русь и католическая европа

Русь и католическая Европа в первой половине XIII в.

Как уже было сказано, северо-западные земли Руси избежали монгольского разгрома, но почти в тоже самое время они столкнулись с другой внешней угрозой. Европа в начале XIII в. не была политически единой, существовало множество крупных и мелких государств. Но в качестве объединяющей силы выступала католическая церковь. Европейцы были католиками и подчинялись религиозной и отчасти политической власти римского папы. Именно римская католическая церковь задавала общие цели европейской политики. Эти общие цели оформились в крестовые походы. Главное направление – ближний Восток, идейное оправдание – возвращение христианских святынь (гроба господня и др.). В действительности речь шла о расширении сферы влияния европейской католической цивилизации. Другим направлением экспансии стал северо-восток Европы – побережье Балтийского моря. Здесь ставилась задача обращения в христианство языческих народов.

К началу 1220-х гг. католическая церковь в этом преуспела и военные действия переместились на пограничные русские земли, принадлежавшие Новгороду. И хотя новгородцы к этому времени уже давно были христианами, только не католиками, а православными (т.е. ориентировались не на Рим, а на Константинополь), в 1237 г. был объявлен крестовый поход на Новгородские земли. Организатором стал римский папа, которому удалось добиться объединения нескольких политических сил Северной Европы. Два ранее существовавших рыцарских ордена – Меченосцев и Тевтонский – объединены в новый Ливонский орден (военно-религиозная организация на которую и возлагалась задача обращения язычников). К нему присоединилась Швеция, имевшая с Новгородом давние территориальные споры из-за Финляндии. Совпадение по времени начала крестового похода с началом вторжения монголов на Русь, по-видимому, не случайно. Римский папа имел своих агентов, обладал информацией о передвижении монгольского войска и даже предлагал русскому князю Юрию свою помощь.

Военные действия начала Швеция летом 1240 г., высадив в устье Невы небольшой отряд (около 1000 ч-к). Отряд был разбит ограниченными силами новгородского князя Александра Ярославича – старшего сына великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича – без привлечения владимирской великокняжеской дружины. Хотя новгородцы и раньше и впоследствии успешно воевали со шведами, это сражение заняло в истории особое место. Оно остановило продвижение шведов вглубь русской территории – на Ладогу и Новгород. С него началась успешная военная карьера двадцатилетнего князя Александра, прозванного Невским, который в дальнейшем не потерпел ни одного военного поражения. В том же году крестоносцы Ливонского ордена начали наступление с запада на Изборск и Псков. К концу 1241 г. эти русские города были захвачены, и передовые отряды рыцарей находились в непосредственной близости от Новгорода (около 30 км). Защищать город было некому, поскольку новгородцы поссорились с Александром и изгнали его с новгородского княжения. Теперь они вынуждены были призвать его обратно и вместе с его суздальской дружиной успешно отразили нападение крестоносцев, затем освободили Псков. 5 апреля 1242 г. неподалеку от Пскова Александр одержал еще одну блестящую победу, вошедшую в историю как Ледовое побоище. Наступление крестоносцев на новгородские земли было остановлено, но противостояние с Ливонским орденом и Швецией продолжалось на протяжении всего XIII в. Самую крупную победу русские дружины – новгородские и суздальские – одержали в 1263 г. в битве при Раковоре (т-я Эстонии), где с обеих сторон участвовало более 15 тыс. человек.

Таким образом, во второй трети XIII в. русские земли оказались в ситуации борьбы на два фронта. При этом, северо-западные земли не пострадали от монгольского нашествия и даже располагали военным силам для успешного противостояния агрессии крестоносцев. Но именно князь Александр Невский, успешно воевавший на севере, одним из первых признал свою вассальную зависимость от монгольского хана Батыя – покорителя Руси. Он даже вступил с ним в кровное родство, побратавшись с его сыном Сартаком, помогал монгольской администрации проводить перепись в Новгороде, неоднократно выражал свою данническую зависимость поездками в ставку ханов. Вместе с ним абсолютное большинство русских князей признали себя данниками Золотой Орды. То есть, успешно противостоя экспансии Европы, Русь предпочла признать зависимость азиатских кочевников. Отказавшись принять религию и культуру Запада, на два с половиной столетия оказались под властью восточной деспотии.

Источник

Альтернативная история: Русь католическая

Считается, что история не имеет сослагательного наклонения. Но весь исторический процесс — это выбор из многочисленных «если бы». «Вокруг света» предположил, какой была бы сегодняшняя жизнь, пойди однажды история по другому пути

Князь Владимир долго выбирал религию — беседовал с послами из Рима и Византии, с хазарами-иудеями, мусульманами из Волжской Булгарии, пишет автор «Повести временных лет». И выбрал христианство от Константинополя. А если бы родственные связи с Европой и скандинавская дружина подвигли бы его принять крещение от папы римского?

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

В русских землях приживается западная система титулов. А русские рыцари участвуют в Крестовых походах

В конце X века Киевский князь Владимир со свитой принимает христианство в Риме, а германский император Оттон III коронует Владимира как «брата и соправителя». Король Владимир насаждает у себя христианство в «латинском» варианте. После раскола церкви на православную и католическую (1054 год) русские земли окончательно входят в сферу влияния папского Рима.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Первый русский книжник Упырь Лихой оканчивает школу писцов, созданную в Новгороде западноевропейским миссионером.

X–XI вв. в русских землях отныне и навсегда латинский алфавит.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Развиваются два диалекта русского языка — южный и северный. Отсутствуют объединяющие факторы: делопроизводство и богослужение на родном языке — такого нет в католической традиции. Со временем диалекты превращаются в самостоятельные языки.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Первый университет по общей западноевропейской тенденции открывается в Русских землях не в XVIII веке, а лет на пятьсот раньше.

К XIV веку складываются два русских государства, различающиеся по языку. На севере — олигархическая Новгородская республика. Южные и восточные территории объединены в Русское королевство с сословно-представительной монархией.

В Новгородскую республику проникает Реформация — следствие тесных культурных и экономических связей с Северной Европой. Республика становится протестантским государством, в отличие от южного соседа-соперника.

К началу XVII века север и юг объединяются в империю после войны за гегемонию, чтобы противостоять соседям (Речи Посполитой, Шведскому королевству, Османской империи). Столица — Владимир. Новгород — свободный торговый город. В империи два языка. Государство осваивает Сибирь и Дальний Восток.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

В XVII–XIX веках научные дисциплины развиваются в русских землях на одной волне с Европой. Несколько веков взаимовлияния, много совместных проектов в области естественных и точных наук.

Непрочное единство империи разрушает Февральская революция. Империя распадается на союз независимых государств: Новгородская республика, Юго-Восточная республика, Украина, Татарстан, Сибирь, Дальний Восток. Октябрьской революции не было: экономический и политический кризис не усугублен участием империи в Первой мировой, ибо нет нужды защищать интересы православной Сербии.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

В XX веке ученые не подвергаются массовым репрессиям. Приоритеты общества — образование и технический прогресс, а не военный сектор.

Не состоялась холодная война. Для биполярного мира и железного занавеса нет второго идеологического полюса, а есть многолетние тесные связи с Западом и все еще сильное влияние церквей.

Вместо РФ — Таможенный союз независимых республик, часть жителей которых ностальгирует по Великой империи. Военный потенциал соответствует среднеевропейскому, но слабее американского, что исключает русские государства из числа основных игроков международной политики и вынуждает их активнее вступать в коалиции. Процветают конкурентоспособные технологии, развиты науки, например генетика: не было гонений на Вавилова и его школу. Вместо «утечки мозгов» — привлечение лучших; даже поисковая система Google могла бы быть российской, если бы семья ее создателя не уехала в США.

Иллюстрации: Андрей Дорохин

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2017

Источник

КАТОЛИЧЕСТВО И ДРЕВНЯЯ РУСЬ

КАТОЛИЧЕСТВО
И ДРЕВНЯЯ РУСЬ

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

История католичества в России уходит корнями в глубокую древность. Мы не погрешим против истины если скажем, что само основание русского христианства было католическим. И действительно, первых русских христиан можно так или иначе считать католиками, в той же мере, что и православными, т.к. разделение Церквей совершилось уже после того как в Древней Руси сформировалась устойчивая христианская община. Некоторые исследователи полагают даже, что первые христиане на Руси придерживались латинского обряда, т.к., предположительно, это были варяги, находившиеся на княжеской службе, а также члены их семей. Впрочем, эта теория до сих пор не была ни доказана, ни опровергнута. Можно с определенностью утверждать лишь то, что уже к середине Х века на Руси доминировал восточный обряд. На это указывает, в частности, булла Папы Иоанна XIII (965 — 972), в которой говорится, что богослужения в Чехии должны совершаться по латинскому обряду, но «ни в коем случае по обряду болгарского народа либо русского» («non secundum ritus aut sectam Bulgariae gentis vel Ruzie»). Однако, не смотря на существующее различие в обрядах, греческое и латинское христианство в Древней Руси воспринималось как единое целое, а не как два совершенно разных исповедания.

Итак, как же появились на Древней Руси первые католики и каково было тогда отношение русских людей к католичеству? Формирование древнерусского государства происходило при активном участии представителей различных народов. Это объясняется, прежде всего, тем, что центр Киевской Руси находился на оживленном торговом пути «Из варяг в греки», и само государство формировалось в процессе борьбы за контроль над этим путем. В этой борьбе киевские князья часто опирались на поддержку иноземцев, прежде всего, варягов и поляков, среди которых было немало католиков. Иностранные наемники, а также купцы, постоянно проживавшие на территории Древней Руси и образовывали католические общины. В наболев крупных торговых городах: Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге существовали католические часовни и храмы.

Схизма 1054 г. не сразу повлекла за собой изменение отношения к католикам в Древнерусском государстве. То, что разделение Церквей сразу же привело к резкому сознательному противопоставлению русского народа католическому Западу, как утверждает Д. А. Толстой и ряд других православных историков прошлого столетия, не подтверждается никакими фактами и не признается никем из серьезных исследователей. Такие видные русские историки Церкви, как В. В. Голубинский, А. В. Карташев, Е. Ф. Шмурло, П. О. Пирлинг придерживаются совершенно противоположной точки зрения. П. О. Пирлинг, в частности, пишет: «Было бы невозможно указать с точностью, с какого момента началось обособление русских от Рима. Оно совершалось постепенно, шло, усиливаясь незаметно, причем единственным мотивом его являлась иерархическая зависимость Русской Церкви от Византии».

Факты показывают, что долгое время после официального разрыва между Римом и Константинополем простые люди на Руси не видели существенного отличия восточного христианства от западного и не относились к католичеству враждебно. Спустя сто лет после раскола на Руси продолжали существовать католические приходы и церкви. Так, в Лаврентьевской Летописи под 1154 годом сообщается о набеге половцев на Переяславль при котором пострадал католический храм. А Никоновская Летопись под 1174 годом указывает на существовании католической общины в Киеве. Около 1222 года под Киевом был даже заложен доминиканский Богородицкий монастырь, настоятелем которого предположительно был св. Яцек (Hyacinthus) Ондровонж. Монахи доминиканского ордена могли свободно проповедовать практически по всей территории Руси. Советский академик Б.Я. Рамм называет широкую миссионерскую деятельность доминиканцев на Руси легендарной, но тут же, противореча сам себе, утверждает, что эти легенды «были созданы, а затем усиленно распространялись монахами-доминиканцами, исходившими русские земли в ту пору вдоль и поперек».

Отсутствие в ту пору жесткого противопоставления русского православия и римского католичества видно прежде всего из многочисленных культурных связей Древнерусского государства с католическими народами. Такие контакты затрагивали также и религиозную сферу. А. В. Карташев пишет об этом так: «Можно указать ряд памятников, свидетельствующих о близких и дружелюбных отношениях русских домонгольского периода к европейцам даже в религиозной области». На наличие связей между Русью и католической Европой в религиозной области указывает множество фактов. Это и праздновавшийся на Руси католический праздник перенесения мощей св. Николая Мирликийского в Бари (9 мая), занесенный купцами из Италии, и почитание «латинских» святых (Войцеха, Конута, Олафа, Виктории, Люции, и др.), и заимствование элементов католических молитв, и использование культовых предметов западного происхождения.

Для простых людей не было существенного различия между православием и католичеством и в сфере культа. Христиане могли обращаться за требами как к православным так и к католическим священникам. Д. А. Толстой сообщает, что «в Новгороде православные родители даже стали крестить своих детей в римско-католическую веру». Очевидно, что при этом новгородцы руководствовались не осознанным предпочтением католического вероучения, а чисто эстетическими симпатиями. Такое положение вещей вряд ли было бы возможно если бы католиков воспринимали исключительно как врагов и отступников от христианства. Напротив, все это свидетельствует о том, что и после официального разрыва между Церквами схизма не проникла еще в сознание людей.

Не только простой народ, но и князья долгое время весьма доброжелательно относились к «латинянам», не видя в католичестве никакой опасности «духовного закабаления России», боязнь которой настойчиво преследовала представителей официальной русской идеологии позднейших времен. По словам А. В. Карташева, «князья наши продолжали родниться браками со всеми латинскими дворами, причем дочери русских князей, при выходе замуж, принимали западный обряд, а иногда даже и дочери иностранных государей содержали у нас на Руси свое латинское богослужение». Ради политических интересов многие русские князья не считали зазорным обращаться за помощью к Римскому Первосвященнику (Изяслав в 1075г., затем его сын Ярополк, Даниил Галицкий в 1243 затем в 1253 гг.), а иногда даже соглашались признать его главенство в Русской Церкви (тот же Даниил Галицкий одно время поддерживал идею Унии, разумеется из своекорыстных побуждений). П. О. Пирлинг, например, утверждает, что отец Александра Невского князь Ярослав умер в единении с Римской Церковью, будучи присоединен в Орде, в последние минуты своей жизни, францисканцем Фра Джованни дель Плано Карпини. Этой версии придерживается также академик Рамм. Впрочем, сам Фра Джованни ничего об этом не сообщает. В то же время точно известно, что в 1327 г. католиком стал галицкий князь Юрий.

С таким «экуменизмом» народа и, прежде всего, князей никак не могли смириться русские митрополиты, бывшие в то время исключительно греками, для которых неприязнь к католичеству (особенно после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г.) была обусловлена уже чисто политическими причинами. Даже такой явный противник католичества как священник А. Синайский в своей книге «Разбор мнений о католичестве Древней России» (СПб., 1899) признает, что именно греки старательно навязывали Руси негативное отношение к Католической Церкви. Он пишет: «Пользуясь значением на Руси, греки считали своим долгом распространять и утверждать свои понятия о латинянах в среде русских». П. О. Пирлинг резковато, но, думается, справедливо упрекает греков — иерархов Русской Церкви — в том, что они «своей ожесточенной полемикой против латинян, своими клеветническими изветами все больше и больше углубляли ту пропасть, которая разверзлась между Востоком и Западом». Как правило, антикатолические послания были обращены к русским князьям с целью привить им ненависть к Католической Церкви и всему западному миру. Из таковых сочинений, суть которых сводится к словам: «ты же, благоверный самодержче, блюди себе от них», наиболее известны следующие: «Слово о вере крестьянской и латынской» (приписываемое игумену Киево-Печерской лавры Феодосию), «Стязание с латиною» митрополита Георгия (1062 — 1079), Послание митрополита Иоанна (1080 — 1088) антипапе Клименту III (1080) об опресноках и три послания против латинян, приписываемые митрополиту Никифору (1104 — 1121). Справедливости ради следует сказать, что и со стороны католиков известны не только отеческие увещевания Пап с призывами вернуться в лоно единой Церкви. Гневные проклятия св. Бернарда Клервосского в адрес схизматиков и натиск крестоносцев в Прибалтике, а затем в Северо-Западной Руси не могли сколько-нибудь улучшить отношения между Церквами и приостановить взаимное отдаление. Борьба с немецкой экспансией вскоре приобрела черты борьбы за защиту православия, тем более, что бесчинства рыцарей и насильное насаждение католичества (к стати, осужденное Папой Иоанном XXII в 1317 году) сильно дискредитировали западное христианство в глазах русских людей.

В дальнейшем исторические обстоятельства способствовали тому, что раскол между Русской Церковью и Церковью Католической утвердился навека, в том числе и на уровне народного сознания. Монгольское нашествие отрезало от Европы всю Северо-Восточную Русь, фактически исключив возможность каких-либо контактов между католиками и православными, что также способствовало все большему культурно-религиозному обособлению Руси. Постепенно православие стало противопоставляться не столько язычеству, сколько католицизму. При этом наибольшее значение имели не вероучительные различия, а именно внешние, обрядовые. В частности, в «Исповедании веры Великого князя Александра Невского», призванном подчеркнуть отличие православия от «латинства» нет ни отрицания примата Св. Петра, ни других важных положений католического вероучения — все различия сводятся к разнице в обрядах. Так или иначе, к иностранцам и иноверцам стали относиться все более подозрительно. В торговых городах на границах Руси иностранцы продолжали пользоваться относительной религиозной свободой, однако русские люди теперь сторонились иностранных поселений и церквей.

Итак, Церкви разделены уже на протяжении нескольких столетий, такова историческая реальность. Католическая Церковь до сих пор для многих русских людей представляется как нечто совершенно чуждое и враждебное всему русскому. Несомненно, это чудовищная и трагическая ошибка. И преодолеть ее будет гораздо проще, если знать историческую правду, если знать, что так было не всегда.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Древняя Русь и Западная Европа

Древнерусское государство и Западную Европу объединяли торговля и династические связи. Но дальше дело не пошло.

После объединения северных и южных славянских племён Древнерусское государство стало вести активную внешнюю политику. Соседям приходилось считаться с мнением и интересами киевских князей, а известия о появлении новой силы в Восточной Европе достигло даже отдалённых стран, таких как Англия и Франция. С принятием христианства отношения со странами Западной Европы и Папством начали развиваться более активно.

От единоверцев до еретиков

Первые известия о Руси попали в Рим в связи со славянскими набегами на Константинополь. Римского папу Николая I интересовали отношения Византии с её северными соседями в контексте борьбы Восточной и Западной христианских церквей. 874 годом датируется якобы отправка латинского архиепископа на Русь, однако его дальнейшая судьба неизвестна.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

В следующий раз итальянские дипломаты познакомились с Киевской Русью в 941 году, во время неудачного похода Игоря Рюриковича на Константинополь. Тогда пасынок папского посла Гуго Прованского, Лиутпранд Кремондский, в своём отчёте о путешествии в Византию сообщал о казни взятых в плен «норманнов» — людей с Севера, напавших на империю.

Летописный рассказ об «испытании веры», предшествовавшем официальному крещению подданных Киевской Руси, исследователи считают не более, чем позднейшей легендой, призванной доказать читателю истинность выбранного Владимиром религиозного пути. Поэтому об официальных посланниках Папы, прибывших в Киев незадолго до принятия православия, говорить не приходится. Однако славяне ещё до отказа от язычества побывали на территории Апеннинского полуострова. Наёмники из Киевской Руси действовали на стороне Византии на Средиземном море и помогали ромеям оборонять побережье от викингов.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Первым известным «путешественником», побывавшим в резиденции понтифика, стал внук Ярослава Мудрого, Ярополк Изяславич, вынужденный покинуть Родину в связи с борьбой за власть со своими братьями. В 1075 году он получил аудиенцию у папы римского Григория VII, в результате которой была издана папская булла, подтверждающая юридическое право Ярополка на киевский престол. Католические клирики в условиях состоявшегося в 1054 году раскола христианской церкви на Западную и Восточную, пытались использовать Ярополка для перетягивания Руси в орбиту своего влияния. Как известно, эти планы не претворились в жизнь.

История организации Первого Крестового похода косвенно связана с русскими князьями. Известно, что протеже германского императора Генриха IV, антипапа Климент III, поддерживал контакты с киевским князем Всеволодом Ярославичем. Славянские дружины не приняли участие в завоевании Святой Земли, но в начале XII века в Иерусалиме побывал русский игумен Даниил, воспользовавшийся протекцией иерусалимского короля Балдуина I. Это путешествие стало основой для первого русского описания паломничества к священным христианским местам. С этих пор прямые контакты между Русью и Папством приостанавливаются (письменных подтверждений продолжению дипломатических отношений историки в нынешнее время не располагают), а папа римский вновь появится в истории Древней Руси уже как идеолог крестового похода против восточных «еретиков».

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Анна Ярославна — единственная связь Руси и Франции

Прямые контакты между древнерусскими князьями и французскими королями начались довольно поздно. Их установлению способствовало присутствие славянских дружин на различных военных театрах средневековой Европы в составе византийской армии. С непосредственной помощью русских ратников ромеи смогли одержать победу над норманнами сначала в битве у Канн в 1019 году, а потом в сражении при Малфи в 1041 году. Именно тогда французский король Генрих I Капетинг, чью страну раздирали междоусобицы феодалов, принял решение сблизиться с русским князем Ярославом Мудрым. Властителей объединяло также общее недоверительное отношение к Германской империи — поэтому такой союз в глазах Генриха выглядел весьма жизнеспособным.

В 1048 году из Парижа в Киев отправилось многочисленное французское посольство с целью привезти из Руси дочь Ярослава Мудрого, Анну. Уже через два года дипломаты успешно вернулись домой, а в 19 мая 1051 года в Реймсе молодожёны торжественно справили свадьбу.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Трудно сказать, повлияло ли бракосочетание на внешнюю политику Руси и Франции. Через три года Ярослав Мудрый скончался и между его сыновьями начался спор за киевское наследство. Генрих Капетинг больше был занят внутренними делами, пытаясь обуздать строптивых графов и баронов. Сближения не получилось, но Анна Русская, королева Франции, вошла в историю как покровительница монастырей, чью набожность отмечали многие современники.

После смерти Анны, которая произошла после 1075 года, сведений о каких-либо контактах русских князей и французских королей письменные источники не сообщают.

Наследники престола: из Англии — на Русь

В русских источниках не содержится никаких сведений о контактах русских князей с англосаксонскими правителями. Тем не менее, между Туманным Альбионом и Гардарикой существовали тесные торговые связи, что подтверждается археологическими данными — в большом количестве на крупных торговых узлах Киевской Руси обнаруживаются англосаксонские пенни. Это связано не с прямой торговлей славян с англосаксами. Товары c Британских островов попадали на Русь при посредничестве варягов — ещё в середине IX века скандинавы начали завоевание Восточной Англии, а в 1016 году королём объединённого королевства становится датский конунг Кнут I.

Именно с восшествием на британский престол скандинавского короля связаны первые контакты Киевской Руси с представителями древней правящей англосаксонской династией Этелингов. По приказу Кнута I последний Этелинг на престоле, Эдмунд Железнобокий, был убит, а два его сына оказались заложниками викинга. Датчанин решил по-тихому избавиться от лишней обузы и отправил отпрысков Эдмунда в Швецию с «письмом смерти» — совсем как Гамлета у Шекспира. Однако шведский король Олаф Шетконунг, скрыто противостоявший своему брату Кнуту, отправил Эдварда и Эдмунда к своему зятю, Ярославу Мудрому.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Киевский князь, не заинтересованный в объединении всех скандинавских земель под началом единого властителя, с удовольствием принял у себя отпрысков Эдмунда Железнобокого и занялся их воспитанием. Ярослав устроил брак Эдварда с некоей Агатой, которая либо принадлежала к династии Рюриковичей, либо была родственницей тогдашнего императора Германии Генриха III. Киевский князь не стремился использовать своих благородных гостей в качестве повода для вмешательства в английские дела.

Братья, предположительно, покинули своего высокого покровителя в 1046 году, и в составе войска венгерского претендента на трон Андраша Белого помогли ему достичь желаемого. Именно в Венгрии пути братьев разошлись: Эдмунд женился на дочери венгерского короля Иштвана Гкдвиге, а Эдвард в 1054 году вернулся в Англию ко двору короля Эдуарда Исповедника в качестве наследника престола, где и скончался при невыясненных обстоятельствах сразу после прибытия.

Владимир Мономах и жена-изгнанница

Историческим путям Руси и Англии было суждено пересечься ещё раз, сразу после нормандского завоевания Англии Вильгельмом в 1066 году. Король Гарольд II Годвинсон не смог противостоять захватчикам и сложил свою голову в битве при Гастингсе. Но у него оставалась довольно внушительная семья, которая после поражения отца разбрелась кто куда. Часть детей продолжила борьбу против норманнов, часть отправилась в изгнание.

Дочь убитого короля, Гита, оказалась в Дании, где опекунство над ней принял король Свен Эстридсен. Сторонники павшего у Гастингса Гарольда надеялись использовать датского короля в борьбе против Вильгельма. Свен действительно послал войска на Туманный Альбион и даже смог захватить Йорк, но ограничился денежной контрибуцией от нового английского короля.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Тем временем судьба Гиты оказалась в руках датского короля. Он решил упрочить связи с Русью и выдал дочь английского короля замуж за внука Ярослава Мудрого, тогдашнего смоленского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1075 году состоялась свадьба. Гита и Владимир прожили вместе чуть больше 30 лет.

Этот династический брак оказался связующим звеном в борьбе скандинавских стран, Руси и Германии против усиливающейся Польши. Тамошний король, Болеслав Щедрый, пытался использовать притязания на трон своего гостя, одного из сыновей Ярослава Мудрого Изяслава.

русь и католическая европа. Смотреть фото русь и католическая европа. Смотреть картинку русь и католическая европа. Картинка про русь и католическая европа. Фото русь и католическая европа

Обо всех событиях, объединявших истории Руси и Англии, сообщается в скандинавских сагах и европейских хрониках. Однако в русских летописях никакой информации о присутствии представителей английской знати не сообщается. Славянские книжники были больше сосредоточены на внутренних делах своей земли, чем на внешних акциях своих правителей. Тем не менее, европейские саги и хроники позволяют реконструировать широкие европейские связи Рюриковичей. Несмотря на свою отдалённость от Западной Европы, Киевская Русь косвенно участвовала в политических событиях Средневековья и обращала на себя внимание европейских дипломатов и интеллектуалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *