русский иконописец на руси

Русский иконописец на руси

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Источник

Иконопись: из истории появления на Руси

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

В своей первой публикации мне хотелось бы рассказать, конечно же, об иконописи. Как она появилась на Руси, откуда возникла.

Иконопись, иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины. А русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире. Наверное, любому обывателю известна эта история, поэтому не буду останавливаться на ней. Вместе с крещением князь Владимир привёз из г. Херсонес в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» (греческих) икон ни одной не сохранилось. Вообще, из Киева,Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров — первые росписи храмов делались мастерами, приглашёнными из Византии. А икона, то есть образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Богословие же иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV-XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек,Андрей Рублёв, Дионисий. Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «Древнерусское искусство» Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла Соколова М.Н (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже. Она изучала и сохраняла иконописные традиции. Создала и сохранила множество прорисей и иконографий которые собрала в книге «Труд иконописца» по которой до сих пор учатся наши современники.

Сейчас мы можем видеть множество восстановленых икон в музеях, можем проследить по векам и стилям как развивалось искусство иконописи. Очень важно восстановить нам не только иконописание, но и иконопочитание, чтобы наше отношение к образу было святым, благоговейным. Люди не интересуются тем, что за икона перед ними, относятся к ней, как к амулету. Необходимо восстановить отношение к иконе, как к вероучительному тексту, потому что она выражает нашу веру.

Надеюсь, то немногое, что мне сегодня вкратце удалось рассказать будет вам интересно и я постараюсь периодически писать подобные статьи.

Источник

10 самых знаменитых древнерусских иконописцев

Русская иконопись стала зарождаться после принятия Русью христианской православной веры. Искусство иконописи пришло на Русь с Византии.

Многие христиане верили, что рукой иконописца движет сам Господь. Быть иконописцем было непросто, человеку нужно было пройти довольно трудный путь.

Именно русские иконописцы смогли придать совершенство образам святых, открыть их глубину содержания и духовность.

В нашей статье можно узнать имена самых знаменитых древнерусских иконописцев, информацию о которых изучают еще в 4 классе, поэтому взрослому человеку также полезно знать!

10. Прохор «с Городца» (15 век)

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».

Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:

Для справки: для всех перечисленных выше работ характерны одни и те же особенности написания, то есть автор, создавая их, применял технику нанесения сочных бликов, резких высветлений. Также на этих образах схожи фигуры святых, они имеют небольшие руки, островатые носы.

Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.

9. Алекса Петров (13 век)

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Согласно летописным источникам, иконописец Алекса Петров жил и творил в 13 веке. Исследователи считают, что он, скорее всего, обучался иконописи в Западной Европе.

Его работы выполнены в традиционном византийском стиле, образы на них, облачены в одежду романского стиля, у них орнамент схожий с тем, что был в Византии.

Для справки: известнейшей работой Алексы Петрова стала икона Николая Чудотворца, она создавалась для церкви Николы на Липне в 1294 году. На сегодняшний день этот памятник древнерусского искусства хранится в Новгородском музее-заповеднике. О том, что работа принадлежит кисти этого мастера, исследователи определили по надписи в ее нижнем поле.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.

Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.

К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.

Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Художник Федор Зубов был руководителем жалованных иконописцев при Московском Кремле. Искусствоведы считают, что он писал свои работы в стиле барокко.

Он был создателем большого количества икон, образы его кисти можно увидеть на стенах множества русских монастырей.

Интересный факт: иконописец проработал в столице более 40 лет, стать мастером при царском дворе и получать жалованье за свою работу его подтолкнуло несчастье, в его семье в 1660-е гг. царил голод.

Исследователи его творчества пришли к выводу, что основными чертами его произведений являются:

Наиболее известными его работами считаются:

и некоторые другие.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Интересный факт: живописец не стремился писать образы в соответствии с древними образцами, он приглядывался и к веяниям западного искусства, старался изобрести новые композиции, придавать фигурам святых движение и характер.

Его кисти принадлежат следующие работы:

и некоторые другие.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Живописец Гурий Никитин был одним из известнейших мастеров фрески и иконописи в 17 веке. Где и кого учился художник своему мастерству неизвестно.

В 1670-х гг. он работал в Москве, где и стал жалованным иконописцем. Искусствоведы предполагают, что его кисти принадлежит роспись в следующих храмах:

и некоторых других.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Исследователи считают московского иконописца Дионисия продолжателем традиций Андрея Рублева.

Интересный факт: фрески Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти иконописца, прекрасно сохранились и позволяют искусствоведам как можно больше узнать о манере письма художника. Эта работа мастера никогда не подвергалась серьезной реставрации, поэтому сохранилась практически в первозданном виде.

К известным работам иконописца относятся:

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Иконописец и монах Даниил Черный был современником Андрея Рублева. Имел статус преподобного святого. Искусствоведы видели в его работах черты, заимствованные у византийских мастеров, в связи с чем его считали художником старшего поколения.

Интересный факт: исследователи считают этого иконописца учителем Андрея Рублева. Они часто писали свои работы вместе, поэтому их творчество трудно разграничить. Однако вышеупомянутая манера письма старшего художника позволяет предположить, что его кисти принадлежат такие иконы, как «Лоно Авраамово», «Богоматерь», «Апостол Павел» и некоторые другие.

Этот иконописец остался в русской истории наиболее известным и почитаемым. Он создал большое количество произведений, был знаменит своим индивидуальным стилем, прекрасно владел несколькими художественными традициями.

Его кисти причислены следующие работы:

и многие другие, но сведения о них нельзя назвать достоверными.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Искусствоведы считают, что художник Феофан Грек родился в Византии, именно там он создал свои первые работы, которые, к сожалению, не сохранились до сегодняшнего дня. Славу автору принесли произведения, созданные тогда, когда он жил на Руси.

Кисти мастера приписывают росписи:

А также некоторые иконы: «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери».

Источник

7 великих русских иконописцев

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова.Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Источник

6 великих русских иконописцев

И трепет в ней, и сила вдохновенья!
Пред ликом сердце в сладостном огне…
Икона – человечьих рук творенье –
Запечатлела дух на полотне

Любая икона — неизбежно неполный образ Христа, Богородицы, того или иного святого: только сам человек является истинным образом самого себя. Но каждый иконописец приобщался к Богу, узнал нечто о Боге через приобщение, в приобщении и запечатлел свой опыт на холсте или на дереве. Каждая икона передает нечто абсолютно подлинное, но через восприятие конкретного иконописца.

В некотором смысле это то, как мы воспринимаем Христа в Его Воплощении. Мы пишем иконы, которые сильно разнятся между собой, и ни одна из них не воспроизводит абсолютно точно Самого Христа, а изображает Его так, как я Его вижу, как я Его знаю. Замечательно то, что у нас нет фотографического изображения Христа, которое дало бы нам сиюминутное и чрезвычайно ограниченное представление о Его облике и сделало бы Его чуждым любому, кто знает Его иным.

В Древней Руси считалось, что быть иконописцем – это целый аскетический, морально-созерцательный путь.

«Именно России дано было явить то совершенство художественного языка иконы, которое с наибольшей силой открыло глубину содержания литургического образа, его духовность. Можно сказать, что если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией».

Леонид Успенский, богослов, иконописец

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

Точные годы жизни художника неизвестны, предположительно он родился в Византии в 1340 г. и в течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны. Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные именно на Руси, куда он прибыл уже сложившимся мастером своего дела в возрасте 35 – 40 лет.

Перед приходом на Русь работал Грек над большим количеством соборов (около 40).

Первая и единственная полностью сохранившаяся его работа, чье авторство имеет подтверждение, – это роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, где Феофан Грек пребывал около 10 лет.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». Остальные работы иконописца определяются только по признакам его творчества.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице,
г. Великий Новгород

Фрески известного иконописца легко узнать по пастельным тонам и белым бликам поверх темного красно-коричневого тона, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд, также его стилю присущи достаточно резкие линии. Яркая творческая индивидуальность Феофана проявляется в свободной, смелой, предельно обобщенной, временами почти эскизной манере письма. Образы, созданные Феофаном, отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия.

Он оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера.

Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Для его работ характерны экспрессия и внутренняя сила.

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям, в частности из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому, иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. Приехав в Москву около 1390 г., имел множество заказов, был известен и как искусный миниатюрист. Исследователь Б. В. Михайловский писал о нем:

«Работы Феофана поражают своим виртуозным мастерством, смелостью уверенной кисти, исключительной выразительностью, блестящей свободой индивидуального творчества».

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нем нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках иконописца острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни.

Ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Фигуры архангелов в храме Спаса Преображения на Ильине улице,
г. Великий Новгород

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современников Феофана Грека и последующие поколения русских художников.

Даниил Черный, биография которого не сохранилась в полных достоверных источниках, обладал сильнейшими талантами, а именно даром психологической характеристики и колоссальным живописным мастерством. Все его произведения гармоничны до мелочей, целостны и выразительно колоритны. Совершенство рисунка и живость движения выделяют его произведения из ряда самых талантливых мастеров.

Учитель и наставник Андрея Рублева. Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор г. Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад Московская обл.).

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Фреска «Лоно Авраамово». Успенский собор, г. Владимир

Кстати, тот факт, что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников.

Оно упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах», написанном в конце XVII — начале XVIII века. Эти летописи являются свидетельствованием и ясным доказательством того, что Даниил расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Андреем Рублёвым. В источниках имя Даниила называется первым перед именем Рублёва, что еще раз подтверждает старшинство и опытность первого. Не только «Сказание о святых иконописцах» указывает на это, Иосиф Волоцкий также называет Даниила учителем знаменитого Рублёва.

По стечению обстоятельств или, вероятнее всего, из-за эпидемии, Даниил скончался одновременно со своим соратником в 1427 году от некого «морового поветрия» (лихорадки). Оба знаменитых автора погребены в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства. Был канонизирован в год тысячелетия Крещения Руси.

Год рождения преподобного Андрея Рублева неизвестен, как и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что он происходил из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году.

В его работах творениях прослеживается уже сложившийся к тому времени особый московский иконописный стиль. Сам преподобный Андрей много лет жил, а после кончины был погребен в столичном Андрониковском монастыре на берегу Яузы, где сейчас действует музей его имени.

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался историческими примерами святости и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

В житии преподобного Сергия Радонежского сказано:

«Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Фреска «Спас нерукотворный», Спасский собор Андроникова монастыря,
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. В основе сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.

Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

На этой иконе нет лишних деталей и каждый элемент несет особую богословскую символику. Чтобы создать подобный шедевр недостаточно было быть гениальным художником. Троица, как и все творчество Рублева, стало вершиной русской иконописи, но, кроме того, она является свидетельством той духовной высоты, которую достиг преподобный Андрей своим монашеским подвигом.

Ведущий московский иконописец и изограф конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва и его самым талантливым учеником.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (15 век).

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь,
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

Одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.

Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия.

Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Он был человеком весьма развитым для своего времени, в первую очередь талантливым художником, прекрасно владевшим всеми средствами техники той эпохи.

К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. Он не просто выбирает прославленный древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская,
на обороте – Голгофский Крест. 1652

В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Икона «Тайная вечеря» (1685 г.) Успенский собор Троице-Сергиевой лавры,
Московская область

В своем творчестве он стремился к более реальной подаче человеческого лица и фигуры. Одновременно с этим в композициях он все так же придерживался старых образцов и правил, отчего видна двойственность в его искусстве. Он много раз писал образ Спаса Нерукотворного, стараясь придать лику живые человеческие черты: выражение страдания, грусти; передать теплоту щек и мягкость волос. Однако он не выходит за рамки правил иконописания.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Спас Нерукотворный, 1678 г

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы.

На первый взгляд, ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени: если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь (хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу), то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Ушаков был учителем для многих художников XVII в. и стоял во главе художественной жизни Москвы. Значительная часть иконописцев пошла по его стопам, постепенно освобождая живопись от старых приемов.

Зубов Фёдор Евтихиевич – видный одаренный художник-иконописец, живший в 17 веке. Писал свои творения в стиле барокко.

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

Икона «Илья Пророк в пустыне», 1672 г.

Как и Симон Ушаков, он работал при царском дворе знаменщиком Оружейной палаты и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых. Работал над стенными росписями Кремлёвских соборов.

Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убова —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ):

русский иконописец на руси. Смотреть фото русский иконописец на руси. Смотреть картинку русский иконописец на руси. Картинка про русский иконописец на руси. Фото русский иконописец на руси

«. Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо».

На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *