ржев 2019 военный история драма
Ржев (2019)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
По мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью».
Февраль 1942 года. После нескольких месяцев ожесточенных боев рота Красной Армии, от которой осталась лишь треть личного состава, наконец выбивает врага из села Овсянниково. Бойцы, измотанные до предела, ожидают подкрепления, однако штаб приказывает им удерживать деревню любой ценой, что означает смертный приговор. Перед командиром роты встает тяжелый выбор — выполнить бессмысленный приказ командования и потерять оставшихся людей или вывести бойцов из-под огня и пойти под трибунал.
Ржев (2019)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
По мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью».
Февраль 1942 года. После нескольких месяцев ожесточенных боев рота Красной Армии, от которой осталась лишь треть личного состава, наконец выбивает врага из села Овсянниково. Бойцы, измотанные до предела, ожидают подкрепления, однако штаб приказывает им удерживать деревню любой ценой, что означает смертный приговор. Перед командиром роты встает тяжелый выбор — выполнить бессмысленный приказ командования и потерять оставшихся людей или вывести бойцов из-под огня и пойти под трибунал.
Ржев 2019 военный история драма
1942 год. Зима. Бои под Ржевом. Рота советских солдат заняла село Овсянниково. И тут командир получает новый приказ: удержать село любой ценой. А это на фронте могло означать: даже до последнего солдата. Ситуация осложняется и тем, что сюда прибывает молодой лейтенант, служащий в особом отделе. И его задача — выявить предателей среди своих же. Смогут ли они в этих условиях выстоять до конца?
Идею драмы Ржев режиссер Игорь Копылов подчерпнул в повести Искупить кровью, созданной писателем, который сам воевал на фронте, — Вячеславом Кондратьевым. Игорь же известен зрителям по таким сериалам, как Наружное наблюдение и Ленинград 46. Однако кроме режиссерского портфолио, насчитывающего более 20 киноработ, Вячеслав активно снимается в качестве актера. Наиболее рейтинговыми кинофильмами с его участием стали Черный ворон, Разведчицы, Высокие ставки и некоторые другие.
В историческом плане битва за Ржев стала одной из самых кровавых военных операций. В целом, за период чуть более года здесь полегло около миллиона советских и немецких солдат. По этой причине в памяти прошедших ту войну Ржевская битва осталась, как ржевская мясорубка. Она включает в себя три операции, проводимых Советской Армией. Продолжительность каждой из них составляла три месяца.
События киноленты разворачиваются в первую такую операцию, которая длилась с 08.01.42 по 20.04.42, когда обе стороны несли ощутимые потери. Хотя полностью добиться поставленных целей в тот период времени не удалось, советские войска отбросили врага назад на 100-250 километров.
«Мы учились воевать уже на войне»: События фильма «Ржев» с точки зрения истории
5 декабря в широкий прокат вышла военная драма Игоря Копылова по мотивам повести «Искупить кровью». Сюжет фильма частично основан на реальных событиях и посвящен тяжелым сражениям за деревню Овсянниково.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что «Ржев» успел заинтересовать зрителей и специалистов с первого дня премьеры. В российских кинотеатрах военную драму стали показывать 5 декабря, за неделю на фильм появилось большое количество отзывов и рецензий. Сюжет киноленты основан на повести «Искупить кровью», в произведении автор Вячеслав Кондратьев стремился отразить собственные впечатления от участия в Великой Отечественной войне.
Фильм показывает сутки из жизни солдат, переживших штурм деревни Овсянниково. Герои измотаны, но у них нет права на отдых: по приказу им необходимо удержать стратегический пункт всеми силами. Ситуация осложняется прибытием лейтенанта-особиста, который требует, чтобы красноармейцы показали вещи на предмет наличия немецких листовок. Бойцы недовольны проявленным недоверием, но, несмотря на все разногласия, они понимают: на первом месте остается главная цель — защита Родины.
В целом публика приняла фильм тепло, однако не обошлось и без критических комментариев. Некоторым зрителям не понравилось решение военного руководства оставить солдат в Овсянниково без еды и подкрепления, часть замечаний затронула образ жестокого особиста. Однако, по мнению историков, во времена Великой Отечественной войны командованию приходилось принимать действительно непростые решения.
Так, одной из задач деятельности особого подразделения было определять, кто из красноармейцев перешел на сторону Германии.
«Да, немцы разбрасывали листовки над линией фронта, неустойчивые элементы, конечно, перебегали. Особисты сыграли большую роль, выявляя предателей», — рассказывает заведующий отделом истории народного ополчения Государственного музея обороны Москвы Владимир Каримов. По вопросу образа безжалостного командования Владимир Иванович отмечает, что приказ удерживать важный стратегический пункт любой ценой мог быть отдан, если сдача объекта повлекла бы серьезные последствия. «Армия Гитлеровской Германии была обучена, хорошо вооружена, модернизирована, имела двухлетний опыт ведения войны, это тоже сказывалось. Мы учились воевать уже на войне. Поэтому события на фронте могли быть любые. Подойти с точки зрения мирного человека тут нельзя. Действия людей ограничивались условиями войны и теми законами, которые принимались», — подчеркивает историк.
Схожей позиции относительно распоряжений военного руководства придерживается и старший научный сотрудник НИИ военной истории Владимир Фесенко: «Почему давали приказ держать? В тех событиях командование принимало на свой взгляд оптимальное решение в силу выполнения той или иной задачи. Сама обстановка диктовала жесткие меры».
Несмотря на критику, фильм «Ржев» получил множество положительных отзывов. Зрители отмечали игру актеров, работу операторов, и реалистичные сцены боев. Лучшей наградой для создателей киноленты была похвала от ветеранов, которые были приглашены на премьеру во Ржеве. «Мы пытались честно и правдиво рассказать о войне. Эта история не о всей Ржевской битве. Мы заострили внимание лишь на одном дне жизни роты, который, по моему мнению, заставит людей всё переосмыслить», — признался режиссер Игорь Копылов.
Исторический фильм « Ржев»: убедительная картина или нелепый провал?
В декабре 2019 года на экраны вышел фильм « Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?
В декабре 2019 года на экраны вышел фильм « Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?
Хорошее кино — это хороший сценарий. Литературная основа у « Ржева» откровенно слабая. Единственный плюс — отсутствие вымученной лирической линии. Произведение « Искупить кровью» хотя и принадлежит перу писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, но относится скорее к перестроечной обличительной литературе. Тогда была популярна « правда» об участии в войне уголовных элементов, и Кондратьев с огоньком описывал воевавших матёрого уголовника и мелкую шпану. По существу, именно они — главные герои.
Таким же « остреньким» тогда было « показать особиста» — и этот приём стал плоским от избитости в 90-е. В 2019 году то, как уголовник в « Искупить кровью» убивает особиста ради его документов, выглядит уже откровенным идиотизмом.
Не основано на реальных событиях
От живописного уголовника-убийцы авторам пришлось отказаться, но в результате повествование в « Ржеве» сразу стало разъезжаться по швам. В жертву « остренькому» принесли минимальное соответствие историческим событиям. Увлёкшись скандальными подробностями, автор « Искупить кровью» вообще ушёл от своего собственного опыта боев за Овсянниково. Ни в повести, ни в фильме отражения реальных боёв апреля 1942 году просто нет. Тогда деревню несколько раз безуспешно пытались взять штурмом. В перестройку В. Кондратьев ознакомиться с документами по тем событиям ещё не мог, создатели « Ржева» — не захотели.
Вместо ожидаемой череды атак на занятую немцами деревню с большими потерями в « Ржеве» разворачивается простенькая история « взяли, а потом оставили деревню».
Что сразу видно при просмотре? Занятая деревня слабо напоминает типовой немецкий опорный пункт времён зимних боёв 1941–1942 годов. Немцы готовили деревню к обороне путём переоборудования нескольких подходящих домов в импровизированные дзоты и сжигали остальные здания. Свободное размещение в деревенских домах на кроватях стало бы самоубийством под огнём советской артиллерии. Это и происходит в фильме, когда от попадания снаряда в дом гибнут люди в перевязочном пункте.
Безграмотность? Не думаю!
Предположим, что авторы фильма не смогли изобразить превращённую в опорный пункт деревню, поскольку страдают исторической безграмотностью. Эту версию подтверждает стоящий перед деревней подбитый танк Т-34 с « гайкой» и командирской башенкой. Он явно переместился во времени и пространстве откуда-то с Западной Украины весны 1944 года.
Однако обратим внимание: чем же занимаются герои фильма, заняв деревню? Оборудуют позиции фронтом к противнику? Ну хорошо, вялые попытки они делают, даже приказали куда-то перетащить « спираль Бруно». Реально же « спираль Бруно» никуда не переместили, и в кадре она не появляется; вместо неё — « испанский всадник», рогатка. Попытки закрепиться быстро затухают со смертью одного деятельного сержанта. Солдаты в основном бездельничают, а не машут в поте лица лопатами и топорами.
Всё это выглядит не как глупость, а как вынужденное натягивание сюжета на глобус.
Если мало-мальски оборудовать оборону, то не появится никакой мотивации оставить деревню из-за немецкой контратаки. Тем более глупо будет оставить стандартный опорник с круговой обороной и амбразурами в стенах изб — при том, что пулемётов у роты, как своих, так и трофейных, хватает.
Неубедительно выглядит и нытьё про усиление « сорокапятками». Если кто не знает, « сорокапятки» именно тогда, в 1942 году, были дефицитом. В Овсянникове совершенно не просматривается тот факт, что они действительно нужны. Командование ограничивается посылкой двух пулемётов — и это нормальное усиление на предложенной позиции и при таком соотношении сил.
Ночные кошмары
Лазейку для перехода к долгожданному отходу из деревни и скандалу давала немецкая ночная атака. За светскими разговорами ни о чем титаны тактики её проспали. Однако ночную вылазку по логике сюжета все же требовалось отбить для героизации одного из персонажей. В исходном « Искупить кровью» в спину крадущимся в ночи немцам стреляет, спасая товарищей, герой-уголовник. В « Ржеве» эта роль досталась осколку империи — благообразному крестьянину, ‘ title=>ветерану Первой мировой.
Ход неплохой, сердце наименее осведомлённых поклонников « России, которую мы потеряли» удалось завоевать.
Правда, скучные историки в этот момент холодно начали спрашивать насчёт молебнов перед атакой под Нарочью в 1916 году, где с ‘ title=>позиционным кошмаром всё было в порядке.
В итоге проблема « как заставить роту уйти из деревни» осталась. Как же её решили создатели « Ржева»? Ни за что не догадаетесь.
Великие и ужасные миномёты
Советская стрелковая рота по приказу командира покидает только что занятое с боем и потерями Овсянниково под угрозой… обстрела 81-мм миномётами. Видимо, в сознании авторов фильма это — чудо-оружие инфернальной разрушительной силы, сама угроза применения которого должна заставлять бежать без оглядки. Не артиллерия больших калибров или авиация, не даже реактивные миномёты — всё это было в реальных ржевских боях. Нет, банальные батальонные миномёты, под огнём которых можно отсидеться в минимально подготовленной полевой обороне, встретив атакующих после « могучего» удара 81-мм мин немцев пулемётным огнём.
Совершенно немотивированный уход из важного опорного пункта предсказуемо вызывает неудовольствие и даже ярость командования в лице командира батальона. Это действительно ничем не оправданная трусость, в которую предлагают поверить ( и оправдать) создатели « Ржева».
И что, хоть кто-то в это всё поверил?
« Стратегическое» значение
Вообще, имея слабую литературную базу, авторы фильма попытались приложить к ней свои очень умелые ручки. В результате атака « какой-то» роты на деревню якобы имитирует наступление, отвлекающее от удара прибывающей откуда-то из тумана « 30-й армии». Всё это крайне беспомощно.
В реальной жизни Овсянниково изначально находилось в полосе 30-й армии. Впрочем, в некоторых моментах авторам « Ржева» удалось отойти от крупиц реализма, которые были в « Искупить кровью». Так, у Кондратьева удачную атаку деревни обеспечили ‘ title=>танки. В « Ржеве» танков в начале фильма нет.
Листовки
История с листовками, может быть, и выглядела глупым самоуправством в 1980-е. Сейчас же мы знаем, что пропаганда велась на всю катушку, и в немецких сводках присутствовали две графы: « пленные» и « перебежчики» ( в том числе с листовками в руках). Перебежчики при этом могли сдавать систему обороны и её слабые места.
Требование комиссара и особиста не брать листовки выглядит на экране в 2019 году вполне разумным. Дело не в доверии — перебежчиками двигал сиюминутный страх и стремление выжить любой ценой.
Этот фильм не про Ржев
Итог: перед нами малореальная история, которая никак не может стать символом боёв за Ржев, куда более масштабных и напряжённых. Заявленный в финальных титрах миллион погибших под Ржевом — не более чем городская легенда, которую не оправдать даже кровавыми нелепицами, только что прошедшими перед зрителем.