с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Армия России. Как создавались и развивались Вооружённые Силы РФ

7 мая Россия отмечает День создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта дата выбрана не случайно. 26 лет назад, 7 мая 1992 года, президент Борис Ельцин подписал распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооружённых Сил Российской Федерации. Это решение стало закономерным шагом в рамках строительства суверенного российского государства. С прекращением существования Советского Союза ушла в прошлое и единая Советская Армия. Естественно, что у вновь образовавшегося государства – Российской Федерации – возникла потребность в создании собственных вооруженных сил.

Созданию российских вооруженных сил предшествовало подписание Беловежских соглашений 21 декабря 1991 года, после чего было создано Содружество Независимых Государств. Обязанности по командованию вооруженными силами, размещенными на территории стран – участниц СНГ, были возложены на последнего министра обороны Советского Союза маршала авиации Евгения Ивановича Шапошникова. 14 февраля 1992 г. Шапошников был назначен Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ. Одновременно с этим решением Министерство обороны СССР, прекратившее свое существование, было преобразовано в Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ. 16 марта 1992 г. в оперативном подчинении Главкомата Объединенных вооруженных сил СНГ были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации на данном этапе возглавил сам президент РФ Борис Ельцин.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

После подписания 7 мая указа о создании Вооруженных сил РФ Борис Ельцин взял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Министром обороны РФ в этот же день был назначен генерал-полковник Павел Грачев, с 3 апреля 1992 г. занимавший должность первого заместителя министра обороны РФ Ельцина и отвечавший за взаимодействие с вооруженными силами стран – участниц СНГ. Начало 1990-х годов стало для Грачева периодом головокружительной карьеры. Еще в декабре 1990 года он носил погоны генерал-майора и занимал должность первого заместителя главкома Воздушно-десантных войск, с 30 декабря 1990 года стал главнокомандующим ВДВ, 6 февраля 1991 года получил звание генерал-лейтенанта, а 23 августа 1991 года – генерал-полковника. Одновременно с назначением министром обороны России Павлу Грачеву было присвоено звание генерала армии. Такая головокружительная карьера была связана с той преданностью, которую Грачев проявил по отношению к первому российскому президенту Борису Ельцину. Поэтому именно его кандидатуру Ельцин выбрал на пост министра обороны суверенной России.

Другим вероятным кандидатом на эту должность мог быть генерал армии Константин Кобец. Именно он возглавил Государственный комитет РСФСР по обороне и безопасности, функционировавший с января по август 1991 года. 20 августа 1991 года, в дни августовского путча, генерал-полковник (на тот период) Константин Кобец был назначен министром обороны РСФСР, получив 24 августа 1991 года звание генерала армии. В отличие от десантника Грачева, Кобец был связистом – выпускник Киевского военного училища связи, он отдал службе в этом роде войск 35 лет. К моменту переломных для отечественной истории событий Кобец три года (с августа 1987 года) занимал должность начальника войск связи Вооружённых Сил СССР — заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР.

В Государственную комиссию по созданию Министерства обороны, армии и флота России, сформированную решением Ельцина от 4 апреля 1992 года, входило несколько человек. Председателем был назначен генерал-полковник Дмитрий Антонович Волкогонов – военный пропагандист, затем преподаватель, доктор исторических и доктор философских наук. В 1988-1991 гг. он руководил Институтом военной истории МО СССР. В комиссию вошли Грачев, Кобец и два гражданских – Андрей Кокошин и Юрий Скоков. Уже после создания МО РФ перед ведомством была поставлена нелегкая задача – разделить вооруженные силы и военное имущество бывшего СССР, обеспечив создание вооруженных сил России.

К маю 1992 года в состав Вооруженных сил Российской Федерации вошли управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооружённых Сил СССР, находившиеся на территории РСФСР, а также находящиеся под юрисдикцией России войска и силы на территориях Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийского флота, Каспийской флотилии, 14-й гвардейской армии, а также в Кубе, Германии, Монголии и ряде других государств. Общая численность этих войск, сил и учреждений составляла 2,88 млн человек. Естественно, что одной из первых задач стало сокращение численности вооруженных сил, вывод их основной части с территорий других государств, в первую очередь – из стран Восточной Европы и бывших советских республик. Для вооруженных сил период начала и середины 1990-х годов стал временем серьезнейших испытаний – и материальных, и, что самое главное, моральных. Множество офицеров и прапорщиков было уволено из армии «на гражданку», оказавшись к этому совершенно неподготовленными. Ведь они, начиная служить еще в Советской Армии, рассчитывали на длительную службу с последующим выходом на пенсию. Теперь, получается, многие из них оказались никому не нужны.

Сложности с финансированием вооруженных сил привели к парадоксальной для любой цивилизованной страны ситуации – нищим офицерам, которые были вынуждены в буквальном смысле выживать, перебиваясь случайными заработками. В такой сложной обстановке и происходило формирование российских вооруженных сил. Надо сказать, что на этом пути российскую армию ждало много потрясений и проблем. К сожалению, уже в самые первые годы своего существования Вооруженные Силы Российской Федерации были вынуждены принимать участие в боевых действиях в целом ряде новых «горячих точек» на постсоветском пространстве и на территории самой России. Осетия, Таджикистан, Абхазия, Приднестровье, но самым серьезным испытанием стала война в Чечне, официально именовавшаяся контртеррористической операцией. Именно Чеченская война выявила многочисленные проблемы в организации, управлении, снабжении, подготовке российских вооруженных сил, которые, к сожалению, несли очень серьезные потери.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

В свою очередь, гибель военнослужащих, особенно 18-19-летних солдат и сержантов срочной службы, привела к напряжению социально-политической обстановки в стране. Многие общественные организации, политики, рядовые граждане стали требовать от российской власти немедленного перевода армии на контрактную основу, что не представлялось возможным в силу банального отсутствия финансирования. Однако, в российской армии появилась довольно внушительная категория «контрактников», которая со временем только росла в численности. Но заместить призывников контрактниками не удалось, да и не было целесообразно, исходя из потребностей обеспечения обороноспособности страны.

Ответственность за неудачи в Чечне, за общее падение воинской дисциплины, ухудшение морально-психологического климата в армии общество возлагало на генерала армии Павла Грачева. В конечном итоге, несмотря на верность Ельцину, которую генерал подтвердил и в дни октябрьских событий 1993 года, в 1996 году он был отправлен в отставку. Известно, что немалую роль в этом сыграл покойный генерал-лейтенант Александр Лебедь, бывший кандидатом в президенты на президентских выборах и заключивший с Борисом Ельциным соответствующее соглашение.

Павла Грачева сменил на посту министра обороны России генерал-полковник Игорь Родионов, занимавший прежде должность начальника Военной академии Генерального штаба. В отличие от Грачева, Игорь Николаевич Родионов придерживался совершенно иных взглядов на будущее и России, и российской армии. Возможно поэтому он и не сработался с ельцинской командой. 22 мая 1997 года, менее чем через год после назначения, Игоря Родионова отправили в отставку с занимаемой должности. Его сменил генерал армии Игорь Дмитриевич Сергеев, ставший 21 ноября 1997 года первым Маршалом Российской Федерации. Как выходец из РВСН, Сергеев был убежден, что ключевая роль в обороне России должна принадлежать стратегическим ядерным силам.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Помимо перевода на контрактную основу, начало обсуждаться и реформирование системы управления вооруженными силами. Была предложена идея создания трех региональных командований, которым бы подчинялись все вооруженные силы страны в зависимости от мест их дислокации. При этом планировалось упразднить Главкоматы видов и родов Вооруженных Сил РФ. Но эта идея из-за проблем с финансированием была отложена «на потом». Тем не менее, когда в 2007 году Иванова сменил Анатолий Сердюков, к ней было решено вернуться. Вскоре было создано Восточное региональное командование, но из-за выявленной неэффективности в 2008 году его расформировали.

Современный облик российских вооруженных сил сформировался при двух последних министрах обороны – Анатолии Сердюкове и Сергее Шойгу. Примечательно, что оба этих человека не являлись кадровыми военными. Осуществленные при Анатолии Сердюкове системные преобразования в вооруженных силах были стремительными и не всегда оправданными, вызывали критику со стороны многочисленных оппонентов. Вместе с тем, многие эксперты считают, что роль Сердюкова в модернизации российской армии оценена далеко не по заслугам и существенно принижена. Многие претворенные в жизнь планы реформы Сердюкова при его преемнике Шойгу были отменены. В частности, Шойгу выразил резко негативное отношение к реформе системы военного образования в стране, которая привела к недостатку военных специалистов, а также к отмене института прапорщиков в вооруженных силах.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из трёх видов и двух отдельных родов войск. Виды ВС РФ – Сухопутные войска, Воздушно-космические силы России (сформированы в 2015 году в результате объединения ВВС и Войск воздушно-космической обороны ВС РФ), Военно-морской флот России. Отдельные рода войск – Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска. Кроме того, существуют Силы специальных операций РФ, представляющие собой объединенную армейскую группировку, укомплектованную исключительно контрактниками, очень мобильную, способную оперативно действовать в разных точках земного шара. Именно военнослужащие ССО получили в народе название «вежливые люди», что было связано с действиями сил в Крыму, во время воссоединения полуострова с Россией.

Вооруженные Силы Российской Федерации являются надежным защитником страны, ее главным и единственным, если вспомнить известное выражение Александра III, союзником. Несмотря на существующие проблемы, российские военнослужащие в большинстве своем с честью несут службу, успешно решают поставленные задачи, действительно являются гордостью, элитой российского общества.

Источник

4.1.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

4.1.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные силы (ВС) РФ составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения возможных агрес­сий, направленных против Российской Федерации, для воо­руженной защиты целостности и неприкосновенности терри­тории нашей страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

Понятие «вооруженные силы», объединяющее армию и флот, впервые было введено Ф.Энгельсом. с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное времяОн же писал о том, что решаю­щее влияние на развитие вооруженных сил оказывает экономиче­ское состояние страны: «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организа­ция, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства. ».

На всех этапах существования Российского государства населению постоянно приходилось вести вооруженную борь­бу, направленную на защиту своей земли от иностранных за­хватчиков. В древности вооруженная борьба за независимость пелась только на суше, поэтому основным видом вооружен­ных сил были сухопутные войска. По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло распола­гать армией в 150 — 200 тысяч воинов.

Основу вооруженных сил в этот период составляли дво­рянские формирования. Дворяне были военно-служилым слоем, противопоставляемым боярству, которое до XIV в. также активно участвовало в военных походах князей. За военную службу дворяне получали от московских государей поместья — земельные владения с Крестьянами. На протяже­нии всей жизни дворяне были обязаны нести военную служ­бу, эта почетная обязанность предавалась из поколения в поколение — от деда к отцу, от отца к сыну. За долгие годы службы дворяне приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо военно-служилых из дворян немалую часть войска составляли служилые по найму, которые полу­чали не поместья, а денежное жалованье. Среди них самыми многочисленными были cmpeльцы— пехота, вооруженная пищалями (фитильными ружьями) и бердышами (боевыми топорами с изогнутыми лезвия виде полумесяца). В даль­нейшем служба стрельцов так же стала пожизненной и на­следственной. Первые постоянные стрелецкие части были сформированы при Иване Грозном (около 1550 г.).

В период 1631 —1634 гг. в Московском государстве появи­лись полки нового строя по образу; западноевропейских ар­мий. Они подразделялись на солдатские, драгунские и рей­тарские. Офицерами в полках нового строя были находив­шиеся на военной службе иноземцы.

В конце XV — XVII в. армии пополнялась за счет даточ­ных людей, которых выставляли крестьяне и повиннообязанное городское население. Даточные люди, как и впоследствии рекруты, служили пожизненно.

Основы регулярной русской армии были заложены при Пе­тре I в период с 1701 по 1711 г.Толчком к ускорению ее соз­дания послужило поражение плохо обученных русских войск в 1700 г. в сражении со шведской армией под Нарвой. Дво­рянская конница, пехота и драгуны показали на поле боя полную беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 8 тысяч человек и всю артиллерию.

В 1705 г. Петр I окончательно утвердил новую систему комплектования войск. В армию стали набирать по принци­пу рекрутского набора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную во­енную службу. Введение рекрутской повинности позволило увеличить численность войск, офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для служба также была обяза­тельной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских Преображенском или Семеновских полках.

Первоначально делами армии ведал Преображенский при­каз, созданный в 1686 г. Затем управление стали осущест­влять Правительствующий сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз Министерства обороны).

Совершенствование вооруженных сил России продолжи­лось в правление Екатерины II. В это время Военная колле­гия перестала зависеть от Сената и постепенно стала превра­щаться в военное министерство. Как таковое, Военное мини­стерство было образовано в 1802 г. по указу императора Алек­сандра I (просуществовало до 1918 г.).

Реформы в области военного строительства принесли Рос­сии немало побед и в отдельных сражения, и в целых кампа­ниях, но были и поражения, среди которых самое значитель­ное — в Крымской войне (1853 —1856 гг.), вскрывшей воен­ную отсталость России от европейских государств. В 1860 — 1870 гг. в России были проведены военные реформы под ру­ководством Д.А.Милютина. Органы военного управления подверглись значительной реорганизации.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о всеобщей воин­ской повинности. С этого времени рекрутские наборы в ар­мию были отменены. Всеобщая воинская повинность распро­странилась на мужское население в возрасте 21 — 40 лет.

Зачисление на службу производилось по жребию. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную служ­бу, а 9 лет — на пребывание в запасе (на флоте — 10 лет, из них 7 лет на службе и 3 года в запасе).

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходи­мой грамотность солдат, обучение их чтению и письму стало обязательным. Расширилась сеть специальных военных учеб­ных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение артиллерии стали посту­пать стальные орудия с нарезным стволом, имевшие большую дальность стрельбы. Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. В результате проведенных мероприятий были созда­ны массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

В 1911 г. была введена допризывная военная подготовка. Закон о воинской повинности 1912 г. расширил льготы по образованию для военнослужащих, сроки службы в пехоте и артиллерии были сокращены до трех лет.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовав­шее государственное устройство России и ликвидировала ее вооруженные силы. Правительству советской республики пришлось создавать армию с учетом нового общественного устройства страны, международной обстановки и материаль­ных возможностей.

В первые месяцы советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих). Она создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков и к началу 1918 г. насчитывала 460 тысяч человек.

Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не мог­ла противостоять вторжению германских войск, угроза ко­торого (шла Первая мировая война) вынудила советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 (28) января 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. — об организации Рабоче-крестьянского Красного флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

Основным ядром новых Вооруженных сил стала Красная армия, а ее главным родом войск — пехота. Кавалерия была главным подвижным родом войск. Морские силы страны включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых Вооруженных сил со временем был использован опыт русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В сентябре 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, а в 1939 г. — Закон о всеоб­щей воинской обязанности. Призыву подлежали юноши, до­стигшие 19 лет, а те, кто оканчивал среднюю общеобразова­тельную школу, призывались ранее — с 18 лет. В сухопутных войсках служили 3 года, в ВМФ — 5 лет. В армии были вве­дены воинские звания, боевые награды, установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укреп­ления и совершенствования Вооруженных сил страны. Чис­ленность Вооруженных сил СССР неуклонно возрастала: в 1935 г. — 930 тысяч, в 1938 г. — 1,5 миллиона и к началу 1941 г. — 5,7 миллиона человек.

Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. показала способность Вооруженных сил СССР отстоять независимость страны. В этот период

После войны продолжались совершенствование и укрепле­ние Вооруженных сил страны в соответствии с международ­ной обстановкой и политикой, проводимой советским прави­тельством. Для периода, длившегося с конца 1940-х до нача­ла 1990-х гг., характерной была глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками — с другой, которую определяют как «хо­лодная война». Политика «холодной войны» была провозгла­шена 5 марта 1946 г. У. Черчиллем в так называемой «фултонской речи», призывавшей к борьбе с «мировым комму­низмом». Хотя Соединенные Штаты и СССР никогда не всту­пали в прямое военное противостояние, их соперничество часто приводило к вспышкам локальных вооруженных кон­фликтов по всему миру. Для закрепления сфер влияния были созданы военно-политические блоки НАТО (1949 г.) и Орга­низация Варшавского договора (1955 г.).

В 1967 г. был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Срок службы в сухопутных войсках сократил­ся до двух лет, на флоте — до трех. Лица, имеющие высшее образование, служили один год. Изменения в этот закон вно­сились в 1980, 1985 и 1989 гг.

После распада СССР в 1991 г. началось строительство Во­оруженных сил Российской Федерации. Точкой отсчета счи­тается соответствующий Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 (РГ 92-106). Согласно указу в состав ВС были вклю­чены все органы военного управления, все объединения, со­единения, воинские части, все учреждения, организации, военно-учебные заведения бывшего СССР, расположенные на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся к моменту подписания дан­ного документа под ее юрисдикцией.

Острейшей проблемой стал раздел Черноморского воен­ного флота между Россией и Украиной. Статус бывшего Чер­номорского флота ВМФ СССР был определен только в 1997 г. с разделом на Черноморский флот ВМФ Российской Феде­рации и ВМС Украины. Территории военно-морских баз в Крыму (г. Севастополь) взяты Россией у Украины в аренду на срок до 2017 г. После «оранжевой революции» в декабре 2004 г. положение Черноморского флота сильно осложни­лось рядом конфликтов, в частности обвинениями в неза­конной субаренде в коммерческих целях и захватами мая­ков.Почти все время своего существования Вооруженные силы новой России находились в стадии реформирования. Из важ­нейших законов следует назвать: «О воинской обязанности и воинской службе» (1998 г.), «О статусе военнослужащих» (1998 г.), Положение о порядке прохождения военной служ­бы (1999 г.). В каждый из этих документов вносились изме­нения. Очередной этап военной реформы завершился 16 ноя­бря 2004 г. В октябре 2008 г. было объявлено о начале ново­го этапа, который, по мнению авторов, должен привести к коренному изменению облика российской армии.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково предназначение Вооруженных сил?

2. Что составляло основу вооруженных сил в XIV—XVII вв.?

3. Когда была создана регулярная Русская армия?

4. Раскройте суть новой системы комплектования войск, введен­ной Петром I.

5. Когда была введена в России всеобщая воинская повинность?

6. Расскажите о модернизации армии в XIX — начале XX в.

7. Когда были созданы Рабоче-крестьянская Красная армии (РККА) и Рабоче-крестьянский Красный флот?

8. Как осуществлялось строительство Вооруженных сил перед Вто­рой мировой войной?

10.С чего началось строительство Вооруженных сил России в пост­перестроечное время

Источник

С чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Проблемы реформирования
и военного строительства (1992–2001 годы)

Прошло уже более десяти лет с тех пор, как президентским указом 7 мая 1992года были созданы Вооруженные силы (ВС) и Министерство обороны (МО) суверенной России. В то время казалось, что, опираясь на богатое наследство Советской Армии, страна сможет быстро и легко создать современные ВС, оснащенные самой совершенной военной техникой и способные достойно отстаивать национальные интересы. Вряд ли в те романтические времена можно было предположить, что на пути к этой цели мы столкнемся с таким множеством сложнейших проблем.

1992–1995 годы. Романтическая эпоха.
Надежды и разочарования

Вопреки расхожему мнению о стремлении российского руководства как можно быстрее приватизировать советскую военную машину, Россия до последнего отстаивала принцип сохранения единых Вооруженных сил СНГ. Только после того, как Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Молдова, Таджикистан и некоторые другие независимые государства объявили о намерении создать национальные армии, когда встал вопрос о необходимости пролонгации ряда международных договоров и возникла определенная двусмысленность в положении истатусе МО бывшего СССР (впоследствии — ОВС СНГ), руководством России в начале1992 года было принято решение о создании в короткие сроки российской армии.

На начальном этапе формирования российской системы военного управления рассматривались два варианта построения военного ведомства — гражданский, предусматривающий демилитаризацию МО, превращение его прежде всего в политико-экономический, координирующий орган под руководством гражданского министра обороны (с передачей всех функций по управлению войсками Генеральному штабу), и традиционно-военный, копирующий громоздкую систему управления ВС СССР.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Борьба между сторонниками двух концепций военного строительства обострилась в апреле 1992 года, после образования Государственной комиссии по созданию МО РФ, армии и флота РФ под председательством генерал-полковника Д.А.Волкогонова, вокруг которого сгруппировались «традиционалисты». Одновременно работа по реализации решений о создании российского МО, армии и флота РФ велась и в Государственно-правовом управлении (ГПУ) Президента РФ. В апреле 1992 года основные положения «гражданской» концепции были раскрыты заместителем руководителя ГПУ, начальником отдела правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны А. А. Котенковым[1].

Суть разработанной в ГПУ концепции заключалась в создании «министерства реформы» — МО должно было утратить функции военного управления и стать политико-административным органом, главная задача которого должна была заключаться в разработке военной политики государства и проведении ее в жизнь. На МО возлагалось проведение кадровой политики, а кроме того оно должно было заниматься вопросами социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих.

Практическая реализация такой концепции военного строительства неизбежно привела бы к утрате военными контроля над оборонным ведомством и резкому сокращению числа генеральских должностей. Отсюда и мощный прессинг, оказываемый военными на состав Госкомиссии. Им удалось убедить руководство страны в том, что Россия не готова к кардинальному реформированию системы военного управления. В результате была принята «военная» Концепция формирования ВСРФ, подготовленная Государственной комиссией под руководством Д.А.Волкогонова, практическая реализация которой и началась летом1992года. Она не предусматривала радикальной ломки военной организации государства. Концепция предусматривала решение четырех задач: создание российских ВС; обеспечение вывода всех российских войск на национальную территорию; значительное сокращение армии и флота; и наконец, реформирование ВС РФ.

Исходя из политической ситуации в стране, ее экономического состояния, а также необходимости поддержания непрерывного управления войсками и их боеготовности на должном уровне, был разработан план поэтапного решения вышеперечисленных задач.

На первом этапе (в течение 1992 года) намечалось провести тщательную и объективную инвентаризацию имеющихся вооружений и военной техники; определить на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами России, продолжить вывод войск и их обустройство на ее территории; продолжить сокращения численности личного состава, вооружений и военной техники; разработать основы правовой базы строительства и функционирования ВС; завершить формирования МО РФ и системы органов высшего военного управления в целом.

В ходе второго этапа (1993–1994 годы) намечалось: сформировать основные принципы построения новой организационно-штатной структуры ВС РФ. При этом до 1995 года предполагалось в своей основе сохранить существующую видовую структуру и систему управления; создать мобильные силы — новое оперативно-стратегическое объединение в составе воздушно-десантных войск, морской пехоты, легких соединений Сухопутных войск, частей военно-транспортной авиации, вертолетов, других необходимых сил и средств переброски, поддержки и усиления, способных к оперативному совершению маневра и решению ограниченных задач в любом регионе России. По тогдашним оценкам экспертов МО РФ, завершение создания мобильных сил стало бы возможно лишь после 1995 года.

Тогда же должны были создаваться группировки войск, отвечающих современным требованиям, договорным обязательствам России и способных в полном объеме выполнять поставленные задачи. Первоочередное внимание предполагалось уделить группировкам стратегических ядерных сил (СЯС), а в них РВСН как самому надежному фактору сдерживания. Вновь созданные группировки СОН должны были быть способны отразить агрессию в локальных и региональных войнах и военных конфликтах. В случае развязывания против России обычной крупномасштабной войны главная задача этих группировок заключалась бы в обеспечении стратегического развертывания ВС.

Должен был произойти переход к смешанной системе комплектования ВСРФ: на основе призыва по воинской обязанности и добровольного поступления на военную службу. Численность Вооруженных сил в этот период должна была сократиться на 700 тысяч человек и составить на 1 января 1995 года2,1миллиона человек.

На третьем этапе (1995–1999 годы) намечалось завершить процесс вывода войск из-за рубежа и начать реорганизацию видов ВС и родов войск (сил); перейти к безокружной системе, создав территориальные командования; завершить создание группировок ВС и военной инфраструктуры мирного времени; довести численность ВС до 1,5 миллиона человек[2].

Концепция носила схематический характер, определяя лишь в самых общих чертах этапы проведения военной реформы и основные направления реформирования ВС, не был разработан политический и финансовый механизм проведения реформы. Фактически, руководство военным реформированием было возложено на МО РФ, унаследовавшее от бывшего МО СССР жесткую военно-бюрократическую структуру, в силу чего военное ведомство было неспособно к реальной реформаторской работе.

В этой ситуации руководство МО РФ и, прежде всего, министр Павел Грачев, пользуясь отсутствием реального контроля со стороны президента, пошло по пути дезинформации высшего государственного руководства и общественности страны о реальной боеготовности ВС, хода и качества их реформирования. Бодрые рапорты главы военного ведомства создавали у Бориса Ельцина иллюзию успешного хода реформирования ВС, высокого уровня их управляемости и боеготовности.

Сколько-нибудь серьезного реформирования ВС в период 1992–1995 годов проведено не было — государство оказалось не готовым к кардинальному переустройству армии. За реформу зачастую выдавались объективно необходимые в тех условиях мероприятия: вывод войск из-за границы, создание новых группировок в местах их новой дислокации, вынужденное сокращение личного состава, разработка новых оперативных документов, организационно-штатных структур и т.д. В сущности же решались вопросы сохранения части общесоюзной военной системы, доставшейся России после распада СССР.

Острые проблемы с финансированием ВС отрицательно отразились на вопросах сокращения численности военнослужащих, привели к серьезным трудностям с комплектованием армии. В силу вышеперечисленных причин, со времени принятия Концепции строительства и реформирования ВС РФ ни одно из ее положений не было реализовано в полном объеме за исключением задач первого(1992 год) этапа. По своим качественным (не говоря уже о количественных) параметрам российская армия значительно уступала ВС СССР и реально не могла выполнять свои функции по обеспечению государственных интересов.

При этом высшее политическое руководство страны, и прежде всего президент Ельцин, фактически самоустранились от реального руководства военным строительством. Воспользовавшись пассивной позицией кремлевского лидера, военные чиновники МО и Генштаба, главкоматов видов ВС практически и не пытались заняться серьезной, профессиональной разработкой конкретных предложений по реформированию армии. Президента и правительство вполне устраивали бодрые рапорты «лучшего министра обороны» о грандиозных успехах на ниве военного реформирования.

Однако в целом задача по реформированию ВС была выполнена крайне неудовлетворительно. Среди немногочисленных мероприятий в рамках военной реформы, проведенных в 1992–1995 годах и давших реальные результаты, можно назвать начало формирования российских сил быстрого развертывания (мобильных сил) и набор военнослужащих по контракту. Предпринимались также робкие попытки начать реформирование военно-окружной системы РФ с целью перехода к системе территориальных командований.

Победа «военной» линии в строительстве аппарата управления ВС привела к тому, что образцом для формирования российского МО и Генштаба послужили структуры бывшего СССР, эффективно решавшего вопросы управления военным механизмом тоталитарного государства, но совершенно не приспособленного к эффективной реформаторской деятельности в новых социально-экономических условиях.

1996–1999 годы. Военная реформа «Ельцина — Сергеева»

Прозрение по поводу реального положения дел в армии пришло к президенту лишь весной 1996 года. Стало ясно, что военная составляющая государственного механизма России стремительно деградирует, грозя выйти из-под контроля Верховного Главнокомандующего.

Накануне президентских выборов общественная критика военной политики государства достигла наивысшего накала. Для повышения предвыборного рейтинга Ельцин отважился на решительный шаг — 16 мая 1996 года увидел свет «эпохальный» Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе»[3], одновременно президент начал активную пропагандистскую обработку людей в погонах.

В соответствии с этим указом намечалось «перевести с весны 2000 года ВС и другие войска РФ на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу, завершив к 2000 году отработку порядка поступления граждан РФ на военную службу по контракту». Предполагалось, что к 2000 году соотношение контрактников и призывников составит 50:50. Правда, проект указа, разрабатывавшийся президентской Администрацией без участия специалистов Генштаба, не учитывал ряда «незначительных» моментов. Например— неизбежно возникающую при изменении системы комплектования проблему подготовки мобилизационных резервов. Ускоренный переход к контрактной системе комплектования потребовал бы выделения из бюджета7–10миллиардов долларов, что было совершенно нереально[4].

В условиях набирающей обороты предвыборной гонки президенту не оставалось ничего иного, как проявить, хотя бы внешне, решительность и твердость в решении армейских проблем. 17 июня Павел Грачев был отправлен в отставку.18 июля 1996 года на выездном заседании Коллегии МО РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя назначенного днем ранее нового министра обороны Игоря Родионова, Борис Ельцин продемонстрировал некоторое представление о истинном положении дел в Вооруженных силах. Отметив тот факт, что «в строительстве Вооруженных сил РФ не все складывается благополучно», иуказав на имеющиеся недостатки, президент жестко заявил присутствующим военачальникам: «В армии должен быть наведен элементарный порядок! …Нужна глубокая военная реформа. Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны»[5].

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Казалось бы, теперь военная реформа должна была сдвинуться с мертвой точки. Однако, выдержав свою знаменитую паузу, президент провозгласил, что «главная цель военной реформы — создание к 2000 году профессиональной армии в соответствии с моим указом»[6]. Эта явно оторванная от реальной почвы директива Верховного Главнокомандующего имела в дальнейшем очень серьезные последствия и стала одним из основных катализаторов противостояния министра обороны с руководством Совета обороны, прежде всего с его секретарем Юрием Батуриным, за лидерство в определении путей реформы ВС.

На первом заседании Совета обороны, прошедшем 4 октября 1996 года под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина (президент, являвшийся председателем СО, в это время «работал с документами»), были сформулированы общие предложения по реорганизации ВС.

В целом, предложения Совета обороны сводились к приведению состава, структуры и численности ВС в соответствие с реальной военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства, созданию небольших по численности, хорошо оснащенных профессиональных ВС, полностью обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами. Также СО принял решение об упорядочении военной организации страны, сокращении управленческих структур, расформировании не боеготовых частей и подразделений.

Предлагалось создать в Сухопутных войсках боеспособное ядро из 10–12 полностью укомплектованных мотострелковых и танковых дивизий и2–3 воздушно-десантных бригад (Командование мобильных сил). 10–15 дивизий сокращенного состава (укомплектованность — 30 процентов) должны обеспечить подготовку мобилизационного резерва (Командование подготовки резервов). Остальные соединения после инвентаризации переводятся на штат баз хранения вооружения и техники со своей структурой управления центрального подчинения (Командование баз хранения).

В ВМФ намечалось оставить в составе каждого из четырех флотов по одной активно действующей эскадре (флотилии) разнородных сил, основные же средства направить на консервацию. Морские стратегические ядерные силы планировалось сохранить в прежнем составе.

В ВВС основные усилия предлагалось направить на сохранение летного состава как в физическом, так и в профессиональном плане. Намечалось довести средний ежегодный налет до 100 часов, для чего планировалось провести переформирование строевых частей и соединений. Войска ПВО и РВСН на переходный период (3–5 лет) предлагалось сохранить в прежней структуре[7].

С конца ноября работа в этой области была переведена в практическую плоскость. 25 ноября 1996 года Б. Н. Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ»[8]. В указе отмечалось, что решение задач в области военного строительства осуществляется крайне медленно, и ставилась задача до1 января 1997 года разработать «Концепцию военного строительства в РФ до2005 года».

Разработка проекта Концепции одновременно велась группами в аппарате СО и в МО РФ. В результате к концу декабря на рассмотрение президенту и правительству были представлены два диаметрально противоположных по своей сути проекта Концепции военного строительства. Принципиальные расхождения касались вопросов определения источников угроз для безопасности России, разграничения функций МО и ГШ ВС РФ, необходимости сокращения личного состава ВС до 1,2 миллиона человек, проблем финансирования военной реформы, поиска альтернативных финансовых источников и способов привлечения средств на ее проведение.

Представители аппарата СО полагали, что в настоящее время для России отсутствует угроза широкомасштабной внешней агрессии и исходя из этого положения следует перестроить структуру российских ВС и пересмотреть их задачи.

Генералы из Минобороны и Генштаба стояли на совершенно противоположных позициях. Квинтэссенцией взглядов высшего генералитета по этому вопросу может служить ряд заявлений главы военного ведомства Игоря Родионова. Выступая 25 декабря 1996 года на международной конференции «Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств — участников СНГ», российский министр обороны доверительно сообщил собравшимся, что все постсоветское пространство пребывает в окружении потенциальных агрессоров. К самым серьезным угрозам для стран СНГ Родионов отнес расширение блока НАТО и резкое усиление геополитического влияния США[9].

16 января 1997 года Игорь Родионов, заочно обращаясь к «пиджакам» из Совета обороны, заявил: «Сегодня модно говорить об отсутствии военных угроз для России. В реальной, реалистической, ответственной политике стремление выдать желаемое за действительное чревато крахом, национальной катастрофой»[10].

Военные настаивали, что реформирование ВС можно начать лишь при условии выделения на эти цели значительных финансовых средств, составляющих до15 процентов ВВП, что означало бы направление в военную сферу всех свободных ресурсов страны. При этом сокращение армии и флота до 1,2 миллиона человек объявлялось преждевременным, так как исходя из факта враждебного окружения России нужна армия, способная вести «активную оборону» на всех направлениях.

Государство могло реально выделить на нужды обороны не более 50 процентов от суммы, запрашиваемой военными. При сохранении прежней численности ВС денег едва хватило бы на нищенское содержание военнослужащих, ни о каких закупках новой техники и вооружений и даже о поддержании в боеспособном состоянии уже имеющихся средств не могло быть и речи. В результате Россия, сохраняя армию, окончательно потеряла бы обороноспособность. Затратная, оторванная от реальных экономических и финансовых возможностей государства Концепция, разработанная МО и ГШ, заведомо была обречена на провал.

В отличие от военных, члены СО, получив негласное одобрение президента, выступали за немедленное начало военной реформы, исходя из фактически имеющихся бюджетных ресурсов. Аппарат СО разработал схему реформирования ВС идругих войск на период до 2005 года. Этот проект в дальнейшем и стал основой для проведения комплекса мероприятий по перестройке военной системы России.

Согласно проекту СО, военную реформу предполагалось провести в два этапа, имея конечной целью приведение в соответствие боевых возможностей ВС и других войск как существующим, так и потенциальным угрозам и вызовам безопасности России и ее союзников, а также и экономическим возможностям страны.

Первый этап (1997–2000 годы): учитывая ограниченные экономические возможности государства в этот период основные усилия направляются на оптимизацию существующей структуры органов военного управления, объединений, соединений, частей и учреждений видов и родов ВС и других войск, сокращение их состава и численности за счет комплексирования задач, решаемых в области обороны и военной безопасности России и ее союзников. Одновременно создается целостная система управления всеми вооруженными формированиями в стране с единым планированием подготовки и ведения военных действий ВС и другими войсками.

Второй этап (2001–2005 годы): с учетом прогнозных оценок развития экономики государства предусматривается проведение глубоких структурных изменений в ВС и других войсках, перевод их полностью на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки обученных резервистов. В этот период завершается формирование единой системы подготовки военных кадров и комплектования ими ВС и других войск, а также реорганизация военно-промышленного комплекса, обеспечивающего выпуск в необходимом количестве современных вооружений и военной техники для нужд обороны РФ и ее союзников.

Оптимизация структуры видов и родов ВС осуществляется за счет объединения (интеграции) родственных по решаемым задачам, вооружению и способам боевого применения видов и родов войск с сокращением прежде всего органов управления. Предусматривается создание Ракетно-космических войск на базе объединения ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны, а также Войск воздушной обороны путем объединения ВВС и войск ПВО. При этом в интересах эффективности применения сокращаемых сил и средств стратегического назначения в структуре ГШ ВС РФ создается Оперативное командование стратегических сил (при сохранении административного управления за главкомами соответствующих видов ВС). Для управления в комплексе всеми составляющими стратегических сил создается единая система боевого управления.

Единство военно-административного деления территории РФ обеспечивалось созданием территориальных командований. При этом оперативное управление этими территориальными объединениями войск осуществляется непосредственно Генеральным штабом. При реализации этого направления военного строительства в РФ упраздняется Главкомат сухопутных войск, с передачей его функций по подготовке мобилизационных резервов Генеральному штабу.

К концу первого этапа военной реформы предусматривается сокращение численности ВС до 1,2 миллиона военнослужащих, а других войск — в общей сложности на 30 процентов. При этом максимально сокращается количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а из состава ВС и других войск выводятся все воинские формирования, выполняющие не свойственные ВС функции.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

К концу второго этапа военной реформы при сохранении благоприятных военно-политических условий для РФ предполагалось иметь общую численность ВС и других войск до 1,7 миллиона военнослужащих. При этом общее количество генералов (адмиралов) не должно было превышать 0,1 процента от суммарной численности военнослужащих.

В проекте также были определены меры по социальной защите военнослужащих, созданию системы подготовки обученных резервов, совершенствованию военно-технической политики, военного и военно-технического сотрудничества России со странами СНГ и военными партнерами, в том числе с государствами, входящими в НАТО, военного строительства и мобилизационной подготовки экономики России.

Предложения СО, несмотря на их предварительный, рамочный характер, составляли конкретную, четко разработанную основу для последующей работы в области военного строительства. К марту 1997 года в аппарате СО был также разработан и проект Концепции национальной безопасности РФ как промежуточного звена в работе по созданию проекта Военной доктрины России, работа над которым началась еще в ноябре 1996 года.[12]

К маю 1997 года стало вполне очевидно, что развязка в борьбе двух архитекторов российской военной реформы, представляющих гражданскую (прагматическую) и военную (затратную) концепции, должна наступить в самое ближайшее время. Эксперты и журналисты с нетерпением ждали заседания СО, назначенного на 22 мая, в ходе которого и должно было состояться генеральное сражение между Юрием Батуриным и Игорем Родионовым. Вся страна стала свидетелем впечатляющего телешоу, поставленного президентом. Председательствующий на заседании СО Борис Ельцин обрушился на министра Родионова и начальника Генштаба Виктора Самсонова, возложив на них всю ответственность за «очень низкий уровень работы» в проведении военных преобразований. «Я не просто неудовлетворен, явозмущен тем, как осуществляется реформа армии и состоянием ВС в целом», — заявил президент. Несмотря на то, что министру обороны сразу после его назначения были даны четкие директивы, гремел Главковерх, «ничего не было сделано». Несколько успокоившись, президент поделился своими соображениями по поводу причин кризиса ВС. По его мнению, сокращение личного состава крайне необходимо, но начинать этот процесс необходимо с генералов, — «получается так, что солдат худеет, а генерал жиреет». Президент высказал твердое мнение, что «генерал сегодня — это главный тормоз военной реформы» и совершенно не заинтересован в проведении каких-либо преобразований. Завершая разгром «военной оппозиции», Борис Николаевич бросил безмолвствующим военачальникам: «Вы сегодня должны были доложить, что сделано по реорганизации армии. Однако вам нечего докладывать, вы ничего не сделали»[13]. Ставя точку в заседании, президент поручил соответствующим министерствам и ведомствам представить до 25 июля предложения по реформированию ВС, других воинских формирований и органов.

В результате исторического заседания СО министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку. Президент в очередной раз показал, кто хозяин в стране. Аппарат СО мог торжествовать победу — концепция военного строительства, разработанная в недрах МО и ГШ, потерпела полное фиаско.

Новым министром обороны неожиданно для всех был назначен главком РВСН Игорь Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Анатолий Квашнин, оба — абсолютно лояльные президенту, грамотные, а главное, послушные исполнители.

Основательно проржавевшая телега военной реформы со скрипом тронулась с места. 6 июня 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ № 522 «Вопросы Совета обороны Российской Федерации»[14] при СО РФ была образована Комиссия по военному строительству под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина. На Комиссию была возложена подготовка предложений, направленных на осуществление первоочередных мер по реформированию ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов, а также разработка проекта Концепции военного строительства в РФ (до 2001 года и 2005 года). Этим же указом при СО РФ была образована Комиссия по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы под председательством первого вице-премьера — министра финансов Анатолия Чубайса.

Создание специализированных рабочих комиссий при СО РФ свидетельствовало о том, что российское руководство полностью определилось в основных параметрах военного реформирования и перешло к реализации намеченной программы действий в соответствии с предложениями СО. Одновременно сторонникам отставного министра обороны Игоря Родионова, подозреваемым в саботаже, да и всему высшему генералитету страны недвусмысленно давали понять, что время теоретических споров и дискуссий закончилось, от них требуется лишь четкое и безоговорочное исполнение принятых решений.

9 июня 1997 года министр обороны представил главе государства свои предложения по подготовке концепции строительства ВС, согласованные с руководством комиссий при СО.

На первом этапе Сергеев предложил провести мероприятия по упорядочению и оптимизации организационно-штатной структуры ВС. С такими же предложениями выступал и экс-министр Родионов, однако, в отличие от своего предшественника, новый министр был намерен привлечь для решения этой задачи внутренние ресурсы ВС: сократить разбухший аппарат управления военной торговли; продать с аукционов некоторые объекты МО; акционировать большинство военно-строительных предприятий и снять их с баланса военного ведомства; вывести из состава ВС Железнодорожные войска и некоторые другие структуры, освободив Минобороны от не свойственных ему функций[15].

Министр также предложил передать командование Военно-космическими силами в Главкомат РВСН при одновременном сокращении управленческого аппарата и урезании штатов Государственной приемки. Расходы на содержание штата МО РФ предполагалось установить в размере одного процента расходов на содержание аппарата управления ВС, что означало двукратное сокращение населения «Арбатского военного округа». Хотя президент называл минимальный уровень численности ВС в 1,2 миллиона человек, по планам Игоря Сергеева прорабатывался порог сокращения армии до 840 тысяч человек к концу 1998 года.[16]

Реформаторское рвение новоиспеченного главы Минобороны получило высокую оценку Бориса Ельцина. «План Сергеева» был одобрен президентом, обещавшим министру обороны всяческую поддержку и свое личное покровительство в борьбе с противниками реформирования.

Основные направления военной реформы «Ельцина–Сергеева» были конкретизированы 16 июля 1997 года в Указе Президента РФ № 725с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации исовершенствованию их структуры»[17].

— установить с 1 января 1999 года штатную численность военнослужащих ВС РФ 1,2 миллиона единиц;

— Министерству обороны РФ провести в 1997–1998 годах поэтапное сокращение штатной численности военнослужащих ВС РФ на 500 тысяч единиц;

— преобразовать до 1 января 1998 года:

Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск ПВО в вид ВС РФ — Ракетные войска стратегического назначения, состоящие из ракетных армий, воинских частей и учреждений запуска и управления космическими аппаратами, объединений и соединений ракетно-космической обороны;

Управление главнокомандующего Сухопутными войсками в Главное управление сухопутных войск;

— преобразовать до 1 января 1999 года:

Военно-воздушные силы и Войска ПВО в вид ВС РФ — Военно-воздушные силы.

Придать военным округам статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях. В соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» возложить на военные округа в пределах их границ функции оперативного руководства объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны.

Угроза массовых сокращений, урезание социальных льгот для военнослужащих грозили резко обострить и без того накаленную обстановку в войсках. Более90 процентов средств, направляемых на военные нужды, буквально проедались, долги государства армии и флоту неуклонно росли, ставя офицерский корпус на грань социального взрыва и открытого неподчинения московскому руководству. Несмотря на усилия реформаторов, гипертрофированный аппарат центральных органов военного управления продолжал расти, тогда как в строевых частях каждая третья должность командира взвода или роты оставалась вакантной. Очевидной становилась неэффективность системы военного образования — каждый третий курсант не заканчивал военного училища, предпочитая уйти на гражданку.

В этих критических условиях срочно требовалось усилить систему контроля президентских структур за ходом военного строительства. Указом Президента РФ№ 946 от 28 августа 1997 года «О мерах по усилению государственного управления военным строительством в Российской Федерации»[18] в составе Администрации Президента РФ на правах главного управления была образована Государственная военная инспекция Президента РФ[19], возглавляемая государственным военным инспектором — секретарем Совета обороны РФ. Теоретика Юрия Батурина сменил практик Андрей Кокошин, с 1992 года в должности первого заместителя министра обороны исполнявший в военном ведомстве роль «государева ока».

С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом № 725с. Однако концептуально-теоретическое обоснование военной реформы явно отставало от ее практической реализации. Преобразования в ВС начались, опираясь лишь на рамочный проект СО и предложения военного министра. Только 29 ноября1997года под председательством Виктора Черномырдина состоялось закрытое заседание Комиссии по военному строительству при СО РФ, на котором был рассмотрен предварительный вариант документа под странным названием — «Замысел военного строительства в РФ». Сей «замысел» был разработан в недрах ГШ с учетом предложений СО и силовых ведомств, однако генштабовское происхождение наложило заметный отпечаток на его содержании.

Так, четко разделялись задачи обороны страны от внешней агрессии и вопросы внутренней безопасности, при этом главенствующая роль в оборонных вопросах отводилась МО и ГШ. При оценке внешних угроз авторы проекта делали вывод, что в течение ближайших 10 лет России не грозит участие в широкомасштабном военном конфликте. Такая точка зрения полностью совпадала с мнением президента и гарантировала ему поддержку и одобрение. 7 августа 1998 года президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года»[20]. «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Концепция военного строительства исходила из положения, что «крупномасштабные войны против России маловероятны», тем не менее, в документе подчеркивалось, что предметом особого внимания военно-политического руководства являются локальные войны и конфликты, особенно по периметру границ России и стран СНГ. Утверждалось неотъемлемое право РФ отстаивать свою территориальную целостность всеми возможными, в том числе и военными, методами. Сохранение ядерного потенциала объявлялось фактором сдерживания любого агрессора.

Концепцией устанавливалась единая система военно-административного деления территории РФ на стратегических направлениях: Северо-Западное — в границах Ленинградского ВО, Западное — в границах Московского ВО, Юго-Западное — в границах Северо-Кавказского ВО, Сибирское — в границах Сибирского ВО, Дальневосточное — в границах Дальневосточного ВО. Подобная реорганизация предпринималась с целью позволить силовым ведомствам наиболее полно использовать военную инфраструктуру страны, избежать распыления сил.

Существенно возрастала роль Генерального штаба, который определялся как координатор всех видов обеспечения ВС. Минобороны получило исключительное право заказа военной техники и вооружений, в том числе и для других силовых структур, а также руководящие функции в отношении системы тылового обеспечения силового блока.

Проведение конкретных преобразований в каждом из силовых ведомств намечалось провести в два этапа. В целом ВС РФ на первом этапе (до 2001 года) должны были закончить переход к четырехвидовой структуре, а на втором (до2005 года) — к трехвидовой.

«Основами» предполагалась реорганизация видов ВС по сферам применения— суша, воздух-космос, море. В сухопутных войсках намечалось формирование 10 дивизий постоянной готовности, среди которых одна предназначена для решения миротворческих задач. В последующем число дивизий могло быть увеличено.

Специальный раздел был посвящен вопросам мобилизационной готовности— подготовке обученного резерва для всех силовых структур, разработке соответствующих законов, нормативных документов, систем учета, планов мобилизационного развертывания промышленных предприятий, накоплению необходимых вооружений и материальных средств, поддержанию мобилизационных мощностей[21].

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины страны, ограничившись принятием 33-страничных «Основ военного строительства». При всей важности этого документа необходимо признать, что он представлял собой лишь директивную основу для проведения военной реформы. В «Основах» совершенно не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, нет координационных планов, необходимых при реформировании всех составляющих оборонной системы, отсутствуют детализация и конкретизация преобразований в военной сфере.

Тем не менее, военное ведомство, возглавляемое первым российским маршалом Игорем Сергеевым, в 1998–1999 годах добилось заметных результатов в перекраивании организационной структуры ВС РФ, полностью уложившись в график мероприятий, намеченных на первый этап военной реформы.

Был создан качественно новый вид ВС — Ракетные войска стратегического назначения за счет интеграции собственно РВСН, Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны. Военно-воздушные силы и войска ПВО были объединены в новый по сути вид Воздушных Сил.

В 1998 году ВС перешли на четырехвидовую структуру (РВСН, СВ, ВВС и ВМФ). В марте 1998 году было принято принципиальное решение начать в1999году проработку вопросов объединения ВВС и РВСН[22].

В тесной связи с другими задачами реформы проведено коренное преобразование систем военного образования и военной науки. Число военных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений сокращено практически вдвое с одновременным созданием укрупненных научно-исследовательских центров.

В рамках первого этапа реформы штатная численность ВС уменьшилась до1миллиона 200 тысяч человек, на 30–40 процентов (По официальной информации. — П.Г.) были сокращены управленческие структуры ВС. В военных округах развернулась работа по созданию объединенных территориальных командований, началось формирование частей постоянной готовности, укомплектованных по штатам военного времени.

2000–2001 годы. Эпоха прагматизма.
Президент Владимир Путин: начало больших перемен

Несмотря на определенные успехи преобразований в военной сфере, ахиллесовой пятой российских ВС было и остается их хроническое недофинансирование. Финансовый голод вызвал прекращение закупок новых образцов военной техники и вооружений. В последние годы поступление новой техники в войска практически прекратилось. Руководство МО, возглавляемое «ракетным маршалом» Игорем Сергеевым, направляло большую часть скудных бюджетных ассигнований на поддержание в боеготовом состоянии Стратегических ядерных сил, в первую очередь — РВСН. Непропорциональное финансирование привело к серьезной деградации сил общего назначения, что ярко проявилось в ходе двух последних чеченских войн.

Игорь Сергеев, «Маршал “Да”», удержал армию и флот на грани распада, но ничего не сделал для кардинального улучшения состояния агонизирующей военной машины государства. Военная реформа «Ельцина — Сергеева» образца1997–1999 годов фактически провалилась. Так что первый маршал России оставил своему преемнику незавидное наследство. Однако в марте-мае 2001 года в МО был сформирован костяк новой команды, призванной начать реальное, а не «бумажное» реформирование ВС.

При Иванове Совет безопасности превратился в главный государственный орган по выработке основных направлений военного строительства. Де-факто, Совбез стал основным органом государственного управления всем силовым блоком страны, взяв на себя не только совещательно-координационные, но, в значительной степени, и распорядительные функции. Именно в Совбезе под руководством Иванова были разработаны основополагающие документы по вопросам государственной политики России в сфере обороны и безопасности. Однако главной и первостепенной задачей, возложенной президентом на Сергея Иванова, стала разработка концепции военной реформы и ее последующая реализация.

Передача инициативы по реформированию армии генералам из «Арбатского военного округа» в очередной раз привела бы к провалу реформ, как это уже не раз бывало в течение последнего десятилетия. К тому же, «внутриведомственное реформирование» могло резко обострить борьбу противоборствующих военных кланов в МО и ГШ.

Эту опасность ярко продемонстрировал публичный конфликт «военных–реформаторов» — начальника Генштаба Анатолия Квашнина и министра обороны Игоря Сергеева. Сергей Иванов, став новым военным министром, незамедлительно попал бы под влияние конкурирующих группировок: «войсковиков», под руководством Квашнина, которые в последнее время стали реальной политической силой, или «ракетчиков», возглавляемых Сергеевым. Но этого не произошло, видимо, Иванову помогла старая «чекистская» закалка и безоговорочная поддержка со стороны Верхового Главнокомандующего.

По мнению большинства военных экспертов, назначением Сергея Иванова президент ясно обозначил курс на трансформацию «милитаристской» (военно-административной) структуры управления Вооруженными силами в гражданско-политическую систему контроля над военной системой государства. Кроме того, назначение именно Сергея Иванова, который по своим полномочиям икругу решаемых задач был по существу вице-президентом, недвусмысленно продемонстрировало обществу, что высшее политическое руководство намерено очень серьезно заняться проблемами реформы всего силового блока России.

Для выполнения этой задачи в марте 2001 года в Минобороны было сформировано «кадровое ядро» реформаторов: Сергей Иванов — глава и идеолог; Любовь Куделина (замминистра по финансово-экономической работе) — главный финансист; Алексей Московский (замминистра — начальник вооружения ВС РФ) и Михаил Дмитриев (замминистра — председатель КВТС России) — руководители главных военно-технических направлений. Статс-секретарем — заместителем министра обороны неожиданно стал командующий войсками Московского военного округа Игорь Пузанов (на этот пост претендовали генералы Валерий Манилов и Юрий Балуевский, входящие в «ближний круг» начальника Генштаба).

Однако, несмотря на массовые кадровые перестановки в МО, начальник Генштаба Анатолий Квашнин пока сохранил свои позиции в аппарате военного ведомства. Более того, он сумел «задвинуть на периферию» одного из своих главных противников — главкома РВСН Владимира Яковлева (был снят с должности и назначен начальником Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ).

Фигура Анатолия Квашнина является ключевой в нынешнем «генеральском пасьянсе». Ясно, что Сергею Иванову не нужен фрондирующий Генштаб и его амбициозный начальник. Однако время для серьезного разговора с Квашниным еще не пришло. Министр еще только входит в курс дела. Освоение новой специфики требует времени. Поэтому, прежде чем начнется атака на Квашнина, которая наверняка будет стремительной и внезапной, министру необходимо расставить на всех командных высотах в МО свои кадры, одновременно нейтрализовав креатуры начальника Генштаба.

Пока же Сергей Иванов ведет себя очень осторожно и расчетливо. Характерна история, связанная с отставкой в июле 2001 года начальника Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) МО Леонида Ивашова. На его отставке настаивал Анатолий Квашнин, предлагавший либо вообще ликвидировать ГУМВС, либо поставить во главе этой структуры другого человека, не связанного с «командой Сергеева». Формально Иванов пошел навстречу пожеланиям начальника Генштаба, удалив Ивашова от дел. Однако ГУМВС было сохранено как самостоятельная структура, а во главе управления встал военный разведчик генерал-лейтенант Анатолий Мазуркевич.

Одновременно министр существенно укрепил свои позиции, сделав начальником Главного управления кадров (ГУК) свою креатуру — генерал-лейтенанта Николая Панкова. Назначение генерал-полковника Ивана Ефремова, занимавшего должность начальника ГУК (в которой он пробыл всего три месяца), командующим Московским военным округом свидетельствует о стремлении Сергея Иванова удержать в своих руках кадровую инициативу и не уступать ее Квашнину. Проведя эту серию назначений, Иванов фактически поставил под свой контроль весь процесс кадровых перестановок не только в центральном аппарате военного ведомства, но и в войсках.

По мнению многих наблюдателей, в ближайшее время могут быть принципиально разделены функции между Министерством обороны и Генеральным штабом, которые соответственно станут: один — органом политического управления, другой — оперативного руководства войсками и силами. Назначение Сергея Иванова на пост министра обороны следует рассматривать как прелюдию к такой реорганизации органов военного управления — выходец из спецслужб, он не обладает необходимой подготовкой для непосредственного руководства оперативно-стратегическими объединениями и объективно будет вынужден сосредоточиться на решении административных вопросов.

Однако возможен и другой вариант развития событий — разгром «группировки Квашнина» посредством ликвидации самого Генштаба в традиционном виде.

Новую концепцию оборонного ведомства озвучил сам Сергей Иванов в одном из своих первых интервью в качестве министра: «Я глубоко убежден, что в Вооруженных силах, в армии должно быть единоначалие, как и в любой другой организации, и как показывает практика всего мира… Моя мечта — вернуться к тому, чтобы Генеральный штаб стал действительно мозгом армии. Уверен и надеюсь, что мы сможем выработать такую форму, когда я буду постоянно чувствовать генерирующую роль Генерального штаба, как генератора идей…» Похоже, что давно обсуждаемые планы выведения Генштаба из состава Министерства обороны и переподчинения его непосредственно президенту окончательно похоронены (начальник ГШ активно лоббировал идею автономности Генштаба, пытаясь убедить высшее руководство страны в ее перспективности).

До поры до времени президент поддерживал у Анатолия Квашнина иллюзию, что реформа армии пойдет по сценарию Генштаба. Выделяя особую роль Квашнина в существующей вертикали власти, президент даже ввел его в состав Совета безопасности. Более того, одобренный президентом в прошлом году общий план перехода ВС на трехвидовой состав по сферам применения («суша (Сухопутные войска) — воздух (ВВС) — море (ВМФ)»), при одновременном сокращении РВСН, почти полностью совпадал с проектом Квашнина.

Вероятно, Квашнин в планах Владимира Путина должен был нейтрализовать излишние «ракетно-ядерные» амбиции Игоря Сергеева, который стремился передать весь реальный контроль над стратегическими силами своим выдвиженцам из РВСН. А длительное молчание президента, остававшегося «над схваткой» двух противоборствующих кланов, похоже, было ни чем иным, как своеобразной формой уже хорошо отработанной при Борисе Ельцине политики «сдержек и противовесов». После расстановки на командных высотах в МО своих креатур, у Путина и Иванова отпала необходимость в фигуре «сильного» начальника Генштаба.

Первые практические шаги по реформированию центральных органов военного управления были предприняты уже в марте-апреле 2001 года — 24 марта2001года под нового заместителя Сергея Иванова, бывшего командующего Сибирским военным округом генерал-полковника Николая Кормильцева, был воссоздан упраздненный в 1998 году Главкомат Сухопутных войск (ГК СВ). Его функции по непосредственному боевому управлению войсками в военных округах все эти три года исполнялись Генеральным штабом (2-е управление Главного оперативного управления). Теперь это управление вошло в состав воссозданного ГК СВ.

В дальнейшем предусматривается вывести из структуры Генштаба и замкнуть через Главкомат СВ на министра обороны Главное оперативное управление (ГОУ) ГШ, которое осуществляет непосредственное управление войсками. Из состава Генштаба также предполагается вывести Главное разведывательное управление (ГРУ) ГШ. С некоторым изменением названия (ГРУ МО или РУ МО) оно будет подчинено непосредственно министру обороны. К тому же, в ближайшем будущем Генштаб может потерять контроль над Главным организационно-мобилизационным управлением (ГОМУ) ГШ. По существу, речь идет о самом радикальном пересмотре полномочий Генштаба за всю послевоенную историю Вооруженных сил.

с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Смотреть картинку с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Картинка про с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время. Фото с чего началось строительство вооруженных сил россии в постперестроечное время

[1] Красная звезда. 14 апреля 1992.

[2] Красная Звезда. 23 июня, 21 июля 1992.

[3] Красная Звезда. 18 мая 1996.

[4] Одновременно с Указом № 722 главой государства был подписан Указ № 723 «О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях», согласно которому солдаты-срочники могли направляться в «горячие точки» только «на добровольной основе (по контракту)».

[5] Совет обороны (СО) РФ был образован 25 июля 1996 года на основании Указа Президента РФ № 1102. Секретарем СО был назначен Юрий Батурин. В соответствии с Положением о Совете обороны РФ его основной задачей являлась разработка концепции военного строительства и формирование предложений по задачам реформирования ВС РФ, других войск и воинских формирований, вытекающим из военной доктрины (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 31. Ст. 3699).

[6] Вестник военной информации. 1996. № 8. С. 1–2.

[7] Независимая газета. 8 октября 1996.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5533.

[9] Итоги. 14 января 1997.

[10] Независимое военное обозрение. 1997. № 4. С. 1.

[11] Независимое военное обозрение. 1997. № 8. С. 1.

[12] Независимое военное обозрение. 1997. № 12. С. 1.

[13] Независимое военное обозрение. 1997. № 18. С. 1.

[14] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 23. Ст. 2671.

[15] Федеральное дорожно-строительное управление (ФДСУ) при МО РФ было реорганизовано 16 июля 1997 года в ФДСУ при Федеральной дорожной службе РФ (6 октября 1997 года ФДСУ ликвидировано в связи с образованием Федеральной службы специального строительства (Росспецстроя) РФ). 1 августа 1997 года Железнодорожные войска РФ были преобразованы в Федеральную службу железнодорожных войск РФ и выведены из состава ВС. Впериод1997–1998 годов государственные унитарные предприятия, входившие в состав органов строительства и расквартирования ВС РФ, были преобразованы в акционерные общества, также началась приватизация предприятий военной торговли МО РФ.

[16] Независимая газета. 21 июня 1997.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3516.

[18] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 35. Ст. 4058.

[19] СО РФ был упразднен 3 марта 1998 года президентским указом «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области военного строительства». Аппарат СО РФ и Главной военной инспекции (ГВИ) Президента РФ объединялись, и на их основе был образован аппарат Совета безопасности РФ. Первым секретарем СБ РФ стал А.Кокошин (Известия. 12 марта 1997; Красная Звезда. 4 марта 1998).

[20] Полностью не публиковались.

[21] Красная Звезда. 17 августа 1998; Независимое военное обозрение. 1998. № 29. С. 1, 3.

[22] Независимое военное обозрение. 1998. № 15. С. 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *