русь еще на заре своей истории формируется как образование
Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Содержание:
Возникновение (теория) государственности у восточных славян
Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.
Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.
Расселение восточных славян
До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).
Теории происхождения восточных славян:
В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.
Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».
Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.
Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.
Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.
Предпосылки возникновения государства
Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.
К внутренним относятся:
Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.
Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.
Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:
Предпосылки образования Древнерусского государства
Теории образования Древнерусского государства
В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.
Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.
Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).
Этапы формирования государства у восточных славян
I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).
II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).
III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.
Древнерусские князья и их политика
Князь Олег
Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.
Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.
Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.
В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.
Князь Игорь Рюрикович
В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.
Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.
Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.
Княгиня Ольга
Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.
После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:
Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.
Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.
Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.
Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.
Святослав Игоревич
Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.
Основные направления внешней политики:
1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:
После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.
2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.
Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.
Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.
Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.
Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)
Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.
Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.
Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.
Принятие христианства
Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.
Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.
Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.
Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».
Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.
Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.
Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.
В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.
Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:
Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.
Значение принятия христианства
Образование государства Русь
В течение V-VIII вв. славянские племена, взаимодействуя с коренным балтийским и финно-угорским населением, расселились по Восточно-Европейской равнине. Успешные военные походы, которые славяне осуществляли в земли более развитых соседей, прежде всего Византии, способствовали накоплению у племенной знати значительного объёма добычи. В результате ускорялась имущественная и социальная дифференциация восточнославянских племенных союзов, что стало одной из главных предпосылок появления государственности.
Основные причины появления государственности у восточных славян:
Таким образом, в результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII-IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Однако в исторической науке длительное время шли острые дискуссии вокруг проблемы возникновения Древнерусской государственности. В качестве главных оппонентов выступали норманисты и антинорманисты. Рассмотрим аргументы каждой из сторон.
Существует несколько теорий создания Киевской Руси. Норманская (предложили немецкие учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, приглашённые в Петербургскую академию наук). Сущность: созданием собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория экспорта государственности основывалась на «Повести временных лет», некоторых западноевропейских и византийских хрониках, скандинавском происхождении отдельных древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были по происхождению норманнами.
VIII-X вв. в европейской истории считаются временем викингов. Эти выходцы из Скандинавии, известные также как норманны, или варяги, проводили на своих драккарах многочисленные морские походы, которые сопровождались грабительскими нападениями на побережье европейских стран (Англии, Франции). Однако среди славянских племён они, прежде всего, воспринимались как торговые партнёры, чему способствовало наличие легендарного пути «из варяг в греки».
Впервые в землях восточных славян варяги появились ещё в VIII в., что подтверждается данными археологических раскопок Старой Ладоги — старейшего города Восточной Европы (753). Именно туда, в составе одной из торговых миссий, прибыл варяжский конунг (вождь) Рюрик, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, правившей на протяжении всего существования Древней Руси.
Опасность норманнской теории состоит в том, что она лишает русский народ инициативы, изображая его лишённым способности к самостоятельному историческому развитию.
Антинорманнская теория (М. Ломоносов предложил в XVIII в.) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства, основываясь на концепции невозможности привнесения государственности извне. По мнению М. Ломоносова, создание Древнерусского государства было результатом исключительно внутренних процессов в славянской среде.
Большинство современных российских исследователей (Е. Мельникова, В. Петрухин) являются сторонниками теории естественноисторического процесса. Не отрицая самого факта наличия на Руси норманнских дружин, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян. Сторонники данной теории апеллируют к тому, что не обнаружено сколь-либо значимого влияния варягов на хозяйственные и социально-политические институты славянства. Мало общего с норманнами имеют славянский язык и культура.
Не вызывает сомнения, что факт призвания варягов свидетельствует в первую очередь об истоках правившей несколько столетий на Руси княжеской династии, тогда как его влияние на формирование русской государственности не имело определяющего значения.
Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со 2-й половины IX в. до 30-х гг. XIII в. Истоками российской государственности принято считать 862 г., в котором новгородские бояре, стремясь преодолеть внутренние разногласия между чудью, кривичами и словенами, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика.
Относительно этимологии самого термина «Русь» историки также долго не могли прийти к единому знаменателю. Одна из версий связывает его происхождение с финно-угорским словом ruotsi, что означало «гребцы». Именно так финно-угорские племена называли своих соседей — скандинавов. В противовес этой версии сторонники антинорманнской теории утверждали, что корень «рос» был характерен для многих славянских топонимов — реки Рось, Роставица и др.
Многие современные историки сходятся во мнении, что изначально термин «Русь» имел не этническую, а скорее социальную окраску. Им обозначали варяжских конунгов и их многонациональную дружину воинов-гребцов. Скорее всего, они и подразумевались в «Бертинских анналах», где в описании событий 839 г. говорилось о визите послов «росов» к франкскому королю Людовику Благочестивому. И только спустя десятилетие данное название было распространено и на земли, пребывавшие под контролем Рюриковичей и их дружин.
Внутренняя политика великих киевских князей.
После смерти Рюрика (879) власть в Новгороде перешла к одному из его военачальников Олегу, ставшему регентом при малолетнем сыне умершего князя — Игоре. Спустя несколько лет Олег решил перенести свою резиденцию в Киев, находившийся в более выгодном геополитическом положении. Согласно летописным данным, там уже более двадцати лет при власти находился дуумвират князей Аскольда и Дира, которые осели в Киеве в 860 г., возвращаясь из похода на Константинополь.
Олег знал, что местное киевское боярство недовольно тесными контактами своих правителей с Византией, опасаясь, что следствием этого могло стать их насильственное обращение в христианство. Умело используя данные противоречия, Олегу очень легко удалось завладеть властью в Киеве, мотивируя это тем, что он отобрал престол у «самозванцев» Аскольда и Дира с целью усадить на него законного представителя династии Рюриковичей — Игоря.
В 882 г. князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.
Правление Олега (882-912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Вскоре под его властью оказались Чернигов, Переяслав, Смоленск, Любеч и др. Признание превосходства киевского князя заключалось в готовности платить дань и предоставлять по великокняжескому требованию собственное войско.
Во время одного из своих походов Олег погиб (по другой теории — умер от болезни). Несколько летописей, в том числе и «Повесть временных лет», распространили легендарную версию смерти Олега, которую он якобы получил от укуса змеи, которая пряталась в черепе его умершего любимого коня.
Сын легендарного Рюрика Игорь (912-945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян, и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье.
Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.
Его жена княгиня Ольга (945-964) своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую племенную элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В летописях существует несколько изложений мести княгини. Наиболее распространённой является та, в которой Ольга предложила древлянам выплатить дань птицами: по три голубя и три воробья с каждого двора. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц зажжённую паклю с серой и отпустить их. Голуби и воробьи вернулись к своим гнёздам под крыши домов, тем самым спровоцировав пожар в главном городе древлян.
В дальнейшем Ольга провела важные реформы: налоговую (погосты — места сбора дани, уставы — порядок сбора, уроки — определяли размер дани), административную (появление посадников). Они способствовали укреплению единства государства. Власть Киева окончательно признали тиверцы и усмирённые древляне. Княгиней рассматривалась проблема христианизации Руси (Ольга приняла христианство в 957 г.).
Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) прежде всего отметился активной внешнеполитической деятельностью. В 964-966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.
После смерти Святослава великокняжеский престол перешёл его старшему сыну Ярополку (972-980). Среднему сыну Олегу причиталась земля древлян, а младшему — Владимиру, матерью которого была ключница княгини Ольги Малуша, достался Новгород. Спустя некоторое время младшие братья вступили в борьбу с Ярополком за киевский престол. В этой борьбе был убит Олег. Владимиру пришлось временно покинуть Русь, выехав «за море» в Скандинавию. Собрав там дружину из наёмников-варягов, он возобновляет попытки получить власть в Киеве. Вскоре Ярополка убивают, и Владимир занимает великокняжеский престол.
Владимир Великий (978/980-1015) завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, историческую область на западе современной Украины, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн.
С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления Владимир провёл ряд реформ:
Принятие христианства
Среди мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси как централизованного государства, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира поднять авторитет языческих богов (980). С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество исчерпало себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.
Основные причины принятия христианства:
На тот момент уже существовали основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Соседи Руси — хазары — исповедовали иудаизм. При выборе веры Владимир, взвесив все плюсы и минусы каждой из указанных религий, остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям и было издавна известно на Руси (легендарное путешествие апостола Андрея Первозванного в I в., крещение киевских правителей Аскольда, Дира и княгини Ольги). Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти и допускала проведение богослужений на понятном для большинства народа языке, а не на латыни.
Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.
Крещение Руси. Последствия. Значение
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.
В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.
Международные связи Древней Руси
С момента своего основания Древнерусское государство проводило активную внешнюю политику, которая сочетала в себе военные захваты близлежащих территорий и дипломатические шаги. Основные цели международных связей Древней Руси заключались в стремлении укрепить международный авторитет, защитить границы государства и занять достойное место в европейской и азиатской торговле.
Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Волжская Булгария и Хазарский каганат.
С 915 г. князь Игорь противодействовал набегам печенегов, которые появились тогда на границах Руси. Во времена его правления началось масштабное строительство системы фортификационных сооружений, известных как «змиевы валы», завершённое уже Владимиром Великим.
Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу, который, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972). Они были объединением преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевавших в южно-русских степях и регулярно совершавших набеги на земли Древней Руси.
Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 и 911 гг. Свою победу он подчеркнул тем, что прибил свой щит на ворота Константинополя.
Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя. Эти договоры существенно укрепили позиции молодого государства на международной арене, однако некоторые современные исследователи считают, что по крайней мере один из двух походов имел легендарный характер.
Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 и 943 гг.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Флот русичей понёс значительные потери из-за применения противником «греческого огня». По новым договорённостям Киев терял контроль над частью черноморского побережья и устьем Днепра, был восстановлен сбор пошлины с русских купцов, а князь должен был предоставлять жену для участия в походах византийского императора.
Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.
Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке, не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправился в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.
Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, затем под Доростолом подписать мирное соглашение (971). Им предусматривалось, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма.
Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном I (958). Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа-миссионера Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся из-за прихода к власти язычника Святослава.
Во 2-й половине X в. у киевских князей стали возникать конфликты с Польским королевством из-за определения принадлежности ряда городов Червонной Руси (Перемышль, Червен и др.).
Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава в 966 г.).
Ключевое значение для развития международной торговли Руси имели путь «из варяг в греки» и Волжский торговый путь от города Ладога через Волгу до Каспийского моря, в Среднюю Азию, Персию, Закавказье. Основными статьями экспорта были:
Среди импортируемых товаров наибольший удельный вес имели:
Благодаря наличию этих торговых путей Русь была достаточно быстро интегрирована в единую коммуникационную систему, связавшую молодые государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.
Ключевые даты
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите причины, заставившие князя Владимира принять христианскую веру. Какие последствия этот шаг имел для развития Древнерусского государства?
Ответ. Основные причины принятия христианства: