русские хороводы на руси

Магическая сила славянского Хоровода

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий, связанных с культом Солнца, с течением времени приобретают отчасти обрядовый, отчасти развлекательно-игровой характер. Именно в таком качестве они и сохраняются на долгое время в народной традиции. Хороводы известны с древних времен, они существуют у всех народов, они имеют магическую силу, сплачивая людей, гармонизируют отношения с миром, приносят радость.

Хоровод известен людям уже с эпохи палеолита (его восстанавливают по наскальным рисункам, по сохранившимся на глине, внутри пещер отпечаткам босых ног).

Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод.

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, В. Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) — это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет много значений. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью.

Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами.

Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15. Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. Все эти соединения напрямую зависят от географии, ведь хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. Северные хороводы – самые сдержанные, чинные, спокойные, но, в то же время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. В центральных районах России, близ Москвы, хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по своей природе песнями. Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями. А теплый и ласковый юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью. В этом танце – стремительность, сила и безграничный задор.

Хороводы были популярны, как в деревне, так и в городе. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что деревенские и городские хороводы не сильно различались. И там и там был темперамент, радость, интрига и, разумеется, она – царица народного веселья — хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Она вечно молода, игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать. Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки.

Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды — предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту. Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре.

Русские хороводы были распределены по времени года, свободным дням и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются с наступлением зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни их не отпускает крестьянский труд. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень, несколько раз в неделю.

Говоря о характере хоровода, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального. Чаще всего художественное содержание таких хороводов связано с образами русской природы. Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами, помогла созданию множества рисунков – фигур хоровода. Замысловатые танцевальные переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев. И наоборот – тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Изобретательности танцевального рисунка на Руси придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность.

Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков. К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности. Все в этом хороводе – творчество.

Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота.

Какие виды хороводов бывают?

Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Рисунок хороводов часто напоминает замысловатые узоры русских кружев, участники двигаются цепью, змейкой, встречается построение в два ряда.

Орнаментальные обрядовые хороводы являются древнейшими. Им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаичных песен, инструментальное сопровождение встречается редко. Необрядовые отличаются более развитой хореографией, сопровождаются либо песнями, либо инструментальным ансамблем, иногда с песней и инструментальной музыкой одновременно хороводы устраивались в лугах и полях, на берегу рек и озер, на улицах и погостах; участники, взявшись за руки, плавно, в медленном темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.) иногда выстраиваются в линии друг против друга.

Затевали “веревочку”: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. “Веревочка” выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать… свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре — танец «Коловрат».

Различие между народными и сакральными танцами

Народные танцы:

групповые танцы, передаваемые из поколения в поколение с древних времен, основаны на языческих обычаях, традициях.
особое понимание жизни, а не только развлечение.
с появлением церкви запрещены, сохранились лишь некоторые рисунки движений.

Сакральные танцы:

всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим.
попытка наладить контакт со своим глубинным Я, ответить на вопросы «Кто Я? Для чего я здесь. »

Сакральный танец — основа ритуальной и духовной жизни наших далеких предков. Эти движения являются проводниками во внутренний мир для поколений людей на протяжении тысячелетий.

Роль женского сакрального танца была наиболее сильной в культурах, почитающих богинь, где женщины справляли обряды и богослужения, что наблюдалось в культурах всего мира. ьИменно с почитания богини начинается путь сакрального танца в мире. Космическая Мать-Богиня символизирует силу и гармонию самой жизни. Женщины резонируют с образом богини как женского аспекта божественного – вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности.

Хоровод планет Солнечной системы располагается вблизи плоскости, проходящей через солнечный экватор, и кружит вокруг Солнца в одном и том же направлении — с запада на восток. Горит солнечный костер, а вокруг него хоровод планет. Иногда планеты выстраиваются в ряд.

Хоровод помогает равномерно организовать свое биополе, за счет взаимодействия с сородичами. Равномерно замкнутая цепь это своего рода вращение и организация Тока Силы.

Смена ритма и направления хоровода давало взаимодействие с разного рода потоками, вибрациями. Что собственно полностью характеризует устроение большего хоровода КОЛОГОДНОГО.

Фигуры хороводов

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.). Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Источник

Хороводы на Руси

Русские хороводы.

«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».

Иван Петрович Сахаров

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Мы в них открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям.

Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зим.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду.

Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных.

Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами.

Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток.

На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.

Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

«Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым»

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

М.В. Боскин. Хоровод (фрагмент картины)

Многие века хороводы были частью календарных обрядов. По мере того, как человек познавал законы природы, отпадала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен продолжали пленять своей красотой наших предков. А.Терещенко писал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они».

Хороводы называли также «круговыми», игровыми песнями, они тесно связаны с трудовыми процессами сельчан.

Игровые песни – особый жанр заклинательной поэзии.

Хороводная песня, например, о льне полностью воспроизводила посев, уход за всходами, уборку, обработку льна до пряжи; обрядовая игра в своём первоначальном значении имела целью обеспечить успех в сельскохозяйственных работах.

Хороводная песня «Маки-маковицы» рассказывает о всех периодах посева, взращивания и сбора мака.

В хороводах идёт речь о так называемых культурных растениях, от роста и созревания которых завесила жизнь крестьянина (мак, капуста, горох, лук, лён, репа и пр.)

Хороводы водили девушки на все народные праздники, в любое время года: в избе, на лугу, поле.

В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Б.М. Кустодиев. Хоровод

Хоровод- это не только игра, это картина народной жизни.

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме («А мы просо сеяли», «Бояре», «Кондалы»).

Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Плетень», «Капустка» и т.п.) Примером орнаментального хоровода послужит «Заплетися, плетень».

Литература:

1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.

2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.

3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.

4. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880

5. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991

Источник

Русские хороводы на руси

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ ЦЕНТР
КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА»

Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
Доподлинно неизвестно, где и у какого народа появились хороводы, вероятнее всего они были частью культуры многих народов, появившись как круговые песни и пляски. Известно, что уже в древней Месопотамии за две тысячи лет до нашей эры при жертвоприношениях богам вавилоняне совершали хороводные пляски. Первое письменное упоминание хороводов мы находим уже у древних греков. Гомер прекрасно в своих стихах описывает хоровод с участием юношей.
Торжественностью хороводных танцев выделялись греческие религиозные обряды, в которых участвовали только непорочные девушки, одетые в белые платья и в украшавших головы цветочных венках. Хороводы получили в древней Греции такое широкое распространение, что впервые превращаются в забаву молодых девушек в дни праздников и веселий.
В Древнем Риме, чья культура многое позаимствовала от древнегреческой, хороводы составляли священные обряды. Во время торжеств, посвященных богам, перед их изображениями девушки пели благодарственные гимны. Популярность хороводов, как и в Греции, приводит к тому, что они выходят за рамки религиозных обрядов, превращаясь в народную забаву.
Как ни странно, но после упадка античной культуры, хороводы постепенно исчезают из культуры западноевропейских народов. Лишь отдаленно некоторые танцы напоминали прежние хороводы. Возможно, виной тому было распространившееся в Европе христианство, которое крайне враждебно относилось ко всем проявлениям языческой культуры и, вероятно, именно по этой причине хороводы сохранились в основном у славянских народов, принявших христианство намного позднее западноевропейских народов.
Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.
Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах!
Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле. В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков. Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах русского Севера, где старообрядцы сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо было потратить свои последние деньги.
Если же обратить внимание на тексты хороводных песен, то можно легко заметить, что они отражают быт наших предков: простым народным языком, часто метким и колким, показана жизнь славян, переданы их традиции, обычаи, уклад семейной жизни и даже умения. Дальше, при описании некоторых хороводов, Вы можете заметить, что хоровод, оставаясь веселой забавой, имел большой смысл, особенно в жизни русских девушек, и знакомил со всем «житьем-бытьем» русского народа от семейных традиций до хозяйственных умений.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Хороводы собирались девушками при наступлении времени игр и забав, когда жители выходили на улицу «людей посмотреть и себя показать». Участвовали в хороводах не только девушки, но и молодушки — те, кто недавно вышли замуж. Часто при сборе хороводов исполнялись грустные песни, суть которых состояла в том, что «Поиграйте красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется. » Пением в хоровод приглашали не только подружек: «В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали», но и парней: «Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки и приймите молодчиков с собой», ведь одним девушкам в хороводе не то, чтобы скучно, но игры молодежи несли большой социальный смысл, способствуя знакомству и общению «на людях». Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы.

Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».
Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.
Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.
Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.
В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.
Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.
Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси
русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси
русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси
русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

Давайте рассмотрим три хоровода, примечательных тем, что имеют различное прикладное значение: от простой забавы до обучения навыкам работы.
Начнем с хоровода-игры «Лён». Лен занимал огромное место в хозяйстве наших далеких предков. Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Киевской Руси. Из этого неприхотливого растения люди научились получать пряжу и изготавливать ткань. Из льна на Руси ткали холсты, рогожи, скатерти, полотенца, шили одежду и многое другое и учили этим навыкам своих детей. Учили с помощью игр. Так произошла игра-хоровод «Лён». В тексте хороводной песни отражены все этапы производства льна, от посева до получения пряжи! «Уж я сеяла, сеяла ленок. Я полола, полола ленок. Уж я дергала, дергала, лен. Уж я стлала, стлала ленок. Я мочила, мочила ленок. Я сушила, сушила ленок. Уж я мяла, я мяла ленок. Я трепала, трепала ленок. Я чесала, чесала ленок. Уж я пряла, я пряла ленок. » При этом девушки водят хоровод и изображают движения, характерные для упоминаемой в песне работы.

Хоровод «А мы просо сеяли» также уходит своими корнями в глубь веков, возможно, он даже старше «Лёна». Просо получило распространение у славян гораздо раньше ржи и у многих восточных славян оно долгое время оставалось основным зерновым злаком. Вероятно, просо получило распространение с оседлостью славян, которое относится к VI веку. Конечно, нельзя утверждать, что хороводная песня возникла в те же времена, но упоминание его в песне, говорит о важности этого злака в жизни народов, создавших «А мы просо сеяли». Не случайно и то, что изначально обрядовый хоровод проводился в Духов день — праздник, посвященный уважительному отношению к земле-кормилице.

В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.

русские хороводы на руси. Смотреть фото русские хороводы на руси. Смотреть картинку русские хороводы на руси. Картинка про русские хороводы на руси. Фото русские хороводы на руси

он садится с краю завалины. Беседа идет – о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и (где люди без страстей?) – пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться живописной окрестностью: за речкою пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощею чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, ближе, в речке плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на той московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! На некоторых наброшен на голове шелковый платок, на других золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются играть хоровод; они идут и поют:
Выходили красны Девушки
Из ворот гулять на улицу.
Выносили соловеюшку на рученьке,
Посадили соловеюшку на травыньку,
На муравыньку, на цветы лазоревы.
Соловеюшка рассвищется,
Красны девушки распляшутся,
А молодушки расплачутся:
Поиграйте, красны девушки,
Поколь волюшка жить у батюшки,
Поколь негушка у матушки.
Неровен жених присватается,
Неровен, как черт, навяжется:
Либо старый и удушливый,
Либо малый и недужливый,
Либо ровня, горький пьяница.
Уж я старого утешила,
На осинушку повесила;
Уж я малого утешила,
Возмахнула, в воду бросила.
Уж со ровнюшкой гулять пошла.
Но не думайте, чтобы душа русской девицы омрачалась чувством скорбным при этой песне, чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые вмешиваются в их хоровод и поют эту песнь. Девицы сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около веселой их толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, они составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют:
Как у нас во торгу клич кликали,
А что дорого? А что дешево?
Дорожили красных девушек:
Первая во сто рублей,
Другая во тысячу,
А третьей цены нет!
Дешевы во торгу добры молодцы:
По семи молодцов за овсяный блин.
Восьмой на придачу,
Девятый в провожать!,
Десятый с конем, и с седлом.
И с золотой уздой.
В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет:
Возле тыну хожу,
Я капер-траву сажу.
Не быть капру
С тыном ровну;
Не быть свекору
Против батюшки,
А свекрови
Против матушки.
Сошедшись, оба хоровода поют вместе:
Подойду, подойду
Под Царь-городок;
Вышибу, вышибу
Копьем стену.
Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок – по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД

Собравшиеся на зеленой поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:
Травонька, муравонька зацвела,
Я вечор та, молодая, в хороводе не была.
Красна девушка прошаталася,
С милым дружком каталася.
Мой милый дружок не женатый, холостой,
Он приглядчив и хорош,
На меня, молодец, похож.
Собиралися девушки все во кружок,
Расходилися во лесок,
Садилися на лужок,
Где муравонька и цветок.
Сорывали с цветов цветочки,
Надевали на головы веночки.
Пошли в хоровод, пошли в хоровод!
В хороводе веселились,
По эабавушкам пустились.
Песни славно запевали,
Подруженек собирали:
Собирайтесь во единый кружок!
Запоем ту песню нову
Про радость нашу к хороводу.
Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

ПРИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы те поскорее пристали к ним; дают и знать о своем желании глазами и движениями; после запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.
Собиралися ясны соколы в дубровушку;
Слеталися белые лебедушки в зеленую.
Со куста на куст перелетывали.
Диди, лади, диди, ладушки!
Собирались все на единый на точек.
Между собой токовалися.
Все по паре разбиралися.
Диди, лади, диди, ладушки!
Они думали, гадали:
Как гнездушки завивать будем?
Как теплые сооружать будем?
Диди, лади, днди, ладушки!
Как нам, девушки, хоровод собирать?
Как нам, красным, новы песни запевать?
Одна девица все придумала, удумала.
Диди. лади, диди, ладушки!
Вы подруженьки любимые!
Вы красавицы, эабавницы,
Сходитесь на лужок,
Да и станем все в кружок.
Вы сцепитесь все за ручки
И приймите молодчиков с собой.
Диди, лади, диди, ладушки!
Выходите, веселые, веселится.
Резвые пары, сохи собирать;
Пары, пары, пашиньку пахать.
Бел леночек время сеять;
Нельзя время упустить.
Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и единообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселится беспечность.

СТРАСТЬ ДЕВУШЕК К ЗАБАВАМ

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:
Ты зоря ли, моя зоренька,
Зоря вечерняя, игра наша веселая!
Вы играйте, красны девушки,
Покудова вы у батюшки,
V родимый у матушки.
Отдадут нас во чужи люди,
Во незнамые, не знакомые.
Нам не будет такой волюшки!
Белы руки грязью замараются,
Лицо от солнца закраснеется.
Свекор-батюшка у ворот стоит;
Он меня, младу, домой зовет.
Я нейду домой, не слушаю:
Не доиграны наши игры,
Не допеты наши песенки,
Не добаины бесенки.
После этого становится в середину парень. Он, представляя свекра, выполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «красных девок высылать»,– он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь дотоле, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.
– Уж вы, девушки, красавицы!
Не пора ли вам игры оставлять?
Не полно ли вам песни распевать?
– Мы оставим все гулянья –
Нас домой всех кричат!
Родной батюшка зовет,
Родна матушка грозит.
Нам не хочется идти,
Нам охотно погулять,
В хороводе поиграть.
Разудалый молодец,
Своим детушкам отец:
Он и белый, кудреват,
Красных девок высылат.
Эта игра выражает явно, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девицы думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность – неразлучные спутники красавиц.

ВЫБОР НЕВЕСТ

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи: «Вы, царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда друг против друга. Когда поют невесты: «Вы, бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест: «Покажите халат, сапоги и шляпу», – женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги вымазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется, кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!»
– Вы, царевы, пропустите в города,
Пропустите в города!
– Вы, бояре, вам зачем в города?
Вам зачем в города?
– Вы, царевы, нам невест выбирать,
Нам невест выбирать.
– Вы, бояре, у нас невесты не выращены,
И цветно платье не сряжено.
– Вы, царевы, нам цветно платье
Не нужно, да не нужно.
– Вы, бояре, покажите женихов,
Покажите женихов.
– Вы, царевы, вот вам женихи,
Вот вам женихи.
– Вы, бояре, покажите,
Есть ли у них халаты,
Есть ли у них халаты?
– Вы, царевы, вот вам халаты,
Вот вам халаты.
– Вы, бояре, покажите сапоги,
Покажите сапоги.
– Вы, царевы, вот вам сапоги,
Вот вам сапоги.
– Вы, бояре, покажите шляпы,
Покажите шляпы.
– Вы, царевы, вот вам шляпы,
Вот вам шляпы.
– Вы, бояре, вот вам невесты,
Вот вам невесты.
Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням выбор любой, нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек неприятно скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а всего более на их вкус причудливый: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,– причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек – мы не знаем, только знаем одно, что они чересчур взыскательные, разборчивые, часто рады, когда отыщут им жениха, хоть кулика, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается на грех, что жениху нередко понравится сатана, лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? – Нет! – Мужчины? – Нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится». Это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому – выбирайте: вот вам невесты!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *