с чего драли лыко

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА
видеокаталог ремёсел, хозяйства и плотницкого мастерства

«Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка»

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыкос чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX – XX вв. В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан – в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных – повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной. Ткачество из мочала – изготовление рогожи — тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин (аршин — 71,12 см) верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» — изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие — поскольку плавают в воде.

Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. р., дер. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик (работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов), Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка. … Он вил верёвки. Тогда в ходу были очень верёвки эти. … Люди брали их, значит это, на тятивы к сетям. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт — дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое. »

Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме (Уйма — новгородское название архипелага Кижских шхер) и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой (1935 – 2006), жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой (Рябининой) (1881 – 1957) вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий — «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. «Ездили под парусом, на весь день, в середине лета. Ждали когда поветерь будет (боковой ветер), чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» — из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная».

Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу (а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева); но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще.

Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин — погибших мужей и отцов.

Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» (мотки) — скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды — в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое — короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности — крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно.

Когда видишь это вымоченное лыко — размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью — не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах (устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр.) вдоль скодни (деревянных мостков для причаливания лодки). Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна.

Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки — то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» — никакого плетения не было.

Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили — «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке.

Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей (сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др.) и для повседневного пользования (для увязывания возов, для оснащения лодок, для строительных работ, для конской упряжи и пр.) нередко вились из липового лыка. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» (ткани) и ниток для вязания сетей, льнища (участки льна) были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов — грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» (верхняя и нижняя верёвки) сетей всё равно, как правило, были лычаными.

Способ витья верёвок — как из лыка, так и из всех других материалов — был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много — от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить.

В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки — на острове Долгом и в губе Вожмариха — цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало — прекрасный природный материал.

Цит. по: Скобелев О.А. Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008

Источник

С чего драли лыко

Содержание

История

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани [5] :

А. Курбатов. Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское (близ Кинешмы); село Мыть Шуйского уезда (Владимирская губерния). Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Краcную Армию…». [8]

Получение и применение

Добыча и предварительная обработка лыка

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести.» [10]

Изготовление обуви и других предметов обихода

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы [6] :

Т. А. Козлова. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. 334

Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом, толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. [7]

Образ в фольклоре

Источник

С чего драли лыко

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

Русские народные художественные промыслы, и ремёсла, изделия, мастера, краеведение — подробно, наглядно, просто

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко

Природный материал для плетения, получаемый из луба некоторых деревьев, в основном из липы

Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. На заготовку лыка используют молодые стволы (до 10 лет) деревьев. В основном это липа, но может быть и ива, вяз и другие. Для изготовления лаптей требуется 3-4 дерева липы.

Лыко в ремесле

Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. В первую очередь, из него изготавливали обувь. В основном это были лапти.

Так же, из лыка плели коврики-рогожи. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти верёвки достаточно стойки к истиранию и воздействию воды.

До сих пор популярны банные мочалки из лыка. Волокна прошивают и делают банные тапочки, шапки и другие аксессуары.

Конечно в народе использовали лыко для изготовления игрушек на забаву детям. Вязали кукол, дополняли им деревянные игрушки, делая гривы и хвосты коням или косы куклам.

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию

До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы».

История

Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани:

«Русские князи бишася съ Литвою и Ятвяги, и победиша ихъ, уставиша на нихъ дань, лыко и кошницы и веники до бани».

— А. Курбатов. Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).

Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции.

Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.

с чего драли лыко. Смотреть фото с чего драли лыко. Смотреть картинку с чего драли лыко. Картинка про с чего драли лыко. Фото с чего драли лыко Лапти «московские», из лыка

Добыча и обработка

Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…».

На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка.

Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению:

«Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы:

Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.

— Т. А. Козлова. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. 334

Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель».

Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.

«Всю Россию и Красную армию …»

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них:

Фольклор

С лыком связано множество пословиц, не раз упоминают его в сказках, песнях.

В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др. Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести».

Источник

Словари

сущ., кол-во синонимов: 1

Арх., Пск., Прикам. То же, что лыка не вяжет 1. АОС 3, 80; МФС, 18; ПОС, 6, 113.

Кар. Обессилеть. СРГК 3, 163.

Прост. Экспрес. Пьян до такой степени, что не может связно говорить.

— Поймал [казак] большую белугу… и с радости выпил, да выпил-то не по-людски, вот в чём беда. Поехали. Казак лыка не вяжет (И. Железнов. Уральцы).

лыка не вяжет (пьян, без языка)

Ср. Жене моего прапрадеда не раз приходилось возвращаться с этих ассамблей (при Петре I) в состоянии «лыка не вяжущих» персон.

Н. Макаров. Воспоминания. 1, 1.

Салтыков. Ист. одного города. S.

Ср. Уж мы оба, что называется, лыком не вяжем: товарищ просто глазами не видит, а я словно голову отсидел, одурел совсем.

См. под шефе (подшофе).

1. Прост. Презр. Об очень пьяном человеке, не способном координировать свои движения и связно говорить. ДП, 792; ФСРЯ, 234; БМС 1998, 353; ЗС 1996, 193; БотСан, 101; СРНГ 20, 52; Глухов 1988, 96; Мокиенко 1990, 95. 2. Том. Неодобр. О человеке, говорящем заплетающимся языком. СПСП, 62; СОСВ, 107. 3. Орл. О неумелом, неловком человеке. СОГ-1994, 83.

прил., кол-во синонимов: 11

пьяный, на ровном месте не стоит, на ногах не стоит, языком не ворочает, бухой, хороший, папа-мама не выговаривает, готовый, ногами заплетает, папа-мама сказать не может

Кар. Говорить заплетающимся языком. КСРГК.

Волг. Ирон. О крайней бедности. Глухов 1988, 58.

Народн. То же, что лыком шит. ДП, 471.

сущ., кол-во синонимов: 1

Лыки да мочала, а туда же помчали (или: домчали. Об упряжи).

Лыки да мочалы туда ж помчали (о упряжи).

Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб 2..

ЛЫ́КО, лыка, мн. и, ср.

1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко.

2. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком.

Лыка не вяжет кто (прост.) настолько пьян, что не может связно говорить.

Не лыком шит кто (прост.) понимает, умеет не хуже других. Знает, где чем поживиться, не лыком шит!

| Лыко, сорочка, рубашка, шерстистая шкура на молодых рогах лося, оленя, которая лупится и сходит рубезками. Раннею осенью, когда лыко сходит, сохатый пилит рогами, трется. Лыко с рогов лавтаками валится, лохмотьями. Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются. Лычье ср. лыка. Лыковый, лычный, к нему относящийся или из него сделанный. Лычаки муж., мн. лыковые, мочальные лапти. Худо, лычная пуга (кнут), а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер муж. промышляющий диркою лык. Лычага жен. веревка свитая из лыка, мочала, мочалыга. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий. И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь жен., вост. лычья и лыч муж., вят. клеч, трава огородных овощей, редьки, моркови, картофеля; у свекольника ботва, у гороха кить.

| Лыч ниж. типун у петуха. Лычеек муж. один стебель лыча, стеблина. Лычма жен., вост. лыва, плавучий насос, перепутанный тростник, куга и поросли, носящиеся островом по воде.

| Оторванная часть берега, на тинистой речке. В лыковце четыре, во ржаве два? вымя у коровы и у козы.

◊ Волчье лы́ко. Ядовитое кустарниковое растение сем. волчанковых. Лы́ка не вяжет кто-л. Так пьян, что не может связно говорить. Не лы́ком шит кто-л. О человеке, не лишённом способностей, знаний, умения держать себя и т.п. Не всякое лы́ко в стро́ку. О необязательности, ненужности всякую ошибку ставить в вину, в упрёк. Ставить всякое лыко в строку. Ставить в вину всякую ошибку.

Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы), а также кусок, полоса такой коры (используется для изготовления веревок, корзин, плетения рогож и т. п.); луб.

Драть лыко. Лапти из лыка.

Бездетный и слабый старик Плетет себе обувь дрожащей рукою Из свежих размоченных лык. И. Никитин, Село замолчало; безлюдны дороги.

очень пьян и не может связно говорить.

— Вишь, нахлебался опять и лыка не вяжет. Белов, Плотницкие рассказы.

о человеке, не лишенном способностей, знаний, умения держать себя и т. п.

не всякое лыко в стро́ку

нельзя всякую ошибку ставить в вину, в упрек.

ставить всякое лыко в строку

ставить в вину всякую ошибку.

подкорье, молодой луб; в старину лыко (в основном липы) шло на плетение лаптей и др. хозяйственные цели

Мы стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу и прочее тому подобное. // Чехов. Крыжовник //

Пожалуйста, не прими этого за допытывание, за допрос, не ставь всякого лыка в строку. // Гончаров. Обрыв //

Поделом вам, пересмешники, лыком шитые купцы. // Некрасов. Коробейники //

Пять лык в рожу. Горьк. Лапти, носок которых плетется из 5 лык. БалСок., 51.

Дожить до лыка. Яросл. Оказаться в безвыходном положении. ЯОС 4, 9.

Дойти до лыка. Яросл. Сильно похудеть. ЯОС 4, 10.

Лыка не везёт. Арх., Пск., Прикам. То же, что лыка не вяжет 1. АОС 3, 80; МФС, 18; ПОС, 6, 113.

Лыка не волочить (не заволакивать). Кар. Обессилеть. СРГК 3, 163.

Лыка не вяжет. 1. Прост. Презр. Об очень пьяном человеке, не способном координировать свои движения и связно говорить. ДП, 792; ФСРЯ, 234; БМС 1998, 353; ЗС 1996, 193; БотСан, 101; СРНГ 20, 52; Глухов 1988, 96; Мокиенко 1990, 95. 2. Том. Неодобр. О человеке, говорящем заплетающимся языком. СПСП, 62; СОСВ, 107. 3. Орл. О неумелом, неловком человеке. СОГ-1994, 83.

Лыка не нести. Кар. Говорить заплетающимся языком. КСРГК.

Лыка не с чего сплесть. Волг. Ирон. О крайней бедности. Глухов 1988, 58.

Лыками сшит. Народн. То же, что лыком шит. ДП, 471.

Драть лыки. Пск. Неодобр. Бездельничать, лентяйничать. СРНГ 17, 221.

Адамово лыко. Жарг. угол. Плеть, нагайка. ТСУЖ, 12; СВЯ, 3. // Плеть с тремя концами. Трахтенберг, 3; СРВС 1, 95; СРВС 2, 49, 121, 164, 188; СРВС 3, 76; ТСУЖ, 12.

Волчье лыко. Спец. Растение пухляк. Ф 1, 287.

Всякое лыко ставить в строку. Прост. Ставить в вину кому-л. любую ошибку. БТС, 1281, 1258; Мокиенко 1990, 95; Янин 2003, 75; ШЗФ 2001, 48.

На одно лыко вешать кого. Коми. Уравнивать кого-л. с кем-л. Кобелева, 70.

Не всякое лыко в строку. Разг. О необязательности, ненужности всякую ошибку ставить в вину, в упрёк кому-л. БТС, 508.

Лыком сшит. Пск. Об опытном человеке. СПП 2001, 50.

Лыком сшит, оборчиком подпоясан. Народн. То же, что лыком шит. ДП, 134.

Лыком шит. 1. Прост. Неодобр. О неопытном, необразованном человеке. ДП, 249; ФСРЯ, 234; БМС 1998, 354. 2. Морд. Ирон. О худом, тощем человеке. СРГМ 2002, 113.

Не лыком шит (подпоясан). 1. Прост. О способном, умелом, находчивом человеке. ФСРЯ, 234; БТС, 1499; БМС 1998, 354; ЗС 1996, 30; СПП 2001, 50. 2. Пск. Неодобр. О непорядочном человеке. СПП 2001, 50.

Подпоясан лыком. Волг. Ирон. О крайне бедном человеке. Глухов 1988, 126.

Без лыку. Ряз. Сразу, без промедления. ДС, 202.

Давать/ дать лыку. Обл. Убегать. БМС 1998, 355.

Ни в лыку не ставить кого. Новг. Презр. Не уважать кого-л., относиться к кому-л. с презрением. НОС 5, 55.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *