с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

С частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Поделитесь с друзьями

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий. Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года. Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

История Эрмитажа, его зданий и коллекций

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Можно считать, что Эрмитаж совершенно ЕЮ создан (Екатериной II), ибо заложение, расположение, выбор и многоразличность сохраняемых в оном вещей, внешняя и внутренняя изящность и великолепие, словом все по ЕЯ вкусу и начертанию учреждено.

Традиционно точкой отсчёта истории Эрмитажа считают 1764 год, когда Екатерина II приобрела первую крупную коллекцию живописи. К концу царствования она обладала обширным собранием бесценных предметов искусства: картин, антиков, камей, гравюр, медалей, камнерезных изделий. Коллекции разместились в галереях Малого Эрмитажа и анфиладах специально построенного рядом Большого Эрмитажа, что и определило название будущего музея. Все последующие императоры в той или иной степени участвовали в пополнении Эрмитажа. В середине XIX века по воле Николая I было построено здание императорского музея. Он был открыт для публики в феврале 1852 года. Новый этап в судьбе Эрмитажа связан с историческими событиями начала XX века: падением монархии, национализацией музея и зданий императорской резиденции. История Эрмитажа — это история приобретений и потерь. В 1920-е годы коллекцию пополнили национализированные частные собрания, а следующее десятилетие было отмечено разорительными распродажами. Сегодня Эрмитаж — это энциклопедический музей, обладающий блистательным собранием, которое насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Зимний дворец — императорская резиденция. XIX век

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Эрмитаж: история создания

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Тициан «Бегство в Египет»

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Микеланджело «Скорчившийся мальчик»

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты)

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Поль Сезанн «Берег Марны»

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Источник

История создания Эрмитажа

Императорский Эрмитаж – российский музей искусств, находящийся в Санкт-Петербурге и расположенный в комплексе зданий: Зимнем и Меньшиковском дворцах, Генеральном Штабе, Запасном доме Зимнего дворца, Малом и Большом Эрмитажах.
История создания музея неразрывно связана с именем русской императрицы Екатерины II. Она не собирала предметы искусства для себя, а считала коллекционирование государственным делом.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

До Эрмитажа

Еще до появления Эрмитажа в юго-восточной галерее Зимнего дворца располагались покои с антресолями – Императорский «музеум». Здесь императрица Екатерина хранила сокровища: картины, резные камни, фарфор и драгоценности. Своему другу, барону Ф. Гримму, Екатерина писала, что выйти из этих комнат быстро практически невозможно.

Эрмитаж. Начало

Тот же барон Гримм отмечал, что страсть Екатерины Алексеевны к коллекционированию сродни болезни, «обжорству». Она не умела и не хотела останавливаться, стараясь собрать коллекцию, достойную просвещенного европейского монарха.

Коллекция Гоцковского

История Эрмитажа началась в 1764 году с финансовой аферы некоего Иоганна Гоцковского. Этот прусский банкир и финансист, пытавшийся поставлять хлеб российской армии, задолжал большую сумму денег многим влиятельным людям Европы, в том числе и Екатерине Алексеевне. Рассчитаться с ней он решил коллекцией, которую собирал для короля Фридриха Прусского, и которую тот не сумел выкупить из-за неудачно закончившейся русско-прусской войны. Екатерина, изучив каталоги собрания, через своего посланника в Берлине князя В. Долгорукого дала согласие на такой взаиморасчет.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Интересно. Точное количество полотен, прибывших в Санкт-Петербург в 1764 году, неизвестно. По данным ученых, работающих в Эрмитаже, в столицу привезли 317 картин: 227 с описью и 90 без описи. По другим сведениям, коллекция насчитывала всего 225 полотен. Так или иначе, цена ее на тот момент составляла 183 тысячи талеров.

Собрание состояло из работ итальянских, фламандских и голландских мастеров: Тициана, Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка. Голландские художники полюбились императорам России еще в начале века, а вот итальянцев они начали ценить только с началом Эпохи Просвещения.

Екатерина Алексеевна и ее наследники очень небрежно относились к картинам из этого собрания. Часть из них была раздарена императорами приближенным лицам, часть утеряна. До наших дней в музее сохранилось только 100 полотен из коллекции Гоцковского.

Малый Эрмитаж

Картины были размещены в двухэтажном дворцовом флигеле, построенном Ж.Б. Валлен-Деламотом – Эрмитаже. В переводе с французского это название означало «место для уединения», «приют отшельника». Во флигеле было несколько залов, кабинеты, комнаты с поднимающимися и опускающимися столами.

Екатериной Алексеевной были разработаны специальные правила для тех, кто посещает Эрмитаж: слушать музыку, играть в карты, читать, участвовать в театральных постановках и дружески общаться, «без чинов».

Интересно. Первое описание Малого Эрмитажа было сделано русским естествоиспытателем И. Георги. Он восторгался вкусом императрицы, красотой картин и богатой коллекцией фарфора, «белого золота» императоров, как говорили в XVIII веке. Также он упоминал о большом количестве расположенных в Эрмитаже бюстов великого французского философа Вольтера. Это не вызывает удивления, ведь Екатерина Алексеевна считала себя его ученицей и состояла с ним в переписке.

Расширение коллекции: европейский «шопинг» Екатерины Алексеевны

Императрица любила подчеркивать, что на покупку предметов искусства и драгоценностей она из казны денег не берет. Женщина она богатая, может себе позволить «маленькие капризы» в виде приобретения многочисленных картин, графических рисунков и скульптур для своего любимого Эрмитажа.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Коллекция Кобенцеля

В 1768 году в Брюсселе Екатериной было куплено обширное собрание графики, включающее в себя 5 тысяч рисунков. Наиболее ценной работой в коллекции был «Портрет неизвестной» Ж. Фуке.

Коллекция Генриха фон Брюля

В 1769 году Екатерина Алексеевна решила расширять собрание предметов искусства и приобрела на аукционе в Дрездене 600 картин и 1076 рисунков из коллекции первого министра эрцгерцога Саксонии Генриха фон Брюля. Покупка обошлась ей в 90 000 тысяч рублей.

Интересно. Барон фон Брюль собирал картины для своего повелителя, Августа III. Но, пользуясь властью и государственной казной, «насобирал» и для себя. Собрание его было обширным, только книг насчитывалось около 62 тысяч. Первый каталог по коллекции Брюля был выпущен в 1754 году. Его и увидела императрица. А когда ей доложили о продаже коллекции, сразу уточнила, возможен ли «опт».

Большой Эрмитаж

К 1770 году завершились работы по соединению Малого Эрмитажа с Зимним дворцом. Были построены две большие галереи с арочными окнами и внутренний сад Зимнего дворца. Картины располагались в галереях хаотично, бессистемно, лишь некоторые особо ценные из них были помещены под стекло. Места не хватало, и Екатерина Алексеевна приказала строить новое здание, Большой Эрмитаж. Архитектором был назначен Ю.М. Фельтен, друг одного из помощников императрицы в деле коллекционирования Д. Голицына.

Работу над Большим Эрмитажем маэстро планировал завершить в 1787 году. У Екатерины должно было появиться много свободного места. Можно было продолжать покупки.

Коллекция Троншена

В 1771 году все тот же Д. Голицын купил для Эрмитажа собрание женевского коллекционера Троншена. На эту коллекцию Екатерине Алексеевне указал Д. Дидро. Троншен был настолько доволен заключенной сделкой, что сообщил императрице об аукционе, основным лотом которого должно было стать легендарное собрание полотен барона Кроза де Тьера.

Коллекция П. Кроза

Покупку собрания барона совершал Д. Голицын. Эта коллекция считалась второй по размеру в Европе (первая принадлежала герцогам Орлеанским) – 400 полотен. В нее входили работы итальянских, голландских и французских мастеров: Рубенса, Пуссена, Ватто, Тициана. Истинными жемчужинами были:

Коллекция Уолпола

В 1779 году у британского премьер-министра Д. Уолпола была выкуплена коллекция его деда Роберта. Это было уникальное собрание, включающее в себя алтарные полотна, портреты монархов и членов их семей, картины и эскизы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта.

с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Смотреть картинку с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Картинка про с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей. Фото с частной коллекции какой русской императрицы эрмитаж начал свою историю как музей

Интересно. После покупки коллекции Уолпола Екатерина начала приобретать эскизы, считая, что с течением времени незаконченные работы известных художников будут так же ценны, как и их признанные шедевры.

Коллекция Бодуэна и Лайд-Брауна

В 1781 году в Париже по приказу императрицы было приобретено собрание графа Бодуэна, насчитывающее 119 картин. В этом же году у английского банкира были выкуплены многочисленные античные статуи и бюсты, а также скульптурные работы итальянских мастеров, таких как Микеланджело.

В 80-90 годах Екатерина Алексеевна приобретает для своей галереи коллекцию камней герцогов Орлеанских, заказывает портреты семьи у известных европейских художников, скупает фарфор и драгоценности – продолжает украшать Эрмитаж.

Интересно. Во времена Екатерины II посещать Эрмитаж могли только члены императорской семьи, придворные и ученики Академии Художеств. Последние – в образовательных целях.

Консультанты императрицы

Екатерина Алексеевна не просто бездумно скупала коллекции предметов искусства на европейских аукционах, она пользовалась услугами наиболее просвещенных людей своего времени, ценителей прекрасного. Среди ее эмиссаров были:

Интересно. Придворные и друзья императрицы, зная об ее страсти к искусству, старались угодить повелительнице и покупали для Эрмитажа удивительные вещи. Так князь Г. Потемкин в 1780 году приобрел у одной английской герцогини сломанные часы. Механик И. Кулибин сумел починить их, а светлейший князь – подарить императрице. Теперь часы «Павлин» являются настоящей жемчужиной коллекции Малого Эрмитажа.

До Екатерины II в Российской империи не было ни одного большого и систематизированного собрания предметов искусства. А после ее смерти в Большом и Малом Эрмитажах насчитывалось уже 4 тысячи картин, рисунков, гравюр, антиков, статуй, бюстов, камней, изделий из фарфора и драгоценностей. Государство получило в наследство уникальную коллекцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *