рыбаков б а русь и хазария

Рыбаков б а русь и хазария

История Хазарского каганата – одна из узловых тем средневековой истории Восточной Европы. Занимавшая огромную территорию, на которой жили различные народы, находившиеся на различном экономическом и культурном уровне, Хазария просуществовала около 300 лет – со второй половины VII в. до середины Х в. Она представляла собой первое феодальное государственное образование в Восточной Европе.

Как любая другая разноязычная и большая держава, каганат имел длинную предысторию. Входившие в него племена и племенные союзы упоминаются на страницах древних хроник с середины IV в. н. э. Это были многочисленные кочевые и полукочевые народы – остатки прошедших через южнорусские степи гуннов.

Историей этих народов, самих хазар и Хазарского каганата в России стали заниматься со второй половины XVIII в., а в 30-х годах XIX в. вышло из печати несколько превосходных статей молодого востоковеда В. В. Григорьева, долгое время остававшихся наиболее полными обзорами политической истории хазар, их общественных отношений и государственного устройства.

Интерес к хазарам в русской и западноевропейской историографии не затух и в последующие годы, однако, как правило, о них не писали специальных исследований (лишь время от времени печатались статьи по отдельным вопросам хазарской истории и культуры), хотя достаточно часто упоминали в комментариях к тем или иным вновь открытым источникам, либо в трудах по истории других народов Восточной Европы эпохи раннего средневековья. Только в 1954 г. в Англии вышла в свет фундаментальная работа Д. М. Данлопа «История иудейских хазар», которая подвела итоги более чем столетнего периода изучения материалов о хазарах[1]

С середины 20-х годов XX в. стал заниматься археологией, а затем и историей хазар профессор М. И. Артамонов. В 1934 г. он начал раскопки на Левобережном Цимлянском городище, еще раньше отождествленном им с одним из известных хазарских городов – Саркелом. В 1936 г. М. И. Артамонов опубликовал небольшую книжку, названную им «Очерки по древнейшей истории хазар». Работы на Нижнем Дону экспедиция М. И. Артамонова продолжила в 1949—1951 гг. Город и некрополь рядом с ним были раскопаны почти полностью. Открытия в Саркеле дали огромный материал. В 1962 г. вышел капитальный труд М. И. Артамонова «История хазар».

Книга эта посвящена не только истории Хазарского каганата, но истории всей Юго-Восточной Европы на протяжении длительного, насыщенного бурными событиями периода. На ее страницах картину жизни воюющих между собой племенных кочевнических союзов на территории Восточной Европы сменяют картины войн их с Византией, Ираном, Арабским халифатом. Ясными и логически обоснованными становятся причины образования каганата, его расцвета, упадка и гибели.

Как и всякая большая работа, поднимающая и разрешающая важнейшие проблемы исторической науки, книга, естественно, не лишена некоторых гипотез, не подкрепленных достаточным количеством источников. Время и дальнейшие исследования покажут, в чем был прав автор и где он ошибался. Сейчас же мы с полным основанием можем считать этот труд энциклопедией по истории народов Юго-Восточной Европы I тыс. н. э.

Книга М. И. Артамонова не устарела и поныне, и потому нам было чрезвычайно затруднительно взять на себя смелость написать новую работу о хазарах, но за последние десятилетия сделаны интереснейшие открытия, раскопаны новые памятники, а это позволило по-новому взглянуть на некоторые проблемы истории хазар.

В середине Х в. придворный кордовского халифа Абдаррахмана III еврей Хасдай Ибн-Шафрут, заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существования где-то в далеких восточных степях иудейского государства, отправил царю этого государства обстоятельное письмо. В нем после пышных пожеланий благоденствия царю хазар следовало очень толковое описание страны «ал-Андалус», в которой проживал Хасдай, и рассказывалось о путях, какими автор письма пытался связаться с Хазарией, заканчивалось оно более чем тремя десятками вопросов, на которые Хасдай довольно настойчиво просил царя дать ему ответы.

Хасдай сообщает в письме, что впервые о «царстве иудеев» он услышал от хорасанских купцов, но не поверил им, пока не получил подтверждение со стороны «посланцев из Кустантинии» (Византии). Те рассказывали, что между Хазарией и Византией 15 дней пути, что «сухим путем между ними находится много народов», что имя царя, царствующего теперь над этими народами, Иосиф. «Корабли приходят к нам, – говорили купцы, – из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары», «они с нами в дружбе и у нас почитаются», «между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами», они «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками, которые выступают на войну по временам»[2].

Как видим, сведения византийцев отличаются абсолютной конкретностью и звучат вовсе не мифически. Это понял и Хасдай, потому первым его побуждением было отправить письмо через близко связанное с хазарами государство – Византию. Однако посланец Хасдая Исаак бен-Натан, явившийся ко двору византийского императора с дарами и просьбой передать письмо, вернулся в Кордову ни с чем. Император не пожелал помочь подданному кордовского халифа, сославшись на чрезвычайные трудности и опасности, которые якобы подстерегали путешественников по дороге в Хазарию как на море, так и на суше. Очевидно, в христианской Византии крайне враждебно наблюдали за ажиотажем, возникшим в еврейской среде в связи с появлением иудейского царства, и ни в коем случае не хотели способствовать какому бы то ни было сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай решил наладить связи с Хазарией через Переднюю Азию, наметив маршрут из Иерусалима в Месопотамию, затем в Армению, Албанию (Азербайджан) и оттуда – к хазарам. В то время, когда шла подготовка к новому путешествию, в Кордову прибыли послы из Германии и с ними двое еврейских ученых. Эти последние взялись переправить письмо Хасдая в Хазарию через Венгрию, Русь, Болгарию. Судя по тому, что хазарский каган написал ответ Хасдаю, письмо было доставлено адресату, причем интересно, что в этом ответе жители Германии названы «немцами», т. е. так, как именовали их славяне – русские. Ясно, что сведения о Германии и ее жителях хазары получали через Русь.

Вопросы в письме кордовского сановника группировались следующим образом: происхождение народа, причины и обстоятельства принятия иудаизма, политический строй и экономика страны, размеры ее и количество войск, соседи Хазарии.

Даже с учетом того, что каган Иосиф ответил далеко не на все вопросы, письмо чрезвычайно интересно, поскольку это единственный документ, в котором сами хазары, хоть и очень коротко и фрагментарно, рассказывают о себе, о своем государстве, о некоторых эпизодах своей истории, своих обычаях и законах.

До нас дошло два варианта ответа Иосифа – так называемые краткая и пространная редакции письма[3]. В основе своей обе редакции, как это убедительно доказал русский ученый П. К. Коковцев, восходят к одному первоначальному тексту. Они воспроизводят этот текст с большими или меньшими изменениями и добавлениями. П. К. Коковцев полагает, что текст пространной редакции хазарского письма лучше сохранил основное ядро документа. Краткую редакцию опубликовал еще в XVIII в. Исаак Акриш в Константинополе. Копию пространной редакции, обнаруженную в собрании рукописей А. С. Фирковича в Крыму в 1874 г., впервые издал востоковед А. Я. Гаркави. В 1932 г. обе редакции письма Иосифа, письмо Хасдая и другие сопутствующие этой переписке документы, были собраны П. К. Коковцевым и вышли в свет на древнееврейском языке с русскими переводами и обширными комментариями.

Источник

Рыбаков б а русь и хазария

КИЕВСКАЯ РУСЬ И РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА XII-XIII вв.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУСИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Предлагаемый вниманию читателей фундаментальный труд выдающегося отечественного ученого, специалиста по истории, археологии и культуре древней Руси, академика Бориса Александровича Рыбакова (1908–2001) был впервые опубликован в 1982 г. издательством «Наука» и с тех пор переиздавался небольшими тиражами без существенных изменений его содержания и структуры.

В советское время Б.А. Рыбаков как академик-секретарь отделения истории АН СССР, лауреат высших государственных наград и премий за свою многолетнюю плодотворную научную деятельность, признанный глава отечественной школы медиевистов, самим своим высочайшим и вполне заслуженным авторитетом был фактически избавлен не только от недобросовестной, но и вообще какой-либо содержательной критики в свой адрес, хотя причин для научной критики и неприятия защищаемых им научных положений, особенно тех, что представлены в данной очевидно дискуссионной книге, было достаточно; причин серьезных именно в научном отношении, если отбросить любые иные мотивы политического характера, давшие о себе знать уже в скором времени после опубликования книги, но особенно в 90-е годы, когда ниспровержение всяческих авторитетов и научных достижений советского времени сделалось обычным явлением.

Основанием для большинства критических отзывов о книге Б.А. Рыбакова «Киевская Русь» послужили мнения видных отечественных историков А.П. Новосельцева (Вопросы истории. № 1. 1993. С. 23–32) и Л.С. Клейна (Воскрешение Перуна. СПб.: Евразия, 2004) о недостаточной обоснованности некоторых положений концепции Рыбакова об истории зарождения древнерусской государственности, которые в общих чертах сводятся к следующему:

1. Южное происхождение термина «Русь» и племени Русов на территории Полян и Северян не подтверждено источниками.

2. Отнесение времени основания Киева на конец V — начало VI в. ничем не обосновано.

3. Существование династии киевских князей в VI–IX вв. — выдумка Рыбакова.

4. Игнорирование автором факта отсутствия городских культурных археологических слоев на территории Киева древнее IX в.

5. Слишком вольная интерпретация им географических и иных сведений о древней Руси, содержащихся в арабских и иных письменных источниках.

Позицию противников исторической концепции акад. Б.А. Рыбакова подытожил А.П. Новосельцев: «Его (Рыбакова. — Ред.) фантазия создает порой впечатляющие (для неспециалистов) картины прошлого, не имеющие, однако, ничего общего с тем, что мы знаем из сохранившихся источников». При этом необходимо заметить, что подобное говорится об ученом, до выхода в свет данной книги более 50 лет жизни посвятившем изучению домонгольской Руси в качестве археолога и источниковеда, знатока древнейших культов, этнографии и фольклора. Если к сказанному добавить, что Б.А. Рыбаков является автором фундаментального исследования по истории дохристианской культуры и верований славян («Язычество древних славян», 1981 г.; «Язычество древней Руси», 1987), в котором им был использован богатейший археологический, этнографический и вообще культурный материал «незапамятных времен», то упреки в адрес автора книги «Киевская Русь» в части исторического фантазирования выглядят неуклюже и неуместно.

Вдумчивый читатель, конечно же, поймет и по достоинству оценит доказательную силу многоплановой и логически последовательной аргументации автора в отношении сложнейших исторических проблем, по которым в современном российском обществе до сих пор нет единого о них представления, в частности, по вопросу о варяжском происхождении русской государственности. По всем основным положениям своей исторической концепции, которые и сейчас вызывают острые до непримиримости возражения оппонентов, в книге даны подробнейшие обоснования и разъяснения автора, не склонного обходить молчанием явные противоречия в источниках или недостаточность данных археологических исследований, — но разве Б.А. Рыбаков повинен в том, что фронт дорогостоящих археологических раскопок в России и на Украине не соответствует уровню сложности и значимости задач познания нашего собственного исторического прошлого? Более того, опытнейший археолог, руководитель нескольких археологических экспедиций, Рыбаков прекрасно знал «городскую» специфику на территории Древней Руси I тысячелетия: «…следует начисто отказаться от мысли, что археологические раскопки откроют классический средневековый город с кремлем и посадом, с торговыми площадями, ремесленными кварталами и несколькими концентрами укреплений» (см. с. 102 настоящего издания). Каменное зодчество на Руси сформировалось на полторы тысячи лет позже западноевропейского. А чисто деревянный город от шальной искры может сгореть дотла за 1–2 часа — труд не одного десятилетия. Поэтому наши умные предки городов в европейском понимании до IX–X вв. и не строили. Сгорел ведь даже каменный Рим при Нероне! Так что же — признать существование одного Киева на всю громадную Восточно-Европейскую равнину в течение 4–5 столетий? Нонсенс. И Рыбаков это прекрасно понимал и реально существовавший в течение многих веков «узел» поляно-северянских торговых интересов не путал с административно-политическим сити и мастеровым посадом европейского бурга.

Сомневающимся же в том, что Русь как этнос и как соответствующее его многочисленности и развитости некое политическое объединение на плодородной территории Поднепровья к V–VI вв. уже вполне состоялась, а через три столетия окончательно оформилась в мощный восточнославянский союз с минимальной ролью в нем нескольких сотен скандинавских разбойников, предлагается ответить на два простых вопроса: 1) какой именно не знающий централизованного княжеского управления народ смог до VII в. соорудить громадные Змиевы валы общей протяженностью более 2 тыс. км для защиты от набегов степняков и 2) кто организовал славянский поход на Византию 860 г., осадил Константинополь и заставил ужаснуться своей мощью неробкое население столицы огромной империи?

Что же касается «вольности» интерпретации исторических произведений иноязычных авторов, арабских в частности, то следует сказать, что только благодаря исключительной скрупулезности и педантичности Б.А. Рыбакова, счастливо соединенными с его незаурядным логическим талантом, удалось без вопиющих противоречий расшифровать, к примеру, то, что понимали под описанием многочисленных гор на территориях Вятичей, Северян, Полян и их южных соседей арабские писатели — составители географических наставлений и путеводителей. Только Рыбаков отчетливо понял и доказал, что «горы» на Руси — это ряды возвышенностей водоразделов крупных русских рек, взбираться на которые приходилось восточным купцам, идущим с тяжелым грузом (см. Приложение 1). А ведь сколько источниковедов до Рыбакова пытались безуспешно «примирить» арабскую географию с реальной русской!

Книга Б.А. Рыбакова «Киевская Русь» — это научный труд, в котором последовательное изложение обсуждаемых автором проблем исторического пути восточного славянства сопровождается цитированием и анализом огромного источникового материала, определяющего информационно-понятийную базу книги. Сам автор, видимо, отчетливо осознавал, что в целях облегчения восприятия сложнейшего материала книги собственно источниковедческие вопросы следует выделить из ее контекста в отдельные разделы, что им и было осуществлено в издании 1982 г.: обзору и исследованию источников по Киевской Руси IX–XII вв. была посвящена вся большая по объему вторая глава «Источники», а источниковедческому обзору по теме «Русские княжества XII — начала XIII в.» — специальный раздел «Источники» в последней — шестой главе книги. Однако специфика их содержания и необходимо соответствующий ему стиль изложения неизбежно затрудняют восприятие основного материала книги, в особенности читателями, не имеющими профессиональной подготовки в данной области науки. Поэтому издательство сочло полезным именно с точки зрения облегчения восприятия материала книги указанные выше вторую главу и раздел «Источники» шестой главы перенести в Приложение, а в основном тексте специально отметить ссылки на Приложение там, где это предусматривалось автором.

Источник

Древняя Русь

11 мар, 2012 @ 17:41 Б.А.Рыбаков. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси
About this Entry

Сравнительно старая, но во многом не потерявшая актуальности статья акад. Б.А.Рыбакова:

В итоге мы можем сказать, что Хазария была небольшим ханством с низким уровнем производительных сил, которое не могло состязаться с непрерывно возраставшей силой Русского государства. Весьма сомнительно, чтобы славяне в IX-X в.в. платили дань хазарам. Киевская Русь вызревала не в недрах Хазарского каганата, а рядом с ним, в борьбе с ним, и создавалась она на несравненно более прочной экономической основе, чем примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северскому Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге.

Не более, чем штамп. Почему именно у хазар? Это во-первых.

Ну, потому что хазарским было, кажется, производство поясов в Киеве, и образцы таких поясов у хазар существуют.

Во-вторых, попытка обозначить иные источники заимствования, кроме хазар, это отскок очень недалеко: источники заимствований все равно евразийские кочевники, а хазары создали свое госудаство, и оно было объединительным, по свидетельствам путешественников там было множество гостей, от булгар до русов. Кочевники на то время были не таким уж плохим источником технологий. И хазары, следовательно, в том числе.

Что такое «обобщение Рыбакова»?

Разве отдельное кустарное производства каких-то предметов, даже оказавшихся популярными у соседей обязательно опровергает общую примитивность организации их общества, в том числе и производительных отношений, в сравнение с которыми Русь оказалась куда более могущественной и развитой?

Edited at 2012-03-11 18:29 (UTC)

Источник

Рыбаков б а русь и хазария

рыбаков б а русь и хазария. Смотреть фото рыбаков б а русь и хазария. Смотреть картинку рыбаков б а русь и хазария. Картинка про рыбаков б а русь и хазария. Фото рыбаков б а русь и хазария

рыбаков б а русь и хазария. Смотреть фото рыбаков б а русь и хазария. Смотреть картинку рыбаков б а русь и хазария. Картинка про рыбаков б а русь и хазария. Фото рыбаков б а русь и хазария

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Название: Ремесло Древней Руси.
Автор: Рыбаков Б.А.
Жанр: монография
Описание: Фундаментальная работа академика Б.А. Рыбакова, суммировавшая научные знания о ремесле Древней Руси ( до XV в. включительно) на основе данных археологии и письменных источников. Содержит тщательные описания технологий и техник ремесел, информацию об их ареалах распространения и динамике изменений, усовершенствований.

Монография снабжена большим числом иллюстраций и чертежей, особенно полезных для занимающихся реконструкциями кузнечно-литейного и оружейного дела средневековья.

Предисловие
Введение. История вопроса, источники и методы работы.

С древнейших времён до середины XIII в.

В.Н. Татищев. Значение промышленности в истории общества.
Н.М. Карамзин. Анонимная «История промышленности России», 1837 г.
Начало археологического изучения памятников русского ремесла в 20-е гг. XIX в. (А.Н. Оленин, И. Снегирев).
И.Е. Забелин и его работы по ювелирному ремеслу.
Изучение социальной стороны русского городского ремесла (М.М. Михайлов, Л.О. Плошинский, В.Н. Лешков, Н. Рычков, Н. Степанов). Вопрос о цеховом строе в древней Руси (М. Кувлишер и др.).
Н. Аристов и его «Промышленность древней Руси», 1866 г. Ценность сводки письменных материалов. Недостаточность использования вещественных источников. Ошибочность основного вывода Аристова о слабости русского ремесла.
Накопление массовых археологических материалов. Работы А.А. Спицына и Н.П. Кондакова.
Попытка исторической интерпретации археологического материала в «Истории русского народного хозяйства» М.В. Довнар-Запольского, 1911 г.
Lubor Niederle и его работа «Zaměstnáni řemeslná», 1921 г. Итоговое значение этой работы для русской дореволюционной науки.
Изучение древнерусского ремесла советскими учеными.
Современное состояние вопроса об истории русской промышленности до XVI в.: неизученность источников (гл. обр. вещественных), недостаточность частных исследований, отсутствие обобщающих работ о ремесле и ремесленниках. Отрицательное значение слабой изученности истории промышленности при выработке общеисторических концепций (Ключевский, Покровский).
Письменные источники. Летописи, «Русская Правда», грамоты, жития святых, свидетельства иностранцев, писцовые книги.
Вещественные источники. Курганы, клады, городища, отдельные вещи. Раскопки ремесленных мастерских. Книжные миниатюры.
Эпиграфический материал.
Этнографические данные. Изучение современной техники производства в деревне. Социальная сторона кустарной промышленности.
Методика исследования, установление точной терминологии. Способы датировки археологических материалов. Работы П.П. Ефименко и А.В. Арциховского. Применение технологического анализа. Картографирование археологических данных. Методы определения вещей, изготовленных одним мастером. Определение района сбыта продукции.

Происхождение русского ремесла (IV–VIII вв.)

История развития технических навыков до VIII в.
Неравномерное распределение природных богатств. Область земледельческой Скифии и дьяковской культуры, различие между югом и севером.
Приднепровье в эпоху полей погребальных урн. Гончарный круг и горны в Приднепровье.

Ранние славяне и критика «готской теории»

«Готская проблема» в свете археологических источников. Историография.
Предметы с выемчатой эмалью; выделение фибул днепровского типа. Пальчатые (лучевые) фибулы, их типология. Датировка пальчатых фибул по данным могильника Суук-Су. Взаимоотношение керченских и днепровских вариантов пальчатых фибул.

Гончарное дело и обработка металла в VI–IX вв.

Появление гончарного круга. Керамика роменских городищ VI–IX вв.
Литейное дело в VI–VIII вв. Литьё по восковой модели. Мартыновский клад VI в. Антропоморфные фибулы.
Выплавка железа в поздне-дьяковских городищах. Литейное дело у северных племен. Литьё по восковой модели и пробные глиняные литейные формы. Женщины-литейщицы. Постепенный переход литейного дела к мужчинам-кузнецам. Погребение кузнеца-литейщика из Подболотьевского могильника.
Севернорусская керамика в первом тысячелетии н.э.
Зарождение ремесленных поселков в VIII в.

Южные и восточные связи славян в VI–IX вв.

Византийские и сассанидские вещи в составе кладов в землях славян. Кубки перещепинского клада. Поясные наборы «постсассанидского» стиля. Железницкий (Зарайский) клад и проблема происхождения семилучевых и семилопастных височных колец. Височные кольца пастерского типа.
Важная роль Среднего Приднепровья в формировании русской культуры, в частности — ремесла. Отсутствие варяжского культурного влияния. Генетическая связь Среднего Приднепровья со скифским миром.
Периодизация предистории русского ремесла.

Деревенское ремесло XI—ХШ вв. (Техника)

Принципы выделения деревенских археологических материалов.

Распространение болотной руды в Восточной Европе. Обработка руды и варка железа в сыродутных горнах. Типы горнов.
Древнерусская кузнечная терминология: кузнец, горн, крица, мех и др. Археологические находки кузнечного инструментария. Технические приемы кузнецов: сварка, склёпка и др. Кузнечная продукция.

Литьё в каменных формах, литьё в пластичных формах, литьё по восковой модели с потерей или сохранением формы.
Подражание городским вещам (ложная зернь, ложное витьё).
Способы определения литейной техники по готовым изделиям.
Ковка и чеканка. Орнаментация при помощи зубчатого колеса. Волочение проволоки.

Время выделения гончарного дела в ремесло. Конструкция гончарного круга по этнографическим данным. Эволюция его.
Ленточная техника и ручной круг. Обжиг сосудов. Областные различия в формах керамики.
Гончарные клейма. История их изучения, сопоставление с полевыми метами и бортными знаками. Усложнение рисунка гончарных клейм в связи с наследственностью гончарного ремесла.

Обработка дерева, обработка кожи.
Ткачество. Вертикальный и горизонтальный типы ткацкого станка. Терминология ткацкого дела.
Овручские камнерезы (производство шиферных пряслиц).
Датировка смены глиняных пряслиц шиферными. Овручские выходы красного шифера и находки мастерских в окрестностях Овруча. Техника сверления пряслиц.
Знаки и надписи на шиферных пряслицах XI–XIII вв.

Городское ремесло IX–XIII вв. (Техника и обзор изделий)

История археологического изучения русских городов.

Кузнечно-слесарное и оружейное дело

Сложный сыродутный горн Райковецкого городища. Домницы Устюжны Железнопольской. Металлургический квартал Гочевского городища. Выплавка железа домашним способом в тиглях.
Оборудование городских кузниц. Наковальни, зубила, молотки, клещи, напильники и др.
Заточка и шлифовка готовых изделий. Циркульные точила.
Ассортимент изделий городских кузнецов.
Киевские замочники. Конструкция замков, область их распространения. Западноевропейские свидетельства о русских замках.
Изготовление мечей и рукоятей к ним. Мечи русского типа (Киев, Чернигов, Княжья Гора, Гочево и др.).
Погребение мастера-оружейника в Шестовицах. Погребение мастера-кольчужника. Русские кольчуги.
Изготовление шлемов. Декоративные топорики.
Вопрос о применении закалки. Сталь и ее применение.

Обработка меди, серебра и золота (общие вопросы)

Основные источники изучения художественного ремесла. Дружинные курганы. Клады: Географическое размещение кладов и связь их с районом татарского нашествия 1237–1241 гг. Раскопки ремесленных мастерских. История изучения художественного ремесла. Работа А. С. Гущина и его ошибки в датировке.

Литьё по восковой модели с сохранением плоской глиняной формы. Литьё с потерей формы. Двустороннее литье в глиняной разъёмной форме.
«Черниговская гривна» 1821 г. Вщижские арки работы мастера Константина. Киевские хоросы.
Литьё в каменных литейных формах. Типы каменных литейных форм. Энколпионы. Широкие браслеты и сюжеты их изображений.
Имитационные литейные формы для колтов, бус, трёхбусинных височных колец. Имитация тиснения, зерни и скани. Литейные формы, найденные в тайнике Десятинной церкви 1240 г.
Этапы развития литейного дела.

Ковка благородных металлов. Специальные инструменты для фигурной ковки.
Чеканка мелкими пуансонами. Ложнозернёный чеканный орнамент смоленских мастеров IХ–XII вв. Новгородский способ орнаментации зубчатым колесом.
Плоско-рельефная чеканка. Турий рог из Чёрной Могилы.
Вышгородская мастерская чеканщика. Высоко-рельефная чеканка. Шлем Ярослава Всеволодича 1216 г. Сион Новгородской софийской ризницы. Кратиры мастеров Братилы и Косты; вопрос об их относительной датировке. Гипотеза о существовании в Новгороде в XII в. института «шедевров».
Этапы развития чеканного дела.

Тиснение и штамповка серебра и золота

Техника тиснения тонких серебряных листов. Матрицы для котлов, криновидных подвесок и очелий. Нашивные бляшки для одежды.
Басменное тиснение. Подражание чеканке. Новгородская басма XIII в. Итоги.

Чернь, позолота и инкрустация

Эволюция черневого узора. Появление в XII в. контурной черни.
Инкрустация золотом и серебром. «Топорик Андрея Боголюбского». Позолота. Техника золотой наводки. Суздальские врата начала XIII века.

Волочение проволоки, филигрань и зернь

Техника волочения проволоки. Заготовка гривен. Припой. Зернь. Лунницы X в. Колты XII в. Трёхбусинные височные кольца, «аграфы». Старорязанская скань XII–XIII вв.
Гончарное дело
Различия между городскими и деревенскими гончарами. Гончарные горны: Вщиж, Донец, Белгород.
Ассортимент гончарных изделий. Глиняные игрушки.
Кирпичи. Майолика. Гончарные клейма. Надпись гончара XI в. на амфоре.

История изучения. Типы эмали. Перегородчатая эмаль.
Вещи, украшенные эмалью. Русские надписи эмальеров.
Областные различия в эмальерном деле. Трактат пресвитера Теофила о русской эмали. Итоги.

Стеклянные браслеты. Бусы.
Разные ремёсла
Кожевенное и портняжное дело. Ткачество.
Книжное дело.
Обработка дерева. Древодельные инструменты.
Обработка кости. Глазковый орнамент. Пиление. Токарный станок.
Обработка камня. Жернова.
Художественная резьба. Киевские резные иконки.
Строительное дело.
Общий обзор этапов развития городского ремесла в IX–XIII вв.

Сбыт продукции в IX–ХШ вв.
Способы определения вещей, изготовленных одним мастером.
Районы сбыта продукции деревенских ремесленников
Вещи, литые в одной литейной форме. Височные кольца XII–XIII вв. Незначительность района сбыта деревенских ремесленников.
Районы сбыта продукции городских мастеров
Сбыт городских изделий. Размах внутренней торговли городскими вещами.
Сбыт овручских шиферных пряслиц
Экспорт изделий русских мастеров в IX–XIII вв.
Итоги.
Ремесленники IX–ХІІІ вв.
Деревенские ремесленники
Наследственность ремесла. Мифы и поверья, связанные с ремеслом.
Вотчинные ремесленники
Русская правда о ремесленниках. Княжеские знаки и клейма мастеров. Монастырские ремесленники.
Городские мастера
Определение специализации русского ремесла. Список 60 специальностей городских мастеров. Работа на заказ. Оплата труда. Мастера и подмастерья.
Роль ремесленников в классовой борьбе. Городское ополчение.
Итоги обзора русского ремесла домонгольской эпохи.
С середины XIII в. до второй половины XV в.
Влияние татарского нашествия на русское ремесло XIII в.
Увод в плен ремесленников татарами. Русские вещи нач. XIII в. в татарских кочевьях. Разрушение татарами ремесленной техники в городах. Список исчезнувших производств.
Деревенское и вотчинное ремесло
Деревенское ремесло
Доменное и кузнечное дело. Гончарное дело. Ювелирное дело.
Данные писцовых книг XV в. о деревенском ремесле.
Мельничное дело, солеварение и доменное дело
Вотчинное ремесло
Оброчные ремесленники. Монастырские ремесленники. Отпуск ремесленников-холопов на волю.
Выводы.
Городское ремесло
Кузнечное дело
Выковка железных листов. Разветвленность кузнечного ремесла. Оружейники и бронники. Экспорт русских железных и стальных изделий. Русские замки в Чехии.
Литейное дело
Литьё колоколов и пушек. Литьё медных пластин.
Художественное литье. Механическое, воспроизведение домонгольских образцов (энколпионы и образки).
Литьё паникадил. Массовость производства.
Ювелирное дело
Список датированных изделий.
Литьё золота и серебра.
Оклады книг. Чеканка. Оклад Владимирской иконы 1410–1431 гг. Басма. Гравировка металла. Рисунки тверской рогатины 1425–1462 гг.
Чернь и эмаль. Ковчежец 1383 г. Дионисия Суздальского. Скань. «Шапка Мономаха» и ориентализмы в русских сканных изделиях. Троице-Сергиевские крестечники сер. XV в.
Эмаль и накладное литье. Оклад Евангелия боярина Федора Кошки 1392 г. Золотая наводка. Двери Софийского собора, заказанные в 1336 г. архиепископом Василием.
Подписные вещи в XV в. Триптих 1414 г. мастера Лукьяна. Панагиар 1436 г. мастера Ивана. Потир 1449 г. мастера Ивана Фомина. Складень 1456 г. мастера Амвросия. Отзыв хана Менгли-Гирея о московских мастерах.
Разные ремёсла
Гончарное дело.
Производство кирпича. Строительное дело.
Обработка дерева. Ткани.
Монетное дело.
Книжное дело.
Итоги и выводы.
Городские ремесленники ХIII–XV вв.
Количество мастеров в мастерской. Разделение труда. Мастера и ученики.
Наёмный труд. Заработная плата и ее соотношение с рыночными ценами.
Связь ремесла с торгом. Сотни, ряды и улицы — ремесленно-торговые корпорации.
Городские ремесленники ХIII–XV вв.
Количество мастеров в мастерской. Разделение труда. Мастера и ученики.
Наёмный труд. Заработная плата и ее соотношение с рыночными ценами.
Связь ремесла с торгом. Сотни, ряды и улицы — ремесленно-торговые корпорации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *