с чего начать читать фромма
Что я понял, прочитав 3 книги Эриха Фромма
Недавно я прочитал 3 книги товарища Эриха Фромма: “Иметь или быть”, “Искусство любить” и “Искусство быть”. Постараюсь кратко и доступно изложить главные мысли, которые посетили мою голову при прочтении.
Почему мир такой?
Каждый день мы бежим на работу, откуда поскорее бежим домой, чтобы потреблять медиа-контент и забывать о прожитом дне. Мы носим “умные часы”, чтобы не пропускать ни одного уведомления, ни одного пука в социальных сетях, а на работе заряжаем смартфон, чтобы не разрядился по дороге домой.
Вместо “быть” люди выбирают “иметь”. Иметь красивую жизнь, как с обложки журнала, иметь дом, машину, детей, любовь, красивую любовницу и собственный бизнес. Меня самого пожирает эта “мельница успеха”, которая перемалывает человеческие судьбы в пепел.
Люди уже счастливы от факта того, что им удалось “убить время”, которое они постоянно экономят. “У меня нет времени читать такую большую и заумную статью, но есть время 30 минут листать фидленту”.
Формула современного человека: “Я есть то, чем я обладаю”.
Так, человеку становится страшно потерять автомобиль/смартфон, ведь это части его собственного “Я”.
Главной целью любого индивида в новом обществе потребления является удовольствие, совсем как по Хаксли. То, что не приводит к удовольствию — отбраковывается.
Как перестать иметь и начать быть?
Для понимания этого, нужно понять концепт модуса бытия и обладания Это не черное и белое, а куча оттенков серого. Нельзя только “обладать”, как и нельзя только “быть”.
В разное время человек может ориентироваться как на “обладать”, так и на “быть”.
Сейчас приведу простые примеры. На лекции студенты с ориентацией на обладание, жадно конспектируют каждое слово лектора, чтобы потом его выплюнуть на зачете и забыть материал, выйдя из вуза. Студенты с ориентацией модуса на бытие воспринимают материал лекции сквозь себя. Они бурно реагируют на него, в их голове рождаются вопросы. Они могут иметь собственное мнение по этому материалу. Конечно, это все при условиях адекватного лектора, что далеко не часто встречается.
В любви человек с модусом обладание хочет овладеть партнером. Он ревнует его, он контролирует его жизнь и эмоции, он манипулирует им. Такой брак выполняет две функции. Партнерство, в виде совместной оплаты ипотеки и сексуальное удовлетворение. Человек с модусом бытия дополняет свою пару, а не имеет её. Он стимулирует рост и развитие личности и получает это же обратно.
Говоря о чтении, легче привести цитату самого Фромма:
Чтение бездарного, дешевого романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу и хрустящий картофель, который мы жуем, бессмысленно уставившись в телевизор. Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия. Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы. Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал — это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове. Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя.
Активная или пассивная жизнь?
Современное общество не видит различий между “активностью” и “занятостью”. А штука ведь очень важная. Часто совершенно пассивного человека называют активным и наоборот. Важно понимать различие, человек может быть активным по внешним обстоятельствам и только лишь подчиняется воле чего-то другого. В то время, как он сам хочет, чтобы от него все отстали.
Представьте себе человека, который год провел в затворничестве собственной квартиры. Он не выходил строить карьеру, не пытался построить интернет-бизнес и всякое такое. Такой человек активный или пассивный? На самом деле информации слишком мало, чтобы судить. Да и судить вообще не классно. Но именно такого человека чаще назовут пассивным, чем активным. Но ещё Аристотель на пару с Фомой Аквинским говорили, что созерцание и размышление есть именно активная форма бытия. В то время, как другой человек бежит делать проекты, работать, потреблять и которые по сути является узником собственных желаний и именно такого человека ошибочно называют активным.
Когда я ем, я ем. Когда я сплю, я сплю.
Человек, который жаждет овладеть искусством быть должен набраться терпения. Как и всякое искусство, наше требует активной деятельности, дисциплины и работы над собой.
Прежде всего, человек должен научиться любить себя, но не в эгоистичном плане. Наоборот, преодолеть нарциссизм. Замечали ли вы, что вам тяжко находиться даже 15 минут наедине с собой в комнате не делая ничего? Вы обязательно начнете убирать вещи, готовить, залипать в смартфон или думать о занятиях на вечер. Научитесь любить компанию из самого себя, медитировать и рефлексировать.
Ещё труднее в наше время держать фокус внимания. Внимание отжирает буквально всё. Каждое приложение, сайт, email, сообщение от друга в соц. сетях, размывает наш фокус. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.
Кратко говоря, я суммирую идеи Фромма в одну емкую в фразу: люби себя, люби мир и люби то, чем занимаешься и не занимайся хуйней.
C чего начать изучать западную философию Отличный способ провести зимние каникулы
В преддверии Нового года, пока дедлайны горят и все в поиске новогоднего настроения, «The Village Владивосток» посоветовались с Натальей Малковой — кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологии и искусствоведения ДВФУ, и подготовили для вас список книг для чтения в новогодние праздники. Не классические рождественские истории, а пять трудов, с которых стоит начать знакомство с философией. Мы рекомендуем изучать книги в том порядке, в котором они представлены.
«Краткая история мысли. Трактат по философии для подрастающего поколения»
После того, как книга «Что такое успешная жизнь» французского философа и политика Люка Ферри стала бестселлером, писатель задумался об издании обзорной работы по истории и назначению философии. Успех этой книги превзошел прошлый и спустя два года она была переведена и издана российским издательством Ad Marginem. Автор рассматривает философию как способ спасения человека от бессмысленного существования и на страницах двухсотсемидесятистраничной книги раскрывает перед читателем наиболее значимые вехи в развитии западной философской мысли.
От Древней Греции до трудов Мартина Хайдеггера, от стоицизма до переосмысления человеческого существования в работах Фридриха Ницше. В книге автор предлагает три грани для понимания философского знания: разумность того, что существует или теория, жажда справедливости или этика и поиски спасания или мудрость.
После прочтения вы сможете разобраться в том, что такое постмодернизм и почему постулаты эпохи просвещения неактуальны в 21 веке, а воззрения стоицизма все еще на волне популярности.
«Диалоги»
Однажды Карл Маркс сказал, что Платон есть олицетворение философии. Кроме того, что труды древнегреческого философа изучали не только эллины, но и арабские мыслители, приверженцы мистических течений иудаизма, католики и представители классической немецкой философии, Платон славился своими талантами и в других сферах: литературы, живописи и спорте.
Философ высокого происхождения и родственником царя, учился у Сократа, чей способ ведения беседы заложил основы современной психотерапии, а также обучал Аристотеля. Знакомство с древнегреческой философией стоит начинать с его «Диалогов», став наблюдателями разговоров о любви, смысле жизни, искусстве, понятиях прекрасного и ужасного, представления о государстве и философии Сократа.
«Философы двадцатого века», том третий
Для тех, кто хочет подготовиться к чтению первоисточников и глубже понять идеи философов 20 века, идеальным чтивом станет именно это сборник. На страницах книги собраны статьи и заметки русских философов об интеллектуальных биографиях крупнейших западных мыслителей прошлого столетия.
Среди них Ален, который осмыслял проблемы морали и жизненной мудрости; Эрих Фромм, чей опыт в совмещении философии и психоанализа стал не менее известен, чем его предшественника Зигмунда Фрейда; Освальд Шпенглер, ознаменовавший закат европейской культуры; французский философ Мишель Фуко, ставший звездой среди интеллектуалов 20 века и заложивший основы теории гендерной перформативности, которую описала американка Джудит Батлер.
Кроме того, авторы рассматривают политическую и философию процесса, фрейдомарскизм, критический анализ истории систем мысли, культуру и цивилизацию, стоицизм в 20 веке. Подобный анализ жизни и творческого пути поможет не просто углубить свои знания, но еще и полюбить тех, кто развивал философскую мысль в прошлом.
«Душа человека»
Когда Зигмунд Фрейд создал психоанализ, он не только заложил основы всей современной психологии, а полностью изменил представления о культуре. В след за ним многие психоаналитики были философами и наоборот. Потому что, не только философия и религия занимаются поиском смыслов, но и психоанализ.
Так, немецкий социолог, психоаналитик и философ Эрих Фромм удачно совмещал работу с пациентами и осмысление современного ему мира. В сборнике «Душа человека» соединились основные труды мыслителя, среди которых «Забытый язык», «Из плена иллюзий», «Концепция человека у К. Маркса» и настоящий интеллектуальный бестселлер «Искусство любить». В последней автор размышляет о природе любви, современном западном обществе и его трудностях, а также дает рекомендации по развитию способности любить себя и другого, которые стали отголоском стоической традиции в философии.
В своих работах Эрих Фромм старался переосмыслить психоанализ, культуру, философию, этику и другие науки, давая им новое прочтение в условиях современности.
«Чума», «Посторонний»
Если вы чувствуете, что пока не готовы сидеть с карандашом и вдумчиво перечитывать отрывки философских текстов, то обратите внимание на представителей французского экзистенциализма, многие работы которых имеют художественные формы. Одним из видных философов этого направления был Альбер Камю — лаурят нобелевской премии, философ, прозаик и эссеист.
И если абсурд в «Постороннем» уловим не сразу, то в романе-притче «Чума», где жители Алжира сталкиваются с чумой, мы можем проследить всю двусмысленность и иррациональность, о которой говорил французский философ. История врача Риэ, который отказывается от собственного спасения и бросает все силы на то, чтобы спасти других. Риэ отказывается философствовать, он верит лишь голым фактам, куда это его приведет и к каким умозаключениям, вы можете увидеть на страницах «Чумы».
Искусство любить.
Это краткий конспект основных мыслей и идей Фромма в книге “Искусство любить”. Возможно, где-то я потеряю некоторые важные аргументы, чтобы избежать этого, прочитайте книгу целиком. Она короткая и написана очень лаконично. Все написанное ниже мнение товарища Фромма.
I. Зачем эта книга?
В современном западном обществе произошла подмена понятий и люди утратили искусство любви. Есть 3 основных проблемы:
1. Люди нацелены на любовь к себе, а не к другому.
Люди хотят, чтобы их любили, чтобы их выбирали. Но при этом сами они не умеют или не хотят отдавать любовь.
2. Люди считают, что выбирать партнера надо по любви.
Эпоха, когда родители выбирали будущего жениха/невесту давно прошла. На смену ей пришло понятие о романтическом чувстве любви. Когда в результате некоторого стечения обстоятельств люди закрепляют узы брака и считают, что проведут с супругом долгую и счастливую жизнь. Как результат — всё растущее количество разводов.
Люди привыкли считать, что достаточно найти нужного человека, чтобы любовь сама по себе появилась. Фромм предлагает следующую аналогию: художник, который ждет идеальной натурщицы и считает, что нарисует шедевр, как только найдет её.
В результате проникновения идеологии капитализма, современный человек привык оценивать себя, друзей, общество, потенциального партнера в рамках социально-экономических показателей. Влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности.
3. Люди, считают, что любовь следует из влюбленности.
Опять таки, из литературы, кинематографа и музыки, нам рассказывают, что достаточно ощутить то “невероятное и все захватывающее чувство любви”, чтобы любить друг друга вечно. Любовь — это деятельность, а не единоразовое чувство.
Зачем современному человеку нужна любовь?
Человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества — все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума.
Самая глубокая потребность человека — это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.
Как преодолеть чувство отчуждения?
Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность. Парадокс любви в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами.
II. Объекты любви
В западном обществе, любовью, принято называть структуру из двух компонентов: командная работа и половое влечение. Фромм считает иначе. Он выделяет несколько объектов любви.
Однако большинство людей полагает, что любовь определяется объектом, а не способностью. То, что они не любят никого, кроме «любимого» человека, они даже считают доказательством силы своей любви. Это заблуждение сродни упомянутому выше. Поскольку люди не понимают, что любовь есть деятельность, душевная сила, они думают, что нужно только найти настоящий объект, а остальное приложится потом само собой. Эту установку можно сравнить с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться этому искусству, говорит, что ему нужно лишь дождаться подходящей натуры, и стоит ему ее найти, как он создаст прекрасное полотно.
Беспомощный любит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь, ребенок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться. Не случайно главный объект человеческой любви в Ветхом Завете — бедняк, чужестранец, вдова и сирота и, наконец, национальный враг — египтянин и содомит. Сочувствуя беспомощному, человек развивает в себе любовь к брату; и в любви к самому себе он тоже любит того, кто нуждается в помощи, любит беззащитное, хрупкое существо.
б) материнская любовь
Материнская любовь дает ребенку почувствовать: «Это хорошо, что ты родился», это прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание жить.
в) эротическая любовь
Братская любовь есть любовь равных; материнская любовь — любовь к беспомощному. Отличаясь одна от другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я люблю всех своих братьев; если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих детей; более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей помощи. В отличие от этих двух типов эротическая любовь есть страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще; и это, может быть, самая обманчивая форма любви.
В библейском изречении «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» подразумевается, что уважение к своей собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание себя самого неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к самому себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу.
Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития, свободы основано на способности любить, то есть на заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, он не способен любить вообще.
Любовь к богу слишком обширное понятие, чтобы объяснить его в пару абзацев. Да и понять мне, нерелигиозному, было сложно.
III. Разложение любви в капиталистическом обществе
Современный человек отчужден от себя, от своего ближнего, от природы. Он превращен в товар и воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения становятся, в сущности, отношениями автоматов, отчужденных друг от друга, каждый из которых обеспечивает свою безопасность тем, что не выделяется из толпы, не отличается от других мыслями, чувствами, действиями. Стараясь как можно меньше отделяться от окружающих, каждый остается бесконечно одиноким; он преисполнен чувства неуверенности, тревоги и вины, которое появляется всегда, когда человек не может преодолеть свое одиночество. Наша цивилизация предлагает много паллиативов, дающих человеку возможность не осознавать свое одиночество.
Прежде всего это монотонный ход бюрократизированной, механической работы, способствующей тому, что люди так и не осознают своих самых основных человеческих стремлений: страстного желания преодоления и соединения. А поскольку одной этой однообразной, шаблонной работы недостаточно, человек преодолевает свое бессознательное отчаяние с помощью столь же однообразных, шаблонных увеселений — пассивным потреблением звуков и зрительных впечатлений, предлагаемых индустрией развлечений; кроме того, можно еще получать удовлетворение, покупая все новые и новые вещи и быстро заменяя их другими. В сущности, облик современного человека близок к тому, который изобразил Хаксли в своем «Прекрасном новом мире»: сытый, хорошо одетый, сексуально удовлетворенный, но лишенный своего «Я», лишенный контактов — кроме разве самых поверхностных — со своими ближними, руководствующийся лозунгами, которые Хаксли кратко формулирует так сжато и выразительно: «Если ты чувствовать будешь — общество этим погубишь», или: «Не откладывай на завтра удовольствие, которое можно получить сегодня», или (коронная формула): «В наше время все счастливы». В наши дни счастье человека состоит в «получении удовольствия». Удовольствие заключается в удовлетворении от потребления и «поглощения» товаров, зрительных впечатлений, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин — все это потребляется, поглощается. Мир — это один большой объект для удовлетворения нашего аппетита, гигантское яблоко, гигантская бутыль, гигантская материнская грудь; все мы — сосунки, вечно ждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочаровывающиеся. Наша личность приспособлена к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все — и духовное, и материальное — становится предметом обмена и потребления.
Такой социальный характер современного человека не может не проявиться и тогда, когда речь идет о любви. Автоматы не могут любить: они могут обменивать свои личные «наборы качеств» и надеяться на справедливую сделку. Такой отчужденный характер любви — и особенно брака — едва ли не ярче всего проявляется в идее «команды». Во многих статьях о счастливом браке идеал представляется в виде хорошо сыгравшейся команды. Такое описание не слишком сильно отличается от образа бесперебойно функционирующего служащего; он должен быть «в разумных пределах независимым» и способным к сотрудничеству, терпимым — и в то же время честолюбивым и агрессивным. Итак: «специалисты по браку» говорят нам, что муж должен понимать свою жену и должен быть готов ей помочь. Он должен благосклонно отзываться о ее новом платье и о вкусно приготовленном блюде. Она со своей стороны должна проявлять понимание, когда он приходит домой усталый и недовольный, внимательно выслушивать его рассказы о неприятностях на службе, не сердиться, а понять его, если он забудет о ее дне рождения. Все, что охватывается взаимоотношениями этого типа, — это хорошо отлаженные отношения между двумя людьми, которые всю жизнь остаются чужими друг другу, которые не достигают «глубинной связи», но соблюдают взаимную вежливость и стараются сделать друг другу приятное.
В такой концепции любви и брака главный упор делается на то, чтобы спастись от чувства одиночества, которое иначе было бы невыносимым.
IV. Практика любви
Человек, желающий овладеть искусством любить должен обладать множеством дополнительных навыков. Как и искусство стрельбы из лука изучают с дыхательных упражнений, так и искусство любить следует изучать с простых навыков.
Прежде всего, нужны дисциплина, сосредоточенность, терпение и предельная заинтересованность. Этот набор характерен для любого искусства.
Как быть дисциплинированным? Нашим дедам было бы легче ответить на этот вопрос. Они советовали рано вставать, не позволять себе ненужной роскоши, упорно трудиться. Такая дисциплина обладала очевидными недостатками. Она была жесткой и авторитарной, была сконцентрирована вокруг таких добродетелей, как умеренность и бережливость, и во многом враждебна жизни. Реакцией на такую дисциплину была тенденция относиться с подозрением ко всякой дисциплине и, чтобы компенсировать рутинный образ жизни, навязываемый нам восемью часами работы, давать себе поблажки, лениться и быть недисциплинированными в остальной части жизни.
Вставать в одно и то же время, посвящать регулярно определенное количество времени размышлению, чтению, слушанию музыки, прогулкам, не позволять себе развлечений, являющихся бегством от жизни — вроде детективных рассказов и фильмов, — или хотя бы ограничить себя в этом, не есть и не пить слишком много — эти правила просты и очевидны. Важно, однако, отметить, что дисциплинированность должна быть не подчинением правилам, навязанным извне, а выражением собственной воли; что она ощущается как нечто приятное, и человек постепенно привыкает к такому поведению настолько, что со временем ему будет чего-то недоставать, если он перестанет так вести себя.
Еще намного труднее в нашей культуре уметь сосредоточиться: все в ней, кажется, направлено против такой способности. Самый важный шаг в овладении умением сосредоточиться — это научиться быть наедине с самим собой и при этом не читать, не слушать радио, не курить, не пить. В самом деле, уметь сосредоточиться — значит уметь быть наедине с самим собой — и именно без этого не может быть умения любить. Если я привязан к другому человеку лишь потому, что сам не могу твердо стоять на ногах, он или она может меня спасти, но наши отношения не будут отношениями любви. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.
Всякий, кто попробует побыть наедине с самим собой, увидит, как это трудно. Он начнет испытывать нетерпение, беспокойство и даже сильно тревожиться. Он будет склонен объяснять свое нежелание продолжать такие занятия тем, что в этом нет смысла, что это глупо, что это отнимает много времени и т. д. и т. п. Он заметит также, что ему в голову приходят разные мысли и овладевают им. Он обнаружит, что он думает о дальнейших планах на сегодняшний день, или о каких-то трудностях в работе, или о том, куда пойти вечером, или о многих других вещах, которыми он займет свой мозг, вместо того чтобы позволить ему освободиться. Было бы полезно проделывать ряд очень простых упражнений, например сидеть расслабившись (не слишком вяло, но и не напряженно), закрыть глаза, постараться представить себе белый экран и отогнать все назойливые мысли и образы; затем постараться следить за своим дыханием; не думать о нем, не управлять им, а просто следить за ним и, таким образом, почувствовать его; потом постараться ощутить свое «Я»; «Я» (я сам) — это ядро моих сил, создатель моего мира. Такие упражнения на сосредоточение нужно делать каждое утро, по меньшей мере двадцать минут (если можно, то и дольше), и каждый вечер перед сном.
Кроме таких упражнений, нужно научиться сосредоточиваться на всем, что вы делаете: слушаете ли вы музыку, читаете ли книги, разговариваете ли с кем-нибудь или на что-нибудь смотрите. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.
Это были качества, которые важны в любом искусстве. Теперь обсудим те качества, который специально необходимы для искусства любви.
В соответствии с тем, что я говорил о природе любви, главным условием ее достижения является преодоление в себе нарциссизма. При нарциссической ориентации человек переживает как реальное лишь то, что существует внутри него, в то время как явления внешнего мира лишены реальности сами по себе, а переживаются лишь постольку, поскольку могут быть полезны или опасны для этого человека. Нарциссизму противостоит объективность; это способность видеть людей и вещи такими, какие они есть,объективно, и уметь отделять эту объективную картину от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний. Во всех видах психозов в наивысшей степени проявляется неспособность быть объективным.
Сколько родителей переживают поведение ребенка, исходя из того, послушен ли он, доставляет ли им удовольствие, могут ли они им гордиться и так далее, вместо того чтобы воспринимать или хотя бы интересоваться тем, чего хочется их ребенку и что он чувствует? Сколько мужей представляют себе своих жен деспотичными из-за того, что их привязанность к матери заставляет их видеть в каждой просьбе ограничение их свободы? Сколько жен считают своих мужей неумелыми и бестолковыми, потому что они не отвечают тому фантастическому образу блистательного рыцаря, который они создали себе, быть может, еще в детстве?
Поскольку любовь зависит от относительного отсутствия нарциссизма, она требует развития скромности, объективности и разума. Способность любить зависит от вашей способности отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и к роду; она зависит от вашей способности расти, развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самим себе. Этот процесс выхода на свет, рождения, пробуждения с необходимостью требует от личности еще одного условия: веры.
Любить — значит принять на себя обязательства, не требуя гарантий, без остатка отдаться надежде, что ваша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, и кто слабо верит, тот слабо любит.
Текст уже получился на 2.500 слов, а ещё целая тонна полезной информации осталась в книге. Напоминаю, что выше лишь тезисы да цитаты самого Фромма, сама книга куда более полно раскрывает проблему искусства любви.