руси при каком вузе
Руси при каком вузе
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году
После сдачи экзаменов остается лишь один вопрос: а куда поступать? Конечно, любому выпускнику хочется поступить в университет с высоким уровнем образования, интересной студенческой жизнью и дипломом, позволяющим устроиться на хорошую работу. Мечта – это всё и сразу, но со стороны довольно трудно оценить уровень университета, основываясь лишь на отзывах в интернете. Тогда в помощь приходят рейтинги вузов.
Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году
Ежегодно оценкой университета занимаются аналитические и консалтинговые компании. Основная цель – составить список вузов с лучшими условиями для получения качественного образования. Система оценки разнится: учитываются различные составляющие, индексы имеют различный вес и характеристику. Тем не менее результаты примерно одинаковы. Посмотрим на основные рейтинги российских вузов в 2021/2022 году.
Рейтинг QS
Quacquarelli Symonds – британское рейтинговое агентство, которое проводит оценку университетов со всего мира. Аналитика QS World University Rankings считается одной из наиболее авторитетных. Рейтингсоставляется на основе 6 показателей, имеющих различный вес:
В топ-10 российских вузов, по оценке QS World University Rankings, входят:
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100
Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг лучших университетов России с 2012 года. В систему оценивания входит три основных индекса, учитывающих подкомпоненты:
Всего в рейтинге используется 43 показателя. Агентство не только оценивает уровень вуза, но и рассматривает рынок высшего образования в целом: определяет тенденции и причины изменений позиций в рейтинге.
В топ-10 российских вузов, по оценке RAEX-2021, входят:
Рейтинг университетов CWUR
Международный рейтинг университетов CWUR публикуется с 2012 года консалтинговой компанией Center for World University Rankings. Для измерения рейтинга используются следующие показатели:
В рейтинг CWUR 2021/2022 года вошло 19 российских вузов. Топ-10 составили:
Рейтинг Forbes
Редакция Forbes провела оценку качества образования в российских вузах. Всего в оценке приняло участие 502 вуза. Рейтинг составляется на основе 4 показателей, каждый из которых оценивается в определенное количество баллов:
В топ-10 российских вузов, по оценке Forbes, входят:
Рейтинг мировых университетов Times Higher Education
Рейтинг формируется британским журналом Times Higher Education. Оценка состоит из 13 критериев, сгруппированных в пять категорий:
В топ-10 российских вузов, по оценке Times Higher Education, входят:
Итак, существует несколько крупных компаний, оценивающих уровень образования в российских университетах. Рейтинги позволяют рассмотреть вузы с учетом разных показателей. Несмотря на разные системы оценки, лучшие вузы, занимающие лидирующие позиции в каждом из рейтингов, схожи. В их числе МГУ, МИФИ, МФТИ, ВШЭ и СпбГУ.
Почему первый российский университет открылся более чем на 500 лет позже, чем университеты Европы?
Россия примкнула к Болонскому процессу, который в последний год минувшего тысячелетия положил начало универсализации образования, в частности, разделив его на магистратуру и бакалавриат. Однако она не примкнула к другому Болонскому процессу, начатому ни много ни мало на 900 лет раньше! Ибо первый европейский университет был основан именно в Болонье в XI веке и именно с этого момента началось создание новой Европы, находившейся со времени падения Рима (более пятисот лет!) в так называемых веках мрака — и сумерек.
Римскую империю, состоявшую (как и Россия сегодня) из множества народов, цементировало римское право. Оно, после принятия христианства, было сначала заменено приматом права божественного, а потом и вовсе упразднено («Божественное Право Королей» и «Всякая Власть от Бога» – принципы существования общества, не имеющие с кодифицированным правом ничего общего, выгодные только сильным и, в переводе на современный русский, означающие беспредел.) Не случайно именно Юстиниан (ненадолго объединивший Западную и Восточную империи в VI веке) создал юридический кодекс: без правовой основы властвование не рабами, а гражданами невозможно. Тем более это относится к империи, то есть многонациональной и мультикультурной стране. Однако затем на многие столетия Европа погрузилась во мрак «правового нигилизма» и «жизни по понятиям» власть имущих – принципы, россиянам знакомые не понаслышке и по сей день.
Революционность университетской идеи изначально состояла в том, чтобы поставить Божественное и Человеческое право – закон и мораль – рядом, всего лишь рядом: неслыханные после победы христианства над язычеством дерзость и революция в образовании и мировоззрении. Соответственно этому первоначально в университетах, начиная с Болонского, а затем в Парижском, Пражском и многих других было всего два факультета: богословский и юридический. То, что затем в обучение начали включать другие нерелигиозные дисциплины (медицину, математику и т.д.), было уже не революционным, а естественным продолжением начатого. Родилась другая Европа!
Уже в 1150 году 10 тысяч студентов со всей Европы жили в Болонье и изучали право. Начиная с XII века университетские выпускники работали в канцеляриях и правительственных учреждениях, становились судьями, адвокатами, советниками, составителями законов, построенных на общих для всех европейских государств принципах, восходящих к римскому праву. В одном только Парижском университете в XIV–XV веках могли одновременно обучаться до 25 тыс. студентов – больше, чем в XIX и вплоть до середины XX века в Московском и Петербургском университетах вместе! Именно с внедрением в массовое сознание правового сознания возникла объединенная Европа. Так были заложены предпосылки сначала Ренессанса, потом Просвещения и, наконец, Промышленной революции.
А что же Россия? Первый университет в Российской империи был учрежден в 1755 году, то есть через 600 лет после Болонского. И это при том, что с XIVвека университеты были совсем рядом: в Праге, Львове, Кракове… Почему Иван III параллельно с постройкой Кремля, пригласив не только архитекторов-итальянцев но и итальянцев профессоров, не основал хотя бы маленький университет? Почему не сделали этого ни Василий Иванович (при котором Москва была объявлена Третьим Римом), ни Иван Грозный, ни Михаил, ни Алексей Михайлович, ни другие правители? Почему образования подданных боялись и императоры, и генсеки? Не потому ли, что по понятиям, а не закону, разуму и науке строилась не только юриспруденция, но и вся жизнь? И продолжает строиться (несмотря на запуск спутника и атомные электростанции) по сей день!
Как вы думаете, сколько юристов обучалось на открытом при Екатерине Великой юридическом факультете? Один! И тот не нашел себе применения. В стране, в течение 150 лет (начиная с уложения Алексея Михайловича вплоть до середины XIX века) жившей не по законам, а по указам, неудивительно.
Сравним. Бостон был основан 17 сентября 1630 года. Уже через шесть лет, едва отбившись от нападений индейцев, поселенцы основали Гарвардский колледж, постепенно превратившийся в один из лучших университетов мира. Московский же университет был открыт через 600 лет после основания города и через 300 лет после полного освобождения России от какой-либо зависимости от кого-либо! Осознание причины этого факта может многое объяснить в том, что происходит сегодня. В течение этих веков Империя расширилась от Балтики до Тихого океана, но мысль о том, что неплохо бы заняться просвещением населения, в голову ни одному из власть имущих в России не приходила. От идеи массового образования отмахивались, как от враждебной и чуждой даже в 19ом веке. Стоит ли удивляться, что сегодня доля конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, производимых в «тупоголовой» (как ее величают российские политинформаторы) Америке, более чем в 100 раз больше, чем оных, производимых в РФ. Даже маленькая Финляндия, «приют убогого чухонца», производит в три раза больше товаров на мировой рынок, чем Российская Федерация. До тех пор, пока главными новостями, сообщаемыми населению Родины телевидением и прессой, будут «происки евроамериканцев» и маневры ракетоносцев, пока неприязнь к Америке и Европе будет сильнее желания стать частью современной цивилизации, никакой модернизации не будет, это как дважды два.
Отношение к образованию населения у правителей Московии оставалось подозрительным во всех поколениях от Ивана Калиты до падения правления большевиков. Вот типичные высказывания царских министров не чего-нибудь, а именно народного просвещения: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы» (адмирал А.С.Шишков, министр народного просвещения Николая Первого); «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратилась» (С.С.Уваров, глава Академии наук, а затем министр просвещения). Не слишком отличались от царских министры советской поры. История как наука, которую изучают студенты, в Советской России была упразднена, исторические факультеты были открыты заново только со Второй мировой войной. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось к программе КПСС и политэкономии социализма. Ужасающее мракобесие было проявлено в 40–50-е годы в борьбе с генетикой – и лишь благодаря беспрецедентной смелости выдающихся ученых не были аналогично разгромлены физика и психология. Изучение всемирной истории, истории искусства и музыки концентрировалось исключительно на соответствующих кафедрах и ни в коем случае не было массовым – как, впрочем, и в царской России: реальные училища (в которых обучался грамоте и профессии «простой» народ) гуманитарного образования не предусматривали. Поразительная стойкость традиции, переживший переход от монархии к большевизму!
Таким образом, правовой нигилизм наших дней в России имеет глубочайшие корни. То, что было стержнем возрождения цивилизации Европы еще до основания Москвы, в России остается отторгнутым по сей день. Следует отчетливо понимать, что правовой беспредел – он же жизнь по понятиям, он же «дружба превыше закона» как принцип взаимодействия людей в обществе – в России напрямую связан с другими фундаментальными бедами: незащищенностью слабого перед сильным и коррупцией, ставшей частью «нормального» функционирования государства. И произошло это – увы! – не вчера (вспомним знаменитое карамзинское: если одним словом определить, чем занимаются в России, то слово это – воруют). До тех пор, пока правовое сознание в Федерации не возобладает, страну невозможно будет не только перевести на технологический путь развития, но даже создать хотя бы одну конкурентоспособную на мировом рынке фирму.
При этом не следует думать, что русские люди чурались европейской традиции. Университетов ни в Киевской Руси, ни в Московии действительно не было. Но в Новгороде, Пскове и Твери еще до возвышения Москвы среди городов русских действовало ганзейское право. Российские купцы торговали с немцами, поляками и скандинавами настолько цивилизованно, что существовала даже страховка на случай ущерба. Европейская правовая система не получила в России распространения, потому что не Новгород, не Псков и не Тверь вышли победителями во внутрироссийской борьбе. Что сделал с Новгородом Иван III, а затем (еще более бесчеловечно) Иван IV, известно. Тверь была низложена до заурядного подчиняющегося Центру города, а Пскову (через который из Европы поступали вооружения) сохранена «жизнь» – но под эгидой не права, а исполнения Государевой Воли. После коих событий правовое сознание перестало доминировать на Руси вплоть до настоящего времени.
Москва превратила небольшую раздробленную страну в Империю, раскинувшуюся на два континента, распространив на колоссальную территорию принципы, противоположные европейским. Насколько связан правовой беспредел с расширением Российской Империи в течение более пятисот лет со средней скоростью Люксембург в месяц – Голландия в год
Двоечников пригласили в университеты. Зачем России такое «высшее образование»?
Впервые в нашей истории количество мест в высших учебных заведениях превысило количество абитуриентов. «Недобор» испытали даже престижные московские вузы, причём не только «платников», но и «бюджетников». В связи с этим Минпросвещения России выкатило проект приказа, в котором вновь снизило минимальные баллы ЕГЭ, с которыми можно поступить в государственные вузы в 2022/23 учебном году. В институтах будут учить троечников и двоечников? А нужно ли такое «высшее образование» России?
Всё ниже, всё ниже и ниже.
Согласно проекту, опубликованному на федеральном портале нормативных правовых актов, минимальное количество баллов, чтобы стать студентом в следующем году, снижается: по обществознанию до 42, по русскому языку, информатике и географии – до 40, математике – до 39, физике, биологии, химии – до 36, истории – до 35, литературе – до 32, иностранному языку – до 30. Указывается, что общественность может обсуждать проект до 16 сентября.
Интересно, что в этом году в Минпросвете дали единый список для всех своих вузов, в то время как на текущий учебный год баллы для каждого заведения прописывались отдельно. До этого список своих «минимумов» для абитуриентов следующего года опубликовало Министерство науки и высшего образования России. Он лишь слегка «построже», чем у «смежников». Например, нижняя планка ЕГЭ по обществознанию – 45 баллов, по информатике и ИКТ – 44. Русский язык, литература и география оцениваются в 40 баллов, математика, химия, физика, биология – в 39. Минимальное знание истории и иняза в Минобре рассчитали одинаково с коллегами – в 35 и 30 баллов.
Здесь необходимо пояснить, что министерские минимумы могут не совпадать с теми «порогами», которые устанавливают сами вузы. Так, порядок приёма, вступивший в силу в январе этого года приказом Минобра, разрешил вузам устанавливать разный минимальный уровень баллов ЕГЭ для бюджета и платных мест, при котором абитуриента допускают к конкурсу. Ранее минимум вуза должен был совпадать с министерским по всем формам обучения.
При этом минимумы, которые требовали вузы для поступления в этом году, в среднем возросли от 3 до 12 баллов по разным предметам. Нововведением стала отмена так называемой «второй волны» прошлых лет, когда после единого дня поступления (в этом году 5 августа) абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в одну пятёрку вузов, имели право через некоторое время подать документы в другой набор.
Осложнило ситуацию то, что подавать документы можно было дистанционно. Согласие на зачисление по итогам конкурсов нужно было дать 11 августа до 18:00 по московскому времени. В последние полчаса абитуриенты начали судорожно менять свои согласия на сайтах вузов, пытаясь выгадать более престижный. В результате многие сайты обвалились, а абитуриенты-ловчилы «пролетели» мимо всех.
Что мы увидели в итоге? А то, что вузы реально недобрали в этом году абитуриентов и вынуждены были устроить дополнительный набор. Повторный конкурс – через внутренние экзамены – объявили несколько факультетов МГУ, например юрфак, журфак и географический факультет. Допнабор, в том числе на бюджетные места, оказался открыт не только в МАДИ и МЭИ, но и даже в таком суперэлитном вузе, как Физтех.
Вузы – как место «передержки»?
А что это такое для страны в целом? Давайте попробуем разобраться. Последние два года эксперты фиксировали неуклонное падение интереса выпускников школ к высшему образованию и резкое повышение популярности колледжей и техникумов, где, в отличие от вузов, можно сразу получить профессию и после окончания найти место работы. То есть выпускники школ и их родители начали реально сомневаться в пользе пятилетнего сидения в аудиториях и студенческих забав (чаще всего за родительский счёт) даже для юношей, которым в противном случае грозит призыв в армию. Многие соображают: лучше потерять год в армии, чем, по крайней мере, три в институте на очном отделении.
Секрет Полишинеля – что первые два года в вузах обычно «доучивают» за школу, а специализация начинается иногда лишь в магистратуре. При этом она во многих институтах такова, что диплом даже по окончании специалитета можно спокойно положить в дальний ящик – для приёма на сколь-нибудь прилично оплачиваемую работу он уже не помогает. Если не наоборот!
Количество же «левых» вузов, где учат непонятно чему, но исправно берут деньги, несмотря на давние уже попытки провести ревизию, не очень-то уменьшилось. И многие такие частные лавочки до сих пор норовят именоваться «университетами». Одновременно в престижных «старых» университетах и институтах стоимость платного обучения все последние годы бодро растёт, а количество бюджетных мест начали робко увеличивать лишь в последние годы. Итог: конкурс в иные профессиональные колледжи сегодня выше, чем в вузы, и многие школьные отличники и хорошисты стремятся попасть именно туда, а не на студенческую скамью. Даже после 11-го класса, проходя заново предметы из последних двух школьных лет!
Отдельной «петрушкой» в этой интегральной картине является пресловутый ЕГЭ. Тупо «слизанный» с западного, причём отработанного опыта, он за эти 15 лет применения, конечно, сильно изменился с первоначальной дебильной «угадайки» в сторону реальной оценки знаний. Но всё равно не заменил внутренних экзаменов вузов, не снизил уровень коррупции, лишь переформатировав её. И, по большому счёту, не особо выровнял возможности абитуриентов из мегаполисов и провинции. Зато исправно продолжает «высасывать» талантливых ребят из регионов в столицы.
По мере возрастания сложности госэкзаменов официальные минимумы проходных баллов государство вынуждено снижать, а вузы в итоге – получать всё больше троечников, а скоро, видимо, и двоечников. «Плати деньги, а мы тебя уж как-нибудь дипломируем», – таков негласный девиз многих ректоратов и деканатов, работникам которых вовсе не светит снижение собственного уровня жизни.
Конечно, такая ситуация не во всех высших учебных заведениях. Например, ректор МПГУ, доктор исторических наук Алексей Лубков рассказал Царьграду, что в их педагогическом университете, несмотря на «демографический провал», ежегодно растёт средний бал поступающих на бюджет, при этом никакого недобора нет. Например, в этом году этот балл был почти 81 процент:
Ситуация по вузам и по регионам очень разная – и мы в этом смысле не показатель: к нам идут ребята с целевой мотивацией получить педагогические специальности. С нынешним недобором в разные вузы нужно разбираться на разных смысловых и организационных уровнях.
Ректор МПГУ уверен, что резкая отмена ЕГЭ, к чему призывают некоторые политики, станет худшей ломкой для системы образования, чем его обязательное введение.
Другое дело, что Единый экзамен надо совершенствовать: сейчас над содержанием школьной образовательной программы работают одни люди, а над КИМами (контрольно-измерительный материал, который ложится в тесты ЕГЭ – ред.) другие, что рождает разные подходы и сильно нервирует школьников,
Напомним, ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе Общероссийского родительского собрания сообщил, что на следующий год будут внесены изменения в ЕГЭ почти по всем предметам. По его словам, изменения связаны с тем, что ребята, которые выпускаются в следующем году, все 11 лет учились по современным образовательным государственным стандартам, и теперь изменения будут поэтапно вводиться по всем дисциплинам в течение 2022, 2023 и 2024 годов. Кое-что стало известно про изменения в ЕГЭ в будущем году. Например, из экзамена по русскому языку уберут тесты, а в иностранном языке уменьшат долю синтаксиса, сделав упор на владение устной речью.
Профанация вместо профориентации
В общем, со стороны государства и ректорского сообщества идут успокаивающие сигналы: мол, всё в целом неплохо. Только вот с отменой «второй волны» на зачисление ошиблись, надо, мол, её вернуть, и всё с поступлением образуется. Так что, всё хорошо, прекрасная маркиза? А как тогда расценивать ситуацию с падением популярности высшего образования, о котором специалисты предупреждали ещё несколько лет назад?
С другой стороны, как понимать то, что желающие всё же непременно попасть в стены институтов и университетов зачастую подают документы одновременно на пять и десять совершенно противоположных специальностей? Получается, им всё равно, кем стать и какой диплом получить? ЕГЭ же оказывается просто нудным и противным, но необходимым «пропуском» в 4–6-летний промежуток «лафы», в котором можно просто «законно» повисеть на шее у родителей, не особо запариваясь будущей профессией? Не говоря уже высоким штилем о «призвании».
Нет, здесь явно и давно уже что-то не так – за редкими исключениями в отечественной системе образования продолжает нарастать подмена понятий, или, коротко – профанация. Недаром некоторые эксперты считают, что вузы (не только у нас, но и во всём мире) всё больше становятся местом «передержки» молодых людей в самом их опасном для государства «анархичном» и буйном возрасте. Однако не более ли надёжная и, главное, полезная для государства форма такой «передержки» – это армия? Там кроме навыков общежития и дисциплины можно ещё и профессию получить!
Не пора ли нашему правительству – пусть и не резко, но начать серьёзное системное сокращение количества вузов и факультетов из числа тех, что учат непонятно чему? В своё время в СССР действовала негласная установка на рост числа десятиклассников, которые идут в вузы. А в них тогда учили на совесть.
Однако на излёте 1970-х вдруг обнаружилось, что в стране слишком много сотрудников НИИЧАВО, которые занимаются не пойми чем, а квалифицированных, да и просто рабочих, доярок и швей не хватает. Тогда «установка» поменялась: троечников перестали тащить за уши в девятый класс, маня институтскими аудиториями. А стали побуждать идти в ПТУ и техникумы – благо тогда их в стране было немало и по всем рабочим профессиям. Да и заработки в этих профессиях реально подняли.
Что с того?
Сегодня, когда Россия задыхается без притока рабочих мигрантов – и не только на стройках, – самое время вспомнить советские уроки, чтобы не наступать на старые грабли. Стране нужны реальные, а не мнимые учёные, инженеры, врачи, люди искусства. Так же как нужны свои, а не пришлые рабочие и аграрии. А для этого требуется кардинально, по-государственному пересмотреть всю систему образования, убрав из неё накипь и пускание пузырей. Пусть это и лишит привычной кормушки многих.
В противном случае сакраментальная цитата из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» давно уже звучит у нас не благодушно-иронично, как в пушкинское время, а походит на звонок аварийной сигнализации. И, увы, звонок далеко не первый.