русь советская есенин год написания
Краткий анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану
1.История создания
В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.
В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.
Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.
Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистическом ключе.
Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.
3. Род
Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.
Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.
При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.
4. Жанр
Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.
Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.
5. Проблематика
Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.
Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.
6. Тематика
Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).
Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.
Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.
Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.
8. Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.
9. Система образов
Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.
«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.
Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.
Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».
Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.
Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.
Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.
«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».
Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».
У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.
11. Лирический герой
Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.
Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
13. Композиция
Композиция произведения линейная, трёхчастная.
14. Художественные особенности
Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.
Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.
Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.
В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.
Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.
17. Значение произведения
Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.
18. Актуальность
Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.
Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.
19. Моё отношение
Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.
Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щёки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как тёлки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Будённом,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его — и этак и раз-этак, —
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клёны морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идёт крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Весёлым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам её в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Русь советская
Печатается по наб. экз. (вырезка из Стр. сов.) с исправлением в ст. 85 («Когда на всей планете» вместо «Когда во всей планете») по всем остальным источникам. Датируется по Собр. ст., 2, где помечено 1924 г.
27 декабря 1924 года Г.А.Бениславская писала Есенину из Константинова: «Читала я Вашим стихи. Матери очень понравилась „Русь советская“, всё, говорит, так, как есть, и другие наросли и „жись“ вся. Отцу же все Ваши последние стихи нравятся: „Хорошо стал писать. “» (Письма, 263).
«Вдохновенно, горячо, с изысканным мастерством бросал он в черепа слушателей стих за стихом.
— Я дам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры никому не дам
Это красиво, а как поскоблишь, вскроется ложь: ведь душа поэта и есть его лира. Раз эту лиру, то, чем живешь, прячешь глубоко и только для себя, что же отдаешь ты Октябрю? Пустоту и больше ничего.
Поэт Есенин отделяет поэзию от жизни, отрывается от борьбы, приходит в страх от мысли, что надо служить массам. Он становится „ненужным“ и сам сознается в этом, иначе не кричал бы он во все свое босяцкое горло:
— В своей стране я словно иностранец!
Однако нельзя же всей спиной отворачиваться от жизни. Самые смелые странники не решились бы на это. Поэтому надо бросить в напряженные головы слушателей подкупающее признание:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Красиво сложен этот стих, вдобавок можно всерьез подумать, что тут целое отречение от старого. Но это не так. Есенин „ни в чьих глазах не находит приют“ потому, что он опирается на самый безнадежный социальный слой, на среду босяков, проституток и дряблой части интеллигенции» (газ. «Труд», Баку, 1924, 5 октября, № 224; подпись: Циклоп; псевдоним не раскрыт).
В.А.Мануйлов, слушавший Есенина в тот вечер, запомнил один из штрихов авторского чтения: «Когда же речь шла о Демьяне Бедном, Есенин иной раз с подчеркнутым лукавством особо выделял псевдоним „Бедный“, превращая его в эпитет » (Восп., 2, 181).
С.П.Постников начал свою рецензию на IV-VIII книжки Кр. нови (1924 года) такими словами: «Когда рассматриваешь книжки журнала, всегда хочется найти такую вещь, которая была бы безусловно хороша, которая бы сама за себя говорила; достаточно указать на нее читателю без всякой похвалы, и он воспримет ее как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение. Такой вещью в лежащих передо мною книжках „Красной Нови“ являются стихи Есенина. Когда снова перелистываю я эти книжки, перечитываю отдельные отрывки из рассказов и повестей, то невольно опять и опять возвращаюсь к Есенину. Судите сами. Вот отрывок из стихов его „Русь советская“ » (журн. «Воля России», Прага, 1925, III, с. 164). И далее: «Есенин называет себя „российским скандальным пиитом“. Для нас в этом нет ничего нового. В русских людях, и особенно талантливых, скандального элемента всегда было много. У Есенина этот элемент носит вполне современный характер: он дебоширует в голодные годы в различных „стойлах“ поэтов, ночью бегает по Москве с ведром краски и переименовывает старые улицы на Есенинские и Мариенгофа; но ему мало Москвы: он скандалит вместе с Дункан по Европе и Америке с тем, чтобы возвратиться на село и сесть с поклоном на деревенскую скамью. Хорошо, если и реакция на это озорство тоже будет русская, т.е. муза его станет глубже и проникновеннее. Так, по крайней мере, было всегда у русских» (там же, с. 166).
Напротив, несколько саркастических слов в связи с «Русью советской» тогда же обронила З.Н.Гиппиус: «. Есенин, в похмельи, еще бормочет насчет „октября“, но уж без прежнего „вздыба“. „Кудри повылезли“, и он патетически восклицает: живите, пойте, юные!» (газ. «Последние новости», Париж, 1925, 22 февраля, № 1482; подпись: Антон Крайний).
Не обошла поэму Есенина своим вниманием и советская сатира: «. „пиит“ (старенькое слово, специально для рифмы пущенное!) сетует: „И некому мне шляпой поклониться“. А вы бы, товарищ Есенин, попробовали головой кланяться!» (журн. «Крокодил», М., 1924, № 101, с. 6, без подписи; рубрика «Вилы в бок»). Со слов В.А.Мануйлова известна реакция Есенина (сентябрь 1924 года) на подобную же претензию В.Л.Львова-Рогачевского: «Этот педант уверял меня, что шляпой никто не кланяется, кланяются, мол, только головой. Не понял он, что тут все в этой шляпе!» (Восп., 2, 173).
Свежий советский ветер опахнул большую творческую душу Есенина, изболевшую, искалеченную кабацким надрывом.
И в струях этого ветра омылось чудесное дарование Есенина, зазвенело новыми песнями.
И напрасно Есенин утверждает, что „октябрю и маю“ он „лиры милой“ не отдаст.
Он уже отдал ее, сам того не замечая» (Бак. раб., 1924, 25 декабря, № 294; выделено автором).
Новгородским удалым молодцом по прозванию Васька Буслаевич проходит жизненный путь поэт С.Есенин. В свое время пошутил он достаточно шуточек немалых и так же, как Васька, почуял необходимость свою „душу спасать“, прощенья просить. Оказалось, только не у кого просить ему прощенья, и ходит он нераскаянным грешником, пока не найдет какой-нибудь камень „мал-невелик“, где бы разбить свою голову.
Стихи Есенина 24-го года говорят о том, что какой-то камень поэту подвернулся. Вполне осознав, что у него „не осталось любви ни к деревне, ни к городу“, Есенин хочет заняться воспеванием своей особенной части земли, с „названьем кратким Русь“. Окажется ли эта Русь проклятым камнем, лежащим при новой дороге, покажет будущее» (ПиР, 1925, № 7, октябрь-ноябрь, с. 121-122).
Есть сведения и о других его поездках в родное село в 1921-1922 годах.
История создания
Сергей Есенин воспринял перемены в стране с оптимизмом. Он с надеждой ждал Октябрьскую революцию. Поэт был выходцем из села, поэтому хорошо знал, как тяжело жить деревенским людям. Есенин уехал жить в Москву, что позволило ему реализовать свой творческий дар. Но его сердце всегда переживало за сельских жителей.
В 1924 году Есенин вернулся в родное село Константиново. Там его ждало разочарование. Местные жители полностью поддались влиянию новой идеологии. Поэт же начал понимать недостатки этого режима. Он знал, что пролетариату придется вытерпеть немало испытаний. Даже в селе его преследовали агитационные плакаты.
В 1924 году Есенин написал стихотворение. В нем он выплеснул свои эмоции. Грустное произведение рассказывало об одиночестве, неизбежности перемен и возвращении на родину, где никто уже не рад появлению поэта.
«Русь Советская» — не единственная работа Сергея Александровича, которая посвящалась переменам в стране. Анализ «Возвращения на родину» Есенина позволяет выделить главную идею текста — даже в местах, где человек провел детство, он может стать чужим. Такие изменения тяжело воспринимать.
Анализ «Руси уходящей» Есенина показывает отношение поэта к новому режиму. С одной стороны, он видел много негативных перемен, с другой — поэт знал, что возвращение прежнего строя принесет больше проблем.
Краткое содержание
Лирический герой восемь лет не приезжал в родные края. Но стоило ему вернуться, как его постигло разочарование. Не осталось никого, кто был бы рад его приезду. Село опустело, и даже мельница перестала работать. От отчего дома ничего не осталось, только зола.
В селе живут люди, они активно занимаются своими делами. Но никому из них нет дела до героя. Ему начинает казаться, что все воспоминания о родине являются лишь сном, он чужой в этих краях. Но герой был известным поэтом — только этот факт делает село знаменитым. Сердце его подсказывает один выход: не стоит злиться, ведь жизнь продолжается, и в селе просто появилось новое поколение людей.
Лирический герой обращается к родине. Он подчеркивает, каким он стал смешным, а язык у односельчан словно иностранный. У церкви люди собирались обсуждать свою жизнь, вечером красноармеец поведал об отбитии Перекопа. С горы в это время спускается крестьянский комсомол, который старательно поет песни Бедного.
Лирический герой понял, что ему придется смириться с происходящим. Он принимает новое общество, но не готов отдать ему свою лиру. Что бы ни случилось, поэт всегда будет воспевать Русь в своих стихотворениях.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре лирики, поскольку в нем на первом плане находятся переживания героя. Поэт детально описывал жителей села, что позволило ему лучше выразить свои чувства. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
Стих Есенина посвящен общественным переменам. Сергей Александрович показал, что не всегда изменения приводят к хорошим результатам. Но если им нельзя противостоять, тогда остается только смириться.
При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:
Художественную ценность работ Сергея Александровича сложно переоценить. Он много писал о судьбе русской деревни, восхищался родными краями и природой.
Если сделать анализ «Руси Советской» Есенина, то можно выделить главную мысль стихотворения — перемены неизбежны и их нужно принимать.
Русь советская есенин год написания
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.
С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.