с чего начать изучать искусство

Что почитать об искусстве: 16 книг для новичков

Искусство бывает очень разным: это и греческие статуи, и наскальная живопись, и полотна Леонардо да Винчи, и даже писсуар.

В этой подборке я собрала книги, которые помогут узнать, может ли искусство быть некрасивым, научиться понимать провокации художников и обнаружить, что в истории создания классических произведений было немало драм и захватывающих сюжетных поворотов.

Выбирайте, о чем хочется почитать сегодня:

Курс о больших делах

Автор: искусствовед Эрнст Гомбрих
Кому читать: тем, кто не знает, с чего начать
Цена: 4671 Р в «Лабиринте»

Это одно из первых произведений, с которого искусствоведы рекомендуют начинать знакомство с искусством. Впервые книгу опубликовали в 1950 году, и с тех пор она выдержала больше 15 переизданий, была переведена на множество языков, включая русский, и не потеряла актуальности.

Книга охватывает промежуток в 17 тысяч лет — от пещерной живописи, найденной в Испании и Франции, искусства Древнего Египта и Америки до христианского, мусульманского и буддийского искусства и, наконец, модерна. «История» — огромный труд в прямом и переносном смысле: книга весит 1,5 кг. Несмотря на внушительные размеры, она читается легко благодаря умению автора говорить просто о сложном.

Авторы: современные искусствоведы и художественные критики
Кому читать: тем, кто хочет узнать больше об искусстве 20 века
Цена: 4700 Р на сайте музея «Гараж»

В 20 веке в искусстве возникло множество параллельных течений, которые нельзя было больше описывать линейно. Авторы этой книги приняли вызов: в тексте множество перекрестных отсылок, которые помогают связать разные направления в единый культурный процесс. Часть ссылок выходит за рамки издания и предлагает читателю обратить внимание на самые обсуждаемые работы по теме.

В 130 главах — не только поворотные моменты вроде зарождения фовизма или развития раннего экспериментального кино, но и методы, которыми пользовались художники и историки искусства. Выбрать, о чем именно почитать, поможет краткое содержание каждой главы: например, можно узнать больше о становлении фотографии, о подробностях организации важных выставок в 20 веке и о постмодернистской архитектуре.

Автор: историк Инна Немилова
Кому читать: фанатам коллекции Эрмитажа
Цена: 450 Р на «Озоне»

«Загадки старых картин» рассказывают о тайнах и скрытом смысле картин из коллекции Эрмитажа. Например, почему «Итальянские актеры» на полотне живописца эпохи рококо Антуана Ватто долгое время считались французскими или почему на портретах порой так тяжело определить имя модели.

Еще книга демонстрирует возможности и методы историко-художественного исследования: например, объясняет, где историки и теоретики искусства ищут информацию о произведениях искусства и как узнают, что скрывается под верхним слоем краски.

Составитель: искусствовед Любовь Савинская
Кому читать: тем, кто хочет увидеть в натюрмортах нечто большее, чем красивую композицию
Цена: бесплатно на сайте Пушкинского музея

Все это поможет читателям уже совсем по-другому смотреть на натюрморты в музейных залах, а еще, как пишет автор предисловия и директор музея Марина Лошак, «разглядеть разнообразие мира вещей» в обычной жизни — даже самые привычные детали быта окажутся наполненными неожиданными смыслами.

На сайте Пушкинского музея есть и другие каталоги о разных периодах и личностях в истории искусства:

Автор: критик и философ Ролан Барт
Кому читать: тем, кто сомневается, что фотография — это искусство
Цена: 340 Р на сайте музея «Гараж»

Философ Ролан Барт задается неочевидными вопросами о фотографии. Например, почему важна роль наблюдателя и как меняется природа снимка, если приватные фотографии становятся общедоступными.

Стиль письма Барта сначала может показаться необычным и даже замысловатым: автор — семиотик, и его отличает особенно чуткое внимание к словам. Но к этим особенностям быстро привыкаешь: книгу можно читать и без предварительной подготовки.

Если после прочтения книги захочется узнать о фотографии еще больше, рекомендую обратить внимание на работу Сьюзен Сонтаг. Американская писательница и режиссер исследует отношение снимка к реальности и обнаруживает связь между фотографией и живописью.

Автор: скульптор Анна Голубкина
Кому читать: тем, кто в первую очередь ищет в музеях скульптуры
Цена: от 150 Р на «Алибе»

Анна Голубкина — известный скульптор рубежа 19—20 веков : один из ее рельефов, «Пловец», украшает вход в МХТ. В книге она объясняет молодым художникам, как понимает работу скульптора: поэтично рассказывает об особенностях материалов и о связи скульптора с ними, об отношении работы и натуры, а также о «музыке», которая делает «Венеру Милосскую» и «Давида» Микеланджело великими произведениями искусства.

Некоторые идеи книги будут полезны не только художникам и скульпторам. Например, умение смотреть вместе с желанием понять, на которое Анна Голубкина обращает особое внимание, важно для наблюдателя и во многих других сферах жизни. В частности, этот навык поможет увидеть значительно больше в музейных залах и галереях.

Автор: историк искусства, специалист по искусству 14—15 веков Тилль-Холгер Борхерт
Кому читать: тем, кто хочет не только читать, но и рассматривать картины в хорошем качестве
Цена: 1377 Р в «Республике»

Издательство Taschen специализируется на выпуске альбомов по искусству. В серии Basiс Art собраны издания с самыми важными работами в истории художественной классики.

Одна из книг знакомит читателей с Ван Эйком — нидерландским художником 15 века, одним из самых известных представителей Северного Возрождения. Внутри — репродукции важнейших работ: есть и «Портрет четы Арнольфини», и «Гентский алтарь», и «Луккская Мадонна». Если творчество Ван Эйка не привлекает, посмотрите другие работы серии: например, о Кандинском, Босхе или самых известных «нюдсах» в истории искусства.

Автор: искусствовед Сергей Даниэль
Кому читать: тем, чье сердце волнуют рюши, ленты и пышные юбки
Цена: от 900 Р на «Алибе»

Книга посвящена одному из самых роскошных и богатых периодов в истории искусства — эпохе рококо, занявшей большую часть 18 века. Сергей Даниэль исследует творчество главных художников галантного века: Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана-Оноре Фрагонара, автора знаменитой картины «Качели».

Внимание Даниэля выходит за пределы живописи и обращается к гравюре, скульптуре, архитектуре и моде — в объемных техниках рококо проявился особенно ярко. Книга дает хорошее представление не только о самом стиле, полного розовых и голубых цветов, украшений и ажурных деталей, но и о его влиянии на последующее развитие культуры.

Автор: историк искусства Михаил Герман
Кому читать: тем, кому интересен импрессионизм
Цена: 1099 Р на «Озоне»

«Импрессионизм» Михаила Германа — часть серии «Новая история искусства» издательства «Азбука»: книги серии рассказывают о разных направлениях в искусстве и помогают узнать о них больше как новичкам, так и тем, кто уже неплохо ориентируется в стилях и художниках.

Герман показывает революционное значение, которое импрессионизм имел для искусства в целом, а также обращает внимания на неожиданные аспекты новаторства: например, рассказывает, что именно привнес в искусство Пьер Огюст Ренуар с портретами светских красавиц и почему именно Эдгар Дега, не любивший рисовать на открытом воздухе, стал основателем воздушного импрессионизма.

Автор: искусствовед Себастьян Сми
Кому читать: тем, кто хочет узнать, как на самом деле жили художники
Цена: 500 Р на «Алибе»

Автор концентрируется на личных отношениях художников, которые в той или иной степени изменили развитие искусства 20 века: Анри Матисса и Пабло Пикассо, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона.

Погружаясь в истории, растянувшиеся почти на 100 лет, можно забыть, что читаешь книгу о реальных событиях, а не художественный роман. Среди историй — рассказ в духе американских вестернов о пропаже портрета Бэкона, который написал Фрейд, и попытках его вернуть, а также драма о Мане, который от обиды хотел уничтожить картину Дега.

Автор: сам Бэнкси
Кому читать: тем, кто хочет узнать больше о современном искусстве и стрит-арте в частности
Цена: 1220 Р на «Буквоеде»

Эта книга рассказывает об одном из самых загадочных уличных художников современности — о его личности до сих пор практически ничего не известно. Большую часть издания составляют фотографии работ художника и краткие биографические врезки — на чтение уйдет всего пара часов.

Бэнкси использует прямые образы, чтобы его работы считывали даже случайные прохожие: например, на одном из граффити Микки Маус и Рональд Макдональд ведут под руки жертву напалма, а на другом ребенок плачет из-за количества лайков. С его творчества удобно начать «расшифровку» образов, которые используют современные художники в целом, а еще знакомиться с неклассическими формами искусства: уничтожение картины прямо во время аукциона в 2018 году увеличило ее ценность почти в десятки раз — целую картину продали за 1,4 млн долларов, а поврежденную уже за 25,4 млн.

Автор: художник Виктор Пивоваров
Кому читать: тем, кто хочет проникнуть в мысли и замыслы художника
Цена: 680 Р на сайте музея «Гараж»

Виктор Пивоваров — один из главных представителей московского концептуализма. Художники этого направления больше внимания уделяют смыслам и идеям, чем формальной стороне искусства, поэтому на первый взгляд их работы могут показаться наивными. Книга поможет обнаружить неочевидные отсылки и аллюзии, с которыми картины приобретут новую глубину.

Издание иллюстрировано работами Пивоварова, его же комментариями и рассуждениями. Хотя книга читается как художественное произведение, текст не только поможет разобраться в творчестве самого автора, но и даст читателям представление о московском концептуализме в целом.

Автор: экономист, любитель искусства Дональд Томпсон
Кому читать: тем, кому хочется узнать об устройстве арт-рынка изнутри
Цена: 450 Р на «Алибе»

Книга познакомит читателя с главными представителями актуального искусства, объяснит, какую роль играют личность и бренд в современном искусстве, и расскажет, как так вышло, что чучело акулы оценивается в 12 млн долларов.

Издание — редкость на полках магазинов: советую сразу отправляться на поиски книги в библиотеку.

Автор: бывший редактор отдела искусств BBC Уилл Гомперц
Кому читать: тем, кто хочет самостоятельно определять разнообразные «измы» искусства 20 и 21 века
Цена: 468 Р на «Озоне»

Гомперц видит во всех шокирующих современников произведениях — от «Черного квадрата» и писсуара до гниющей головы коровы и очевидных сексуальных аллюзий в натюрмортах — неизбежное движение культуры к расширению понятия искусства: оно уже ушло слишком далеко от реализма 19 века, и нам не остается ничего другого, кроме как учиться с ним взаимодействовать.

Книга помогает в этом читателю: она научит самостоятельно ориентироваться в полуторавековой истории современного искусства, отличать Моне от Мане и понимать, почему классические натюрморты сменились повторяющимися банками томатного супа.

Автор: писатель, критик Джон Бергер
Кому читать: тем, кому интересны причины, почему искусство выглядит именно так
Цена: 1049 Р в «Лабиринте»

Книга состоит из семи эссе: четырех текстовых и трех визуальных — в них только изображения и нет слов. Эссе разбирают разные проблемы, связанные с искусством: как смотреть искусство, почему классическое искусство именно такое, каким мы видим его в музее, для кого оно создавалось и какова роль зрителя во всем этом.

В основе книги — четырехсерийный фильм BBC с тем же названием. Хотя автор его выпустил еще в 1972 году, смотреть фильм сегодня не менее интересно.

Автор: художественный критик Оссиан Уорд
Кому читать: тем, кому хочется научиться правильно смотреть и понимать актуальное искусство
Цена: 430 Р на сайте музея «Гараж»

Книга одного из ведущих британских критиков рассказывает, как смотреть искусство 21 века. Сходство в названии с «Искусством видеть» Бергера неслучайно: Уорд действительно отсылает к этой книге, но в отличие от предшественника не дает оценок произведениям искусства, а предлагает читателю инструменты для взаимодействия с ними.

Для этого Уорд выделяет доминанты в творчестве художников: «развлечения» Джереми Деллара, «протест» Томаса Хиршхорна, «шутки» Натали Юрберг. Такой подход помогает начинающим зрителям глубже понимать идеи, которые высказывают в своих работах современные творцы.

Авторы: художник Дэвид Хокни и художественный критик «Спектейтора» Мартин Гейфорд
Кому читать: тем, кому интересно читать не только теоретиков искусства, но и мнение самих художников
Цена: 2700 Р на сайте музея «Гараж»

«История картин» — это диалоги британского художника Дэвида Хокни и арт-критика Мартина Гейфорда о становлении визуальной культуры от первых наскальных рисунков до картин, написанных на Айпаде. В книге сочетаются глубокие знания Гейфорда, дающие историко-культурную базу для понимания искусства, и более открытые интерпретации Дэвида Хокни, который выступает то как провокатор, то как дилетант.

Такие разные перспективы авторов помогают построить собственное понимание визуальной культуры и живописи, которая, по версии Хокни, не прогрессировала со времен наскальных рисунков.

Источник

Как начать разбираться в современном искусстве Каждую неделю The Village выбирает одну полезную область знания и предлагает книги, курсы и лекции, которые помогут погрузиться в неё самостоятельно

The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами — с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern — это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо — это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса, самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу. Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», — на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок — к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет — этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак — всего лишь прочесть сопроводительный текст.

Что читать

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Сэм Филлипс. «. Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей — всё без лишней воды и аналитики.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет — за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

Что смотреть

Наталья Смолянская — о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же — ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта»
и «1970 — настоящее время»

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» — пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол»

Люк Сайсон — о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики»

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли — о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

Где учиться

«Несимметричные подобия»

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

Где: музей «Гараж»

Когда: 18 февраля — 23 декабря

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков»

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА: среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция — 100 рублей

«Современное искусство
и музыка»

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

КОГДА: 2, 9, 16, 23 апреля

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.

Источник

Как начать разбираться в искусстве? 16 простых и понятных книг – советуют искусствоведы

Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы составляем «списки книг от профессионалов». Сегодня попросили известных минских искусствоведов поделиться книгами, которые научат понимать искусство. И современное тоже.

Олег Ойстрах
и Татьяна Ойстрах-Демидова

– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.

В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.

Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

С книг Нины Дмитриевой стоит начать изучать искусство. Она рассказывает обо всех периодах и этапах его развития, проводит глубокий, но доступный для всех анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее, сопоставляет и сравнивает разные художественные направления.

Писать долго и много – просто, а рассказать суть эпохи в пяти фразах может не каждый. И Нина Дмитриева обладает этим редким, гениальным талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство, почему одни картины стали шедеврами, а другие оказались забыты.

Читайте книги Нины Дмитриевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Эрнст Гомбрих, «История искусства»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Эрнст Гомбрих рассказывает об искусстве сложнее, чем Дмитриева, потому что считает, что без терпения постичь его невозможно. Он концентрирует внимание на отдельных важных моментах творчества художника, детально разбирает особенности картин, эпохи и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он им стал. Читать эту книгу лучше тем, у кого уже есть базовые знания в области истории искусств.

Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Один из самых хитрых и коварных вопросов в искусстве – не «что?» или «как они делают?», а «почему?». Напоминает детский вопрос, не так ли? Но ведь именно детские вопросы самые сложные, потому что они требуют простых, но понятных и правильных ответов. И в этой книге они есть.

Несмотря на такую обложку и форму подачи информации, которая напоминает комиксы, эта книга предназначена не только для детей. Читать ее можно без наличия каких-либо знаний об искусстве. Но, поверьте, эта книга может заставить вас углубиться в предмет и получить ответы на многие вопросы.

Кстати, книги Сюзи Ходж можно почитать на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge. Стоимость – 25 копеек в день. Первые 3 дня – бесплатно.

Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.

Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.

Читайте книги Инны Соловьевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии»
Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.

«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении. Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся.

Паола Волкова, «Мост через бездну»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Паола Волкова – популярный искусствовед и удивительная, талантливая женщина. Она написала десяток книг для этой серии, и все они – сборники ее же лекций, абсолютно доступных и понятных.

В своих книгах автор обращается к разным эпохам: от первобытного искусства до 20-го века. Но она не просто констатирует особенности каждой, а связывает их между собой, проводит параллели и объясняет, как связаны, например, наскальные рисунки пещеры Альтамира с авангардным искусством от Пабло Пикассо до поп-арта и почему так происходит.

Читайте книги Паолы Волковой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Уилл Гомперц, «Непонятное искусство»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Возможно, вы удивитесь, увидев подпись «От Моне до Бэнкси», ведь первый сегодня считается классиком эпохи импрессионизма. Но импрессионизм – новое направление по сравнению с академическим искусством, протест против всего, что было «до», его не признавали на протяжении многих лет, и Моне был революционером, вождем этого направления.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, что связывает Моне и Бэнкси, как проходили сложный путь становления разные художники, что они привносили своим творчеством в мировое искусство, почему отвергали классику и что все-таки брали из нее. Также вы сможете понять, почему это сложное искусство становится частью классики. Но, опять же, чтобы прийти к этой книге, нужно знать, что было до Моне.

Читайте «Непонятное искусство» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 2,5 рубля, если прочесть за 10 дней.

Герберт Рид, «Краткая ис тория современной живописи»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Легко изучить эпоху, в которой был всего один стиль искусства, имеющий свою схему и отличительные черты: то же барокко растянулось на полтора столетия. А в современном искусстве одной схемы нет, и мир сходит с ума от того, как всего много, а главное – малопонятно. Если посмотреть работы любого художника эпохи модернизма, можно увидеть многогранные поиски себя как мастера: у одного Пикассо было семь этапов развития творчества.

«Краткая история современной живописи» даст вам понимание внутренних эволюционных связей, протекающих в пространстве современного искусства, расскажет, чем отличается фовизм от кубизма, что соединяет кубизм с сюрреализмом и как со всем этим соприкасаются другие «измы».

Майкл Берд, «Звездная ночь Ван Гога»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Если у человека не будет духовной основы, не будет и личности, поэтому так важно с детства приобщаться к искусству. Майкл Берд написал отличную книгу для детей, рассказав о шедеврах поэтичным языком, создав сборник своеобразных художественных эссе. В ней важная информация подана интересно, красиво и доступно для понимания.

Сюзи Ходж, «Современное искусство в деталях»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

«Искусство в деталях» – важная книга, потому что в шедеврах не бывает случайностей и мелочей. Прочитав ее, вы узнаете, что за внешним слоем есть более глубокий, начнете понимать суть деталей: что значит веер в руке, почему цветок на платье опущен бутоном вниз, что означает здание за портретируемой, почему на полотнах Ван Эйка сабо мужчины и женщины стоят рядом друг с другом, а у художника Яна Стена обувь часто разбросана по комнате.

Эту книгу нужно читать, когда уже есть базовое знание об искусстве и его направлениях: например, после прочтения Гомбриха и Дмитриевой.

Ну, вы помните: почитать Сюзи Ходж можно на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge.

Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Эта книга расскажет, что такое семантика цвета и света, как они соприкасаются, почему в религиозной одежде красный цвет означает одно, а в бытовых предметах – другое, чем отличается его звучание в работах Пабло Пикассо и, например, Андрея Рублева.

«Красный» – одна из книг целой серии замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, а алгебра искусства, и к ней нужно приходить подготовленным.

Читайте «Красный. История цвета» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 1,5 рубля, если прочесть за 6 дней.

Жан-Поль Креспель, «Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху (1905–1930)»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Издательство «Молодая гвардия» уже много лет выпускает серию книг «Повседневная жизнь», благодаря которой можно попасть в самые разные эпохи и узнать много замечательного и полезного о жизни людей. Эта книга и подобные ей нужны тем, кому мало знать только биографию художников, кто хочет понять, как они жили, творили, любили, откуда вырастает творчество, как оно зарождается. Великая эпоха Монпарнаса – это 1903–1930 годы, когда в одном месте жили и создавали свои шедевры такие гении, как Модильяни, Гертруда Стайн, Пикассо, Шагал и другие.

Читайте Жана-Поля Креспеля в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.

Ксения Букша, «Малевич. Бог и другие фигуры»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Эта книга читается как роман, но при этом она наполнена искусствоведческими размышлениями о том, кто такой Малевич, как он работал, как и почему создавал свои картины. И, разумеется, она расскажет, почему «Черный квадрат» – это настоящее произведение искусства, а не «мазня», доступная каждому ребенку.

Читайте книги Ксении Букши в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Йохан Идема, «Как ходить в музей»

с чего начать изучать искусство. Смотреть фото с чего начать изучать искусство. Смотреть картинку с чего начать изучать искусство. Картинка про с чего начать изучать искусство. Фото с чего начать изучать искусство

Подробное и четкое руководство к действию, в котором до мелочей рассказывается, как получить максимум пользы и удовольствия от посещения музея. Вам точно нужно прочитать эту книгу, если вы, как и многие, в первую очередь всегда читаете табличку с названием картины и считаете, что музей можно хорошо осмотреть за один день. Поверьте, что этого мало для посещения любого художественного музея.

– Как правильно выбирать книги об искусстве?

– Выбор книги всегда зависит от потребностей и уровня знания человека. Перед покупкой задайте себе вопрос: «Что я хочу узнать?» – советует Олег Григорьевич.

– Если вы хотите начать разбираться в искусстве, начинайте с покорения его истории, а потом постепенно усложняйте книги и углубляйтесь в отдельные темы. Если вам хочется узнать о творчестве одного мастера, прочитайте его биографию, книгу о его творчестве, эпохе, в которую он жил. Если вы хотите узнать какие-то общие сведения о картинах, вам хватит и интернета, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Но всегда нужно помнить, что книги – это только база, и за ними всегда стоит посещение галерей и музеев. Общение с подлинным искусством в музеях и галереях «глаза в глаза» ничем заменить невозможно.

К пониманию искусства и отдельных его направлений можно прийти через просмотр картин, улавливание их сходств и отличий и, конечно, через наслаждение, которое вы получите от общения с ним. Не путайте информационное поле с глубоким пониманием мира искусства. Великие картины, между прочим, меняют жизнь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *