катехизис

После того, как вы прочитали Евангелие и начали ходить в храм, смело беритесь за изучение катехизиса.

Что такое катехизис?

Катехизис – это основы христианского учения о вере (вероучения). В нем содержатся ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть перед верующим. Такая книга всегда рассчитана на начальный уровень знаний, так как исторически катехизисы писали для тех, кто только еще готовится к вхождению в Церковь.

Зачем нужен катехизис?

Какой катехизис выбрать?

Шаг 4. Прочитайте послания апостолов

Что такое послания апостолов?

Послания апостолов – это письма, которые ученики Христа писали сообществам верующих из разных городов. Обыкновенно каждое письмо писалось в связи с той или иной ситуацией, сложившейся внутри общины и беспокоившей апостола. К примеру, коринфяне считали, что христианство дозволяет жить распутно, а галаты навязывали всем соблюдение пищевых (и не только) ограничений Ветхого Завета. Таким образом, каждое из писем отражает контекст той ситуации, в которой оно возникло.

Где найти послания апостолов?

Послания апостолов находятся в Новом Завете сразу после Деяний святых апостолов (их, кстати, тоже стоит прочитать). В электронном формате вы можете найти их по ссылкам, указанным на первом шаге. Рекомендуем также присмотреться к переводу посланий А. С. Десницкого.

с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Я ничего не понимаю в посланиях: что делать?

Послания значительно более сложные, чем Евангелие, и при первом знакомстве может оказаться так, что вам почти ничего не будет понятно. Это нормально. Это нестрашно. Очень сложных посланий всего два: к Римлянам и к Евреям – остальные более простые. Когда читаете, подчеркивайте то, что вам непонятно, чтобы потом обратиться к толкованиям. К примеру, можно послушать беседы арх. Ианнуария (Ивлиева).

Также вы можете найти курсы по некоторым посланиям на нашем сайте. В них мы очень подробно и с примерами разбираем смыслы текстов.
с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Шаг 5. Читайте богословскую литературу и Ветхий Завет

Теперь, когда вы прочитали большую часть Нового Завета, знаете основы вероучения и ходите в Церковь, самое время приступить к наиболее объемным и сложным разделам христианского учения: Ветхому Завету и богословской литературе.

Что такое Ветхий Завет?

Ветхий Завет – это первая часть Библии, в которой содержится история мира до пришествия в него Иисуса Христа. Это несколько десятков книг, написанных разными авторами в разные эпохи, отражающих историю взаимоотношений человека и Бога.

Зачем читать Ветхий Завет?

Ветхий Завет необходим для более объемного и глубокого понимания Нового Завета и Евангелия. И Иисус Христос, и апостолы, как вы уже наверняка заметили, проходя первые шаги, неоднократно ссылаются на ветхозаветных пророков. Для ранних христиан единственными священными книгами были книги Ветхого Завета: Евангелия, и послания написаны спустя несколько десятилетий после воскресения Христа. Кроме того, в книгах первой части Библии содержится множество мудрых наставлений и рекомендаций.

Как читать Ветхий Завет и не потерять веру?

Ветхий Завет очень сложен для понимания. Описания убийств, войн, преступлений встречаются в нем повсеместно. Нередко это вызывает смущение у читателя. Однако важно помнить, что книги Ветхого Завета описывают мир людей, который всегда далек от совершенства, а в древности был и еще более жестоким. Даже Богу Ветхий Завет нередко приписывает человеческие качества. Чтобы спокойно читать это, нужно понимать, что любой текст – это всего лишь несовершенный инструмент описания Того, Кто превосходит наше понимание. В эпоху до пришествия Христа люди иногда описывали Бога довольно жестоким, однако это не значит, что Он действительно жесток.

Еще одна сложность, которая может возникнуть у образованного человека, связана с естественнонаучной картиной мира, которую мы видим в Ветхом Завете: небесный свод, окна в нем, 6 дней творения и другие древние представления об устройстве мира. Здесь опять же важно вспомнить, что это всего лишь язык – способ описания мира, а не буквальные указания на реальность. Не стоит искать учебник естествознания там, где его никто не задумывал.

с чего начать изучение христианства. Смотреть фото с чего начать изучение христианства. Смотреть картинку с чего начать изучение христианства. Картинка про с чего начать изучение христианства. Фото с чего начать изучение христианства

Богословская литература: с чего начать?

Ветхий Завет очень сложен, однако еще более сложна богословская литература. На этом шаге вы уже переходите на продвинутый уровень, который можно проходить бесконечно – настолько огромен объем текстов, написанных христианами за два тысячелетия истории нашей веры.

На этом шаге мы ограничимся несколькими рекомендациями:

Также начать знакомство с азами вероучения помогут «Дневники поста», специально разработанные для того, чтобы помочь человеку погрузиться в христианство на практике.

Источник

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *