руины стены дома на маросейке история
Жители Маросейки против “расстрельной стены” во дворе
Москвичи, проживающие по адресу: улица Маросейка, д. 13 к. 2 пожаловались на благоустройство двора.
Дома здесь постройки 19 века. Разрушенную стену старой церкви, которая является памятником архитектуры, перекрасили в кроваво-красный цвет, рядом – табличка “ушедшим” с 1937 по 1952 год.
Жители считают, что такое цветовое решение портит внешний вид их двора, а сам по себе архитектурный элемент исторически никак не связан с репрессиями – просто “притянули за уши”.
“На этой кровавой стене сохранены остатки штукатурки, которые очень напоминают мишени: там есть голова, плечи, ноги… Стреляй – не хочу! Это вызывает какие-то нездоровые ассоциации именно в нашем районе”, – говорит один из соседей.
Также москвичи заявили, что такого не должно быть в жилом дворе, где люди растят детей и отдыхают после работы. Они настоятельно просят перекрасить фасад.
Фото и видео: Вячеслав Богомолов
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в наш чат.
Проклятие купеческой династии и пушкинский дворик: тайны Маросейки
«Нераскрытые тайны»: Маросейка
Весной 1867 года Москву потрясла шокирующая новость: в двух шагах от Кремля, в одном из самых респектабельных кварталов города – на Маросейке, – совершено жестокое убийство. Зарезан ювелир Илья Калмыков. Причем погиб он не от рук уличных разбойников: в убийстве обвинили представителя известной купеческой династии Василия Мазурина.
Репортеры газеты «Московские ведомости» вовсю смаковали подробности. Убийца и жертва хорошо знали друг друга, их связывали тесные деловые отношения. Поэтому приглашение на обед в усадьбу Мазуриных, что в Большом Златоустинском переулке, не вызвало у ювелира Ильи Калмыкова никаких подозрений. В хорошем настроении он отправился в гости в дом многоуважаемого семейства.
Дверь отворил сам Василий Мазурин. Обменявшись любезностями, господа проследовали в кабинет. Ювелир удобно расположился в кресле, приготовился закурить сигару. В этот момент его партнер по бизнесу и давний приятель Мазурин спокойно взял из серванта бритву и полоснул гостя по горлу. Да так ловко, что Калмыков даже не вскрикнул.
Воображение современников особенно поразил тот факт, что кровавая драма разыгралась в одном из самых престижных районов Москвы. В этих местах, неподалеку от Кремля, испокон веков селилась знать. Так почему же Василий Мазурин – представитель известного рода, богатый и уважаемый человек – совершил такое кровавое преступление? Какую страшную тайну скрывает древняя Маросейка и ее тихие переулки?
Маросейка стала улицей лишь в XIX столетии. Двумя веками ранее здесь пролегала дорога, ведущая из Кремля в село Покровское-Рубцово – загородную резиденцию Романовых. Местность эту в те времена так и называли – царский путь. В XVII-XVIII веках городские усадьбы, выстроившиеся вдоль него, были деревянными. Все они погибли в пожаре 1812 года. А вот каменные постройки конца XVIII столетия сохранились до наших дней.
Храм святителя Николая чудотворца в Кленниках
До революции на Маросейке было много храмов и часовен. Каждый уважающий себя купец или дворянин, располагающий достаточными средствами, считал своим долгом построить церковь. Однако большинство храмов и церквей на Маросейке не сохранились.
Первые упоминания о храме Николы Чудотворца на Маросейке относятся к 1657 году. До этого здесь стояла небольшая деревянная церковь, которая появилась еще во времена правления Ивана III и носила имя Симеона Дивногорца. Именно этот святой, как считали жители Москвы, спас Кремль от пожара, не позволив всепожирающему пламени перекинуться на него с Белого города.
Особую известность храм приобрел в конце XIX – начале XX веков, когда здесь служил настоятелем священник Алексей Мечев.
Отец Алексей не просто утешал своих прихожан, но и призывал их помогать друг другу. Таким образом, в храме Николая Чудотворца в Кленниках сложилась община, которая, по самым скромным подсчетам, насчитывала около 300 человек.
Также в атмосфере полной секретности Мария Соколова занималась преподавателями иконописи, изучала приемы этого древнего ремесла. Она основала иконописный кружок при Московской духовной академии, который затем превратился в иконописную школу.
Спустя десятилетия, в 1990 году, когда храм Николая Чудотворца в Кленниках был возвращен Русской православной церкви, последователи и ученики Марии Соколовой смогли внести свою лепту в возрождение обители. Ими созданы образцы новой иконографии, украшающие стены церкви и по сей день. А еще в храме есть и своя Книга Чудес, точнее, уже многотомное их собрание.
Но задолго до того, как Большой Златоустинский переулок стал Комсомольским, его некоторое время называли кровавым. Следователь, который вел дело об убийстве ювелира Калмыкова, снова и снова сличал показания свидетелей и подозреваемого – купца Мазурина. Он никак не мог понять, в чем причина не только жестокости, но и безрассудства, с которым жилец дома №4 по Большому Златоустинскому пошел на преступление.
В ходе следствия выяснилось, что повеса и транжира Мазурин окончательно запутался в долгах, и чтобы хоть как-то поправить дела, пошел на решительный шаг: он взял у матери фамильные бриллианты и заложил их ювелиру Калмыкову. Василий надеялся выкупить их к свадьбе сестры, однако денег не добыл, а Калмыков, несмотря на большие проценты, которые сулил ему Мазурин, драгоценности не выдавал. Наконец, в канун свадьбы, Василий Федорович пригласил ювелира к себе, якобы для выкупа бриллиантов. Опасную бритву он, видимо, спрятал в серванте заранее.
В ноябре 1867 года состоялся суд над Василием Мазуриным. Никаких смягчающих обстоятельств в его деле ни следователь, ни присяжные не нашли. Настораживали лишь несколько строк, фигурировавших в письменных показаниях убийцы: «Будто бы дьявол в меня вселился, когда я расправлялся с Калмыковым. Не ведал я, что творил».
Василия Мазурина приговорили к 15 годам каторги. Затем оказалось, что это было далеко не последнее несчастье в знаменитом московском купеческом семействе.
Достоевский часто бывал на Маросейке – навещал ближайших родственников.
Федор Достоевский. Фото: ТАСС
Маросейку можно назвать родиной и другого великого русского писателя. В Армянском переулке прошли детство и юность Федора Ивановича Тютчева.
Сегодня в здании, где он вырос, располагается Российский детский фонд, а память о Тютчеве хранят его мемориальные комнаты, в которых сотрудники фонда попытались воссоздать атмосферу XIX века.
Храм Космы и Дамиана
Церковь Космы и Дамиана на Маросейке по форме напоминает крест, сложенный из трех круглых строений. Духовенство отнюдь не сразу одобрило столь нестандартное архитектурное решение.
Храм Космы и Дамиана в конце 20-х годов прошлого века закрыли. А в 1930 чуть было не снесли. Однако он остался стоять: в храме сначала располагались склады, потом мотоклуб. Затем он вошел в комплекс соседнего здания, где было министерство среднего машиностроения.
В конце концов храм получил художник Илья Сергеевич Глазунов. Помещение ему дали под академию живописи, ваяния и зодчества. Он всего через 1,5-2 месяца передал ключи от храма настоятелю протоиерею Петру Бородину.
Проклятие династии Мазуриных
Церковь Космы и Дамиана посещали многие известные москвичи. В первую очередь жители Маросейки и окрестностей. Здесь часто бывали и Федор Тютчев, и Федор Достоевский. Однако самыми набожными в этом районе считались купцы Мазурины. Они ежедневно ходили в здешние храмы и подолгу молились, будто прося защиты у святых от чего-то неведомого и необратимого.
Изучая биографию семьи Мазуриных, даже самые циничные представители закона не могли не посочувствовать их судьбе. Когда выяснилось, что старший сын, Василий Мазурин, убийца, его брат Алексей помутился рассудком. После публичного суда над братом Алексей провалился в тяжелую депрессию, он сутками не вставал с постели. А когда поднимался, чтобы сделать глоток воды, взгляд его был блуждающим и отстраненным.
Самый младший, Нил Мазурин, заболел чахоткой и сгорел молодым. Сестра Маша, на свадьбе которой и был убит ювелир Калмыков, скончалась в 18 лет отроду, пробыв замужем всего год.
Легенда о проклятии рода Мазуриных гласит, что несчастья семьи начались с поступка ее родоначальника – Алексея Алексеевича Мазурина, который по странному стечению обстоятельств тоже водил дружбу с ювелирных дел мастером.
Обстоятельства сложились так, что ювелир должен был надолго покинуть Россию и отправиться в экспедицию в Индию. В день отъезда грек привез своему названному брату на хранение ларец, доверху наполненный бриллиантами, и взял с Мазурина слово, что сокровища останутся в целости и сохранности. Мазурин должен был частями отдавать ценности жене грека.
Алексей Мазурин поклялся на кресте, что позаботится о семействе грека, но обещания не сдержал.
Сыщики выяснили, что с помощью фактически украденных драгоценностей, оставленным на хранение ювелиром, Алексей Мазурин и сколотил состояние.
Однако через некоторые время появился тот самый грек и потребовал вернуть все, что ему причитается, причем с процентами. Мазурин не нашел ничего лучше, как заявить, что не понимает, о чем идет речь.
Государь распорядился: грека из тюрьмы выпустить, а Мазурина, всем хорошо известного, уважаемого человека, привести к присяге. Пришлось подчиниться. В ту ночь Маросейка стала свидетельницей необычайного зрелища. Ровно в полночь Алексей Мазурин вышел из дома. Он был бос, одет в саван, в руке его подрагивала свеча из черного воска. Шествие сопровождали монахи, тоже со свечами в руках.
Прежде чем предлагать Мазурину поклясться на Евангелие, священник предупредил его подумать о тех последствиях, которые могут ожидать его. Но Мазурин спокойно поклялся на Библии в том, что он знать не знает ни о каких сокровищах. Взбешенный грек вскричал: «Будь проклят ты, и пусть род твой будет недолговечен».
Колледж педагогов музыки
Судьбу самой улицы Маросейки, как и многих ее обитателей, нельзя назвать простой. Трагедии случались здесь не только в XIX столетии, но и в советские времена.
В советское время улица была переименована. С 1954 года она носила имя Богдана Хмельницкого. Лишь в 1990 году Маросейке вернули прежнее название.
Название «Маросейка» носит и местный колледж, который готовит музыкальных работников для дошкольных учреждений.
Фото: ТАСС / Валерий Шарифулин
В советские времена колледж на Маросейке за глаза называли институтом благородных девиц. Попасть сюда стремились многие.
В 1970-х годах на Маросейку пришли работать молодые преподаватели музыки с консерваторским образованием. И по сей день колледж считается одним из лучших по подготовке музыкальных работников для дошкольных учреждений. Изучают студенты колледжа и историю Маросейки и окрестных переулков.
Двор одного из частных отелей в окрестностях Маросейки вполне можно отнести к пушкинским местам столицы. Существует легенда: тополь, который стоит во дворе, видел Пушкина.
Александр Пушкин. Фото: ТАСС
Во время реконструкции, проведенной летом 2014 года, Маросейку превратили в пешеходную зону, обновили фасады ее старинных усадеб, освободили от многочисленных парковок. Маросейка стала особенно привлекательней для туристов.
Маросейка, 11: Давид Рутц
Понятно, надеюсь, что я излагаю не свой, а «просвещённый» европейский взгляд на Россию образца 1620-1630 годов.))
Если мы посмотрим на этого человека, которому на картине 1631 года лет 50-55, то можем, во-первых, хотя бы приблизительно представить, как выглядел его сын, а во-вторых, прикинуть, что в 1628 году, когда Давид Рутц купил участок на Покровке / Маросейке, ему было лет 28-30.
Почему именно эта улица привлекла голландца? На месте современной гостиницы белорусского посольства в 1620-х годах находилась деревянная лютеранская кирха («ропата» её называли) и весь угол современной Маросейки и Армянского переулка был занят дворами иностранцев. Так что Рутц поселился среди своих.
Далее Г.И.Науменко предположила, что «датское подворье» строилось не для нужд купцов (что для короля Дании в те века какие-то там купцы!), а для того, чтобы быть резиденцией датского принца Вальдемара, который приезжал в Москву в 1644 г. Об истории Вальдемара и его сватовства к царской дочери я пишу отдельно вот здесь https://nicol-77.livejournal.com/5396.html. Не знаю, честно говоря, как к этому относиться. Вальдемар больше полутора лет просидел в России «под крепкой охраной». Можно ли было организовать такую охрану в районе Маросейки и на территории датского подворья? Что-то сомнительно.
А с другой стороны, ну а вдруг. Возможное пребывание принца Вальдемара очень украшает историю дома 11 по Маросейке. Мы можем предположить, что он хотя бы бывал на территории датского подворья во время своего пребывания в Москве. ))
Вальдемар, однако, как приехал, так и уехал. А вот «датский двор», юридически принадлежавший Д.Рутцу, еще несколько лет продолжал функционировать, будучи чем-то вроде VIP-гостиницы для западных купцов и путешественников.
Алексей Михайлович не соизволил. Владения Д.Рутца на Маросейке были изъяты в казну, а сам купец отправлен на жительство в Немецкую слободу. В записках секретаря датского посольства в Россию Андрея Роде упоминается, что в 1659 году » Давид Рютц» умер 12 апреля 1659 года от «антониева огня» в ноге, был отпет в кирхе св. Михаила (она находилась на совр. ул. Радио) и похоронен на кладбище этой кирхи в Иноземной слободе.
Вау! Оказывается, что дом 11 по Маросейке ко всему прочему еще и здание одного из первых в России театров!
В каменных домах-крыльях по обе стороны главного здания находились комнаты для слуг и разнообразные хозяйственные помещения. Двор был вымощен белой каменной плиткой (привет Собянину!). Имелись яблоневый сад, огород, конюшня, сенник, колодец, ледник. Опись отдельно упоминает три «диковинки»:
— очаги [камины, видимо] с дымовыми трубами. В русских домах были либо печи с трубой, либо печи без трубы, топившиеся по-чёрному, но никак не камины.
— насос для откачки воды из хозяйственных помещений: «в погребе приямок и труба насосная выведена в окна».
— во дворе «четыре столиков дубовых малых и две скамьи». Как видно, на Руси приём пищи на открытом воздухе не практиковался. ))
Дом 11 по Маросейке за четыре века несколько раз перестраивался. Однако, судя по тому, что он так и не был сдвинут внутрь улицы, подвалы и основание первого этажа остались со времён Давида Рутца. На первом этаже современного здания несколько десятилетий работало кафе, и внутри можно было посмотреть на кирпичные стены и сводчатые потолки. какого века?
Руины стены дома на маросейке история
Strelka KB запись закреплена
Руина у дома 13 на Маросейке, которая с 90-х годов ассоциировалась у местных жителей с незавершенным сносом, — теперь элемент идентичности обновленного пространства и функциональная часть двора.
Во время работ по программе #Мояулица, архитекторы из КБ Стрелка вписали в проект фрагмент, оставшийся от здания: на нем сохранилась архитектурная история города, а дверной проем в стене стал входом на территорию внутри домов. Приглашенные на проект реставраторы законсервировали руину, красный цвет которой, помимо защитной функции, стал и ярким акцентом места.
За счет благоустройства и реставрации, территория вокруг стены безопасна и привлекательна для людей. На месте заброшенного котлована теперь клумба, рядом пространства для отдыха, площадки для детей и занятия спортом.
Немного о том, почему важны такие руины, как во дворе на Маросейке. По словам реставратора Петра Шутова, сохранившаяся часть здания — история в чистом виде:
«По центру вход, он рубежа XIX-XX в., справа участок стены первой половины XIX в., на нем законсервирована штукатурка двух строительных периодов — первый с мелким рустом, которого, кажется, в Москве больше нет, второй — с врубленными в руст другим декоративным элементом — поздними пилястрами. С внутренней стороны справа на торце кладки сохранился след примыкания стены к срубу деревянной усадьбы конца XVIII в. — редчайшая штука!».
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Подворье на углу Маросейки и Лубянской площади находилось во владении Николо-Угрешского монастыря еще в 1737 году. Было у него подворье и в Кремле, но при строительстве дворца в 1771 году его разрушили к неудовольствию монахов.
Подворье же на Маросейке существовало до конца 19 века. В рассказе «Архиепископ Леонид Краснопевков на Угреше» Е.Егорова пишет:
Снова серьезно побеспокоиться о здоровье о.Пимена довелось о.Леониду в конце 1875 — начале 1876 года, когда старая болезнь опять обострилась. Накануне одной из операций преподобный видел сон, очень ободривший его: «Снилось, что я на Лубянке в нашем подворском новокупленном доме стою в углу в какой-то часовне (которой в действительности нет)… Вижу, что посреди часовни стоит покойный наш владыка, митрополит Филарет, с непокровенной главою, а сам он как будто одет какою-то мглою, держит на левой ладони две частицы хлеба и, наклоняясь, читает молитвы, но так тихо, что ничего не слышно; потом он этими двумя частицами меня причастил.
Вижу, что напротив дверей часовни стоит какой-то мальчик и говорит мне: «Владыка-то вон вышел». …Я тотчас побежал по Георгиевскому переулку посмотреть, куда ушел владыка, и остановился напротив ворот нашего старого дома, а владыка, вижу, выходит уже из ворот и переходит Маросейку через рельсовую дорогу. На нем белый клобук и белая ряса. Он шел и благословлял народ, и казалось мне, что он выше всех ростом…»
Под новокупленным домом подразумевается Подворье на Лубянке, которое было приобретено монастырем у прежних владельцев Лаврентьевых в 1870 году.
В 1870-х обветшалые здания снесли и построили новые, тоже двухэтажные. Часовню же не возобновляли. Может быть, зря.
Гонения на Николо-Угрешский монастырь начались в 1920-х годах, тогда же пострадало и здание монастырского подворья. На фотографии угол Маросейки и Лубянского проезда занимает уже Еврейская столовая, а в 1929 году, подмяв и вобрав в себя стены старого подворья выросло здесь здание Птицеводсоюза.
Строил здание гражданский инженер В.Д.Цветаев. Ему же в Москве принадлежит Дом Моссельпром (там он выступил только в роли инженера, архитектором дома был Д.М.Коган, а инженером угловой башни А.Ф.Лолейт (я о нем писала в статье про Известия). С домом Птицеводсоюза Цветаев справился сам.
В.Д.Цветаев был профессором кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий. В статье об истории кафедры пишут:
В 1929 г. были образованы две кафедры: Архитектуры гражданских зданий (под руководством проф.Л.А.Серка) и Архитектуры промышленных зданий (проф.В.Д.Цветаев). В 1935 г. их объединяют в одну кафедру, которую возглавил проф.В.Д.Цветаев, затем он создал первую в стране учебную лабораторию строительной физики и ввел раздел строительной физики в курс Архитектуры гражданских и промышленных зданий.
Там же есть запись, что В.Д.Цветаев закончил Московского института путей сообщения.
Итак, в 1930-м году угол Маросейки и Лубянского проезда (а позднее ул.Богдана Хмельницкого и проезда Серова) украсил дом Птицеводсоюза, о чем и сообщил журнал «Строительство Москвы» №3 за 1930 год. (как утверждает paulkuz )
Вот вы будете смеяться над этим названием. А ведь в 1930-е годы кипели настоящие куриные страсти. Михаил Кольцов посвятил одну из своих замечательных статей «всесоюзной курячей переписи 1930 года». Статья называется «Куриная слепота» и написана она как открытое письмо Заместителю председателя сельскохозяйственной секции т. Н. М. Лишевскому (настоятельно рекомендовано к прочтению).
«На мой вопрос вы ответите, что, хотя курицу в живом виде вы однажды наблюдали, но вообще-то кур изучать вы не обязаны, что на то есть Птицеводсоюз, который, кстати, и просил вас двадцать пятого февраля (за подписью т. Носова) произвести куриную перепись в его интересах.
Но тогда возникает мой второй вопрос, столь же жгучий, как первый. Вы-то сами, ответственный работник Госплана, как полагаете: действительно является столь целесообразной всесоюзная курячья перепись 1930 года?
Не могу удержаться от еще одной цитаты:
Кстати, вы нигде на учете не состоите, товарищ Лишевский?
На это, я знаю, вы возмущенно ответите целым потоком доводов специального порядка.
Я услышу: «Недопустимое невежество». «Напряженный куриный баланс Союза!!». «Недооценка куропроизводительных ресурсов пятилетки!!». «Проблема птичье-пуховой гегемонии на мировом цыплячьем рынке!!». «Аккумуляция петушиной энергетики районов и областей!!». «Избыточно-товарный комплекс куриного помета!!».
Ну, хорошо, куриная перепись необходима, как воздух, она ведет нас прямо к социализму.
Когда в доме засел ЦК ВЛКСМ, я была там в гостях. У меня подружка работала секретаршей у двух комсомольских начальников. Как мы радовались, когда на лестнице увидели Нурали Латыпова. Ах-ах, звезда «Что? Где? Когда?» ходит с нами по одним ступенькам.
Потом комнаты сдавались под офисы, и я приходила туда к Лешке, который работал на втором этаже, окна кабинета выходили на Маросейку.