русь 11 12 веков общая характеристика

Главные особенности Киевской Руси в 9-12 веках

В глубокой древности Киевская Русь стала одним из первых государств восточных славян, которое существенно расширило свои территории. Местные жители активно ассимилировались с различными племенами, впитав их культуру и традиции, что привело к созданию многонационального государства. Киевская Русь в 9−12 веках — это динамично развивающееся княжество, которое постоянно сражались за доминирование в регионе.

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристика

Ранний период

Первое упоминание о древнерусском государстве относится к IX веку. Именно в это время впервые упоминается город Киев, жители которого поклонялись языческим богам. Они занимались сельским хозяйством и торговлей. В 860 году один из первых киевских князей совершает поход на Константинополь, однако взять этот древний город не удалось. В последующем Русь стремительно развивалась, в том числе расширяя свою территорию на северо-восток и на юг.

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристика

Первоначально в Киеве правили различные местные воеводы. Однако в 862 году на вече, на котором присутствовали проживающие в этом городе финно-угорские и славянские племена, было принято решение призвать варягов на княжение. Ранее на Руси было принято платить скандинавам дань пушниной и другими ценностями. После того как их призвали на киевский престол, это государство уже стало полностью самостоятельным. Династия варяга Рюрика в последующем утвердилась на троне и правила на протяжении более чем четырех столетий.

Вместе с Рюриком в 862 году в Киев пришли многочисленные скандинавы-дружинники, что существенно укрепило боевую мощь только создающегося государства. Это позволило установить контроль над торговыми путями. Киев стал быстро расти, увеличились поступления в казну.

В 1010 году после смерти Владимира на трон садится его сын Ярослав Мудрый. Именно при этом государе во многих городах Руси стали строиться христианские храмы. Он заключил мирный договор со Швецией, наладил отношения со Священной Римской империей и Византией. При нем жители вздохнули от военных авантюр Владимира. Если и были локальные конфликты, то они не приводили к большому числу жертв. Именно время правления Ярослава Мудрого называют «Золотым веком Киевской Руси».

Русь в XI—XII вв. еках

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристика

Особенности этого периода:

В начале XII века на трон в Киеве садится Владимир Мономах, который смог жесткими мерами отчасти приостановить распад Руси. Однако после его смерти в 1125 году со стороны Кавказа возвращаются половецкие орды, а многочисленные удельные города не хотели отправлять своих людей на защиту далёких южных пределов.

Уже во второй половине XII века Киевская Русь начинает быстро распадаться на отдельные княжества, в том числе Новгород, Полоцк и ряд других северных земель. Всё это привело к значительному ослаблению централизованной государственной власти, подготовив основу для разрушительного монголо-татарского вторжения.

Карта Киевской Руси в 9−12 веках начинает быстро изменяться. В это же время начинаются многочисленные войны как на юге с половцами, так и на западе с галицко-волынскими князьями. Киев теряет былую власть. Растёт влияние владимиро-суздальских правителей. Уже после вторжения монголов столица была перенесена в только появившийся город Москва. Началась история нового государства России, которое выросло на основах развалившейся Золотой орды.

История Киевской Руси IX—XII вв. еков включает как периоды мирной жизни, так и времена, когда правители практически не возвращались с военных походов, всю свою жизнь проводя в седле. По мере развития государства было принято христианство, увеличилась территория страны. Однако в последующем появилась феодальная раздробленность, которая привела к распаду.

Источник

Русская культура в 11- первой трети 12 веков

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.

Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской богоматери», выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Источник

Русские земли в XI–XII веках

Эволюция древнерусской государственности в XI–XII веках. Международные связи Киевской Руси. Раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей. Феодальная раздробленность в Древней Руси. Внешняя политика отдельных княжеств.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления02.02.2014
Размер файла28,1 K

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ ВПО «Калининградский Государственный Технический Университет»

Городник Роман Михайлович

Погодина Екатерина Николаевна

2. Международные связи древнерусских земель

Список используемой литературы

древнерусский государственность феодальный раздробленность

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные, централизаторские тенденции.

— раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа «по старшинству» (к старшему в роду);

— постоянные княжеские усобицы, в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц, не согласных с «лествичным правом»;

— рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей, обладавших значительными материальными ресурсами;

— натуральный характер хозяйства, сходность номенклатуры производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обуславливало самообеспеченность, самодостаточность каждой из земель, слабость стимулов к развитию торговых, межрегиональных экономических связей;

— активное развитие ремесел, что укрепляло автаркические тенденции;

— рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни;

— усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату.

Борьба центростремительных (объединительных, скрепляющих под единым на-чалом) и центробежных (разделяющих, стремящихся к самостоятельному существованию) сил длительное время была главной проблемой феодальной эпохи в истории большинства стран Европы и Азии.. Но раздробленность, разобщенность, взаимное ослабление военно-экономических потенциалов по-разному влияли на различные цивилизационные системы. Япония, ослабленная феодальными распрями, избежала вторжения монгольских завоевателей в XIII в. только благодаря своему островному положению. К тому же ками-кадзе («священный ветер») разметал флот, на котором перевозили свою армию в Японию северные завоеватели. Китай, Индия, Арабский халифат подверглись разгрому, были под-чинены. На Западную Европу, где, например, быстро распалась империя Каролингов, у кочевников не хватило сил, так как они были потрачены на предыдущие экспедиции, в частности, на покорение русских земель в 1237-1243 годах.

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. Современные исследователи считают, что в Новгороде были элементы представительной демократии. Сначала проходили собрания свободных полноправных мужчин по улицам, по пяти «концам», на которые делилась новгородская территория. На общее собрание попадали несколько сот «золотых поясов», то есть наиболее богатых бояр, купцов (новгородских аристократов, олигархов того времени) из ограниченного круга семей, которые диктовали свою волю всем остальным. Посадники были выходцами из ограниченного круга новгородских семей (своеобразные «династии»). Так что новгородская демократия, как и любая другая, была относительной.

Ввиду бедности почв и низких урожаев зерновых главным занятием новгородцев была торговля с Европой продуктами, добытыми охотой, рыболовством, бортничеством, а также скотоводством. В состав Новгородской земли входила Водская пятина (между реками Волхов и Луга), территория которой входит в состав Ленинградской области. Новгородцы защищали свои земли от скандинавов. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152).

Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие.

Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Кие-вом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пы-тался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.

Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависимость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер.

Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).

На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество (на территории современной Белоруссии)

2. Международные связи древнерусских земель

Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.

1. Активное развитие ремесла.

2. Рост и усиление городов.

3. Заселение ещё неосвоенных земель.

4. Развитие внутренней торговли.

5. Прокладывание дорог.

6. Расцвет культурной жизни княжеств.

7. Усиление местного аппарата управления.

2. Велись бесконечные междоусобные войны.

3. Ослаблялся военный потенциал страны.

4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Рюриковичи устанавливали торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения с соседними государствами и правителями. В период расцвета (980-1132) древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств.

Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества.

В Новгороде проживало немало ремесленников, которые работали преимущественно на заказ. Но главную роль в жизни города и всей Новгородской земли играли купцы. Их объединение при церкви Параскевы Пятницы было известно с XII в. Его участники вели дальнюю, то есть заморскую, зарубежную торговлю. Торговцы воском объединялись в Иванское купечество. С другими русскими землями вели торговлю поморские купцы, низовские купцы и другие предпринимательские артели.

Разнообразные договорные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и другими.

Ярослав Мудрый в 1036 году наголову разгромил печенегов, которые стали служить русским князьям или откочевали в Венгрию. В 1068 году началась борьба русского народа против половцев, которая шла с переменным успехом из-за разгоравшихся междоусобиц внутри Дома Рюриковичей. В правление Владимира II Мономаха были нанесены серьезные поражения половцам, с которыми стали развиваться по преимуществу мирные отношения.

На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 год вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.

В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику.

Список использованных источников и литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Феодальная раздробленность в Древней Руси XII-XV вв. и особенности права того времени. Правовые системы Новгородской и Псковской республики. Процесс выделения удельных княжеств. Создание многочисленный групп боярства в Галицко-Волынском княжестве.

реферат [41,8 K], добавлен 26.12.2009

дипломная работа [65,4 K], добавлен 18.09.2008

Русские княжества и земли в XII–XIII веках. Факторы политической раздробленности Киевского государства. Особенности социально-экономического развития и политического устройства на примере Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской, Новгородской земли.

презентация [68,0 K], добавлен 17.10.2016

Причины феодальной раздробленности на Руси, начало обособления русских княжеств, их выделение и формирование конфедерации на территории Киевского государства. Борьба русских князей за территории. Монголо-татарское нашествие на Русь и установление ига.

контрольная работа [52,7 K], добавлен 10.11.2010

Феодальная раздробленность как форма организации общества, характеризующаяся экономическим усилием вотчинных владений и политической децентрализацией государства. Знакомство с особенностями политического устройства русских земель в XI-XIII веках.

реферат [25,5 K], добавлен 13.05.2015

Источник

Киевская Русь в 12-м веке

К концу 11-го — началу 12-го в. Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства: появилась регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство. Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города: к началу 12-го в. на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего 12-й в. (его вторая половина) ознаменован постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси

Причин для ослабления Киевского княжества было несколько:

Несмотря на все более тяжелое положение дел, князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) предпринимал попытки снова объединить Русь под началом Киева, которые, однако, не увенчались успехом. Уже к концу 12-го в. центр Руси все больше смещался в сторону Владимиро-Суздальского княжества. Хотя Киев не утратил своего политического влияния вплоть до начала монголо-татарского нашествия, в конце 12-го в. серьезную конкуренцию старой столице составлял Владимир.

Усиление отдельных княжеств привело к тому, что страна стала более разрозненной, в регионах стали появляться собственные центры власти, объединявшие под своим началом несколько близлежащих княжеств. Экономическая и политическая жизнь Руси к концу века также потеряла централизованность.

Развитие феодализма в 12-м в.

В 12-м в. фактически завершается процесс формирования социальной структуры общества, характерной для большинства средневековых государств: общество делится на свободных и зависимых людей, появляются социальные слои.

С развитием общества и экономики все большее значение стали играть поземельные интересы. Князья, ранее обладавшие большей частью всех земельных владений, постепенно передавали часть своих административных прав на земли боярам и монастырям, чтобы те могли самостоятельно заниматься сбором дани с вверенных им территорий, освобождая от этого самих князей. Так начала формироваться система частного, боярского и монастырского землевладения. Позднее бояре и монастыри, получившие права на землю, смогли расширить собственные хозяйства за счет княжеских территорий; в этих новых, более обширных хозяйствах все чаще работали крестьяне, должники или те, кто искал защиты у боярина. Феодализм развивался.

Внешняя политика

Основное направление внешней политики в этот период — борьба с кочевниками, которые периодически нападали на Русь, а также попытки завоевать некоторые близлежащие земли и установить прочные контакты с пограничными европейскими княжествами.

Быт и культура Руси в 12-м в.

Культура Киевской Руси в 12-м в. формировалась под влиянием языческих традиций и древнего быта, а также традиций недавно принятого христианства. Традиционная русская культура со всеми ее национальными чертами и отличиями в этот период только начинает свое становление — развиваются новые ремесла, изобразительное искусство, зодчество.

Источник

Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси в XI – первой трети XII в

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича.

Правление Ярослава Мудрого.

Разработка законодательства на Руси.

Правление Владимира Мономаха и Мстислава Великого.

Список использованных источников

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов-русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Цель работы заключается в изучении политического и социально-экономичсекого развития Киевской Руси в XI – первой трети XII в.в.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать положение Киевского государства после правления Владимира Святославовича;

— рассмотреть Киевское государство в годы правления Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и Мстислава Великого;

— ознакомится с законодательством Киевской Руси.

Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича.

Около 988 г. Владимир I Святославич (Красно Солнышко) провёл, по мнению некоторых историков, административную реформу. Вожди племенных княжеств в разных городах государства были заменены сыновьями Владимира, «светлые» и «великие» князья – местная племенная знать – были устранены. В результате этой реформы значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени не только в великокняжеском домене, но и по всей территории государства, от имени киевского князя собиралась дань, и вершилось правосудие. Наместниками Великого князя назначались его сыновья и старшие дружинники. Это способствовало укреплению рубежей государства. Однако полностью победить тенденцию к сепаратизму не удалось. В самом конце жизни (около 1014 г.) Владимир столкнулся с непокорностью своих сыновей. Ярослав Владимирович, который сидел наместником отца в Новгороде, дал новгородцам грамоту, освобождавшую от уплаты дани Киеву (поскольку грамота не обнаружена, возможно, это легенда, придуманная впоследствии новгородцами). Владимир даже собирался организовать поход против своего непокорного сына и командование им собирался возложить на Бориса и Глеба, но не успел. «Ярослав… порвал с отцом», ибо, будучи обязан отсылать в Киев 2/3 собираемой дани, оставил всю её себе. Это вызвало конфликт. Владимир в 1015 г. собрал войско для похода на Новгород». [1]

«Уже в конце княжения Владимира обнаружились явные признаки, угрожающие целостному существованию древнерусского государства. речь идёт о поведении Новгорода, где в качестве посадника, подручника киевского князя, сидел в это время сын Владимира, Ярослав. Долго живя здесь он крепко сросся с местными узко новгородскими интересами. Неудевительно, что у Ярослава, хотя и подручного отцу, возникли политические планы, навеянные общей обстановкой новгородской жизни. Ярослав идёт не с отцом, а с новгородскими боярами. В этом отношении он не представлял собой исключения. Его братья – Глеб Муромский, святослав Древлянский и Мстислав Тмутараканский – каждый в своей области были, по-видимому, в своих отношениях к Киеву и в планах на будущее солидарны с ним». [3]

Л.Н. Гумилёв считал, что за сыновьями Владимира стояли выразители трёх сложившихся на Руси направлений: «языческой реакции – Ярослав, западничесва – Святополк и болгарофильства – Борис. Видимо, было и грекофильское направление – былые сторонники преданного Ярополка, вождь коих – Варяжко – убежал к печенегам». [12]

Вначале власть в Киеве захватил Святополк. Пол его приказу были убиты трое его братьев – Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.

Церковь же в 1072 г. канонизировала братьев Бориса и Глеба, они стали первыми русскими святыми. [9]

В Норвежском государственном архиве среди других древних текстов сохранилась «Сага об Эймунде». Эта рукопись, по мнению специалистов, датируется 1150 – 1200 гг.

Сага представляет собой незатейливое повествование о по­ходах норвежского конунга Эймунда. В ней идёт рассказ о противостоянии Ярицлейфа (Ярослава), которому служили варяги, и Бурицлейфа (Бориса). [8]

В Новгороде занимал престол Ярослав Владимирович, который тоже решает вступить в борьбу за власть. Святополк опирался на помощь своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. В 1018 г. он нанес Ярославу поражение в битве на берегах Буга. [6]

Приблизительно в 1016 г. создается первый текст Русской Правды. Возможно, речь шла только о первых 19 статьях, которые должны были огра­ничить кровную месть и урегулировать отношения новгородцев с варяж­скими дружинниками. [7]

В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Великим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский и нанес ему поражение недалеко от Чернигова. В результате Ярослав был вынужден со­гласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходила к Мстисла­ву, а западнее Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти в 1035(1036) г. Мстислава.

В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике.

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, на город напали печенеги. Однако вернувшийся Ярослав разгромил их. Впоследствии на месте этого сражения был поставлен храм Святой Софии Киевской.

В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торго­вых интересов русских купцов, но закончился он неудачей: русский флот был разбит бурей и сожжен «греческим огнем» (выбрасывавшаяся из труб горючая смесь). Во время этого похода многие русские попали в плен к гре­кам, часть из них вместе с воеводой Вышатой впоследствии были ослепле­ны и отпущены на Русь. Вскоре конфликт был улажен, и в 1047 г. русский отряд уже помогал Константину IX Мономаху подавить мятеж феодалов.

Время правления Ярослава Мудрого считается расцветом Киевской Руси. В его правление даже впервые удалось назначить киевским митрополи­том русского священнослужителя, писателя Иллариона (1054).

Правление Ярослава Мудрого.

В 1019 г. когда Ярослав объединил Киевскую и Новгородскую земли, Полоцкая земля отказалась подчиниться Ярославу. Полоцкий князь объявил мятеж, который вскоре был подавлен войском государя. Также, Ярославу, отказался подчиниться и Мстислав, который на тот момент находился на Таманском полуострове и правил Тмутараканским княжеством.

Решающее сражение между Ярославом и Мстиславом произошло вблизи Чернигова в 1024 г., в результате которого Ярослав, потерпев поражение, бежал с поля боя в Новгород. Тмутараканский князь, в свою очередь, не претендовал на Киев, он взял лишь себе Черниговскую землю. А в Киеве правили Ярославские сподвижники. Спустя два года, Ярослав, собрав новое войско в Новгороде, вернулся в Киев. Тогда Мстислав и Ярослав не стали противоборствовать друг другу и заключили мир. Этот мир продлился довольно-таки долго и лишь в 1036 г. после смерти Мстислава, Черниговская и Тмутараканская земли отошли Ярославу. В итоге все русские земли были собраны в единое государство.

Как и его предшественники Ярослав стремился к укреплению государства, поэтому в наиболее важных регионах посадил править своих сыновей. В Новгороде сначала правил его старший сын Владимир, а после его смерти наместником стал Изяслав. В Чернигове правил Святослав, а в Переяславле Всеволод. Для укрепления авторитета на международной арене сыновья Ярослава взяли в жены дочерей польского короля Мешко II, византийского императора Константина Мономаха и немецкого графа. А дочери Ярослава стали королевами Венгрии, Норвегии и Дании, Франции.

Также Ярославом осуществлялись и военные походы. В 1036 году русскую землю вновь атаковали печенеги. Государь, собрав рать, дал им отпор, в результате которого печенеги потерпели сильнейшее поражение и с 1036 года их набеги уже не были так сильны, как раньше. В честь этого знаменательного события в 1037 году Ярославом на месте сражения был заложен собор Святой Софии. Этот собор являлся не только религиозным центром Руси, он был ещё и культурным центром. Считается, что в этом году начал создаваться первый летописный свод, а также первый свод законов “Русская правда”, правда на этот счет между исследователями возникает немало споров. Определить точную дату возникновения этих документов не просто, так как очевидно, что они писались и разрабатывались в течение длительного времени.

При Ярославе Мудром границы Руси были расширены на Прибалтике, тем самым, Великий князь, хотел обеспечить выход к Балтийскому морю, что позволило бы укрепить положение государства на северо-западном направлении.

В 1043 г., спустя много лет мирного существования Руси и Византии, между ними вновь возник военный конфликт, из-за того, что в столице Византийской империи были убиты русские купцы. Тогда Ярослав поручил своему старшему сыну Владимиру собрать войско и атаковать Константинополь. По пути в Константинополь русский флот попал в бурю. Часть русских кораблей потерпело крушение, остальная часть решила вернуться обратно. По пути домой русские ладьи были атакованы византийским флотом. Русский флот дал решительный отпор византийцам и продолжил свой путь на родину. В то же время, высаженная на берег русская дружина, попала в окружение византийской армии в результате чего, была полностью разбита. В итоге военный поход русской армии провалился. Но в 1046 году между Русью и Византией был заключен мирный договор, который был подкреплен свадьбой между Всеволодом, сыном Ярослава, и византийской принцессой. В этом браке был рожден сын Владимир, которого в дальнейшем народ станет называть Владимиром Мономахом.

Спустя год, после рождения Владимира, в 1054 году Ярослав на 76-м году жизни скончался, оставшись на долгое время в сердцах простых людей мудрым и талантливым руководителем.

Разработка законодательства на Руси.

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами. [7]

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право. [2]

Первый письменный свод законов

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристика

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других. [12]

Особые условия закона

русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть фото русь 11 12 веков общая характеристика. Смотреть картинку русь 11 12 веков общая характеристика. Картинка про русь 11 12 веков общая характеристика. Фото русь 11 12 веков общая характеристикаРусская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Правление Владимира Мономаха и Мстислава Великого.

Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125); в крещении Василий — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери.

С. М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

«Память о Владимире Мономахе, – отмечает академик Б. Рыбаков, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в. («Слово о полку Игореве»), и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской»). Даже в XV — XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира». Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха»; а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.

Почти все события русской истории 2-ой половины XI века и 1-ой половины XII века связаны с именем Владимира Мономаха. Ярослав Мудрый, поделив Киевскую Русь на 5 частей, завещает править этими землями своим сыновьям, но между братьями происходят ссоры, которые положили начало дроблению Руси на княжества. Единственный кто на время это остановил — был Владимир Мономах.

Владимир родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054). Любимый сын Всеволода, Великого Киевского князя. Мать — Анна, последняя жена Всеволода. Дочь византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна.

Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата Святополка II Изяславича.

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году, а в результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах.

Владимир вместе со Святополком и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами.

Владимир пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев. С другими князьями старался поддерживать мир. Не желая устраивать сражение, в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в Смоленске.

В 1113 году умер Святополк, и киевляне решили, что следующим киевским князем должен стать Владимир Мономах, но Владимир медлил. Послав к нему во второй раз гонцов, он снова отказался стать великим князем, считая, что княжество должно перейти к его двоюродным братьям Святославовичам по праву старшинства. Киевляне не желали слышать ни о каком другом князе. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение.

Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка на Дон, где тот завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Владимира, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге.

В русской истории Владимир Мономах известен не только как «собиратель русских земель», но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом Владимира стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.

Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома.

19 мая 1125 года близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир II Мономах скончался. Сыновья, внуки и бояре перенесли его в Киев и погребли в Софийском соборе, рядом с отцом его Всеволодом. Летописец прибавляет, что весь народ и все люди плакали по нем, как «дети по отце или по матери». По его выражению, это был «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю», о котором слава прошла по всем странам; особенно он был страшен «поганым».

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение Владимира Мономаха», второе — автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) — «Устав Владимира Всеволодовича».

Перед смертью Мономах разделил земли Руси между своими сыновьями, которые заняли ведущие города Руси: Новгород, Смоленск, Переяславль, Туров, Владимир и Ростов. Когда Владимир умер, великокняжеский престол перешел к его старшему сыну Мстислава (1125-1132 гг.) Новый великий киевский князь быстро добился подчинения своей власти всех русских князей. Все Мономаховичи под его твердой рукой действовали вместе и сплоченно. За пределами семьи были лишь Чернигов, Полоцк и мелкие волости будущей Галицкой земли. Но местные князья не решались сопротивляться Мономаховичей. Мстислав продолжал политику отца по сохранению единства Руси. Он укротил полоцких князей, которых отправил качестве заложников в Константинополь.

Во времена правления Мстислава в сознании князей уже настолько укоренилось право на вотчину, что на то или иное княжение стала быстро расти количество претендентов. Между наследниками неоднократно начинают вспыхивать конфликты, но благодаря таланту и политической мастерства Мстислав умело их преодолевал, наводя порядок железной рукой. Его власть была действительно общерусского. Потомки вспоминали его за это, называя «великим». Однако он сделал одну роковую ошибку, которая дала о себе знать уже после его смерти. Так, в споре за черниговский престол Мстислав поддержал Ольговичей (потомков Олега Святославича), которые впоследствии стали главными конкурентами Мономаховичей в борьбе за власть на Руси.

Успешной была также отпор князя попыткам половцев воспользоваться смертью Владимира Мономаха и вернуться в южнорусские степи. Как писал летописец, Мстислав «много потаутер за землю Русскую». В 1129 г. он загнал их за Волгу и далее.

Мстислав также воевал с литовскими племенами, накладывал дань на чудь, поддерживал династические связи со Швецией, Норвегией, Польшей, Чехией и Византией.

Конец в XI в. И начало XII в.-особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнеруссской народности, укрепления феодального строя и государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны. Большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославовича. Господствующий класс Киевской Руси, и сам князь как глава государства понимали силу идейного влияния религии на людей и старались использовать ее в интересах феодального государства.

Воссозданное единство Руси, сосредоточие власти в руках великого князя Ярослава Мудрого подчинение Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей- наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперёд культура Киевской Руси.

Основными источниками права на Руси были: обычное право, договоры Руси с Византией, текущее княжеское законодательство, каноническое(церковное) законодательство, «Русская правда».

Двенадцатилетние княжение Владимира Мономаха в Киеве ознаменовалось укрепление государственного единства. Мономах прибрал к рукам феодальных владетелей и создал для них обстановку, обязывавшую к повиновению. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами.

Деятельность Мономаха, направленная на укрепление единства Руси, успешно была продолжена его сыном Мстиславом (1125-1132гг.). На международной арене Мстислав также продолжал политику Мономаха. Против половцев, нападавших на русские земли, были осуществлены победные походы, в результате которых их кочевья были отброшены «за Донъ и за Волгу, за Яикъ». В исторической литературе правление Мстислава справедливо считается временем решающего преобладания объединительных тенденций. Оно как бы подвело итог первому этапу истории Киевской Руси, в продолжении которого складывалось ее политическое единство, формировалась единая древнерусская народность, устанавливались государственные границы, происходило становление феодального общественного стоя.

Список использованных источников

1. Беляев, И. Д. История русского законодательства / И. Д. Беляев. – СПб., 1999. – 597 с.

2. Законодательство Древней Руси. – М. : Юридическая литература, 1984. – 341 с.

3. Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 1024 с.

4. Ключевский, В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М. : Мысль, 1993. Т.1. – 560 с.

5. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. – СПб. : Кристалл, 2001. – 839 с.

6. Путилов, Б. Древняя Русь в лицах / Б. Путилов. – СПб. : Азбука, 2001. – 368 с.

7. Свердлов, М. Б. От закона Русского к Русской Правде / М. Б. Свердлов. – М. : Юридическая литература, 1988. – 174 с.

8. Тихомиров, М. Н. Пособие для изучения Русской правды / М. Н. Тихомиров. – М.: Московский университет, 1963. – 130 с.

9. Фроянов, И. Я. Киевская Русь / И. Я. Фроянов. – М. : ОЛМА-Пресс, 2001. – 306 с.

10. Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период. – М. : Мысль, 1990. – 490 с.

11. Щапов, Я. Н. Государство и церковь Древней Руси. X-XIII вв. / Я. Н. Щапов. – М., 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *