с 189 подводная лодка история
Музей подводная лодка С-189
В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее «музейной». Однако их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, инициатива балтийских ветеранов-подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи ветерана ВМФ А.А.Артюшина, взявшего на себя бремя организации финансирования проекта, содействии заместителя командира ЛенВМБ по вооружению и эксплуатации Ю.И.Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В.Крамаренко и О.С.Салия в конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему «С-189» с грунта.
После подъема лодку на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где она обрела второе рождение.Под надзором специалистов Российского Речного Регистра Канонерский судоремонтный завод выполнил работы по восстановлению корабля.
Затем два с лишним года ушло на восстановление внутреннего оборудования, придание отсекам первоначального вида. В это же время решалась и задача по организации на лодке плавучего музея.
Руководитель проекта по переоборудованию лодки, ныне Председатель Совета музея А.А.Артюшин, несмотря на многие организационные и технические сложности, смог осуществить с помощью заводских и военных специалистов восстановление оборудования, с установкой недостающих и вышедших из строя технических средств и вооружения.
В феврале 2010 году в честь 55-летия «С-189» Почта Росси выпустила почтовую карточку, а 09 марта организовала спецгашение на борту подводной лодки.
В настоящее время деятельность музея включает, в том числе:
— Предоставлении возможности посещения Музея жителям и гостям нашего города.
— Предоставление возможности бесплатного посещения Музея ветеранами войны, труда и военной службы по приглашениям Музея.
— Предоставление возможности бесплатного посещения Музея для детей-сирот, воспитанников Нахимовского и Суворовского училищ, Кадетских Корпусов по заявкам руководителей учебных заведений.
— Проведение архивных изысканий с целью сохранения истории создания и службы подводных лодок 613 проекта в ВМФ СССР (по всем 215 единицам).
— Дальнейшее развитие экспозиции музея, поиск, приобретение, восстановление и установка на борту ПЛ «С-189» недостающих образцов техники.
За одиннадцать лет работы с 19 марта 2010 года наш Музей посетило более 120000 жителей и гостей Санкт-Петербурга, из них, бесплатно, более 7000 детей-сирот, воспитанников детских домов, Нахимовского, Суворовского училищ, Кадетских корпусов.
Кают-компания Музея стала традиционным местом встречи ветеранов ВМФ.
Музей подводная лодка С-189
В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее «музейной». Однако их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, инициатива балтийских ветеранов-подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи ветерана ВМФ А.А.Артюшина, взявшего на себя бремя организации финансирования проекта, содействии заместителя командира ЛенВМБ по вооружению и эксплуатации Ю.И.Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В.Крамаренко и О.С.Салия в конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему «С-189» с грунта.
После подъема лодку на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где она обрела второе рождение.Под надзором специалистов Российского Речного Регистра Канонерский судоремонтный завод выполнил работы по восстановлению корабля.
Затем два с лишним года ушло на восстановление внутреннего оборудования, придание отсекам первоначального вида. В это же время решалась и задача по организации на лодке плавучего музея.
Руководитель проекта по переоборудованию лодки, ныне Председатель Совета музея А.А.Артюшин, несмотря на многие организационные и технические сложности, смог осуществить с помощью заводских и военных специалистов восстановление оборудования, с установкой недостающих и вышедших из строя технических средств и вооружения.
В феврале 2010 году в честь 55-летия «С-189» Почта Росси выпустила почтовую карточку, а 09 марта организовала спецгашение на борту подводной лодки.
В настоящее время деятельность музея включает, в том числе:
— Предоставлении возможности посещения Музея жителям и гостям нашего города.
— Предоставление возможности бесплатного посещения Музея ветеранами войны, труда и военной службы по приглашениям Музея.
— Предоставление возможности бесплатного посещения Музея для детей-сирот, воспитанников Нахимовского и Суворовского училищ, Кадетских Корпусов по заявкам руководителей учебных заведений.
— Проведение архивных изысканий с целью сохранения истории создания и службы подводных лодок 613 проекта в ВМФ СССР (по всем 215 единицам).
— Дальнейшее развитие экспозиции музея, поиск, приобретение, восстановление и установка на борту ПЛ «С-189» недостающих образцов техники.
За одиннадцать лет работы с 19 марта 2010 года наш Музей посетило более 120000 жителей и гостей Санкт-Петербурга, из них, бесплатно, более 7000 детей-сирот, воспитанников детских домов, Нахимовского, Суворовского училищ, Кадетских корпусов.
Кают-компания Музея стала традиционным местом встречи ветеранов ВМФ.
С 189 подводная лодка история
С-189, ППМ С-189
проект 613
фотография:
ПЛ С-189 проекта 613 в Палдиски (Эстонская ССР). 1984-1985 год.
Фрагмент фотографии из архива Синявского Э.
1954 год 1 февраля
Зачислена в списки кораблей BMФ СССР;
1954 год февраль
Сформирован экипаж из личного состава 5-го ВМФ;
1954 год 4 сентября
Спущена на воду;
1954 год 2 ноября
Начало швартовых испытаний;
1954 год 28 декабря
Окончание швартовых испытаний;
1955 год 9 января
Поднят военно-морской флаг (приказ Командующего 4-го ВМФ от 8 января 1955 г.). День считается корабельным праздником;
1955 год 9 марта
Вступила в строй;
1955 год 15 февраля
Переформирована в состав 157-й БрПЛ Восточно-Балтийской флотилии с базированием на г.Палдиски (Эстонская ССР);
1956 год 20 мая
Перечислена в состав 158-й ОБрПЛ 27-й ДиПЛ КБФ с базированием на г.Клайпеда (Литовская ССР);
1957 год 1 июля
Перечислена в состав 417-го дивизиона 177-й бригады опытовых кораблей Ленинградского BMP с базированием на бухту Владимировская (Приозерский район Ленинградской области);
1959 год
Экипажу вручено почетное Красное знамя Областного совета ВЛКСМ;
1959 год
Перешла на испытательный полигон на Ладожское озеро для испытаний новых образцов вооружения и техники;
1960 год
При выполнении программы испытаний, при подныривании под обеспечивающй корабль, прозошло касание ограждением рубки днища корабля. Причиной столкновения оказалась нерасчетливость командира. После разбора происшествия он был снят с должности;
1965 год 5 мая
Перечислена в состав 116-го ОДнПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с базированием на г.Кронштадт;
1966 год 31 августа
Переформирована в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с прежним местом базирования;
1968 год июль
В день 50-летия ВМФ выполнила в Ленинграде на Неве специальное задание: по сигналу погрузилась в позиционное положение напротив Горного института, прошла под мостами до Литейного моста и всплыла. Когда поравнялась с кормой крейсера «Киров», с носовой надстройки ПЛ были выпущены сигнальные ракеты;
1970 год 9 апреля
Приказом командира Ленинградской ВМБ объявлена «Отличным кораблем»;
1970 год апрель
Приняла участие в меневрах «Океан»;
1971 год
Подтвердила звание «Отличный корабль»;
1972 год
Базировалась на Лиепаю. Участвовала в учениях ДКБФ «Весна-72» и «Балтика-72»;
1972 год
Подтвердила звание «Отличный корабль»;
1975 год с мая по сентябрь
Выполнила программу специальных испытаний новых образцов вооружения и техники на полигоне в Ладожском озере;
1977 год июль
Представляла соединение на праздновании Дня ВМФ в г.Москва;
1978 год октябрь
Приняла участие в торпедных стрельбах на приз ГК ВМФ. Стрельба на «отлично» заняла 2-е место в ВМФ по торпедной подготовке. Приказом командира 25-й БрПЛ от 03.11.1978 за участие в состязательных торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, которые проводились впервые в истории Ленинградской ВМБ и за достойное выполнение служебного Долга всему личному составу подводной лодки С-189 объявлена благодарность;
1978 год
Признана лучшим кораблем соединения;
1979 год лето
Перебазирована на Ладожское озеро для участия в испытаниях новых образцов оружия;
1979 год
Признана лучшим кораблем соединения;
1982 год
Признана лучшим кораблем соединения;
1983 год
Участвовала в учениях ДКБФ под руководством ГК ВМФ СССР;
1985 год июль
Приняла участие в параде в День ВМФ в г.Ленинграде;
1986 год 1 сентября
Согласно директивы Главного Штаба ВМФ от 14.03.1986 и директивы Начальника штаба Ленинградской ВМБ от 15.04.1986 выведена в резерв 3 категории и законсервирована в составе 25-й БрПЛ в г.Кронштадт. Уход и сбережение за подводной лодкой возложены на 82-й экипаж консервации подводных лодок;
1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации (приказ Главнокомандующего ВМФ от 19.04.1990 и командира Ленинградской ВМБ от 28.05.1990). Поставлена на отстой в г.Кронштадт;
1990 год 1 октября
Расформирован экипаж;
2005 год ноябрь
Поднята и отбуксирована в Канонерский завод для переоборудования в музей;
2006 год 22 июня
Выведена из плавдока Канонерского завода и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по восстановлению интерьера;
2007 год 2 августа
Переведена и отшвартована к плавпричалу набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого (бывшее ВВМУ им. Фрунзе) в г.Санкт-Петербург для постоянной стоянки;
2007 год 3 августа
Торжественный подъем флага и открытие плавучего памятника-музея (подводного плавучего музея » ППМ С-189″ по инициативе ветеранских организаций моряков-подводников г.Санкт-Петербурга). Координатором и руководителем работ по воплощению проекта создания плавучего памятника-музея стал Артюшин А.А.;
2012 год
Открыта для посещения в качестве музея;
2019 год
Используется в качестве музея.
командиры (в/ч 81302):
1. Мышкин Н.А. (27.07.1953-03.12.1956)
2. Сафронов К.В. (03.12.1956-03.10.1960)
3. Маслич Р.В. (31.10.1960-31.08.1962)
4. Онуфриенко Ю.С. (11.09.1962-28.08.1964)
5. Ходырев В.Я. (21.09.1964-22.08.1967)
6. Пихтелёв М.Х. (11.09.1967-26.06.1975)
7. Плеханов Б.В. (26.06.1975-17.03.1977)
8. Голанд Л.И. (17.03.1977-26.07.1978)
9. Куция А.И. (31.07.1978-04.04.1983)
10. Иванов И.В. (04.04.1983-1984?)
11. Ведров С.А. (1984?-1986)
12. Чернышев Н.В. (01.05.2006-2019-20??) капитан-директор «ППМ С-189»
источники:
1. Пресс-релиз ООО «И.М.С.А.» от 01.08.2007г.;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Фотография Николаева А.С.
4. Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», ВТА «Тайфун», №3, 2002г.
5. Апрелев С.В. «Советские субмарины в музеях мира», Подводный флот Отечества, №12, 2006г.
6. Козлов В.С. «Средиземноморский экстрим», НИКА, Санкт-Петербург, 2008г.
7. «Кронштадское соединение ПЛ (1918-2008), ВТА «Тайфун», специальный выпуск №7, 2008г.
8. Пихтелев М.Х. «Автобиографические записки», 2001г.
9. Информация с сайта Отдела Санкт-Петербургской епархии по связям с ВМФ.
Подводная лодка-музей «С-189»
Региональное Общественное Учреждение Культуры (некоммерческая организация)
Адрес музея: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы (напротив дома 31, угол 16-ой линии).
Вход на причал через пассажирский терминал.
Телефон для справок: +7 (904) 613-7099 (c 11.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника).
Подводная лодка-музей «С-189» запись закреплена
ОБЪЯВЛЕНИЕ. С 30 октября по 7 ноября 2021 года
Для посещения музея лицам от 18 лет и старше необходимо предъявить:
— QR-код о полном курсе вакцинации от COVID-19 (срок действия один год) либо QR-код о перенесенном заболевании COVID-19 (срок действия шесть месяцев), а также удостоверение личности с фотографией.
— Либо справку о медицинском отводе от вакцинации вместе с отрицательным ПЦР-тестом, сделанным не позднее чем за один день до посещения Музея, и удостоверение личности с фотографией.
Показать полностью.
Медицинские справки, не содержащие QR-коды, не являются основанием для допуска посетителей в музей.
QR-код не освобождает от необходимости носить маску на территории музея.
Лица, привитые зарубежными вакцинами, в Санкт-Петербурге к посещению музеев не допускаются.
Основание: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 23 октября 2021 года № 795 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121».
Музей «Подводная лодка С-189» в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург — колыбель российского флота, здесь чтят память моряков и, возможно, именно поэтому в городе существует несколько плавучих музеев. Далее речь пойдет об одном из них, посвященном подводной лодке С-189. Дизельная подлодка была построена в 1954-м и находилась на боевом дежурстве 35 лет вплоть до апреля 1990 года.
Музей «Подводная лодка С-189»
Как добраться
Ближайшая станция метро — «Василеостровская». Выходим из метро и поворачиваем направо, на пешеходные 6-ю и 7-ю линии Васильевского острова. Доходим до Невы и поворачиваем ещё раз направо. Примерно через 800 метров мы увидим подводную лодку.
Стоимость входного билета — 400 рублей (зима 2019-го). Карты не принимают.
Немного истории
Подлодка С-189 относится к 613 серии — первой самой массовой после Второй мировой войны. За период с 1950 по 1958 годы было выпущено 215 единиц. У подводной лодки как судна очень непростая история. Изначально ее ждал распил на металл, но судьба решила иначе — подлодка затонула у причала в Кронштадте. Впоследствии ветераны ВМФ приняли решение поднять ее со дна и превратить в музей. Подъемные работы были осуществлены в 2005 году, первый этап восстановительных работ завершился в 2007 году, вскоре подлодка была помещена на вечную стоянку к плавучему причалу на набережной Лейтенанта Шмидта. Восстановление интерьера подлодки заняло еще около трех лет, и лишь в 2010 подлодка заработала как музей.
Различных рычагов и переключателей на подлодке — бессчетное количество
Спасательный костюм
Экскурсия
Посетить подводную лодку С-189 мы решили на январских праздниках 2019 года. Чтобы попасть в музей, нужно пройти через дебаркадер и плавучий пирс. Сразу оговоримся, что погода была снежная, с уборкой никто не спешил, поэтому было очень скользко. Подойдя к подлодке, мы попали в довольно большую очередь — оказалось, что пропускают внутрь лишь по 10-12 человек. Желание посетить музей было велико, поэтому решили подождать и примерно через полчаса стояния на морозе попали внутрь. Еще нюанс: туалета в музее нет, ближайший – в кафе, а идти до него порядочно, так что лучше планируйте поход в уборную перед экскурсией.
Через бывшее техническое погрузочное отверстие попадаем в подлодку, платим за входной билет (только наличными) и идем в 7-й кормовой торпедный отсек, где и начинается экскурсия. Из интересного здесь представлен спасательный костюм и два торпедных аппарата, через которые в случае необходимости мог эвакуироваться личный состав. Помимо этого в отсеке расположен аварийный люк и ручные приводы управления рулями.
Торпедные аппараты
Экскурсия продолжается в 6-м, электромоторном, отсеке. Здесь мы узнаем о четырех электродвигателях подлодки — двух главных ходовых и двух экономического хода (именно они в основном и использовались для перемещения под водой).
Переходим в 5-й, дизельный отсек. Здесь находятся два дизеля мощностью по 2000 лошадиных сил каждый. В этом же отсеке располагался и импровизированный душ, поскольку фактически он не был предусмотрен. В качестве теплой воды использовалась забортная вода из контура охлаждения дизелей.
Переходим в носовую часть подлодки и оказываемся в 1-м отсеке, носовом торпедном. Здесь расположены четыре торпедных аппарата. Кстати, общий боезапас подлодки составлял 12 торпед или 22 мины. 1-й отсек также и самый густонаселенный — 16 коек.
Машинный телеграф
Кают-компания
Заходим во 2-й, аккумуляторный отсек. Здесь находится кают-компания, каюты офицерского состава и сами батареи под полом. Примечательно, что в верхней части отсека есть специальный люк для их загрузки.
Направляемся в 3-й отсек, служащий главным постом. Здесь находится пульт управления подлодкой.
Переходим в 4-й, тоже аккумуляторный отсек. Именно через него мы и попали на подлодку и именно через технический люк для загрузки АКБ. В нижней (подпольной части) отсека расположены аккумуляторные батареи. А большую, «жилую» часть отсека занимает кают-компания и камбуз. Интересно, что вся провизия на подлодке была в консервированном виде, в том числе очищенная картошка, и даже буханки хлеба также были закатаны в консервные банки.
Койки для экипажа
Перископ
Если экскурсия по подводной лодке придётся вам по душе, рекомендуем также посетить корабль-музей «Беспокойный» в Кронштадте или музей «Ледокол «Красин». Последний находится в нескольких сотнях метров от подлодки.
Если кратко, в целом получается так:
- ждать экскурсию придется на улице, так что одевайтесь по погоде; помещения подлодки очень узкие, нужно надевать удобную одежду; сама экскурсия, на наш взгляд, не самая интересная, зато можно сделать классные фото и прикоснуться к некогда боевому кораблю.