русь которую мы потеряли
Великая дохристианская Русь, которую мы потеряли?
Великая дохристианская Русь, которую мы потеряли?
Еще один миф неоязычников — «миф о золотом веке» язычества в древней Руси. Что будто бы до крещения ее у наших предков была великая цивилизация, успехи, победы, свершения, а христианство будто бы принесло черные времена деградации для нашего народа, длящиеся уже 1025 лет. Поскольку у обывателя нет ровным счетом никаких знаний о дохристианской Руси, то вешать слушателям лапшу на уши и выдавать за исторические факты разное славянское фэнтези можно совершенно невозбранно. После примера с «православием» мы уже поняли, что неоязычники — это самые доверчивые люди на планете. Они верят чему угодно, не спрашивая доказательств, не проверяя аргументы и даже не задумываясь.
Но вот здесь давайте все-таки задумаемся. Если бы в языческий период у Руси было что-то великое, от него бы остались свидетельства. Не только письменные, но и археологические. Например, в древнем Египте была великая цивилизация, и как бы потомки древних египтян не опустились впоследствии, как бы ни прозябали они под гнетом различных оккупантов более двух тысяч лет, величие их древности и поныне очевидно всякому — пирамиды не спрячешь. То же самое с греками и римлянами — эти земли буквально усеяны монументальными свидетельствами былого величия живших здесь народов. А от дохристианской Руси ничего не осталось, поскольку оставаться было нечему. Все древние постройки, сохранившиеся до нас от времен наших далеких предков — это христианские храмы.
А от дохристианских времен археология доносит до нас обычные бытовые предметы — посуду, женские украшения, мечи, монеты других стран (так как собственные чеканить не могли) — то есть, все то же самое, что находят при раскопках поселений любых других древних малоразвитых народов.
Некоторые язычники говорят, что эта древняя славянская цивилизация будто бы была велика и без всяких монументальных построек, что их не было потому, что наши предки жили в гармонии с природой. Ну, собственно, если жить в лесу в гармонии с природой, то и цивилизации уже не будет, это хорошо понимают современные неоязычники, которые, не смотря на весь свой экологический пафос, почему-то продолжают жить в городах и на природу выезжают только чтобы пофотографироваться, поплясать вокруг идола и попрыгать через костер. Почему-то никто из них не спешит на собственном примере показать, каких высот цивилизации можно достичь, живя в лесу в гармонии с природой.
Вспомним Великую Орду — кочевники-монголы в отличие от древних египтян, греков и римлян монументальных памятников по себе не оставили. Но их величие также невозможно утаить — от Европы до Китая, и от Руси до Арабского халифата огромное множество народов свидетельствуют о завоеваниях средневековых монголов. Если же мы посмотрим на то, что писали про наших дохристианских предков соседние народы, то никаких особых свершений не увидим, кроме победы над хазарами и нескольких разбойных набегов на Византию, которые можно найти и в активе других древних малоразвитых народов, время от времени беспокоивших большие империи.
Из наших же летописей известны не только победы, но и большие поражения наших предков в войнах с византийцами 941–944 и 970–971 годов. А из рассказов свидетелей из других народов известно, в каком ужасном положении были наши предки в более отдаленные времена, когда находились под игом аваров. «Хроника Фредегара», написанная в VII веке, сообщает, что авары «каждый год приходили зимовать к славянам, брали жен славян и дочерей их к себе на ложе; сверх притеснений славяне платили им дань»[23]. Об этих унижениях сохранилась память и у древнерусских летописцев: «бывало когда поедет обрин (то есть, авар), то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти его»[24]. Таковы были реалии жизни наших предков, когда они чтили славянских богов.
В 965 году Святославу в союзе с печенегами и гузами удалось победить хазар и избавить вятичей от дани, которую они должны были выплачивать хазарам. Да, это победа, но она свидетельствует о том, что если ранее приходилось выплачивать дань, то, значит, до того было сильное поражение от хазар, и зависимость от них. В то же время, имея многих внешних врагов, славянские племена воевали и друг с другом, например, поляне воевали с древлянами в 883, 914 и 945 годы.
Только после принятия христианства различные племена и народы, проживающие на территории Руси, соединились в единый русский этнос. Только после принятия христианства русские получили ту великую державу, которая является самой большой по территории в мире. Именно христианство дало нам письменность, литературу, архитектуру, музыку.
Храм Покрова на Нерли, XII век.
В университетах всего мира изучают русских писателей — среди которых все поголовно были крещеными в Православии. Во всем мире знают великих русских композиторов — которые, опять же, все были крещены в Православии. Если к неоязычнику приедет гость-иностранец, и попросит показать ему памятники русской старины, то все, что он сможет показать — это христианские храмы и монастыри, построенные нашими предками. Не поведет же он показывать ему вырезанные вчера из чурок перуны, ярилы и свароги, свастики и вышиванки — весь это неоязыческий новодел, никакого отношения к нашей истории не имеющий.
Современное капище неоязычников.
Если любому неоязычнику задать вопрос: назови десять имен великих русских людей, оказавших влияние на историю, то он не сможет этого сделать, не назвав имена христиан. Да не то что десяти, но даже пяти имен великих русских язычников, которых бы знали все, не наберется. А вот в случае с христианами, наберется не то что десять, а сто имен, известных не только в России, но и в других странах мира. Это потому что реальная, а не фэнтезийная история России и реальное величие русского народа состоялось под знаменем Христа. Наши великие победы и достижения приходятся именно на тот период после крещения Руси, который неоязычники объявляют деградацией и стремятся вычеркнуть.
Вот и получается, что под лозунгами любви к своему народу неоязычники заставляют отвернуться и возненавидеть реальную историю величия нашего народа. Именно православное христианство дало русскому народу силу выстоять и победить множество сильнейших врагов, приходивших на наши земли, а в результате отдававших свои.
А о том, какова судьба постигла тех славян, которые долго оставались в язычестве, можно видеть на примере западных славян, еще и в XII веке чтивших «родных богов». Они не смогли ни отстоять свою независимость, ни сохранить свою культуру, ни даже просто численность. 50 000 современных лужичан — это жалкие остатки того огромного славянского населения Западной Европы, которое некогда подчинили себе германские племена. И это последняя славянская народность данного региона, которая хоть как-то сохранилась, а прочие были просто ассимилированы немцами.
Зададимся вопросом: кому выгодно под видом неоязычества оторвать русских от той веры Христовой, которая и давала силу их предкам пережить все мрачные времена нашествий и выйти победителями?
Читайте также
РУСЬ Русь моя — грусть моя, песня седая, Ты и убитая будешь Святая! Ты и распятая, все же красавица. Даже в обугленной что-то останется, Даже в расстрелянной что-то шевелится, Даже в утопленной кто-то надеется, Даже в оглушенной что-то виднеется, Даже в опущенной кто-то
Россия, которую мы не потеряли
Россия, которую мы не потеряли В жизни есть люди, обстоятельства и места, которые нас меняют порой до неузнаваемости.Хочу рассказать о другом. О том, что запало в душу…Сначала о быте, а как без него. Перед спешной командировкой в Саратов я забыла снять развешанное во дворе
3) Они потеряли Божьи благословения (6:7,8)
3) Они потеряли Божьи благословения (6:7,8) Автор завершает свое пасторское наставление яркой метафорой из сельскохозяйственной тематики, связанной, по–видимому, с известными текстами Ветхого Завета. Например, во Втор. 29:18–28 описана судьба тех, «которых сердце уклонилось
Моя Русь
Моя Русь 1 Тишь лесной дороги. Рядом – ни души. Ёлки – недотроги Шепчутся в тиши. С неба каплет влага — Животворный сок. В глубине оврага Плещет ручеёк. Ласковые струи Пляшут на песке, Ноги мне целуют И бегут к реке… Заживут болячки! Встретив здесь зарю, О судьбе не
Как люди потеряли знание (Рим. 1:21–23)
Как люди потеряли знание (Рим. 1:21–23) 21 Но как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный
Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский
Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Христос отвлекает мысль самарянки от простой воды к
7. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. 8. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. 9. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог
7. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. 8. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. 9. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и
Люди потеряли терпение
Люди потеряли терпение — Геронда, почему у нас сегодня нет терпения? — Все, что сегодня происходит, людям не на пользу. Прежде и жизнь была умиротворенной и сами люди были умиротворенными, очень выносливыми — способными терпеть. Сегодня вся эта вошедшая в мир спешка
Глава XIII Израиль, Великая Степь, Русь и Европа
Глава XIII Израиль, Великая Степь, Русь и Европа Начав свое земное служение, Иисус Христос стал осторожно проповедовать о Царствии Небесном, как недоступной области божественного духа, куда фарисейский дух не может проникнуть ни обманом, ни соблазнами. В проповедях Иисуса
Дохристианская эпоха
Дохристианская эпоха (В книге хронологические ряды даны параллельно, но в fb2 такая таблица не прочитается, поэтому 2 столбца таблицы даны один за другим постранично: Еврейский народ — Другие народы. — Прим. автора fb2)Еврейский народСер. — 2-я пол. XIII в. Исход евреев из
РУСЬ Русь моя — грусть моя, песня седая, Ты и убитая будешь Святая! Ты и распятая, все же красавица. Даже в обугленной что-то останется, Даже в расстрелянной что-то шевелится, Даже в утопленной кто-то надеется, Даже в оглушенной что-то виднеется, Даже в опущенной кто-то
Ведическая языческая Русь, которую мы потеряли
У современных неоязычников вследствие полного пренебрежения ко всякой науке (особенно истории), существуют навязчивые ностальгические фантазии о Великой древней Руси, которая имела супертехнологии, письменность, суперкультуру и сверхнауку. Все это коварно уничтожили вместе с 9 миллионами невинно убиенными могучими славянскими ариями злые, хитрые и слабые «толстые попы на мерседесах» (вообще-то все население Руси в X в. ок. 8,5 млн. человек).[1]
Ну а если предположить, что каким-то чудесным образом «могучая» языческая Русь сохранилась бы до наших дней. Что мы могли бы сейчас увидеть? Скорее всего не было бы нормального календаря. [2] Даже обычной недели не было бы, а была бы полноценная рабочая девятидневка (см. у инглингов). У некоторых родноверов — неадекватов предлагается вместо 4-х целых три времени года и 9-ти месячный год![3]
Вполне себе легально существовали бы человеческие жертвоприношения. Ведь это же было в древнем язычестве! Вот что пишет Повесть временных лет: «В год 6491 (983). «Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. … И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам»». [4]
Все историки, как древние, например, византийский Лев Диакон (X век), арабский путешественник Ибн Фадлан (X век), так и отечественные, например, Н.М. Карамзин, Б.А. Рыбаков и др. однозначно утверждают наличие кровавых человеческих жертв у славянских языческих племен. По словам Е.В. Аничкова, лишь только христианство упразднило человеческие жертвоприношения у древних язычников-славян. [5]
Археология подтверждает эти данные. Еще до распада СССР археологи И.П. Русанова и Б.А. Тимощук завершили раскопки языческих культовых центров на реке Збруч в Прикарпатье, куда, по некоторым данным, бежали языческие киевские жрецы после 989 года. «Ученые были поражены, обнаружив там настоящие хранилища расчлененных человеческих останков, принадлежавших людям всех возрастов. Особенно шокировал факт, что жрецы приносили в жертву богам новорожденных младенцев». [6]
Собственно говоря, и в практике современных неоязычников не отрицается возможность совершения подобного рода кровавых обрядов. Притом в печатной продукции современных родноверов в качестве жертв указываются христиане. [7] На сейчас недоступном сайте язычника Ярослава Добролюбова «Славянское язычество» можно было встретить такие заметки относительно «славянских обрядов»: «Купала. Кресень (июнь), 23. Сегодня праздник Летнего солнцестояния и человеческого жертвоприношения подводному хозяину Ящеру (Яше). …. «Перунов день. Червень (Июль), 20. Это праздник в честь Великого Громовника Перуна. Сегодня человеческая жертва, выбираемая загодя (12 июля). Так же приносят в жертву быков, и едят их на пире». [8] О необходимости принесении жертв Перуну в месяце июле (Червень) говорят все неоязыческие «славянские» календари. [9]
В ведической Индии, которая близка отечественным неоязычникам, например, по кастовому устройству общества, несмотря на усилия правительства, до сих пор встречаются случаи человеческих жертвоприношений.[10] В более смягченной форме современные «славянские язычники» предлагают вместо людей приносить в жертву своим богам животных. [11] Но и такие практики явно не добавляют оптимизма, поскольку жить в обществе, где все время нужно не понятно зачем кого-то резать не очень приятно.
Рождаемость в таком обществе навряд ли была бы большой. Это связано с распространенностью в язычестве культов плодородия и связанных с ними половой распущенностью. Как отмечают современные авторы, «именно блуд, половая распущенность лежит в основе всех языческих культов». Фактически неоязычники при проведении своих праздников и обрядов (например, Купала), будут пропагандировать блуд и «свальный грех». [12] Как показывает история языческих государств, это никак не способствует созданию крепких семей и многодетности.[13] Учитывая нетерпимость неоязычников к иным религиозным традициям, прежде всего к христианству и исламу, к другим народам, то долго такое государство не протянуло бы.
С заботой о подрастающем поколении и о стариках у славянской ведической Руси были бы немалые проблемы. Как показывает житие святителя Леонтия Ростовского (†1073), древних язычников не особо заботило образование и жизнь их детей. Дети для язычника, пока они не подросли и не помогают в добыче пропитания — обуза. Такое же отношение было и к старикам (проецируем на пенсионеров). Именно детей и стариков приходивших к нему кормил кутьей святитель Леонтий, т.к. языческим родственникам было на них наплевать.
Из Жития св. Леонтия: святитель был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он угощал их вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры (см. здесь). » и начаша сбиратися к нему тамо множдайшия народе, не токмо младенце, но и старцы, и обращающихся крещаше ту, во имя Отца и Сына и Стого Духа” (ссылка).
С наукой и прогрессом тоже все понятно. Озар Ворон (Л.Р. Прозоров) все уже объяснил: «Либо ты веришь в прогресс – либо исповедуешь культ предков. Тут уж одно из двух. Прогрессизм и язычество — несовместимы».[14] Вообще-то если почитать неоязычников и их истории про «светлых» предков ариев, то невольно обращаешь взгляд к языческой Индии. Но и там волшебные «ртутные двигатели» для виман и вайтман никак не сделают (виманы и ватманы это типа такие НЛО на которых языческие боги летали и, по А. Хиневичу, древние святорусы).[15] Двигатели индусы до сих пор покупают в основном в США — Pratt & Whitney и в России[16]. Так что Русь ведическая существовала бы по принципу: «живу в лесу, молюсь колесу (коловрату)».
Письмо бы у нас было бы узелковое или руническое (256 рун), или мозговыносная всеясветная грамота из 147 букв для простых и 1254 для продвинутых (посвящённых) неоязычников. В лучшем случае было бы письмо на основе славянских 49 букв (заметим – в церковно-славянском языке – 40 букв)[17]. Так что с борьбой за грамотность и доступной литературой у ведической Руси будут проблемы.
Теперь немного о нравах и культуре
Сравним так сказать культурно-гигиенические особенности древних славянских язычников и попробуем это перенести в современное время. Сошлемся на нехристианский источник, как нейтральный для неоязычников (ибо в России естественно попы сидя в своих мерседесах все подделали-))). В «Записке» Ахмеда Ибн-Фадлана (ок. 921-922 гг.) находим о русах-язычниках такое: «Они грязнейшие из тварей Аллаха, – (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы»[18]. О половой распущенности славян-язычников уже упоминали, поэтому пропускаем.
Далее: «И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но (все это) делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней» (Там же).
Приятное зрелище? Неужели такое возможно и сейчас? Вполне, если мы посмотрим на современную и любимую неоязычниками Индию. Там очень своеобразное отношение к вопросам гигиены у язычников – индуистов. Во-первых, Индия — это страна с большими проблемами в плане санитарии и гигиены. В Индии распространены практически не поддающихся лечению антибиотиками больничные инфекции.
Согласно подсчетам правительства страны, «более миллиарда людей в настоящее время справляют нужду на улице, что способствует распространению заразных заболеваний». Более половины жителей Индии, несмотря на усилия властей, просто не имеют доступа к уборным. Была введена даже программа, когда вместо оправления естественной нужды на улице, правительство выплачивает 1 рупий за посещение общественного туалета[19]. Но особого успеха пока не видно…
Может быть проблема в бедности населения? Нет, проблема в культурном коде, который закладывается в первую очередь религиозным мировоззрением. Вот что пишет по этому поводу специалист востоковед: «В Индии тоже интересная история. В Малабаре христианские кварталы — это чистые кварталы европейского типа. Так, например, выглядит город Тривандрум, там нет мусора на улицах. И граница между индийским и христианским кварталами — это граница между чистым и грязным отрезком. Эпидемиологическая обстановка в индусских кварталах очень сложная, там постоянно объявляется красный уровень тревоги. А в христианских кварталах все по-другому. И это вызывает трения между людьми. Индийцы начинают маргинализировать христианскую группу, говоря, что те неправильно живут».[20]
Так, что скорее всего и в ведической Руси светлые потомки ариев гадили бы на улицах и возмущались теми, кто так не делает. Вот оно светлое будущее всех родноверов и почитателей славянских богов!
Наводит на размышления. Как после такого не уважать наше истинно родное Православие?
P.S. еще один вариант истории Руси, если сохранилось бы язычество. См.: Если бы Русь осталась языческой. + Еще — см. Великая дохристианская Русь, которую мы потеряли? Как разговаривали наши предки в Х веке? (Тоже ничего хорошего!)
Примечания:
[1] Максимов Г., свящ. ОГНЕМ И МЕЧОМ? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси // https://pravoslavie.ru/80926.html; По статистике о количестве населения: Гераськин Ю. Было ли «кровавым» Крещение Руси? // https://stavroskrest.ru/content/bylo-li-krovavym-kreshchenie-rusi
[2] «Дошедшие до нас скудные сведения о древних дохристианских славянских календарях фрагментарны, весьма путаны, во многом противоречивы. ….. Потому никакой полностью достоверной реконструкции хотя бы одного древнего славянского календаря нет — большая часть сведений о них утрачена безвозвратно. То, что преподносится сейчас как некий «истинный древний славянский календарь», всегда смесь некоторых дошедших до нас в разной степени достоверных исторических сведений и собственной богатой фантазии очередного «исторического реконструктора». (http://www.recippes.ru/articles/sc-slavianskii-iazychieskii-kaliendar-slavianskiie-iazychieskiie-prazdniki/).
[4] Цит. по: Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990. С.60-61.
[5] Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Академический Проект, 2009. С.523.
[10] В Индии в жертву богам плодородия принесена семилетняя девочка // http://pitanov.livejournal.com/681253.html
[12] См.: Кураев А., диак., Виталий (Уткин), иером. Трудно быть русским. Россия и новое язычество.
Россия, которую мы потеряли
Ня! Это хорошая статья. Нам она нравится такой, какая она есть. Поэтому мы доверяем право сделать её ещё лучше только проверенным людям. Редактировать эту статью не могут анонимы и новички. |
« | Оплавляются свечи На старинный паркет, И стекает на плечи Серебро с эполет. | » |
— Владимир Высоцкий, «Оплавляются свечи на старинный паркет…» |
Не только багеты с эполетами
Царская Россия — воистину неистощимый сеттинг! Особенно после развала СССР, когда возвращаться к корням стало модно. Ностальгию по царской России часто ещё называют «хрустом французской булки» [1] — по цитате из попсовой песенки Виктора Пеленягрэ, известной в исполнении группы «Белый орёл»:
« | Балы, красавицы, лакеи, юнкера, И вальсы Шуберта, и хруст французской булки, Любовь, шампанское, закаты, переулки, Как упоительны в России вечера! | » |
— Виктор Пеленягрэ |
Ну и вообще — дамы в длинных платьях с корсетами, офицеры в красивых мундирах с погонами и эполетами, «ах позвольте-с» да «покорнейше прошу прощения», «превосходительства» да «святейшества» — атмосферненько же!
И даже русская челядь жила в красиво украшенных избах, а по праздникам носила кокошники и повойники с жемчугом, в то время как французские агрикультёрс жили в неудобных, простеньких мазанках и носили лохмотья (правда, небольшое разнообразие вносили сабо и шляпы из соломы или войлока). (На самом деле кокошники и повойники с жемчугом — по большей части выдумка стиля «а ля рюс». Их могли носить какие-нибудь актрисы крепостных театров, изображающие сцены из народной жизни и древнерусских времён, но не крепостные в реальной жизни).
Содержание
В советском кино
Поскольку открыто восхвалять оголтелый царизм™ в Советском Союзе было как-то не комильфо, то в царской России или всё было плохо — это не наш случай, или она была блеклым фоном для, собственно, действия. Война 1812 года — вполне ок, тут не до балов на вощёном паркете. «Гусарская баллада» — тоже как-то не совсем про то.
В общем, этот троп не про советский взгляд на царскую Россию, а про то, что было потом.
В наши дни
Когда любить царскую Россию стало можно, всплыла куча её обожателей. И в 1913 году всё было офигенно, и холопы знали своё место, и вообще, зачем большевики расстреляли Николая II?!
Россия, которую мы потеряли — это царская Россия сквозь розовые очки. Все женщины безумно целомудренны, все мужчины бесконечно благородны, все говорят «извольте-с» [2] и пишут с ятями и твёрдыми знаками. Царская Россия в её глянцевом, отбеленном виде для нас — это блестящие царские офицеры, щелчки каблуков, золото эполет, шпаги, дуэли. Это дамы в шляпках или, в крайнем случае, с веерами. Это дворцы Питера (ну или, на крайняк, Ливадии), балы, драгоценности, те самые вальсы Шуберта.
В той России были Чехов, Толстой, Достоевский, Чайковский. Валютой тогда был золотой червонец. Но вот большинство населения было крестьянами, при этом многие из них никогда не ели досыта (и не могли оценить творения классиков по причине неграмотности).
Пятиминутка реальности
« | Как известно, в 1861 году в той потерянной нами стране номинально было отменено крепостное право. А спустя два года, в 1863 году, в Лондоне открылась первая в мире линия метро. | » |
— Луркоморье |
Первое — царская Россия была очень разной в разные эпохи, нужно всегда держать в уме примерный год событий, классический хруст французской булки это от Екатерины II (с началом правления в 1762) до Николая II (и революции 1917-го).
Второе — каждый троп, пришедший к нам, подаёт мир через взгляд тех, кто его наблюдал, и современный человек может легко не понять, что считали нормой/идеалом те кто хвалили, и ругали Россию тех лет.
Что оставалось на том же уровне
Общие пункты для этой эпохи:
Что менялось
Выводы
В принципе, можно найти и обосновать некое сочетание описанных выше подходов: блеск и нищета, да. Это более приближено к реальности (и вызывает глухое ожидание перемен — какими бы они ни были, совсем как в песне в видео наверху: «пусть былое уходит, пусть придёт что-нибудь»), но не является предметом описания данного тропа.
Тут мы царской Россией восхищаемся, говорим о ней с придыханием, её отрицательных сторон не замечаем, хотя недостатки вокруг себя ругмя ругаем.
То же самое, но про СССР называется светлое советское прошлое. Инверсия тропа, характерная для СССР же — застенки царизма. Любой период в истории России глазами иностранцев, скорее всего, не обойдётся без клюквы. То же самое, что здесь, но без привязки к месту — старые добрые времена. Ещё один троп без привязки к месту — королевства — хорошо, а республики — плохо. Несколько похожая декадентская эстетика «страны, которую мы навсегда потеряли» — сеттинг начала «Унесённых ветром».