руническая письменность на руси
Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы, тьраги
Представления о том, что Славяне получили свою письменность от Кирилла и Мефодия, а до этого времени своего письма не имели, сегодня опровергаются таким количеством научных фактов, археологических находок, письменных свидетельств, относящихся к самым древним временам, что не остается сомнений: все эти представления намеренно были введены в ранг исторической истины.
На самом деле, древнеславянская письменность исчисляет свой возраст десятками тысячелетий.
Современный лингвистический анализ показывает, что и ведический санскрит, и восточные иероглифы, и древнеегипетское письмо, и древнегреческое, да и все современные алфавиты составлены на основе протославянской письменности.
Добавим к этому следующие интересные факты:
· Еще в 1812 году Державин обнародовал два рунических отрывка, которые долго считали подделкой, и только в наши дни выяснилось, что опубликованные тексты – это уникальные памятники докириллического письма.
· Научной сенсацией стало и обнаружение в 2000 году в Новгороде аналога деревянной книги (Новгородская Псалтирь).
· Найден также докириллический текст под условным названием «пространная редакция Боянова гимна» (ладожский документ). Оказалось, что русская руника была достаточно широко распространена.
· В 513 году до Р.Х. царь Скифов вызвал Дария на бой «ругательным письмом».
· Кстати, слова: писать, письмо – общие и для всех языков славян, и для санскрита (писать, пиши – «пиш»), то есть, имеет протославянский корень.
· По свидетельству Геродота и других писателей, и философов скифские племена знали грамоту, да и сами греки переняли алфавит от пеласгов, народа также скифского (славяно-русского происхождения).
· Арабский путешественник Ибн Фадлан, в 921 году посетивший Волжскую Булгарию, описывая погребение царя руссов, свидетельствует, что имя царя было записано на «белом дереве».
· Персидский историк Фахр ад-Дин (700-ые года) писал, что хазарское письмо происходит от русского.
· Ибн ан-Надим также сообщает о докириллических надписях.
Все эти моменты касаются лишь сравнительно небольшого временного отрезка. На самом же деле письмо, причем, далеко не единственное, у Предков существовало с незапамятных времен. Форм написания было несколько, в зависимости от того, что нужно было передать в письменном сообщении. Если систематизировать все, что сегодня известно по этой теме, то получится довольно-таки развернутая картина.
Славянская письменность: буквица, глаголица, руны, черты и резы, тьраги.
Все перечисленное – разные формы письма, но нужно отметить важный факт: когда-то давно все эти формы существовали (точнее, сосуществовали) вместе, в пределах единого временного отрезка.
Большинство наших современников, скорее всего, уверенно причислит к понятию «славянская письменность» буквицу, глаголицу, черты и резы. Руны и тьраги назовут лишь специалисты и те, кто направленно интересуется этой темой. Между тем, на всей территории нашей страны находят рунические камни, древние рунические календари и множество других археологических находок, не оставляющих сомнений в том, что эта форма письма когда-то была широко распространена на этой территории.
Настало время хотя бы в общих чертах познакомиться с разными формами древнеславянской письменности.
Буквица (Святорусское письмо) – прямая предшественница нашей нынешней азбуки, но в отличие от нее, каждый ее символ несет в себе Образ. В свое время она получила самое широкое распространение среди древних Славян. Ею пользовались при подписании межродовых и более крупных договоров, впоследствии буквицу, ввиду ее относительной простоты, использовали для записи знаний, которые нуждались в широком распространении. Святорусское письмо сегодня нередко называют велесовицей.
Глаголица считалась деловым, «торговым письмом». Различные реестры, соглашения, подсчеты – самая распространенная сфера ее использования. Некоторые торговые люди переселялись в другие страны, чтобы дети обучались грамоте и не забывали, откуда они родом, на глаголицу переводились предания, сказы, сказки, былины. Эта форма письма была широко распространена особенно на южных придунайских территориях (задолго до Кирилла и Мефодия).
Черты и резы – это словенское народное письмо. Его использовали, чтобы передать какие-нибудь короткие сообщения (то, что мы сегодня называем запиской). Берестяные грамоты – характерный пример такого письма. Береста оказалась довольно долговечным материалом. Не так давно обнаруженные Новгородские берестяные грамоты хорошо сохранились и демонстрируют сегодня высокий уровень грамотности и самое ее широкое распространение среди новгородцев (переписку вели даже шестилетние дети).
Руны (Ха’Арийское письмо) относились к жреческим письменам. Сборник рун (Каруна) послужил основой для древнеиндийского ведического языка – санскрита, а также деванагари (язык тела, танца, исполняемого женщинами-жрицами). Каруной пользовалось жреческое сословие Даарии и Беловодья. В упрощенном виде руническое письмо использовалось славянами, основавшимися в Скандинавии, Исландии, практически на всей европейской территории, носившей тогда название Венеи.
Тьраги (Да’Арийское письмо) – довольно сложная форма, включающая соединение криптографических и многомерных иероглифических образов.
Она стала основой крито-микенской криптограммы и иероглифического письма Египта, Междуречья, позднее – Древнего Китая, Кореи, Японии.
Образно-зеркальное (Расенское) письмо. Тайная форма передачи информации, которую составляли, используя зеркальные отражения текста. При этом сообщение можно было прочесть по всем направлениям. На ее основе в Эртурии возникло этрусское письмо (тирренское), которое удалось прочесть, лишь используя разные формы славянской письменности. Также из упрощенной формы расенского письма возник древний финикийский алфавит, положившей начало греческому письму и латыни. Расенское письмо было распространено в Скифии.
Знания Предков записывались на камнях, металлических (чаще всего золотых) пластинах (Саньтии), свитках пергамента (Харатьи), деревянных дощечках (Дощи), керамических сосудах. На протяжении тысячелетий сохранялась эта Мудрость. Часть Священных Книг Предков дожила до наших дней. Сегодня целый ряд исследователей приходит к выводу, что славянская письменность, как и вообще культура и язык протославян, послужили основой евразийской культуры в целом, а также дали толчок к развитию языка и письменности большинства из известных нам древних цивилизаций.
Новое в блогах
Первоначальные подтверждения факта существования у славян собственного рунического письма были полученные в результате исследований первой половины прошлого века. На сегодняшний день руны славянские, вернее то, были ли они на самом деле или нет – предмет ожесточенной дискуссии специалистов из различных сфер знаний.
Некоторые из приводимых доводов в последствии опровергли как несостоятельные, некоторые были приобщенные к так называемой «глаголице», однако большинство утверждений остаются актуальными для современной науки.
Руны и письменность
До сих пор противники теории о наличии у славян письменности не могут возразить против свидетельства немецкого хрониста Титмара, который в своем описании языческого храма Ретры (посвященному богу Радегасту) упоминал об идолах, исписанных рунами не германского происхождения. Представитель знатного графского рода, образованный и талантливый Титмар Мерзебурский не мог ошибаться в идентификации рунических знаков загадочного храма, ведь и германская, и тем более молодая скандинавская руницы были ему хорошо известны.
Арабский путешественник и географ Аль-Массуди также оставил потомкам ценное свидетельство: в его сочинениях упоминается некий славянский храм, стены которого украшали особенные знаки. Другой восточный странник Ибн Фодлан в красочном описании церемонии погребения знатного дружинника говорит о специальных могильных столбах с поминальными надписями на них. Сохранился даже небольшой фрагмент докирилличного письма славян – легендарная Недимовская надпись, скопированная хронистом Ибн Эль Надимом.
Археологические свидетельства
Археологические материалы также приносят большое количество подтверждений этой теории. В процессе раскопок нередко обнаруживались керамические изделия или их фрагменты с элементами неких надписей. В первую очередь это характерно для находок из жилых или без курганных погребальных комплексов черняховской культуры, распространенной в лесостепной зоне Среднего Днепра. Датируемая I – V ст. нашей эры, черняховская культура непосредственно связана с этногенезом славян. В начале 70-х годов ХХ века загадочные знаки были названными элементами письменности.
Однако эти руны славян и их значение до сих пор не расшифрованы и неизвестны.
Примеры черняховских керамических изделий с надписями известны современной науке:
Знаки на этих изделиях весьма заметны и специфичны, так что идентифицировать их как декоративный элемент, а не надпись не позволяет здравый смысл. Увы, но указанные фрагменты надписей дешифровать невозможно по причине их плохой сохранности, однако эти образцы представляют огромную ценность для современной науки.
Не менее ценным и важным с исторической точки зрения является глиняный сосуд, найденный в с.Войсковое возле Днепра. На гладкой поверхности предмета находится рисунок, расположенный несколькими горизонтальными поясами, состоящих в общей сумме из 12 позиций и 6 различных знаков. Смысл этой надписи пока не установлен, однако популярным является предположение, что это остатки древнеславянского земледельческого календаря. Таким образом, 12 позиций соответствуют 12 месяцам годового календаря, а знаки являются наименованиями отдельных месяцев. Тем не менее, лингвисты и филологи указывают на отсутствие в этих наименованиях каких-либо параллелей с древними или современными славянскими языками и наречиями.
Тем не менее, вопрос о том является ли найденная система знаков надписью в традиционном понимании этого слова далеко не самый главный, ведь сходство этих фрагментов и рунических символов неоспоримо. Более того, оно достаточно значительное: 3 знака на сосуде совпадают с так называемыми рунами Футарка.
Более позднюю категорию свидетельств составляют древнейшие памятники, связанные с венедами и балтийскими славянами. Среди них прежде всего ценными являются польские Микоржинские камни, найденные в 1771 году и также предметы с руническими символами из легендарного храма балтийских славян в Ретре.
После того, как этот храм был разрушен германскими племенами, его многочисленные ценности были разграблены и долгое время считались безвозвратно потерянными. И только в XVII веке вся сакральная атрибутика была найдена возле деревни Прильвиц.
Некий ценитель истории по имени Андреас Готтлиб Маш выкупил у местных жителей наиболее ценные экземпляры, описал и сделал их изображение в виде гравюры. Затем меценат за собственные деньги издал книгу полученных рисунков, которых и ныне является ценным историческим источником.
Иными словами, поведение исследователей, изучающих руны славян вызывает некое подозрение, ведь факт того, что руны славянские и уникальная руническая культура существовали в действительности становится все более и более очевидным.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Руны славян — это знаки древнего письма, которые предшествовали азбуке. Преданные забвению на века, ныне они вновь возвращаются к нам, открывая великий пласт отечественной культуры, литературы, возвращая забытые знания.
Также руны славян — это изначальные звёздные руны, что родились вместе со Вселенной. В них заключено знание об устройстве Мироздания.
Руны планетарные, зодиакальные и звёздные
Собственно ряд рун планетарных — означал семь планет и семь гласных звуков, а ряд рун зодиакальных — зодиак и двенадцать звуков согласных.
Внутренний круг — 7 рун планетарных. Внешний круг — 12 рун зодиакальных. В центре знак Вышня Триглава.
Звёздные руны означали 49 созвездий неба и соответственно 49 слогов, —для более краткого написания слов и создания вязанных рун или иероглифов, применяемых не только славянами, но и иными народами Русколани, говорящими на разных языках.
И известные ныне астрологические знаки планет и зодиакальных созвездий восходят к тем же рунам, просто либо они в античные времена видоизменились под влиянием греческого алфавита, либо являются вариантами начертания (например, «торжественным письмом») тех же рун.
Итак, планетарные и зодиакальные руны славян имеют такой вид:
Эти руны можно представить и иначе (согласно легендам, славянским и античным европейским).
Двенадцать зодиакальных рун вначале читались как знаки, означающие согласные звуки. И можно вспомнить, например, классическую античную легенду об обретении аргонавтами «Золотого Руна».
Не правда ли, сразу обращает на себя внимание смысловое соответствие: обретение «рун» и обретение «руна». Созвучие здесь не случайно. Руно аргонавты искали у потомков бога Солнца на Кавказе. И, в сущности, мистерия, путешествия аргонавтов — это Солнечная Мистерия. Аргонавты сами подобны Солнцу и его спутникам на солнечной ладье (она же ладья бога Ра), идущей к обители Солнца на Кавказе.
Вспомним «Велесову книгу»: «Солнце-царь Дажьбог на ладье своей плывёт в Сварге синей, и ладья та сияет. И мы видим, что злато то Огнебогом распалено. » (Крынь 7).
То есть путь Солнца определён Велесом-Огнебогом или Семарглом. И этот путь — суть также солнопутье (эклиптика), проходящее по двенадцати зодиакальным созвездиям.
О тайнах библиотеки славянских рунических манускриптов смотрите также в фильме «Тайна Либерии Анны Ярославны».
Письменность у славян до Кирилла и Мефодия.
Как отмечают многие ученые, такие как Е.Классен, Ф.Воланский, В.Георгиев, П.Черных, В.Истрин, В.Чудинов, Г.Белякова, С.Лесной, А.Асов, Г.Риневич, М.Бор, А.Иванченко, Н.Тарасов и другие, славянские племена и древние русы имели свою письменность в виде «черт и рез» или же «славянскую руницу» задолго до прихода на Русь «создателей славянской письменности» византийских монахов Кирилла и Мефодия.
И вовсе не случайно известный болгарский монах Чернорирец Храбр в своем «Сказании о письменах» писал: «Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами четеху и гадаху (т.е. читали и гадали), погани суще (т.е. будучи еще язычниками). Крестиве же ся, римскими и греческими письмены нуждахуся (писати) словенску речь без устроения. И таку бешу многа лета. Потом же человеколюбец Бог. послал им святого Константина Философа, нарицаемого Кирилла, мужа праведна и истинна, и сотвори имь 30 письмена и осмь, ова убо по чину греческих письмен, ова же по словенстей речи».
Вот что о ней пишет О.Мирошниченко в своей книге «Тайны русского алфавита»: «В настоящее время самыми древними памятниками письменности на планете Земля являются глиняные таблички, найденные при раскопках в 1961 году на территории Румынии в поселке Тертерия, и таблички из местечка Винча (Сербия) в Югославии, относящиеся к V тыс. до н.э.
Замечательный русский ученый Г.С.Гриневич, которому удалось расшифровать эту древнейшую письменность, доказывает, что древнейшими на планете Земля являются памятники праславянской письменности. Он подчеркивает, что среди письменных памятников, открытых в нашем столетии, наибольший интерес представляют надписи, выполненные методом «черты и резы», иначе, «славянскими рунами», ибо они являются самыми древними на Земле.
Среди письменных памятников, дешифрованных Г.С.Гриневичем, относящихся к периоду Трипольской культуры и выполненных «славянскими рунами», обращают на себя внимание многочисленные надписи на бытовых предметах, горшках, прялках и т.д., например, надпись на пряслице из поселка Лецканы (348 г. н.э.), надпись на горшке из поселка Огурцово (VII в. н.э.), горшки из Алеканова (IX-X в. н.э.) и т.д. и т.д.
Еще одним ученым, который доказывает существование письменности до прихода Кирилла и Мефодия, является профессор Н.Тарасов, который отмечает: «Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии. Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами».
Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.
В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно. Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма».
Итак, не только славяне, но и древние русы имели задолго до прихода на Русь христианства «руницу» и «граголицу» в качестве письма. Таким образом, христианский миф о том, что это якобы византийские монахи обучили «темных» и «диких» ведических русов письменности является одной из множества фальсификаций, из которых составлена вся официальная версия истории.
Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия
Первые доводы в пользу существования славянского pyнического письма были выдвинуты ещё в начале пошлого столетия;
В начале пошлого столетия историками, археологами были выдвинуты первые доводы доказывающие существования славянского pyнического письма ещё в глубокой древности.
1. Невозможно оспорить свидетельства немецкого хрониста Титмаpа Мерзебургского (нем. Thietmar von Merseburg; 975—1018 г.г.), описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми», не геpманскими pyнами в славянском хpаме Ретpы, расположенном в землях лютичей. Внутри храма Ретры стояли идолы и на каждом из них было написано его имя.
2.Арабский историк, географ и путешественник Хассан Аль-Массyди в конце I тысячелетия, при описании Славянского храма в золотых лугах говорит, что там на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были будущие дела, т.е. события предсказанные.
3.В договоре князя Игоря с греками сказано: «Ношаху сли печати златы, а гостiе сребряны: ныне же уведел есть Князь ваш посылати грамоту ко царству нашему: иже посылаеми сице, яко послах корабль селько…».
4. В договоре князя Олега с греками сказано: «о работающих в Грецех Руси у Христианского царя: аще кто умрет, не урядив своего имения, ци и своих не имать, да возвратить именье к малым ближникам в Русь. Аще ли створить обряженье, таковой возметь уряженное его, кому будет писал наследите именье, да наследуете». (т.е. кому он отпишет в наследство имение, тот и унаследует)
5. Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века Ибн Фодлан, пишет, как очевидец о Руссах дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя покойника вместе с именем Князя.
Славянские Рунические надписи, найденные в Старой Ладоге
6. В житии св. Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре, сказано, что он прежде отправления в Моравию был в Херсоне (Херсонес Таврический) и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», — из этого явствует, что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и христиане до пришествия его в Моравию; ибо имели уже на своем языке Евангелие. Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке. Азовско-Черноморская Русь
Возглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный, обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Известно, что Святой апостол Андрей проповедовал в Сарматии, Скифии, Понтийском царстве — в Ольвии, Пантикапее, Феодосии, Херсонесе.
В Херсонесе Таврическом проповедовал четвёртый Папа римский Климента I, сосланный в 98 году римским императором Трояном в каменоломни Инкермана. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным, имеющие своё «Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано…»
7. Арабский учёный Ибн Эль Hедим говорит о существовании славянского до-киpиллического письма, древние Руссы действительно писали на деревянных дощечках, письмена врезаны на белом дереве (на бересте берёзы). Ибн Эль Hедим даже приводит в своём сочинении снимок с письма Руссов, найденном им у одного кавказского жителя. Берестяные грамоты были распространены по всей Руси — народ знал грамоту.
8. Сведения о наличии у славян в до-«кирилловскую» эпоху своего письма содержатся во многих работах арабских авторов Ибн Фодлана и Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других учёных и путешественников рассказывающих о том, что уже в 40-х годах IX века среди восточных славян были крещёные люди, именно для них священные книги, и были изложены русскими буквами. Известен диплом папы Льва IV (папа Римский с 847 по 855 гг.), написанный кириллицей до её «изобретения».
9.Екатерина II в своих «Записках касательно русской истории» писала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».
Павленко Н.А. в фундаментальной монографии «История письма» (Мн., 1987) обсуждает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.
10. Русский историк XIX века доктор философии и магистр изящных наук Классен Е.И. отмечал, что «Славяноруссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами…».
О многочисленности названий славянских племён и их расселении на больших территориях говорится в книге архиепископа Белорусского Георгия Конинского «История руссов или малой России», опубликованной в начале XIX века.
11.. Черноризец Храбр, болгарский монах, живший на рубеже IX и X вв., в «Сказании о письменах» упоминает о наличии у славян рунического письма: «Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами чьтяху и гадаху, погани (т.е. идолопоклонники) суще».
Действительно, каких-либо книг или больших произведений, написанных рунами, нет. Это главным образом надписи на могильных плитах, на придорожных камнях, на оружии, на керамической посуде и других предметах домашнего обихода, на одежде, украшениях, монетах, наскальные надписи. Они разбросаны по всей Скандинавии, Дании, Англии, Венгрии, России, Украине, Гренландии и даже на Атлантическом побережье Америки.
12. Константин Порфирородный говорит, что славяне — хорваты тотчас по принятии Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте, собственными подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народами.
13. Педагог и публицист Авдий Иванович Соколов перевёл на русский язык и опубликовал в 1846 г. «Краледворскую рукопись» 9 века, случайно найденную чешским учёным Ганкою в городке Кралевин Двор, в одной из церковных башен. В чешской «Песне о суде Любуши» 9 века, рассказывается, что у престола княжны Любаши во время народного собрания стояли две судные девы; у одной из них был «меч кривду караючи» (меч, кривду карающий), у другой «дески правдо-датне» (доски законов). Это значит, что законы славян-чехов в 9 веке были уже написаны.
15. Царь Скифов вызывал персидского царя Дария ругательным письмом на бой ещё в 513 году до Рождества Христова
16. Co 2-го по 7-й век мы часто находим у Скандинавов и Византийцев письменные свидетельства о том, что Славяне — образованный народ, обладающий многими знаниями и имеющий свои собственные письмена.
18. Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке. В древние племена Славяне имели свои рунические письмена — это уже несомненно и не оспаривается даже и германцами, привычно отрицающими каждый шаг славянского просвещения.
Только наши доморощенные скептики, закончившие изучение истории ещё в школе, уверяют, что все руны должны быть скандинавские.
Сам Шлёцер — этот славянофоб, отвергающий всё, возвышающее Славян над другими народами, не посмел не согласиться со свидетельством Геродота и других греческих писателей, что многие скифские племена знали грамоту и что и сами греки приняли алфавит от пеласгов, народа также скифского, или, что все равно, славяно-русского происхождения.
Славяне имели грамоту не только раньше всех западных народов Европы, но и раньше римлян и даже самих греков и что просвещение исходило от Руссов на запад, а не наоборот. И если что остановило на время просвещение Руссов, то это были периоды губительных нашествий Персов, Греков, Римлян, Монголов, истреблявших все огнём и мечом.
Древнерусские резы сохранились в вышивке
Просвещение Руссов останавливало внутренние раздоры, оканчивавшиеся всегда всё истребляющими пожарами. В периоды междоусобиц Славяно-Руссы утратили не только свои вещественные ценности, и сокровища литературные, но и вынуждены были вводить у себя на время кожаные и меховые деньги (куньи меха).
Намёки на утраченные литературные сокровища мы находим в разных позднейших сочинениях, которыми, видимо, пользовался отчасти и творец «Слова о полку Игореве». Многие отрывки из древних литературных сокровищ доходит до нас в искаженном виде, и сохранились в устном предании народа уже в форме сказок, сохранивших ещё всю поэтическую красоту свою и силу в тех местах, где гладкостью и звучностью стиха невольно залегали навечно в памяти народной.
Таково на примере описание красавицы или коня, которое нисколько не уступает описанию коней Ахиллесовых в Илиаде.
О древности рифм в древнерусских сказаний свидетельствуют пословицы и присказки, неизменно сохранившиеся от древнего времени зарифмованными. У многих славян до сих пор народная поэзия обходится совершенно без рифм, рифмы в стихах древнерусских песен встречаются уже позднее.
В русской народной поэзии, особенно в пословицах, встречается часто аллитерация, иногда сравнение развивается в целой картине, в целой параллели сходных представлений: ясный сокол — добрый молодец, конь под ним — лютый зверь, и пр. В число особенностей народного слога нужно отметить ещё постоянные эпитеты, например: сине море, зелен сад, мать сыра земля, тёмный лес, чисто поле, красна девица, добрый молодец, буйная голова, белы руки, резвы ноги, лютый зверь, ясный сокол, белый кречет, гнедой тур, добрый конь и пр. Замечательно, что русский народ в этих определениях никогда не смешивает понятий даже не путает синонимы, и с неизменной верностью говорит, например: красно солнце, светел месяц, ярки звезды, зелено вино, брага хмельная, пиво крепкое.
В описании одежды — кафтанов хрущатой камки, одеял соболиных, шуб барсовых, сапожков сафьянных; описания вооружения — тугой лук, шелковая тетива, меч булатный, острое копьё, стрелы каленые, шлемы златые... Постоянно повторяющиеся эпитеты в народной поэзии и сказаниях указывают на особую древнюю общность миросозерцания народа.