с чего делают пепси
«Пепси-Кола» – подробный обзор популярного прохладительного напитка
«Пепси-Кола» – освежающий газированный напиток, не содержащий алкоголя, один из самых популярных на всех континентах. Торговая марка «Pepsi-Cola», получившая мировую популярность, благодаря успешной рекламной раскрутке, принадлежит компании «PepsiCo», зарегистрированной в США. Напиток подают на молодежных вечеринках, его можно купить в любой точке общепита.
История «Пепси-Колы»
Началась история любимого молодежью напитка с фармацевтики. В 1898-ом фармацевт из США Калеб Брэдхем разработал рецепт лечебной, улучшающей пищеварение газировки с пепсином и экстрактом плодов колы в составе. Изначально газировка называлась по имени создателя – «Напиток Брэда». В 1903-м напиток, получивший широкое распространение, обрел современное название – «Пепси-Кола». В 1964-ом началось производство диетической газировки.
В 1923-м экономический крах, спровоцированный Первой мировой войной, стал причиной резкого скачка стоимости сахара, что привело к разорению производителя. Калеб Брэдхем в процессе оформления банкротства вынужден был предоставить суду изобретенный им рецепт, который стал известен общественности.
Спустя 8 лет последовало очередное банкротство. Но в 1930-е, в период американской депрессии, компания «PepsiCo» сумела перебить лидерство у «Кока-Колы», начав продавать 12-унциевые бутылки по 5 центов, в то время как напиток-конкурент продавался по той же цене за 6-унциевую бутылку.
К началу 1940-х «Пепси-Кола» стал необычайно востребованным брендом. В годы Второй мировой бренд обогнал конкурентов, оказался на 2-ом месте после «Кока-Колы». 1961-ый – начало рекламной раскрутки, а в 1964-ом сформировалась знаменитая идея рекламных слоганов – «Новое поколение выбирает Пепси».
В рекламных роликах «Пепси» снималось множество знаменитостей, спортсменов и музыкантов: Майкл Джексон, Дэвид Бекхэм, Бейонсе, Пинк и другие.
Предпринимательница индийского происхождения Индра Нуйи, руководившая компанией в 2006-2018 годы, повысила рентабельность бренда «Пепси-Кола» за пределами США. Благодаря ее грамотному руководству, доходность производства выросла примерно на 70%, чистая прибыль – в 2 раза.
Сегодня бренд «Pepsi-Cola» представлен в 200 странах, ежегодный доход превышает 65 миллиардов долларов.
«Пепси-Кола» в СССР
Золотые времена для компании начались в 1950-е, когда вице-президентом был Никсон. В 1959-ом в Москве открылась первая выставка достижений США, на которую Никсон прибыл в качестве представителя американской власти. Руководитель компании «PepsiCo» Кендалл решил воспользоваться ситуацией, на посольском обеде попросил у Никсона подвести Никиту Хрущева к палатке, где выставлялась продукция «Пепси-Кола».
Никсон согласился помочь. Для этого во время выставки схитрил, сказал Хрущеву, что здесь представлены два варианта «Пепси-Колы»: сделанный в США и в СССР. Пусть генсек попробует оба варианта, скажет, какой лучше. Хрущев попробовал, заявил, что советский вариант лучше. Этот момент растиражировали СМИ, что поспособствовало популяризации напитка в Союзе.
В 1972-ом в ходе переговоров, касающихся торговых отношений между странами, было принято решение: в Союзе начнут работать предприятия «PepsiCo», а американцы будут импортировать водку «Столичная».
В 1974-ом в Новороссийске заработал первый цех «PepsiCo». Стоимость бутылки была 45 копеек (для сравнения, отечественный лимонад в таре аналогичного объема стоил 15 копеек).
Линейка продукции «PepsiCo» широкая, в России представлены следующие виды «Пепси-Колы»:
В других странах также выпускают «Throwback», сделанный по особому рецепту, и «Crystal» – продукт без красителя. Японский производитель «Suntory», сотрудничающий с «PepsiCo», в 2000-2010-х производил линейку «Пепси» с оригинальными вкусами: «арбуз с солью», «ледяной огурец», «корица», «клубника и сливки» и прочие.
Калорийность
В 100 г напитка содержится 38 ккал. В 12-унциевой банке 150 ккал.
Состав «Пепси-Колы»
Из чего делают «Пепси-Колу» американцы:
Одна 12-унциевая банка «Пепси-Колы» вмещает 41 г сахара, 38 мг кофеина. Жиров и белков в составе нет.
Срок годности «Пепси-Колы»
Напиток хранится 6 месяцев.
Температура в месте хранения «Пепси-Колы» – от 0 до +35°C. На бутылку не должен попадать прямой ультрафиолет.
Чем отличается «Пепси» от «Колы»
Рецепт «Пепси-Кола» создан через 12 лет после изобретения главного конкурирующего напитка – «Кока-Колы». Но независимо от того, что появилось раньше – «Кола» или «Пепси», все время, пока существуют бренды, производители соперничают, борются за покупателя, постоянно улучшая и дополняя вкусы, работая над ценами, дизайном, рекламой.
В 1980-х компания «PepsiCo» организовала рекламный эксперимент. Потенциальные покупатели дегустировали напитки с закрытыми глазами, определяли лучший вкус. В эксперименте напиток «Пепси» одержал победу над «Колой», что способствовало его популяризации.
Сегодня европейцы предпочитают «Кока-Колу», а в азиатских странах более популярен бренд «Пепси».
В чем разница «Пепси» и «Колы»:
По аромату продукты неразличимы.
«Пепси-Кола»: польза и вред
«Пепси-Кола» – напиток неполезный. Здоровому человеку при редком употреблении он не наносит серьезный вред, хотя наличие кофеина и высокая концентрация сахара, несомненно, бьют по организму.
Концентрация кофеина в газировке – 113 мг/л (максимум для человека – 150 мг/л). Для взрослого при редком употреблении неопасно, но у ребенка может вызвать тахикардию, тремор, психоэмоциональные нарушения.
В стакане «Пепси» – 4 чайные ложки сахара. В таре 0,6 л – суточный максимум сахара для детского организма.
Не утихают споры о том, что компоненты напитка «Пепси-Кола» – провокаторы рака. В 2011-ом калифорнийские специалисты отнесли 4-метилмидазол, входящий в краситель E150, к канцерогенам. В сутки организм должен получать не больше 16 мкг этого вещества, но при употреблении «Пепси-Колы» поступление канцерогена значительно превышает норму.
Как производят пепси-колу
Завод PepsiСo в свободной экономической зоне «Шерризон» производит самый популярный напиток компании — колу. Выручка глобальной корпорации PepsiCo достигает 65 миллиардов долларов в год. Компания работает в 200 странах мира, штат сотрудников — около 300 тысяч человек. На территории России расположено более 30 заводов PepsiСo.
На подмосковном заводе, открытом в 1998 году, сначала было всего две линии по розливу колы, сейчас их семь. Завод может выпускать порядка миллиона бутылок Pepsi в сутки, а в год — 32 миллиона упаковок по шесть двухлитровых бутылок (raw-кейс).
Работу всех линий обслуживают 15 сотрудников в смену. Такое же количество человек находится и во вспомогательных цехах: отделе водоподготовки, отделе качества и технической службе. На предприятии соблюдаются все правила пищевой безопасности: в цехах нельзя есть, сотрудникам не разрешается носить на работе украшения, часы или какие-либо предметы выше пояса, частички которых потенциально могут попасть в продукт.
На телефоны это правило не распространяется, если они находятся в карманах брюк. Перед тем как зайти в производственную зону, нужно обязательно вымыть руки, протереть их антисептическим гелем и надеть спецодежду.
Производство работает круглосуточно, утренняя смена начинается в 07:30. Сначала в зоне выдува делают пластиковые бутылки. Для этого используется преформа — похожая на колбу небольшая ёмкость с горлышком бутылки. На складе производства хранится трёхдневный запас таких преформ разных цветов, большую часть которых закупают на солнечногорском заводе «Европласт».
Преформы засыпают в большие ёмкости и отправляют на линию конвейера — транспортёр. Затем преформы проходят через печь, где их нагревают до температуры около ста градусов по Цельсию, чтобы пластик стал мягким. После этой процедуры заготовки сразу подают в пресс-форму, которая закреплена на карусели.
Заготовка внутри неё за две секунды раздувается до размера бутылки благодаря резкой подаче воздуха под давлением. Стенки пресс-формы холодные, поэтому бутылки выходят из неё остывшими и твёрдыми. В зависимости от объёма, на карусели одновременно выдувается от 8 до 28 бутылок, за час их количество достигает 12−45 тысяч штук.
Готовые бутылки отправляются в зону розлива. С предыдущим цехом её соединяет воздушный конвейер. Так бутылка не только не мнётся, но и доставляется быстрее. В зоне розлива пустая бутылка попадает на моноблок. Тару автоматически переворачивают и промывают напором холодной воды. Затем отправляют на карусель, где наполняют готовым напитком.
Кола состоит из воды, сиропа и углекислого газа. Вода добывается из собственных артезианских скважин на территории завода, глубина которых от 125 до 180 метров. Прежде чем попасть на производство, вода проходит несколько стадий очистки. Сироп производится в купажном отделении. Большую долю в его составе занимает сахар.
Тёмно-коричневый цвет напитку придаёт сахарный колер, который маркируется на этикетке как краситель E150a. Помимо этого, в состав входит регулятор кислотности, кофеин и натуральный ароматизатор «пепси». По словам сотрудников, он состоит из различных масел — лимонного, апельсинового, кориандрового, коричного и других.
После приготовления сироп выдерживается 24 часа и подаётся из купажного отделения на розлив по трубам, так же доставляется и вода из цеха водоподготовки. Они смешиваются в пропорции 1:5, напиток газируется и наливается в бутылку, которая сразу же закупоривается крышкой.
На всех стадиях продукцию контролирует отдел качества, который каждый час берёт пробные образцы для исследования. Процесс также отслеживается с помощью онлайн-мониторов.
По транспортёрам бутылки с напитком направляют в зону упаковки, где на них наклеивают этикетки. Специальный шнек отделяет бутылки друг от друга так, чтобы каждая из них обернулась о барабан с этикеткой. Далее лазер наносит кодировку.
Потом кола попадает в машину, которая отделяет по шесть бутылок и упаковывает их термоусадочной плёнкой. Упаковки подаются в печь, где при температуре 220−250 градусов плёнка сжимается — на выходе получается готовый raw-кейс. Из них формируют партию весом около тонны и отправляют на склад. Там бутылки хранятся несколько дней при температуре 18 градусов, пока не отправятся в магазины России, Украины и Беларуси.
Пепси
Содержание
История [ ]
«Пепси-колу» придумал в 1898 году американский фармацевт Калеб Брэдхем (Caleb Bradham) из Нью-Берна. В состав газировки, которую он назвал « Напиток Брэда » (Brad’s Drink), входили пепсин и экстракт орехов колы. Он также приписывал газировке целебные свойства и уверял, что пепсин способствует пищеварению. Привычное название «Пепси-Кола» получила в 1903 году.
Через восемь лет компания обанкротилась ещё раз. Однако во время депрессии 1930-х годов в США PepsiCo организовала успешную атаку на рыночные позиции «Кока-колы». «Пепси-кола» начала продаваться в бутылках по 12 унций по цене 5 центов. Бутылка «Кока-Колы» объёмом 6 унций также стоила 5 центов. «Кока-кола» не могла снизить стоимость, так как торговые автоматы принимали монеты по 5 центов, к тому же у «Кока-колы» оставался запас в 1 миллиард 6-унциевых бутылок. В 1939 году «Пепси-кола» стала чрезвычайно популярной среди детей.
Во время Второй мировой войны «Пепси-кола» обошла и Royal Crown и Dr. Pepper, став газированным напитком № 2 после «Кока-Колы». В начале 1950-х годов «Кока-кола» в 5 раз опережала «Пепси-колу».
В 1961 году впервые прошла рекламная кампания под девизом: «„Пепси“ — для тех, кто чувствует себя молодым». К 1964 году идея обрела классический вид: «Вы — поколение „Пепси“». В 1964 году «Пепси» выпустила диетическую газировку с сахарозаменителями. В 1965 году появилась компания «PepsiCo», которая занимается производством напитка и поныне.
«Пепси-кола» в СССР [ ]
В 1938 году Pepsi Cola Company (впоследствии — PepsiCo) зарегистрировала право исключительного пользования товарным знаком на территории Советского Союза в Бюро по регистрации товарных знаков Наркомторга СССР. Впервые советские граждане смогли массово попробовать напиток в 1959 году на выставке «Промышленная продукция США» в московском парке Сокольники. В ходе выставки вице-президент США Ричард Никсон по просьбе президента компании PepsiCo International Дональда Кендалла угостил «пепси» советского лидера Никиту Хрущева. Всего на выставке было выпито более 3 млн стаканчиков напитка. Однако производство «Пепси» в СССР стартовало только во время разрядки конфликтных отношений между Западом и СССР. Начало было положено в 1971 году на встрече Дональда Кендалла с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, когда были проведены переговоры о возможном экономическом сотрудничестве.
В 1972 году в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве. Результатами этой договорённости стало то, что компания стала дистрибьютором водки «Столичная» в США, а «Пепси-кола» стала сначала продаваться в СССР (первая партия поступила в страну в апреле 1973 года). Согласно договору, советская сторона на полученную от продажи водки конвертируемую валюту (доллары США) закупала за рубежом концентрат «Пепси», который разбавлялся газированной водой уже на территории СССР на предприятиях, получивших одобрение американской стороны. Таким образом преодолевалась проблема неконвертируемости советской валюты; при этом объём импорта концентрата напрямую зависел от объёма экспорта «Столичной». Вскоре было начато строительство цехов по производству «Пепси-Колы» в СССР (первый заработал в 1974 году в Новороссийске, PepsiCo инвестировала в запуск производства 1 млн долларов США. Концентрат для выпуска напитка поступал в СССР с завода PepsiCo в ирландском городе Корк.
В 1979 году началась массовая продажа «Пепси» в 73 фирменных киосках в Москве. [7] Каждый из них ежедневно реализовывал в среднем по 4 тысячи бутылок объёмом 0,33 л, по цене 45 копеек за штуку. [8][9] Компания старалась нарастить свое визуальное присутствие в городе, в 1980 году принявшем летние Олимпийские игры, одним из традиционных спонсоров которых является Coca-Cola Company. Согласно американо-советским договорённостям, эксклюзивным производителем колы в СССР являлась PepsiCo, поэтому на олимпийских мероприятиях продавалась только импортированная «Кока-кола». Однако Coca-Cola Company смогла несколько потеснить позиции конкурента, запустив к Олимпиаде производство в СССР апельсинового напитка «Фанта».
К началу 1980-х годов в СССР ежегодно выпускалось 15 миллионов ящиков «Пепси-колы» на сумму 182,5 миллиона долларов.
6 февраля 1981 года было налажено производство напитка в Новосибирске. В дальнейшем в течение 1980-х годов число цехов по розливу «Пепси» в СССР выросло до 26.
В 1986 году «Пепси» стала спонсором «Игр доброй воли».
17-21 мая 1988 года в эфире советского телевидения впервые демонстрировались рекламные ролики, оплаченные западным производителем — PepsiCo приобрела право на показ в прайм-тайм четырёх клипов (в двух из них фигурировал Майкл Джексон).
«Пепси-кола» в России [ ]
Открытие заводов по разливу «Пепси» в городах России:
В 2008 году на заводе в Екатеринбурге состоялся запуск первой в России и в мире линии по выпуску напитков по принципиально новой технологии — горячего розлива. Мощность линии составляет 60 тысяч бутылок/час.
В 2014 году российское подразделение PepsiCo одним из последних в мире изменило логотип напитка на новый, который был представлен в 2008 году в ходе глобального ребрендинга продукции компании.
Ингредиенты [ ]
В США Pepsi производится с газированной водой, кукурузным сиропом с высоким содержанием фруктозы, карамельным цветом, сахаром, фосфорной кислотой, кофеином, лимонной кислотой и натуральными ароматами. В банке с пепси (12 унций) 41 грамм углеводов (все из сахара), 30 мг натрия, 0 граммов жира, 0 граммов белка, 38 мг кофеина и 150 калорий. [41][42] Пепси содержит на 10 калорий больше, чем Кока-кола, и на 2 грамм больше сахара и углеводов. Пепси без кофеина содержит те же ингредиенты, но без кофеина.
Ассортимент [ ]
В различных странах существуют свои варианты напитка. В частности:
В РФ появился под Новый год 2002—2003.
В Японии, где партнером PepsiCo по производству напитка является местная компания Suntory, в 2000-х — 2010-х годах выпускались ограниченными сериями наиболее экзотические варианты «Пепси» — со вкусом и ароматом «ледяного огурца», «солёного арбуза», цветков баобаба, клубники со сливками, корицы, йогурта и так далее. Каждое такое «специальное издание» обычно доступно на рынке всего несколько месяцев.
В массовой культуре [ ]
Литература [ ]
В романе Виктора Пелевина «Generation П» рассказывается о поколении «Пепси» и рекламе для неё.
В музыкальном романе Александра Житинского «Путешествие рок-дилетанта» не раз встречается название этого напитка. «Пепси-Кола» представлена в нём как обязательный напиток модных советских дискотек 1980-х годов:
Музыка [ ]
«Пепси» в русскоязычной музыке:
Кинематограф [ ]
Упоминание о напитке, бутылки, банки или рекламные растяжки можно увидеть или услышать в таких фильмах и мультфильмах как: «Конец каникул», «Игла», «Каникулы в Простоквашино», «Перехват», «Назад в будущее». В советском фильме 1979 года «Пена» (режиссёр А. Стефанович, сценарий С. Михалкова) персонаж Полудушкин (Ролан Быков) приносит Махонину (Анатолий Папанов) ящик «Пепси-Колы», которую Махонин по сюжету любит. Само название фильма «Пена» имеет определённую аллюзию с пеной «Пепси-Колы».
Спонсорство в спорте [ ]
Компания Pepsi имеет официальные спонсорские соглашения с Национальной футбольной лигой, Национальной хоккейной лигой и Национальной баскетбольной ассоциацией. Она была спонсором Высшей футбольной лиги до декабря 2015 года и Высшей бейсбольной лиги до апреля 2017 года, обе лиги подписали соглашение с Coca-Cola.[37][38] Pepsi также имеет права на название Центра Pepsi, крытого спортивного объекта в Денвере, штат Колорадо. В 1997 году, после того, как закончилось его спонсорство с Coca-Cola, отставной гонщик NASCAR Sprint Cup Series Джефф Гордон подписал долгосрочный контракт с Pepsi, и он ездит с логотипами Pepsi на своей машине с различными схемами покраски около 2 гонок в год, обычно с более темной окраской в ночное время. С тех пор Пепси остается одним из его спонсоров. С 2002 года Pepsi также является спонсором премии NFL «Новичок года»[39].
Pepsi также имеет спонсорские соглашения в международных командах по крикету. Пакистанская национальная команда по крикету является одной из команд, спонсируемых брендом. Команда носит логотип Pepsi на лицевой стороне тестовой и тестовой одежды ODI.
Команда Buffalo Bison, американская хоккейная лига, спонсировалась компанией Pepsi-Cola в последние годы; команда приняла красный, белый и синий цвет напитка вместе с изменением логотипа Pepsi (со словом «Buffalo» вместо слова «Pepsi-Cola»). Бизоны прекратили свою деятельность в 1970 году, освободив место для «Буффало сабли».
Влияние на здоровье [ ]
В прессе часто поднимаются вопросы о том, является ли употребление «Пепси-колы» полностью безопасным для здоровья и может ли данный напиток быть полноценным элементом рациона здорового человека. Какого-либо специфического негативного действия «Пепси-Колы» на организм официально не установлено; влияние напитка на здоровье не отличается от подобного для аналогичных продуктов:
В январе 2011 года в Калифорнии 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ, с указанием, что приём 16 мкг вещества в день не имеет значительной опасности. Указанное количество вещества намного меньше, чем среднее поступление в организм при потреблении «Пепси». Пищевая индустрия выступила против данного решения, указывая на необходимость появления дополнительных предупреждений на многих продуктах, а также поставила под сомнение обоснованность указанных данных.
В марте 2012 «Кока-Кола» и «Пепси» сообщили об изменениях в производстве карамельных красителей: для соответствия новым стандартам Калифорнии напитки, продающиеся в Калифорнии, уже соответствуют новым требованиям. По состоянию на март 2012 года, способ изготовления карамельных красителей, применяющихся в Европе, не изменён, содержание 4-метилимидазола сохраняется на прежнем уровне.
Возможный состав напитка
Оригинальный рецепт «Пепси-Колы», представленный на суд в США, когда компания объявила о банкротстве в 1923 году.
Если переводить в метрическую систему это будет примерно так:
Перемешивать 2 часа, воду с сахаром предварительно вскипятить.
Петигреневое лимонное масло получается из листьев и веток лимонного дерева. Изначально в напитке содержался фермент пепсин, способствующий пищеварению. Как и «Кока-Кола», напиток «Пепси» сначала продавался на негазированной воде, и вероятно содержал гуммиарабик в качестве эмульгатора.
В рекламе [ ]
Рекламный плакат Pepsi-Cola
Рекламный плакат «Пепси»
«Пепси» широко известна своими роликами. В рекламе «Пепси» снимались:
Андрей Аршавин, группа «Банд’Эрос», группа «Звери», Дмитрий Сычёв, группа «Дискотека Авария», Децл, Александр Мостовой, Юлия Чичерина, Сергей Семак, Майкл Джей Фокс, Майкл Джексон, Майк Майерс, Мадонна, Айшвария Рай, One Direction, Бритни Спирс, Бейонсе, Pink, Ники Минаж, LMFAO, Энрике Иглесиас, Тьери Анри, Лионель Месси, Фрэнк Лэмпард, Канье Уэст, Кака, Рауль, Икер Касильяс, Дэвид Бекхэм, Андрей Шевченко, Райан Гиггз, Эдгар Давидс, Тайгер Вудс, Роджер Федерер, футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» образца 1999 года, группа The Black Eyed Peas (Will.i.am, Fergie, Taboo, Apl.de.ap), L’Arc-en-Ciel, Spice Girls, Шакира, Кристина Агилера, Дженнифер Лопес, Дидье Дрогба, Серхио Агуэро, Франсеск Фабрегас, Фернандо Торрес, Джеки Чан, The Hardkiss, Джеймс Дин, Дэмиен Уолтерс, Гарри Каспаров.
Также в рекламе «Пепси» использовались песни: