русский царь первый принявший титул императора
Как Россия стала империей
300 лет назад, 2 ноября 1721 года, царь Пётр I принял титул Петра Великого, императора всероссийского, Россия стала империей. Российская империя родилась под гром победных пушек. Россия разгромила Швецию в Северной войне, уничтожила господство шведов в Балтийском регионе и вернула выход к Балтийскому морю, став великой морской державой.
Традиция
Древнегреческие «цари», вроде Одиссея, правили микроскопическими владениями, имели под началом дружины их пары сотен воинов. Многие русские бояре времен Рюриковичей были богаче, и владели более крупными вотчинами, чем европейские графы, бароны, курфюрсты и короли. Не говоря уж о русских удельных князьях и великих князьях. Русские земли и княжества были крупнее, имели больше городов, чем западноевропейские королевства. Многие римские императоры или византийские басилевсы не имели такой власти и могущества как русские князья. В сущности, царской властью и могуществом обладали великие князья Киевской Руси, Владимирской-Суздальской и Московской, Иван Грозный и его наследники.
В Москве постепенно осознавали значение Русской державы в мире. В XVI столетии появилось «Сказание о князьях Владимирских», в котором говорилось, что великие князья Владимирские и Московские наследники славы римских и византийских императоров. Осознание всемирного могущества русского царя и главы русской церкви показывают такие литературные памятники, как «Сказание о Вавилонском царстве» и «Повесть о белом клобуке». Создаются образы передачи верховной власти из Вавилона в Царьград-Константинополь, а оттуда – на Русь. Старец Филофей создаёт доктрину «Москва – Третий Рим»: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Два Рима (итальянский Рим и Второй Рим – Константинополь) пали из-за измены христианству, третий – это Москва. Русский царь воспринимается как вселенский самодержец, правящий всем православным миром, защитник христианской веры и помазанник Божий.
«Достоинство цесарское»
Русский царь со времен Ивана Грозного де-факто уже был императором, осталась только формальность. Русских царей многие иностранцы уже именовали императором. Правда, западные дипломаты предпочитали принижать царский титул, ставя его значение ниже королевского.
Сам царь Пётр Алексеевич не гонялся за титулами. Он были простым урядником Михайловым, и бомбардиром Алексеевым, и плотником Питером. Однако по мере того, как развивались события во время Северной войны, положение московского царя и его самосознание менялись. Россия стала победителем могущественной шведской державы, одной из великих военно-морских держав Европы. Прежние союзники России – Дания и Речь Посполитая, ушли на вторые роли. Пётр почувствовал себя лидером, который имеет лучшую и большую армию, флот, финансовые и материальные средства, чтобы поддерживать союзников, соответственно возросли и его политические амбиции. Пётр посчитал важным занять то место в политической иерархии монархических домов Европы, которое соответствовало бы возросшему могуществу Российского государства. Кроме того, он видел, какое внимание уделяется титулу, различным формальностям в Старом свете.
Поэтому было принято решение из царя превратиться в цезаря – императора. Пётр Алексеевич знал и древние обоснования и за несколько лет до Ништадтского мира в записке об истории российского герба отметил: «Сие имеет свое оттуду, когда Владимир монарх Расийскую свою империю разделил 12 сынам своим». Русский государь последовательно приучал современников к мысли об имперской статусе России. В 1718 году он дал указание опубликовать грамоту императора Священной Римской империи Максимилиана I к «цесарю» Василию III, в предисловии к которой указывалось, что цесарское «высокое достоинство за толко уже лет всероссийским монархам надлежит». В Российском государстве была установлена абсолютная монархия, где главе государства подчинялась даже церковь.
Император
30 августа (10 сентября) 1721 года был подписан Ништадтский мир (Прибалтика наша! Победное завершение Северной войны). Петербург несколько месяцев праздновал великую победу – с сентября 1721 г. до января 1722 г. На 22 октября (2 ноября) были назначены особые торжества. Тем временем в Синоде (высший орган церковной власти) уже обсудили идею поднесения Петру Алексеевичу императорского титула. Также Пётру давали звание «отца Отечества», по примеру Древнего Рима. Также называли и константинопольского «вселенского» патриарха, то есть за русским монархом признавалось звание главы православной церкви. Очевидно, автором этой идеи был псковский архиепископ и вице-президент Синода Феофан Прокопович. Он принадлежал у близкому кругу «птенцов гнезда Петрова» и был искусным «угадывателем царской воли».
Синод принял решение «молить царя» «прияти титул отца Отечества, Петра Великого и императора Всероссийского». Об этом сообщили в Сенат (высший орган светской власти). Сенаторы поддержали эту идею, началось обсуждение деталей церемонии. 20 октября Сенат поручил светлейшему князю Александру Меншикову обсудить принятие титула. Согласно официальной версии, царь Пётр проявил скромность и не сразу согласился с этим проектом. Понятно, что он сам был автором этого проекта. В итоге представители церкви «убедили» монарха принять новый титул.
Церемония
22 октября (2 ноября) 1721 года прошла торжественная служба в центральном Свято-Троицком соборе Петербурга. Для участия в ней съехались высшие военные и гражданские чины, прибыли части 27 полков, отличившихся в Северной войне. Понятно, что все уместиться в соборе не могли, толпы людей собрались на площади. По Неве к Троицкой площади подошли 125 галер Балтийского флота. После литургии, чтения ратификационной грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления Петра Первого императором.
Церемония была довольно простой. Во время проповеди Феофан Прокопович пафосно описал доблести государя, достойного называться «отцом Отечества и императором Всероссийским». Затем канцлер Гавриил Головкин выступил в качестве «просителя» от всего народа, от имени которых действовали Сенат и Синод. Была зачитана речь-прошение. В это время Сенат и Синод «предстояли» перед государем. Затем последовала краткая ответная речь царя-императора и троекратное провозглашение новых титулов. Их выкрикивали под пушечную пальбу и «трубный глас»: «Виват, виват, виват Пётр Великий, отец Отечества, император Всероссийский!» После молебна и молитвы местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского вельможи и сановники поздравили Екатерину и её дочерей как императрицу и принцесс.
Торжество продолжилось в Сенате. Там накрыли столы на тысячу персон. Петра Великого поздравляли дамы. Меншиков и адмирал Фёдор Апраксин зачитали указ о новых производствах в чинах в армии и на флоте. Обер-секретарь Сената Иван Поздняков объявил о наградах для чиновников. Начался пир, здравицы и танцы продолжались до утра. Торжество высших чинов империи сопровождалось народными гуляниями. Народ потчевали жаренным мясом и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью салютом.
После этого изменился не только титул русского государя, но и государственная символика, церемониалы. Фраза «великий государь, царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» менялась на «Мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский». На государственном гербе царский венец над двуглавым орлом был заменён на имперскую корону. Россия стала империей, что сразу признали Пруссия и Голландия, затем – Швеция и другие страны.
«Виват, Петр Великий!». Как Россия стала империей
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.
(Философ Николай Бердяев)
2 ноября 1721 года Петр I принял титул Императора Всероссийского
Титул, достойный России
После заключения Ништадтского мира, завершившего войну против Швеции, сенаторы поднесли государю прошение с просьбой принять титулы «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского». Победа над шведами стала лишь формальным поводом для обновления статуса нашей страны. Петр Великий давно мечтал сделать Россию империей, и на то у него были веские основания. К началу XVIII века стараниями царя укрепились прочные связи с европейскими странами. Общаться с ними надлежало на равных, однако мешала неопределенность титула. В дипломатических документах того периода русских царей называли по-разному: то королями, то князьями, то «цесарями». Самый престижный императорский титул тогда имел лишь глава Священной Римской империи. За ним следовали короли – английский, французский, датский и другие. Далее – герцоги. Положение России в этом списке оставалось неясным.
Петр I приложил массу усилий для того, чтобы вывести страну на новый уровень: проводил административные и военные преобразования, создал флот, учредил Сенат и Синод. И все же решающим толчком на пути к провозглашению империи стала Полтавская битва 1709 года – последнее крупное сухопутное сражение Северной войны. Триумф русской армии произвел сильное впечатление на западных политиков и дипломатов. Стало очевидно, что прежнего, довольно скромного места на международной арене, России недостаточно.
Амбиции Петра Великого позволили правителю сравнивать себя с Юлием Цезарем. По примеру «Записок о галльской войне» последнего русский царь составляет историю своих славных побед – «Гисторию Свейской войны». Еще один занимательный факт: Петру I, как и Цезарю, императорский титул «от имени народа» предлагает принять Сенат. Серьезную поддержку государю оказывал архиепископ Феофан Прокопович – сторонник укрепления власти самодержца. Именно он на заседании Синода впервые высказал идею о провозглашении Петра императором, а затем, получив одобрение иерархов, передал ее дальше – сенаторам. Сподвижники царя Александр Меншиков, Петр Шафиров и Гаврила Головкин справедливо рассудили, что лучшего повода принять императорский титул может и не быть, и решили действовать.
После того как государь согласился стать императором, просители трижды воскликнули: «Виват, Петр Великий!» Затем последовали артиллерийские залпы с галер, стоявших на Неве. Шум стоял такой, что современники приняли его за раскаты грома. Кто-то даже подумал, что в столице произошло нечто страшное, и готов был уже спасаться от пожара. Новоиспеченный император отказался от пышных празднеств и дал понять, что статус империи требует немалой ответственности: «Надлежит Бога всею крепостию благодарить, однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею греческою». Самодержец имел в виду великую державу Александра Македонского, которая распалась и покорилась Риму.
Новое место в мире
Превратившись в империю, наша страна не утратила преемственности с былыми временами. Петр I не стал повторно проходить коронационный обряд – достаточно было венчания на царство, совершившегося еще в конце XVII столетия. Кроме того, титул императора никак не отменял царского звания. В полном именовании правитель также был Царем Астраханским, Казанским и Сибирским. В народе слово «царь» и вовсе употреблялось чаще, чем «император». Могущество многонациональной державы и самой крупной в мире базировалось на совокупности традиций и необходимых для дальнейшего развития новшеств. Процесс признания нового статуса России европейскими державами затянулся почти на полвека. Первым монархом, согласившимся называть Петра Великого императором, стал король Пруссии Фридрих Вильгельм I. Более того, он даже выслал ему письмо с поздравлением.
После прусского короля свое почтение новоиспеченному императору выразил глава Венецианской республики. В 1722 году сразу несколько стран согласились считать Россию империей: Нидерланды, Швеция, Женевская республика, ряд немецких княжеств (Германия тогда не являлась единым государством). Спустя год к этому списку прибавилось еще две страны – Норвегия и Дания. До 1739 года «держалась» Османская империя – давний противник России. Лишь в год подписания Белградского мира (нашей стране по нему отошли Запорожье и Азов) турки впервые официально указали новый титул. В годы царствования Елизаветы Петровны к списку стран, признавших Россию империей, присоединились Франция и Австрия – в союзе с ними дочь Петра Великого вступит в Семилетнюю войну. Последней оказалась Речь Посполитая, от которой признание было получено в 1764 году, когда императрицей была Екатерина II.
Так открылась новая страница в истории России – уже империи. К началу XX столетия Российская империя простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и до Черного моря – на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана – на востоке. Согласно переписи населения 1897 года, на территории Российской империи проживало 125,6 миллиона человек, и эта цифра неуклонно росла. Статус империи наша страна сохраняла без малого двести лет – до 1 сентября 1917 года, когда Временное правительство объявило о переходе к республиканской форме правления.
История царского титула в России
В эпоху татаро-монгольского ига и до него старший среди удельных князей носил титул Великого князя. Я.Н. Щапов отмечает, что упоминание князей как царей относится к двум крупным деятелям Руси XII–XIII вв.: Мстиславу Великому и Андрею Боголюбскому.
После попадания Руси в зависимость от Золодой Орды царём(производное от лат. caesar) стали называть великого хана Золотой Орды. Титул царь в первую очередь указывал на то, что его обладатель является полностью суверенным правителем и ни от кого не зависит. То есть великий князь, будучи данником Орды, в иерархии, естественно, стоял ниже.
Стоит, кстати, отметить, что до определённого момента(до правления Дмитрия Донского) легитимность великого хана как начальника над русскими князьями на Руси не подвергалась сомнению, а само татаро-монгольское иго воспринималось как наказание божье за грехи, которое нужно смиренно терпеть.
К эпохе Ивана III, когда Русь освободилась от ига и стала полностью независимым государством, относятся и первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом; царский титул начинает широко использоваться в литературных произведениях.
В 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».
Официально принять на себя царский титул решился только внук Ивана III, Иван Грозный. 16 января 1547 г. великий князь Московский и Всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя. В речи при царском венчании митрополит охарактеризовал высоту полномочий царского сана словами Иосифа Волоцкого: «Слышате царие и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго, вас бо Господь в Себе место избра на земле. «.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора.
Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.
Венчался на царство Иван Грозный в 1547 году, но его иностранные коллеги не сразу признали за ним этот титул. Через 7 лет, в 1554 году, безоговорочно признала его Англия. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем более, что ещё Максимилиан I признал царский титул за Василием III, именуя его «божиею милостью цесарем и обладателем всероссийским и великим князем». Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование.
Известно, что в переписке 1580 г. знаменитого фламандского картографа Г.Меркатора с английским географом Р.Гаклюйтом русский монарх назывался «le grand emperior de Moscovie».
Ориентированный на Польшу Лжедмитрий I захотел именоваться императором. В письме польскому королю Сигизмунду III Лжедмитрий I, «по древнему обычаю у великих и могущественных королей и императоров», сообщал о своем воцарении. Он указывал, что получил благословение как наследник от «светлейшей родительницы нашей». Затем следовало необычное для предшествующей традиции объяснение нового монаршего титула: «мы венчаны и священным миром помазаны святейшим нашим патриархом не только в сан императора обширных наших владений, но и в сан короля всех царств татарских, которые с давних времен повинуются нашей монархии».
Изучив все формулы титулатуры Лжедмитрия I в иностранной корреспонденции (послания к Папе, польскому королю и вельможам), Н.Н. Бантыш-Каменский указывал, что с осени 1605 г. в них присутствует однообразная символика названий: «Мы, Пресветлейший и Непобедимейший монарх, Димитрий Иванович, Божиею милостию цесарь и Великий Князь всея России, и всех татарских государств, и прочих многих земель, к монархии Московской принадлежащих государь и король». Все перечисленные титулы претендовали на признание власти Лжедмитрия I наивысшей и наимогущественной среди земных монархов и указывали на ее Божественный аналог — Царя царей.
Ясно, что указанные символы-названия сразу породили резко отрицательную реакцию при западных дворах, среди за граничных политических деятелей и дипломатов. Негативно оценивались они и современниками в России. Конрад Буссов отмечал реакцию иностранцев в Москве: «тщеславие ежедневно возрастало. у него. оно проявлялось не только в том, что во всякой роскоши и пышности они превзошли всех других бывших царей, но он приказал даже именовать себя «царем всех царей». Интересно, что этот титул Самозванец первоначально распространял только для внутреннего употребления (то есть при дворе). Станислав Борша, говоря об убийстве Лжедмитрия I, резюмировал: «Видно так угодно было Богу, не хотевшему долее терпеть гордости и надменности этого Димитрия, который не признавал себе равным ни одного государя в мире и почти равнял себя Богу».
Поляки, естественно, императорский титул Лжедмитрия отвергли. Подробнее про историю притязания Лжедмитрия I на императорский титул можете прочитать у нас на сайте в отрывке из книги Василия Ульяновского «Смутное время».
Как известно, полный царский титул («Большой титул») включал в себя перечень земель, подвластных царю. В 1645 году, то есть во время кончины первого государя из династии Романовых царя Михаила Федоровича и прихода к власти его сына царя Алексея Михайловича, «Большой титул» звучал следующим образом: «Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, Владимирский, Московский и Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей и иных многих государств государь и обладатель».
Упоминание неподчинённого на тот момент Кавказа и Закавказья в титуле царя может вызвать удивление. В данном случае желаемое выдавалось за действительное.
Этот вопрос был изучен Г.К. Котошихиным в сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича». Включение неподвластных территорий в царский титул означало незаконные претензии на чужие прерогативы. Подобные действия могли грозить дипломатическими осложнениями. В силу этого царский двор был вынужден идти на хитрости. В грамотах, адресованных христианским государям, большой царский титул воспроизводился полностью с перечислением восточных земель, в грамотах в «бусурманские государства» и, в первую очередь, к персидскому шаху «восточные» титлы не указывались. В противном случае «как бы он писался теми титлами всеми …и на него б за то все бусурманские государства подняли войну». Котошихин указывает на то, что к турецкому султану и к персидскому шаху русский царь писался «болшою титлою не всею, толко по «повелителя». То есть конечной фразой в титуле оставалась «и всея северныя страны повелитель», фраза же «Иверския земли Карталинских и Грузинских царей, Кабардинския земли Черкасских и Горских князей, и иных многих государств государь и обладатель» снималась. Если задаться вопросом, о причинах последовательности перечисления территорий в царском титуле XVII века, то можно предположить, что не только значимость и статус земель или их последовательность вхождения в состав государства предопределяли ее, но и практические соображения: в конец стоит поставить то, что наиболее спорно, что при необходимости всегда можно убрать. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что большой титул в XVII в. — не столько отражение в сознании права на территории или выражение представлений о территориальной целостности государства, сколько средство дипломатической игры в ситуации при которой определенная разрозненность Запада и Востока, существование двух миров, недостаточно хорошо осведомленных друг о друге из-за относительно слабого интереса друг к другу и неразвитости дипломатических и торговых связей, давали России шанс поднимать престиж власти своих царей за счет одной части Евразии в отношениях с другой.
Как уже отмечалось выше, не все в Европе признавали равенство императорского титула царскому, и такого равенства не было в отношениях между Русью и Священной Римской империей. В «Записи, учиненной в Москве между Российским и Цесарским дворами» цесарские чрезвычайные посланники явственно указывали на то, что существующая в XVII в. традиция закрепляет более высокий статус императора по отношению к другим государям и выражается в том, что не только к русскому царю, но и к другим европейским королям от императора всегда пишется титул «пресветлейшество».
В сознании российских дипломатов и российского двора Алексея Михайловича задача добиться для своего государя признания Империей его титула «величество» означала возможность поставить русского царя вровень с императором. Фактически в международной практике того периода термин «царь» = «король» = «пресветлейшество»; термин же «император» = «величество».
Задача была решена только после резкого усиления России на международной арене после победы над Швецией в Северной войне. Впрочем, стоит отметить, что Петра I именовали императором и до 1721 года. Во время пребывания в Англии в 1698 г. имперский резидент Гофман сообщал, что русского монарха все «называют здесь императором России», а после посещения царём парламента кто-то пустил шутку, что видел «короля на троне и императора на крыше» — Пётр через окно наблюдал, как английский король утверждал билль о поземельном налоге. Императором именовали Петра I и выходцы из Западной Европы, служившие в России. Только так к нему, например, обращался в многочисленных письмах и проектах блистательный французский архитектор Ж.Б.А.Леблон.
Как было сказано в самом начале, Пётр I не самовольно принял на себя императорский титул, а то было инициативой Синода. Известно, что перед этим актом состоялись переговоры царя с некоторыми сенаторами и архиепископами Новгородским и Псковским, Феодосием Яновским и Феофаном Прокоповичем. Переговоры с монархом оказались необходимы, так как царь «долго отрекался» принять титул и приводил к тому многие «резоны». Однако «важные представления» сенаторов и архиереев взяли верх и Пётр «склонился на то».
Надо отметить, что Феофан Прокопович в «Слове на похвалу. памяти Петра Великого», отмечал, что и до принятия в 1721 г. звания «великий император» титул этот «и прежде был и от всех нарицался».