руднев командир крейсера варяг биография
Мемория. Всеволод Руднев
31 августа 1855 года родился Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг».
Личное дело
Всеволод Федорович Руднев (1855 – 1913) родился в Динамюнде (Лифляндская губерния, ныне в составе Риги) в семье капитана первого ранга. Предки Руднева были военными моряками на протяжении нескольких поколений.
После того, как отец в 1857 году вышел в отставку, семья поселилась в родовом имении в Тульской губернии. После смерти отца в 1864 году его вдова с детьми жила в городе Любань.
Всеволод, окончив гимназию, в 1872 году поступил в Морское училище в Петербурге. В летний период участвовал в учебных плаваниях по Балтийскому морю. В 1876 году с отличием окончил училище, а год спустя также окончил флотскую стрелковую школу.
В чине мичмана Руднев получил назначение на крейсер «Африка», на котором под командованием капитана первого ранга Евгения Алексеева совершил в 1880 – 1883 годах кругосветное плавание, во время которого был произведен в лейтенанты. По возвращении продолжил служить в Балтийском флоте.
В 1889 году Руднев совершил дальнее плавание в качестве старшего офицера бронепалубного крейсера «Адмирал Корнилов». В 1893 году получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I», вошедшего в состав средиземноморской эскадры российского флота. В 1895 году совершил на «Императоре Николае I» кругосветное плавание.
В декабре 1897 года Руднев был назначен командиром канонерской лодки «Гремящий», которая в марте следующего года, после зимовки в Кронштадтском порту, также совершила кругосветное плавание, длившееся по май 1899 года.
31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка», который из-за ремонта машины не принимал участия в осенних учебных плаваниях флота и оставался в Кронштадтском порту. В Кронштадте Руднев читал лекции по математике и мореходной астрономии в унтер-офицерских классах. Одновременно он совершенствовал собственные знания, слушая лекции в Кронштадтском инженерном училище, выпускавшем судовых инженер-механиков.
В 1900 году Всеволод Руднев был назначен помощником командира военного порта в Порт-Артуре, который стал тогда основной базой 1-й Тихоокеанской эскадры. В декабре того же года Рудневу был присвоен чин капитана первого ранга. Через год он стал командиром бронепалубного крейсера «Варяг».
За мужество, отвагу и умелые действия в бою Всеволод Руднев был награжден орденом святого Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты.
В апреле 1904 года Руднев был назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. «Андрей Первозванный» тогда еще только строился на Адмиралтейском судостроительном заводе (он был введен в эксплуатацию в 1912 году). В ноябре 1905 года Руднев был отправлен в отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест 17 октября. При увольнении произведен в контр-адмиралы.
Последние годы жизни провел в своем имении в Тульской губернии.
Умер Всеволод Руднев 7 (20) июля 1913 года.
Чем знаменит
Во время боя у порта Чемульпо «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» противостояли шесть крейсеров и три миноносца японского флота. Выход русских кораблей из порта и их попытка прорваться стали неожиданными для японской эскадры. Японским моряком пришлось расклепать якорные цепи, чтобы атаковать русских, так как времени на подъем якорей у них уже не оставалось. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь. Во время боя «Варяг» получил значительные повреждения, на нем начался пожар. Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли один офицер и 22 нижних чина, а после боя в течение нескольких дней скончались еще десять человек.
О чем надо знать
Возвращавшиеся на родину экипажи «Варяга» и «Корейца» не ожидали, что их встретят как героев. Некоторые моряки предполагали даже, что их могут отдать под суд за потерю кораблей. Но первый бой новой войны имел большое идеологическое значение, поэтому в России был сделан акцент на героическом решении моряков вступить в бой с превосходящим по численности противником, а не на практических итогах этого сражения. Офицеры «Варяга» и «Корейца» были награждены орденом святого Георгия 4-й степени или другими орденами, а матросы – Знаком отличия военного ордена 4-й степени («солдатским Георгием»). Также все участники боя получили особую медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»».
Также Руднев был награжден японским императором орденом Восходящего солнца II степени, но никогда этот орден не надевал.
Прямая речь
«Как может матрос правильно нести службу, зная, что офицер относится к нему с презрением? В этом основная причина того, что на многих кораблях служба идет плохо Матроса хотят запугать, только страхом заставить слушаться. Это низко и в корне неправильно! Поощрение, любовь, искренняя забота — вот ключ к матросскому сердцу, с которым можно чудеса делать. Нужно офицеру отбросить всякое кастовое чванство. Это гибельное дело для службы. Офицер должен достигать моральной своей высоты строгим соблюдением дисциплины, подавать пример матросу, воспитывать его в духе патриотизма, расширять его умственный кругозор и знания, тогда матрос будет уважать офицера и сознательно подчиняться».
Всеволод Руднев «Записки моряка».
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Из речи Руднева перед экипажем «Варяга» перед боем у Чемульпо
«Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем, что сего числа, вернувшись после часового боя с японской эскадрой на рейд для исправления повреждений, чтобы иметь возможность возобновить бой, пришли к заключению, что крейсер не может быть исправлен судовыми средствами настолько, чтобы возобновить бой в тот же день, а потому решили уничтожить его, так как в противном случае им мог завладеть неприятель, угрожавший в четыре часа пополудни войти на рейд и овладеть крейсером — одержать легкую победу. На основании сего общим собранием офицеров решили уничтожить крейсер. По свозе раненых и команды были открыты кингстоны, и крейсер в 6 часов 10 минут затонул.
Подписали:
Трюмный механик П.И.М. Солдатов.
Старший инженер-механик Лейков
Мичман Эйлер
Мичман Лобода
Ревизор мичман Черниловский-Сокол
Батарейный командир мичман Шиллинг
Старший штурманский офицер лейтенант Беренс
Старший артиллерийский офицер лейтенант Зарубаев
Старший минный офицер лейтенант Берлинг
Командир крейсера 1 ранга капитан 1 ранга В. Руднев»
Акт свидетельства командира и офицеров крейсера 1 ранга «Варяг» 27 января 1904 года.
Семь фактов о Всеволоде Рудневе
Материалы о Всеволоде Рудневе
Человек дня: Всеволод Руднев
31 августа 1855 года родился Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг».
Личное дело
Всеволод Федорович Руднев (1855 – 1913) родился в Динамюнде (Лифляндская губерния, ныне в составе Риги) в семье капитана первого ранга. Предки Руднева были военными моряками на протяжении нескольких поколений.
После того, как отец в 1857 году вышел в отставку, семья поселилась в родовом имении в Тульской губернии. После смерти отца в 1864 году его вдова с детьми жила в городе Любань.
Всеволод, окончив гимназию, в 1872 году поступил в Морское училище в Петербурге. В летний период участвовал в учебных плаваниях по Балтийскому морю. В 1876 году с отличием окончил училище, а год спустя также окончил флотскую стрелковую школу.
В чине мичмана Руднев получил назначение на крейсер «Африка», на котором под командованием капитана первого ранга Евгения Алексеева совершил в 1880 – 1883 годах кругосветное плавание, во время которого был произведен в лейтенанты. По возвращении продолжил служить в Балтийском флоте.
В 1889 году Руднев совершил дальнее плавание в качестве старшего офицера бронепалубного крейсера «Адмирал Корнилов». В 1893 году получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I», вошедшего в состав средиземноморской эскадры российского флота. В 1895 году совершил на «Императоре Николае I» кругосветное плавание.
В декабре 1897 года Руднев был назначен командиром канонерской лодки «Гремящий», которая в марте следующего года, после зимовки в Кронштадтском порту, также совершила кругосветное плавание, длившееся по май 1899 года.
31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка», который из-за ремонта машины не принимал участия в осенних учебных плаваниях флота и оставался в Кронштадтском порту. В Кронштадте Руднев читал лекции по математике и мореходной астрономии в унтер-офицерских классах. Одновременно он совершенствовал собственные знания, слушая лекции в Кронштадтском инженерном училище, выпускавшем судовых инженер-механиков.
В 1900 году Всеволод Руднев был назначен помощником командира военного порта в Порт-Артуре, который стал тогда основной базой 1-й Тихоокеанской эскадры. В декабре того же года Рудневу был присвоен чин капитана первого ранга. Через год он стал командиром бронепалубного крейсера «Варяг».
За мужество, отвагу и умелые действия в бою Всеволод Руднев был награжден орденом святого Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты.
В апреле 1904 года Руднев был назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. «Андрей Первозванный» тогда еще только строился на Адмиралтейском судостроительном заводе (он был введен в эксплуатацию в 1912 году). В ноябре 1905 года Руднев был отправлен в отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест 17 октября. При увольнении произведен в контр-адмиралы.
Последние годы жизни провел в своем имении в Тульской губернии.
Умер Всеволод Руднев 7 (20) июля 1913 года.
Чем знаменит
Во время боя у порта Чемульпо «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» противостояли шесть крейсеров и три миноносца японского флота. Выход русских кораблей из порта и их попытка прорваться стали неожиданными для японской эскадры. Японским моряком пришлось расклепать якорные цепи, чтобы атаковать русских, так как времени на подъем якорей у них уже не оставалось. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь. Во время боя «Варяг» получил значительные повреждения, на нем начался пожар. Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли один офицер и 22 нижних чина, а после боя в течение нескольких дней скончались еще десять человек.
О чем надо знать
Возвращавшиеся на родину экипажи «Варяга» и «Корейца» не ожидали, что их встретят как героев. Некоторые моряки предполагали даже, что их могут отдать под суд за потерю кораблей. Но первый бой новой войны имел большое идеологическое значение, поэтому в России был сделан акцент на героическом решении моряков вступить в бой с превосходящим по численности противником, а не на практических итогах этого сражения. Офицеры «Варяга» и «Корейца» были награждены орденом святого Георгия 4-й степени или другими орденами, а матросы – Знаком отличия военного ордена 4-й степени («солдатским Георгием»). Также все участники боя получили особую медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»».
Также Руднев был награжден японским императором орденом Восходящего солнца II степени, но никогда этот орден не надевал.
Прямая речь
«Как может матрос правильно нести службу, зная, что офицер относится к нему с презрением? В этом основная причина того, что на многих кораблях служба идет плохо Матроса хотят запугать, только страхом заставить слушаться. Это низко и в корне неправильно! Поощрение, любовь, искренняя забота — вот ключ к матросскому сердцу, с которым можно чудеса делать. Нужно офицеру отбросить всякое кастовое чванство. Это гибельное дело для службы. Офицер должен достигать моральной своей высоты строгим соблюдением дисциплины, подавать пример матросу, воспитывать его в духе патриотизма, расширять его умственный кругозор и знания, тогда матрос будет уважать офицера и сознательно подчиняться».
Всеволод Руднев «Записки моряка».
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Из речи Руднева перед экипажем «Варяга» перед боем у Чемульпо
«Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем, что сего числа, вернувшись после часового боя с японской эскадрой на рейд для исправления повреждений, чтобы иметь возможность возобновить бой, пришли к заключению, что крейсер не может быть исправлен судовыми средствами настолько, чтобы возобновить бой в тот же день, а потому решили уничтожить его, так как в противном случае им мог завладеть неприятель, угрожавший в четыре часа пополудни войти на рейд и овладеть крейсером — одержать легкую победу. На основании сего общим собранием офицеров решили уничтожить крейсер. По свозе раненых и команды были открыты кингстоны, и крейсер в 6 часов 10 минут затонул.
Подписали:
Трюмный механик П.И.М. Солдатов.
Старший инженер-механик Лейков
Мичман Эйлер
Мичман Лобода
Ревизор мичман Черниловский-Сокол
Батарейный командир мичман Шиллинг
Старший штурманский офицер лейтенант Беренс
Старший артиллерийский офицер лейтенант Зарубаев
Старший минный офицер лейтенант Берлинг
Командир крейсера 1 ранга капитан 1 ранга В. Руднев»
Акт свидетельства командира и офицеров крейсера 1 ранга «Варяг» 27 января 1904 года.
Семь фактов о Всеволоде Рудневе
Материалы о Всеволоде Рудневе
Подвиг «Варяга»
В феврале исполняется 110 лет подвигу моряков крейсера «Варяг», командиром которого был В. Ф. Руднев. В канун этого события мы вспоминаем хронологию тех событий, дальнейшую судьбу контр-адмирала, и крейсера.
В феврале исполняется 110 лет подвигу моряков крейсера «Варяг», командиром которого был наш земляк В. Ф. Руднев. В канун этого события мы вспоминаем хронологию тех событий, дальнейшую судьбу контр-адмирала, его семьи и самого крейсера.
Подвиг «Варяга»
Всеволод Фёдорович Руднев – из потомственных дворян Тульской губернии. Род Рудневых с 1616 года владел имением в Веневском уезде (сейчас Новомосковский район). Будущий легендарный командир «Варяга» родился в семье, многие поколения которой служили на российском флоте.
Отец адмирала Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828-1829 гг., вышел в отставку в чине капитана I ранга. Оставив службу, жил в своем имении в Веневском районе, где и воспитывал сына. В морском училище Санкт-Петербурга Всеволод обучался за счет государства – в честь боевых заслуг отца.
В командование «Варягом» капитан I ранга Руднев вступил 1 марта 1903 г. К этому моменту у него уже было 30 лет службы на флоте, девять заграничных и три кругосветных плавания.
26 января 1904 г. японская эскадра из 6 крейсеров и 8 миноносцев преградила выход из залива в порту Чемульпо, где находились русские корабли – крейсер «Варяг», мореходная канонерская лодка «Кореец» и пароход «Сунгари». Утром Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием до полудня покинуть Чемульпо.
Высадка японских войск в Чемпульпо
В противном случае японцы грозили открыть огонь. Руднев сообщил офицерам и матросам об ультиматуме и о решении вместе с «Корейцем» прорываться из залива.
«Варяг» и «Кореец» выходят на бой
– Безусловно, мы вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была. Мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови! – сказал он.
Схема боя
У выхода из залива японцы вновь предложили сдаться, но требование осталось без ответа. И тогда с крейсера «Асама» раздался первый выстрел, после чего завязался бой. Руднев был контужен, получив ранение головы, но не покинул капитанский мостик. Среди героических матросов «Варяга» были наши земляки А. И. Кузнецов, П. Е. Поликов, Т. П. Чибисов, однофамилец командира корабельный священник
«Варяг», покинутый командой
«Врагу не сдается…»
Много позже события того дня расценивали по-разному. Но у современников подвиг «Варяга» вызывал неподдельное восхищение. Особенно на фоне последовавшего затем позора русско-японской войны.
«За последние дни с Дальнего Востока на Родину вернулись из 8 тысяч нижних чинов всего 1200 человек, – писала в феврале 1906 г. «Тульская жизнь». – Большей частью искалеченные, они ходят по городу, прося подаяний. «Слезы подступают к горлу, когда видишь этих несчастных борцов за Родину», – сказал на последнем заседании думы Любомудров (городской голова.– С.Г.)».
Когда в 1904 г. через Тулу возвращалась команда «Варяга», ее восторженно встречали на Курском (Московском) вокзале. Матросам дарили самовары, пряники, гармоники. Рудневу от имени горожан в том числе была подарена модель скорострельной пушки.
За мужество, проявленное в бою при Чемульпо, все участники были награждены специально учрежденной медалью «За бой «Варяга» и «Корейца».
Нижние чины получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена св. Георгия. Сам Руднев был произведен в чин флигель-адъютанта и назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и командиром 14-го флотского экипажа.
В апреле 1904 г. был опубликован вольный перевод стихотворения Рудольфа Грейца, посвященного подвигу русских моряков. Музыку написал композитор А. С. Турищев, и родилась самая известная песня о сражении у Чемульпо – «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
В ноябре 1905 г. за отказ принять меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был отправлен в отставку с производством в контр-адмиралы и уехал на родину, в Тульскую губернию. Умер он 7 июля 1913 г. и был похоронен у церкви Казанской Божией Матери в с. Савино на территории нынешнего Заокского района. «Медицина тогда была бессильна, ему не смогли удалить из головы осколок», – объясняет причину смерти деда его внук Георгий, живущий сейчас в Венесуэле.
Судьба крейсера
Легкий бронепалубный крейсер «Варяг» был построен в Филадельфии по заказу русского морского министерства в рекордные сроки. Однако вооружение здесь было российского производства. Крейсер был сделан с учетом самых современных требований: практически везде были установлены телефонные аппараты, увеличилось количество приборов и приспособлений, работавших на электричестве. Вся мебель была сделана из металла, что улучшало защищенность от пожаров.
19 октября 1899 г. после освящения и молебна крейсер был торжественно спущен на воду. Для того времени это был один из лучших не только российских, но и мировых кораблей.
Неудивительно, что японцы реанимировали «Варяг», подняв его со дна моря. После капитального ремонта крейсер получил новое имя – «Сойя» и 9 лет служил на японском флоте.
В 1916 г. японцы после долгих торгов продали России захваченные в войну корабли Первой Тихоокеанской эскадры, в том числе и «Сойю». После успешно проведенных испытаний «Варяг» в ноябре 1916 года был назначен флагманом флотилии Северного Ледовитого океана. Но крейсер очень нуждался в ремонте. Правительство договорилось о ремонте с англичанами, и 25 февраля 1917 г., когда в России грянули революционные события, «Варяг» окончательно покинул Россию.
Англичане оценили ремонт примерно в 300 000 фунтов стерлингов. Но пришедшие к власти большевики отказались платить по царским долгам, да на тот момент им было и не до «Варяга». И тогда рассерженные англичане продали корабль немцам на металлолом. 5 февраля 1922 г. крейсер на буксире потянули в Глазго на переплавку.
И все же героический крейсер избежал столь позорной смерти: по пути в Ирландском море у берегов Шотландии начался шторм, «Варяг» налетел на камни и затонул.
На сей раз спасти его не было возможности, и новые хозяева подняли со дна по частям что смогли. В 2004 г., к столетию сражения, Россия организовала экспедицию к месту гибели «Варяга», где на глубине 6-8 метров покоятся останки славы Российского флота. Среди участников той экспедиции был и внук капитана крейсера Никита Руднев. Никита Пантелеймонович родился в 1945 г. во Франции, где живет и сейчас.
Семья адмирала
В 1916 г. Мария Николаевна, вдова Руднева, продала имение в Веневском уезде и переехала в Тулу с двумя младшими детьми. В 1917 г. к ним приехал и старший сын с женой. Когда началась революция, семья перебралась к родным в Севастополь, а потом эмигрировала сначала в Югославию, затем во Францию.
Пантелеймон, младший сын Руднева, после эмиграции жил во Франции, работал театральным художником. И даже в качестве туриста приезжал в 1969 г. в СССР и на родину отца, в Тулу. Средний сын, Георгий, во Франции стал одним из руководителей автомобильной компании «Пежо». Но в 1946 г. приехал туристом в Венесуэлу и остался там навсегда. Внук контр-адмирала и сын Георгия, тоже Георгий, родился в Париже в 1940 г., в Венесуэлу приехал уже в шестилетнем возрасте. В 1995-м приезжал в Россию, побывал на могиле деда в селе Савино. Рассказывает, что привез с могилы землю, которая стала самой дорогой реликвией в его доме. На новой родине в столице Венесуэлы Каракасе Георгий Руднев был старостой православного храма.
Старший сын Руднева Николай Всеволодович работал агрономом во Франции. После Второй мировой вернулся с семьей на Родину.
В Тулу Николай Всеволодович переехал в 1958 г., где и умер в 1963 году, успев издать в 1960 г. в Приокском издательстве книгу об отце «Командир легендарного крейсера». Несмотря на солидный тираж в 50 000 экземпляров, она давно уже стала библиографической редкостью. Николай Всеволодович передал также в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые теперь экспонируются в музее В. Ф. Руднева в селе Савино.
Память
В 1954 г., спустя 50 лет, советское правительство решило вернуть память о подвиге моряков «Варяга» и «Корейца». Оставшихся в живых участников боя пригласили в Москву и наградили медалью «За отвагу». Среди них были и туляки – матросы А. И. Кузнецов, П. Е. Поликов, ординарец командира Т. П. Чибисов. Позднее еще 139 ветеранов были награждены орденами и медалями.
30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера, в 1992-м – памятник на могиле контр-адмирала.
Летом 1997-го установлен памятник Рудневу и в Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых. В 2004 г., к 100-летию подвига, в селе Савино было построено новое здание музея В. Ф. Руднева. В конце 2011 г. рядом с памятником контр-адмиралу Рудневу в витрине из спецстекла выставлена копия гюйса (носового флага) крейсера «Варяг».
В наше время в составе Камчатской флотилии несет службу крейсер «Варяг», неоднократно признававшийся лучшим кораблем соединения. С 1996 г. тульские призывники в торжественной обстановке отправляются служить на флагман Тихоокеанского флота – гвардейский ракетный крейсер «Варяг».