русская классическая школа история создания

Русская Классическая Школа

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания
русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

Русская Классическая Школа запись закреплена

Эту группу создал коллектив разработчиков образовательной системы «Русская Классическая Школа», чтобы знакомить вас с её особенностями и преимуществами. Данная система школьного обучения основана на лучших отечественных традициях. Мы называем её образовательной системой будущего, проверенной прошлым.
Показать полностью.

Наша работа началась более десяти лет назад в частной школе Екатеринбурга. Группа профессионалов-единомышленников искала способы дать своим детям качественное образование. Поиски привели к несомненному выводу, что высокий уровень возможен только в проверенной временем традиции. Были переработаны, адаптированы к современным реалиям и снабжены подробными поурочными разработками учебные книги К. Д. Ушинского, советские учебники арифметики А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка.

Когда стало понятно, какой целостный и гармоничный учебно-методический комплект для начальной школы получился в итоге нашей многолетней работы, появилась потребность поделиться этим сокровищем со всеми желающими. На протяжении восьми лет мы получали из разных уголков страны письма с просьбой прислать учебники и распространяли их бесплатно. В 2017 году созданы сайт и страница ВКонтакте. Сейчас люди активно приобретают наши учебные пособия. Идея давать детям фундаментальное классическое образование становится всё более популярной.

Предлагаем вашему вниманию три публикации, в которых подробно изложена история Русской Классической Школы:

На нашем сайте https://russianclassicalschool.ru можно получить полное представление о разработчиках образовательной системы, об учебно-методическом комплекте для начальных классов, об учебниках, разрабатываемых для средней школы, о комплекте для подготовки к школе детей 4–6 лет.

Весной 2020 года, когда вся страна была вынуждена перейти на дистанционное обучение, наша команда приняла решение поделиться с вами электронными версиями большинства наших пособий. Мы собрали все учебно-методические комплекты для дошкольников и начальной школы; комплекты раскрасок А. М. Туманова; пособия по церковнославянскому языку; учебники по истории России для начальной школы и учебники по истории Древного мира для пятого класса и выложили их в сеть единым архивом.

Все файлы мы сделали максимально облегчёнными, чтобы даже при слабом интернете вы могли всё скачать. Также на нашем сайте на страницах с каждым пособием есть ссылки для скачивания. Большая просьба: указывайте источник при размещении наших материалов на своих ресурсах.

Фактор неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне сохраняется. Однако пусть, несмотря на обстоятельства, у вас всегда будет уверенность в том, что вы имеете доступ к нашим учебникам и методикам и в любых условиях можете продолжать обучать своих детей в комфортной для них среде.

На сайте РКШ есть возможность посмотреть фрагменты уроков, доклады и выступления, обучающие семинары, почитать отзывы наших последователей, приобрести все учебно-методические пособия для качественного обучения ваших детей.

Мы очень хорошо понимаем трудности, с которыми сталкиваются современные учителя при переходе на классическую методику обучения — её вывели из школы около 50 лет назад, и ушло поколение учителей, владевших ею. Мы сами прошли этот непростой путь и помогаем желающим овладеть приёмами классической природосообразной методики обучения. Предлагаем вам короткие репортажи о конференции в Ростовском техническом университете, обучающем семинаре по дошкольному образованию и семинарах для педагогов начальной школы в Симферополе и Екатеринбурге:

Наши методические пособия и поурочные планы проработаны максимально детально, это идеальный помощник родителям, обучающим своих детей дома. Для работы по ним не требуется специального педагогического образования — нужно лишь желание самому обучать ребёнка и время. Сегодня ситуация в системе образования складывается таким образом, что ответственность за обучение детей переложена на них самих, точнее, на их родителей. Школа теперь только проверяет знания, добытые самостоятельно. Это официальная позиция Федерального государственного образовательного стандарта. Именно поэтому всё большее число родителей обеспокоено тем, что ждёт ребёнка в школе, как и чем ему помочь.

На нашей страничке ВКонтакте вы можете найти единомышленников в своём регионе (читайте раздел «Обсуждения» и комментарии), узнать об их опыте, поделиться своим.

Ниже размещена дополнительная информация для тех, кому нужно вспомогательное учебное оборудование:

* заказать дидактические пособия для арифметики и письма (пеналы, счётный материал, индивидуальную доску с графической сеткой для работы мелом) вы можете на сайте http://marketriart.ru/catalog/education ;

Все перечисленные материалы запущены в производство по нашей заявке.

Источник

Русская классическая школа: плюсы и минусы

Почему мы отказались от программы «Русской классической школы»?

Наш старший сын отучился по программе “РКШ” всю начальную школу. Многие знакомые и друзья спрашивают почему же мы в итоге отказались от нее. Сразу хочу сказать, что пишу я свой отзыв с позиции простого пользователя, точнее, родителя пользователя. Я не методист, не педагог, но, кажется, суть уловить смог и постараюсь ее передать.

Вообще, история с “РКШ” и им подобным, тянет на детектив или хорошее журналистское расследование. Но этим пускай уж профессионалы занимаются. Скажу лишь только, что Татьяна Алтушкина (имеет двойное гражданство РФ и Великобритании)— основатель гимназии “РКШ” и соответственно одноименной программы) супруга известного олигарха — Игоря Алтушкина, глава русской медной компании, которая является спонсором храма в Екатеринбургском сквере. Ну, вы помните эту историю, да? Там вообще сразу много чего всплывает мутноватого. Это просто информация к размышлению.

Лучами осенив убогую Россию,
И знамя крестное с слезами сотворя,
Запел народ святую Литургию.
И пели с нами и поля, и лес,
И небо синее, и ручейки, и дали,
И возглас радостный «Воистину Воскрес!»
И люди, и земля, ликуя, повторяли.
Мне снился сон: отверзся Божий Храм,
И вышел Он с Семьёю на ступени;
И дрогнул мир, и к царственным стопам
Упал народ со стоном на колени…
С. С. Бехтеев

Короче рецепт такой:
берем советские учебники по математике, переиздаем их под своим брендом, берем учебники Ушинского, чтобы добавить имперской классики, добавляем учебников собственного производства по истории с сомнительным содержанием и вуаля: программа РКШ готова!

Возможно, кто-то скажет, что можно же брать только лучшее и т.д и т.п. На что я отвечу, чем копаться в таком винегрете, лучше уж для началки взять стандартную программу типа “Школа России” и найти хорошего педагога. Потому что программа, это конечно важно, но гораздо важнее педагог, который доступно, понятно, интересно и терпеливо даст знания вашим детям.
Ну и в конце хочу пожелать всем родителям быть внимательней и разборчивей в выборе программ и материалов для учебы. И призываю, в первую очередь, стараться воспитать грамотного умного человека, который умеет логически мыслить и здраво воспринимать окружающий мир. А не пытаться сделать из ребенка копилку своих представлений и ожиданий под прикрытием образования.

Источник

Русская классическая школа история создания

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

Общественное движение за восстановление качественного обучения на базе классических методик и учебников зародилось в начале 2000-х годов. Инициаторами выступила группа учителей, методистов и родителей Екатеринбурга (они искали способы дать своим детям качественное образование). И уже 10 лет, как существуют в России школы, которые работают в русле традиции. Таких школ более 30 в разных городах страны. Система обучения, разработанная в Екатеринбурге и построенная на принципах классической методики, получила название “Русская классическая школа” (кратко – РКШ). Мы называем ее образовательной системой будущего, проверенной прошлым.

О МЕТОДИКЕ В ЦЕЛОМ

На начальной стадии обучения (1-4 классы) преподавание предметов литературное чтение, русский язык, окружающий мир ведётся по классическим учебным книгам К. Д. Ушинского – «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия», а математика ведется на основе советских учебников Арифметики авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка. Они были переработаны, адаптированы к современным реалиям и переизданы.

Длительный уже опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объёмное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре и, тем самым, закладывает эмоциональные основы патриотизма. Простой и образный язык понятен детям и соответствует природе детского восприятия, что делает обучение доступным и радостным для ребёнка, укрепляет его уверенность в собственных силах. Родителям не нужно за него делать непонятные, причудливые, если не сказать извращенные домашние задания, которыми полны современные учебники, – он их делает сам полностью осознанно. Художественные тексты книг К. Д. Ушинского закладывают семена добра в чуткие детские души в самый нежный и восприимчивый к добру возраст – возраст младшего школьника. Эффективность работы с использованием этого комплекта проверена и доказана практикой многих школ России.

Дети, которые с первого класса учатся по РКШ, очень отличаются от детей, приходящих из обычной школы после “началки” (не только по уровню предметных знаний, что предсказуемо и понятно, но и по поставленным учебным навыкам, что мы к нашей радости обнаружили опытным путем и убеждаемся в этом раз за разом): наши дети привычно и без напряжения (!) держат внимание весь урок (дети из обычной школы регулярно выпадают – этот защитный психологический механизм запускается и закрепляется в начальной школе от вынужденности все время выполнять непонятные и часто беспредметно-бессмысленные абсурдные задания); наши дети имеют крепкий навык понимать всё происходящее на уроке (детям из обычной школы по тем же причинам привычно и комфортно скольжение по поверхности информации без понимания сути); в случае каких-то затруднений наши дети хорошо осознают (рефлексируют) то, что они что-то НЕ понимают, и им внутренне от этого дискомфортно, они испытывают психологическую потребность понять (у детей из обычной школы непонимание не вызывает некомфорта, это привычное состояние, ибо атрофирована познавательная мотивация).

Наконец, следует сказать ещё об одном элементе учебного процесса, возвращённом в обучение системой РКШ – о повторении. Это один из краеугольных принципов русской советской школы, без которого невозможно достичь глубоких и прочных знаний. Повторение систематическое: в начале и в конце учебного года, в конце каждой темы, на отдельных уроках, перед экзаменами, которые были в советской школе ежегодно. Повторение – это не просто повторение, а всегда углубление понимания материала, изученного ранее, установление новых связей, закрепление в памяти.

Итак, природосообразная методика, предметное обучение, единые классические учебники, регулярная самостоятельная работа учащихся с книгой, систематическое повторение и закрепление пройденного – вот важнейшие элементы классической педагогической культуры.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

У четырёхлеток знакомство с буквами происходит в процессе сюжетных игр и активной рукотворной деятельности: конструирования, рисования, аппликации.

Начиная с 5 лет, дети переходят к этапу первоначального обучения чтению и формирования навыков, необходимых для овладения письмом. Программа ставит задачи научить детей осознанно, в соответствии с литературными нормами, читать, подготовить к письму, развить все виды памяти, внимание, собранность, привить желание учиться и познавать.

Особенностью предлагаемой методики обучения грамоте, как для 5-ти, так и для 6-ти леток, является активное развитие фонематического слуха детей, позволяющее гармонизировать деятельность слуховых и речедвигательных анализаторов головного мозга, помочь детям воспринять звуковую сторону языка, осознать смыслоразличительную функцию звуков.

Данная методика предлагает в течение длительного времени обучать чтению слов по буквам, чтобы дети прочно освоили позиционный принцип русской графики.

Важное требование программы – обучение неспешному осмысленному чтению. Механическое чтение отбивает у детей интерес к прочитанному, ученики не воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие мотивации к чтению тормозит формирование необходимой скорости. Получается замкнутый круг.

Мы отдаём предпочтение качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом. Для этого мы с ребятами много беседуем о смысле прочитанного.

Графическое восприятие изученных букв закрепляется при письме. Дети работают в «Тетради для каллиграфического рисования»: обводят и раскрашивают рисунки. И если в начале года малыши делают это очень медленно, с трудом справляясь с поставленной задачей, то уже через два-три месяца они выполняют задание с удовольствием, и качество их работ неуклонно улучшается. Буква пишется без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем.

Немаловажно, что во время занятий эта методика, позволяет органично и планомерно осуществить умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

Константин Ушинский говорил, что у образования широчайший фундамент — это начальная школа, и маленькая вершина — это высшее образование, где педагогу достаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь его излагать. В начальной же школе важна каждая деталь: важно четкое понимание природы мышления ребенка, природы его восприятия, нужны искусные методические и дидактические приемы, которые переведут научные закономерности на доступного ребенка на его уровне развития образ и язык.

Это и было мастерски наработано нашей дореволюционной отечественной школой, советская школа в период своего расцвета пользовалась этим опытом, лишь изменив идеологическую направленность.

Так, предназначение предметов «Чтение» и «Русский язык» – быть для детей проводниками в мир Родного Слова, развивать у них дар осознанного владения речью, её неисчерпаемыми сокровищами и способствовать усвоению ребёнком логики и грамматических законов родного языка. Обучение чтению и письму по программе «Русская классическая школа» представляет собой целостную филологическую систему «погружения» в родной язык, позволяющую установить в детском сознании единство языка, грамотной речи и литературы.

В программе «Русская классическая школа» предпочтение отдаётся качеству: ребенок учится воспринимать образы, стоящие за словами, сочетать их в развёрнутые картины-истории. Настоящим откровением для детей становятся беседы о происхождении слов, о многозначности, переносных значениях. Освоение всех этих аспектов работы со словом в конечном итоге делает для ребёнка чтение радостным, желанным, увлекательным процессом.

В адаптированном учебнике для чтения «Детский мир» К. Д. Ушинского подобран такой исторический и художественный материал, который обращен не только к уму, но и к сердцу ребёнка, вызывает в нём интерес к судьбе Отечества, сопереживание его истории, воспитывает любовь к своему народу. Всё это – необходимый фундамент, на котором только и возможно формирование личности, ответственной за судьбу страны.

На мой взгляд, классическая методика обучения реально способствует воспитанию самостоятельности и трудолюбия у ребенка. Хочется отметить тот факт, что все дети во время занятий полностью вовлечены в процесс изучаемой темы.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

О ЧТЕНИИ (продолжение).

И.А. Горячевой, методистом «РКШ», концептуально разработан и подобран материал уникального авторского курса для подготовки к школе, начальной школы, также разрабатывается учебный курс для средней и старшей школы по русскому языку и литературе. Особенность этого курса — не схоластическая обработка разрозненных тем и правил, а возобновление утерянной после Ф. И. Буслаева и К.Д. Ушинского классической традиции наблюдения над языковыми явлениями и формирование в сознании ребёнка закономерностей, логики устроения родного языка.

Это лучшие образцы отечественных учебников для начальной школы. Пособия проверены временем, выстраивают наиболее целостный, системный фундамент для последующего обучения в средней и старшей школе. Задают ребенку высокую познавательную мотивацию.
В учебниках и пособиях РКШ заложены все методические принципы русской школы:
принцип сознательного усвоения знаний,
принцип системности (знания и навыки, сообщаемые учащимся располагаются в определенной системе и строгой последовательности),
принцип предметного обучения, постепенности (переход от одной темы лишь тогда, когда хорошо усвоена предыдущая),
принцип достаточного учебного времени,
принцип учета возрастных особенностей детей,
принцип систематического повторения и закрепление пройденного,
принцип систематической самостоятельной (в частности, домашней) работы учащегося с учебником,
принцип стабильной организации всего учебного процесса.
Все эти принципы взаимосвязаны. Все они направлены на сознательное восприятие знаний учащимися, глубокое их понимание и прочное усвоение.

Ребенок развивается всесторонне. Ушинский писал: «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания».

Длительный опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объемное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре.

Благодаря программе в детях развиваются все виды памяти, внимание, собранность, прививается желание учиться. Появляется стремление познавать и любить мир.

А также, что немаловажно, в учащихся развиваются такие качества как честность, добросовестность, аккуратность, настойчивость в достижении положительных результатов, терпение, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к старшим. Обучаясь по этой программе, ребенок испытывает радость и у него появляется уверенность в собственных силах…

Таким образом, единственной, на наш взгляд, возможностью вернуть нашим детям радость и успешность их главного дела — учебного труда является возврат к бесценному наследию наших гениальных предков.
Мы являемся обладателями сокровища, нашего национального достояния — русского классического содержания образования и русской классической методики. Это вершина педагогической деятельности лучших представителей отечественной педагогики.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

По математике используются учебники арифметики А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка, по которым наша школа успешно учила детей до реформы 1970-х годов (реформа-70) – с 1954 г. по 1969 г. И именно этот период, как мы знаем из работ исследователя уровня математического образования в 20 – 21 веке Костенко И. П., дал нашей стране самый высокий уровень знаний выпускников школы. Учебники адаптированы к современным реалиям и переизданы.

Обучение же детей в соответствии с методикой, разработанной Пчелко А. С. предполагает только последовательное, основательное, ясное усвоение изучаемого, ведь высокие задачи часто достигаются простыми средствами, простыми методами, доступными и понятными не только ребенку, но и учителю прежде всего. Обязательно стоят вместе образовательно-воспитательные и практические цели и задачи. Дается ряд элементарных практических понятий: о числе, о дробях, о составе чисел, об арифметических действиях, о задаче и способах ее решения, о мерах и измерениях.

Детей учитель учит устным и письменным вычислениям, умению решать задачи, производить измерения. И все обучение обязательно строится в связи с опытом, который уже есть у ребенка. Постоянно идет отсылка к понятным и знакомым ребенку предметам, вещам, явлениям. Например, зачем считать абстрактные плоские нарисованные в учебнике фигуры, если есть пальцы, ручки, карандаши, счетные палочки, деревянные или вырезанные из бумаги кружки, одноклассники, парты, стулья и окна? Их надо сначала подсчитать, они вот, рядом, их можно потрогать, переставить или пересадить. Машу и Веру можно поменять местами за их партой, но от этого не изменится количество девочек, их будет так же две (2). А две девочки обозначаются цифрой 2 и два мальчика обозначаются цифрой 2, и не важно, мальчики это, девочки или маленькие ручки, если число их равно двум, то и цифрой они будут обозначены одной – 2. А учеников в классе много, но учитель один (1). Так дети естественно знакомятся с такими понятиями, как один и много, глазками видят, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» и т.д. И только потом, эти явления, такие знакомы и уже понятные облекутся в отвлеченные термины «сумма», «слагаемое» и т.д. И тоже в начальной школе, и тоже в рамках нашей программы и нашего учебника. Но не в 1м классе, не в сентябре, не в тот момент, когда очень хочется сбежать из еще неродной школы к маме, а пятно на такой «взрослой» форме намного важнее и трагичнее, чем вся математика вместе взятая.

Вот так, просто, понятно, естественно, не торопясь, основательно, фундаментально закладываются основные арифметические знания, развивается логическое мышление –определенное, последовательное, доказательное. Усвоили – двигаемся дальше, усложняем, но регулярно возвращаемся к уже усвоенным, уже положенным на свою полочку знаниям и связываем их с новыми знаниями, полученными на следующем уроке, в следующем классе. И вся подача материала идет спокойно и размеренно, систематично, в строгой системе и в соответствии с тем, как психически и физиологически развивается ребенок. Всегда чуть сложно что-то, что-то новое, чтобы было интересно, но при этом обязательно проверили и уже изученное, чтобы не оставить пробелов незнания, пустот, в которые провалится ученик потом, может быть в 5, 10 классе, а может быть и уже в институте. А в преодолении сложности воспитывается воля, а нравственная основа материала воспитывает чувства, повышается выносливость, без срывов и надрывов идет развитие ребенка.

Источник

Русская Классическая школа — островок православной педагогической мысли

Все служит одно другому в великом создании Божьем,
и нельзя не видеть, что вся природа есть творение Одного Всеобъемлющего Ума.

Современная палитра сферы образования помимо обычной государственной школы представляет собой очень разнообразный спектр направлений, методик обучения и воспитания. В отличие от советского времени, когда выбор образовательной системы, как и мировоззрения человека в целом, был выбором государства и, по сути, был предопределен, сейчас каждый родитель имеет возможность выбрать ту или иную систему образования и воспитания. Школы раннего развития (включая практику работы с новорожденными), всевозможные курсы и методики «развития сверхинтеллекта», Вальдорфская система образования, школа Монтессори, множество частных школ и т.д. и т.п. — все это доступно при желании и наличии денежных средств. Порой у современного родителя разбегаются глаза – что выбрать, какую систему предпочесть? Как разобраться в этом море образовательных программ и методик? А для родителя православного прежде всего встает вопрос – как та или иная система образования влияет на душу ребенка, какие несет в себе мировоззренческие основы? Мы не будем останавливаться на вопросе о том, почему в церковных кругах иногда с некоторой настороженностью воспринимают вальдорфскую систему педагогики и некоторые другие школы, и даже относят их к разряду педагогических сект[1], наша задача осветить некоторые островки православной педагогической мысли в бурном море образовательных систем. Речь пойдет о Русской Классической Школе (сокращенно РКШ).

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

«Русская Классическая Школа – образовательная система будущего, проверенная прошлым» — читаем как некоторый девиз на сайте РКШ[2]. На какое прошлое опирается РКШ и каковы её главные идеи? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

РКШ возникла в Екатеринбурге в 2008 году, благодаря инициативе православных родителей и профессиональных педагогов, почитателей и продолжателей педагогического дела К. Д. Ушинского. Педагогическое наследие этого удивительного человека современные ученые-педагоги рассматривают с позиции христианской антропологии и доказывают неоценимое значение его книг для воспитания ребенка в процессе познавательной деятельности. «Педагогика, основанная на психологии, советует развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека… родится христианкой: это и есть та гуманность, о которой наиболее обязано заботиться истинное воспитание»[3], — писал в 1862 году К. Д. Ушинский — педагог, живший в 19 веке, и так точно чувствовавший вневременные принципы воспитания …

Основные принципы, на которых построена программа РКШ: природосообразность, целостное восприятие предмета, опора на традицию, на христианские ценности.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

В основе программы РКШ — выстраивание материала в виде последовательной продуманной системы, формирующей целостное мышление. То есть, например, если в блоке «природа» берется для изучения тема «злаковые растения», рассматривается предмет с точки зрения биологии в соответствии с возрастом детей, то потом эта же тема рассматривается и через поэтический материал, и в кропотливой работе над текстом. Таким образом, избегается хаотическое выдергивание примеров из совершенно несвязных тем лишь для того, чтобы учащиеся уяснили ту или иную конструкцию русского языка (или темы из биологии); так же как и не используется «мотивирующий материал», активизирующий воображение ребенка в реальности, абсолютно не соотносящейся с изучаемой темой (как пример: привлечение персонажей, мультяшных героев, чтобы «заинтересовать»). Одна и та же тема, рассмотренная с разных сторон, разными учебными блоками, формирует ощущение многообразия мира и основательного погружения в предмет изучения. Прививается осмысленное, вдумчивое отношение к тексту, происходит формирование интуитивного чувствования родного слова. Язык, которым написан «Детский мир», — образный, в нем нет логических громоздких объяснений; поэтический дух, который пронизывает общее повествование, развивает воображение. Таким образом происходит не только гармоничное развитие логической мысли, но так же и чувств ребенка. В восприятии ребенка «возникает ощущение полифонии, многоголосной музыки, одновременного звучания, развития и взаимодействия множества мелодий и голосов»[5]. Связующим звеном повествований является человек, для которого все создано и через которого проходят все жизненные потоки. К. Д. Ушинский дает детям доступный курс антропологии: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца вселенной»; «Все служит одно другому в великом создании Божьем, и нельзя не видеть, что вся природа есть творение Одного Всеобъемлющего Ума»[6].

Учебный материал РКШ, помимо формирования у ребенка мысли о Божественном домостроительстве, погружает в родную культуру, способствует тому, чтобы учащийся узнавал обычаи и традиции, впитывал народную мудрость. О важности народной традиции в формировании личности писал, например, прот. В. Зеньковский: «Мы не можем созреть вне национальной стихии, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие»[7]. Он так же назвал все то, что хранится в народной душе «социальной традицией» и писал о том, что «кто из нас не усвоит среднего минимума социальной традиции, тот не может войти в современную жизнь, понять все то, что в ней происходит, не может стать самостоятельным человеком и творцом новой жизни»[8]. В «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматию» К. Д. Ушинского включены тексты народных песен, былин, сказок. Хорошо, если помимо ознакомления детей с текстами, происходит проживание детьми и окружающими их взрослыми традиции — совместное пение, народные игры, колядование, выпечка жаворонков и т. п. Все это дает возможность не абстрактно соприкасаться с изучаемым «материалом», а быть его наследником и носителем традиции, делает процесс обучения радостным и запоминающимся… Приведу небольшую заметку, написанную об уроке фольклора с детьми в пос. Вырица, где родители, объединившись, недавно тоже создали РКШ:

«Девочки первого класса слушали песню «Загануть бы семь загадок», записанную фольклористами из Тарногского района Вологодской области в аутентичном исполнении. Слушали частями, пытались разобрать слова, отгадать загадки. Мы вместе разбирали непонятные слова, рассуждали, почему именно такой образ тому или иному явлению дан в песне. Интересным было то, с каким азартом они это делали, как подпрыгивали, когда удавалось найти отгадку, с каким старанием пытались повторить мелодию, не совсем простую. Мне всегда жаль, что в такие моменты нет камеры рядом, а у меня не хватает рук записать гениальные ответы и высказывания детей. Почему, например, «камень ростет без коренья, без отростенья»? Камень же вообще-то не растет, а «человек» — подойдет как отгадка? А что такое «безурывно, бесперестанно» — почему так сказано про речку и про плач младенца? А почему в песне поют «мИсяц» и «рИцка», а не «месяц» и «речка»? Вот в одной только песне — и про фонетику-развиваем внимание к звуку, и про геологию, и про художественные образы, и о диалектах, и о старинных словах, и пр.,и пр…».

Песня не вызвала у девочек ни недоумения, ни раздражения — такую реакцию часто можно наблюдать у взрослых, слушающих фольклор без обработки — аутентичный, совсем не похожий на классическую музыку. Удивительно, на сколько ярко иногда видно, как по природе близок фольклор детям, как он сразу откликается в них…

Сейчас центры РКШ существуют по всей стране, все большее количество родителей узнает об этой системе образования, становятся ее приверженцами. В Санкт-Петербурге, Москве и других городах можно найти классы или семьи, занимающиеся по программе РКШ, в социальных сетях создаются группы заинтересованных родителей, педагоги РКШ из Екатеринбурга устраивают педагогические семинары… Школе, возникшей в пос. Вырица (Ленинградская обл., Гатчинский район) не много лет, но она уже имеет свой облик, свою атмосферу, свои маленькие традиции.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

Мы попросили сказать несколько слов о школе её директора – Александру Андреевну Зацарную, многодетную маму, преподавателя начальных классов РКШ.

— Александра Андреевна, расскажите, как и когда Вы познакомились с РКШ, чем эта программа привлекла Вас?

— О программе мне рассказала многодетная мама, активист родительского движения Евгения Беспалая, практик семейного образования. В это время наша старшая дочь Евдокия училась очно-заочно в первом классе. И мы по крупицам собирали лучшие учебники, программы, идеи. Это было и сложно, и достаточно бессистемно на выходе. Русская Классическая Школа была находкой, где есть и нравственность, и осмысленность, и системность и … даже наша любимая каллиграфия — в общем всё, что мы искали.

— Знакомы ли Вы лично с создателями РКШ, если да, расскажите о Вашем опыте общения.

— Да, познакомиться лично и пообщаться с Татьяной Анатольевной Алтушкиной удалось на семинаре РКШ для педагогов и организаторов классов в 2019 году, который проходил в Горном университете Петербурга. Опыт и отношение к делу Татьяны Анатольевны вдохновляет, вселяет уверенность. И сейчас мы существуем благодаря её поддержке. Здесь же мы (на семинаре побывали я и Инна Вениаминовна — наш учитель математики начальных классов) познакомились с Ириной Анатольевной Горячевой, создателем блока Словесности в программе, и с другими практикующими педагогами-разработчиками программы. Удалось задать и решить многие практические вопросы.

— Как набрались смелости организовать РКШ в Вырице?

Всё началось с двух семейных классов для двух старших дочек: второго и четвертого, и с курсов каллиграфии. И шаг за шагом всё собралось вот в такую маленькую «семейную» школу, где каждого ребёнка слышно и видно, его идеи, пожелания, трудности находят отклик, где родители при желании могут принять участие в образовательном процессе, в подготовке праздников, внести какие-то свои созидательные идеи.

— С какими трудностями столкнулись при создании школы?

— Трудностей и вопросов было много… В первую очередь это помещение… Но всё с Божьей помощью, иногда самым неожиданным образом, решалось и устраивалось.

— Кто-то Вам помогал?

— Да. На начальном этапе помогали дружественные педагоги и родители. Сейчас очень значима помощь Татьяны Анатольевны Алтушкиной, создавшей программу; Андрея Анатольевича и Дмитрия Андреевича Заикиных, предоставивших школе светлые просторные помещения с прекрасной территорией для прогулок и занятий спортом в ДООЦ «Маяк» на посильных, льготных условиях. В школе учится много детей из многодетных семей, проект без помощи благотворителей вряд ли смог бы развиваться.

— Как Вы нашли учеников, педагогов?

— Учениками стали дети из семей, ищущих глубокий осмысленный подход в образовании, доброжелательную среду, личностый подход. Многие уже были знакомы с программой Русская Классическая Школа, ведь она набирает всё большую популярность. Родители, которые ищут лучшего, как правило рано или поздно находят Русскую Классическую Школу☺. А педагоги… многие пришли сами, заинтересовавшись проектом, некоторых привлекли из числа ближних и дальних знакомых, и сейчас педагогический состав такой, что на уроках интересно не только детям, но и нам — организаторам школы.

— Сталкивались ли Вы с бюрократическими трудностями?

— Все бюрократические трудности решает аккредитованная школа в Гатчине, к которой мы прикреплены и где аттестуемся.

— Есть ли в школе какие-то особенности, традиции? Активно ли родители участвуют в школьной жизни?

— Да, это и есть одна из традиций — активное участие родителей, семей в праздниках, мероприятиях школы. Обычно это традиционные игры, хороводы, песни и чаепития за общим столом, где каждая семья может поделиться, рассказать о традициях своей семьи, о своём опыте. Ещё есть традиция несколько раз за учебный год отправляться в паломническо-краеведческие поездки по историческим местам края. Мы уже побывали в Великом Новгороде, Старой Ладоге, Пскове, Порхове, Изборске, Тихвине. В планах Выборг, Старая Русса, Вологодчина… Ведущие поездок — это наш преподаватель истории Сергей Геннадьевич Фирсов — кладезь знаний и мудрости, и Марина Геннадьевна Кузнецова-Миловидова, создатель незабываемых атмосферных экскурсий.

— Занимаясь по программе РКШ, что можете сказать о достоинствах программы, о её недостатках?

— Слова, которые характеризуют программу, это — глубина, осмысленность, последовательность, логичность, природосообразность. О недостатках… Если считать недостатками то, чего не достаёт, не хватает, то сейчас очень не достаёт программы по русскому языку для средней школы. Для начальных классов она давно существует и прекрасно работает, а для средних — находится на заключительном этапе создания. После увлекательных, взаимосвязанных с другими дисциплинами, уроков для 1-4 классов трудно переходить на стандартные программы — к хорошему быстро привыкаешь☺. Сейчас Ирина Анатольевна Горячева заканчивает редакцию методического материала — ждём с нетерпением.

— В какой степени система, разработанная в веке 19м, соотносится с реалиями жизни детей века 21го? Нет ли впечатления искусственно созданной реконструкции, например, при погружении детей в тексты 19го века с уже совсем незнакомыми понятиями и словами? Что дает это погружение детям?

— Программа прошла через преобразования и опыт современных практикующих учёных-педагогов и, ничего не потеряв, стала ещё прекрасней. Она подходит тем, кого Русская Культура, История, Опыт не отталкивают, а привлекают, являются жизненно необходимыми. И дети очень внимательно ищут значения слов, с радостью делают этимологические открытия о происхождении и взаимосвязи слов, которыми они пользуются в повседневном языке. Это наш культурный код, так сказать. Без корней не может быть листиков, а тем более плодов.

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

— Некоторым родителям (это видно также на форумах в интернете), которые стали заниматься по программе РКШ, на дошкольной стадии вхождения в программу кажется очень непривычным сильный акцент на фонетике, неслоговое обучение чтению. Что Вы можете сказать об этих принципах программы? Как здесь работает принцип природосообразности, способствует ли программа формированию интуитивной грамотности?

— Хотим мы этого или не хотим, а развитие фонематического слуха, знакомство с логикой языка, участие в поиске правильного ответа, а не знание правил создают фундамент будущей грамотности. Правила русского языка в Русской Классической Школе дополняют живой детский опыт начиная со второго, третьего класса. Мы используем звуко-буквенный метод, а не слоговой, чтобы дети сразу привыкали к осмысленному чтению. «Ба-бу-бя» действительно помогают быстрее научить детей читать, но не приучают детей к тому, что всё написанное несёт какой-то смысл. Должно его нести.

— Можно ли сказать, что программа РКШ, уделяющая большое внимание родному языку, имеет гуманитарный уклон? Что можете сказать о точных дисциплинах в РКШ?

— Программа по арифметике — это без преувеличения вершина русской педагогической мысли в этой области. Всё логично и последовательно вытекает из одного в другое, от простого к сложному, задания не пугают и не отталкивают ребёнка своей «заковыристостью» и туманностью, да, задания на развитие логического мышления есть, но они всегда идут в завершение своей темы.

— Почему в РКШ большое внимание уделяется каллиграфии? Что дает это искусство современному человеку?

— Каллиграфия — это искусство без которого у человека просто не развиваются многие нейронные связи, необходимые в жизни. Переход в середине 70х годов от двухнажимного письма, имеющего природные ритмы (напряжение-расслабление — это как вдох и выдох, как сокращение сердца), к однонажимному повлекло за собой множество трудностей в современном образовании, не только отсутствие хорошего почерка, а почерк имеет взаимное влияние на характер. О важности каллиграфии можно говорить очень много, это-тема отдельной беседы…

— В школе большое внимание уделяется каллиграфии, а какие еще, помимо основных, предметы есть в школе?

— В нашем расписании также присутствую такие предметы, как фольклор (это и игры, и песни, и хороводы, и ремёсла, и даже игра на гармони и балалайке), хореография, риторика (учимся правильно и красиво говорить), греческий язык, верховная езда у мальчиков, домоводство и рукоделие у девочек, и, как я уже говорила, практическое краеведение. А ещё в планах у нас совместные туристические походы с профессиональным инструктором. Будем приобретать походные навыки и необходимые для этого знания.

— Дети в школе хотят учиться?

— На Ваш взгляд, корректно ли в целом связывать воспитание и образовательный процесс? В обычных общеобразовательных школах напрямую отказываются от воспитательного процесса, делая акцент именно на образовании, как РКШ решает этот вопрос?

— Да. Без воспитания невозможно создание дружелюбной поддерживающей обстановки, единого коллектива. Мы стараемся избегать развития конкуренции между детьми. Чаще: «кто вместе?», » кто дружно?», а не «кто первый?»

— Согласны ли Вы с утверждением, что интеллектуальное развитие и воспитательный процесс — это две совершенно разные составляющие в жизни ребенка?

— Я думаю, никто из родителей не хочет видеть своих детей бессердечными интеллектуалами. Беда современного образования как раз и заключается в стремлении к гиперразвитию интеллекта, способностей, в ущерб нравственным качествам.

— Где же та грань, которая определяет степень и качество влияния образовательной системы на душу ребенка, если оно все-таки есть?

— Вопросы становятся всё глубже и тоньше… Конечно, влияние есть. Мы — это не только те предрасположенности, которые нам передали родители, но и то, чем питаются наши чувства, мысли; и чем младше ребёнок, тем важнее выбрать для его души здоровую пищу.

— Наверняка, в вашей повседневной школьной жизни много радостных, а может быть и смешных моментов, связанных с высказываниями детей, какие-то открытия, совершенные вместе с детьми, интересные диалоги, мероприятия, которые запоминаются детьми и взрослыми на долгое время. Поделитесь тем, что Вас вдохновляет:).

— Вдохновляют живой интерес детей, их отклик…, предложения, которые удаётся воплотить. Например, ученики нашего «среднего звена» сами предложили готовить и вести уроки по текущей теме у первоклассников, и получилось прекрасно. Хотим развивать этот опыт. А ещё у нас есть такая игра «в открытия», взятая из опыта В. А. Сухомлинского — находясь на природе, которая, надо сказать, окружает нашу школу, мы замираем в тишине, ничего не говорим, а только слушаем и смотрим… А потом делимся друг с другом своими открытиями. И удаётся заметить многие удивительные вещи, на которые просто так не обращаешь внимания.

— Что бы Вы могли посоветовать родителям, стоящим перед выбором образовательной программы?

— Изучать, лично знакомиться с материалом, с подходом, сравнивать, смотреть где душа откликается.

— Расскажите немного о том, чего ждете в развитии РКШ в Вырице. Ждете ли Вы новых учеников?

— Да, мы ждём и любознательных учеников и вдохновлённых педагогов. Это и будет развитием школы. Ждем единомышленников и соратников! Мы открыты для знакомства и общения, для созидательного сотрудничества. Также подробнее о нашей школе и о всех мероприятиях можно узнать на страничке Вконтакте «Русская классическая Школа в Вырице».

Закончить нашу небольшую заметку о РКШ хочется фразой педагога К. В. Ельницкого, который писал: «Подобно тому, как яблоня или грушевое дерево всасывает в себя воду и другие вещества и из них вырабатывает прекрасный плод, так точно человеческий дух, воспринимая знания, из них вырабатывает новый продукт, плод духовный. И этот плод есть нечто высшее, более духовное, чем те знания, которые первоначально были восприняты»[9].

русская классическая школа история создания. Смотреть фото русская классическая школа история создания. Смотреть картинку русская классическая школа история создания. Картинка про русская классическая школа история создания. Фото русская классическая школа история создания

Статья частично опубликована в журнале «Детская Миссия» 3/2020 (№ 11)
Фотографии Ульяны Самсыгиной

[1] Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского [электронный ресурс]. URL: https://iriney.ru/pedagogicheskie/

[2] Русская классическая школа [электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/

[3] Цит. по: Горячева И.А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. С.27

[5] Горячева И.А. «Детский мир» и Хрестоматия К. Д. Ушинского. Часть I. Методическое пособие для учителя начальной школы. С. 13

[7] Зеньковский В. В. Психология детства, С. 44.

[9]Ельницкий К. В. О воспитании. С.178

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *