с чего начался киберспорт

История создания и признания киберспорта, направления

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

История создания киберспорта тесно связана с развитием компьютерных технологий. Соревнования по играм проходили еще в 1972 году. Однако воспринимать такие события всерьез индустрия спорта стала ближе к началу 21 века, с появлением Doom и Quake.

Что такое киберспорт

Киберспорт (от англ. слова cyber — «электронный») — одиночное или командное соревнование по компьютерным играм. Видеоигра должна соответствовать определенным требованиям. Главное из них заключается в поддержании честного соперничества между спортсменами.

В современном киберспорте проходят крупные турниры по дисциплинам:

С начала 2020 г. из-за отмены большинства матчей особую популярность приобрели FIFA, а также виртуальные версии хоккея и баскетбола. Менее масштабные соревнования проводятся в симуляторах NFS, World of Tanks и др.

История развития

У киберспорта нет единой истории создания. Он развивался постепенно, распространяясь вместе с совершенствующимися технологиями. Большое влияние на развитие оказала индустрия игровых автоматов. Аркадные игры предлагали соревноваться в количестве набранных очков. Своим происхождением виртуальный спорт был обязан встроенным в аппараты рейтингам: каждый игрок так или иначе хотел оказаться в списке лучших.

Первая попытка проследить игровые достижения была предпринята в 1981 г. Уолтером Дейем. Он стал первым в мире киберспорта, кто организовал учет истории результатов местных игроков. Придуманная им сетка стала прообразом «национальной таблицы рекордов». А в 1983 г. Дей сформировал собственную команду, которую представлял на различных соревнованиях. Он также активно участвовал в продвижении игровых турниров, благодаря чему появились ТВ-шоу о виртуальном спорте.

Появление локальных сетей дало крупный толчок в истории происхождения киберспорта. До этого не было возможности напрямую соревноваться друг с другом. Играть спортсменам приходилось по очереди, а победившего определяло количество заработанных очков. Соперничество перешло на качественно новый уровень.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт Турнир по киберспорту

С выходом онлайновой аркады Netrek (1988 г.) игровая индустрия приобрела новых поклонников. Но окончательную роль в истории киберспорта сыграло создание культовых видеоигр:

Большинство турниров еще оставалось местным либо региональным развлечением. Но id Software открыто заявили о возможности трансляции киберспорта, запустив QuakeCon в 1996 г., совсем скромный даже по тому времени. На мероприятие пришло только 40 человек. Но активное продвижение соревнований на PC не оставило игроков равнодушными. Сейчас трансляции The International и турниров по CS собирают миллионы зрителей.

В каком году появился киберспорт

Предпосылки к возникновению виртуального спорта зародились еще до развития интернета. Условным годом появления киберспорта считают 1972, когда 19 октября в Стэнфорде прошел турнир по одной из первых компьютерных игр. Соревнование включало одиночный зачет, командные 2×2 и FFA (каждый сам за себя) режимы.

Но история развития и признания киберспорта в России тоже внесла свой вклад. Полноправным видом спорта видеоигры стали 25 июля 2001 г. В этот день глава Госкомспорта лично подписал указ, подтверждающий статус киберигры как спортивной дисциплины. Хотя еще в 1999 г. Америка зарегистрировала первую в мире киберспортивную организацию — Evil Geniuses.

В какой стране придумали

Первый публичный турнир в истории появления киберспорта был придуман и прошел в Америке. Октябрьским вечером 1972 г. преподаватели и студенты Stanford University собрались в лаборатории изучения ИИ, чтобы посоревноваться в Spacewar.

История развития и признания киберспорта в России

История киберспорта в России началась в 70-х годах. Как и в случае с США, интерес к игровой индустрии возник с появлением автоматов. После развала СССР количество советских аппаратов заметно убавилось, но их быстро заменили иностранные:

Компьютеры россиянам долгое время были не по карману. Зато почти в каждом доме можно было найти Dandy — азиатскую подделку игровой консоли Sega от Nintendo. По ней же проходили соревнования в местных игровых клубах, пока еще совсем несерьезные.

Первым «окном» в настоящий киберспорт стал журнал «Навигатор игрового мира», где публиковали отчеты о зарубежных турнирах. Ближе к концу 90-х стали появляться компьютерные клубы, способствовавшие формированию команд. Примерно в этот же период Formoza организовала крупный чемпионат для игроков Санкт-Петербурга и Москвы. Мероприятие прошло успешно, а игроки из NiP (4z) даже договорились о сотрудничестве с организатором, став едва ли не первой российской командой с официальным спонсором.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт Команда NIP стала одной из первых в России

В 2001 г. страна признала виртуальный спорт. Что стало переломным моментом для истории развития и признания киберспорта во всем мире: именно Россия впервые поставила кибер в один ряд с футболом или хоккеем. Но признание было временным и условным, на законодательном уровне спортивной дисциплиной в РФ компьютерные игры стали только в 2016 г. И уже в следующем году организовали Кубок России сразу по нескольким играм:

Общая сумма денежных призов составила 7 миллионов рублей.

Основные направления игры

С развитием истории киберспорта выработался перечень определенных требований к видеоиграм. Они не должны содержать случайных факторов или давать преимущество отдельным игрокам. Исход соревнования определяют личные умения киберспортсменов. Из-за этого большая часть Чемпионатов посвящена играм жанра MOBA — многопользовательской арены с элементами стратегии.

Официально дисциплина включает 4 основных направления:

Перспективы виртуального спорта

С момента зарождения киберспорта прошло не так много времени, но дисциплина успела догнать футбол по популярности. Любительские турниры переросли в профессиональные Лиги, а в России и за рубежом регулярно проходят международные соревнования. Крупные встречи организуют на живых стадионах, да и размеры призового фонда свыше 1 миллиона перестали быть редкостью.

Первый турнир The International, организованный компанией Valve в августе 2011 г., оживил индустрию. При поддержке разработчиков видеоигр сформировалась Лига из небольших, но регулярных соревнований. Призы были на порядок меньше, но киберспортсмены наконец-то смогли получать постоянный доход.

История киберспорта в мире развивалась параллельно с технологиями. И если раньше к сидящим за компьютерами игрокам относились несерьезно, то сейчас многие страны приравнивают виртуальный спорт к традиционным видам. Знаменательной датой для дисциплины стал 2018 г. — 14 апреля Олимпийский Комитет (МОК) официально признал киберспорт. Есть вероятность, что в 2024 г. кибердисциплины добавят в летний перечень Олимпийских игр.

Мы составили ТОП 10 капперов! Если вам нужен честный прогнозист с реальной статистикой, советуем перейти в раздел «проверенные капперы» и выбрать себе лучшего каппера!

Источник

История зарождения киберспорта

В 1980 году журнал BYTE попытался назвать три основных причины, по которым нам нравится играть в видеоигры именно с живыми оппонентами. Во-первых, играет роль само осознание того факта, что вы соревнуетесь с людьми, а не с запрограммированным ИИ. Во-вторых, нас привлекает риск, связанный с тем, что невозможно предсказать действия противника наверняка. В-третьих, во время игры по сети сохраняется непрерывное внимание и интерес к процессу, ведь результат дуэли могут решить считанные секунды.

Мог ли автор той статьи предположить, что возможность играть вдвоем в скором времени превратится в киберспорт, который к 2019 году успел разрастись до безумных масштабов.

За 2018 год объем продаж этого сегмента игровой индустрии составил 906 миллионов долларов, а за 2021 планируется заработать уже более полутора миллиарда. При этом число хардкорных и случайных зрителей в 2018 увеличилось до 165 и 215 миллионов соответственно.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В каком-то смысле индустрия начала двигаться в сторону киберспорта чуть ли не с появлением первых игр на двоих. Уже в Tennis for Two, разработанной еще в 1958 году, игроки в самой примитивнейшей форме могли перебрасываться друг с другом пиксельным мячиком.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

По-настоящему же киберспорт зародился в октябре 1972 в одном из кампусов Стэнфордского университета, где студенты организовали соревнования по игре Spacewar! 1961 года, назвав турнир «Intergalactic Spacewar Olympics». В Spacewar! два космических корабля перестреливались ограниченным количеством ракет, как в самой примитивной форме режима «Deathmatch». Победителю, которым оказался 33-летний студент факультета биологии Брюс Баумгарт, досталась подписка на журнал Rolling Stone, а заодно и неофициальное звание первого в истории видеоигр победителя киберспортивного ивента.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Следующее заметное событие в киберспорте произошло лишь восемь лет спустя в виде крупного турнира по Space Invaders под названием «National Space Invaders», который устроила компания Atari.

В соревнованиях приняли участие несколько тысяч игроков со всей страны, которые шокировали сообщество высокими результатами в знаменитой игре. К примеру, 14-летний Фрэнк Тетро набрал 110,125 очков на региональных соревнованиях, что позволило ему столкнуться с другими региональными чемпионами в финале, который проходил в Нью-Йорке. В итоге он занял второе место, а кубок достался Ребекке Хайнемен, которая не только оказалась искусней других в истреблении пришельцев, но позже сама стала разработчиком видеоигр. В ее портфолио числятся такие тайтлы 80-х, как The Bard’s Tale III: Thief of Fate и Tass Times in Tonetown.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Постепенно видеоигры собирали все больше внимания в газетах и журналах, а в какой-то момент добрались и до телевиденья. На американском шоу Starcade, игроки соревновались на аркадных автоматах, а ведущими выступали известные спортсмены и актеры. Шоу продержалось 133 выпуска и шло с 82 по 84 год. Starcade стала первым в своем роде игровым шоу, и в ближайшее время американские телезрители наблюдали аналоги в лице Video Power, Nick Arcade, и The Video Game.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Что касается других стран, то в Англии на BBC 1 выходило шоу First Class, а в Австралии с 94 по 98 год шла передача A*mazing. Каждый эпизод поклонники видеоигр узнавали последние новости об играх Nintendo и наблюдали, как ученики разных школ соревнуются в Mario Kart, Super Mario World и других играх.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В 1981 бизнесмен Уолтер Дэй основал организацию Twin Galaxies, которая занималась тем, что рекламировала видеоигры и регистрировала самые высокие игровые результаты в таких изданиях, как «Книга рекордов Гиннеса».

Перед ее основанием Дэй обошел больше ста мест с игровыми автоматами, записывая самые высокие результаты каждой игры. Через год эта база данных сформировалась в Twin Galaxies International Scoreboard.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В рамках Twin Galaxies Дэй успешно продвигал аркадный киберспорт в массы, добиваясь внимания самых известных журналов и телевиденья.

В 1983 при поддержке компании Electronic Circus он даже образовал U.S. National Video Game Team из обладателей самых высоких результатов в таких играх, как Pac-man и Donkey Kong. В некотором роде эту команду можно назвать первой волной знаменитостей киберспорта. Команда путешествовала по различным городам США, появлялись на различных ивентах в качестве звезд индустрии.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В 1982 Армин Штурмер основал сообщество Atari VCS Bundesliga, которое популяризировало консоли Atari в Германии. В него входили различные клубы, регулярно устраивающие соревнования друг с другом. Каждый год определялся новый «Немецкий Чемпион».

В 1988 состоялся релиз RTS-тайтла Netrek, позволяющего играть по сети 16 игрокам одновременно. Сюжет игры был закручен во вселенной Star Trek, где игрок должен был завоевать галактику из 40 планет. Однако в конце 80-х доступ к интернету был далеко не у каждого, так что основная аудитория Netrek состояла из сотрудников научных институтов.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В 90 году японская компания Nintendo решила сделать свой вклад в развитие киберспорта, столкнув лбами игроков из Северной Америки, Европы и Австралии. Турнир Nintendo World Championships проходил в 29 городах США в трех возрастных группах, а финал прошел в Universal Studios Hollywood в Калифорнии. Игроки должны были набрать определенное количество очков в Super Mario Bros., Rad Racer, и Tetris, уложившись в 6 минут и 21 секунду.

Затем в 1991-ом прошел Nintendo Campus Challenge, финала которого проходил в Disney Land, а за ним последовал Nintendo PowerFest в 1994. До сих пор специальные картриджи с тех соревнований считаются жемчужинами любой коллекции видеоигр.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Также можно выделить World Game Championships, организованный сетью видеопроката Blockbuster Video и журналом GamePro в 1994. В рамках турнира игроки соревновались на приставках Super Nintendo и Sega Mega Drive в таких тайтлах, как Sonic the Hedgehog 3 и Virtua Racing.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В 1996 зародилась Evolution Championship Series, известная в то время как «Battle by the Bay». В рамках турнира 40 человек мерились силами, играя в Super Street Fighter 2 Turbo и Street Fighter Alpha 2 на игровых автоматах. Позже EVO станет прибежищем всех любителей файтингов, а к 2019 году количество тайтлов вырастет до девяти и будет включать не только последние версии Street Fighter и Mortal Kombat, но и представителей таких серий, как Soulcalibur и Super Smash Bros.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Несмотря на неугасающую любовь игроков к консолям, 90-ые можно смело назвать десятилетием шутеров. Вместе с ростом популярности LAN-вечеринок в дело вступила id Software и представила всем известные Doom и Quake, которые очень быстро стали хитами не только среди любителей поиграть по сети, но и всей индустрии в целом. Другие монстры, вроде GoldenEye 007, Unreal Tournament и Counter-Strike, не заставили себя долго ждать.

Конечно, в 90-ые нашлось место и стратегиям, вроде StarCraft: Brood War, Warcraft: Orcs & Humans, Age of Empires, и Command & Conquer, однако основную популярность эти игры получили уже в двадцать первом веке.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В мае 1997 года прошел ивент Red Annihilation, который многими считается первым полноценным киберспортивным ивентом в истории игровой индустрии. Тогда турнир собрал 2000 фанатов Quake из США, которые сражались в рамках сети компании Mpath’s Mplayer по интернету, пока не осталось 16 лучших. Счастливчиков отправили в Атланту, где они столкнулись в финале на выставке Electronic Entertainment Expo, проходившей во Всемирном конгресс-центре Джорджии. Победителем турнира стал Деннис «Thresh» Фонг, которому досталась Ferrari 328 GTS одного из основателей Id Software Джона Кармака.

Стоит отметить, что Red Annihilation получил неплохую огласку в мейнстриме. О нем рассказывали в утреннем тв-шоу Today на NBC и писали в газете The Wall Street Journal, не говоря уже о новостях в интернете.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Хотя Red Annihilation и считают первым полноценным событием в мире киберспорта, на самом деле небезызвестный турнир QuakeCon стартовал за год до этого, а именно в августе 1996. QuakeCon того года представлял собой сборище нескольких десятков фанатов Quake и Doom, которые расположились в конференц-зале местной гостиницы со своими собственными компьютерами, а в качестве призов у них были лишь футболки.

Тем не менее, участников ждал сюрприз. В самом конце их скромный турнир посетили ключевые разработчики id Software, а Кармак даже устроил часовое общение с фанатами, которое быстро стало ежегодной традицией ивента.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Примерно полмиллиона из этой суммы получил Джонатан «Fatal1ty» Вендел, специализировавшийся в первую очередь на Quake 3 Arena, Painkiller, и Unreal Tournament 2003. Позже киберспорстмен основал компанию Fatal1ty Inc., начал продавать свои игровые аксессуары, и не раз выступал лицом различных производителей «железа».

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Примерно в то же время, что и CPL была основана Professional Gamers League, а также ClanBase и Deutsche Clanliga. На обрезках последней в 2000 в Германии появится Electronic Sports League. Там же в 1999 пройдет Gamers Gathering, на который со всей Европы слетится полторы тысячи игроков.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

С наступлением 21 века и развитием интернета началась новая глава в истории видеоигр, а сам киберспорт стал двигаться вперед огромными скачками.

И все же, какой бы популярности он ни добился, в основе киберспорта всегда будет находиться чувство, описанное американским писателем и одним из фанатов той самой Spacewar! Джозефом Гудавейджем:

«Каждый, кто хоть раз проигрывал в эту игру, сразу был захвачен срочным желанием отыграться».

Источник

Пиксельный мир победил. История киберспорта от тусовок в научных лабораториях до шоу с миллионами призовых

В 2021 году никому не нужно объяснять, что такое киберспорт. Индустрия полноценно состоялась даже в Беларуси, хотя еще полвека назад представлялась чем-то из влажных фантазий авторов-фантастов. Будущее оказалось намного ближе: за несколько десятилетий видеоигры прошли путь от вынужденного андеграунда до многомиллионных спонсорских контрактов и признания в качестве олимпийской дисциплины второго уровня. Готовы изучить историю киберспорта подробнее? Тогда запрыгивайте в машину времени к Onliner и VOKA. Наша первая остановка — ламповые во всех смыслах семидесятые.

Научная лаборатория, пиво и космические дуэли

На момент проведения первого подобия киберспортивного турнира мир видел всего несколько видеоигр: крестики-нолики и донельзя упрощенную версию тенниса. Играли в них единицы, и никто, наверное, даже не мог представить, в какую индустрию это может однажды превратиться.

Однако журналист издания Rolling Stone Стюарт Бренд разглядел в пиксельных развлечениях потенциал. Авантюрист и исследователь по своей природе, он провел немало времени в компьютерных лабораториях, наблюдая за тем, как острейшие умы человечества изобретают будущее, а в перерывах между большими проектами рубятся в одну из первых видеоигр.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Этой игрой была Spacewar — дуэль двух космических кораблей. Она вышла в 1962 году, стала хитом среди сотрудников научных лабораторий по всему миру, кочевала с одного компьютера на другой и коллективно дорабатывалась и усложнялась. В один удачный день примитивная стрелялка попалась на глаза Бренду, который как раз работал над материалом про хакерскую культуру и потенциал компьютеризации. Журналист решил, что Spacewar будет отличной иллюстрацией мира будущего.

А 19 октября 1972 года в Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта, которая в том числе разрабатывала проекты для Министерства обороны США, собрались студенты и исследователи на первом в истории соревновании по Spacewar. Почему именно в лаборатории? Даже не самые требовательные компьютеры того времени стоили так дорого, что позволить их себе могли только крупные организации, а доступ к игре получали в основном сотрудники.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В таких условиях зарождался киберспорт: в лаборатории среди ученых и студентов, с пивом, закусками и годовой подпиской на журнал Rolling Stone в качестве трофея. Выиграл ее, кстати, математик Брюс Баугард из Гарварда, который буквально не спал, чтобы успеть поучиться, поработать, а потом еще и засесть в Spacewar.

«Супербоул» от видеоигр

Конечно, после стэнфордского междусобойчика никакого видеоигрового бума не случилось — компьютеры все еще оставались привилегией ученых и сотрудников лабораторий. Однако 1972 год изменил ход истории и запомнился началом экспансии игровых автоматов, а вместе с ними и первых приставок и домашних компьютеров.

В авангарде этих событий была легендарная компания Atari и их ласточка — ремейк игры 1958 года Tennis for Two, который остался в истории под названием Pong. Благодаря этому схематичному двухмерному настольному теннису игровые автоматы ушли в народ — в праздничные дни 1975 года игра расходилась тиражом в 150 тыс. копий.

Но самое интересное случилось три года спустя, когда компания представила миру игру, название которой без трепета не произнести, — Space Invaders.

«Космические захватчики» положили начало целой эпохе. Именно эта игра собрала около 10 тыс. геймеров на первый большой турнир в 1980 году. При этом Space Invaders и близко не была эксклюзивом Atari — компания просто лицензировала детище японского разработчика Томохиро Нисикадо и выпустила его на своих консолях, занизив качество графики. С другой стороны, сам Нисикадо черпал вдохновение в игре Atari 1976 года выпуска — Breakout, которая выглядела как что-то среднее между пинг-понгом и теми же «Космическими захватчиками».

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Разработчики не рассчитывали на такой ажиотаж: рекламная кампания мероприятия ограничивалась лишь плакатами и почтовыми рассылками. Чтобы отобрать пятерых финалистов, Atari устроила региональный отбор в Сан-Хосе, Лос-Анджелесе, Далласе и Чикаго — в каждом из городов нашлось примерно по тысяче игроков. В Нью-Йорке за право поиграть с лучшим из лучших и вовсе боролись 4 тыс. человек.

В прессе турнир окрестили «„Супербоулом“ по Space Invaders», но на деле зрелище оказалось не самым увлекательным: игра на выживание длилась 1 час 45 минут, и за это время вылетел только один участник. В итоге победителя решили выявить подсчетом очков — первое место досталось Ребекке Хайнеман, которая в будущем построила блестящую карьеру в геймдеве.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Таблицы рекордов и телевизионные шоу

Важнейшей фигурой в мире «первобытного» киберспорта стал бизнесмен Уолтер Дей, который сперва в одиночку путешествовал по Штатам и дотошно документировал рекорды в аркадных автоматах, а затем создал компанию Twin Galaxies. Она не только продолжила собирать результаты геймеров со всего мира, но и начала заниматься продвижением видеоигровых соревнований в медиа.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Например, Дей и его команда начали сотрудничать с Книгой рекордов Гиннесса, что переросло в том числе в серию турниров Video Game Masters Tournament, которая проводилась с 1983 по 1987 год. В числе организаторов соревнований была национальная команда США по видеоиграм — она тоже появилась не без участия Twin Galaxies и гастролировала по стране, соревнуясь с фанатами аркадных автоматов.

Еще популярнее видеоигры и зарождающийся киберспорт сделало телевидение. В США с 1982 по 1983 год вышло два сезона шоу Starcade, в каждом выпуске которого геймеры состязались на аркадных автоматах. А по BBC с 1984 по 1988 год транслировали шоу First Class, где дети боролись за компьютер для своей родной школы, отвечая на вопросы из школьной программы и на тему поп-культуры и показывая класс в видеоиграх.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Гастроли Nintendo

К началу девяностых видеоигры бесповоротно ушли в массы, а турниры по ним уже не выглядели диковинками, хоть еще и не оформились в тот киберспорт, каким мы знаем его сегодня.

Тогда балом принялась править компания Nintendo. Началось все с турнира Nintendo World Championships, который, вопреки названию, прокатился по 30 городам исключительно США и Канады — в затяжном турне с марта по декабрь 1990 года.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Играли по нестандартным правилам. Специально для турнира было разработано 116 особых картриджей с тремя играми: Super Mario Bros., Rad Racer и Tetris. У участников было ровно 6 минут 21 секунда, чтобы собрать 50 монет в первой игре, пройти один круг во второй и за оставшееся время набрать как можно больше очков в третьей.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Nintendo World Championships был не единственным экспериментом компании в сфере киберспорта, но точно стал самым масштабным для того времени. По случаю 25-летнего юбилея турнир вернулся в 2015 году, а затем и в 2017-м — уже без особого повода.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

От «драк на улицах» до «Битвы у залива»

Не меньшим прорывом для девяностых стали файтинги, которые обозначили новый и куда более современный вектор: игроки соревновались не в абстрагированных друг от друга условиях в попытке заработать большие очки — у них появилась возможность победить противника своими руками в очном противостоянии. Хотя, если задуматься, именно в этом был смысл и первого турнира в лабораториях Стэнфорда.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Файтинги становились все популярнее, а появившийся домашний интернет этому только способствовал: геймеры стали активнее собираться в комьюнити. Сеть обрастала сотнями страниц, и там пользователи обсуждали лучшие комбинации, делились своими секретами и традиционно мерились тем, чем в приличном общество мериться не принято. Растущее сообщество начало нуждаться в большом турнире, который определил бы объективно лучшего бойца.

Титаны сошлись в «Битве у залива» в Калифорнии 20 июля 1996 года в двух дисциплинах: Street Fighter Alpha 2 и Super Street Fighter II Turbo. По факту мероприятие с пафосным названием было просто локальной тусовкой в зале игровых автоматов — без особого ажиотажа и впечатляющих призов. Несмотря на это, турнир окрестили международным — просто потому, что среди американских геймеров затесалось несколько участников из Канады и Кувейта.

Впрочем, этого хватило для того, чтобы спустя несколько лет на фундаменте «Битвы у залива» родился известный на весь мир турнир Evolution Championship Series, или просто EVO, — крупнейшее киберспортивное мероприятие по файтингам.

Рокетджамп в настоящее

На рубеже двух столетий индустрия разразилась еще бо́льшим количеством игр, механика которых идеально подходила для киберспортивных турниров. Они не потеряли аудиторию и сейчас: Counter-Strike меняется только косметически, но все так же хороша, а Warcraft и вовсе разросся в целую вселенную с онлайн-RPG и карточной игрой. Но главное соревнование XX века, которое по праву можно считать первым турниром современного образца, прошло в абсолютно безумном Quake.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

В мае 1997 года в событии под названием Red Annihilation участвовало больше 2 тыс. человек со всей территории США, и ради этого им даже не пришлось выходить из дома — спасибо интернету. Бои в формате один на один определили 16 лучших бойцов, которые уже лицом к лицу схлестнулись в Атланте на выставке E3.

Победил «Майкл Джордан от мира игр» Деннис Фонг, которого называют одним из главных популяризаторов легендарного «рокетджампа» (усиленного прыжка после выстрела из ракетницы себе под ноги) и клавиатурной раскладки WASD. Победа принесла ему Ferrari (уехать на ней парень не смог из-за отсутствия страховки), а спустя 20 лет — официальный титул первого чемпиона в истории киберспорта и место в зале славы этой индустрии.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Деньги и драмы

В начале XXI века киберспорт продолжал развивать идеи первых турниров и обретать черты, с которыми он ассоциируется у нас сейчас. Появились первые профессиональные команды и структурированные лиги в различных дисциплинах, пошли разговоры о трансферах игроков и настоящих контрактах.

А еще в индустрию окончательно пришли спонсоры с толстыми кошельками. И пока родители повсеместно убеждали детей, что ничего хорошего из-за компьютерных игр с ними не случится, несколько десятков молодых людей боролись за миллион долларов на турнире Worldwide Webgames Championship.

Самое смешное, что тогда, в 2006 году, участники играли даже не в Counter-Strike или Quake, а в «Солитер», Bejeweled 2 и Zuma — казуальные головоломки, которые сейчас развлекают нас разве что в транспорте или за офисными столами. А еще забавнее (или печальнее) тот факт, что победительница Кавита Ялаварти по сей день остается самой успешной киберспортсменкой в истории (всего после одного турнира с «Солитером» и цветными кристаллами): ни одна девушка пока не заработала на игровых турнирах больше.

Кроме того, начало нулевых подарило миру первую большую киберспортивную драму. В полуфинале турнира EVO в 2004 году игрок по имени Дайго Умехара откровенно провалил финальный раунд боя, но умудрился в последний момент вернуться в игру в шаге от поражения и серией ударов отправил противника в нокаут. В финале, кстати, он не выиграл — но это уже было не так важно.

История известна в народе как EVO Moment 37, и для фанатов киберспорта она сопоставима с «рукой бога» Марадоны в футболе или «чудом на льду» в хоккее. Говорят, камбэк Умехары сделал невероятное — вернул интерес аудитории и игроков к такому однообразному жанру, как файтинги.

Победный марш

В конце нулевых трансляции турниров по телевидению или даже целые ТВ-шоу, посвященные видеоиграм, уже не были диковинкой. Но в 2011 году геймеры получили целую площадку с уникальным контентом — платформу Twitch. Для игроков и блогеров она стала отличным местом для реализации и дополнительного заработка, а для организаторов турниров — идеальным каналом общения с понятной аудиторией.

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

с чего начался киберспорт. Смотреть фото с чего начался киберспорт. Смотреть картинку с чего начался киберспорт. Картинка про с чего начался киберспорт. Фото с чего начался киберспорт

Сейчас киберспорт — абсолютно состоявшаяся сфера, с которой не стыдно связать свою жизнь. Чемпионаты не сосчитать и на всех кнопках клавиатуры: даже далекие от киберспорта разработчики стремятся запрыгнуть в этот веселый поезд. Twitch становится «подорожником» для миллионов людей, запертых на карантин, спортивные бренды со столетней историей собирают видеоигровые подразделения, а родители молятся на детей-геймеров так, как не молились раньше на подающих надежды футболистов.

Но история все еще пишется — впереди наверняка немало рекордов и революций.

VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве, без рекламы, более 130 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации фильмов и сериалов по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Вундербай», УНН 192153894.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *