русса 1 царь урарту
РУСА I
(Rusa I) Царь Урарту, проигравший войну с Ассирией
Руса был сыном Сардури II и правил государством Урарту на протяжении 21 года с 735 по 714 гг. до н.э. Он пытался вернуть былую мощь своей страны, но, в конце концов, был разгромлен ассирийским царем Саргоном II.
Отец Русы Сардури еще в 735 г. до н.э потерпел поражение от ассирийского царя Тиглатпаласара III. Это поражение стало самым масштабным для Урарту за последнее столетие. В результате этого были потеряны территории, находившиеся за рекой Ефрат.
Русе удалось ненадолго уберечь страну от раскола и не дать ассирийцам завоевать оставшиеся территории Урарту. Этому поспособствовала внутренняя обстановка в Ассирии. В 727 г. до н.э. на трон взошел Салманасар V, за 5 лет своего правления воевавший исключительно с Финикией и Иудеей. Пока на международной арене было все более менее стабильно, Руса постепенно укреплял государство. Он совершил несколько походов на территории Закавказья, окончившиеся победой урартийцев.
В 722 г. до н.э. власть в Ассирии захватил Саргон II, принявшийся восстанавливать былую мощь государства.
В 722 — 719 гг. до н. э. Саргон II был занят военными действиями на западе — в Палестине и Сирии, расчистил стратегически важные для Ассирии торговые пути в Малую Азию, а с 718 г. до н. э. перенес военные действия на север. Все ходы Саргона всегда были тщательно подготовлены, в его резиденции, Дур-Шаррукине, сохранились клинописные таблички с разведывательными донесениями из Урарту. Разведывательным данным придавалось такое значение, что ответственным за донесения из Урарту был назначен сын Саргона II, Синахериб (впоследствии ставший царем Ассирии). С 718 по 715 г. до н. э. Руса I и Саргон II не решались вступить в прямое столкновение. Их борьба развернулась на землях Ману, лежавших к востоку от озера Урмия. Несколько раз за этот период Саргон II захватывал страну маннейцев и возводил на трон угодного ему царя, а Руса I в ответ организовывал восстание маннейцев в пользу своего кандидата. К 714 г. до н.э. обстановка в отношениях между Ассирией и Урарту окончательно накалилась.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Клич Ура и Руса l царь Урарту
А древний Шумер в междуречье Тигра и Евфрата (нынешний Иран) люди действительно обжили только пять тысяч лет назад. Но откуда они туда пришли? На каком языке разговаривали?
Одним из самых древнейших государств принято считать Урарту, существовавшую с VIII века до н. э. Это государство располагалось на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана).
Современная наука открыла для себя Урарту в начале XIX века. Учёные обратили внимание на рассказ средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци об участии ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды) в постройке города на берегу озера Ван. Ван или Иван, кстати, — это древнее название арийских вождей. В 1827 году Французское азиатское общество направило в район Вана молодого учёного Фридриха Шульца. В 1829 году он был убит курдами, однако материалы его работы попали во Францию. Шульц сделал описание скалы Вана и зарисовал обнаруженные им клинообразные надписи. Немецкий учёный Иоганнес Фридрих тогда высказал подтвердившееся позже предположение о родстве урартского и хурритского языков.
Ассирийцы разорили столицу Урарту, город Тушпу. Новому царю Руса I пришлось строить новую столицу, которую он назвал в свою честь. В результате раскопок в 19 веке был обнаружен ряд ценных предметов, включая украшения, царские щиты, декоративные фризы из камня и прочее. Большинство этих находок попали в Британский музей. В 1898-1899 годах здесь работала немецкая археологическая экспедиция. Предметы, обнаруженные этой экспедицией, в основном попали в Берлинский музей. Сейчас здесь расположена часть турецкой армии и город закрыт для туристов и археологов.
Однако за много сотен лет до нашей эры Царь Руса I для организации бесперебойного водоснабжения новой столицы провел сложнейшие гидротехнические работы. В 30 км от города было создано искусственное озеро с несколькими плотинами. Это озеро было соединено двумя каналами с городом. Это озеро также именуется Руса.
Уровень воды в озере был на 900 м выше кварталов «Руса-хи-нили». Эти конструкции позволили сделать земли вокруг Русахинили орошаемыми и развести на них сады. Расход воды в Русахинили составляла 2.5 — 3 м³/сек. Гидротехническое сооружение древнего русского царя Русы I просуществовало около 2500 лет до 1891 года, когда было разрушено из-за сильного наводнения. Учёные считают систему водоснабжения Русахинили сооружением, которое не уступало гидротехническим объектам современности.
Как переводится на русский язык Русахинили?
Руса – хи – нили.
Руса – представитель «солнечной династии», наделенный «душой, жизнью, светом, дыханием, силой, духом, зрением, разумом, святостью»
Хи – течет (Изъ за гори вітеръ віе, березоньку ХИЛИТЬ. А.А. Потебня, «О связи нѣкоторых представлений в языкѣ», 1864 г.)
Нили – вода
Вместе получается слово РУСАхиНИЛИ.
Отсюда, кстати и название реки Нил в Африке. У древних русских Нил означал просто «вода». У современных подростков новое слово Хилиться, а оно давно забытое старое!
И так русы создали Древний Шумер. Это совершенно очевидно.
Черты и резы царей Руса
«Черты и резы» царей Руса
Цикл «РУСЬ НЕ С 862 года. «
Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех»: «…Прежде убо слове;не не име;ху писменъ (вариант: книгъ), нъ чрътами и ре;зами чьте;ху и гатааху, погани суще…».
http://en.wikipedia.org/wiki/Pre-Christian_Slavic_writing Эти черты и резы связывают с рунами, огамическим письмом кельтов (http://en.wikipedia.org/wiki/Ogham ) и т.п. Но почему-то взгляд исследователей не падает на широко распространённую в древности клинопись. А она встречалась не только у семитских народов.
Даже всего в одном переводе урартского текста (см.: выше) есть любопытные созвучия. Се – сын. Капи – копить. Исти – есть… Это неизбежно напоминает и русскую речь, её диалекты. Но сопоставление уратского и русского – дело добросовестных и знающих специалистов, далёких от политических предвзятостей.
Версия о связях Руси с библейским Рошем достаточно устойчива http://traditio.ru/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Но есть и версии, что Рос (Рош) Иезекиля мог возникнуть как память о походах урартских царей Руса. http://rushanin.narod.ru/RUSS.html ;
http://traditio.ru/wiki/ Инициативные словено-русы
; http://www.bible-center.ru/book/isagogika/002/000/011 (версия А.Меня: Имена врагов народа Божия взяты пророком из преданий о воинственных царях и племенах севера (Гог — мидийский царь Гигес, Рош — царь Урарту Руса, Мешех и Фувал — племена Кавказа и Северной Месопотамии). )
Воин Урарту http://scilib.narod.ru/Biology/Century/Century.htm1 Работа антрополога М.М.Герасимова
Рис.1. Территория Урарту в 9-7 веке до н.э.
Теперь вновь вернёмся к информации Геродота о том, что скифы долгое время жили на Араксе. Геродот пишет, что это было за тысячу лет до похода персидского царя Дария I в Скифию. Другими словами, Геродот фиксирует скифов на Араксе в 15 веке до н.э. После этого, по словам древнегреческого историка скифы попали в зависимость от массагетов. Данное событие можно связать с захватом территории проживания данных скифов бежавшими от греков тормэнами, среди которых в частности были мушки. Разгром Трои произошёл в 13-12 веке до н.э. И только вырвавшись из этой зависимости скифы мигрировали на север. Поэтому вырваться из зависимости от тормэнов могли и те племена, которые создали Урарту. Напомню, первые известия о них датированы всё тем же 13 веком до н.э. Другими словами, скифы могли уйти с берегов Аракса не только на север, но и на Армянское нагорье, где со временем стали консолидирующим племенем при формировании урартского государства. Так могло имя царей Урарту быть индоарийским? Несомненно могло. Могло оно быть не только потому, что скифы стали консолидирующим племенем. Но и потому, что урартские цари женились на женщинах из скифских племён, оставшихся в Закавказье. Их дети могли получить имя по национальности матери. Ведь одним из этнонимов данных скифов был этноним «руссы». Об этом свидетельствует булгарский летописец 13 века Гази-Барадж (4).
А теперь зададимся ещё одним вопросом. Могли ли имена царей Урарту, Руса I, Руса II и др., стать «прародителями» этнонима «русы»? Ответ однозначен. Конечно, нет. И дело здесь вовсе не в том, что современные русские живут от Урарту далеко на севере. Дело в том, что данные цари не были эпическими героями. Они не совершили грандиозных завоеваний, не были основателями государств, под их предводительством народы не переселялись на новое место. Поэтому их имена не стали эпонимами. Скорее всего, их имена имеют прямое отношение к этнониму «русы», но только в том смысле, что имена свои они получили по той же самой причине, что и русский народ. Они, как и предки русов, почитали некоего эпического героя древности, носившего имя Рус. А Рус этот, судя по распространению данного этнонима жил либо в Бактрии сразу после переселения индоарийцев в середине 4 тысячелетия до н.э. на юг. Возможно даже, что вождь по имени Рус и вывел данных индоарийцев в столь грандиозный поход. Либо данный Рус жил ещё в эпоху проживания индоарийцев на их исторической прародине в Среднем Поволжье. По его имени индоарийские племена получили дополнительный этноним – руссы, зафиксированный на огромных территориях от Каталонии (русконы) до Бактрии (Рустем). От Северо-Восточной Руси и до Урарту.
Примечание: при цитировании ссылка на сайт и автора обязательна.
Литература: 1. Геродот, I, 106
2. Сага об Инглингах//Снорри Стурлусон. Круг Земной. — М.: Наука, 1980.,
гл. XII. 3. Umberto Cozzoli I CimmeriRomeItaly: ArtiGraficheCittadiCastello (Roma)
4. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 13
Версия есть версия – одна из многих. Но появление Урарту явно было в определённой степени своеобразным наследием Хеттии так и Митанни, отражавшим усиление в этих местах носителей гаплогрупп R1a и R1b, их разновидностей.
Глиняная булла скрепляла концы верёвки, пропускаемой в петли двери, которая закрывала зернохранилище, и таким образом опечатывала зернохранилище. Для невозможности подделки буллы на ней ставилась подпись смотрителя и прокатывалась его цилиндрическая печать. На фотографии видны подписи и след цилиндрической печати.
Таким образом, выяснилось, что последним урартским царём был Руса IV, сын Русы III, который возглавлял остатки некогда могущественного урартского государства. Во время правления Русы IV урарты окончательно утратили влияние в центре страны, в районе озера Ван и продолжали сдавать позиции в Закавказье. Город Аргиштихинили был утерян в бою, а город Эребуни оставлен без боя, а его ценности перевезены в Тейшебаини[2][3]. Однако вскоре, около 585 года до н. э., и Тейшебаини будет сожжена, а вместе с этой крепостью государство Урарту погибнет.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Урартский текст
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/264.htm
Текстов с упоминанием имени царя Руса десятки.
В духе прославляющих себя надписей оставили свои письмена разные цари Урарту.
Вероятнее всего, хурриты были полиэтничными выходцами из округи Северного Кавказа, но языком межнационального общения был именно хурритский.
Далее «цари царей» воюют с соседями, утверждают свою силу в большой округе.
Города Урарту наполняются тупыми скифскими стрелами – они одно время считались деньгами. http://www.museum.com.ua/expo/premonet_ru.html
Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с. — 3500 экз.
Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960.
Zimansky P. Ecology and Empire: The Structure of the Urartian State. — Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 1985. — (Studies in ancient oriental civilizations). —Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 368 с. — 1000 экз.
; Мовсес Хоренаци История Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 (Электронная версия)
; Перевод Г. А. Меликишвили из книги: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи, Издательство АН СССР, Москва, 1960
; Перевод Н. В. Арутюняна из книги: Арутюнян Н.В. Новые урартские надписи, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1966
http://www.krotov.info/history/00/eger/vsem_018.htm
http://www.hayreniq.ru/history/806-gosudarstvo-urartu.html
http://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi4-04.htm
http://armeniya.do.am/news/2009-04-17-18
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1909
http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002936.shtml
http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/18.htm
http://roussie.boom.ru/title-russ.html и др.
Если цари Русы в своих именах имели цветовой оттенок, то есть и такая версия.
http://www.proza.ru/2009/08/26/913 Станг Х. НАИМЕНОВАНИЕ РУСИ (герульская версия) Суммировал эту линию Рос-Рус с первых веков нашей эры, правда – упорно её прилаживая её к одним эрулам-гелурам, а не к полиэтничному населению Руси (христианизируемой Скифии). Но за саму линию Х. Стангу низкий поклон.
(Рос-Рус 9) 1.4.2. Мифологические материалы по-новому освещаются с этих позиций. Доказывается, что упоминание картографами маленького острова в Керченском заливе под названиями Росиа, Росса, Рубра, Рубеа, объясняется пребыванием там русских русых, а также, что название Rhosphodusa представляет собой сочетание факта пребывания русских / Рос с классическим именем Сподуса у Плиния.
(Рос-Рус 10) 1.4.4. Достопримечательным считается упоминание автором III или IV в. Псевдо-Агатемером Волги под названием «Рос». Предлагается истолкование его на основе готского слова «raus», т.е. «камыш, тростник» болот, что соответствует условиям волжской Дельты.
(Рос-Рус 11) 1.4.5. В «Этимологиях» испано-готского епископа Исидора соседями амазонок являются так наз. «белые», отождествляемые с народом Албании (Albani). Далее следует непосредственное упоминание о гуннах и о нашествии диких племен на Ближний Восток через укрепления, построенные против них Александром Македонским. Из контекста явствует, что речь идет как о мифических Гог и Магог, так и об отождествленных с ними эрулах и гуннах. Видимо, Исидор знал о предании, согласно которому соседи амазонок определяются как «русые, белокурые», а для того, чтобы показаться более ученым, он делает заключение о том, что имеются в виду классические албаны, некогда обитатели Северного Кавказа.
1.4.6. Очерчивается «скифский Ахиллес». Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение «волосы Ахиллеса», согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает «огромным телом». Он «шагом быстрым герой», «ногами прилежный», наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли «Ахиллес». По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.
Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.
(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали «ахиллеотисы, ахиллитесы».
(3) Остров Левка, букв. «Белый», главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.
(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный «культ личности» Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.
Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его «королем скифов». Существовала традиция о том, что он «покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше», что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.
Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк «Илиады». «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» совпадает с «ожесточением» военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.
УСИЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНОМАСТИКИ НА РОС-РУС К НАРОДАМ СКИФИИ
(Рос-Рус 13) 1.5.1. Если в предыдущей главе рассматривалась народная мифология, то данная глава посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его приближения. В частности, византийцы боялись появления представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение: «Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея, / (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему человечеству!» На этом, раннем этапе готы определяются как «русый народ», представляющий для греков начало конца мира (в седьмое тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.
(Рос-Рус 18) 1.5.6. «Кандидатуре» готов на то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется по-своему: сетью «пророчеств», написанных после «предсказанных» этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении западно-римской империи иноверцами, христианами арианского вероисповедания, характеризуемыми как «русая раса». В армянской версии так наз. «Седьмого видения Даниила» речь идет о предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем (Ромул Августул), после которых придут новые властители, «от иного вероисповедания, т.е. ариане». В одной греческой версии «Апокалипсиса Даниила» победителей называют «тот русый народ». Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр носил титул «король эрулов» (476-493 гг.). В упомянутом греческом «Апокалипсисе Даниила» ссылаются, кажется, как раз на полномочия Одоакра. Тогда слова «тот русый народ» намекают на его эрулов. В другой греческой версии («Видение Даниила») есть ссылка на падение лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь византийская армия присоединяется к «русой расе» и наносит арабам полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие Антихриста.
(Рос-Рус 21) 1.5.9. Традиция о «красных евреях», запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит, видимо, не к физической «красноте» евреев, но к воспоминаниям об эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.
(Рос-Рус 22) 1.5.10. В сочинении сирийца Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ «внутри упомянутых ворот», за валом Александра, «народ знаменитый». Эта роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям. Понятно, что она подходит и к другим выходцам из Скифии.
(Рос-Рус 23) 1.5.11. Имеется также источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.
(Рос-Рус 24) 1.5.12. В Апокалипсисе, приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и «королеву амазонок», и «индийцев среди черных», и «красных евреев», и Антихриста. Значит, главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись, такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было утрачено.
1.6. Следы эрулов (от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)
(Рос-Рус 25) 1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о «русых» (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.
(Рос-Рус 27) 1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида («Песнь об Атли/Аттиле»). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = «красно-коричневый». Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин «бургунд» стал как раз цветообозначением «красно-коричневый».
1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как «красные», возможно и «быстрые», об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со «священным» их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально «Ожесточенным». Прозвище «(х)эрулы», кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела «военачальник», от her «войско» (ср. также глагол herja «опустошать»). Оттенок «недоверчивы», «коварны» в качестве изначального смысла их «красноты», отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является «красный рыцарь», от «красного, воспаленного» цвета бороды и волос его: «О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые» («коварные»), согласно поэту.
1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что «росомонская» (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально «красно-коричневый») в «Речах Хамдира» (Старшая Эдда).
(Рос-Рус 29) 1.6.10. Эта «краснота», отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми «русскими» в 838 г. в Сицилии появился «пророк», говорящий о том, что спасет Византию «русый народ».
1.7. Эрулы-русые в исламских источниках
Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.
1. Безымянный автор (прибл. 685 г.).
2. Тот же автор, из той же рукописи.
Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.
Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.
6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).
(Рос-Рус 32) Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает «народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга», а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один «народ с (крупными) телами, красивый».
7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).
(Рос-Рус 33) В стране славян «в Океане» Александр Македонский встречается «с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения». Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.
8. Ал-Ша’би (прибл.700 г.).
(Рос-Рус 34) В районе Гог-Магога Александр Македонский видит «народ с красными волосами и синими очами». Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: «Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы». Это указание на китов, которые в самом деле «выбрасываются» как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.
(Рос-Рус 35) 9. Ал-Динавари (около 895).
Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит «племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга», а потом в связи с Самаркандом и Ферганой «увидел народ крупного телосложения, а красивый».
(Рос-Рус 36) 10. Ал-Масуди (910 г.).
«(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает «Красные».
В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как «пугало» для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.
В еще более известном пассаже о «русских» до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не «ар-Рус», а «ар-Русия», от греческого «oi rousioi » [ ], т.е. «красные». О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они «похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…». Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно о «красных». Он отмечает специально, что «красных» среди болгар он не видал.
13. Ал-Хасан ал-Басри (?).
И простим Х.Стингу, что он связад эти черты только с эрулами-герулами.
Возможно, русые были и среди урартов.