с чего начать изложение

Как писать изложение? 9 полезных советов

От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста. Особенно эти советы тебе будут полезны, если ты сдаёшь школьный экзамен после 11 класса по русскому или белорусскому языкам.

Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?

9 советов, как написать изложение на высокий балл

Держи ухо востро

Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.

Не забывай о специфике изложения

Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

Следуй инструкции учителя

Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

Оставляй пустые строки в черновике

Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложениеУдобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой

Сокращай

Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй, чтобы ты сам смог понять, что же ты записал.

Используй каждую минуту

Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

Сомневаешься — замени

Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

Перепроверяй себя

Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

Помни про абзац

Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2021 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: изложение

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

В прошлом году девятиклассников постигло неожиданное счастье — отменили ОГЭ. Как бы ни хотелось «отвертеться» и в этот раз, надеемся, что новый карантин не введут и в конце мая всё будет так, как и должно быть. А значит, самое время начинать активно готовиться. Наш автор делится советами, как организовать самоподготовку и написать изложение на высокий балл.

Как пишут изложение на экзамене

На написание изложения даётся целых 100 минут — это очень много, за это время можно написать даже несколько вариантов. Но трудность состоит в том, что текст слушают всего дважды.
Первое и второе прослушивание занимают по три минуты. Между ними будет небольшой перерыв — около четырёх минут — на работу с черновиком.

Некоторые учителя перед первым прослушиванием говорят: «Сначала слушайте», предлагая начать делать заметки только во второй раз. Но это неправильно, особенно если ты лучше воспринимаешь то, что видишь, а не то, что слышишь. Поэтому начинай писать уже с первого прослушивания, а во время второго заполняй пропуски.
Как видишь, самая ответственная часть занимает всего 10 минут, а остальные 90 остаются, собственно, на написание изложения.

Чего делать не надо

Вот несколько моментов, которых обязательно следует избегать.

1. Переписывать текст полностью. Некоторые ребята воспроизводят запись почти дословно, думая, что это им поможет. Нет! Изложение — это именно сжатый текст, а не его переписывание. Поэтому не слишком усердствуй. Минимальное количество слов — 70. Максимального числа нет, но следует держаться в рамках 100 слов, а ещё лучше — 90.
Используй тренажёр «ЯКласс», чтобы научиться находить только самое важное.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

В этом задании нужно выделить основную мысль, определив главное предложение.

2. Писать в черновике сплошной стеной. Некоторые ученики используют черновик для изложения не совсем правильно: они пишут очень убористо и так, что потом не втиснешь ни слова. Нужно же, чтобы на листе оставалось свободное пространство для добавления пропущенных слов. Не экономь место, лучше возьми ещё листочек.

3. Писать чистовик в один абзац. Абзацное членение — очередной момент, на котором ты можешь заработать или потерять баллы. Обычно в тексте три абзаца — удели этому особое внимание при прослушивании.
Задание из раздела ОГЭ на «ЯКласс» поможет тебе научиться правильно формулировать микротему. Не забывай: одна микротема — один абзац.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

4. Спешить. Главное — не торопись: времени вполне достаточно. Из-за спешки в твоё изложение может закрасться какая-нибудь ошибка.

5. Волноваться. Конечно, легче сказать, чем сделать. Но волнение — твой самый худший враг. Если чувствуешь, что к горлу подкатывает ком, а сердце быстро колотится, то попробуй закрыть глаза на несколько секунд и сделать пару глубоких вдохов — это поможет.

Как сократить текст?

Самое важное в изложении — сокращение.
Существует несколько приёмов сжатия текста.

Исключение. Этот метод — просто возможность что-то убрать из текста.
Что можно исключить?
— Повторы. «Мальчики сидели на уроке и читали. После звонка мальчики побежали в столовую. В столовой они купили пирожки».
— Однородные члены. «Кошка играла, носилась, прыгала, нападала на мышку».
— Вводные слова. «Во-первых», «очевидно», «пожалуй» — все подобные слова рекомендуется опустить.
— Синонимы. «Песня звучало грустно, печально, минорно, меланхолически».
Также следует исключать подробные описания и несущественную информацию.

Обобщение. Проще говоря, это замена нескольких слов одним. «Петрова, Иванова и Сидорова встретились у кинотеатра» = «Девочки/одноклассницы/подруги встретились у кинотеатра».

Упрощение. С помощью этого приёма можно заменить два или несколько предложений. «На моём дне рождения был только Петя. Ни Маша, ни Ксюша, ни Гена не пришли. Никто из приятелей не явился» = «На мой день рождения не пришёл никто, кроме Пети».
Один из типов упрощения — замена прямой речи на косвенную. Кстати, делать это рекомендуется в любом случае. За использование прямой речи могут снять балл. «Люся сказала: Я поеду в университет, а потом зайду к Максиму» = «Люся сказала, что после университета зайдёт к Максиму».

Для отработки этой темы подойдёт задание «Как изменилось высказывание?». Твоя задача — понять, какой приём сжатия текста был использован в примере.

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

Чек-лист советов, которые пригодятся при написании изложения

Итак, побороть страх перед изложением и стать мастером этого вида работы достаточно легко. Тренируйся, не забывай перепроверять орфографию, пунктуацию, следи за количеством слов и абзацным членением, пиши разборчиво и аккуратно — и ты станешь настоящим маэстро сокращения текста и получишь высший балл на экзамене.

Источник

Учимся писать изложения в начальной школе

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

По отношению к содержанию:

По структуре исходного текста:

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

с чего начать изложение. Смотреть фото с чего начать изложение. Смотреть картинку с чего начать изложение. Картинка про с чего начать изложение. Фото с чего начать изложение

Методика «Прогнозирование содержания текста»

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

Источник

Что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

Какие существуют виды изложения?

Как правильно писать изложение?

Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.

Порядок написания изложения:

4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!

Источник

Как нужно писать изложение по русскому языку — основные правила

Что такое изложение

Изложение — это письменная, реже устная работа, которая подразумевает краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного текста.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.

Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение. Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события.

Основную часть, как правило, можно разбить еще на несколько пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт (микротему) следует озаглавить. Желательно это делать при помощи тезисов, а не кратких заголовков, чтобы лучше запомнить, о чем был тот или иной фрагмент.

Прослушайте текст еще раз. Выделите главные мысли каждого из пунктов плана и законспектируйте смысловые фрагменты: ключевые (важные) слова, которые помогут вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме: ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев. После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание. Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий. Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную. Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над сжатым изложением:

1. Первое прослушивание:

2. Второе прослушивание:

Чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить основные методы сжатия текста:

1. Исключение — это возможность убрать второстепенную информацию, не влияющую на понимание основной мысли.

2. Обобщение — объединение единичных существенных фактов в одно целое.

Что можно объединить:

3. Упрощение — замена усложненных синтаксических конструкций более простыми.

Что можно заменить:

Основные принципы написания правильного и краткого изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Критерии оценивания работы

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах

Школьники часто допускают следующие ошибки:

Грамматические — ошибки в структуре слова:

Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

Фактические — искажение содержания текста:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

Орфографические — неправильное написание слов:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать ошибок в изложении:

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *