руси есть веселие пити не можем без того быти
Архив Шеина
Другое
Обо всем, что не вошло в другие разделы.
10 июня 1999 / избранное / Другое
«Руси есть веселие пити, не может без того быти». История одного заблуждения
Слова князя Владимира
Слова князя Владимира знают все, время от времени их произносят, но чаще всего в застольных разговорах, с улыбкой, как анекдот: сам де креститель Руси благословил наше пристрастие к хмельному питию. Такое отношение подкрепляется водочными маркетологами в многочисленных публикациях и аннотациях. Больше всего в этом преуспели производители водки из Мариинска, перефразировав слова князя Владимира: «Веселье Руси есть питиё».
Попытаемся разобраться, в шутку или всерьез говорил эти слова князь Киевский Владимир в «Повести временных лет». Против шутки многое. Летопись вели православные монахи, а с их точки зрения, смех греховен. Слова князя помещены в рассказ о выборе вер, когда легкомыслие противопоказано.
На Руси князь делил трапезу с дружиной. Это был светский обычай, но обязательный, потому что совместное участие в пире скрепляло дружбу князя с воинами, а в тех условиях взаимная симпатия была жизненно необходима. Непременная принадлежность пира — хмельные напитки, но строгий ритуал не допускал пьянства. Исходя из этого и нужно понимать знаменитые слова Владимира. Он оберегал «веселье» — не разгул, а нормальную жизнь. Из летописи очевидно, что пиры и впоследствии остались на Руси важнейшим общественным институтом, причём не только для элиты, но и для «простой чади».
В эпоху московских царей появляется кабак. В народном сознании он выглядит как исчадие зла, некая антицерковь, храм и община умерших при жизни. На борьбу с кабаком благословляется Илья Муромец. Народ не видит в нем ни малейшего нравственного изъяна, хотя он не трезвенник. Чаша в полтора ведра, которую он подымает одной рукой и выпивает одним духом, для него привычна. Разгромив кружала, Илья выкатывает бочки народу. Все пьют и радуются: зло побеждено и порок наказан! Что за притча — разбить кабак и пить за его погибель? Есть ли тут логика? Логика есть, и она одинакова для языческой и православной Руси.
Слова «праздный» и «праздничный» встарь были синонимами. Если речь шла о времени, то имелось в виду «пустое» (от работы) время. Но праздник был не равнозначен праздности, ничегонеделанию. Когда он наступает, трудится душа — и в церкви, и на братовщине. Грех в будни праздновать. Еще худший грех — в праздники работать. Жизнь не хаос, она подчиняется определенному порядку, уставу. У язычников эти функции выполнял глубоко религиозный земледельческий календарь. Исполняя его предписания о буднях и праздниках, о связанных с ними обрядах, человек мог надеяться на благополучие. Он мог рассчитывать и на поддержку мира, на своих односельчан, с которыми работал иногда вместе, но чаще порознь, а праздновали всегда сообща, после трудов праведных «привязывая душу» и веселя сердце. Мудр князь Владимир: «Не может без того быти».
Слова Владимира были сказаны, когда еще не было винокурения и на братчинах пили мёды. Сейчас под словом «мёд» часто понимают бражку, где вместо сахара используется мёд. На самом деле на Руси исстари готовили «питные мёды» по уникальной, характерной только для славян технологии. Это были напитки на основе мёда как главного (по весу) компонента. Хоть мед и содержит большое разнообразие веществ, для сбраживания в нем не хватает кислоты. Поэтому мед всегда распускали (разводили) соком или целой ягодой: малиной, вишней, смородиной без использования воды. Смеси из 2 частей меда и 1 части сока или ягод перебраживали в больших бочках. В процессе брожения их несколько раз переливали, а затем наполняли бочонки, осмаливали и закапывали в землю на длительную выдержку.
Этот процесс назывался мёдоставом, а крепкий хмельной напиток, получающийся в итоге, — ставленным мёдом. Специалист, занимающийся ставленьем мёда, тоже назывался мёдоставом. Существовали три вида ставленных мёдов: простой, хмельный и поддельный. Простой сбраживался самостоятельно, поэтому очень медленно, тогда как в хмельный мёд для ускоренного брожения добавлялся хмель. Если минимальный срок выдержки простого ставленного меда — 8 лет, при этом он расценивался как молодой, сыроватый, а считался созревшим только после 15, к 40 годам, то хмельный мёд после трех лет выдержки считался молодым, а готовым — к 10 годам.
Часто в процессе приготовления (ставления) мёдов использовали пряности. Самыми распространенными были имбирь, гвоздика и корица. Такие мёды называли «поддельными», но не в современном понимании этого слова. И все-таки применение пряностей не было так широко распространено в мёдоставе, как в мёдоварении — технологии, возникшей несколько позже.
Сложный, требующий больших сырьевых затрат мёдостав не мог быть доступным всем. Для массового потребления хмельных напитков на основе мёда уже в конце XI века на Руси стали употреблять варёный или сытный мёд. Технология приготовления такого мёда близка к пиву, была доступна в любом домашнем хозяйстве и называлась мёдоварением. Получающийся в результате напиток был более экономичным по сырью и готовился в течение двух-трех недель, что и послужило причиной его быстрого распространения.
По словам И.И. Кораблева, профессора истории XIX века, «начиная с княжеских хором и кончая простолюдином, в доме каждого хозяина к праздникам и торжественным случаям варился мёд для себя и угощения. Мёды не опьяняли слишком человека, а лишь повышали настроение и увеселяли». Отсутствие мёда у хозяина считалось признаком крайней бедности.
Сытные меды готовились с добавлением воды. Сначала варили сыто: полуторное (1 ч. мёда + 0,5 ч. воды), двойное (1 ч. мёда + 1 ч. воды), тройное (1 ч. мёда + 2 ч. воды) и т.д. Сыто кипятили, закладывая пряности, фрукты, ягоды, иногда овощи, например сельдерей. Когда оно остывало, в него добавляли закваску. По окончании брожения, осветления и отстаивания сытный мёд мог употребляться сразу или после определенной выдержки.
Кипячение разбавленного водой мёда существенно ускоряло брожение и созревание мёда. Сырой мёд, смешанный с соком, не разведенный водой, бродил и вызревал очень медленно за счет высокого содержания сахаров (60 – 80 %) и белковых веществ (до 1,5 %). При разведении и кипячении эти факторы устранялись.
В XVII веке мёдоварение уже становится редким явлением, эпизодически случающимся только в «домашних», богатых усадьбах. В окончательном исчезновении традиции классического мёдостава и мёдоварения виноваты и войны XVII века, и массовые перемещения населения в Петровскую эпоху. Но гибельным для всех видов мёда стало распространение винокурения. Оно вытеснило мёд окончательно и безвозвратно.
В XVIII и XIX века ставленые мёды выделывали только в богатых дворянских поместьях и в царских приказах. На коронации Александра III подавали 300-летние ставленые мёды. В последней четверти XIX века коронационные мёды закладывал в своём имении князь Лев Сергеевич Голицын. Их ставили в дни коронации на будущее. В 1913 году Л.С. Голицын передал в царские подвалы 1948 бутылок ставленых мёдов, среди которых были коронационные мёды Александра III и Николая II. Все они производились на алтайском сырье (Ламан Н.К., Борисова А.Г. Князь Лев Сергеевич Голицын. М.: Наука, 2000. С. 330.).
Медовуха как дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда с настоящим классическим мёдом не имеет ничего общего. Появилось это слово только в конце XIX века, утвердилось при советской власти и в нормативном русском языке не существовало. По существу, медовуха — это механическое разведение относительно небольших количеств мёда в воде с последующим сбраживанием раствора пивными дрожжами.
Веселие Руси есть пити
Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI — нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).
Смотреть что такое «Веселие Руси есть пити» в других словарях:
Веселие на Руси есть пити — Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /em> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77 … Большой словарь русских поговорок
Руси веселие есть пити — Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или радости, у насъ мало, иль ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Руси есть веселие пити, не может без него быти. — Руси есть веселие пити, не может без него быти. См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ВЕСЕЛИЕ (ВЕСЕЛЬЕ) — Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /em> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77 … Большой словарь русских поговорок
веселье Руси — пить — Ср. Водка для нашего брата пользительна. И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала. Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЧВАНИТЬСЯ — ЧВАННЫЙ, ЧВАНИТЬСЯ А. Л. Дювернуа в работе «Об историческом наслоении в сл авянском словообразовании» (1867) считал русское слово чванный заимствованным югославянизмом. Оно «. вошло в Россию вместе с югославянской цивилизацией)» и здесь уже… … История слов
веселиѥ — ВЕСЕЛИ|Ѥ (242), ˫А с. 1.Радость, веселье: Медъ въ веселиѥ дано бысть б҃гъмь. а не на пи˫аньство сътворено бысть. Изб 1076, 268 об.; христа бо възлюбиста. вьсѩко веселиѥ мирьскоѥ попьраста. Стих 1156 1163, 74; и призъвавъ митрополита съка||заше… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Егоров, Евдоким Алексеевич — (Egorof), сын предыдущего, живет постоянно в Париже и занимается живописью на фарфоре. Под его руководством художники Репин, Поленов, Якоби, Макаров и другие, в бытность свою в Париже, пробовали рисовать на фаянсе. Е.А. Егоров гравировал и… … Большая биографическая энциклопедия
Веселие руси есть пити.
На стопке написано вязью.
Молва Владимиру князю
Реченье сие приписала.
Молва, как видно, не знала,
Что князь-то водки не ведал:
Он с медом да пивом обедал!
А если уж очень жаждал
(Что было с ним не однажды),
Но не сыскать по анналам,
Чтоб в стельку пьяным лежал он!
И хобби имел он отличное!
Хочу избежать неприличное
«Нормальным совокуплением»
(Не склонен он был к извращениям).
Царя Соломона славу
Он мог бы затмить по праву,
Но у Соломона, знамо,
Лучше была реклама.
А если б он вдрызг напивался
И трупом недвижным валялся,
Как нынешние пропойцы,
Что в сточных канавах покоятся,
Не мог бы и думать даже
Всех жен восемьсот уважить! (2)
Свидетели четко помнят,
Как он, из жениных комнат
Вернувшись в свои палаты
После жены десятой,
(Что он говорил при этом,
Увы, не воспето поэтом,
Но здесь лишь одно подошло бы:
«Веселье Руси есть учеба!»)
Что он говорил при этом,
Забыто ветреным светом,
Забыл об этом сказитель, но
По смыслу так приблизительно:
Ведь прежде чем пир устроить,
Он должен был что-то построить!
Не тем, что пьяный Емеля
Ему приписал с похмелья:
Своею Чертою Засечною
Славу стяжал он вечную!
Он Русь защитил от набегов
Воинственных печенегов! (3)
Трудом добывал он победы!
Познал он лишенья и беды,
Изгнанье, лихие невзгоды!
Длились походы годы!
Что если б случилось такое
В самом разгаре боя?
Не до пиров там было!
(Об этом молва забыла!)
Дел славных свершил он много!
Постиг Единого Бога
И русичам дал религию!
Такую Работу Великую
Не мог запивоха справить!
Владимира надо славить
За то, что свершил он действительно,
А не за стишок сомнительный,
Явно придуманный пьянью
К собственному оправданью!
И был он правитель отличный:
В рот не брал он «Столичной»,
Не брал ни сивухи «Московской»,
Ни горбачовско-смирновской!
Чтоб государством править,
Ясность ума нужна ведь!
Какие грозят напасти,
Когда запивоха у власти!
Не бил он о стол ботинком,
Не пел фальшиво «Калинку»,
Не в лад неуклюже топая
Пред изумленной Европою.
«В Верхах» когда были встречи,
Держал без шпаргалок он речи.
Вдруг взвился Соколом Ясным
И прозван был Солнышком Красным!
(Напомню: в то время «Красное»
Означало «Прекрасное»!)
Мог стать он героем великим,
Когда б не вязал он лыка?!
Великих свершений столько
Не по плечу алкоголику!
Стыдно вам, клика запойная,
Позорить имя достойное
И прятать слабость проклятую
За мнимой его цитатою!
Да станут вашею целью
Иные пути к веселью,
Которые им указаны!
По ним вы идти обязаны!
Увы, и на небе даже
Не знаешь покоя ты, княже,
Глядя с великою грустью
На то, что случилось с Русью.
Не может кормить народ она!
Россия с торгов распродана!
А выручку делят бандиты!
Россия клянчит кредиты!
«Запасы у нас нескончаемы!
Пока еще нефть качаем мы,
Когда же всю нефть пропьем мы,
Снова возьмем заем мы!
А чтобы опохмелиться,
Мы продадим землицу!
Хэлло, господа покупатели!
Ростов и Рязань не желаете ли?
А сколько же пол-литровок
Получим мы с града Петрова?!
Как весело! Вот забава:
Им стала постелью канава!
(Какой-то пьяный придурок
Бросил наземь окурок. )
Что ж, пейте, ребята! Резвитесь,
Покуда не протрезвитесь,
Когда вы для опохмелки
Монеты не сыщете мелкой!
Как весело! Вот так похмелье!
Аж слезы из глаз. от веселья.
Невесело ваше веселье!
И страшным будет похмелье!
Все явственней ваша отсталость!
Недолго вам греться осталось
В лучах угасающей славы
Бывшей супер-державы!
Орда уж маячит в тумане:
Непьющие мусульмане,
Буддисты, конфуцианцы,
Пьющие американцы
Они размножаются резво,
В делах разбираются трезво,
А ваши хмельные извилины
Будут совсем обессилены!
Познаете снова неволю!
Лишь водки оставят вам вволю,
Позволят в канавах валяться
И медленно вырождаться!
* * *
Восстаньте же, витязи трезвые!
«Скочите на ноженьки резвые!» (4)
Ваше время приспело:
Ждет вас Великое Дело!
К вам вопиет Россия:
«Сразите Зеленого Змия!»
Возвысьте свой глас над планетою:
«Не пью! И другим не советую!»
Веселие Руси есть пити
Слова киевского князя Владимира Святославовича (ум. 1015 г.), которые он произнес, отвергая для России принятие мусульманской религии.
В летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI – нач. XII в.) повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович (Владимир Святой) (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался, сказав:
«Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Так князь Владимир выбрал для России православие.
«Владимир, желая казаться другом народа своего, давал ему пиры и сказал Магометанским Болгарам: Руси есть веселие пити.»
✍ Примеры
«Встретили мы Новый год опять у Маменькиных родных с таким, как деды наши говорили, «мочимордием», что оправдали дедовское речение: «Руси есть веселие пити».»
«Что лучше» (1883 г.) – из рассуждений ученика:
«Алкоголь замедляет обмен веществ, способствует отложению жира, веселит сердце человека. На всё сие школа не способна. Ломоносов сказал: «Науки юношей питают, отраду старцам подают». Князь же Владимир неоднократно повторял: «Веселие Руси питие есть». Кому же из них двоих верить? Очевидно — тому, кто старше.»
Мелочи жизни. Портной Гришка :
«Водка для нашего брата пользительна. И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала. Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по-своему приголубливает.»
Не решаемся мы скрыть
Этот знак натуры русской.
Да! «веселье Руси — пить!»»
§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Один из аргументов киевского князи Владимира в пользу принятия православия при крещении Руси в 988 году.
Сейчас — русская народная пословица
Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна и традиционна. Это важный момент в российской жизни, вы с ним обязательно столкнетесь, и лучше знать об этом как можно больше, чтобы не подвергать свою репутацию, бизнес, здоровье, а иногда и жизнь — опасности. Тем более что в головах иностранцев, понаблюдавших со стороны «русские нравы», часто складывается в связи с этим предвзятое отношение.
Вот, например, что рассказывает американец Н. Смит в своей книге «Русские»: «Запад не имеет ничего похожего на водку и на то, как пьют ее русские. Так же как и коррупция — водка в жизни русских неизбежная смазка человеческих отношений и механизма ухода от действительности. При одном только упоминании о ней у русского человека начинается слюноотделение. Откупоренная бутылка должна быть опустошена. Поставить ее недопитой на стол — идея, которая смешит русских… Гостю, который медлит или пьет маленькими глотками, вместо того, чтобы переворачивать стопку «вверх дном», говорят, что он обижает хозяина… Иностранец не может прожить в России сколько-нибудь долгое время без угрозы получить из-за водки болезнь печени… За три года пребывания в России я выпил больше алкоголя, чем за всю остальную жизнь…».[17]
Таков взгляд американца — критический, но имеющий под собой основания. Другое дело, что американец и не попытался осознать этот феномен или хотя бы не говорить обо всех русских в одинаково оскорбительном тоне как о горьких пьяницах. Из конкретного эпизода, произошедшего именно с ним, он делает слишком широкие обобщения. Осмелимся возразить. Во-первых, не все русские — пьяницы. Среди современных «деловых» людей и государственных мужей вы можете их никогда не встретить, особенно в последние годы. Во-вторых, многое зависит именно от того, какую именно компанию вы сами себе избрали для общения. Можно, конечно, ограничиться компанией спившихся маргиналов, что г-н Смит, вероятно, и сделал. Но можно быть и более строгим в выборе людей, с которыми имеешь дело.
Кстати, в России нет традиции опрокидывать рюмки или стопки вверх дном. Если вы это сделаете, то, скорее всего, удивите хозяина. Рюмку действительно принято пить до дна, но только в том случае, если был произнесен отличный и эмоциональный тост, идею которого вы полностью поддерживаете. Выпивая рюмку до дна после такого тоста, вы как бы ему «аплодируете». Такая традиция — знак солидарности, духа товарищества, доверия за столом. Своим действием вы как бы вовлекаетесь в типичную для русского застолья атмосферу веселья и братства. Однако русских забавляет, что часто европейцы уверены, что после залпом выпитой водки рюмку «по-русски» следует бросать через плечо. Если учесть, что водку россияне пьют залпом не раз, и не два, и не три… то где же рюмок напасешься?
Традиционное гостеприимство русских может заставить хозяина стола «нажать» на вас, даже пойдут разговоры типа «Ты меня уважаешь…» и т. п. Для русских это будет игровая провокация, забава, так как им заранее известна ваша неспособность соревноваться с ними в таком специфическом «марафоне». В таких случаях лучше сразу признать себя «побежденным».
И не нужно ставить рюмку вверх дном, чтобы показать хозяину, что вы не способны больше выпить! Так делали раньше во время чаепития, и не везде, а только в российской «глубинке», в Сибири купцы в позапрошлом веке. Конечно, если вы это сделаете, то вызовете бурю смеха и веселья. Но это будет смех над клоуном, который старается быть «а ля рюсс». А вам это нужно?
Предположим, что вам предстоит участвовать в обеде, на котором вам придется выпить водки: все-таки водка — это национальный продукт, и угощающие вас будут правы, если настаивают, чтобы вы его попробовали и оценили. К счастью для вас, аперитивы у русских не приняты. Гости сразу садятся за стол, на котором по традиции все напитки выставлены одновременно. Француза поразит, что на столе представлена вся гамма напитков: водка (разных сортов), коньяк, сухие белые и красные вина, сладкие напитки «для дам» типа ликеров или порто, а также минеральная и фруктовая вода. Стол должен быть обилен, а для удобства представлено все, что есть в доме, чтобы лишний раз не бегать на кухню за новой бутылкой, беспокоя хозяйку дома. Ведь она и так немало потрудилась, готовя для вас ужин, устала и теперь имеет право сидеть рядом с вами и наслаждаться общением, не пропуская ничего из вашего разговора и сама активно участвуя в нем. После всех трудов ей не захочется курсировать туда-сюда, как это обычно делает европейская хозяйка. Она как бы дает вам возможность справляться со своими проблемами за столом самостоятельно. Нам представляется, что этот обычай — отражение бытового демократизма русских.
Итак, на столе большое количество самых разных бутылок. Если обед связан с каким-то торжеством, то первым делом открывают шампанское: оно у россиян очень популярно. Строгого ритуала — что пить и чем закусывать в русских традициях нет. Однако в начале обеда обычно подают острые и соленые закуски, которые, как показывает практика, лучше всего «идут» под водку. Хотя вы можете попросить себе и что-то другое.
Но лучше знать заранее: российский «бренди», который русские по традиции называют благородным словом «коньяк», по вкусу довольно резкий, мало выдержанный, запивать им еду труднее, чем холодной водкой. К тому же в последние годы он импортируется из бывших советских южных республик, что не всегда гарантирует качество. Заботясь о своем здоровье, выбирая из двух напитков, остановитесь лучше на водке. А что касается вина, то большая часть его тоже импортируется из южных республик, где секреты виноделия утрачены или в силу экономических причин остаются пока еще без должного внимания. Исключение составляют молдавские вина, произведенные по французским лицензиям, что гарантирует если не тонкость и богатство букета, то хотя бы нормальное качество столового вина.
Манера есть и пить «по-русски» отличается от среднеевропейской. Прежде всего, здесь нет четкой смены блюд. Обычно закуски, салаты и проч., как и напитки, сразу выставляются на стол. Первая фаза застолья — до «горячего» (обычно это «фирменное» блюдо, которым гордится хозяйка). После «горячего» следует чай или кофе одновременно с десертом: пироги, торт, пирожные, конфеты и т. д.
Стол с гостями не обходится без тостов. Эта традиция была заимствована из Грузии, которая вошла в состав Российской империи в 1801 г. Именно там искусство произнесения пышных, поэтических, полных философского смысла тостов достигло высокого расцвета и постепенно проникло в культурные традиции русского дворянства.
В советские времена эта традиция получила всеобщее распространение и уже не осознавалась как грузинская, а превратилась в стереотип поведения за русским столом: застолье с тостами из банального процесса поглощения еды как бы театрализуется, протекает по определенному сценарию.
Обычно в русском застолье есть ведущий (не обязательно хозяин), который знает всех, он друг дома, отличается находчивостью и остроумием. Таких людей называют грузинским словом «тамада». Он произносит тосты или дает для них слово гостям. Впрочем, четкого порядка здесь нет, каждый может поднять бокал с какими-то пожеланиями. Наливать себе самому и пить отдельно (как это делают европейцы) не принято, по крайней мере, на первом этапе застолья (тостов пять-десять). Затем каждый пьет «в своем темпе» и это уже не вызывает обиды у собравшихся. Закуски, салаты и другие блюда на столе (за исключением «горячего») каждый за столом накладывает себе сам, как только хозяин или хозяйка приглашают налить рюмки «по первой»…
Наверное, вначале хозяева предложат тост за гостей: «Давайте выпьем за здоровье нашего гостя!»… Все после тоста чокаются между собой. Произносящий тост должен встать. Перед каждым тостом в рюмки наливается (доливается до края) вино. Иногда даже нечаянно переливают через край, и тогда все смеются: «Вот так сильно уважает!» В конце обеда или ужина принято произнести тост за здоровье хозяев — в благодарность за приглашение и обед, и за их гостеприимство, и за благополучие этого дома, обязательно — за кулинарное мастерство хозяйки и др. Все зависит от состава компании и атмосферы застолья.
Надо быть готовым к такому повороту событий, когда и вам, скорее всего, придется поднять тост. Он может быть коротким и произноситься на любом языке (если есть переводчик). Вы вызовете у русских восхищение, если сделаете попытку произнести тост по-русски: «За здоровье (всех присутствующих)», «За нашу встречу», «За взаимопонимание», «За наше общее дело» и т. п. Русские очень оценят тосты «За дружбу» или «За любовь». Застолье превращается как бы в словесный турнир, где участники состязаются в том, кто скажет лучше, остроумнее, точнее выразит общее настроение.
Предполагается, что люди, полностью согласные с мыслью оратора, пьют с ним в знак солидарности. И чем лучше тост, тем дружнее все будут пить «до дна». Именно эта сторона русского застолья с ее атмосферой веселого общения более всего ценится самими русскими, подчас даже больше, чем любые кулинарные ощущения и переживания. Ведь для них «Не дорог сам обед, а дорог привет». В принципе, ценность любого обеда для русских состоит в том, что наряду с утолением голода происходит еще и общение в соответствии с народной поговоркой: «Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай!». Возможно, для постороннего наблюдателя вся эта сцена может выглядеть диковато: люди за столом слишком много говорят, много пьют, и что странно — как бы «по команде». Но если вы знаете русский язык, то эта сцена будет для вас освещаться иным смыслом. И если вы хоть раз почувствуете удовольствие от русского застолья, то потом для вас покажутся скучноватыми и пресными «европейские» чинные обеды, когда каждый пьет как бы в одиночестве, без высокого смысла, вне атмосферы братства и веселья, столь характерного для русского застолья.
Итак, если был произнесен тост, который вы эмоционально поддерживаете, согласны с ним и желаете это выразить, то и для вас в таком случае единственный способ выразить свою поддержку — выпить рюмку. Однако это совсем не значит, что рюмку вы обязаны разбить. Во-первых, в доме может быть ограниченное количество этих рюмок, и тогда хозяева совсем не будут вам благодарны за этот «жест». Во-вторых, рюмки бьют «на счастье» только на свадьбах или в некоторых других (редких) торжественных случаях. В-третьих, вообще необязательно пить до дна, даже если хозяева вас будут по традиции уговаривать и даже пойдут в ход уловки в виде вопроса «А ты меня уважаешь?». Все эти уловки — часть игры, когда иностранного гостя пробуют на «крепость»: выдержит ли он «русский марафон»?
И последнее. Водку русские действительно пьют «залпом», сразу и до дна. Но такой стереотип поведения идет скорее не от жадности, не от желания как можно поскорее напиться до потери сознания. Нет, в такой манере пить водку они находят особое удовольствие. Чтобы убедиться в этом, потренируйтесь у себя дома. Приготовьте маленькую рюмку ледяной водки: для этого нужно некоторое время подержать бутылку в морозильной камере, и тогда сама бутылка покроется инеем, а водка станет густой, как ликер и лишится своего резкого запаха. Выпейте «залпом» маленькую рюмку ледяной водки и сразу, не теряя ни секунды, закусите ее острой закуской или горячим блюдом. Помимо приятных ощущений, вы убедитесь, что не сразу пьянеете, а только становитесь все веселее. А вот если вы будете пить «на западный манер», т. е. по глоточку отпивать теплую водку, то у вас непременно останутся неприятные ощущения: быстрое опьянение, тяжелая голова и т. д. Кстати, ничего более отвратительного по вкусу, чем теплая водка, русский себе и представить не может!
На этот счет даже существует анекдот: «Начальник хочет отправить своего работника в отпуск, но в самое неблагоприятное, зимнее время. Чтобы тот согласился, он задает ему вопросы: «Слушай, ты любишь потных женщин?» «Да нет! Что я с ума сошел. » «А теплую водку?» «Фу, какая гадость!». «Вот и отлично! Пойдешь в отпуск в феврале. »
Итак, будьте любопытными, внимательно наблюдайте, как русские ведут себя за столом, задавайте им вопросы. Как и французы, как и всякая другая нация, русские имеют свой неповторимый богатый опыт застолий. Доверьтесь ему. И при этом будьте осторожны, берегите здоровье!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.