русская механика история предприятия
ИСТОРИЯ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В РЫБИНСКЕ
АО «Русская механика» стала крупнейшим российским производителем снегоходов. Выросла дилерская сеть компании: в конце 2015 года она была представлена 175 центрами.
За 45 лет с конвейера сошли более 450 тысяч машин.
Снегоходы не раз проходили проверку длительными экспедициями: в марте 2012 года состоялась третья экспедиция на снегоходах «Русской механики» по маршруту Красноярск – Бахта – Красноярск.
В продуктовой линейке компании 12 моделей снегоходов. Компания производит утилитарную технику, незаменимую в сложных погодно-климатических условиях.
В 2011-м году исполнилось 40 лет с момента выпуска первого снегохода «Буран». За четыре десятилетия снегоход коренным образом поменялся, претерпел массу конструктивных изменений. «Русской механике» часто задают вопрос: «Зачем улучшать модель, проверенную временем?» Однако на предприятии убеждены: снегоход должен стать тише, легче, мощнее. Неизменной должна оставаться только его ценовая категория.
В 2010 году АО «Русская механика» вошла на рынок квадроциклов. В апреле 2012 года начался серийный выпуск первого русского мотовездехода РМ500. К 2014-му году модельный ряд мотовездеходов насчитывал 10 единиц техники, рассчитанной на разные сегменты рынка.
В общей сложности люди и машины преодолели 12 000 километров – и победили! Редколлегией «Книги рекордов России» пробег был признан официальным рекордом России в категории «Самая протяжённая экспедиция на снегоходах».
Компания заявила о себе на рынке государственного заказа. С 2015 года «Русская механика» – официальный поставщик Министерства обороны Российской Федерации в рамках государственного контракта на поставку армейских снегоходов и мотовездеходов.
ИСТОРИЯ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В РЫБИНСКЕ
Сегодня никто и не помнит, как появилось название снегохода «БУРАН». А ведь оно стало нарицательным, твердо вошло в лексикон северян.
Начало производства
Главную роль в создании первого массового советского снегохода сыграл Павел Фёдорович Дерунов, директор «Рыбинского производственного объединения моторостроения». Подтолкнул его к этому шагу госплан: крупные оборонные предприятия СССР должны были производить товары народного потребления.
Павел Фёдорович Дерунов
1916–2001
На РМЗ делали авиадвигатели. На заводе в тот период работало 37 тысяч человек, и директору не хотелось распылять мощности предприятия на банальные «чашки-ложки». Хотелось выпускать технически сложное изделие.
Выбрав достойный продукт – снегоход, – заводчане решили сосредоточить усилия на производстве устойчивой двухгусеничной машины, рассчитанной на серьёзную работу.
В 1970 году началась разработка опытного образца снегохода, а уже в марте 1971-го был изготовлен первый снегоход «БУРАН» с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Юпитер-3».
1970 год — создан прототип Бурана
В 1970 году началась разработка опытного образца снегохода, а уже в марте 1971-го был изготовлен первый снегоход «БУРАН» с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Юпитер-3».
Однако мощности мотоциклетного двигателя не хватало, и в 1971 году для «БУРАНА» заводскими силами был спроектирован двигатель РМЗ-640.
В апреле 1972 года была выпущена первая партия снегоходов, начались испытания. Ровно через год, после завершения межведомственных испытаний, Государственная комиссия приняла решение о постановке «БУРАНОВ» на серийное производство.
Испытания севером
Чтобы дать новой технике широкий резонанс и выявить ее слабые места, был организован длительный испытательный пробег по маршруту Рыбинск-Воркута. 18 марта девять «БУРАНОВ» стартовали из Рыбинска, а 15 апреля жители Воркуты стали свидетелями необычного зрелища: по улицам города прошла колонна снегоходов с санными прицепами.
18 марта 1974 — старт на Воркуту
Пробег завершился успешно. Переход дал создателям «БУРАНА» информацию для дальнейшего совершенствования машины. По протяженности, сложности и численности группы пробегу «Рыбинск-Воркута» не было равных в СССР.
Побывал «БУРАН» и на Северном полюсе. Весной 1974 года снегоход доставили на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22».
На арктических станциях при морозе ниже 30 градусов пуск любого двигателя представлял трудность – технике нужен был предварительный подогрев. Однако «БУРАНУ» он оказался не нужен: в самую лютую стужу снегоход заводился с пол-оборота. Новый вид транспорта завоевал симпатии полярников – за полгода работы снегоход прошел около двух тысяч километров.
Вся представленная на сайте информация, касающаяся техники RM и сервисного обслуживания, носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 (2) ГК РФ. Все цены, указанные на данном сайте, носят информационный характер и являются рекомендуемыми розничными ценами без учета доставки техники в регионы.
Леонид Можейко: «Мы создаем на предприятии атмосферу, благоприятную для рождения инноваций»
История крупнейшего российского производителя снегоходов и мотовездеходов — компании «Русская механика» — началась в 1971 году с выпуска легендарного снегохода «Буран». Сегодня снегоходы предприятия занимают около 50% отечественного рынка, квадроциклы — 20-22%, ведется масштабная работа по повышению экспортного потенциала.
Подробнее о том, чем живет коллектив «Русской механики» и какие задачи ставит перед собой, в интервью нашему журналу рассказал ее генеральный директор Леонид Можейко.
Леонид Чеславович, за 50 лет «Русская механика» приобрела статус крупнейшего российского производителя вездеходных машин. Какие принципы работы позволили этого достичь?
Один из принципов тесно связан с традициями отечественного машиностроения. «Русская механика» возникла как новое направление в работе моторостроительного объединения, которое занималось созданием авиационных двигателей. Многие инженеры, конструкторы, производственники, начавшие работать в направлении снегоходной техники, привнесли особый взгляд на работу и сам продукт. За 50 лет мы выпустили около 500 тысяч снегоходов. И, по нашей экспертной оценке, в эксплуатации сегодня находится около 200 тыс. наших снегоходов различных годов выпуска. Иногда встречаются «Бураны» 1975, 1980 годов. Долгий срок эксплуатации связан с изначально заложенной концепцией прочности и надежности. Кроме того, одно из требований, которое мы предъявляем к конструкторам и технологам, связано с тем, чтобы машины были удобны для ремонта, в том числе самостоятельного. Ведь мы понимаем, что нередко они используются в условиях отдаленных населенных пунктов, где доступность сервиса ограничена. Второй принцип — подкрепление традиций инновациями. Мы не боимся предлагать рынку что-то совершенно новое, культивируя внутри компании так называемую систему рабочих предложений. А третий, далеко не последний по значимости, принцип — всегда ставить под сомнение тезис о нашем лидерстве. Мы внимательно следим за происходящими в мире событиями, стараемся искать новые подходы, оцениваем успехи конкурентов.
Сегодня «Русская механика» объединяет почти 800 человек, годовая выручка составляет 3 млрд рублей. И мы считаем, что существует еще много резервов для повышения производительности труда.
В 2016 году в одном из интервью вы говорили, что работа на экспортных рынках становится одним из ваших главных стратегических направлений. Как обстоят дела в этом направлении?
Да, с учетом нашего стремления к постоянному развитию мы еще несколько лет назад поставили себе такую задачу. Это требует адаптации модельного ряда техники к требованиям зарубежных рынков. В производстве снегоходов мы ориентированы на северные страны: Норвегию, Швецию, Финляндию, а в Центральной и Южной Европе растет интерес к нашим квадроциклам.
Основные усилия связаны с соответствием техники требованиям ЕС к безопасности, экологии и токсичности. Сейчас мы на финальной стадии сертификации нескольких моделей в ЕС — речь идет о нашей новой модели снегохода Frontier и квадроцикле РМ 800. Уже в 2021 году перед нами откроются новые возможности для поставки этих моделей на рынок Европы. Если по итогам 2020 года можно говорить о продаже нескольких сотен машин за рубеж, то в 2021-м мы преодолеем показатель в тысячу единиц.
В ближайшем пятилетии мы ставим перед собой следующую задачу — 25% от произведенной техники должно быть направлено на экспорт. Это амбициозно, но, исходя из опыта работы и результатов оценки потенциала целевых рынков, показатели достижимы.
Вы сказали, что «Русская механика» огромное внимание уделяет инновациям. Выделите главные события в этой области за последние годы.
Если говорить о продуктовых инновациях, то мы активно занимаемся электрическим приводом. В разработке находится сразу несколько моделей — от детского снегохода до флагманского утилитарного вездехода. Что касается новшеств в конструктивных решениях, то нами разработана платформа снегохода, которая базируется на легких алюминиевых сплавах, она легче традиционных и не уступает им по прочности.
Делая ставку на новые технологии, мы сотрудничаем с МГТУ имени Баумана, Уфимским государственным техническим авиационным университетом. Недавно подписали соглашение с Ярославским техническим университетом. Совместно с ними ведем работу в рамках федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», которая объединяет ресурсы государства, предприятий и вузов в совместные проекты для ускоренного внедрения в практику научных разработок. В прошлом году «Русской механике» удалось поучаствовать в двух таких проектах и благодаря этому зарегистрировать около двух десятков различных патентов — это больше, чем в целом за предыдущие 5 лет. Кроме того, реализуя такие проекты, наши конструкторы, технологи и другие специалисты получают огромный объем новых знаний и умений. В свою очередь наше предприятие является хорошей базой для производственных практик студентов. По программам целевого обучения мы ежегодно принимаем несколько выпускников от вузов, с которыми сотрудничаем.
Как коллектив справляется с проблемами, вызванными коронавирусом?
Пандемия заставила нас задуматься, насколько в мире все взаимозависимо. Компоненты, материалы и агрегаты для производства техники нам поставляют более 300 различных предприятий, часть из которых расположена за рубежом. В составе нашего продукта в среднем около 1500 деталей. Задержка той или иной поставки тормозит выпуск всей партии. Из-за ограничений такие сбои были неизбежны. Тем не менее перспективы рынка в конце 2020 года достаточно хорошие, активно выполняем годовой план производства. Однако именно сейчас, в ноябре-декабре, сталкиваемся с дефицитом персонала. По сравнению с весной заболевших больше. Мы строго соблюдаем все санитарные нормы, быстро реагируем на изменения состава персонала, ведем внутренние перестановки.
Эффективно работать в современной производственной системе невозможно без командных принципов, требующих доверия, взаимопонимания и свободного обсуждения предложений. В 2019 году мы серьезно пересмотрели коллективный договор, взяли на себя дополнительные обязательства для того, чтобы работники чувствовали себя увереннее. С 1 января 2021 года планируем очередную индексацию заработной платы, что станет хорошим подарком в юбилейный год. Мы ценим своих работников, ведем работу по повышению их квалификации и переподготовке. В прошлом году 440 человек прошли различного рода курсы и семинары. Радует то, что люди с большим удовольствием повышают свои компетенции, даже тратят на это свои выходные. Мы поощряем такую инициативность, ведь для рождения инноваций нужна благоприятная социальная среда. Думаю, что в единстве стремлений нашего коллектива к постоянному совершенствованию и есть секрет успеха «Русской механики».
ИСТОРИЯ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В РЫБИНСКЕ
В девяностых годах с падением «железного занавеса» и перестройкой необходимость в вооружении резко снизилась, и оборонные предприятия перешли на выпуск гражданской продукции. Изучив рынок, рыбинские моторостроители решили производить технику для нужд промышленности и сельского хозяйства.
На волне перемен в 1992-м был разработан и изготовлен «БУРАН», оснащённый компактной буровой установкой с автономным двигателем.
В 1994-м году на Московской международной выставке рыбинцы подсмотрели прототип «железного коня», и решили, что смогут сделать лучше. Помогли старые связи: ВНИИ транспортного машиностроения и ВНИИ лесного хозяйства помогли решить организационные вопросы. Заказчиком машины выступил Рослесхоз. Первого МУЛа (Машину универсальную лесную) собрали и отправили лесникам Ленинградской области в 1994 году.
Машина получилась хорошая: при весе 450 кг имела тяговое усилие до четырёх тонн, могла перевозить шестиметровые брёвна и затаскивать их с земли при помощи лебёдки. Универсальный МУЛ годился для бурения и для подачи воды при лесном пожаре, мог вывозить стволы деревьев из мест, куда тяжёлая техника заехать не могла. Однако тогдашнему директору не понравился внешний вид машины, и это стало приговором для разработки.
В девяностых годах – «смутное время» в новой истории России – производство «БУРАНА» тоже не было беспроблемным. Хотя снегоходный рынок России всё ещё был далек от насыщения, количество выпускаемых машин сократилось до уровня семидесятых. В 1999 году с конвейера сошло всего 5 000 машин.
В конце тысячелетия базовой моделью предприятия стал двухгусеничный «БУРАН С-640». Он выпускался в трёх модификациях. Также выпускались «БУРАН-М» и «БУРАН-МД» с более современным дизайном, мощным двигателем и совершенной подвеской лыж.
Конкуренция с отягчающими последствиями
Услышав, что производство снегоходов и квадроциклов — прибыльный бизнес, вы совсем не удивитесь. Сколько удобства и комфорта приносит потребителю эта техника, какой доход приносит она производителям. Не удивитесь вы, и когда услышите, что за этот доход ведется ожесточенная борьба. Но запутанные приемы этой подковерной борьбы могут вас изумить.
Еще в 2008 году в интервью деловому журналу «Секрет фирмы» глава ООО «Веломоторс» поделился своими амбициозными планами по захвату европейского велосипедного рынка. Мол, в родной стране компания добилась невиданных успехов, пора показать себя и заграничным покупателям. Сложно сказать, удался ли предпринимателю его блицкриг, но отечественные производители утверждают, что это был не единственный запланированный захват рынка. Правда, в этот раз речь идет уже о производстве квадроциклов.
В начале августа прошлого года из магазина в г. Ижевске были похищены имущество и ценности, принадлежащие предпринимателю Чернышевой. Трое сотрудников некой фирмы «Рекорд» вывезли указанный товар на склад известной им компании. Казалось бы, что происшествие не имеет никакой связи к компаниям «Веломоторс» и «Русская механика», кроме одного момента, обокраденная г-жа Чернышева — дочь заместителя Гендиректора по развитию мотобизнеса ОАО «Русской механики» Олега Стаха.
Однако спустя почти год после инцидента, 22 июля 2013 года, следователь, ведущая уголовное дело в отношении сотрудников «Рекорда», выносит постановление о производстве следственных действий в здании ОАО «Русская механика». Интересно, что компания находится в городе Рыбинске Ярославской области, и, казалось, не имеет ни малейшего отношения к происшествию в Ижевске. Однако следователь посчитала иначе и постановила найти и изъять документы, имеющие отношение к уголовному делу. По ее мнению, такие документы должны были находиться у Олега Стаха, отца Чернышовой.
По словам работников «Русской механики», 24 июля на рабочем месте Олега Олеговича был произведен обыск, в ходе которого сотрудники полиции не обнаружили интересовавших их документов. Полицейские дали понять, что их главная цель — жесткий диск компьютера Генерального директора по экономике и финансам ОАО «Русская механика». На диске содержалась конфиденциальная коммерческая информация предприятия. Диск был изъят, кроме того, полицейские забрали и базы данных, не дав возможности скопировать необходимую информацию и тем самым парализовали работу предприятия.
Руководство компании посчитало произведенный обыск необоснованным, а действия представителей полиции неправомерными.
Дело в том, что, по утверждению присутствующих при обыске сотрудников компании, следственные действия проводились с грубыми процессуальными нарушениями, в том числе представителям фирмы не было предъявлено судебное решение об изъятии жесткого диска, содержащего информацию, охраняемую законом, в том числе о вкладах и счетах в банках и в иных кредитных организациях ОАО «Русская механика», как этого требует статья 182 УПК РФ.
Но и это еще не все. В постановлении следователя указано, что обыск должен был быть произведен на рабочем месте Страха. Здесь был найден и изъят всего один документ — смета расходов на командировку в Китай. Остальную, важную в уголовном деле документацию искали в непредусмотренном постановлением кабинете заместителя Гендиректора по экономике и финансам, который к краже у гражданки Чернышовой не имеет никакого отношения.
Кроме того, позже появились слухи о том, что обыск мог быть связан с руководителем конкурирующей фирмы, который находится в хороших отношениях с одним из высокопоставленных лиц МВД по Удмуртской Республике.
Принимая во внимание огромную коммерческую ценность изъятой при обыске информации, у руководства ОАО «Русская механика» возникли подозрения в нечистоплотной конкурентной борьбе. Пострадавшая компания практически не сомневается, что этот обыск был проведен не без участия ООО «Веломоторс». Сотрудники «Русской механики» опасаются, что сведения о бизнес-планах, поставщиках, новых разработках, технических характеристиках продукции и другая важнейшая информация в любой момент попадут в руки конкурентов.
В настоящий момент, Генеральный директор ОАО «Русская механика» подал заявление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 «превышение должностных полномочий» УК РФ. Теперь решение о законности проведенного обыска будут принимать правоохранительные органы. Они же определят роль конкурирующей фирмы в этой истории.
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.