русь святая храни веру православную в ней же тебе утверждение кто сказал
Здесь поскорбим — там облегчение будет
Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
15/28 октября Церковь чтит память святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника. Богослов, литургист, автор церковных служб, святитель Афанасий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках более тридцати лет жизни. Он наиболее известен широкому кругу православных людей как составитель службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Предлагаем читателю фрагменты из новой книги издательства сретенского монастыря «Священноисповедник Афанасий (Сахаров)».
Владыка Афанасий твердо уповал на Промысл Божий. Находясь много лет в заключении, он писал духовным чадам: «В моем положении нет перемен. Отношусь к этому спокойно, зная, что не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей».
«Нам нельзя и ждать чего-либо от здешних судов и здешних судей. Суды наши у Господа. Восхощет Он — и немилостивого судию заставит быть милостивым».
И один платочек, омоченный слезами, перетянет все наши грехи
«Суд Божий — не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, — там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником…»
«Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим, — там облегчение будет».
Будущий святитель и исповедник епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в селе Царевка Тамбовской губернии. Отец его Григорий, уроженец Суздаля, был надворным советником, делопроизводителем гимназии, мать — благочестивая, совсем еще молодая и почти неграмотная женщина по имени Матрона — происходила из крестьян.
Когда родители выбирали имя сыну, отец написал на бумажках имена наиболее чтимых угодников Божиих и подал младенцу. Новорожденный схватился ручкой за жребий с именем преподобного Сергия Радонежского и был назван Сергием. Отец умер, когда Сергею было всего два года, и детство мальчика прошло с матерью.
Детство и юность мальчика прошли в одном из самых древних и красивых городов Русской земли — Владимире, знаменитом своими монастырями и храмами. В девятилетнем возрасте Сергей поступил учиться в Шуйское духовное училище, и поначалу, как когда-то самому преподобному Сергию Радонежскому в отрочестве, учеба давалась мальчику с большим трудом. Во втором классе ему пришлось из-за отставания проходить переэкзаменовку, в третьем классе его вообще оставили на второй год, и это очень тяготило чуткого и ответственного ребенка.
Сергей легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором служил литургию для заключенных. Сохранилась вышитая им Плащаница Спасителя.
Другим увлечением Сергея были стихи, которые он и сам пытался писать. Еще в духовном училище он написал свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Его академическое сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной» свидетельствовало о большой осведомленности юноши в вопросах церковной гимнографии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.
В 1912 году Сергей окончил академию кандидатом богословия и 12 октября был пострижен в монахи с именем Афанасий, в честь святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. К монашеству будущий святитель относился с особым благоговением и трепетом. Через два дня отец Афанасий был рукоположен в иеродиакона, а еще через три, 17 октября, — в иеромонаха.
«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение»
В 1917 году его избирают членом исторического Поместного Собора Русской Церкви. В связи с восстановлением Собором праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, отец Афанасий вместе с известным историком, академиком Борисом Александровичем Тураевым составил службу на этот праздник. Почти всю последующую жизнь, до 1955 года, большей частью в заключении, он работал над усовершенствованием этой службы, гимнографического памятника его любви к Святой Руси. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
В 1919 году началась кощунственная кампания по вскрытию гробниц: оскверняли монастырские некрополи и мощи святых угодников. Когда безбожники решили надругаться над мощами святых Владимирских угодников, духовенство города во главе с отцом Афанасием сорвали их планы. Они установили в Успенском соборе дежурство, и как только кощунники вошли в храм, отец Афанасий дал возглас «Благословен Бог наш» и начал служить молебен Владимирским святым. Входящие стали снимать шапки, благоговейно креститься и ставить свечи. Так намерение безбожников обернулось торжеством православной веры.
Летом 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Вскоре глава епархии митрополит Сергий был выслан в Нижний Новгород, и святитель Афанасий оказался единственным епископом во Владимире.
Первый арест святителя последовал в марте 1922 года, начался отсчет многолетним тюремным и лагерным мытарствам владыки-исповедника.
В ссылке владыка Афанасий никогда не сидел без дела. О нем вспоминали: «Входишь из кухни в его комнату, и в ней обычная картина: тишина, в углу горит лампадка, а за столом владыка или пишет, или клеит иконки. Это при его живом характере вместо разъездов по епархии. » Настоящие иконы в ссылке достать было трудно, и владыка делал их сам, он также искусно изготавливал из золотого и серебряного картона иерейские кресты.
Однажды в Туруханске епископ Афанасий попал в местную тюрьму. Тюрьма эта была сущим адом: митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) начал молиться за него и по примеру киевского старца Парфения читал Евангелие. Неожиданно владыку Афанасия освободили, и Евангелие от Иоанна они уже дочитывали вдвоем. До конца дней владыка Афанасий постоянно вспоминал своего друга и часто с любовью рассказывал о нем.
Советую почитать за нее Святое Евангелие
Позднее владыка Афанасий и сам советовал в тяжелых жизненных обстоятельствах и скорбях читать за скорбящих Евангелие с молитвой. Он подробно записывал для духовных чад слова этой молитвы и писал духовным чадам: «Вашу просьбу о скорбящей Ольге не забываю. Советую кому-либо из вас почитать за нее Святое Евангелие, присоединяя после каждой главы такую молитовку: «Спаси, Господи, рабу Твою (имярек) словесы Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении рабы Твоея, попали, Господи, терние всех ея согрешений, и да вселится в нее благодать Твоя, опаляющая, очищающая и освящающая всего человека, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Так рекомендуют опытные, и я на себе испытал силу такого чтения. Испытайте и вы и о других, сущих в обстоянии…».
Из заключения и ссылки святитель Афанасий вернулся в 1925 году, а в январе 1927 года был снова арестован и сослан в Соловецкий лагерь особого назначения.
Владыка прошел многие лагеря. Рассказывают, что, возвращаясь в камеру еле живым после допросов и пыток, святитель Афанасий говорил соузникам: «Давайте помолимся, восславим Бога!» — и первым запевал: «Хвалите имя Господне!».
О некоторых обстоятельствах пребывания владыки в Туруханском крае можно узнать из его письма: «Разве только вот одно сейчас мучение — комары, которые не дают покоя. Я более или менее спокойно могу сейчас писать только потому, что около меня так называемый дымокур, то есть на земле (я сижу во вновь устроенных сенях) горит огонек, и тлеет и дымится гнилушка. Без дыма же житья нет. На улицу без особой сетки выходить нельзя, а в лесу того хуже. Надеваю на руки перчатки, насквозь перчатки прокусывают. Когда сени еще не были готовы, я в комнате писал в сетке на голове и в перчатках. Истребляю комаров беспощадно. А истинные-то подвижники нарочито выходили туда, где больше комаров, да еще обнажались, и в таком виде творили молитву, по окончании которой осторожно перышком, чтобы не раздавить, сгоняли кровопийц. Ну можно ли и здесь мне не устыдиться своего нетерпения».
Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около тридцати раз, чаще всего ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Владыка оказался крепким орешком — трудным подследственным для чекистов. Трижды следователю пришлось ходатайствовать о продлении срока следствия и содержания под стражей, — он не мог выбить у владыки необходимые признания. Этот мужественный священно- исповедник всю свою жизнь стоял на службе и на страже веры. Его невозможно было запугать, он боялся в своей жизни только греха.
В Сиблаге, куда владыка был сослан в 1943 году, оказался и его старый друг — отец Иеракс, монах Троице-Сергиевой лавры. Об их встрече сохранились воспоминания. Когда отца Иеракса привезли в лагерь, он прошел санпропускник, и вооруженный стрелок повел его в барак. На душе было тревожно: какие будут соседи? Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатная речь. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул отца Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пройдя в указанном направлении, он остановился при неожиданном зрелище: на нижних нарах сидел владыка Афанасий. Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» — «Да разве здесь можно?» — «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, вместе с тем с него сошла вся тревога, все тяжелое, что давило душу.
Святитель писал: «Барак наш очень темный, и в пятом часу у нас уже нельзя ничего делать, и даже, пожалуй, раньше… Так почти 2/3 дня приходится проводить без света, почти без дела и большею частию в лежачем положении. Но и это еще не большая беда, тем более что часть ночного времени занимаемся совершением ежедневного богослужения, хотя и в очень сокращенном виде. Умиляясь на ложе, я с моим соседом отцом Петром стараемся справить весь круг служб и поминаем всех любящих и благодеющих. Это очень скрашивает нашу жизнь здесь».
Никто и никогда не слышал от него ни одной жалобы
В заключении владыка строго держал посты, никогда не прерывал молитвенного правила, молился не только сам, но и вдохновлял на молитву сокамерников. В тюрьмах и лагерях никто и никогда не слышал от него ни одной жалобы. Напротив, он всегда благодарил Бога за возможность, как он сам говорил, «немного пострадать за Христа».
Под духовное руководство владыки перешли многие осиротевшие чада протоиерея Алексия Мечёва, ныне прославленного в лике святых, и священномученика протоиерея Сергия Мечёва. В числе духовных чад владыки была и известный иконописец и реставратор монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова), написавшая в 1934 году, по благословению и эскизу самого владыки, икону Собора всех святых, в земле Российской просиявших.
Владыка трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил также несколько молебных последований.
Эпистолярное наследие владыки Афанасия уникально по своему объему, содержанию и числу адресатов. Не только в годы гонений, когда хранение личных документов было делом весьма рискованным, но и в дореволюционные времена крайне редко сохранялось такое количество писем церковных деятелей. К настоящему времени найдено свыше пятисот писем епископа Афанасия, бережно сохраненных в личных архивах.
Мы в бедах не унываем и в скорбях благодушествуем
Святитель писал духовным чадам: «И какое великое утешение — вера наша! Мы в бедах не унываем и в скорбях благодушествуем. Разлученные телесно, утешаемся общением духовным, молитвенным. Не теряем надежды встретиться здесь, но если бы сего не случилось, уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостию вечного общения в Его горних обителях…».
«Верующий человек всякое дело начинает молитвою. То несомненно, что Господу не нужно много слов. Если православный пред началом дела перекрестится и с верою скажет: «Господи, благослови», Господь услышит эту краткую молитву и поможет просящему во всех деталях предстоящего дела».
«Для верующих скорби и невзгоды — совсем другое дело. Конечно, скорби остаются скорбями, невзгоды невзгодами. И верующий остается человеком. Естества уставы не всегда побеждаются для него, ибо не всегда это может быть полезно. Но для него надежда на Господа, упование жизни будущего века делает скорби и невзгоды наполовину легче».
Перед кончиной старец ослабел и лежал в постели. Он соборовался и причастился Святых Христовых Таин. Говорил о себе: «Крест старости иногда бывает тяжел, особенно когда чувствуешь, что обременяешь окружающих».
За несколько дней до смерти вдруг спросил у келейницы: «День? Час?» Та ответила. Владыка покачал головой и тихо произнес: «Воскресенье, восемь часов». В воскресенье, 28 октября 1962 года, в 8 часов 15 минут последовала блаженная кончина владыки Афанасия. Последними его словами были: «Молитва вас всех спасет!»
Русь святая храни веру православную в ней же тебе утверждение кто сказал
С еретиками не может быть у христиан никакого евхаристического общения. Преп. Феодор Студит: «хотя бы был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-либо другой обличенный в ереси до смерти, он не должен быть поминаем на Литургии» (Творения, т.2,с.154).
Какая Церковь спасающая.
Какой же Церкви даны обетования непогрешимости и вечности? Другими словами, какая Церковь спасающая? — Несомненно, что та только Церковь может быть признана «столпом и утверждением истины» или церковью спасающей, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо, говорит Спаситель: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5); Господь же, по свидетельству ап. Павла, Спаситель только той Церкви, которая в слове Божием именуется Его Телом: «Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела» (Еф. 5, 23, 427).
1. Истинная Церковь — одна
«Истинная церковь, подлинно древняя есть одна. Ибо как один Бог и один Господь: так и истинное достоинство выражается единством во образ единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единого. Мы называем древнюю каталическую Церковь единой по ее существу, по понятью об ней, по ее началу и превосходству». Св. Климент Александрийский (1, 31).
2. Истинная Церковь — свята, управляется благодатью Всесвятого Духа
«Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством святых апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному: видимо — посредством духовных пастырей, чрез учение, священнодействия и управление и вместе невидимо — посредством вседействующей благодати Всесвятого Духа». Митрополит Московский Макарий (4, 306).
«Святая соборная Церковь — повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, она весь род человеческий приводит к истинной вере, она повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, имеет в себе всякий вид совершенства, в делах, словах и всяких духовных дарованиях. Она одна во всем мире имеет беспредельную силу. В ней мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем вечную жизнь». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18).
3. Истинная Церковь — соборна (кафолична)
«Церковь соборной называется потому, что находится во всей вселенной от концов земли до концов ее». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18).
«Церковь одна по всей земле и на море, — почему мы и говорим в молитве: о святой и единой, кафолической и апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной». Блаженный Феодорит (4, т. 3, 316).
4. Истинная Церковь — апостольская
«В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня». Блаженный Иероним (4, т. 3, 320).
«Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни». Св. Ириней Лионский (1, 26).
Русь святая! Храни веру православную
Русь святая! Храни веру православную
;(к Дню Всех святых, в Земле Российской просиявших)
Вы, кто в дебри ушли дремучие
Без меча, с одним крестом,
И воздвигли храмы могучие
Только веры своей огнём.
Вы, Святой Руси созидатели
И за правду её борцы,
Перед Богом в ней предстатели,
Её Церкви земной отцы.
Вы, горевшие чистым пламенем
В тесноте суровых веков,
Поднимитесь пресветлым знаменем
Над печалью своих лесов!
Потеряв родные обители,
Мы бредём в поту и пыли…
Помолитесь о нас, святители,
Подвижники Русской земли!
Вы, кто в тундры несли безплодные
Теплый свет Христовой зари
И сердца и камни холодные
Согревали солнцем любви;
Вы, хранившие искру Божию
Сквозь земную злобу и грусть,
И за кем во глубь бездорожия,
От врагов уходила Русь.
Вы, молитвенники и трудники
Наших северных Фиваид,
Перед миром всегда заступники,
Но не мстители злых обид.
Некрадомых богатств стяжатели,
Несравненных икон творцы,
Молчальники и созерцатели,
Неземных жемчужин купцы.
Ваших ценностей расточители,
Мы наследства не сберегли…
Помолитесь о нас, хранители,
Подвижники Русской земли!
Позабывшие славу ратную
Для безкровных и лучших битв,
Вы творители благодатные
Непрестанных тайных молитв.
Вы, безстрашные обличители
Всей мирской неправды и тли,
Помолитесь о нас, водители,
Подвижники Русской земли!
Всё белеются нивы зрелые,
Скоро ль вышлет Господь жнецов?
Выходите, рыбари смелые,
На великий новый улов.
Вы, вознёсшие крест Зиждителя
На просторах родной дали,
Помолитесь о нас, строители,
Подвижники Русской земли!
(Любовь Глухова, 1916 год)
«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение»- эта стихира поется на празднике Всех святых, в земле Российской просиявших, который в 2019 году отмечается 30 июня. Службу всем русским святым написал епископ Ковровский Афанасий Сахаров, который и сам был впоследствии причислен к лику святых как исповедник. Святитель Афанасий более 20 лет провёл в сталинских концлагерях. Теперь его святые мощи почивают в древнем Княгинином монастыре города Владимира. Бог привёл меня в паломничестве помолиться в этом монастыре и приложиться к мощам святого Афанасия.
Русские святые. С детства мы чтим и любим преподобного Сергия Радонежского, преподобного Илью Муромца, равноапостольных Ольгу и Владимира, благоверных Александра Невского и Димитрия Донского, священномученика Патриарха Гермогена, святителя Димитрия Ростовского. Понемногу пробуждаясь от беспамятства, начинает русский народ чтить и святого мученика Государя Николая Второго.
Русская Православная Церковь, словно прекрасные плоды, приносит Богу святых, в земле Российской просиявших. Особенно много святых просияло в годы советских гонений на Церковь. Это новомученики и исповедники Российские. На лесповале, в тайге, в концлагерях, на строительстве каналов, в жарких безводных пустынях или на расстрельных полигонах терпели они страдания за Христа. Их миллионы. И в наше время надо ставить памятники или открывать памятные доски не гонителям и мучителям христиан, не Урицкому, Ленину или Сталину, а новомученикам создавать памятные доски, строить в их честь часовни и храмы, называть их именами проспекты, улицы, школы, университеты, посёлки, вокзалы. Почему бы одну из улиц Петербурга не назвать в честь мученика царя Николая или священномученика митрополита Вениамина (Казанского)? Почему бы на железнодорожном вокзале Мурманска, города, основанного в 1916 году, не открыть часовню в честь святого Государя Николая Второго?
Прославлению князя Александра Невского способствовали в разные периоды истории митрополит Кирилл, сын князя, Димитрий Александрович, святитель Макарий, митрополит Московский, Император Петр Первый. Сразу же после кончины началось почитание князя Александра Невского. Мы знаем, что перед кончиной он принял постриг. После смерти, когда тело князя уже было в гробу в храме, произошло чудо. Когда в руку князя хотели вложить разрешительную грамоту, князь, словно живой, сам своей рукой взял грамоту. У гробницы князя совершались исцеления. Первое жизнеописание Невского было написано по повелению его сына, князя Димитрия, и по благословению митрополита Кирилла. Русские люди хорошо понимали, какую великую утрату они понесли. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
Как пишет журнал «Вода живая», Петербург был основан как дом Александра Невского. Почти на том же месте, где святой благоверный князь когда-то разбил шведов, и ровно для того, чтобы та же угроза с запада была предупреждена, чтобы Россия никогда не осталась отрезанной от Балтики, чтобы русское православие не замыкалось в московской культурной обособленности. Когда советская власть украла у Церкви и у России останки князя, сам смысл существования Петербурга был поставлен под вопрос. Зачем нужен город, в котором не почитают его главного святого, который забыл о том, для чего был построен? Но Бог сохранил Петербург, и 3 июня 1989 года, тридцать лет назад, князь вернулся. И городу снова есть ради чего жить. В журнале «Вода живая» из интервью Татьяны Кириллиной с иеромонахом Нектарием (Головковым) мы узнаем о том, как были возвращены Церкви мощи благоверного князя Александра Невского: «Хотя наши цели и задачи противоположны, но сотрудники вашего музея спасли много икон, и за это мы им благодарны». В общем, директор обещал поговорить с тогдашним министром культуры РСФСР. Сказал, чтобы я пришел после 8 марта, когда как раз должен был приехать министр. Я прихожу, директор и говорит: «Вы знаете, министр в порядке исключения разрешил. Но это прецедент — никогда Музей истории религии храмам ничего не передавал. Мы вам отобрали уже 65 единиц хранения, списочек вот посмотрите».
До разговора с директором митрополиту я ничего не говорил — вдруг не получится. Звоню ему, рассказываю, он приглашает приехать в резиденцию на Каменном острове. Приезжаю — и тут владыка говорит: «Попробуй узнать, где у них мощи Александра Невского хранятся. Но осторожно — вдруг они возьмут их и уничтожат!»
После Литургии в Александро-Невском храме я попросил прихожан остаться, потому что хотел совершить молебен, чтобы нам вернули мощи. Очень волновался перед тем, как обратиться снова к директору музея, не нанесу ли я вред. Когда служил молебен, даже плакал от волнения. Но разговор получился доброжелательным — директор признался, что мощи в музее есть, а на мой вопрос, не могут ли они передать их Церкви, ответил: «Знаете, этим обращением вы нас просто опередили. Мы уже думаем об этом». Я предложил Станиславу Алексеевичу встретиться с митрополитом.
Поговорил с владыкой, и мы решили, что митрополиту идти на прием в музей не подобает, надо предложить директору приехать в резиденцию. Директор окончательно сказал, что возражений по мощам нет и что он готов приехать. Как сейчас помню — в одиннадцать утра я встретил Кучинского у резиденции, и мы вместе прошли к митрополиту. Прошли переговоры успешно, они договорились о дате передачи мощей — это было в апреле.
У меня сохранились архивные фотографии тех лет. На одной из них видно: рядом с захоронением Михаила Кутузова стоял стол, на нем находился ковчег. Там же, в стороне, лежали облачения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — они были переданы позже. От епархии нас было несколько человек: владыка пригласил настоятеля Свято-Троицкого храма Александро-Невской лавры протоиерея Игоря Мазура, а я — протоиерея Василия Лесняка, он был моим духовным отцом.
Мощи, которые были изъяты в 1922 году, 3 июня были перенесены в Александро-Невскую лавру».
Совсем по- другому изложена история северных походов Александра на сайте Официального церковного календаря Патриархии ру: «Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими».
Государь Государь Николай Второй и канонизации русских святых
Но особенно благоговейно относился к русским святым последний из Романовых, мученик Государь Николай Второй. По его инициативе был прославлен старец Серафим Саровский, и Государь в 1903 году в Сарове сам лично вместе с Великими Князьями нес на плечах гроб святого Серафима с его мощами. Кстати, после молитв в Сарове через год Бог даровал царской чете Наследника. Надо сказать, что автор жития преподобного Серафима Саровского и летописи Дивеевского монастыря тоже прославлен в лике святых. Это новомученик митрополит Серафим (Чичагов).
Поистине великим событием стало накануне Первой Мировой (Второй Отечественной) войны прославление в лике святых Патриарха Гермогена.
В своем интервью Марине Лев Галина Ананьина, возглавлявшая «Фонд содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену», еще раз отметила, что Император Николай Второй с большим благоговением относился к памяти Патриарха Гермогена:
«Хочу напомнить, что святой страстотерпец Николай II всегда подчеркивал — вольно или невольно — свое особое почтение и благодарность святителю Гермогену. Например, во время подготовительной работы по постановке памятника священномученику мы обнаружили в архивах документ об обращении Государя в Синод с просьбой о прославлении Патриарха Гермогена именно в 1913 году, прямо перед празднованием 300-летия Дома Романовых. И канонизация святителя произошла за 2 недели до официального празднования 300-летия правящей династии. Причем, перед самыми торжествами, посвященными этому событию, Государь проделал путешествие по пути народного ополчения, чтобы таким образом достойно почтить память тех, кто привёл Династию Романовых к власти. Он поклонился праху Минина и Пожарского, в дороге много молился. А когда венценосная семья подъехала к Спасским воротам, чтобы торжественно въехать через них на Красную площадь, то к воротам вынесли множество святых образов: Фёдоровскую, Владимирскую и Казанскую иконы Божией Матери, а также образ Патриарха Гермогена. Первым делом Император подошёл к иконе священномученика, опустился на колени и долго молился. Наверное, просил заступничества святителя для страны, которую тот когда-то отстоял ценой собственной жизни, и для своей семьи, веруя в крепкое молитвенное заступничество святителя за род Романовых. Потом подошёл ко всем остальным иконам. В тот же день, во время службы в Архангельском соборе, Император был благословлён иконой святого Гермогена, а Императрице Александре Фёдоровне, Великим княжнам и наследнику Престола — цесаревичу Алексию были подарены иконы с изображением только что прославленного в лике святых Патриарха. Раку же святителя Гермогена украсили резным перламутровым образом. Тогда же в честь особого почтения над ракою Патриарха в Успенском соборе установили шатер».
Слава Богу, в честь столетия прославления патриарха Гермогена в Москве у стен Кремля был установлен памятник, который торжественно освятил в 2013 году Патриарх Кирилл.
Однако грустное зрелище предстало бы перед глазами Государя Николая Второго, если бы он посетил основанный им в 1916 году город Мурманск. В районе Северное Нагорное, заселённом русскими людьми, он не увидел бы ни одного православного храма. Зато в 2008 году здесь был построен каменный католический храм на 1000 мест. Нет православного храма в этом районе Мурманска. Отложен на неизвестный срок и проект строительства Преображенского кафедрального собора в центре Мурманска. Хотя и не военная, но духовная экспансия католичества в Мурманске явно заглушает ростки Православия.
Натиск западных конфессий на Мурман, постройка огромного католического храма, презрение к русской истории, русским святым. Что делать? Только молитвы Богу и к основателю города, царю Николаю Второму может помочь Мурману, а также и восстановление почитания святого Трифона. Обычной человеческой помощи ждать уже не приходится.
«Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров.
Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита.
Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства», — говорилось в благодарственном слове архиерея.
Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Но в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».
В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.
Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского» (сайт Православие ру).
Надеюсь, что православные издательства обратят внимание на труд новомученика Никодима Белгородского «Архангельский патерик» и другие его книги и начнут их издавать. Уверена, читателей будет достаточно. Мы любим русских святых и молимся им. Их молитвами спасается Россия.