русь изначальная волхв и боги
Восстания волхвов
Мятежи волхвов (языческих жрецов, которые общаются с богами и проводят обряды) и смердов стали очевидной реакцией на новые правила навязанные Руси князем Владимиром. Христианство прививалась народу огнем и мечом: путем убийств, разорением мест поклонения и запрещением старых обрядов. В это и приводило к периодическим восстаниям.
Крещение Руси
Это обширное событие, предпринятое Владимиром Святославовичем, является важной частью истории, ведь с этого момента кардинально изменяется жизненный уклад, ведь очень часто, традиции и религия очень тесно переплетены.
Но все же стоит кратко изложить те причины, что сподвигли Владимира к изменению религии фактически на национальном уровне.
Главной, является та, что христианство дает большую власть. Ибо как минимум заповедь апостола Павела: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» понравилась Владимиру. Далее, любой неурожай можно счесть за то, что люди грешны, и это якобы является карой Божьей. Смиренность, что также является частью христианства была удобна для правящей верхушки, ибо смирены должны были быть простые люди, крестьяне.
Но так как народ не был согласен с этим, ведь продолжал рьяно верить в языческих богов, были предприняты крайне жестокие и негуманные способы «окрестить» население. И не стыдился почти что никто, ведь Владимир и его подручные были готовы на все, дабы эту власть получить.
Отсюда и исходят выступления волхвов, но несмотря на это, смердь шла на мятеж из-за крепнущего феодализма, который был введен почти одновременно с христианством. Волхвы были лишь лидерами движений.
Иванов Сергей Васильевич. Князь Глеб убивает волхва
Суздальское выступление 1024 года
Первое восстание началось в Суздале. Вызвано оно было голодом. Конечно, голод, это не редкость, но, мятеж был поднят из-за того, что не все население голодало. В повести временных лет, откуда в принципе взята информация о данных событиях, пишется: «В тот же год восстали волхвы в Суздале; по дьявольскому наущению и бесовскому действию избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стран.»
Этот мятеж всколыхнул верхушку, в том числе и князя Ярослава Мудрого, что сконцентрировал все свое внимание на Суздаль. Он отправил свою дружину туда, для того чтобы справится с бунтом.
Восстание в Суздали является самым известным и крупным, но о нем мало известно ибо летописание не было так хорошо развито на тот момент
Выступление в Новгороде 1071 года
Сперва нужно сказать, что дата 1071 год неверная, известные исследователи летописей А. А. Шахматов и М. Д. Приселков, смогли доказать, что бунты происходили между 1066 и 1069 годом.
Новгород – второй по величине и влиятельности город на Руси после Киева. Он лучше сохранил старые традиции и религию, поэтому простой люд и «простая чадь» противились христианству и киевской власти, что пыталась взять поборы и назначить в городе свою дружину. Поэтому, существует предание, которое правда записано в более поздней летописи, о двух воеводах Владимира Святополка – Добрыне и Путяти, что жестокими методами окрещали новгородцев.
Таким образом началась смута, но Глеб не растерялся, спрятал топор под плащ, и подойдя к волхву зарубил его. Люди разошлись и на этом кончился мятеж в Новгороде.
Миниатюра Радзивилловской летописи. Казнь волхва.
Восстания в Ростове и Белоозере 1071 года
Бунт начался в Ростовской области в Суздаля. Причина его была такая же, как и в 1024 году, т.е. пища, спрятанная «старой чадью» или же повозниками, что привозили дань. Смердь под предводительством волхвов отправилась по Волге и Шексне. Приходя в различные погосты, те находили повозников, и говоря, что «лучшие жены» держат мед, рыбу, хлеб и т.д. Летописец временных лет описывает что волхвы сделали с женами, сестрами и дочкамиповозников.
«И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе.»
В летописи Переяславля Суздальского пишется, что также были убиты и «лучшие мужи» что больше походит на правду.
После мятежники пришли в Белоозеро числом в триста человек. На тот момент, Ян Вышатич, собирая дань узнал от белозерцев о случившемся. Тот расспросив чья это смердь, узнал, что она подвластна его князю. Сначала попросив выдать у них волхвов, он, получив отказ отправился к ним сам с дружиной из 12 человек. После небольшого сражения, шантажем отправив самих белозерцев за мятежниками, взял в плен волхвов. После небольшого допроса, отдал он их «старой чади» для кровной мести. Этим и закончился Ростовский бунт.
Подытоживая можно сказать что длительное существование первобытных культов, особенно на северо-востоке, а также сам строй общества сподвиг народ идти на мятеж в форме восстания волхвов. Все потому что волхв изначально был близок народу и часто сам являлся смердом. При их власти не было поборов, земля была у общинников, и на тот момент их статус был еще высок.
Несмотря на это, цели у волхвов и простых людей были разные. Смердь давала отпор гнетущему феодализму. Волхвы же боролись за то, чтобы вернуть старые времена, когда они имели хоть какое-то влияние, ибо волхв, это осколок старого мира, который вскоре должен был сгинуть в пучинах истории. Но когда волхв призывал выступать против христианства, это перерастало и в выступление против князя и феодализма, и наоборот. Фактически, такие мятежи это первая и самая начальная форма бунта против феодализма, которые вскоре станут шире и приведут такой строй к гибели.
Но какого-то особого влияния на Русь восстания волхвов не возымело. Лишь к ожесточению власти и укреплению феодализма, против чего они собственно и боролись. Таким образом окончились восстания волхвов, никак не повлияв на развитие христианства в русских землях.
Русь изначальная волхв и боги
Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями и старейшинами племён, сведений о них сохранилось довольно мало. Большинство из этих сведений содержатся в христианских поучениях против язычества и осуждениях язычества, а также исторических фактах о бунтах язычников против новой религии. Многие же славные волхвы, жрецы и служители языческих культов «канули в лету» и информации о них не сохранилось совершенно никакой. Однако и те скудные сведения, что достались нам, минуя цензуру христианства, могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом. Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как «вълхва» или «волхва».
Волхвы являются главными служителями языческой веры. Волхвы издревле были не только главными служителями, которые проводят обряды и праздники, которые наставляют людей, помогают им понять Богов и свою жизнь, но и колдунами, потворниками, занимающимися волшбой, травничеством, целительством, гаданиями, предсказаниями и так далее. Издревле к волхвам было особенное внимание. Стоит отметить, что волхвы были настолько почитаемы, что люди считали их мнение гораздо выше, чем даже княжеское. За предсказаниями и советом к ним обращались даже представители знати и власти. Пожалуй, именно этот фактор и погубил в своё время язычество, так как князь Владимир хотел единоличной власти, желал быть единым правителем, выше и важнее которого никто быть не может. В результате Владимир выбрал ту религию, которая предложила ему эту власть, а волхвы оказались вне закона, были признаны потворниками сатанинских сил. Их преследовали, сажали в темницы, зверски мучили и убивали.
Одним из самых известных эпизодов с участием волхва, является случай в Новгороде «вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава Мудрого). Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти – мало не вьсего града. И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа. И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва. «.
Русь изначальная
В ЧЁМ изначальные русские праславянские корни? Пожалуй, в том, как отразилась уже на истоках русской истории борьба Добра и Зла в проблеме войны и мира. Как уже было сказано, Россия в истории человечества стоит особняком. Роль и значение войн для неё всегда были принципиально иными, чем для остальных великих держав, а русская история, как никакая другая, даёт нам много поводов для размышлений в этом направлении, потому что Российское государство по критерию «мощь — сдержанность» оказывается уникально миролюбивым на протяжении большинства важных периодов своего существования. И тому есть причины — в отличие от других великих держав, Россия на больших войнах чаще теряла, чем приобретала.
Французы говорят: «На войне как на войне», но это — не философия солдата, защитника Отечества, а оправдание нарушения законов и норм обычной жизни в ситуации, когда пределы вседозволенности определяются лишь грубой силой. Французы говорят: «Труп врага веселит», и они же утверждают: «Труп врага всегда пахнет хорошо»…
У русского народа нет подобных «крылатых фраз». Для русского человека война всегда была тяжёлым испытанием, навязанным извне, и всегда же — трудом. Не знаю, но могу предполагать, что словосочетание «ратный труд» имеется лишь в русском языке! Оно и понятно. Можно ли назвать ратным трудом походы, например, Александра Македонского? Или — Ганнибала и Цезаря? Или — Наполеона? Или — Столетнюю и Тридцатилетнюю войны, Войну за испанское наследство, за независимость североамериканских колоний?
А русские всегда предпочитали мирный труд на своей земле вооружённому захвату чужих земель. Но и ратным трудом на своей земле русским приходилось заниматься постоянно — отнюдь не по своему желанию. В том числе и поэтому русский народ, умея воевать, всегда стремился к миру.
Эта наша особая миролюбивая черта проявляется даже в языке. Если слово «война» в русском языке, как и во всех прочих, имеет один — грозный и однозначный смысл, то слово «мир» в русском языке означает два хотя и внутренне родственных, взаимозависимых, но всё же разных понятия.
Современное правописание скрыло характерную деталь, которая в дореволюционном языке была очевидна. Слово «миръ» в словаре Даля определяется как «отсутствie ссоры, вражды, несогласiя, войны; ладъ, согласiе, единодушiе, прiязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствiе».
А слово «мiръ» (через «i»!) тот же Даль трактует как «вселенная; наша земля, земной шаръ, свътъ; всъ люди, въеь свътъ, род человъческiй. » К слову, этим же словом «мiръ» обозначается и «община, общество крестьян».
В английском же, например, языке «мир» — это «peace», a «мip» — это уже «world».
Вообще-то современная русская норма, объединившая два понятия в одном написании, представляется вполне удачной. Она даже более глубока и символична по сравнению со старой нормой. Нет мира людей без мира в мире.
Вряд ли есть другой великий и могучий народ, кроме русского, который воспринимал бы и проводил в жизнь этот принцип так последовательно и «массово» с самого начала своей национальной истории. Но когда началась эта история?
ЗНАМЕНИТЫЙ наш историк Василий Осипович Ключевский первый раздел 5-й лекции из своего курса русской истории озаглавил «Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей истории». Что ж, для конца XIX века такой подход был допустим. И археологические раскопки, и славянский фольклор как источники исторических знаний тогда в ходу ещё не были. Поэтому Ключевский мог отсчитывать нашу историю от её летописного начала…
Плохо то, что и в начале XXI века мы часто воспринимаем русскую историю всё так же — со времён Рюрика, Олега, Игоря, Святослава, Владимира… Однако это — конец первого тысячелетия нашей эры. Помним мы о древлянах и полянах, о русичах и вятичах… Но и это — начальные века нашей эры. То есть — не более двух тысяч лет.
А ведь первый период нашей истории, в котором отыскиваются корни русского народа, начинается не тысячелетие, не два назад, а, по крайней мере, десять-пятнадцать тысяч лет назад! Теперь мы знаем, что праславяне тшинецко-комаровской, например, культуры жили в бронзовом веке. Это десять тысяч лет тому назад. А на берегах Дона в Воронежской области у села Костенки обнаружено древнейшее в Европе поселение людей кроманьонского (то есть современного) типа. На площади в 10 квадратных километров раскопано более 60 стоянок эпохи верхнего палеолита в возрасте от 15 до 45 тысяч (стоянка «Костенки-12») лет. То есть, однажды придя сюда, люди из этих — издревле славянских, русских — мест уже не уходили на протяжении десятков тысяч лет!
У Ключевского о тех временах и слова нет. Он о них просто представления не имел. А его «Древняя» Русь — это, собственно, Киевская Русь раннего Средневековья!
Но русский национальный характер ко временам киевского великого князя Владимира уже давно сложился, и изначально он формировался как осознание глубокой связи с природой. Значит — был в основе своей гармоничен. Потом он был неоднократно искажён и исковеркан, но нечто, входившее в душу русских славян тысячелетиями, оставалось и передавалось из поколения в поколение. И в чём не устарел подход выдающегося нашего историка, так это в соединении истоков русского национального характера с природой России. Ключевский писал так:
Прекрасная, точная характеристика, вполне применимая, между прочим, к СССР. При этом в такой характеристике ничто не указывает на условия, которые подталкивали бы русских славян к мечу, а не к плугу. Держать постоянно в руках меч вынуждали нас не идущие изнутри импульсы Зла, а необходимость отстоять себя от напора внешнего Зла.
Академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» пишет (отточия, как и выше, для удобства опускаются):
Подчеркну: праславяне защищали именно всех, а не избранных. Так, к VI веку до нашей эры относится постройка — с участием всего населения — громадного укрепления в Поворсколье площадью около 40 квадратных километров, с периметром стен почти 30 км. «Весь комплекс справедливо рассматривают как укрепление, построенное для союза племен, разместившихся по Ворскле. На случай опасности здесь действительно могли укрыться десятки тысяч людей со своими пожитками и стадами», — замечает Рыбаков.
Это — данные раскопок. Но академик Рыбаков проводит и интересное исследование связи с реальными археологическими данными южнорусских, украинских легенд Поднепровья о страшном Змее и Кузнецах-змееборцах. Переходя к связи жизни и мифа, он пишет:
И кто же становится эпическим героем у наших праславянских предков? Рыбаков отвечает на этот вопрос так:
Итак, славянским героем оказывается не завоеватель, а защитник. Причём защитник, соединяющий в себе и созидательное начало, и силу, способную вооружённой рукой защитить ею же созданное!
Защитить слабых способен лишь добрый, злой их обижает. Не так ли? А русские Кузнецы-богатыри в легендах борются с беспощадным Змеем, пожирающим и старого, и малого. В образе Змея исследователи справедливо усматривают олицетворение степняков-кочевников, выжигавших всё дотла. Как видим, огненные языки внешней беды пылали на Земле Русской задолго до татаро-монгольского нашествия. Глубоки, глубоки истоки Русского Добра!
Итак, силой Добра создаётся такое положение дел, когда на пути агрессии воздвигается непреодолимая преграда. Соответственно, не агрессивность, а сдерживание агрессии — изначальная воинская философия русского праславянства! Миролюбивая политика России восходит к традициям нескольких тысячелетий.
Равнинная необъятная Русь всегда была удобным полем для нашествия агрессора, поэтому и во время создания праславянских легенд, и много позже русским людям приходилось воевать часто и кроваво. Не всегда, надо сказать, это были лишь оборонительные войны. Но в первооснове нашего национального характера агрессивность не привилась — что видно и по составу пантеона основных языческих русских богов.
Список их составил святой Владимир в 980 году нашей эры — когда готовил крещение Руси. Вот этот список: громовержец Перун, повелитель ветров Стрибог, солнечно-огненные Даждьбог и Хоре, крылатый пёс Симаргл, охраняющий посевы, и богиня Макошь — пряха судьбы. Этот список — некий официальный итог мифотворчества многих поколений.
Через восемь лет языческие «идолы» будут порублены во славу Христа. Лишь среброголового и златоусого Перуна дружинники Владимира с почётом сплавят по Днепру до порогов. Но богу войны в этой компании места не нашлось.
Нет его ни среди основных, ни среди второстепенных русских богов. Сварог-кузнец… «Земной» скотоводческий бог Велес… Ярило — сила зерна… Лада-весна, несущая радость и счастливый брак… Все эти образы наполнены мирными заботами и устремлениями, мирной жизнью и мирным мироощущением. Они наполнены Добром.
В жизни праславян был ещё один бог — Род, значение которого в первых фольклорных исследованиях принижалось до роли чуть ли не простого домового. Однако Род — это не просто олицетворение крепости и неделимости племенного рода, собрания потомков, но и славянский аналог Саваофа, Творца, Создателя.
Бог Род древнее Перуна!
И то, что главное, потаённое, пришедшее из эпохи первого осмысления Бытия божество у славян отождествлялось с идеей рода — большой «семьи», тоже говорит о национальном славянском характере многое. И это «многое» также окрашено не кровью, а мыслью о мире.
Прочно вошел в славянское сознание и сохранившийся до XIX века древний матриархальный культ рожаниц, двух Лосих — матери и дочери. Можно сказать, что идеи вселенской Доброты стали не столько философией русского славянства, сколько жизненным и социальным принципом, глубоко вросшим в быт народа.
Даже в отношении своего героического эпоса Россия в истории мира стоит особняком. У нас нет своего «Сказания о Гильгамеше», нет своей «Илиады», хотя русские и прибивали русский щит к вратам Царьграда. Зато у нас есть былины о витязях — защитниках Руси и народа. Причём это — общерусские герои, герои не только южной Киевской Руси, но и северного Московского государства. Это видно из того, что «киевский» цикл русских былин был открыт в XVIII — XIX веках на великорусском севере как результат записей живого повествования сказителей в Заонежье, на берегах Печоры и Белого моря.
Да, Русский Север стал называться «Исландией русского эпоса», но героями этого эпоса были русские киевские князья и русские богатыри русской киевской дружины. И хотя в былинах фигурируют опоэтизированные образы, они в своей основе историчны. Причём даже из поэтических былин видно, что их герои — деятели вполне централизованного государства. Впрочем, Киевская Русь выступает как единое государство со столицей Киевом (caput regni) и в летописных иностранных хрониках, например, в польском латиноязычном средневековом источнике «Хроника Галла Анонима», относящемся к началу XII века. И эта территория уже тогда была территорией Добра.
В своё время в Советском Союзе чуть ли не в каждой чайной висели васнецовские «Три богатыря». Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитая русская былинная троица, родившаяся в разных краях единой Русской земли.
«Малая» родина Ильи понятна уже из его прозвища — он родом из города Мурома, из села Карачарова. И Илья, «тридцеть лет» просидевший на печи, — это образ той Руси, которая — по позднейшей характеристике Бисмарка — «долго запрягает, но быстро ездит».
Что же до Добрыни, то он, как сообщает нам В. И. Калугин, автор-составитель прекрасного сборника «Былины» (М.: Современник, 1991. — Сокровища русского фольклора), имеет, скорее всего, реального исторического прототипа — дядю князя Владимира Святославича, посадника новгородского, а затем воеводу киевского Добрыню. Упоминания о нём есть и в «Повести временных лет».
У Алёши Поповича — сразу несколько исторических прототипов.
И служат все трое, как и их ратные товарищи (а их в былинах упоминается до пятидесяти!), «красну солнышку» «ласкову князю Владимиру», что княжит в «красном Киеве-граде». А ещё точнее — служат они русскому народу.
СЕГОДНЯ русские былины читаются иначе, чем десятилетия назад — в стабильные времена могучей Советской Руси. Сегодня возник вызов самой исторической будущности Российского государства. И это заставляет нас по-новому посмотреть на идеи «богатырского» цикла русских былин.
То есть былинные богатыри, боевые соратники Владимира по защите Русского Добра, — это продолжатели традиций могучих праславянских племенных союзов, потомки легендарных поднепровских Кузнецов-змееборцев, боровшихся со страшным Змеем.
И стоит ли нам, да и Европе, забывать, что праславянские Кузнецы заслонили от напора Дикого поля не только Русь, но и Европу. А ведь не поддаётся силе лишь Добро. Зло ей всегда уступает!
Конечно, по мере развития и усиления мощи средневековой Руси отношение к проблеме Добра и Зла на княжеском, владетельном уровне начало размываться. Знаменитый князь Святослав Игоревич вёл внешние войны на Балканах и — по мнению, например, советского историка А. Н. Сахарова — имел планы создания империи на Юге, почему и ходил на Византию, прибив щит к вратам Царьграда-Константинополя. Казалось бы — ну чем не восточный аналог западного Карла Великого? Разница в том, что Карл был более удачлив в своих планах, чем Святослав.
Так или иначе, Святослав в истории формирования Русской Вселенной оказался эпизодом. Уже его сын, Владимир I Святославич, крестивший Русь, и внук Ярослав Владимирович Мудрый, при котором была составлена «Русская Правда», были озабочены обустройством собственных земель, а не мечтами о чужих. Внук Ярослава Мудрого, киевский великий князь Владимир II Всеволодович Мономах, в 1108 году основал Владимир-на-Клязьме, положив начало Владимиро-Суздальской земле. А через 130 лет Руси выпал особый жребий — уже в новой исторической обстановке, в Средневековье, нам вновь пришлось оказаться на пути дикой кочевой волны.
Изначально русские — не варвары, но они были отброшены в варварство варварами, позволив западным европейцам развивать их цивилизацию. Русское Добро вновь приняло на себя миссию противостояния Злу — как и во времена Кузнецов-змееборцев. Хотя на этот раз исход такой миссии оказался трагичным. Для Русского Добра наступила эпоха первых тяжелейших испытаний.
Этот пост про русских богов, большую часть я взял из литературы что смог найти!
Языческая религия русов. В российской школе традиционно изучаются религии Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и других народов древности. Не изучается только религия русского народа. Одной из причин такого отношения к своей древности являлась крайняя скудость материалов. Не сохранилось ни одного языческого источника по данному вопросу. И кроме имён богов, учёные долгое время почти ничего не знали о религии наших предков. Открытие и перевод «Велесовой книги» впервые дали возможность познакомиться с религией древних русов и их мировоззрением.
Были в религии древних русов и такие положения, которые резко отличали её от других религий. Они считали себя прямыми потомками Даждьбога и назывались «даждьбожьи внуки». Они относились к Богу как к своему пращуру: с великим уважением, но без унижения и низкопоклонства. По этой же причине они не строили храмов. Бог был всюду, и они в любом месте могли обратиться к нему с молитвой и просьбой о помощи. Служителей культа (жрецов) у них также не было, эту роль выполняли старшие в роде.
Вспомните пушкинские строки:
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник.
Наши предки верили в переселение души и точно знали: тот, кто сошёл со Стези Прави, кто струсил, тот обратится в свинью. Даже те, кто не трусит, но не очень поспешает на битву, подвергается суровому осуждению: сравнивается с грязным быком. Воины, стремительно идущие в бой, говорят о таких: «Но мы не быки грязные, а русы чистые. и имеем жизнь вечную!» Перун суров, называя трусов «смрадными свиньями», но иных слов такие люди и не заслуживают.
Не удивительно, что и в XX веке бог войн Перун по-прежнему вдохновлял поэтов:
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч.
(С.Городецкий)
Из далёких Сварога садов
Плывёт пресветлый Бог Богов!
(Н.Клюев)
Бог солнца Хорс упоминается и в «Слове о полку Игореве». Князь Всеслав, оборотовшись в волка, «великому Хросови. путь прерыскаше» (пересекал). А так как русские люди считали себя потомками солнцебогов, то четыре князя, участника похода, называются «четыре солнца».
Имя «скотьего Бога» Велеса (Волоса) в своей основе имеет гнездо близких по значению слов: «велеть», «повелевать», «великий», а также производные от них: «воля», «владение», «власть». Понятия «вол» (бык) и «волот» (великан) также по своему смысловому значению связаны с именем этого Бога. А самое вероятное: имя Бога Велеса соединило в себе несколько приведённых выше смыслов.
Другие известные боги русов. Если и дальше знакомиться с богами по Триглавам, то их описанию придётся посвятить отдельную книгу, ибо общее число больших и малых богов превышает тысячу. Поэтому мы дополнительно ознакомимся только с несколькими известными богами.
Славяне, в том числе и русы, считали и называли себя внуками Дадждьбога. Это засвидетельствовано «Словом о полку Игореве»:
Тогда при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшется (разрастается) усобицами,
погибашеть жизнь Даждбожа внука (т.е. русских людей).
Ярославна, как и все русские люди, верила, что Даждьбог-Солнце всегда поможет тому, кто живёт по законам Прави, и накажет того, кто нарушает их.
пелось в народной песенке. Шумные и радостные Ярилки заканчивались похоронами чучела Ярилы.
Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые.
Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском.
К сожалению, мы очень мало знаем об этом боге. Даже насчёт происхождения его имени среди учёных нет единого мнения. В «Слове о полку Игореве» есть строки:
Поскочиста (половцы) по русской земли,
смагу мычучи въ пламяне розе (т.е. роге).
Другие учёные связывают происхождение имени Семаргл с Седмоглавом (Семиглавом), древняя форма «Седмор-голв». Известный историк Ю.Д.Петухов считает, что таким именем назывался на Руси верховный бог полабско-рюгенских славян Руевит-Семиглав. Рюрик с дружинниками, придя на Русь, принесли и поклонение своему великому богу. Это могучий бог-воин, на ремне его висят семь мечей, восьмой Руевит держит в правой руке. Изображения Руевита имели семь ликов.
Но точно утверждать, что в основе имени Семаргла лежат корни «семь» и «глав» мы не можем. Это пока лишь гипотеза.
Мы коротко познакомились только с главными богами русского пантеона. Но даже этого достаточно, чтобы убедиться, что древнерусская религия с её множеством «главных», «средних» и «мелких» богов не только ни в чём не уступает ни древнегреческой, ни древнеримской, но во многом оказывает огромное влияние на них. Наиболее ярко это влияние выразилось в том, что древние греки и древние римляне очень многое заимствовали в религии наших предков.
Всем спасибо и главное помнити историю ваших предков!