с чего начать читать фантастику
25 захватывающих книг, c которых стоит начать читать фантастику
Фантастика — это не только нашествие инопланетян и покорение Марса, но и путешествие во времени, волшебники и антиутопии. Автор телеграм-канала «Литература и жизнь» Егор Михайлов составил для подростков (и взрослых) краткий гид по фантастическим жанрам и авторам.
1. Космическая фантастика
Огромные корабли, которые, как известно, бороздят просторы, двойные звёзды, заправлены в планшеты космические карты. Космическая фантастика кажется изобретением нового времени, но корни её можно найти хоть в Рамаяне, хоть у древних греков. Но самое интересное, конечно, началось, когда космос из недостижимого и загадочного стал достижимым, но всё таким же таинственным.
Классика. Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»
В 1950 году молодой писатель Рэй Брэдбери никак не мог издать свой сборник: рассказы никого не интересовали. По совету знакомого редактора он собрал из них эпопею о покорении Марса. Уже потом были и «Вино из одуванчиков», и «Фаренгейт», но для меня «Хроники» остаются лучшей книгой Брэдбери, в которой эпос сочетается с трогательными личными историями, а поэзия — с юмором. В какой-то степени «Хроники» — весь будущий Брэдбери в концентрированном виде. Глава «Эшер II», к примеру, исследует те же темы, что и «Фаренгейт», только более саркастично.
Новое. Энди Вейер «Марсианин»
Прошло полвека, а до Марса люди так и не добрались. Зато писателей он не отпустил, и Энди Вейер сделал красную планету декорациями своей робинзонады, где одинокий астронавт выживает в миллионах километров от Земли на одном чувстве юмора и изоленте. Все наверняка видели экранизацию Ридли Скотта, так вот первоисточник (разумеется) в десять раз лучше, задорнее и веселее. Тут нет инопланетян, политических интриг и бластеров — зато нигде ещё выращивание картофеля не было таким увлекательным.
Что ещё. Дуглас Адамс «Автостопом по галактике», Джон Скальзи «Люди в красном», Орсон Скотт Кард «Игра Эндера».
2. Фэнтези
Если в конце прошлого века все бредили фантастикой, то в новом фэнтези взяло впечатляющий реванш. Появился «Гарри Поттер», был экранизирован «Властелин колец», а потом пришёл Джордж Р. Р. Мартин и прибрал к рукам сериальную индустрию. Но если Толкин и Роулинг прочитаны на два раза, а «Игра престолов» жестковата для подростков, есть ещё много отличных вариантов.
Классика. Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья»
Цикл романов американской живой легенды Урсулы Ле Гуин у нас почему-то часто путают с сагой Толкина — наверное, из-за созвучия Земноморья и Средиземья. На самом деле «Волшебник» скорее родственен «Гарри Поттеру»: это тоже история обучения и становления юного мага. От других фэнтези-саг «Волшебник Земноморья» отличается неторопливостью, негромкостью, какой-то почти наивной поэтичной простотой. За это её и стоит читать и детям, и взрослым.
Новое. Нил Гейман «Океан в конце дороги»
Нил Гейман — человек-оркестр, который в одиночку покрывает почти все жанры на свете: пишет сценарии для сериала «Доктора Кто», пересказывает скандинавские мифы, сочиняет комиксы, детские сказки и масштабные эпопеи. Но даже в его творчестве «Океан в конце дороги» — бриллиант, в котором видно влияние Брэдбери, Кинга и той же Ле Гуин. Это маленькая история о больших вещах, в которой мальчик-тихоня сталкивается с невообразимым. В палитре Геймана нет ярких тонов, и магия его не рвётся со страниц в реальность. Писатель скорее помещает фантастическое прямо у нас под носом и делает вид, что оно там всегда было. И от этого магия становится ещё более волшебной.
Что ещё. Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец», Брэндон Сандерсон «Путь королей», Уильям Голдман «Принцесса-невеста».
3. Антиутопия
На западе этот жанр чуть точнее называют дистопией — это утопия, в которой что-то пошло не так. Стабильность обернулась застоем, обещание безопасности — диктатурой, а всеобщее равенство — уравниловкой. В последние годы жанр обрёл неожиданное второе дыхание в виде подростковых трилогий Сьюзан Коллинз «Голодные игры» и Вероники Рот «Дивергент», у которых главная надежда сопротивления скучному взрослому миру — бунтующие девушки и юноши.
Классика. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Разговор об антиутопиях принято начинать с других авторов, но Замятин для подростков скучноват, Оруэлл тяжеловесен, про Бёрджесса и заикаться страшно. А вот повесть о мире, где бравые пожарные жгут книги, чтобы оттуда в головы граждан не заползли крамольные мысли, — хорошая входная точка в жанр. Тем более, эта книга состарилась лучше многих классических антиутопий, и американских телеканал HBO уже снимает свою экранизацию.
Новое. Кори Доктороу «Младший брат»
Фантастика всегда заглядывает в будущее, но в «Младшем брате» это будущее — на расстоянии вытянутой руки. Это история бунтаря поневоле, простого парня, который ненароком умудрился перейти дорогу департаменту нацбезопасности. Маркуса безвинно объявляют террористом, и его жизнь превращается в шпионский триллер. Вот и приходится ему взяться за борьбу с системой, используя те инструменты, которые у него есть под рукой: компьютер и юношескую дерзость. «Младший брат» — из тех книг, которые любят не за элегантность, а за напор и оптимизм. А уж юным программистам он просто обязан понравиться.
Что ещё. Джордж Оруэлл «1984», Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», Алан Мур «V — значит Vендетта».
4. Киберпанк
Киберпанк — младший брат антиутопии, который и сам уже стал многодетным отцом: любители фантастики выделяют стимпанк, дизельпанк, сандалпанк и что-только-не-панк. Классический киберпанк — это игра на контрастах, в нём высокие технологии сочетаются с низким уровнем жизни, трущобы под небоскрёбами, нейросети и голодающие перенаселённые страны. Четверть века назад эти книги казались пророческими, теперь больше похожи на хронику текущих событий — за это и любим их.
Классика. Уильям Гибсон «Нейромант»
Главная книга, которой подражают и с которой спорят все последователи. Многие фантасты предсказывали появление новых технологий, но Гибсон шагнул дальше «Нейромант» — книга не о том, как будут развиваться технологии, а о том, как они повлияют на человеческие отношения. И тут книга поразительно точна, и чем дальше, тем очевиднее её пророческий потенциал. Кроме того, это ещё и увлекательный триллер — не стоит забывать, что и эстетику романа, и термин «матрица» Вачовски стащили у Гибсона.
Новое. Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»
В недалёком будущем мир — довольно безрадостное место. Ужасное перенаселение, бедность, вконец загубленная экология. К счастью, есть отдушина — интернет, разросшийся до виртуальной вселенной Oasis, куда люди убегают из реальности. Но создатель Oasis (местный Стив Джобс пополам с Вилли Вонкой) умирает и завещает своё состояние тому человеку, который найдёт несколько секретов, спрятанных в разных уголках игры. На поверхности «Первому игроку приготовиться» — бесхитростная ода старым сериалам, играм и фильмам, паразитирующая на ностальгии; в глубине — рассуждение о том, почему люди стремяться убежать из неприглядной реальности в лакированную виртуальность.
Что ещё. Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», Кори Доктороу «Младший брат», Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электрических овцах»
5. Путешествия во времени
Путешествовать в пространстве уже не так интересно, как прежде: все континенты открыты, а тропинки протоптаны туристами. То ли дело время. Уже вторую сотню лет герои книг переносятся в прошлое и будущее — кто при помощи сложных механизмов, а кто случайно. Одни хотят что-то исправить и сделать мир лучше, другие пытаются поскорее попасть в родной век. А следить за их приключениями интересно всегда.
Классика. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Новое. Бен Элтон «Время и снова время»
Традиционный для книг о путешествиях во времени сюжет: герой отправляется назад, чтобы предотвратить Вторую мировую войну. Герой Элтона идёт чуть дальше: он должен остановить Гаврило Принципа, спасти Франца Фердинанда и уберечь мир от Первой мировой, после которой всё в мире и пошло наперекосяк. Разумеется, всё пойдёт не так, как надо. «Время и снова время» — не только бодрый фантастический триллер, но и неплохое пособие по истории XX века. Любители истории могут пропустить стрельбу и погони, но у них всё равно останутся панорамы предвоенной Османской Империи и Сараева и поучительный рассказ о том, какие нелепые случайности порой творят историю.
Что ещё. Гарри Гаррисон «Фантастическая сага», Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени», Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне».
Чему может научить научная фантастика и как правильно начать с ней знакомиться
Айзек Азимов, Станислав Лем, братья Стругацкие, Роберт Хайнлайн, Лю Цысинь ― список писателей-фантастов можно продолжать бесконечно. Как не растеряться и сделать первый шаг на пути знакомства с этим жанром? В чем ценность книг и можно ли вырастить гения, читая научную фантастику? Об этом на онлайн-встрече говорили Ольга Лахтачева, куратор клуба любителей фэнтези и фантастики «ЛЮФФ», и Мария Андреянова, популяризатор творчества Рэя Брэдбери, сотрудница библиотеки им. А. С. Грибоедова. Публикуем краткий пересказ.
Почему начать читать и любить научную фантастику непросто
Научная фантастика ― это огромный пласт литературы, жанр имеет более 20 классификаций и множество поджанров.
Но любить научную фантастику на самом деле очень непросто ― во-первых, из-за такого многообразия у каждого читателя наверняка есть довольно устойчивые ассоциации с жанром, и далеко не каждый хочет выходить за эти рамки. Кроме того, если новичок начал знакомиться с жанром, выбрав «не своего автора» или «не свою книгу» ― например, она показалась ему слишком тяжелой или перегруженной ― можно сразу же охладеть к фантастике целиком.
Эту ситуацию, пожалуй, можно сравнить с чтением Джойса (для контекста: «Улисс» Джеймса Джойса славится загадочными аллюзиями и многообразием стилей и считается одной из самых сложных книг для восприятия). Очень сложно начать постигать мир научной фантастики, не имея хотя бы базовых знаний в сфере химии, физики, астрономии и т.д. С «Улиссом» дела обстоят так же: мы не сможем прочитать и в полной мере оценить его, не зная культурных предпосылок, которые использует Джойс.
Поэтому, приходя в магазин или библиотеку и намереваясь приобрести книгу из жанра научной фантастики, не спешите и не берите первое попавшееся на полке. Лучше сначала спросите совет у тех, кто уже «в теме», или обратитесь к библиотекарю. Он или она смогут подсказать, с чего лучше начать, ― по крайней мере, основываясь на опыте других читателей.
Источник: shutterstock.com
Фэнтези VS Научная фантастика
Часто, вспоминая о научной фантастике, люди ассоциируют с ней космические путешествия, пришельцев и так далее. Но на самом деле научная фантастика выходит далеко за пределы космоса. Пожалуй, одна из главных отличительных черт литературных произведений, написанных в этом жанре, в том, что они обязательно берут за основу какой-то научный факт ― из физики, химии и других областей. Например, именно это прежде всего отличает этот жанр от того же фэнтези, с которым часто путают фантастику.
Можно привести такой забавный пример, который проиллюстрирует это отличие. Представьте, что вы читаете про героя, из ладони которого внезапно разгорается пламя. Научная фантастика объяснит, почему так произошло, при какой температуре это возможно, какие еще процессы это влечет за собой. В фентези этого не будет. Процессы, которые происходят в фентези, не поддаются логическому объяснению. Это то, что читатель должен принять на веру.
Источник: shutterstock.com
Чему может научить научная фантастика?
Так как в основе научной фантастики, даже несмотря на художественный вымысел, все же лежит какой-то конкретный научный факт, очень часто с ней связывают просветительскую функцию. Например, этим часто руководствуются родители, которые подбирают книги своим детям ― они хотят, чтобы книга не просто развлекала, но и смогла «чему-то научить».
Но чему действительно может научить научная фантастика? И может ли?
Научная фантастика дает если не базу, то хотя бы интерес и желание разобраться в каких-то научных фактах. Почему Брэдбери выбрал для своего романа именно температуру 451 градус по Фаренгейту? Потому что это температура, при которой воспламеняется бумага. Хотя по факту на самом деле это не так ― пожарный, с которым консультировался Брэдбери, то ли ошибся при расчетах, то ли случайно назвал ему неправильное число. Тем не менее, научные термины и отсылки дадут стимул копнуть поглубже, проверить и убедиться, как дела обстоят на самом деле.
У некоторых известных писателей-фантастов, например, Айзека Азимова (получил степень PhD биохимии), Станислава Лема (изучал медицину), было естественно-научное образование, поэтому они вполне хорошо представляли то, о чем писали. Например, именно поэтому, читая «Солярис», можно так живо представить себе устройство планеты, процессы, которые там происходят.
Обложки книги «451 градус по Фаренгейту». Источник: zen.yandex.ru
«Писатель-фантаст предсказал наше будущее …»
Наверняка, каждый натыкался на статьи в интернете с похожими названиями. И несмотря на громкий заголовок, многие произведения писателей-фантастов действительно в той или иной степени «предсказали» некоторые научные открытия и технологии, которыми мы пользуемся сейчас.
В своем фундаментальном философском труде «Сумма технологии» Станислав Лем предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Айзек Азимов известен массам не только благодаря знаменитым законам робототехники и более 500 произведений, но и несколькими удивительно точными предсказаниями о будущем.
Возможно, причина этого в том, что научные фантасты не только берут какой-то факт и строят вокруг него литературную основу, но и не боятся предположить: «А что будет, если …?» Научная фантастика не только мотивирует обратиться к научным фактам и узнать больше в источниках, но и помогает задуматься и пофантазировать, каким будет наше будущее ― как с точки зрения технологического прогресса, так и философских аспектов.
Источник: shutterstock.com
С чего лучше начать читать научную фантастику
Если вы неравнодушны к приключениям и космическим гонкам, пожалуй, лучшим стартом в научной фантастике станет серия Эдгара Райса Берроуза о Марсе. Она включает книги «Принцесса Марса», «Боги Марса» и другие и имеет явный приключенческий уклон.
Берроуз стал вдохновителем для Рэя Брэдбери, помимо прочего написавшего «Марсианские хроники». В отличие от Азимова и других известных писателей-фантастов, у Брэдбери не было высшего образования (хотя именно этот факт, как считается, гарантированно давал писателям-фантастам почву и базу для их размышлений). Он и сам говорил, что не хочет называть себя научным фантастом, он ― просто фантаст.
Поэтому «Марсианские хроники» могут стать хорошей базой для тех, кто не привык к сложному жанру и не знает, с чего начать. «Хроники» ― отличный пример художественного литературного произведения ― с яркими описаниями, интересным сюжетом, при этом не перегруженного научной терминологией.
Дальше можно перейти к «золотой тройке» научных фантастов ― это Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Здесь вы увидите более «серьезную теорию» ― описание технологий и размышления по поводу их развития и использования в будущем. Кроме того, у Хайнлайна достаточно тяжелый слог (об этом говорят многие критики и читатели), поэтому прочитать запоем его не получится, лучше подходить к нему порционно.
Другой писатель, на которого, безусловно, нужно обратить внимание, ― это Станислав Лем, юбилей которого мы будем отмечать в этом году. Лема, пожалуй, можно назвать «самым философским писателем», а его книги ― очень удачным сочетанием как традиции Брэдбери (хотя они родились с разницей в один год), так и более «серьезной научной фантастики» Кларка и Хайнлайна. Почти в каждом своем произведении Лем рассуждает о месте человека в мире.
Станислав Лем. Источник: REUTERS/FORUM. Автор фото – Aleksander Jalosinsk
Кто-то может начать и с «Войны миров» Герберта Уэллса ― это книга, которую отличает легкий язык и динамичный сюжет. Чего только стоит легенда, связанная с постановкой этого романа на радио. Событие состоялось в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года. Согласно известной легенде, радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air», за реальный новостной репортаж, после которого жители северо-востока США якобы поверили в нападение марсиан и ударилось в панику. Не очень сложными для восприятия у Уэллса считаются также романы «Машина времени» и «Человек-невидимка».
Богатые традиции научной фантастики существуют и в России. Тем, кто только начинает знакомиться с жанром и особенно с отечественными его представителями, стоит обратить внимание на книгу «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Другими знаковыми представителями жанра являются Александр Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), которого называют основоположником советской научной фантастики, Иван Ефремов («Туманность Андромеды», «Час быка»), который не только известен как писатель, но также занимался палеонтологией.
И наконец, конечно, научная фантастика прочно ассоциируется с братьями Стругацкими, которые сделали очень много для того, чтобы популяризировать этот жанр. Серия игр и книг S.T.A.L.K.E.R до сих пор популярна сегодня, хотя начало целой вселенной положила повесть Стругацких «Пикник на обочине».
Помимо прочего, Стругацкие являются отличным примером того, насколько обширной может быть научная фантастика. У них есть, по сути, сказка ― «Понедельник начинается в субботу», которая также может стать отличным стартом для знакомства с жанром, а есть практически детективная история «Отель погибшего альпиниста». Поэтому, если правильно подойти к Стругацким, каждый может найти у них что-то свое.
Организатор мероприятия ― библиотека им. А. И. Герцена. Посмотреть запись встречи полностью можно здесь.
Хочу почитать фантастику или фэнтези эпического размаха. С чего начать?
Отыскав яркий и интересный фантастический или фэнтезийный мир, всегда хочется погрузиться в него с головой и задержаться в нем подольше. И, к счастью, немало книг и циклов предоставляют читателям такую возможность, подкупая завидным масштабом и детальной проработкой. Конечно, не всегда размах сочетается с незаурядными литературными достоинствами, мы же отобрали для вас книги, в которых они идут рука об руку.
Патрик Ротфусс «Имя ветра»
Работать над фэнтезийным циклом, получившим название «Хроника Убийцы Короля», Патрик Ротфусс начал ещё в университетские годы. Впрочем, это изначально был не цикл, а просто очень-очень объемный роман. В издательстве, однако, решили разделить монументальную книгу на три части, и даже первая из них получилась весьма внушительной. Главным героем «Имени ветра» выступает прославленный чародей, бард и актер Квоут. Оставив приключения в прошлом, он живет инкогнито под видом обычного трактирщика, пока его покой не нарушает историк, желающий записать историю прославленного героя. Квоут соглашается поведать о своих приключениях, которые начинаются с гибели его семьи, клятвы отомстить за родных и поступления в Академию, где герою предстоит постичь тайные искусства.
Благодаря поэтичному языку, ярким образам и мастерски выписанным персонажам в мир Ротфусса окунаешься с головой. И быстро выныривать не придётся — залогом тому неспешное вдумчивое повествование и внушительный объём «Имени ветра»… Второй том, впрочем, получился ещё увесистее, чем первый, а третья книга, над которой автор работает уже семь лет, обещает стать просто монументальной. А пока автор трудится над финалом трилогии, телеканал Showtime готовит сериал по мотивам цикла, а Сэм Рейми занят его экранизацией для большого экрана.
Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»
Богатая фантазия — не роскошь, а необходимость, для автора, работающего в жанре фэнтези. Но мало кто из коллег по цеху сможет в этом плане сравниться с Чайной Мьевилем. Его миры и герои необычны и на редкость причудливы. Например, в мегаполисе Нью-Кробюзон, ставшем местом действия нескольких романов автора, магия соседствует с паровыми технологиями, а рядом с людьми обитают всевозможные мутанты и гротескные полулюди. С визита одного из них к главному герою, учёному Айзеку, начинаются события романа «Вокзал потерянных снов», который впервые познакомил читателей с Нью-Кробюзоном. Представитель расы птицелюдей обращается к Айзеку в надежде, что тот поможет ему вернуть способность летать. А возлюбленная ученого, принадлежащая к народу, напоминающему жуков, получает заказ от местной мафии.
На этом спокойная жизнь героев заканчивается, а для читателей начинается запоминающееся и неповторимое приключение, которое растянется на без малого тысячу страниц. И все они насыщены встречами с невероятными существами, политическими и детективными интригами и персонажами, столь же безумными, оригинальными и яркими, как герои Льюиса Кэрролла.
Нил Стивенсон «Семиевие»
Почти все романы Нила Стивенсона отличаются монументальностью задумки, искусным переплетением множества сюжетных линий и редкостным вниманием к деталям. Не стала исключением и свежая книга автора, «Семиевие», в которой он обращается к нетипичной для себя космической тематике.
Под обложкой одного внушительного тома собрано, по сути дела, три отдельные истории. В первой человечество внезапно сталкивается с глобальной катастрофой — гибелью Луны, обломки которой грозят уничтожить все живое на планете. Чтобы спасти цивилизацию, человечеству в срочном порядке приходится создавать космический ковчег, где найдет прибежище горстка избранных. Конечно, даже оказавшись на грани гибели, люди не могут обойтись без междоусобиц, и во второй части мы станем свидетелями конфликта между уцелевшими, которые пытаются решить, как восстанавливать утраченное. Наконец, в третьей части, действие которой разворачивается спустя пять тысячелетий, человечество, сделавшее своим домом орбиту, пытается сделать Землю вновь пригодной для обитания и вернуться на свою историческую родину. Подробно и убедительно описав борьбу людей за выживание, формирование новых культур и столкновение идеологий, Стивенсон создал один из самых масштабных и впечатляющих фантастических романов последних лет.
Р. Скотт Бэккер «Князь Пустоты»
В нынешнем году мы не увидим очередной сезон «Игры престолов», а Джордж Мартин, похоже, так и не допишет долгожданные «Ветра зимы». К счастью, мрачное эпическое фэнтези умеет писать не только Мартин. Одним из его самых выдающихся последователей можно назвать канадца Р. Скотта Бэккера. Его трилогия «Князь Пустоты» отчасти вдохновлена Крестовыми походами, но Бэккер отходит от реальной истории куда дальше, чем Мартин. Магии и проявлений сверхъестественного на страницах «Князя Пустоты» гораздо больше, чем в «Игре престолов» — здесь рядом с простыми смертными живут маги и пришельцы из иных миров, а преисподняя вовсе не религиозный миф, а реальность, ожидающая каждого, кто нарушает законы мироздания.
Бэккер совершенно беспощаден к своим героям и предпочитает изображать их, пожалуй, даже в более темных тонах, чем Мартин. Среди основных действующих лиц «Князя Пустоты» едва ли найдётся хоть один персонаж, которого можно назвать положительным. Но выписаны они с редким мастерством, и хотя симпатичными их назвать сложно, равнодушным они читателя не оставят. Грандиозный размах событий, мастерское описание войн и интриг и глубокий философский подтекст позволяют поставить «Князя Пустоты» в один ряд с культовым циклом Джорджа Мартина.
Сын Стивена Кинга, решив пойти по стопам отца и выбрав для себя стезю писателя, поначалу специализировался на рассказах и именно благодаря им сумел добиться признания. Лишь спустя десять лет после начала литературной карьеры Джо Хилла увидел свет его первый роман. В крупной форме писатель проявил себя столь же ярко, как в малой, создавая атмосферные, драматичные и пронизывающие до глубины души истории — под стать произведениям отца.
Наглядным доказательством того, что Хилл в полной мере унаследовал таланты прославленного родителя, стал роман «Пожарный». В нем на планету обрушивается странная эпидемия, которая приводит к произвольному самовозгоранию людей. Лекарства от странной напасти не существует, и лишь таинственный человек, который прозван Пожарным и подчинил себе пламя, способен противостоять болезни. Он становится единственной надеждой девушки Харпер Грейсон, которая заражена, но очень хочет жить. Подобно произведениям Стивена Кинга, «Пожарный» при всей своей фантастичности получился очень человечным романом и оставляет у читателя сильнейшее «послевкусие».