с чего начать читать лема
Топ-10 лучших книг Станислава Лема
Станислав Лем — это известный польский философ, а также писатель в жанре фантастика. Его книги специально переводили на 41 язык. Продажи были довольно большие. Было продано почти 30 млн. книг. Родился Станислав в 1921 году в семье врача. Учился он в гимназии, изначально изучая медицину. Во время оккупации в городе, он работал простым автомехаником. После окончания учебы, он не решился стать врачом. Он начал писать, эта деятельность ему очень нравилась.
Успех пришел к нему после написания романа «Астронавты», который был опубликован в 1951 году. В большинстве случаев он писал о технологическом будущем нашей планеты, а также о возможных проблемах в общении человечества с другими неведомыми нам цивилизации.
Его книги пользовались большой популярность не только в России, но и за рубежом. Его читают и взрослые, и дети. К сожалению, в 2006 году автора не стало, но его творческое наследие навсегда в нашей памяти. В этой статье мы рассмотрим лучшие книги Станислава Лема.
10. Магелланово облако
Книга «Магелланово облако» была написана автором в довольно раннем возрасте. Но в ней уже прослеживаются аспекты его творчества. Данная книга рассказывает читателю о первой экспедиции людей в космос.
Автор глубоко размышляет на темы этики и морали всего человечества, о добре и зле. Книга довольно сложна для прочтения детям, но взрослым она придется по вкусу. Написана очень интересно и увлекательно. Хоть и есть моменты, над которыми нужно подумать и поразмыслить.
9. Возвращение со звезд
Книга под названием «Возвращение со звезд» Станислава Лема была написана и опубликована в 1961 году. Этот научно-фантастический роман не оставит равнодушным никого. В романе описывается история одного астронавта по имени Эл, который вернулся на Землю после 127 лет космической экспедиции. Время в космосе было сильно замедлено, именно поэтому он пробыл там целых 10 лет.
Главный герой возвращается и понимает, что на Земле все сильно изменилось. Проходит некоторое время, прежде чем он смог привыкнуть к новой обстановке.
Однажды он узнает, что в основе этой новой неизведанной ему цивилизации лежит процедура бетризации, с помощью которой в головном мозге все импульсы человека нейтрализуются. После чего человек больше не рискует ничем, он не боится страха.
Эл и другие космонавты, которые также вернулись, становятся большой угрозой для нового общества. Перед главным героем стоит много задач и решений. А вот какие, вы можете узнать, прочитав книгу «Возвращение со звезд».
8. Звездные дневники Ийона Тихого
Книга «Звездные дневники Ийона Тихого» — поистине очень интересная и необычная. Она представляет собой цикл из научных фантастических рассказов одного астронавта и исследователя по имени Ийон Тихий.
Стоит отметить, что вся книга написана с легким юмором, который иногда переходит в горькую иронию. В произведении затрагиваются такие важные моменты, как наука, социология и даже местами философия.
Вся книга представлена для читателя в виде небольших рассказов, собранных в один единый дневник астронавта. На протяжении всей книги в циклах рассказывается о том, где путешествовал герой, как жил. Можно заметить, что прослеживается еще одна жизнь другого героя — профессора Таратога, который был ученым-энциклопедистом, а также другом нашего главного героя.
Книга читается легко и просто. Написана она для широкого круга читателей. Именно поэтому ее могут читать и взрослые, и даже дети.
7. Фиаско
Книга под названием «Фиаско» была опубликована для читателей в 1986 году. Это было одно из его последних крупных произведений, которое, можно сказать, подвело итог всей жизни.
Прослеживается одна главная идея — это глубокий пессимизм в вопросах контакта с различными цивилизациями. Действие всего романа происходит в двух пластах будущего. В первой части книги все происходит в 19 веке в Титане. Рассказ ведется о молодом пилоте, который ищет пропавшую группу людей.
В книге есть множество научных и фантастических идей.
Читается она довольно легко. Написана она не только для детей, но и для взрослых. Узнать, о чем шел рассказ дальше, вы можете, прочитав книгу. Приобрести ее можно в книжном магазине или в интернете.
6. Эдем
«Эдем» — это увлекательнейшая книга Станислава Лема, которая приоткрывает для читателя что-то неизведанное и поистине интересное. Эта книга сочетает в себе элементы боевика, социальной драмы и даже жестокой антиутопии.
В книге автор описывает, что произошло после того, как земляне приземлились на планету Эдем, которая была населена разными существами. Книга написана очень интересно и увлекает читателя уже с самых первых страниц. Обязательно прочтите книгу «Эдем» этого замечательного автора.
5. Футурологический конгресс
«Футурологический конгресс» — это совершенно новый фантастический роман, написанным Станиславом Лемом в 1971 году.
Главный герой — Ийон Тихий, который отправляется на футурологический конгресс, где будут решаться самые животрепещущие вопросы. В книге можно хорошо проследить тему сексуальной революции. Но в самый разгар конгресса, случаются массовые беспорядки, в результате которых бунтари и полиция объединяются. Ийон вместе с другими участниками спасается в подвале дома, но никто не остался спасен.
Далее книга переводит читателя в события 2039 года, когда Тихого и других людей неожиданно размораживают. Что происходило с героями дальше, вы сможете узнать на страницах этой увлекательной книги.
4. Астронавты
Книга под названием «Астронавты» — одна из самых известных. В первой части романа идет описание от первого лица человека, который рассказывает о падении метеорита в 1908 году.
Основное же событие книги происходит в начале 19 века. В это время произошли множественные изменения в мире.
3. Глас Господа
Книга «Глас Господа» была впервые показана читателям в 1968 году. В ней описываются события жизни профессора Питера, который был привлечен к одному секретному проекту.
Автор раскрывает перед читателями много споров, которые находятся на стыке космологии и философии. В книге описывается множество обсуждений о теории систем, информации и вероятности, а также об идеях эволюционной биологии.
Книга довольно сложна для прочтения в детском возрасте. Но для взрослых эта книга самое то. Она очень интересна и увлекательна.
2. Непобедимый
«Непобедимый» — фантастический роман в сочетании с научной формой. В книге рассказывается о крейсере под названием «Непобедимый», который совершил посадку на необитаемую планету.
Роман очень интересен и увлекает уже с самых своих первых страниц. Все, кто заинтересовался, может прочитать его онлайн или купить книгу в книжном магазине.
1. Солярис
«Солярис» — это один из превосходных романов, который описывает отношения между людьми, будущее с разумным океаном планеты под названием «Солярис».
Действие всей книги переводит читателя в далекое будущее. Повествование ведет главный герой с именем Крис. Он известный доктор, который достиг больших высот благодаря своим работам.
Станислав Лем и его фантастика
Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас.
Станислав Лем
Он стал классиком общемирового масштаба при жизни. Его книги переведены на 41 язык, а их общий тираж составляет около 30 млн экземпляров. Это научная фантастика, психологические эссе, исследования проблем космонавтики, кибернетики, литературоведения, футурологии; стихотворения, рассказы, повести, романы, сценарии, пьесы, монографии… Член Польской ассоциации писателей и Польского пен-клуба, почетный доктор Вроцлавского политехнического института и германского университета Bielefeld, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci), лауреат многих национальных и зарубежных премий, Кавалер Ордена Белого Орла…
Начало
Будущий писатель появился на свет во Львове 12 сентября 1921 года. В 4 года он уже умел читать и писать, с 1932 был зачислен в мужскую гимназию, а когда в 1936 там проводилось тестирование, юный Станислав набрал 180 баллов — наивысший показатель среди школ по всей южной Польше.
Норберт Винер начал свою автобиографию словами: «Я был вундеркиндом». Пожалуй, про себя я бы мог сказать: «Я был монстром». Возможно, это и преувеличение, но я, будучи еще совсем маленьким, умудрялся затерроризировать абсолютно всех окружающих… Славным малым меня, судя по всему, считали лишь многочисленные тетушки.
Станислав Лем, автобиография
Юность Лема пришлась на период бурных потрясений для Польши. В 1939 он получил аттестат о среднем образовании, а во Львов вошли советские войска. При Советах Лем без особого энтузиазма изучал медицину: в Политехнический институт его не приняли. Когда в 1941 на смену русским пришли немцы, Лем стал работать помощником механика и сварщиком в германской фирме, а после освобождения, в 1944, продолжил обучение на медика. В 1946 Львов перестал принадлежать Польше, и Станислав переехал в Краков. Там Лем получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача.
Первое польское издание «Астронавтов» (1951) и его первый перевод на русский (1957)
Свое будущее новоиспеченный медик видит в литературе. В том же 1946 еженедельный журнал Nowy Swiat Przygod печатает роман Лема «Человек с Марса», а пять лет спустя выходит первая НФ-книга автора — «Астронавты». Эти произведения, а также последовавшее за ними «Магелланово облако» пока еще лежат в русле традиционной НФ. Много лет спустя Лем признается: «Я бросил читать science fiction вообще, потому что уже не способен был ее «переваривать», главным образом, из-за полного отсутствия чего-то познавательного в ней».
Романы
В конце пятидесятых — шестидесятых годах Лем пишет романы, которые заставили говорить о нем как об одном из крупнейших фантастов: «Эдем», «Возвращение со звезд», «Солярис», «Непобедимый», «Глас Господа».
Пожалуй, это две самых серьезных проблемы, раз за разом встающие перед героями Лема во время контакта с иными цивилизациями. Первое: что мы видим на самом деле, когда кажется, что перед нами очевидное? И второе: что вправе мы делать для других — цивилизаций ли, планет ли?
Впрочем, столкнуться с этими проблемами в полной мере космонавтам-функциям не пришлось — они благополучно запустили двигатели и улетели. А пошедший на контакт инопланетный ученый так и остался — отказавшись отойти от пламени дюз. Ему — не было возврата.
Солярис
Когда люди столкнулись с Солярисом — уникальным явлением во Вселенной, мыслящим океаном — его, естественно, начали изучать. Там наблюдались интереснейшие явления, в том числе и небезопасные, влекущие за собой гибель людей, — но в целом Солярис был признан неагрессивной планетой. Исходит из этого и прибывший на станцию Солярис Кельвин — но при этом сталкивается с неожиданным и пугающим: планета сама идет на контакт, сама изучает прибывших, используя воспоминания людей.
Во время сна Солярис считывает с мозга человека то, что, казалось, давно и прочно забыто — а поутру рядом оказывается кто-то из близких. Уже умерших. «Гости» не помнят, как очутились на станции, что с ними происходило до того — но осознают себя именно теми людьми, которых космонавты не хотели бы помнить. И неожиданно оказывается, что даже в космосе человек не может продвинуться в понимании мира, потому что он не понимает и не знает сам себя. И огромный, загадочный космический океан становится зеркалом, в котором честно и болезненно отражается душа.
Непобедимый
Люди, прилетевшие на малоисследованную планету на космическом корабле с гордым названием «Непобедимый», пытаются разобраться, почему погибла предыдущая экспедиция. Огромный, прекрасно защищенный, с запасами еды, воды и кислорода «Кондор» стоит почти невредимый, но его экипаж — уже либо мумифицированные тела, либо отполированные железистым песком кости.
С первыми исследованиями и первыми жертвами медленно приходит понимание: противником людей стали эволюционировавшие механизмы, странные «мушки»-кристаллики, каждая из которых сама по себе может лишь генерировать слабое поле, — но, собираясь в огромные тучи, они способны противостоять даже самым совершенным созданиям человеческих рук. Но и после того, как прилетевшие на «Непобедимом» остались без самой мощной машины, с них никто не снял ответственности за товарищей. Нужно либо удостовериться в том, что те мертвы, либо, если они все-таки уцелели, попытаться доставить их на борт корабля. И на поиски уходит человек. Один. Лишь с электрической сеточкой-обманкой на голове. Только так — в одиночку, наедине с отвагой, решительностью, холодной головой и везением, конечно — можно пройти по этой планете. И горькой иронией теперь кажется название корабля…
Не только книги
Пожалуй, самой известная экранизация произведений Лема в России — «Солярис» Андрея Тарковского (1972). Однако сотрудничество писателя и режиссера не сложилось. Лем провел шесть недель в Москве в спорах о том, как делать фильм, после чего вконец разругался с Тарковским и уехал. Впрочем, «Солярису» Тарковского повезло больше, чем одноименному фильму Стивена Содерберга, снятому три десятка лет спустя, — его Лем просто не стал смотреть.
Кадр из экранизации «Соляриса» 1972 года (режиссёр Андрей Тарковский)
«Солярис» — отнюдь не единственное экранизированное произведение Лема. В 1960 году появился фильм «Безмолвная звезда» (режиссер Курт Метциг, ГДР/Польша) по роману «Астронавты». Известнейший польский режиссер Анджей Вайда снял в 1968-м «Слоеный пирог» по мотивам лемовского рассказа. В 1979 году Марек Пестрак экранизировал «Дознание пилота Пиркса». Увидели свет «Профессор Зазуль» М. Новицкого, «Больница Преображения» Э. Жебровского…
Дознание пилота Пиркса (1978)
Но экранизацией мало кого удивишь. Немногие авторы фантастических произведений могут похвастаться тем, что по их книгам созданы опера («Кибериада», композитор К. Мейер, 1987) и балет («Солярис», композитор С. Жуков, 1990)!
Сам Лем относился к «трансформациям» своих произведений довольно прохладно. В интервью, данном за полтора года до смерти, он сказал: «Американцы опять что-то хотят сделать по какой-то моей книге. Кажется, «Футурологический конгресс». Но согласия я не дал. Наконец-то обратился к своему жизненному опыту: если можно что-то испортить — так и будет».
Циклы
В это же время пишутся и циклы «Звездные дневники Ийона Тихого», «Сказки роботов», «Кибериада», «Рассказы о пилоте Пирксе».
Рассказы о пилоте Пирксе
В рассказах проходит жизнь Пиркса — от лопоухого курсанта до легендарного командора. На протяжении жизненного пути видно, как именно Пиркс решает задачи, поставленные перед ним космосом и людьми.
Можно выделить несколько самых главных качеств Пиркса, позволяющих ему выжить и достойно ответить на вызов. Он всегда исходит из того, что задачу нужно решить (а не списать в нерешаемые). Он ставит себя на место тех, кто пытался это сделать до него и не преуспел, — и подходит к задаче по-иному, как бы ни были очевидны пути решения. При этом Пиркс знает, что нельзя абсолютно доверять ни собственному восприятию, ни аппаратуре. И, наконец, Пиркс отважен и по-настоящему ответственен.
Но раз за разом приходится Пирксу сталкиваться с тем, что невыносимо, или что идет против его натуры. И он подписывает приговор «на слом» роботу, в котором из-за странного наведения токов записалась предсмертная морзянка тех, кто погиб в корабле девятнадцать лет назад («Терминус»). И — в нарушение всех инструкций, лишая человечество возможности контакта, — не докладывает об инопланетном космическом корабле («Рассказ Пиркса»)… И убивает робота, спасшего ему жизнь («Охота на Сэтавра»)…
Звёздные дневники Ийона Тихого
Приключениям, в которые попадает заглавный герой этого философско-юмористического цикла, несть числа. То из-за прохождения гравитационных вихрей число Ийонов Тихих в отдельно взятом корабле перестало поддаваться подсчету. То он вынужден изображать робота на планете роботов, причем в итоге оказывается, что ни единого настоящего робота вокруг нет. То создает цивилизацию, не выключив ускорителя времени (изобретенного персонажем другого цикла — профессором Тарантогой). То попадает дважды под арест из-за банки шпрот и приговаривается сначала к свободному ваянию, а потом к пожизненной идентификации. То охотится на курдля изнутри, с помощью лука, грибного соуса, метелки и бомбы…
Однако параллельно с этими веселыми авантюрами Ийон Тихий рассказывает и о другом. О том, что не может быть злонамеренной машина или природные объекты — лишь человек. О необходимости помнить, кому обязаны своим существованием ныне живущие. О кошмарах, к которым могут привести религия и миссионерство. О необходимости бережно относиться к тому, что вокруг. О недолговечности любой диктатуры…
Скандал в Америке
В 1973 году Американское общество научных фантастов признало литературные достижения Станислава Лема — и впервые приняло в свои ряды европейца. Однако членом общества Лем пробыл недолго — «из-за критических высказываний по поводу низкого уровня американской научной фантастики» в 1976 году он был исключен. После этого Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей отставки.
…Лем, вероятно, является целым комитетом… созданным Партией за Железным занавесом для захвата монопольной властной позиции для манипуляции общественным мнением посредством критических и педагогических публикаций… Для нашей сферы и ее чаяний было бы печально, если бы большая часть критики и публикаций оказалась под контролем анонимной группы из Кракова.
Филип Дик, письмо в ФБР от 2 сентября 1974
Сегодня считается, что данное письмо было написано в приступе шизофрении. Однако свое дело, видимо, оно все-таки сделало. Интересно, что при этом Лем продолжал с уважением относиться к творчеству Дика, считая его оригинальным и интересным автором: «Science fiction — это макулатура, за некоторым исключением, и Дик — одно из таких исключений».
Эмиграция и возвращение
В 1982 после ввода военного положения в Польше Станислав Лем покинул родину. Прослушал курс лекций в берлинском Wissenschaftskolleg, год спустя переехал в Вену, затем в Италию. За границей, Лем написал две свои последние научно-фантастические книги: «Мир на Земле» и «Фиаско». Закончив их, Лем заявил, что уходит из НФ, и с тех пор публиковал в основном футурологические работы и интервью. В 1988 писатель вернулся в Польшу.
Лем в 2005 году (Mariusz Kubik | CC BY-SA 3.0)
Могила Станислава Лема (Mariusz Kubik | CC BY-SA 2.5)
Станислав Лем скончался 27 марта 2006 года в кардиологической клинике Ягеллонского университета. Писатель похоронен на Сальваторском кладбище в Кракове. Мэр Кракова сообщил, что в городе скоро появится улица Станислава Лема. Такая честь редко выпадает фантастам — тем приятнее, что на карте красивейшего польского города появится хорошо знакомое имя.
Чему может научить научная фантастика и как правильно начать с ней знакомиться
Айзек Азимов, Станислав Лем, братья Стругацкие, Роберт Хайнлайн, Лю Цысинь ― список писателей-фантастов можно продолжать бесконечно. Как не растеряться и сделать первый шаг на пути знакомства с этим жанром? В чем ценность книг и можно ли вырастить гения, читая научную фантастику? Об этом на онлайн-встрече говорили Ольга Лахтачева, куратор клуба любителей фэнтези и фантастики «ЛЮФФ», и Мария Андреянова, популяризатор творчества Рэя Брэдбери, сотрудница библиотеки им. А. С. Грибоедова. Публикуем краткий пересказ.
Почему начать читать и любить научную фантастику непросто
Научная фантастика ― это огромный пласт литературы, жанр имеет более 20 классификаций и множество поджанров.
Но любить научную фантастику на самом деле очень непросто ― во-первых, из-за такого многообразия у каждого читателя наверняка есть довольно устойчивые ассоциации с жанром, и далеко не каждый хочет выходить за эти рамки. Кроме того, если новичок начал знакомиться с жанром, выбрав «не своего автора» или «не свою книгу» ― например, она показалась ему слишком тяжелой или перегруженной ― можно сразу же охладеть к фантастике целиком.
Эту ситуацию, пожалуй, можно сравнить с чтением Джойса (для контекста: «Улисс» Джеймса Джойса славится загадочными аллюзиями и многообразием стилей и считается одной из самых сложных книг для восприятия). Очень сложно начать постигать мир научной фантастики, не имея хотя бы базовых знаний в сфере химии, физики, астрономии и т.д. С «Улиссом» дела обстоят так же: мы не сможем прочитать и в полной мере оценить его, не зная культурных предпосылок, которые использует Джойс.
Поэтому, приходя в магазин или библиотеку и намереваясь приобрести книгу из жанра научной фантастики, не спешите и не берите первое попавшееся на полке. Лучше сначала спросите совет у тех, кто уже «в теме», или обратитесь к библиотекарю. Он или она смогут подсказать, с чего лучше начать, ― по крайней мере, основываясь на опыте других читателей.
Источник: shutterstock.com
Фэнтези VS Научная фантастика
Часто, вспоминая о научной фантастике, люди ассоциируют с ней космические путешествия, пришельцев и так далее. Но на самом деле научная фантастика выходит далеко за пределы космоса. Пожалуй, одна из главных отличительных черт литературных произведений, написанных в этом жанре, в том, что они обязательно берут за основу какой-то научный факт ― из физики, химии и других областей. Например, именно это прежде всего отличает этот жанр от того же фэнтези, с которым часто путают фантастику.
Можно привести такой забавный пример, который проиллюстрирует это отличие. Представьте, что вы читаете про героя, из ладони которого внезапно разгорается пламя. Научная фантастика объяснит, почему так произошло, при какой температуре это возможно, какие еще процессы это влечет за собой. В фентези этого не будет. Процессы, которые происходят в фентези, не поддаются логическому объяснению. Это то, что читатель должен принять на веру.
Источник: shutterstock.com
Чему может научить научная фантастика?
Так как в основе научной фантастики, даже несмотря на художественный вымысел, все же лежит какой-то конкретный научный факт, очень часто с ней связывают просветительскую функцию. Например, этим часто руководствуются родители, которые подбирают книги своим детям ― они хотят, чтобы книга не просто развлекала, но и смогла «чему-то научить».
Но чему действительно может научить научная фантастика? И может ли?
Научная фантастика дает если не базу, то хотя бы интерес и желание разобраться в каких-то научных фактах. Почему Брэдбери выбрал для своего романа именно температуру 451 градус по Фаренгейту? Потому что это температура, при которой воспламеняется бумага. Хотя по факту на самом деле это не так ― пожарный, с которым консультировался Брэдбери, то ли ошибся при расчетах, то ли случайно назвал ему неправильное число. Тем не менее, научные термины и отсылки дадут стимул копнуть поглубже, проверить и убедиться, как дела обстоят на самом деле.
У некоторых известных писателей-фантастов, например, Айзека Азимова (получил степень PhD биохимии), Станислава Лема (изучал медицину), было естественно-научное образование, поэтому они вполне хорошо представляли то, о чем писали. Например, именно поэтому, читая «Солярис», можно так живо представить себе устройство планеты, процессы, которые там происходят.
Обложки книги «451 градус по Фаренгейту». Источник: zen.yandex.ru
«Писатель-фантаст предсказал наше будущее …»
Наверняка, каждый натыкался на статьи в интернете с похожими названиями. И несмотря на громкий заголовок, многие произведения писателей-фантастов действительно в той или иной степени «предсказали» некоторые научные открытия и технологии, которыми мы пользуемся сейчас.
В своем фундаментальном философском труде «Сумма технологии» Станислав Лем предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Айзек Азимов известен массам не только благодаря знаменитым законам робототехники и более 500 произведений, но и несколькими удивительно точными предсказаниями о будущем.
Возможно, причина этого в том, что научные фантасты не только берут какой-то факт и строят вокруг него литературную основу, но и не боятся предположить: «А что будет, если …?» Научная фантастика не только мотивирует обратиться к научным фактам и узнать больше в источниках, но и помогает задуматься и пофантазировать, каким будет наше будущее ― как с точки зрения технологического прогресса, так и философских аспектов.
Источник: shutterstock.com
С чего лучше начать читать научную фантастику
Если вы неравнодушны к приключениям и космическим гонкам, пожалуй, лучшим стартом в научной фантастике станет серия Эдгара Райса Берроуза о Марсе. Она включает книги «Принцесса Марса», «Боги Марса» и другие и имеет явный приключенческий уклон.
Берроуз стал вдохновителем для Рэя Брэдбери, помимо прочего написавшего «Марсианские хроники». В отличие от Азимова и других известных писателей-фантастов, у Брэдбери не было высшего образования (хотя именно этот факт, как считается, гарантированно давал писателям-фантастам почву и базу для их размышлений). Он и сам говорил, что не хочет называть себя научным фантастом, он ― просто фантаст.
Поэтому «Марсианские хроники» могут стать хорошей базой для тех, кто не привык к сложному жанру и не знает, с чего начать. «Хроники» ― отличный пример художественного литературного произведения ― с яркими описаниями, интересным сюжетом, при этом не перегруженного научной терминологией.
Дальше можно перейти к «золотой тройке» научных фантастов ― это Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Здесь вы увидите более «серьезную теорию» ― описание технологий и размышления по поводу их развития и использования в будущем. Кроме того, у Хайнлайна достаточно тяжелый слог (об этом говорят многие критики и читатели), поэтому прочитать запоем его не получится, лучше подходить к нему порционно.
Другой писатель, на которого, безусловно, нужно обратить внимание, ― это Станислав Лем, юбилей которого мы будем отмечать в этом году. Лема, пожалуй, можно назвать «самым философским писателем», а его книги ― очень удачным сочетанием как традиции Брэдбери (хотя они родились с разницей в один год), так и более «серьезной научной фантастики» Кларка и Хайнлайна. Почти в каждом своем произведении Лем рассуждает о месте человека в мире.
Станислав Лем. Источник: REUTERS/FORUM. Автор фото – Aleksander Jalosinsk
Кто-то может начать и с «Войны миров» Герберта Уэллса ― это книга, которую отличает легкий язык и динамичный сюжет. Чего только стоит легенда, связанная с постановкой этого романа на радио. Событие состоялось в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года. Согласно известной легенде, радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air», за реальный новостной репортаж, после которого жители северо-востока США якобы поверили в нападение марсиан и ударилось в панику. Не очень сложными для восприятия у Уэллса считаются также романы «Машина времени» и «Человек-невидимка».
Богатые традиции научной фантастики существуют и в России. Тем, кто только начинает знакомиться с жанром и особенно с отечественными его представителями, стоит обратить внимание на книгу «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Другими знаковыми представителями жанра являются Александр Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), которого называют основоположником советской научной фантастики, Иван Ефремов («Туманность Андромеды», «Час быка»), который не только известен как писатель, но также занимался палеонтологией.
И наконец, конечно, научная фантастика прочно ассоциируется с братьями Стругацкими, которые сделали очень много для того, чтобы популяризировать этот жанр. Серия игр и книг S.T.A.L.K.E.R до сих пор популярна сегодня, хотя начало целой вселенной положила повесть Стругацких «Пикник на обочине».
Помимо прочего, Стругацкие являются отличным примером того, насколько обширной может быть научная фантастика. У них есть, по сути, сказка ― «Понедельник начинается в субботу», которая также может стать отличным стартом для знакомства с жанром, а есть практически детективная история «Отель погибшего альпиниста». Поэтому, если правильно подойти к Стругацким, каждый может найти у них что-то свое.
Организатор мероприятия ― библиотека им. А. И. Герцена. Посмотреть запись встречи полностью можно здесь.