с алексеев история крепостного мальчика главная мысль
Алексеев «История крепостного мальчика» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Алексеев Сергей Петрович.
Краткое содержание для читательского дневника
1) В повести описана жизнь маленького крепостного мальчика Мити.
2) Как его продали от родителей.
3) Менялись хозяева, менялись условия пребывания.
4) Он хотел сбежать, и ему это в конце концов удалось.
6) Побывал на войне, получил медаль за храбрость и преданность от Суворова.
7) Вернулся к родителям, да и здесь жизнь не в милость.
8) А когда вскрылась правда, что он дом управляющего поджог у старого хозяина и пришли его арестовывать, опять убежал Митька.
Главные герои
Главная мысль
Сложная была жизнь у подневольных крестьян, хозяева порой были с причудами и били своих крестьян, продавали. Делали, что хотели. У кого-то не было сил и желания что-то изменить, а некоторые сопротивлялись, ради лучшей жизни. Только была ли она
Чему учит
Повесть тяжелая, и если посмотреть как сейчас живем мы, у нас не жизнь, а сказка о которой крестьяне только могли мечтать. Но и в ту жизнь они находили чему радоваться.
Отзыв
Повесть трогательная, порой даже до слез. Как мальчик, маленький мальчик мог не просто вынести все, что с ним происходило, но еще и жил, надеясь на лучше. А лучшее было, но заканчивалось.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 5 класса.
Сергей Алексеев, «История крепостного мальчика»: краткое содержание
Российский писатель С. Алексеев
Сергей Петрович Алексеев большую часть жизни посвятил написанию детских и исторических книг. И не удивительно, ведь он родился в интеллигентной докторской семье (1922 г.).
Благодаря тому, что его отец имел практику в деревне Плисков Киевской губернии (сегодня это территория Украины) будущий писатель с детства привык общаться с крестьянами и не понаслышке знал об их тяготах.
Когда Алексееву исполнилось 10, его родители переехали в Москву, где он и закончил школу. Целеустремленный юноша мечтал стать летчиком, для чего поступил в авиационное училище города Постава (сегодня территория Белоруссии) в 1940 г.
С началом Великой Отечественной Сергей Алексеев вместе с другими курсантами был переведен в Оренбургское летное училище. Проживая в Оренбурге, Алексеев заинтересовался историей и параллельно с училищем стал заниматься на вечерних курсах истфака местного пединститута.
После окончания училища юноша стал преподавать в нем. Однако из-за травмы, полученной во время учебного полета, вскоре вынужден был оставить летное дело и занялся литературой.
Поначалу будущий писатель редактировал чужие произведения, а с 1955 г. начал публиковать собственные. Его произведения были удостоены многих наград (Государственная премия СССР, Премия Ленинского комсомола, Международный диплом Г. Х. Андерсена) и переведены на 50 языков мира.
Основной тематикой творчества Сергея Алексеева являлась военная история Российской империи, начиная с середины XVI в.
Наиболее известные книги этого автора – «Сто рассказов из русской истории», «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика» (краткое содержание по главам в VI – IX пунктах), «Рассказы о Суворове и русских солдатах» и другие.
Умер Сергей Петрович в мае 2008 г. в возрасте 86 лет. Его могила находится на Переделкинском кладбище, куда и сегодня ценители творчества могут возложить цветы.
Повесть «История крепостного мальчика»
Однако наиболее ярким рассказом такого типа является «История крепостного мальчика» (краткое содержание — в VI – IX пунктах).
Впервые опубликовано это произведение было в 1958 г. и ознаменовало появление нового писателя-историка в детской литературе.
Основная мысль
Свой рассказ Антон Павлович написал в 1958 году, после этого о писателе-историке узнала вся страна. Книга включает в себя 4 главы, каждая поделена на части. Сюжет интересен тем, что в нем описываются не только приключения главного героя, но и важные события в истории.
Автор старался показать непросто жизнь отдельного человека, а целого общества, его настроение, мысли. Он касается и многих проблем в своем сочинение, это и социальное неравенство, жестокое обращение с крепостными.
Главная мысль, которую хотел донести Чехов до своих читателей, заключается в том, что нужно сопротивляться несправедливости, как делал это крепостной мальчик. Митька на протяжении всего рассказа развивается как личность, даже не имея должного образования. С каждым разом его поступки все обдуманнее, действия хитры и прозорливы.
Предыстория повести
Прежде чем рассмотреть краткое содержание книги «История крепостного мальчика», стоит узнать об историческом периоде, во время которого происходят все события.
Временные рамки можно ограничить периодом конца 80-х – начала 90-х гг. XVIII века. Об этом свидетельствует то, что Митя Мышкин встречается с бывшим бунтовщиком из армии Емельяна Пугачева, а также с великим полководцем Александром Суворовым при взятии Измаила. До отмены крепостного права (1861 г.) еще около 70 лет, а значит рабовладельческое сословие Царской России (едва успокоившееся после пугачевщины) не только не воспринимает крепостных как людей, но и относится к ним с усиленной строгостью. Вероятнее всего, именно поэтому данный период был выбран Алексеевым, чтобы показать всю мерзость крепостничества.
Главный герой книги
До того как ознакомиться с кратким содержанием рассказа «История крепостного мальчика», стоит узнать больше о его главном герое.
Сюжет сосредоточен на судьбе десятилетнего парнишки по имени Дмитрий (Митя) Мышкин из деревни Закопанка. Несмотря на юный возраст и отсутствие образования, он умен, находчив и смел. При этом у мальчишки обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Он готов помочь дорогому человеку, даже рискуя собственной жизнью.
Каждый раз, переходя к новому барину, он эволюционирует, учась на прошлых ошибках. Благодаря этому в последних главах Митя фактически уже сам выбирает себе хозяев.
При всем этом, несмотря на свою доблесть и находчивость, Митя остается ребенком, мечтающим вернуться к родителям. Но к финалу повести Мышкин превращается в этакого потенциального Пугачева, осознавшего, что добрых хозяев не бывает.
«История крепостного мальчика»: краткое содержание главы «Барыня Мавра Ермолаевна»
В начале повести Митя – счастливый беззаботный ребенок, не осознающий в полной мере, что значит быть крепостным. Неожиданной новостью для него становится то, что его с родителями везут продавать.
Из-за того, что торги происходили осенью (когда крепостные не особо ценились), никого из закопанских не купили. Однако перед закрытием ярмарки старая барыня положила глаз на мальчишку и выторговала его за 3 рубля.
Новая хозяйка, вдова армейского офицера, была очень бедной. Единственным источником ее дохода была пенсия по мужу. Однако денег едва хватало, чтобы содержать крохотный домишко на 3 комнаты, хлев, сарай и баню.
Помимо Мити, у хозяйки было еще 2 крепостных: Варвара и Архип.
Жили в имении Мавры Ермолаевны бедно и скучно. Главным развлечением этой женщины была порка рабов по субботам. Делалось это не за повинность, а для порядка. Ребенку такое отношение не нравилось, и, стремясь защитить себя и других, он спрятал розги.
В дальнейшем жизнь Мышкина только ухудшалась, поэтому он надумал бежать.
Краткое содержание повести «История крепостного мальчика»: глава вторая («Даша»)
Рядом со скромными владениям Митиной барыни располагалось роскошное новгородское поместье графа Алексея Гущина (Барабиха). Этот вельможа появлялся там редко, поэтому практически все время в имении заправлял его немец-управляющий Франц Нейман.
Однажды граф потребовал от управляющего подготовить крепостной оркестр и театр к Новому году. Нейман стал собирать склонных к музицированию крестьян по всей округе. Как-то раз ему довелось услышать, как Митя (которого к тому времени приставили пасти гусей) играет на дудочке. Оценив талант парня, Франц выкупил его у Мавры Ермолаевны за 2 мешка овса и старую перину.
Имение в Барабихе было большим. Там проживало много крепостных, и отношение к ним было в несколько раз лучше, нежели у прежней хозяйки. Постепенно мальчик привык и подружился с юной артисткой по имени Даша.
Несмотря на все хорошее, Митя пустился в бега. Его настиг посланный в погоню страшный немой псарь Федор. Однако он не отдал беглеца немцу, а долгое время прятал его у себя на псарне. Вскоре мальчишка подружился с мужиком и узнал, что язык тому вырвали из-за участия в пугачевщине.
Когда Мышкина обнаружил Франц, парню очень досталось. Но его выходили Даша и Федор.
Близился Новый год, и в театре шла генеральная репетиция. Даша играла одну из главных ролей и случайно упала. Управляющий хотел избить ее, но Митя заступился. Убегая от гнева немца, дети выскочили на мороз. Одетая в легкую театральную одежду девочка простудилась и через несколько дней умерла от болезни.
Стремясь отомстить за нее, Митя поджог домик, в котором жил немец. Дворовые особо не старались спасать управляющего, а те, кто попытался, были остановлены немым Федором, которого по недоразумению сочли виновником пожара.
Мышкин же, воспользовавшись ситуацией, сбежал.
Жизнь у офицера Вяземского
Митька добрался до большой дороги, но к тому времени у него не осталось сил, и он лёг прямо на снег. Мимо проезжал офицер. Ямщик заприметил что-то у дороги и остановил тройку. Замёрзшего мальчика подобрали, положили на дно сеней, укрыли дохой и решили сдать на станции. Когда сани подъехали к Чудову, Митька выскочил и спрятался. Скоро подали новую тройку, и малец тайком пробрался в неё.
Офицер спал, а когда проснулся, ему так понравилась смелость мальчика, что он согласился взять беглеца в Питер. Митька пообещал, что будет играть на дудке и выполнять все поручения. До этого офицер Вяземский выпил водки, поэтому настроение у него было приподнятым. Если бы не это, пришлось бы Митьке замёрзнуть на дороге.
Так началась жизнь в Питере, которая продлилась недолго. Мальчик охотно делал всё, что поручал Вяземский:
«Гвардейский поручик»
Рассмотрев краткое содержание «Истории крепостного мальчика» первых двух глав, стоит узнать: о чем же третья.
Оказавшись на дороге после побега, главный герой едва не замерз – как-никак зима. Его спас проезжающий мимо офицер. Он хотел сдать властям беглеца, но Мите удалось расположить к себе военного, и тот оставил парнишку у себя.
Новый хозяин, Александр Васильевич Вяземский, был поручиком лейб-гвардии императорского полка. Мальчик стал его денщиком и очень привязался к нему.
Из-за дуэли Вяземского отправили на войну с турками. Опасаясь за жизнь юного слуги, он хотел оставить его в своем имении, но Митя решил остаться с барином.
Участвую в битве за взятие Измаила, молодой офицер проявил отвагу, но был травмирован и едва не погиб. К счастью, Мышкин пробрался на поле боя и вытащил оттуда раненого хозяина. Об этом узнал сам Суворов и наградил юного героя медалью.
Вернувшись в Петербург, Вяземский в благодарность за спасение поклялся никогда не продавать мальчика. Но однажды, играя в карты, офицер поставил Митю на кон. Разочарованный мальчишка не стал дожидаться исхода партии и сбежал.
Другие персонажи
Мавра Ермолаевна – старая бедная помещица, которая вырвала Митьку из семьи.
Франц Иванович Нейман – управляющий графа Гущина, нового хозяина Митьки.
Даша – крепостная девочка, актриса, подруга Митьки.
Александр Васильевич Вяземский – добрый, веселый офицер, новый хозяин Митьки, проигравший мальчика в карты.
Гаврила Захарович Юсуповский – князь, генерал в отставке, человек с большими странностями, последний хозяин Митьки.
«Добрый барин»
Узнав «Истории крепостного мальчика» краткое содержание трех глав, пора разобраться, чем же кончилась эта книга.
После побега Мышкин бродил по столице в поисках пропитания. На базаре он случайно встретился с крепостным из Закопанки – кривым Саввой. Тот поведал, что бывшее хозяева разорились и распродали практически всех крестьян и земли. Родителями мальчика теперь владеет генерал Юсуповский, который известен добрым нравом.
Савва отвез мальчишку к отцу и матери, которые считали его умершим.
У нового барина из-за ранения в голову, были некоторые проблемы с психикой. Поэтому тот постоянно заставлял мальчишку играть в свои странные игры и притворятся то солдатом, то царицей. Несмотря на это, жилось Мите неплохо.
Через год барин вспомнил, что так и не оформил документы на покупку Мышкина и отправил своего управляющего к графу Гущину. Оттуда приехал солдат, чтобы арестовать мальчика за поджог. Понимая, что добром дело не кончится, парнишка сбежал на хозяйской упряжке.
Заключительная часть
В конце повести генерал Юсуповский узнал, что именно Митька поджёг дом управляющего. Когда мальчик прожил у барина год, новый хозяин вспомнил, что пообещал откупить его у Гущина. Генеральский управляющий отправился к графу, а когда вернулся, рассказал Юсуповскому историю с поджогом. Барин вызвал мальчика, и тот признался, что поджёг дом управляющего. К этому времени он уже знал от Саввы, что за его поступок наказали немого Фёдора.
Митьку завели в комнату, где стояла девка Палашка. Она закричала и бросилась к мальчику, а с другой стороны его схватил за руку барин. Но Дмитрий не растерялся и замахнулся на генерала стулом. Пока все замешкались, мальчик разбил окно и выскочил. Во дворе стояли запряжённые дрожки. Одна створка ворот случайно открылась, вторую выбили кони. Дрожки понеслись по дороге, и так мальчик снова «утёк». В завершение автор желает мальчику счастливого пути и большой удачи, давая читателю возможность самому додумать, как развивались события дальше.
Чему учит рассказ «История крепостного мальчика» Алексеева?
История крепостного мальчика.
Эта повесть Сергея Алексеева о судьбе крепостного мальчика Мити Мышкина, которого неоднократно продавали разным хозяевам, подвергали унижениям и побоям. В результате, мальчик начинает понимать, что добрых господ не существует, он приходит к выводу, что власть над другими людьми несёт зло. Митя постоянно убегает, но опять попадает в неволю.
Когда его хотят арестовать за поджог усадьбы, он понимает, что скорее погибнет, чем вернётся в неволю.
Рассказ учит пониманию того, что каждый человек рождён свободным и никому не дано права лишать его этого права. Стремление к свободе, это естественная потребность человека.
В этом рассказе Виталия Бианки, идёт речь о том, как два брата ненца отправились на охоту и младший подстрелил моржиху, у которой был моржонок.
Раненая моржиха опрокинула лодку и братья с трудом спаслись.
Этот рассказ учит любить природу, не охотиться на зверей без крайней необходимости. Ещё рассказ учит понимать, что нужно слушаться родителей, которые готовы спасать своих детей, рискуя собственной жизнью.
Старый Левонтий много лет добывал медь, потом работал на золотых приисках. Когда же совсем ослаб, разрешили ему на себя работать.
Стал Левонтий со своими сыновьями золото мыть. За неделю намыли они совсем мало. Левонтий отправился сдавать намытое золото в контору, а мальчишки остались одни на прииске. Они сварили уху из пойманной рыбы. К костру подошел старик Семеныч. Когда-то он был за ссору с приказчиком выпорот и сдан в солдаты. Вернулся через 25 лет. Родных не осталось, жил один в избушке. А деньги у него водились. Ребята угостили старика ухой, рассказали, что золота на участке совсем мало. Семеныч ушел, а потом вернулся с незнакомцем в золотой парчовой одежде. Незнакомец велел ребятам копать по его следу. И еще наказал не жадничать. Потом он превратился в огромного змея и переполз через реку. Оттуда указал место, где копать.
Семеныч объяснил, что это сам Великий Полоз, властитель золота. Он очень не любит жадности и мошенничества.
На следующий день ребята стали копать в указанном месте. Там был и золотой песок и мелкие самородки.
Великий Полоз помогал людям честным и работящим. От мошенников же золото прятал.
Сказ учит добиваться успеха добросовестным трудом, не хищничать, не брать более того, что требуется. Жадность к добру не приведет.
Собственно эта сказка пародирует людское общество, где для каждого человека есть своя роль, но каждый вполне может и «поиграть».
Главной мыслью является то, что ничто не вечно на земле и никакие богатства не могут дать счастье. Если есть возможность кому-то помочь, то это надо делать сейчас, не откладывая на будущее.
Автор рассказа «Ностальгия» Н.Тэффи была как и многие ее знакомые эмигранткой из нашей страны, ей пришлось перебраться в Париж в переломные годы революции.
Именно там и было написано произведение «Ностальгия», в нем описывается трудная и часто очень трагичная судьба людей лишившихся своей родины, их попытки выжить и как-то устроится на новом месте.
Данное произведение состоит из четырех частей, в каждой из них есть реплики различных людей, которые очень переживают и мучаются в отрыве от родной стороны.
После прочтения этого рассказа становится ясно, что практически все эмигранты в чужой стране сильно тоскуют по Родине, не могут найти место, они не могут принять действительность и начать жить по другому.
Основная тема произведения, а так же и основная мысль это тоска по Родине, переданная очень эмоционально и по женски ярко.
Мне очень понравился рассказ Константина Паустовского, который называется «Золотой линь». Данный рассказ читали в начальной школе, рассказ небольшой, но поучительный.
В данном рассказе два рыбака пошли на рыбалку, но день у них совсем не заладился, сначала женщины над ними смеялись, затем дед им мешал своими разговорами, затем погода внесла свои коррективы. В общем у них ничего не получалось.
но под конец им удалось поймать огромного линя.
Таким образом данное произведение учит нас не сдаваться, не смотря на все неудачи нужно идти вперед к своей цели. Рассказ учит терпимости, усидчивости, стрессоустойчивости.
Литературный обзор книги Сергея Алексеева «История крепостного мальчика».
История России от середины XVI века до середины XX века – основная тема книг автора. Повесть «История крепостного мальчика» рассказывает о судьбе маленького Митьки Мышкина, жившего в тяжёлый исторический период в России – время крепостничества. Крепостных крестьян не считали за людей и продавали, как скот. Десятилетнего Митьку разлучили с семьёй и продали злой барыне, которая издевалась над крепостными, ни за что лупила их розгами. Бунтарский характер, не позволил терпеть мучения и Митька сбежал. Но был пойман и бит. Здесь автор рисует слой общества – бедных помещиков, которые вынуждены сами были терпеть от богатых бар, и срывали всё зло на крепостных.
Но всё ж Митька смог уйти от злой помещицы. У него открылся музыкальный талант, и он был выкуплен, чтобы играть в помещичьем театре. Здесь он встречает свою первую, ещё детскую любовь и трагически теряет её. Решив отомстить за подругу, Митька становится на путь преступления. И снова бежит из рабства. На этом примере автор показывает другой слой общества – богатых помещиков, желающих выделиться из толпы таких же, у них управляют имениями иностранцы и они, порой не знают сами, что творится в их владениях.
Едва не погибнув, он попадает в услужение к офицеру. Это самый лучший период в жизни Митьки. Но офицерство в те времена всё погрязло в пороках – карты, пьянство, дуэли. Митька поучаствовал в войне, познакомился с самим Суворовым и даже получил медаль. Но новый хозяин проиграл его в карты. И Митька снова бежит.
Он возвращается к родителям. Следующим его хозяином становится выживший из ума князь. Он был не злой, но от его самодурства, тоже крепостным доставалось. Но, увы, и здесь долго не остался Митька. Догнала его весть о его преступлении. Но не смогли его арестовать. Он снова ударился в бега.
На примере судьбы мальчика автор рассказал об этом тяжёлом времени, когда большинство крепостных мирились с самодурством хозяев. Но уже в крепостной среде зарождались такие вот «Митьки», которые бросали вызов крепостному строю и хотели, чтобы к ним относились по человечески. Они готовы были жертвовать собой для защиты родины или друзей, но не прощали несправедливости. Благодаря вот таким Митькам, в конце концов, крепостничество исчезло. Именно на это, я считаю, указывает автор, заканчивая повесть очередным побегом Митьки Мышкина и словами. «Прощай Митька! Счастливого тебе пути и большой удачи!»
Повесть написана живым образным языком. Читается на одном дыхании. Захватывающий сюжет заинтересует большой круг читателей. Независимо от возраста.
от 23 сентября 2014
История России от середины XVI века до середины XX века – основная тема книг автора. Повесть «История крепостного мальчика» рассказывает о судьбе маленького Митьки Мышкина, жившего в тяжёлый исторический период в России – время крепостничества. Крепостных крестьян не считали за людей и продавали, как скот. Десятилетнего Митьку разлучили с семьёй и продали злой барыне, которая издевалась над крепостными, ни за что лупила их розгами. Бунтарский характер, не позволил терпеть мучения и Митька сбежал. Но был пойман и бит. Здесь автор рисует слой общества – бедных помещиков, которые вынуждены сами были терпеть от богатых бар, и срывали всё зло на крепостных.
Но всё ж Митька смог уйти от злой помещицы. У него открылся музыкальный талант, и он был выкуплен, чтобы играть в помещичьем театре. Здесь он встречает свою первую, ещё детскую любовь и трагически теряет её. Решив отомстить за подругу, Митька становится на путь преступления. И снова бежит из рабства. На этом примере автор показывает другой слой общества – богатых помещиков, желающих выделиться из толпы таких же, у них управляют имениями иностранцы и они, порой не знают сами, что творится в их владениях.
Едва не погибнув, он попадает в услужение к офицеру. Это самый лучший период в жизни Митьки. Но офицерство в те времена всё погрязло в пороках – карты, пьянство, дуэли. Митька поучаствовал в войне, познакомился с самим Суворовым и даже получил медаль. Но новый хозяин проиграл его в карты. И Митька снова бежит.
Он возвращается к родителям. Следующим его хозяином становится выживший из ума князь. Он был не злой, но от его самодурства, тоже крепостным доставалось. Но, увы, и здесь долго не остался Митька. Догнала его весть о его преступлении. Но не смогли его арестовать. Он снова ударился в бега.
На примере судьбы мальчика автор рассказал об этом тяжёлом времени, когда большинство крепостных мирились с самодурством хозяев. Но уже в крепостной среде зарождались такие вот «Митьки», которые бросали вызов крепостному строю и хотели, чтобы к ним относились по человечески. Они готовы были жертвовать собой для защиты родины или друзей, но не прощали несправедливости. Благодаря вот таким Митькам, в конце концов, крепостничество исчезло. Именно на это, я считаю, указывает автор, заканчивая повесть очередным побегом Митьки Мышкина и словами. «Прощай Митька! Счастливого тебе пути и большой удачи!»
Повесть написана живым образным языком. Читается на одном дыхании. Захватывающий сюжет заинтересует большой круг читателей. Независимо от возраста.