с чего начать чтобы разбираться в искусстве

7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.

Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.

Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.

Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.

Бэнкси, «Wall and Piece»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.

Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.

Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как начать разбираться в искусстве? 16 простых и понятных книг – советуют искусствоведы

Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы составляем «списки книг от профессионалов». Сегодня попросили известных минских искусствоведов поделиться книгами, которые научат понимать искусство. И современное тоже.

Олег Ойстрах
и Татьяна Ойстрах-Демидова

– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.

В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.

Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

С книг Нины Дмитриевой стоит начать изучать искусство. Она рассказывает обо всех периодах и этапах его развития, проводит глубокий, но доступный для всех анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее, сопоставляет и сравнивает разные художественные направления.

Писать долго и много – просто, а рассказать суть эпохи в пяти фразах может не каждый. И Нина Дмитриева обладает этим редким, гениальным талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство, почему одни картины стали шедеврами, а другие оказались забыты.

Читайте книги Нины Дмитриевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Эрнст Гомбрих, «История искусства»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Эрнст Гомбрих рассказывает об искусстве сложнее, чем Дмитриева, потому что считает, что без терпения постичь его невозможно. Он концентрирует внимание на отдельных важных моментах творчества художника, детально разбирает особенности картин, эпохи и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он им стал. Читать эту книгу лучше тем, у кого уже есть базовые знания в области истории искусств.

Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Один из самых хитрых и коварных вопросов в искусстве – не «что?» или «как они делают?», а «почему?». Напоминает детский вопрос, не так ли? Но ведь именно детские вопросы самые сложные, потому что они требуют простых, но понятных и правильных ответов. И в этой книге они есть.

Несмотря на такую обложку и форму подачи информации, которая напоминает комиксы, эта книга предназначена не только для детей. Читать ее можно без наличия каких-либо знаний об искусстве. Но, поверьте, эта книга может заставить вас углубиться в предмет и получить ответы на многие вопросы.

Кстати, книги Сюзи Ходж можно почитать на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge. Стоимость – 25 копеек в день. Первые 3 дня – бесплатно.

Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.

Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.

Читайте книги Инны Соловьевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии»
Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.

«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении. Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся.

Паола Волкова, «Мост через бездну»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Паола Волкова – популярный искусствовед и удивительная, талантливая женщина. Она написала десяток книг для этой серии, и все они – сборники ее же лекций, абсолютно доступных и понятных.

В своих книгах автор обращается к разным эпохам: от первобытного искусства до 20-го века. Но она не просто констатирует особенности каждой, а связывает их между собой, проводит параллели и объясняет, как связаны, например, наскальные рисунки пещеры Альтамира с авангардным искусством от Пабло Пикассо до поп-арта и почему так происходит.

Читайте книги Паолы Волковой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Уилл Гомперц, «Непонятное искусство»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Возможно, вы удивитесь, увидев подпись «От Моне до Бэнкси», ведь первый сегодня считается классиком эпохи импрессионизма. Но импрессионизм – новое направление по сравнению с академическим искусством, протест против всего, что было «до», его не признавали на протяжении многих лет, и Моне был революционером, вождем этого направления.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, что связывает Моне и Бэнкси, как проходили сложный путь становления разные художники, что они привносили своим творчеством в мировое искусство, почему отвергали классику и что все-таки брали из нее. Также вы сможете понять, почему это сложное искусство становится частью классики. Но, опять же, чтобы прийти к этой книге, нужно знать, что было до Моне.

Читайте «Непонятное искусство» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 2,5 рубля, если прочесть за 10 дней.

Герберт Рид, «Краткая ис тория современной живописи»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Легко изучить эпоху, в которой был всего один стиль искусства, имеющий свою схему и отличительные черты: то же барокко растянулось на полтора столетия. А в современном искусстве одной схемы нет, и мир сходит с ума от того, как всего много, а главное – малопонятно. Если посмотреть работы любого художника эпохи модернизма, можно увидеть многогранные поиски себя как мастера: у одного Пикассо было семь этапов развития творчества.

«Краткая история современной живописи» даст вам понимание внутренних эволюционных связей, протекающих в пространстве современного искусства, расскажет, чем отличается фовизм от кубизма, что соединяет кубизм с сюрреализмом и как со всем этим соприкасаются другие «измы».

Майкл Берд, «Звездная ночь Ван Гога»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Если у человека не будет духовной основы, не будет и личности, поэтому так важно с детства приобщаться к искусству. Майкл Берд написал отличную книгу для детей, рассказав о шедеврах поэтичным языком, создав сборник своеобразных художественных эссе. В ней важная информация подана интересно, красиво и доступно для понимания.

Сюзи Ходж, «Современное искусство в деталях»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

«Искусство в деталях» – важная книга, потому что в шедеврах не бывает случайностей и мелочей. Прочитав ее, вы узнаете, что за внешним слоем есть более глубокий, начнете понимать суть деталей: что значит веер в руке, почему цветок на платье опущен бутоном вниз, что означает здание за портретируемой, почему на полотнах Ван Эйка сабо мужчины и женщины стоят рядом друг с другом, а у художника Яна Стена обувь часто разбросана по комнате.

Эту книгу нужно читать, когда уже есть базовое знание об искусстве и его направлениях: например, после прочтения Гомбриха и Дмитриевой.

Ну, вы помните: почитать Сюзи Ходж можно на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge.

Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Эта книга расскажет, что такое семантика цвета и света, как они соприкасаются, почему в религиозной одежде красный цвет означает одно, а в бытовых предметах – другое, чем отличается его звучание в работах Пабло Пикассо и, например, Андрея Рублева.

«Красный» – одна из книг целой серии замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, а алгебра искусства, и к ней нужно приходить подготовленным.

Читайте «Красный. История цвета» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 1,5 рубля, если прочесть за 6 дней.

Жан-Поль Креспель, «Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху (1905–1930)»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Издательство «Молодая гвардия» уже много лет выпускает серию книг «Повседневная жизнь», благодаря которой можно попасть в самые разные эпохи и узнать много замечательного и полезного о жизни людей. Эта книга и подобные ей нужны тем, кому мало знать только биографию художников, кто хочет понять, как они жили, творили, любили, откуда вырастает творчество, как оно зарождается. Великая эпоха Монпарнаса – это 1903–1930 годы, когда в одном месте жили и создавали свои шедевры такие гении, как Модильяни, Гертруда Стайн, Пикассо, Шагал и другие.

Читайте Жана-Поля Креспеля в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.

Ксения Букша, «Малевич. Бог и другие фигуры»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Эта книга читается как роман, но при этом она наполнена искусствоведческими размышлениями о том, кто такой Малевич, как он работал, как и почему создавал свои картины. И, разумеется, она расскажет, почему «Черный квадрат» – это настоящее произведение искусства, а не «мазня», доступная каждому ребенку.

Читайте книги Ксении Букши в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.

Йохан Идема, «Как ходить в музей»

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Подробное и четкое руководство к действию, в котором до мелочей рассказывается, как получить максимум пользы и удовольствия от посещения музея. Вам точно нужно прочитать эту книгу, если вы, как и многие, в первую очередь всегда читаете табличку с названием картины и считаете, что музей можно хорошо осмотреть за один день. Поверьте, что этого мало для посещения любого художественного музея.

– Как правильно выбирать книги об искусстве?

– Выбор книги всегда зависит от потребностей и уровня знания человека. Перед покупкой задайте себе вопрос: «Что я хочу узнать?» – советует Олег Григорьевич.

– Если вы хотите начать разбираться в искусстве, начинайте с покорения его истории, а потом постепенно усложняйте книги и углубляйтесь в отдельные темы. Если вам хочется узнать о творчестве одного мастера, прочитайте его биографию, книгу о его творчестве, эпохе, в которую он жил. Если вы хотите узнать какие-то общие сведения о картинах, вам хватит и интернета, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Но всегда нужно помнить, что книги – это только база, и за ними всегда стоит посещение галерей и музеев. Общение с подлинным искусством в музеях и галереях «глаза в глаза» ничем заменить невозможно.

К пониманию искусства и отдельных его направлений можно прийти через просмотр картин, улавливание их сходств и отличий и, конечно, через наслаждение, которое вы получите от общения с ним. Не путайте информационное поле с глубоким пониманием мира искусства. Великие картины, между прочим, меняют жизнь!

Источник

Как научиться разбираться в искусстве? И зачем? Личный опыт

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Ни слова про «саморазвитие» и про «каждый интеллигентный человек должен уметь отличать Мане от Моне». Никто никому ничего не должен. Но как быть, если понимать картины хочется, а ты не умеешь? Яна Зубцова — о том, как решить эту проблемку. Ну, или хотя бы попытаться.

Я убеждена: если бы в обычной средней школе на уроках ИЗО детей не заставляли рисовать яблоки и груши, а рассказывали, например, про сочетания цветов и то, как они работают, и почему, скажем, мастера Возрождения соединяли красный и синий в одном одеянии через зеленый, мир стал бы прекраснее. В самом буквальном смысле. То есть мы реже бы встречали на улицах людей, которые «красились в темноте» и «одевались, потому что холодно».

Да, некоторые на этих уроках бы зевали. Им и так было бы все интуитивно понятно. Эти «некоторые» прямо-таки рождаются с тонким эстетическим чутьем вместо серебряной ложки во рту. Но, с одной стороны, не все. А с другой стороны, на базовом уровне там все просто, как арифметика. И зайчика можно научить. А через 25 лет кто-то, тупя над новой палеткой с 25-ю оттенками и изнывая от тоски при мысли «опять краситься в нюд, а по-другому ведь страшно», вспомнил бы эти уроки. И было бы ему счастье.

Это я — о том, почему на нашем бьюти-ресурсе появляется такой текст. Но на самом деле нет. По большому счету, это бьюти-тема в моей жизни возникла только потому, что это про краски и красиво. А не наоборот.

Краткий экскурс в мое детство. Тяжелое)

В моем детстве считалось, что «девочка должна учиться музыке», и точка. Изо-кружки и прочее — факультативно. Но музыку я ненавидела, а старый рояль (еще с канделябрами) не сожгла только потому, что выяснила, что в его чреве замечательно можно хранить алкоголь и сигареты. А в кружок по рисованию в Дом пионеров бежала, как на праздник. Учил нас там Георгий Ефимович, фронтовик с переломанными конечностями (хромал страшно) и мозолисто-артритными художественными пальцами. Как мог, так и учил. Доводил до ума наши яблочные натюрморты с натуры, ставил кому-то руку, кому-то объяснял про перспективу. Но не все должны быть художниками. Я не хотела быть художником. Я хотела научиться понимать, хотя вряд ли тогда могла это сформулировать. Просто было интересно: почему этот ваш Рембрандт — гений? А Леонардо? А Рубенс, у него же все жирные? И вот эта дамочка в хрустящем холодном голубом, кажется, из Эрмитажа, почему над ней положено вздыхать. Георгий Ефимович этого не знал, а если и знал, то не знал, что это надо объяснять. Но все равно спасибо ему, он был отличным дядькой, удивительно, что спустя почти полвека я помню его имя и его пальцы, и аромат того класса, где смешивались запахи красок, папирос «Беломор-Канал» (курил Г.Е. нещадно) и влажного снега, стекающего с наших ботинок на старый паркет.

Еще у меня были марки. Собирать марки было модно, хотя и дорого, надо было гоняться за какой-то редкостью, для этого не завтракать неделю в школе, а потом купить, вставить в альбом и рассматривать.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Мои альбомы разделялись по темам — флора-фауна, рыбки-птички, наша великая советская Родина (куда без нее?). И был альбом с марками «по искусству». На них я залипала. Что можно рассмотреть на той самой «Даме в голубом» Гейнсборо в формате 2,5х1,5 см? Но я рассматривала. Может, просто хотела такое платье? Не исключено.

А, и еще у нас в классе был парень, чей отец был талантливым скульптором и — как все талантливые скульпторы — отчасти диссидентом. У парня водилась «запрещенка» — альбомы Дали (тогда казалось, это круто), Кирико, Миро, Мондриан и… а, Фрейд, конечно же. Читали, смотрели, цитировали к месту и нет, дело кончилось изданием в 10 классе собственного рукописного сюрреалистическо-дадаистического-ужасно-прекрасного журнала. И еще я любила Модильяни, потому что он писал Ахматову, а она — «сжала руки под темной вуалью, отчего я сегодня бледна?». Ахматову в школе хоть подпольно, но проходили, а этого несчастного гениального алкоголика, Модильяни, конечно, нет. Но все же его тогда занесло в мою юную голову попутным ветром.

Черт, это было классно, но вспоминаю я это только затем, чтобы вспомнить свое невежество, и неутоленную тоску, и неловкость — когда кто-то рядом жонглирует именами, терминами и веками, а ты прячешь глаза. Как будто у тебя типа дырка в колготочном носке.

Я бегала по Венецианской бьеннале и на выставки — Кабаков, Булатов, Ларионов, Шагал, Пиросмани, у одного все летают по небу, у другого пьют и едят. В целом, похоже, но одного судили за то, что гей, другого выгнали за то, что еврей, и каждый раз, выходя — «вау, класс», но почему вау, почему класс?! Опять тот же дырявый носок.

А Херст? Почему за его черепа платят бешеные деньги?!

А это классическое — про какого-нибудь Кандинского — «мой ребенок нарисует так же»? Мне так не казалось. Но аргументов, почему мой ребенок «так же» не нарисует, не было.

Можно было б, конечно, забить. В конце концов, из 100 человек, которые смотрят на потолок Микеланджело в Сикстинской капелле, хорошо, если 10 понимают, почему это на самом деле круто. А остальные просто стоят, задрав голову, и ахают. Ну и ты стой и ахай.

Но мне надо было этот колготок заштопать.

И я… наделала кучу ошибок

Я исправно каждую неделю ходила в РГГУ, записывала в тетрадочку термины, имена и даты, сохраняла на десктопе Пикассо и Татлина и думала, что вот-вот в моей голове что-то щелкнет, разляжется по полочкам, и все мне, дурашке, станет ясно.

Но вопрос «почему вот это — круто?» не отпал. Носок чуть подлатали, но розовое невежество просвечивало.

Ну и разные еще книжки я пыталась читать, конечно. Хорошие. С тем же неутешительным результатом.

Но потом — ура!

И тут я в очередной раз скажу спасибо судьбе за то, что у нас есть этот блог, и его читают прекрасные люди. Потому что именно после ваших советов, дорогие, я собрала себя в кучку и записалась на два курса «Введение в историю искусства» и «Современное искусство» на сайте «Открытое образование».

И закончила оба (на «отлично», хе-хе), сдав экзамены онлайн (очень забавное ощущение) и получив настоящие сертификаты. Но Бог с ними, с сертификатами: после того, как мне рассказали, как и с чего все начиналось (примерно с тех самых Фаюмских портретов начиналось, и даже чуточку раньше), как и куда развивалось, и почему каждый великий художник велик (если в двух словах — потому что делал то, что не делали до него) — мой пазл, наконец, сложился. В нем, конечно, еще полно зияющих дыр, но, в общем, это уже нечто цельное. Тот самый фундамент, на котором.

Времени это, понятно, заняло много. Перед экзаменами весь дом был обклеен распечатками сфинксов, пирамид, брейгелевскими крестьянами, танцующими на свадьбе, и теми же самыми черепами Херста.

Экзамены потому что были серьезными, хотя право их сдавать стоило до смешного мало — 1 800 рублей. (Само обучение — бесплатно, но, я считаю, это неправильно. Правильно — когда ты платишь за знания и время, которое прекрасные лекторы тратили на запись этих лекций, ощутимую сумму. Иначе — влетит и вылетит, проверено многократно.)

Скоро эти лекции начнутся снова, пока не поздно — записывайтесь.

И встал вопрос: ну ок, а что дальше?

Как оно обычно бывает по законам жизненной логики, ответ нашелся сам. Во-первых, на карантине прекрасная марка Bvlgari проводила прекрасные виртуальные экскурсии по Пушкинскому музею (мы вас туда даже приглашали, помните?).

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

И на все эти глиняные черепки и метателей дискоболов я смотрела уже другими глазами. С явными проблесками интеллекта:) Хотя экскурсоводы объясняли и показывали все так, что было понятно даже нашей кошке Лямбде, которая тоже за этим всем с интересом наблюдала. Bvlgari сделали очень классный проект, и я робко надеюсь, что он будет продолжаться. (Будет же? Ну пожа-а-а-алста!»)

А во-вторых, я попала на реально крутые он-лайн курсы «Как научиться понимать картины», которые из Рима ведет искусствовед Елена Гусева. Прослушала первый блок, где каждую субботу Лена рассказывала — нет, не о конкретной работе и не о конкретном художнике, хотя и имена, и названия, конечно, звучали. А именно об инструментах, которые помогают читать любые картины. Например, символика в Возрождении — и в XX веке. (Все эти рыбы, лимоны, часы и зеркала, да-да, от голландцев до Дали и обратно). И секретах реставрации. И почему Караваджо стал культовым, а кому-то повезло меньше:) И почему там мужчины в красных тюрбанах, у Яна нашего Ван Эйка? То есть и про моду тоже, да. Без придыхания, что мы тут «о высоком».

В чем отличие этих курсов от десятков других, которые стоят примерно столько же (5-8-10 тысяч рублей за 5-8-10 лекций?) В том, что, помимо собственно лекций, в Телеграме есть закрытый чатик, где у Елены можно спросить то, что недопонял, уточнить то, что пролетело мимо ушей, и попросить — «Подробностей, подробностей!» (Например, список классных фильмов по теме. Смотрю до сих пор.)

И вообще все это очень живо:

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Да, нам высылали шпаргалки:)

Лена дает домашние задания и возится с каждым, кто его выполняет. (Тех, кто не выполняет — не выгоняют, если что:) Так мы разбирали картины по символам, описывали текстуры красок, и ковырялись еще в куче интереснейших мелочей. Которые не увидеть, если.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Сейчас начинается второй курс лекций с Леной Гусевой. Старт — 25 июля.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

И это то, чего я жду с нетерпением и практически — повизгиванием (не считая снятия запретов на въезд в Грецию:) Это быстрее, чем учить все от пирамид до Бэнкси, и для реального понимания дает не меньше. Хотя все это не взаимоисключающе, конечно. Кому интересно — присоединяйтесь. (И пишите на почту yana.3@mail.ru, если что, выхлопочу промокод:) А пока можете посмотреть на Инстаграм Лены Гусевой, тоже затягивает.

с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Смотреть картинку с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Картинка про с чего начать чтобы разбираться в искусстве. Фото с чего начать чтобы разбираться в искусстве

Ну и зачем оно мне надо?

Кроме как — доштопать-таки носок и поддержать светский разговор?

Да черт его знает. Ну надоело, конечно, стоять в музее перед картиной и чувствовать себя слепым. Это само собой.

Но не только это. Вот, например, помните, фотограф Оля Павлова давала Маше Ботвининой совет, как встать перед камерой так, чтобы было «живенько», оперевшись на одну ногу? А, между прочим, этот прием был изобретен скульпторами в Древней Греции. Называется «хиазм». Как так могло получиться, что древние греки это знали, а мы с Машкой — нет, и стояли, как деревянные?:)

Ну и — не бояться красок, в конце концов. Тех же палеток со 150 оттенками голубого. У Гейнсборо их было еще больше. Но смог же он сделать шедевр, от которого взгляд не отвести? Хотя, если честно, это самый мизерный плюс из всех возможных, перечисленных тут и не.

А вот то, что чему-то учиться — лучшая анти-эйдж методика, это уже без дураков. Я тут пишу время от времени, что кремики какие-то сделали мой цвет лица лучше и избавили от морщин, угу. Ну, может, и они причастны. Но, по-моему — искусство:)

Еще немного сайтов для интересующихся культуркой и сочувствующих.

А теперь вопрос знатокам — я уверена, вы тут есть. Что еще читать-смотреть-слушать? Мне очень надо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *