русь в зачаточном состоянии

Русь – начало государства

В этой статье речь пойдёт о процессе формирования ранних предгосударственных или потестарных институтов и о факторах их возникновения в Восточной Европе.

Вступление

Это не монархия или ранняя монархия, до её возникновения в России ещё очень много веков.

Складываются только первые предгосударственные и публичные надплеменные институты.

Всем европейским народам, находящимся на данной стадии развития, была свойственна военная экспансия с целью захвата богатств и рабов для славы и престижа:

Русь втягивает племена Восточной Европы в дальние походы за богатствами и данью. Князья Олег, Игорь, Святослав собирают огромные племенные ополчения для походов на Константинополь, хазар и прочих соседей. Русь совершает набеги-походы на города, расположенные на Каспии. Святослав ведёт борьбу за Болгарию с Византией. Богатырский период Святослава обогатил нашу историю такими крылатыми выражениями, как

А на предложение императора Византии Иоанна Цимисхийского решить спор между народами поединком, Святослав с честью «отработал возражение», ответив,

Русь не прекращает укреплять свою власть, ведя войны за дани против сопротивляющихся племён Восточной Европы. Каждый раз после смерти «великого» русского князя, что естественно, происходила попытка освободиться.

Князь Игорь, после гибели Олега, снова возвращает к покорности древлян. Его же убивают в 945 г. данники-древляне, и Ольга уничтожает племенную знать древлян, включив их в русский «домен». Она же в 947 г. ставит погосты по Мсте и Луге, укрепляя, как сказали бы сегодня, административный надзор за данниками: водью и весью, финно-угорскими племенами.

Князь Владимир снова покорял вятичей, подчинённых его отцом, князем Святославом, впрочем, они борются с русскими князьями до конца ХI в. В 984 г. воевода Владимира, Волчий Хвост, разбил радимичей, покорённых тем же Святославом.

Всё, что было захвачено в набегах и походах за данями, получено в полюдье, русы продавали на разных рынках: «меха и воск, мёд и рабы».

Торговля и род

Важной составляющей деятельности русов были торговые походы в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и далее на Восток. В средние века дальняя торговля была не уделом одиночек, которые «разъезжали» по разным путям, а делом дружин и князей. Дальняя торговля была исключительно редким и опасным предприятием, сам князь Святослав не смог прорваться через засады печенегов у Днепровских порогов. Об этих же нападениях во время волока пишет Константин Багрянородный, в такой же ситуации оказались русы, атакованные хазарами, после похода на Каспий.

Никто не ездил в этот период туда-сюда по пути «из варяг в греки» или по другим, аналогичным маршрутам, «из варяг в булгары» или «из варяг в немцы», вне рамок вооружённого каравана судов, организованного такими сильными структурами, как род русский.

Без понимания психологии и ментальности людей раннего русского средневековья современному человеку будет очень трудно уяснить события этого периода.

Человек родоплеменного периода, как маленький ребёнок, жил в мире реальном и одновременно мифическом, где реальность и «сны», всё смешалось. Грозные воины тушевались перед мистикой, как вещий Олег в ситуации с конём, воспетой в стихотворении А. С. Пушкина.

Неодушевлённые предметы и звери могли действовать как смышлёные существа.

В такой обстановке род был единственной структурой существования и защиты индивидуума, как от потусторонних сил, так и от опасностей окружающего мира, институт кровной мести обеспечивал эту защиту.

А примитивная экономика имела абсолютный аграрно-потребительский характер, земля была общей собственностью, неотделимой от рода, разве что с его гибелью. Эти представления были освещены незыблемыми сакральными законами, связанными с космографией человека, в основе которой лежало родовое бытие. То есть позитивное мироустройство виделось как устройство рода, а структура и экономика рода определялись таким видением мироустройства.

Богатства не были средством накопления и приобретения. Монеты, драгоценные металлы, украшения, добытые в ходе обмена («торговли») или войны, были прежде всего: во-первых, объектами жертвоприношения богам или божествам, во-вторых, предметами престижа, и лишь в последнюю очередь объектами накопления. Подавляющее количество кладов в Восточной Европе закопаны или в местах, откуда их извлечь было невозможно, или в поле, то есть это были не спрятанные от врагов или воров клады, хотя, конечно, были и такие, а жертвоприношения богам.

С точки зрения материальной стоимости вещей обмен не носил рациональный характер. Богатство означало возможность его собственника одарить зависимых от него людей, например дружину, устраивать пиры всей общине.

О сильном, знатном человеке, вожде судили именно по этим качествам. Чем щедрее князь, боярин или знатный муж раздаёт богатств, тем выше его статус, тем больше у него витязей и героев в дружине.

Это объясняет, почему русы-купцы, по данным мусульманских писателей, меняли меха и рабов на стеклянные бусы для своих жён. Князь Игорь идёт с малой дружиной в опасный поход в древлянскую землю, потому что его дружина «нага и боса», а князь Святослав берёт дань с византийцев на погибших, для их рода!

Князь Владимир устраивает общегородские пиры, тем самым перераспределяя прибавочный продукт, говоря современным языком, более равномерно среди членов полянской общины в Киеве.

Нас не должны вводить в заблуждение формально заимствованные институты и термины у соседних, более развитых народов, как Хазария или Византия. Это была форма без того содержания, которое она имела у этих государств (деньги, звания и т. п.). Так, князя Владимира называют каганом русским по аналогии с хазарами.

Чеканка сребреников Владимира из той же серии, что и отливка им серебряных ложек для дружины. Они были всего лишь подражанием, а не полноценными монетами. Подражание, столь важное у всех обществ на этой стадии развития, у многих народов всех стран и континентов.

И здесь я хотел бы ещё раз обратить внимание на тот факт, что земля не представляла ценности как таковой, то есть ни о каком раннем феодализме или тому подобном не приходится говорить – важнейшими богатствами были только сокровища и атрибуты воинской доблести и славы. Подробнее проблему феодализма и современные интерпретации этого периода я рассмотрю в отдельной работе.

Князья имели сёла, в которых держали и разводили коней и охотничьих птиц. Причём количество таких хозяйств было минимальное. Проще говоря, если бы и были земельные владения «знати», обрабатывать их было бы некому: население состояло из свободных общинников, рабство носило патриархальный характер. С возникновением надплеменной структуры русов, раб стал ещё и объектом внешней торговли и выкупа.

Ни о каком крупном земельном хозяйстве в этот период не может быть и речи.

Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной, а обмен носил внешний характер с народами, которые производили предметы роскоши и престижа (оружие, украшения, одежду, ткани, вина, фрукты), и которые можно было добыть только по каналам государственной торговли, как в случае с Византией.

Именно возникновение публичной власти с собственной военной силой (дружиной) и вовлечение огромных масс людей в военные предприятия, удалённые от мест их проживания, появление богатств и наметившееся материальное расслоение примитивного общества – под воздействием этих явлений и начинается коррозия родового строя, перерастающая в кризис. Родовые отношения ещё довольно крепкие, начинают разрушаться к концу Х века под воздействием внешних факторов.

Старые боги уже не могут защитить родовые устои, одновременно потестарные институты только формируются и находятся в зачаточном состоянии.

На такой же стадии находились и германские племена, но в период, предшествующий Всемирному переселению народов в V в., который стал импульсом изменения социальных структур германцев.

Доклассовое общество германцев состояло из свободных, знатных и рядовых общинников, более и менее состоятельных, в условиях отсутствия частной собственности на землю. Из германского родоплеменного общества уже выделилась дружина. Но она, как и рабы, не являлись предвестниками становления ранних феодальных (классовых) отношений, это было доклассовое общество.

После смерти князя Святослава в 972 г. от рук печенегов, среди его сыновей не долго был мир: в ходе столкновений победил Владимир, поддержанный словенами и нанятыми за добычу варягами-скандинавами.

После взятия Киева Владимир ведёт «богатырскую» жизнь. Он собирает дани с литовского племени ятвягов, белых хорватов в Карпатах, возвращает в зависимость от Руси племена вятичей и радимичей. Воюет с поляками и булгарами (Волжская Булгария на территории совр. Татарстана).

Но, наверное, неслучайно сразу же после того, как Владимир захватил Киев, он создаёт пантеон богов, и мы подходим к важному этапу разрушения родового строя у славянских племён Восточной Европы.

Принятие веры: почему и как?

Почему? Причиной принятия веры, или усиления идеологического начала на обширной территории суперсоюза в Восточной Европе, была проблема центробежных тенденций и угроза падения власти киевской русов над захваченными территориями, которые не прекращали попыток уйти из-под даннической зависимости от Руси.

Состав пантеона до сих пор вызывает много вопросов и противоречивых выводов у историков. Важно, что независимо от происхождения данных божеств на этом этапе, все они были славянскими.

В 981 г. Владимир в языческом храме установил Хорста, Стрибога, Даждьбога, Симаргла, Макошь и Перуна, бога грома и русов, правящего рода и правящей военно-социальной общности. Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит, Сварог – бог прародитель, отец Даждьбога. Даждьбог – «белый свет», аналог греческому Аполлону. Макошь – женское божество, «мать урожая», «мать-земля», аналог греческой Деметре. Симаргл – охранитель урожая, побегов, он связан с Макошь и является посланником между небом и землёй. А Хорс – бог солнце, аналог греческому Гелиосу.

Столь странную и непонятную подборку можно объяснить лишь тем, что боги были с собственно русской земли, то есть с территории на юге Восточной Европы, которую занял род Русский с личным богом своего рода – громовержцем Перуном. Пантеон не включил в себя богов племён данников, например Волоса, бога скота, богатства и потустороннего мира, ильменских словен. Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях. В результате Киев должен был стать сакральным центром, в дополнение к административному, что абсолютно естественно для родового мышления. Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна. Для усиления силы и значимости нового пантеона был осуществлён акт человеческого жертвоприношения.

Владимир со старцами и боярами, представителями киевской общины, решили принести человеческую жертву кумирам. Символично, что жребий пал на варяга-христианина.

Ритуал принесения человеческих жертв, свойственный этой стадии развития, и практиковался на протяжении всего Х в., даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще.

Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза не удалась, и князь Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы.

Как? Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка, который княжил в Турове. В нём участвовал немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян).

Итак, в ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения.

И, наконец, именно красота храмов и веры Бога империи византийцев – ромеев, ошеломила язычников Восточной Европы:

Такое формальное поклонение красоте храмов современным людям может показаться странным, если не учитывать ментальность людей родоплеменного строя.

Ещё один формальный повод, с современной точки зрения, и объективный для людей того периода, в пользу принятия христианства был в том, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. И выбор был сделан.

Существует несколько вариантов, как, собственно, происходило принятие веры лично князем Владимиром. Остаётся дискуссионным вопрос: до или после похода на Корсунь – Херсонес и где? В Киеве, под Киевом или в Корсуне? Чёткого ответа на этот вопрос дать невозможно.

Да и сам поход на Херсон вызывает вопросы. А поход этот был мало связан с принятием веры и был вызван всё той же «жаждой богатств».

Как бывало не раз в византийской истории с Херсонесом, этот город частенько выступал на стороне противников константинопольских властителей. На этот раз он поддерживал противников Василия II, будущего знаменитого Василия Болгаробойца. Власть порфирородного императора находилась в шатком положении и помощь русов в Крыму ему была необходима.

Но, как обычно, русы, воспользовавшись ситуацией, решили укрепиться в Крыму, шантажируя этим Византию, и Василий II был вынужден договариваться. Он подтвердил предыдущие союзные и торговые Договоры и отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III.

По мнению немецкого анналиста Титмара, именно Анна, невеста императора Оттона III, отданная Владимиру, и уговорила его принять христианскую веру. Василий «получал»-возвращал свой же город Херсон, захваченный князем Владимиром, и, что было самым важным в этом договоре для Василия, русский союзный корпус.

Как ни странно, и о чём мы писали выше, крещение Руси прошло незамеченным в византийских источниках. Потому что прибытие русского корпуса резко изменило ситуацию в пользу Василия II, обеспечив ему победу над узурпаторами и безопасность трона. И это политическое событие затмило менее актуальное для Византии крещение «росов».

Следует подчеркнуть, что Владимир, в крещении Василий, стал ревностным христианином. Он, как многие обращённые князья «варваров», глубоко проникся новой Верой. По возвращении из похода в Крым, Владимир расправился с языческим капищем в Киеве. Крещение киевлян, что стоит особенно подчеркнуть, было добровольным, а вот на остальных территориях, подвластных Киеву, это событие происходило по-разному.

Гибель «старых богов» вела к гибели рода как структуры, к потере власти родовой верхушки, которая имела и сакральную власть, к возникновению новых политических отношений и усилению власти надплеменных структур и концу родового строя.

Недаром князь Владимир распорядился брать из семей и обучать книжной грамоте детей родовой знати, нарочитой чади: матери плакали о них как о мертвецах.

Повторимся: принятие веры для общины Киева означало укрепление гегемонии и идеологического превосходства над другими племенами, подчинёнными Русью, которые смотрели на этот процесс совершенно по-другому.

Новгородцы собрались на вече и решили отстоять старую веру. Тогда княжеские соратники атаковали их, Добрыня вёл бой, а Путята поджег город, что дало перевес сторонникам христианства. Археологи определили выжженную площадь в Новгороде в 9 тысяч кв. м.:

Но ещё в ХI в. язычество будет существовать на территории Восточной Европы, и не только на периферии, с этим будет считаться власть, ведя борьбу с волхвами-жрецами, как представителями уходящих структур.

В российской науке, как дореволюционной, так и в советской, господствовал взгляд, что причиной принятия новой веры было желание укрепить княжеское единоначалие, монархическое начало:

Но в условиях родоплеменного строя и зачатков государственной системы, когда монархического начала в государственном управлении даже не просматривалось, говорить о таких причинах не приходится.

Не стоит путать монархию как институт и личные властные амбиции, деспотические наклонности военных вождей, суровых князей-воителей периода «военной демократии». Время Х века и принятия Христианства стало периодом начала становления потестарной структуры, традиционно именуемой Древнерусским государством.

Результаты

Русские князья, род Русский силой объединял вокруг Киева племена в Восточной Европе в единый суперсоюз. Крайне аморфную и нестабильную потестарную структуру. В таких условиях была необходима консолидация иная, нежели только грубая военная сила или договорённости с племенной верхушкой, если они вообще были возможны. Попытка решить этот вопрос созданием пантеона языческих богов провалилась.

В таких условиях обращение к вере греческой империи, надплеменной вере не руси, полян или словен, способствовало стабилизации общества и закреплению гегемонии Киева на ином уровне.

Решение о принятии веры принималось не лично русским князем, да это и не могло быть в рамках этого общества. В этом процессе участвуют бояре и старцы градские, представители не только дружины, но и, скорее всего, племени полян. Потребность в принятии новой веры была связана не с формированием монархизма на Руси, а с установлением гегемонии одной общины с центром в Киеве среди других племён. И надплеменная религия способствовала этому.

Новая религия, как один из политических инструментов подчинения, с трудом приживалась у народов или племён данников. Но её чёткое идеологическое оформление, крайне привлекательный внешний антураж, милосердие и защита, как принцип для всех без исключения в период ослабления родовой безопасности – всё это, подкреплённое церковной структурой, которой до этого в принципе не было в Восточной Европе, делало своё дело.

Христианизация приобретёт совершенно иной масштаб и значение, когда земли начнут уходить из-под гегемонии «Руси», но об этом ниже.

Таким образом, Христианство стало важным идеологическим оформлением периода распада родоплеменных структур и перехода к территориальной общине, перехода от родоплеменной формации к ранним публичным государственным формам.

Владимир, как и его сыновья, совершенно искренне обрели новую веру и стали действовать по-христиански, часто так, как они её понимали. Князь, живя, как пишет летописец в страхе Божьем, не судил разбойников. Епископы указали князю на то, что он поставлен на суд по Закону Божьему, должен наказывать злых и миловать слабых, и он начал казнить разбойников.

Но это не соответствовало родоплеменным обычаям, и опять епископы и старцы – предводители городской общины, обратили внимание, что за преступления можно брать виру (штраф) для покупки снаряжения для войны против кочевников.

А с 90-х годов Х в. угроза со стороны степи серьёзно усилилась и стала важным фактором, постоянно влиявшим на примитивную экономику древней Руси. Владимир строил против степи укрепления и набирал воев на севере страны, нанимал варягов.

Отправка детей родоплеменной верхушки в школу, перемещение воев с севера, отправление их в союзную Византию, появление разбойников, возникновение надродовой и надплеменной системы управления и идеологии, имеющей внешний источник – все эти скупые летописные сведения говорят о кризисе родоплеменной системы.

Потому что «стабильная» и консервативная родовая формация была важным периодом в жизни славянского и восточнославянского этноса, предгосударственным этапом. Но возникшие дисбалансы под воздействием внешних факторов послужили её разрушению и переходу на новую, более прогрессивную стадию развития производительных сил.

Список исторических источников и литературы:

ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Скилица о войне с Русью императора Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия Перевод Иванов С. А. /Дополнение/
Лев Дьякон. История. М., 1988.
Саксон Анналист. Хроники 741-1139 г. Перевод с лат. И комментарии. И.В. Дьяконов. М., 2012.
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский Славянские хроники. М., 2011.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Изд. Подготовил Ч. Н. Любарский. СПб., 2009.
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.I. М., 1997.
Титмар из Мерзебурга. Хроники в 8 книгах. Перевод И.В. Дьяконова М., 2005.
Гуревич А. Я. Избранные труды. Т.1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб., 1999.
Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийской Восточной церкви в IХ, Х и ХI веках. СПб., 2012.
Пиренн А. Средневековый город и возрождение торговли. Горький. 1941.
ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. «Международные отношения». М., 1982.
Толочко П. П. Ранняя русь: история и археология. Русско¬-Балтийский информационный центр «Блиц». СПб.,2013.
Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.
Фроянов И.Я. Рабство и данничество. СПб. 1996.

Источник

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Долобский съезд — съезд русских князей, состоявшийся в начале 1103 года у Долобского озера вблизи Киева. В нём приняли участие князь киевский Святополк Изяславич и переяславский князь Владимир Мономах. Является одним из значительных этапов в попытках древнерусских князей прекратить раздоры и объединить усилия перед половецкой угрозой.

В этой статье мы проследим, как Древнерусское государство переходило от централизации к раздробленности. Это крайне важный и интересный период в истории России.

В древнерусском обществе, как и в других политических образованиях раннего Средневековья, государство ассоциировалось прежде всего с личностью князя. Князь — правитель, выступал в качестве организатора и распределителя производившихся обществом материальных благ. Князь делил государство между своими сыновьями, один из которых в результате борьбы за власть становился единым правителем русских земель. Княжеская дружина поддерживала централизацию, поскольку для экономической независимости необходимо было контролировать трансконтинентальные торговые пути: Балтика — Ближний и Средний Восток, Балтика — Чёрное море.

В 1097 году состоялся Любеческий съезд членов княжеского рода, который был призван разрешить назревшие противоречия. Было принято решение «каждо да держить отчину свою», что являлось важнейшим шагом на пути к разделу Древнерусского государства. Земли, находившиеся во владении отдельных князей, становились их наследственной собственностью, которую они теперь могли свободно передавать своим наследникам.

Однако определенное политическое единство все же сохранялось: была оговорена обязанность князей защищать русскую землю от кочевников. Вслед за этим последовал ряд успешных походов против половцев (1103, 1107, 1111 г.г.).

За время походов на половцев вырос авторитет одного из организаторов — Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича. В 1113 году Владимир Мономах становится киевским князем. Он активно предпринимает попытки восстановить прежнее значение княжеской власти: рассматривает князей как своих «вассалов» и карает их в случае неподчинения, лишая княжеских столов. Такую же политику продолжает и его сын Мстислав (1125-1132 г.г.). Однако успехи в сохранении государственного единства были временными и непрочными, поскольку держались на личном авторитете правителей, отца и сына. Таким образом, распад Руси был не остановлен, а лишь отстрочен.

Правление Мономаха можно охарактеризовать как «золотая осень» Древнерусского государства. Были определённые успехи во внешней политике. Так в 1116 году был предпринят успешный поход на Византию. В 1123 году был заключён мир, закреплённый династическим браком.

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Стабильность межкняжеских отношений под руководством киевского князя и относительно единая политика по отношению с соседями ушли в прошлое.

Причины феодальной раздробленности.

Через этап раздробленности прошли многие государства Европы. Так например, Каролингская империя, одно из самых крупных государств раннего Средневековья, распалась на множество крупных и мелких владений. Данный процесс был связан с мощными социальными сдвигами. Свободные общинники превращались в зависимых от сеньоров людей. Последние добились административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. В результате центральная государственная власть оказывалась бессильной.

Древняя Русь испытывала аналогичные процессы: у дружинников появлялись земельные владения, на которых жили зависимые люди. Также в крупного землевладельца превращалась и церковь. Однако в XII веке данный процесс находился на Руси в зачаточном состоянии и развивался крайне медленно.

Сплоченная и солидарная сельская община, взаимопомощь ее членов в условиях усиления государственной эксплуатации — замедляла процесс разорения общинников и попадания их в зависимость от феодалов-дружинников. Также изъятие сравнительно небольшого по объёму прибавочного продукта у сельчан было делом непростым. Поэтому князья и социальная верхушка на протяжении долгого хронологического периода предпочитали получать свои доходы, участвуя в централизованной системе эксплуатации. На Руси XII века не было феодалов, заинтересованных в неподчинении центральной власти.

Почему же распалось Древнерусское государство? Наместники князя должны были отдавать в Киев две трети собранной дани, за это центральная власть гарантировала помощь в подавлении восстаний враждебного местного населения и защите от внешних угроз. Однако со временем положение наместников и их дружин на местах укреплялось, развивались связи с местным населением, создавались общественные организации управления: «десятские», «сотские» лица, управляющие населением от имени князя-наместника. Во главе такой организации стоял «тысяцкий», руководивший городским ополчением. И дружинники, и местное население были заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева, что позволило бы присвоить часть централизованного фонда государственных доходов. В Древней Руси XI — XII вв. при господстве натурального хозяйства и отсутствии прочных экономических связей между землями не было каких-либо факторов, которые могли бы препятствовать этим центробежным силам.

Особые черты феодальной раздробленности на Руси.

Древнерусское государство распалось на достаточно крупные и устойчивые образования в отличие от Каролингской империи, разделившейся на множество мелких и крупных владений. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли.

«Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделённой политическими границами, они продолжали жить в едином социо-культурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни».
История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006, Стр. 119

В XII — первой половине XIII века Русь активно развивалась в условиях феодальной раздробленности. Отмечается рост числа поселений городского типа. Также расширялись территории уже имеющихся городских центров: так Киев увеличился втрое, Галич — в 2,5 раза, Полоцк — вдвое, Суздаль — втрое. Именно в период феодальной раздробленности город-крепость превратился не толко в место пребывания власти и социальной элиты (князя и дружины), но и в центр ремесла и торговли. Существовали десятки ремесленных специальностей, и их число увеличивалось. На Руси знали такие сложные византийские ремёсла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Все это говорит о том, что подъем должна была испытывать и хозяйственная жизнь деревни, поскольку расцвет городов немыслим без этого.

Феодальная раздробленность имела и негативные последствия. Так из-за частых воин между князьями Русь становилась уязвима для внешних угроз. Зачастую сами князья объединялись с половцами и выступали против других русских княжеств. Особенно негативным последствиям была подвержена южная часть русских земель. Так земли Среднего Поднепровья — исторического ядра Древнерусского государства — постепенно приходили в упадок, и их роль в «русской жизни» уменьшалась. В то же время росло политическое значение Галицко-Волынской и Ростовской земли.

Интересно также посмотреть на внешнеполитический контекст и его влияние на процессы, происходящие в Древнерусском государеве. Но это уже тема для отдельной статьи.

Источники и дополнительная литература.

1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006

2/ Назаренко А. В. Древняя Русь // ПЭ

3/ Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.

Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.

Часть 2. Раннее Средневековье.

Следующая статья по плану:

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Лига историков

8.1K поста 35.6K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Поправьте «Юрия Долгорукова»)

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Н. Н. Бунин «Офицер с собакой» (1886)

Считается, что офицерами были лица преимущественно дворянского происхождения. Однако формально не было сословных ограничений для того, чтобы получить тот или иной чин, поэтому в теории солдат мог дослужиться до генерала. Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» генерал Епанчин «происходит из солдатских детей; последнее, без сомнения, только к чести его могло относиться». Но на практике солдат «от сохи» не так часто продвигался по карьерной лестнице дальше унтер-офицера. Согласно указу Петра I 1719 года, чтобы стать офицером, службу нужно было начинать солдатом, а при присвоении чинов обязательно должна соблюдаться очередность. С начала 18 века на каждую вакансию офицеров выбирали путем голосования из нескольких кандидатов (выборы полностью отменили в 1737 году). В теории это должно было помочь отбирать лучшие кадры, однако на практике только тормозило продвижение по службе людей, не имеющих покровителей. Тем не менее, во время Северной войны примерно четверть офицеров была не дворянского происхождения.

Со времен Петра I для дворян военная или гражданская служба была обязательна. С 1715 года проводились регулярные смотры для лиц от 10 до 30 лет. На них нужно было явиться в Военную коллегию, а не явка рассматривалась как дезертирство и жестоко каралась. При Анне Иоановне все дворяне от 10 лет, если у них в собственности было менее 20 крепостных, должны были явиться к губернатору или воеводе, а если более, то в столицу к герольдмейстеру. «Из оных годных в службу определить в армейские и гарнизонные полки по их желанию, а малолетних записывать в школы и обучать грамоте и прочим наукам кто к чему охоту имеет». Согласно указу императрицы Елизаветы (1759), «уклонисты» и их сообщники должны быть «за неявку к смотру в указанные лета, за утайку себе лет и за не обучение наукам написаны в солдаты и матросы вечно, а престарелые посланы на поселение в Оренбург». Сначала срок службы чётко прописан не был, и, также как в случае с солдатами, она фактически была бессрочной. В 1736 году был принят Манифест «О порядке приема на службу шляхетских детей и увольнении от оной» (под шляхетскими имеются в виду дворянские). Согласно ему дворянские отпрыски могли с 7 и до 20 лет учиться, а затем служить 25 лет. В 1762 году Пётр III подписал Манифест о вольности дворянства, освободив его от обязательной службы (однако уже служащим нельзя было просить отставку во время боевых действий и за три месяца до их начала). Значительная часть «благородий», даже имея немалые доходы от имений и не нуждаясь в жалованье, всё же предпочитала служить, чтобы получать чины согласно табелю о рангах и соответствующие привилегии, а не считаться «недорослями» (этим словом могли презрительно называть и взрослых людей).

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

А. И. Гебенс «Группа военных чинов 3-й батарейной батареи Л.-гв. 2-й Артиллерийской бригады» (1859)

В 18 и первой половине 19 века львиная доля офицеров начинала свою карьеру с нижних чинов. Дворяне обычно поступали в качестве вольноопределяющихся. Отношение к таким новобранцам было лояльнее, чем к обычным рекрутам «от сохи». Многие дворянские семьи предпочитали учить детей на дому или отправляли в частные пансионы (для которых не было единых стандартов, и каждый владелец разрабатывал учебную программу по своему усмотрению). Из воспоминаний «кавалерист-девицы» Н. А. Дуровой: «Мы пришли в Гродно; полк пробудет здесь только два дня, а там пойдёт за границу. Полковник призвал меня: “Теперь вы имеете удобный случай определиться в который угодно из формирующихся здесь кавалерийских эскадронов; но последуйте моему совету, будьте откровенны с начальником того полка, в который рассудите определиться; хотя чрез это одно не примут вас юнкером, по крайней мере, вы выиграете его доброе расположение и хорошее мнение. А между тем, не теряя времени, пишите к своим родителям, чтоб выслали вам необходимые свидетельства, без которых вас могут и совсем не принять, или, по крайней мере, надолго оставят рядовым”. Я поблагодарила его за совет и за покровительство, так долго мне оказываемое, и наконец простилась с ним. Из окна моего вижу я проходящие мимо толпы улан с музыкою и пляскою; они дружелюбно приглашают всех молодых людей взять участие в их весёлости. Пойду узнать, что это такое. Это называется вербунок! Спаси боже, если нет другой дороги вступить в регулярный полк, как посредством вербунка! Это было бы до крайности неприятно. Когда я смотрела на эту пляшущую экспедицию, подошел ко мне управляющий ею портупей-юнкер, или, по их, наместник. “Как вам нравится наша жизнь? Не правда ли, что она весела?” Я отвечала, что правда, и ушла от него. На другой день я узнала, что это полк Коннопольский, что они вербуют для укомплектования своего полка, потерявшего много людей в сражении, и что ими начальствует ротмистр. Собрав эти сведения, я отыскала квартиру наместника, вчера со мною говорившего; он сказал мне, что если я хочу определиться в их полк на службу, то могу предложить просьбу об этом их ротмистру Казимирскому, и что мне вовсе нет надобности плясать с толпою всякого сброду, лезущего к ним в полк. Я очень обрадовалась возможности войти в службу, не подвергаясь ненавистному обряду плясать на улице, и сказала это наместнику; он не мог удержаться от смеха: “Да ведь это делается по доброй воле, и без этого легко можно обойтиться всякому, кто не хочет брать участия в нашей вакханалии. Не угодно ли вам идти со мною к Казимирскому? Ему очень приятно будет приобресть такого рекрута; сверх этого я развеселю его на целый день, рассказав о вашем опасении”».

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

В. И. Навозов «Офицер в отпуске» (1897)

Во второй половине 19 века всё больше офицеров были выпускниками военных учебных заведений, коих открывалось немало. К тому же с введением образовательного ценза вольноопределяющемуся всё равно потребовалось бы предоставить документы об образовании, и желающему служить «благородию» было проще сразу пойти учиться в кадетский корпус, чем, например, в гимназию. Однако и в 20 веке дворяне иногда шли по этому пути. А. А. Игнатьев в книге «50 лет в строю» вспоминал: «Мои новые ученики считают ниже своего достоинства и полученного ими высшего образования подчиняться безусому корнету, которого они к тому же встречают в петербургских салонах. Они не могут примириться с тем, что я обращаюсь с ними, как с другими солдатами. Более выправленными и дисциплинированными оказываются бывшие воспитанники Александровского лицея, сохранявшего с давних времен обычаи полувоенного заведения, но зато бывшие студенты университета — князь Куракин, ставший после революции священником в одной из парижских церквей, и граф Игнатьев, мой двоюродный брат, — принимают военную муштру за смешную и обидную обязанность, с которой надо мириться, чтобы попасть в кавалергардский офицерский клуб».

Некоторые учебные заведения принимали только «благородий», некоторые были всесословными. Первый в России кадетский корпус открылся в 1732 году по указу Анны Иоановны. Это было закрытое учебное заведение, в которое принимали учеников с 13 до 18 лет и учили «арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». С 1743 года оно называлось Сухопутным шляхетным кадетским корпусом, а в 1800 году было переименовано в Первый кадетский корпус. Кадетские корпуса первой половины 19 века делали упор на строевую службу. Учебная программа делилась на несколько этапов. Сначала 6 классов, а затем дополнительный курс из двух частей (позже в московских и петербургских корпусах добавили третью часть, которую можно было посещать по желанию). В каждом классе можно было в случае необходимости остаться на второй год. Реформы Александра II затронули и военное образование. Кадетские корпуса стали напоминать гимназии со стандартным набором общеобразовательных предметов и военными дисциплинами, а дополнительного курса не было. Его место занял курс военного училища.

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

П. А. Федотов «Офицер и денщик» (1850-1851)

В 1860-х появились юнкерские школы, в которые могли поступить вольноопределяющиеся и унтер-офицеры, желающие стать офицерами. Имеющие аттестат о среднем образовании учились год, не имеющие два. Юнкерские училища были всесословными, но рассчитаны были преимущественно на крестьян и мещан. Не принимали только тех, кто исповедовал иудаизм. В 20 веке учебную программу расширили и добавили третий класс.

Офицер мог служить в армии или гвардии. Служба в гвардии была намного престижнее. Первые гвардейские полки – Семёновский и Преображенский – были созданы еще в 1700 году. Если обычных рекрутов в гвардию отбирали исходя из благообразности лица, да статности фигуры, то «благородий» – исходя из их материального положения и связей. Из воспоминаний Ф. П. Толстого: «В сержанты гвардии записываться могли только дети столбовых дворян, по постановлению нельзя было вступить в гвардии офицеры, не имея шестисот душ. Но это постановление не строго исполнялось, и многие, как мой брат, были гвардии офицерами, не имея ничего. Гвардии офицер не мог иначе ездить, как четвёркой в карете, и потому большая часть, получив офицерский чин, выходили в армию. Выпускались из сержантов гвардии в капитаны армии, из прапорщиков — в секунд-майоры, из порутчиков — в пример-майоры, из капитан-порутчиков — в подполковники, из капитанов выходили на службу в армию в полковники, а в отставку — бригадирами. Только по особенной протекции выпускали и детей в капитаны армии. Это злоупотребление не было очень вредно, потому что эти случаи, во-первых, были редки, во-вторых, подобные выскочки, не имея личных достоинств и не принося своею службою надлежащей пользы отечеству, оставались на всю жизнь в чинах, полученных протекциею». Из гвардии в армию переводились с более высоким чином. Воспоминания Толстого относятся к Екатерининским временам.

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

А. И. Гебенс «Группа военных чинов 1-й батареи Л.-гв. 1-й Артиллерийской бригады»

Не удивительно, что офицеры гвардии вызывали у дам повышенный интерес. Об этом иронично говорит Чацкий в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, —

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!

Брошенные чепчики – вероятно, намек, на французское выражение «забросить чепчик за мельницу», что можно перевести, как наплевать на приличия и пуститься во все тяжкие.

К офицеру гвардии предъявляли более высокие требования, когда речь шла о вопросах чести и репутации. Любой скандал мог привести к вынужденной отставке или переводу в армию. Выпроводить из гвардейского полка могли даже за брак с женщиной, которую сочли недостаточно «благородной». Таковой могли признать даже дочь богатого купца, приданое которой больше, чем все имущество у многих сослуживцев жениха. Вронскому пришлось выйти в отставку из-за открытой связи с замужней женщиной. Когда героя «Капитанской дочки» Петра Гринёва перевели из гвардии в армию, на новом месте службы одноглазый поручик спрашивает, не является ли этот перевод наказанием «за неприличные гвардии офицеру проступки». Его сослуживец Швабрин «был офицер, выписанный из гвардии за поединок». Горькую пилюлю в этом случае могло подсластить то, что при переводе в армию бывший офицер гвардии получал более высокий чин. «Гвардионцы» смотрели на «армейских» свысока. Армейские гвардию тоже часто недолюбливали.

Когда говорят о кодексе чести российского офицера, обычно ссылаются на книгу В. М. Кульчицкого «Советы молодому офицеру», при этом ошибочно указывают 1804 год написания. На самом деле книга вышла в 1915 году. Но сами советы актуальны до сих пор.

• Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

• Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

• Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

• Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

• Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!

• Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

• Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

• Избегай денежных счётов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

• Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.

• Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.

• Ничьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

• Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

• Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

• В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать своё сердце и жить рассудком.

• Тайна, сообщённая тобой хотя бы только одному человеку, перестаёт быть тайной.

• Будь всегда начеку и не распускайся.

• Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы твёрды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

• Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

• Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.

• Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчинённые уважали тебя, а не боялись. Где страх, там нет любви, а есть затаённое недоброжелательство или ненависть.

• Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернёшь.

• Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

Для офицеров существовали ограничения на выбор невесты и вступление в брак. В 18 веке разрешение надо было спрашивать у командира, при Павле I у самого императора, затем снова решение должен был принять командир полка. Ввели возрастной ценз, а также «реверс» — обязательное материальное обеспечение (сумма менялась). Таким образом офицер должен был доказать, что в состоянии содержать семью. В 1863 году появились суд общества офицеров Он принимал решение, когда возникали споры и конфликты между офицерами, а также ситуации, при которых затрагивалась честь полка. Он мог оправдывать подозреваемого, а в случае признания виновным сделать ему внушение или удалить из полка. В 1894 году Александром III были утверждены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», и согласно им решение о дуэли также принимались данным судом. Подобный суд в итоге решил участь офицера Ромашова в «Поединке» А. И. Куприна. Некоторые считают, что при описании военного быта писатель сгустил краски. Однако писал Куприн со знанием дела. Есть версия, что он изобразил Днепровский полк в городе Проскурове, где он служил до этого.

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

русь в зачаточном состоянии. Смотреть фото русь в зачаточном состоянии. Смотреть картинку русь в зачаточном состоянии. Картинка про русь в зачаточном состоянии. Фото русь в зачаточном состоянии

Часть информации взята тут

Греч Н. И. «Записки о моей жизни»

Дурова Н. А. «Записки Кавалерист-девицы»

Игнатьев А. А. «Пятьдесят лет в строю»

Толстой Ф. П. «Записки»

Федосюк Ю. А. «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *