русь дружинная 2021 воткинск
Русь дружинная 2021 воткинск
Официальная Республиканская общественно-политическая газета.
Издается с сентября 1917 года.
В Удмуртии в седьмой раз состоялся фестиваль военно-исторической реконструкции «Русь дружинная»
На границе июля и августа на поляне туркомплекса «Варяжская дружина» в Воткинском районе вновь собрались мечники и лучники, мастера-ремесленники и даже палачи со средневековыми приспособлениями для пыток, чтобы дать почувствовать собравшимся, что такое жизнь в Средневековье.
Первое правило клуба военно-исторической реконструкции – рассказывать о клубе военно-исторической реконструкции. Рассказывать, показывать, увлекать в свой мир. Честное слово, если бы у главного героя «Бойцовского клуба» Чака Паланика был знакомый, который смог бы отвести его на тренировку по историческому фехтованию, история бы получилась совсем другая: молодому человеку, которому в мирные годы некуда было стравить силу и ярость, не нужны бы были воображаемый друг и подпольные бои, он от души колошматил бы мечом или фальшионом (широким, мощным клинком) противников по шлемам, по стали на плечах, руках и ногах, получал бы град ударов сам, потел бы до чёртиков в тяжеленном доспехе, надетом на стёганные куртку и штаны, а потом падал бы без сил и засыпал уставшим и счастливым. Залечивал бы разрывы сухожилий, синяки, растяжения, но чувствовал бы себя настоящим мужчиной и воином. Как это происходит, можно каждый год наблюдать на «Руси дружинной».
Минута – это много
Ристалище – центр притяжения большой фестивальной поляны. Здесь в течение нескольких часов продолжаются турниры по историческому фехтованию. Если при слове «фехтование» вы вспомнили кавалеров в бархатных камзолах и изящные выпады со шпагой, как в «Трёх мушкетёрах», то… зря. Историческое фехтование – это весь комплекс старинной воинской практики, включающий в том числе рыцарские турниры с мечами. В камзоле тут не выживешь. Каждый воин тут действительно собирается на суровый бой: на стёганые куртку и штаны надевается полный латный доспех (как правило, в традиции Западной Европы XII-XV вв.): корпус, «ноги», «руки», шлем с забралом. Даже обувь стальная. Поверх доспеха часто накидывается котта (льняная туника) в цветах клуба, к которому принадлежит воин.
Сначала проходит турнир в индивидуальном зачёте «один на один», потом схватки «три на три», «пять на пять» и бугурты – массовые бои (настоящее рубилово, когда в конце на поле ристалища лежит полтора десятка поверженных воинов в тяжёлых доспехах). В индивидуальных турнирах воины бьются по два тура – один с мечом и щитом, второй – без щита, свободную руку защищает латная рукавица. Каждый тур длится минуту, за это время нужно нанести сопернику как можно больше ударов (удары по голове и корпусу самые результативные, за них дают два очка, а за попадание в ногу или руку – по одному). Кажется, что минута – это очень мало. Но после боя сильные, тренированные воины вываливаются за ограждение ристалища, стаскивают с багровых лиц шлемы: мокрые волосы (часто романтически длинные, схваченные в хвост) прилипли к коже, помощники толкают им в руки кружки с водой, льют прохладную воду за шиворот. Вышедшие в следующий тур (полуфинал, финал), не снимая доспехов, растягиваются на лавке или прямо на земле…
А на ристалище уже идёт следующий бой – два неповоротливых на первый взгляд, закованных в сплошную сталь воина стремительно атакуют друг друга, наносят совсем не «декоративные» удары – после некоторых, особенно яростных от доспеха отрывается деталь и снарядом отлетает в сторону зрительских трибун. Смятые доспехи, отбитые детали и погнутые мечи тут же на поляне восстанавливает (распрямляет, приклёпывает) кузнец Александра Муратдымова, она приехала сюда с наковальней и комплектом инструментов, зная, что работы хватит.
Глубокое погружение
Разделения на весовые категории на турнире нет, и, судя по всему, в нём нет нужды. В финале бьются 70-килограммовый и 120-килограммовый воины, и до последних секунд явного преимущества нет ни у одного – оба стремительные, техничные, по-азартному злые (вся ярость уходит после окончания боя: покидая ристалище, воины доброжелательно обнимаются). В конце концов, маршал (главный судья и распорядитель боёв) оглашает, что с преимуществом в одно очко победителем этого года стал Егор Александров – легат клуба «Легион» из Уфы, сражающийся за клуб военно-исторической реконструкции «Ганзейский союз».
Пауза на короткий отдых, душ (медицинское сопровождение и гигиена на «Руси дружинной», как и на других фестивалях военно-исторической реконструкции, к счастью, не средневековые) и заботу о доспехе (сталь нужно смазать силиконовым маслом, чтобы не ржавела) – и мы с Егором сидим на деревянной скамье у шатров «Ганзы» и разговариваем о том, что значит быть воином-реконструктором в XXI веке.
– Мне 34 года и ровно половину жизни, 17 лет, я занимаюсь историческим фехтованием. Подростком много читал, смотрел историко-приключенческие фильмы, но этого было мало, хотелось более глубокого погружения. Через друзей узнал, что в городе есть тренировки по историческим боям, пришёл туда, увидел мужчин в кольчугах, которые рубятся на мечах, и понял, что мне это нужно. На первом турнире в 2004 году меня побили – сильно, больно. Мне понравилось, я остался. Сейчас к нам в клуб приходят ребята 12-14 лет, после тренировки проклинают лестницы, потому что больно спускаться и подниматься – мышцы болят. И они остаются с нами навсегда!
– Сколько весит полный доспех?
– Мой в комплекте со щитом – под 35 кг (бывают и легче, «всего» 20-25 кг), шлем 5-6 кг, меч килограмма полтора. Реконструкторское движение с тех пор, как я в него пришёл, очень продвинулось. Шутки про доспехи из линолеума в конце 90-х – начале «нулевых» на самом деле не шутки. Тогда у нас на клуб было 4-5 кольчуг, которые мы сплели сами, и 3 шлема. Сейчас можно экипироваться очень хорошо.
– Насколько тот бой, который мы видим на ристалище, похож на исторический?
– Техника боя эволюционировала, но эргономика движений осталась прежней – у человека же до сих пор две руки, две ноги. Некоторое время назад в Западной Европе появилось движение historical European martial arts (HEMA) – историческое европейское воинское искусство. Его последователи стараются максимально точно воспроизвести зафиксированные в фехтбуках (средневековых фехтовальных фолиантах) движения, реконструировать технику ударов. Это красиво и эффектно. Но на турнирах важно биться сильно, больно и быстро – как мы и делаем.
– Много тренируетесь?
– Три раза в неделю (это обычная частота тренировок), по возможности в доспехе. К концу тренировки это тело дотащивается до выхода из спортзала, я снимают доспех, и появляется ощущение, что я умею летать! Но на самом деле уже много лет я беру не физической формой, а знаниями, опытом, навыками.
– Травмы у вас были?
– Были, но, скорее, по дурости. И спина отказывала, и колени (после того, как выступил подряд на 6-8 турнирах, не заботясь о профилактике, был вынужден восстанавливаться три года). Удары в историческом фехтовании мощные. Сильный боец незаточенным мечом может через защиту на руке подрубить противнику сухожилие.
– Вы так тепло улыбнулись противнику после окончания боя (да и он вам в ответ). Не видела бы своими глазами, не поверила бы, что вы только что «гвоздили» друг друга изо всех сил.
– Мы же пришли не убивать друг друга, а силами и навыками померяться. Я, кстати, прошёл тренинг личностного роста и позитивного мышления. И самому было интересно, смогу ли с позитивным мышлением бить людей – для этого же нужны здоровые ярость и злость. Но всё оказалось как обычно: когда выходишь на ристалище, входишь в раж. Появляется особое состояние, когда ты видишь всё поле целиком – каждый гвоздик в ограде, каждого человека на трибунах. Мгновенно оцениваешь противника и понимаешь, как с ним лучше биться…
– Здесь турнирные соревнования, то есть регламентированные бои, которые в любой момент может остановить судья. А в настоящей исторической битве сколько бы вы продержались?
– Чего больше всего хочется после боя?
Русь дружинная 2021 воткинск
Официальная Республиканская общественно-политическая газета.
Издается с сентября 1917 года.
«Русь дружинная» собралась в Удмуртии в шестой раз
Фестиваль исторической реконструкции «Русь дружинная» снова объединил тевтонских рыцарей, княжеских ратников, ордынских лучников, кузнецов-оружейников, кожевенников, стеклодувов, гончаров – многочисленную компанию наших современников, вдохновлённых средневековой историей с её воинскими искусствами, ремёслами, музыкой, играми, преданьями «старины глубокой».
Постоянные организаторы фестиваля, туркомплекс «Варяжская дружина» и военно-исторический клуб «Стезя прави», не сомневались – нынешней «Руси дружинной» быть. На их призыв откликнулись клубы реконструкторов и ремесленники из разных районов Удмуртии, Пермского края, Кировской области, Москвы. Огромная поляна под стенами крепости «Варяжской дружины» была заполнена.
Карнавал, ярмарка, праздник
Сколько бы раз ты ни бывал на «Руси дружинной», в первые минуты глаза не могут насытиться открывающейся картиной. Вокруг десятки мужчин и женщин в живописных нарядах. Разноцветные шерстяные чулки, узенькие курточки-колеты и мягкие кожаные сапожки с острыми носами – на юношах, увлечённых эпохой Возрождения. Платья из шерсти или льна, вышитые блузы, замысловатые головные уборы и россыпь украшений на лбу и на висках, охватывающих шею и ложащихся на грудь, вплетённых в косы и позвякивающих на запястьях – на женщинах, восстанавливающих исторические костюмы француженок, новгородок, кочевниц прошлых веков.
Не игра, а жизнь
Реконструкторы в дни фестиваля как будто торопятся «нажиться» в своей любимой эпохе. На это же обращают внимание и участники «Руси дружинной» из деревни Чекерово Якшур-Бодьинского района Удмуртии Родослав и Яна Коносаевы, музыканты ансамбля русской фольклорной, духовной и казачьей песни «Ярга»:
– Мы с большим интересом и уважением наблюдаем за участниками клубов исторической реконструкции. Они много знают, разбираются в культуре того периода, которым занимаются. Но для них это в большей степени игра, карнавал. Они наряжаются в исторические костюмы на несколько часов на фестивалях, а в остальное время живут обычной жизнью XXI века – носят джинсы, едят фастфуд, следуют современной морали. А для нас это погружение в традиционную культуру не игра, а жизнь. Мы каждый день делаем то, что завещано традицией, это наш образ жизни: мы возделываем землю, собираем урожай, воспитываем детей в культуре предков, сами соблюдаем бытовые правила.
Родослав и Яна Коносаевы
Яна добавляет: «Джинсы не ношу вообще. Шью себе платья из натуральных тканей. То платье, что на мне надето, не карнавальное, я ношу его часто – могу в город в нём поехать, в гости пойти». Её поддерживает муж: «И мой костюм – применение на практике повседневной «моды» предков. Тут и льняная рубаха с вышитым воротом, и широкие порты. Это не казачьи шаровары: такие штаны издавна носили на праздники и на полевые работы практически все славяне. Идя в лес на охоту, они надевали узкие штаны, облегающие бёдра, чтобы лишний раз за ветки не цепляться, а вот для полевых работ, боевых тренировок, танцев и для верховой езды удобнее свободные широкие порты – не жарко в них, и тело получает свободу движения».
Фото Анны Вардугиной
Коносаевы называют себя продолжателями традиционной славянской дохристианской культуры. Родослав доброжелательно объясняет:
– Жить по традициям предков – потребность души. Мы приняли культуру славян: жить в своём доме, на своей земле, кормиться за счёт своего труда. Каждый выбирает свой путь сам: быть наёмным работником в городе или жить своим домом на земле. Мы с женой свой выбор сделали: 11 лет назад уехали из Ижевска в деревню, обосновались, взяли гектар земли, сегодня у нас свои коровы, лошади, овцы, куры. На нашем столе молочные продукты, мясо и овощи из собственного хозяйства. Мясо, молоко и сыры производим в таком количестве, что даже продаём – к нашей радости, сегодня достаточно высокий спрос на экологичные продукты.
Фото Анны Вардугиной
На «Руси дружинной» Родослав учил подростков и молодых людей базовым движениям в обращении с казацкой шашкой (приёмами двуручного боя казацкой шашкой Родослав владеет отменно), всем желающим объяснял правила настольной игры, которая пришла в Россию много веков назад. На разделённой на квадраты доске передвигаются черные и белые резные фигуры, а Родослав объясняет: «Игру хнефатафл придумали норвежцы, в Скандинавии в неё играли с незапамятных времён, в XIII веке «варяги» привезли её на русскую землю. Здесь игра пришлась ко двору и получила новое название – тавлеи».
О том, как молодой горожанин в начале третьего тысячелетия поверил в идеалы русичей более чем тысячелетней давности, Родослав вспоминает:
– С юности был настоящим меломаном, но лет в 14 слушал в основном западный рок, а потом услышал так называемый славянский рок и понял: вот они – мои корни. Как будто почувствовал зов предков, услышал их голос в себе. Начал изучать дохристианскую культуру своей земли – обряды, традиции, обычаи, религиозные верования, уклад жизни. Постепенно погружался всё глубже: всё, что я читал в достойных доверия источниках, отзывалось во мне согласием – я понял, что тоже хочу жить по таким принципам. Мне очень близка идея жить по совести, в ладу и согласии с природой, почитать богов и предков.
В 19 лет Родослав отпустил бороду и носит её уже 13 лет. На его спине между лопаток лежит коса – Родослав признаётся, что сам плести ровную косу не умеет, перед выступлениями и праздниками прическу ему сооружает жена, а в повседневной жизни свою «гриву» он просто собирает в пучки, стричься и бриться не собирается:
– Борода в нашей культуре – это БОгатство РОДА. Отращивать волосы для мужчины тоже считалось правильным – это было признаком его зрелости.
Я не могла не полюбопытствовать, что за деревня стала домом для истовых поборников древности. Оказалось, в старинной деревне Чекерово (ей уже более 250 лет) и сегодня старые праздники гуляют всей деревней. Например, на Масленицу здесь не просто чучело жгут, чтоб веселее горело, а осознанно провожают Зиму-Маренушку, встречают весеннее равноденствие, чествуют пробуждение природы. Мужчины сходятся стенка на стенку (не так страшно, как в фильме «Сибирский цирюльник», но и не жалея сил), потом все вместе пьют горячущий травяной чай и едят древние символы Масленицы – «солнечные» блины, которые тут же и пекут.
Как бы всё успеть?
Меж тем фестиваль бурлил – одновременно работали несколько площадок. На ристалище ратники сшибались в поединках так, что искры летели от удара стали о сталь. На стрельбище мужские и женские «тройки» плавно поднимали изогнутые луки (многие созданные как точные исторические реплики славянских, ордынских или западноевропейских средневековых луков) с вложенной в тетиву стрелой, плавным и сильным движением отпуская её в полёт. Короткий свист – и стрелы впивались в срезы дерева, установленные как мишени. Попадание в первое годовое кольцо – десятка! На сцене без перерывов играли фолк-коллективы, а на поляне перед сценой самозабвенно танцевали зрители. В городке мастеров ремесленники учили всех желающих премудростям гончарных, стекольных, ювелирных дел. Но обо всём этом подробнее – в следующий раз.
Продолжение следует.
Туркомплекс «Варяжская дружина»
2. Стоимость дневного пребывания:
Выходные (Пт., Сб.) и праздничные дни Будни(Вс-Чт): | min 15 чел. min 10 чел. | 1500 руб/чел. 1000 руб/чел. |
Баня: 2000 руб/час (до 10 человек). Включает:
Парную с возможностью влажного и сухого пара;
Помывочную с двумя душевыми + русский душ;
Комнату отдыха;
Санузел;
Полотенца;
Простыни.
Минимальный заказ бани на 2 часа.
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
Моя Удмуртия
«Элькуновидение» перенесено на январь, но это не значит, что мы к нему не готовимся! А еще каждый, кто придет в национальном удмуртском костюме на супер-концерт, который, как мы надеемся, состоится 30 января, сможет получить бонусный жетон и проголосовать за полюбившегося артиста дважды!
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
У многих из вас возникает вопрос: работает ли комплекс, можно ли погостить в доме и чем заняться?
С удовольствием отвечаем. Комплекс работает круглый год. Наш дом отапливается и готов принять вас в любую погоду. В крепости продолжают работать интерактивные площадки: лучно-арбалетный тир, метательный тир.
Показать полностью.
Так же совместно с конным клубом мы можем устроить для вас урок верховой езды, конную прогулку и мастер-класс по уходу за лошадьми. После прогулки согреем вас в доме налив горячий травяной чай.
Вечер Вы сможете провести у русской печи в кругу близких для вас людей и приготовить яства, будь то плов или овощи на гриле.
А для тех, кто любит легкий пар мы подготовим нашу баню:
— здесь прекрасная печь на дровах;
— отдельная уютная парная;
— душ с артезианской водой;
— ароматный травяной чай и душистый мед.
Режим работы: по предварительной брони
Забронировать программу можно позвонив по номеру телефона 56-30-13
или написать мне Ольга Сергеева личным сообщением
С любовью к своему делу, Николай и Ольга Сергеевы
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
РУСЬ ДРУЖИННАЯ ФЕСТИВАЛЬ
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
ТУРИСТ. Ижевск. Туры и экскурсии.
— Что это пролетело?
— Выходные.
Последний поезд с программой тура по трем городам проехал по своему маршруту в эти выходные. 7 вагонов довольных туристов гуляли по Казани, Самаре и Тольятти. Цирк Казани похож на летающую тарелку, Кул Шариф и Кремль на месте. Мы проверяли.
Показать полностью.
А уже сегодня мы отмечаем всем офисом всемирный день туризма. Знали ли вы, что туризм — уникальная отрасль, обеспечивающая работой каждого десятого человека на планете? В путешествиях мы не только отдыхаем, но и учимся, развиваем культурные и социальные связи. Узнаем больше о мире, а значит и самих себя. Поздравляем вас с праздником! И желаем вам приключений.
Некоторых поездка в Самару так впечатлила, что появилось желание вернуться туда снова и провести в ней больше времени. И это круто. Мы открываем вам нашу страну именно поэтому. Чтобы вам самим хотелось узнать её больше, планировать поездки с нами или самостоятельно, но не сидеть на месте.
Группа туристов ездила в Воткинск. Погружались в историю прошлых веков, ели лепешки в средневековом тереме, слушали о быте семьи Чайковского в музее-усадьбе.
Если ваши выходные пронеслись в бытовых делах и заботах так быстро, что вы их не заметили, то попробуйте изменить вводные. Забронируйте тур на выходные уже сейчас.
В октябре у нас насыщенная программа: новый тур в Киров, поездки в театр «Парафраз», Елабугу, Сарапул, Малую Пургу. Наконец-то снова тур в Игру на дегустацию пельменей и авторская обзорная экскурсия по Ижевску от Юлии Филимоновой. Хотите нас поздравить? Едем с нами, ваши улыбки — наш лучший подарок.
Делитесь своими яркими впечатлениями от выходных в компании «Туриста» и Экскурсионного центра «Влюбиться в Удмуртию» в комментариях. Ждём ваши фото из наших поездок. С праздником!
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
Сергей Чирков
Туркомплекс «Варяжская дружина» запись закреплена
Veres photo/Верес фото. Ижевск
А Вересы были на фестивале исторической реконструкции, аж в седьмой раз!
Спасибо, Русь Дружинная за море позитива, ощущений, эмоций, целебной энергетики! Спасибо огромное!
#русьдружинная #вересфото #randomreel #хмельнаяворга