рубенс художник биография и творчество
Питер Рубенс
Биография
Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.
Детство и юность
Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.
Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.
Портрет Питера Рубенса
После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.
В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.
В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.
Живопись
В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.
Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.
Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.
В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.
Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.
Автопортрет Питера Рубенса
Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.
На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.
Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.
За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.
В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.
В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.
Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.
Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»
Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела
«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.
«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.
Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.
Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.
Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.
Личная жизнь
После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.
Портрет Изабеллы Брант
Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.
Питер Рубенс и Елена Фоурмен
В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.
Смерть
В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.
Питер Пауль Рубенс — символ стиля барокко в живописи, дипломат и полиглот
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens; родился 28 июня 1577 — умер 30 мая 1640 гг.) — фламандский художник XVII века, величайший представитель стиля барокко в мировом изобразительном искусстве. Выдающийся живописец религиозного и портретного жанров, автор множества картин на мифологическую, пейзажную и историческую тематики, изображений обнаженной натуры. Питер Пауль Рубенс заслужил признание еще при жизни, воспитал талантливых учеников и собрал огромную коллекцию произведений живописи.
Питер Пауль Рубенс умел наладить хорошие отношения с представителями высшей власти разных стран Европы. Художник часто и весьма успешно выполнял дипломатические поручения венценосных особ. Испанский монарх даже даровал ему дворянство, а английский король — пожаловал титул рыцаря.
Биография Питера Пауля Рубенса
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в небольшом немецком городке Зигене, куда его родители перебрались из Фландрии из-за религиозных преследований. Через 10 лет умер отец будущего художника и вскоре после этого печального события мать с детьми вернулась в Антверпен.
Мальчик с ранних лет обнаружил способности к обучению. Особенно легко ему давались иностранные языки. В иезуитской школе он в совершенстве обучился латыни и познакомился с античной культурой. Рубенс постоянно совершенствовал свои знания в лингвистике и на протяжении многих лет свободно общался с людьми не только на родном голландском, но и на французском, немецком, итальянском, английском и испанском языках.
В 14 лет подросток уговорил мать отдать его на обучение живописи. Первым наставником Рубенса стал пейзажист и график Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), дальний родственник матери. Затем Питер продолжил учебу у портретиста Адама ван Ноорта (Adam van Noort) и самого известного мастера живописи в Антверпене тех времен — Отто ван Веена (Otto van Veen).
В 1600 году Рубенс уехал в Италию, где благодаря своему умению заводить знакомства и таланту живописца сумел поступить на службу к герцогу Мантуи. В составе свиты Винченцо Гонгазы он побывал во многих центрах итальянского искусства: Риме, Флоренции, Милане, Генуе.
В 1605 году герцог Гонгаза назначил Рубенса послом и отправил к испанскому королю с коллекцией картин. Здесь молодой живописец быстро завоевал уважение и даже получил предложение занять должность придворного художника, но отказался от высокой чести и отправился в Мантую.
В 1608 году Рубенс вернулся во Фландрию, вступил в брак с Изабеллой Брант и открыл свою мастерскую. Она пользовалась огромным успехом, нередко желающие несколько лет ждали очереди, чтобы попасть на обучение к мастеру. Художник вел обеспеченную жизнь, получал множество заказов и творил в разных жанрах.
В 1622 году Мария Медичи пригласила Рубенса в Париж для украшения своей резиденции — Люксембургского дворца. Королева-мать заказала художнику 24 картины, и с этой задачей он блестяще справился.
Смерть жены в 1626 году стала тяжким ударом для мастера. На 4 года он отошел от искусства и занялся дипломатической службой: принимал участие в переговорах и выполнял официальные миссии в столицах Англии и Испании.
В декабре 1630 года уже немолодой Рубенс женился во второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Он обожал свою новую возлюбленную и написал множество ее портретов. Елена родила Питеру 5 детей и оставалась музой до самой кончины художника.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года, оставив наследникам огромное по тем временам состояние — 400 000 флоринов. Благодаря чему вдова и дети могли жить безбедно долгие годы.
Судьба благосклонно отнеслась к Питеру Паулю Рубенсу. Его произведения почти не критиковали при жизни, художник вел роскошную жизнь и был нарасхват у богатых заказчиков. А сегодня картины великого мастера украшают экспозиции музеев и коллекции богатейших ценителей искусства.
Самые известные картины Рубенса
Очень сложно выбрать наиболее известные картины Рубенса. Его кисти по самым скромным оценкам искусствоведов принадлежит более 1400 полотен. Но все же некоторые шедевры достойны отдельного упоминания:
Картинами Питера Пауля Рубенса можно любоваться долго. А посетители портала Very Important Lot в любой момент могут принять участие в аукционах искусства. Сайт также дает возможность купить картины напрямую у современных художников.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Во Фландрии, как и во многих государствах средневековой Европы, главную роль в жизни государства играла католическая церковь, вкупе с поддерживающим её феодальным дворянством и высшей прослойкой бюргеров. Именно эти слои высшего общества выступали основными заказчиками произведений искусства. Из-за чего, широкое распространение во фламандской живописи получили величественные алтарные образы, созданных по заказу католической церкви и большеформатные картины, предназначенные для украшения замков и городских дворцов знатных антверпенцев. Основными жанрами в искусстве были мифологические сцены, библейские сюжеты, роскошные натюрморты, парадные портреты и сцены охоты.
Возвращение в Антверпен
В Антверпене Питер и Филипп были отданы на обучение в латинскую школу Ромбоутса Вердонка, в которой они оставались до 1590 года. Вскоре их сестра вышла замуж, и мать отправила Филиппа в университет в Лувене, чтобы он смог пойти по стопам отца и стать уважаемым юристом. А младший Питер, как это было принято в знатных, но не богатых семьях, поступил на службу пажом к Маргарите де Линь, вдове графа Филиппа де Дален. Там Рубенс научился придворному этикету и изысканным манерам, а также осознал, что единственное его призвание – живопись. Хотя, чтобы мать позволила Питеру получить профессию художника, молодому человеку понадобилось немало времени.
Жизнь в Италии
Например, именно Рубенс отвозил подарки от Винченцо I королю Испании Филиппу III и его премьер-министру герцогу Лерма, в 1603-1604 годах. Стены дворца Гонзаго украшала целая коллекция портретов «самых красивых дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных». Ряд портретов этой знаменитой по историческим архивам серии, были выполнены Питером. К сожалению, «галерея красавиц» не сохранилась до наших дней, но, возможно именно она была причиной того, что художник был послан ко двору короля Испании.
Со временем гордость Рубенса начала сильно страдать из-за того, что Гонзаго использовал его талант исключительно для создания копий, пусть и великих, но чужих картин. Не устраивала художника и принятая техника написания заказных портретов, когда в заранее заготовленную композиционную схему просто вписывалось с натуры лицо модели.
Превосходно развитая визуальная память, кропотливые тренировки и строгая дисциплина позволили мастеру добиться такой точности и твердости руки при создании набросков и рисунков, что среди современников, ему более не было равных. Благодаря этому, именно Рубенс, вопреки притязаниям всех лучших итальянских художников, получил крупный заказ на написание запрестольного образа для алтаря Кьеза Нуова.
Доверенное лицо инфанты Изабеллы
Узнав о возвращении уже ставшего очень известным живописца на родину, эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла, от имени испанской короны, управлявшие в то время Фландрией, пригласили Рубенса на службу. А чтобы мастер согласился и не стал возвращаться в Италию, где он имел стабильное положение и высокую оплату, правящая чета предложила Питеру значительные уступки и целый ряд заманчивых привилегий.
Так, Рубенсу преподнесли золотую цепь, дали почетную должность придворного художника, назначили высокую фиксированную плату за каждое заказанное произведение, помимо которой, ему ещё было обещано существенное дополнительное вознаграждение. Вопреки правилам, по которым живописец должен был бы переехать в Брюссель, чтобы жить при дворе покровителей, Рубенсу было разрешено остаться жить в Антверпене, он был освобожден от налогов и соблюдения правил гильдии Святого Луки.
От таких условий не смог бы отказаться ни один художник, поэтому Рубенс более не стал возвращаться в Италию. Наделенный тонким умом, чувством такта, обаянием, и умением располагать к себе собеседника, художник сделал блестящую карьеру дипломата, которой способствовало и то, что он по роду деятельности постоянно общался с самыми влиятельными и богатыми вельможами многих стран. Дальновидная инфанта Изабелла прекрасно понимала, что искусство мастера давало ему свободный доступ во многие знатные королевские дома Европы. Она решила воспользоваться этим и сделала Рубенса своим неофициальным посланником. Во время сеансов портретирования художник проводил секретные переговоры от лица испанской короны. Благодаря сохранившимся историческим документам, можно сделать вывод о том, что большинство из них имели благоприятный исход.
Любовь
Вскоре наладилась и личная жизнь мастера. В 1609 году Рубенс знакомится с секретарем городского суда в Антверпене Яном Брантом. Его юная красавица-дочь Изабелла покорила сердце художника своим обаянием Рубенса. Тридцатидвухлетний художник женился на неей спустя всего несколько месяцев, 3 октября 1609 года. Счастливый брак художника был основан нежной и крепкой любви. Свое счастье Рубенс отразил в картине «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609-1610 годы, Старая пинакотека, Мюнхен).
Полотно отличается особым великолепием, виртуозностью и блеском. Живописец тщательно выписал все украшения и детали дорогих костюмов, щеголяя точным и тонким рисунком. На лице Изабеллы Брант читается искренняя радость и счастье, подчеркнутое нежной, практически незаметной улыбкой. Себя художник изобразил спокойно смотрящим на зрителя. Открытый взгляд и правильные черты подчеркивают благородство и достоинство Рубенса, его аристократизм. И хотя автопортрет близок к классическому парадному портрету, художник в своем произведении выходит за строгие традиционные рамки этого жанра, давая зрителю возможность почувствовать свою любовь и привязанность к молодой жене, их взаимное согласие и нежность.
Создав несколько портретов своей обожаемой супруги, за долгие годы их совместной жизни, Рубенс всегда изображал Изабеллу очень правдиво, точно и с большим чувством, оставляя фон картины темным и размытым, чтобы не отвлекать внимание зрителя от лица любимой женщины.
Всеобщее признание и педагогические таланты
Огромный успех и признание принесли живописцу достаток, о котором его измученные тяжелой судьбой родители не могли даже мечтать. В 1610 году он приобрёл просторный дом, к которому пристроил студию, а фасад украсил скульптурой, реализовав, таким образом, свои архитектурные проекты, созданные ещё в Италии. В этом стилизованном под палаццо доме в Антверпене художник и поселился вместе со своей семьей.
Дебютом художника в родном городе стал крупный заказ для зала антверпенской ратуши – полотно «Поклонение пастухов» (1608 год, Антверпен). В картине чувствуется сильное влияние итальянской живописи, с яркими светотеневыми контрастами, бывшими отличительной чертой художественного стиля Микеланджело да Караваджо, которые Рубенс часто использовал в своих работах этого периода на религиозные и мифологические сюжеты. Композиционным и колористическим построением «Поклонение пастухов» практически точно повторяет полотно Корреджо «Ночь», имея лишь некоторые дополнения. По этому поводу однажды высказался французский художник Делакруа, заметив, что Рубенс «обладал уникальным даром вбирать в себя все чужое… Он был переполнен величайшими образцами, переделывая их в соответствии с тем началом, которое он носил в самом себе».
В ранних произведениях Рубенса на религиозные темы также явно читается переосмысление итальянского опыта. Работая над заказами для церкви, художник никогда не чувствовал себя стесненным четкими рамками канонов. Исполнение двух триптихов для местной церкви: «Воздвижение креста» (около 1610-1611, Собор Антверпена) и «Снятие с креста» (1611-1614, Собор Антверпена) принесли Рубенсу успех и славу лучшего живописца не только Антверпена, но и всей Фландрии. Известно, что мастер задумал композицию «Воздвижения креста» ещё в Италии, но реализовать её смог только на родине. Осязаемая материальность всех предметов и острые жизненные характеристики всех героев этого полотна также указывают на сильнейшее влияние итальянской школы. С работами великого Караваджо роднят произведение и явное внутреннее напряжение и динамика всех поз и жестов героев, исполненных драматической экспрессией.
Композиционное построение картин, изображающих две драмы, разыгравшиеся на Голгофе, сильно и значительно. Каждый персонаж имеет свой индивидуальный неповторимый характер, наиболее полно раскрывающийся посредством взаимодействия с окружающей средой и прочими фигурами. Руки Иисуса, находящегося в центральной части полотна «Воздвижение креста», не раскинуты широко в стороны, а вытянуты над головой, Его лицо искажено нестерпимым приступом боли, пальцы плотно сжаты, мышцы всего тела напряжены. Резкие ракурсы всех фигур, ощутимые усилия палачей, поднимающих крест, беспокойные блики света и тени образуют единый динамичный порыв, объединивший природу и человека. Художник сделал все возможное, чтобы у верующих, смотрящих на это произведение, не осталось ни малейшего сомнения в той величайшей жертве, которую ради них принес сын Божий.
Совершенно иное внутреннее звучание имеет «Снятие с креста». Пластичное, грациозное, почти изящное тело Иисуса невесомо. Рубенс уподобляет Его прекрасному цветку, срезанному безжалостной рукой. С неимоверным усилием Его близкие стремятся удержать на весу безжизненное тело Христа. Рядом с Иисусом мы видим его мать и друзей, а также «самую любящую и самую слабую из женщин, в хрупкости, грации и раскаянии которой воплотились все земные грехи, прощенные, ощущенные и теперь уже искупленные», расположенную на первом плане полотна. В целом, композиция лаконична, в ней мы не видим изображения нестерпимых мук, криков, резких жестов, слез. Богоматерь сдерживает рыдания. Лишь её покрасневшие от слез глаза на заплаканном лице и сдержанный жест руки передают её невыразимую скорбь.
Так Рубенс получил от современников звание «бога всех живописцев». Огромный успех художника, поразившего публику необыкновенной монументальностью, экспрессией и драматизмом своих работ, привлек к нему многочисленных учеников. Вскоре, мастерская живописца стала считаться лучшей профессиональной школой во Фландрии.
Художник всегда старался развивать индивидуальный дар в каждом из своих учеников. Но количество желающих поступить в обучение к «Великому Рубенсу» было так велико, что многим приходилось давать отказ. В числе «отвергнутых» оказывались даже близкие друзья и родственники мастера, что серьёзно осложняло ему жизнь. Так, в письме своему другу Якобу де Би от 11 мая 1611 года Рубенс писал: «Я действительно не могу принять к себе молодого человека, которого Вы мне рекомендуете. Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что некоторые ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я могу сказать с полной правдивостью, и без малейшего преувеличения, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, в том числе моих родственников или родственников моей жены, и этим вызвал глубокое неудовольствие некоторых моих лучших друзей». Также неисполнимо велико было и количество заказов у живописца.
Для исполнения многих своих заказов Рубенс был вынужден привлекать своих учеников. Немецкий художник Иоахим фон Зандрарт так писал по этому поводу: «Юн (Рубенс) всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики.. писали картину на холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места». Самые же лучшие свои произведения художник писал самостоятельно. Зандрарт лестно отзывался о Рубенсе, как о педагоге. В своем трактате, посвященном мастеру, он отмечал, что тот всегда «тщательно обучал» всех своих подопечных и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями». Из мастерской Рубенса выходили граверы, архитекторы и скульпторы, направленные художником в то русло, к которому они были наиболее способны. Многие из тех, кто обучался в мастерской живописца, впоследствии составили гордость и славу фламандской школы. Самыми известными его учениками являются Франц Слайдере (1579-1657) и Антонис Ван Дейк (1599-1641).
Непревзойденное мастерство
Для фигуры Иисуса в композиции «Христос в терновом венце» художник использовал свою раннюю итальянскую зарисовку широко известной античной скульптуры «Кентавр». Такой прием не был исключением, зарисовки с памятников античности долгие годы служили ему одним из основных источников вдохновения. Но в этом полотне, особенно четко выразилась исключительная сила творческого потенциала мастера.
Фигура Христа, уподобленная античной статуе, сохраняет довольно напряженный дух, свойственный большей части работ Рубенса. Именно та экспрессия, которую вложил мастер в изображение бесконечно трагичной фигуры Христа, расположенной в центре композиции, придает картине необычайную остроту. Вложив в произведение необычайную выразительность, живописец добился совершенного гармоничного контраста ярко освященного тела Иисуса и темного фона полотна, соединив, таким образом, эмоциональный накал с совершенными техническими приемами.
Будучи блестящим знатоком античного искусства, Рубенс проявлял большой интерес к мифологическим сюжетам. Художник не переставал восхищаться жизнью и красотой человеческого тела. Надо отметить, что при всем при этом, живописец никогда не копировал образы античных мастеров, а переосмыслял классические идеалы, переводя их на «фламандский язык». Рубенс любовался национальной красотой здорового, цветущего, сильного человеческого тела. Более всего художника интересовало воплощение в живой плоти человека его физической мощи и движения. А наилучшие сюжеты для такой живописи можно было почерпнуть в богатой греческой мифологии. Самыми знаменитыми полотнами этого периода были «Вакханалия» (около 1615 года, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и «Похищение дочерей Левкиппа» (около 1618-1620 годов, Старая пинакотека, Мюнхен).
Все движения в этих картинах необычайно эмоциональны, пластика жестов подчеркнута стремительно развивающимися тканями одежд. Рубенс с любовью выстраивает сложные и эффектные композиции, предпочитая использовать для них диагонали, эллипсы или спирали.
Так, в произведении «Похищение дочерей Левкиппа» и люди и кони изображены в момент предельного физического напряжения. Тела молящих о помощи молодых женщин, образуют сложнейший по цветовым ритмам и линейному строению узор. Общий, «нервный» силуэт группы, практически идеально вписывающейся в окружность, нарушается экспрессивными жестами. Пафос произведения усиливается за счет исключительно низкой линии горизонта, благодаря которой фигуры ещё более эффектно смотрятся, вздымаясь во взволнованное облачное небо. В композиционном построении доминируют резкие диагонали, уходящие вверх.
Великая сила любви, способная преодолеть любые препятствия, изображена Рубенсом в полотне «Персей и Андромеда» (1620-1621 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь, Персей, сын Данаи и Зевса, предстает перед нами как высшее воплощение героя, способного на любой подвиг. Победитель морского чудовища, от которого он спас прекрасную Андромеду, изображен с головой Медузы Горгоны на щите и многочисленными волшебными артефактами, помогающими ему справляться с любыми препятствиями. Напряженная внутренняя динамика каждой линии и формы, подчеркивает героическую тематику произведения. Словно отзвук недавней битвы воспринимаются взволнованные позы прекрасных персонажей картины. Фигуры богини славы и амуров добавляют композиции пафосное звучание. Этому же способствует и колорит полотна. Многоцветные красочные переливы и воздушность достигаются переходами удивительно прозрачных тонов в насыщенную яркую колористику, создавая единую симфонию произведения. Известный мифологический сюжет художник перевел на живой язык Фландрии, добавив в него множество характерных для жителей своей страны реалистичных деталей, по-новому раскрыв содержание мифа и одновременно ничего не потеряв из оригинала.
Важное место в искусстве XVII века занимают портреты Рубенса, относящиеся к зрелому периоду его творчества. В них раскрывается все обаяние живописного языка художника. Создавая произведения этого жанра, Рубенс выступает истинным продолжателем традиций Высокого Возрождения, ограничиваясь при этом только рамками внешнего сходства, не углубляется в психологические характеристики и душевные переживания моделей. Абсолютно все герои великого фламандца переполнены жизнью. Он трактовал и мужские и женские образы так, как любят быть изображенными на портретах дамы: сначала принятая каноническая красота, а потом индивидуальное сходство. В своих портретах живописец прекрасно передавал все необходимые приметы своей эпохи и положение своих моделей в обществе.
«Портрет королевы Марии Медичи» (около 1622 года, Прадо, Мадрид) может служить ярким образцом того, как Рубенс рисовал женщин – неизменно прекрасный цвет лица, высокий аристократический лоб, очень аккуратный подбородок и широко распахнутые сияющие глаза. Ещё одной особенностью всех женских образов, созданных живописцем была изящная полнота, как неизменный атрибут женственности и привлекательности.
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) также служит прекрасным примером портретного искусства мастера. С помощью легких золотистых рефлексов, холодных бликов и прозрачных теней, художник передает яркое обаяние жизнерадостной молодой девушки. Рубенс щедро обогащал характеристику своих моделей с помощью утверждения их общественной роли. Важное место в композиционном строении парадного портрета играли детали, такие как поворот головы, эффектный взгляд, положение фигуры в пространстве, торжественная обстановка. Он наделял аристократов чувством собственного превосходства и некой высокомерной степенностью, которая при этом не лишала их жизненного обаяния. А все недосказанные нюансы художник раскрывал с помощью костюма.
Правда, были и яркие исключения, например, «Портрет Елены Фурман с двумя детьми» (около 1636 года, Лувр, Париж) почти не имеет никаких явных признаков барочного парадного портрета. Здесь нет дорогих пышных одежд и роскошных аксессуаров. Зато вся композиция произведения проникнута светлым безмятежным счастьем. Образы матери и детей полны естественной непринужденности и особой выразительной прелести. Этот портрет стал настоящим гимном материнству и важнейшей роли женщины в жизни каждого мужчины.
Сцены охоты
Далеко не второстепенное место во всем творчестве живописца занимала тема охоты. Рубенс часто обращался к сюжетам, посвященным борьбе человека и природы. Никто не показывал жестокие схватки людей и животных так ярко и образно, как это делал он.
Если раньше, в работах его предшественников, изображавших зверей, главной целью обычно стояла скорее демонстрация своих знаний анатомического строения животных, а появление их на полотнах, как правило, было обусловлено мифологическими или библейскими сюжетами, то у Рубенса они стали играть самостоятельную роль. Он создал живой мир, где люди и звери сражались в стихийно возникшей схватке. Все полотна этой серии пронизаны огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные яростно и бесстрашно набрасываются друг на друга.
«Охота на тигров и львов» (1617-1618 годы, Музей изящных искусств, Ренн) была написана как раз в период наивысшего интереса художника к сценам охоты и сражений. С 1615 по 1621 год, живописец посредством подобных сюжетов реализовывал главную цель своего искусства – воспевание динамичности жизни и воплощение моментов реальности, допускавших лишь некоторую долю вымысла. Картины художника не производят мрачного впечатления, от них не веет агрессией, только силой и мощью, неудержимой страстью и желанием жить.
«В этом ужасе есть что-то восхитительное», писал его современник. Создавая свои знаменитые сцены охоты, мастер играл на чувствах публики, заставляя сопереживать происходящему на полотне, а также использовал неподдельный интерес зрителей к экзотическим животным.
В XVII веке Европа только открывала для себя неведомый мир других континентов. Все уже слышали об их существовании, но лишь очень немногие воочию видели мавров, арабов, бенгальских тигров, гиппопотамов, африканских жирафов и индийских слонов. Рубенс часто наблюдал подобную экзотику в зверинцах богатых вельмож, для которых он выполнял работы или с которыми виделся в ходе своих дипломатических миссий.
Исторический цикл для французских монархов
Политическая обстановка во Фландрии в 1620-х годах была крайне напряденная, но жизнь художника блистала всеми красками. Он руководил работой живописцев и граверов в своей мастерской, оформлял для издательства книги различной тематики, делал картоны для шпалер, создавал эскизы для скульптурных проектов и всевозможных изделий художественных ремесел. Его слава и успех гремели по всей Фландрии, а вскоре вышли далеко за её границы.
Этому способствовал самый важный в жизни Рубенса заказ, который он получил в 1621 году. В январе 1622 года живописец отправился в Париж для выполнения договора, заключенного с матерью Людовика XIII, Марией Медичи. Суть контракта была в написании картин сразу для двух галерей нового дворца в Люксембурге.
Цикл работ «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625 годы, Лувр, Париж) стал исключительным историческим рядом произведение художника. Программа изображений четко составлялась лично королевой, а вот в интерпретации сюжетов, их последовательности и порядке размещения фигур в композиции живописцу предоставлялась значительная свобода. Сохранив точность и достоверность в изображении героев, их костюмов и окружающей обстановки, Рубенс обогатил композиции многочисленными аллегорическими деталями и мифологическими персонажами. Например, в сцене, где Генрих IV получает весьма приукрашенный портрет своей невесты Марии, присутствуют два крылатых амура, как олицетворение любви и супружества, а за всей сценой благосклонно наблюдают Юнона и Юпитер, благословляя короля на правильный выбор.
В серию вошли двадцать четыре больших панно, рассказывающих нам о политических событиях, которые происходили во Франции в начале XVII века. Создавая каждую картину, вошедшую в цикл, Рубенс представлял её как самостоятельное произведение, которое, вместе с тем было и частью общего замысла. Все произведения серии отмечены театральностью, роскошной пышностью и характерной для барочного искусства декоративностью. Не смотря на то, что для выполнения заказа художнику пришлось привлечь своих учеников, монументальный строй композиций, эффектные пейзажные и архитектурные фоны, приподнятый колорит придают этим произведениям несравненные декоративные качества.
Но время лечит все, и через четыре года, вернувшись на родину в Антверпен, Рубенс женится на дочери одного из своих друзей Елене Фурман. Шестнадцатилетняя красавица пленила художника своей красотой. Ей он посвятил множество портретов, а её образ часто использовал для написания картин на мифологические сюжеты.
Гармония и покой
В поздний период своего творчества, художник более всего тяготел к жанру пейзажа. Этому способствовало и приобретения сельского поместья Шато де Стен, расположенного в тридцати километрах к югу от Антверпена. Большинство пейзажей были выполнены мастером «для себя», без привлечения учеников, поэтому все они отличаются особенным совершенством. Мощь и героическая сила образов ранних произведений сменяется спокойствием и гармонией единства человека и природы. Рубенс часто пишет сцены мирного труда крестьян и веселых сельских праздников. В пейзажных работах живописец развивает традиции нидерландского искусства, привнося в них новое идейное значение.
Более ранняя картина «Возчик камней» (около 1620 года, Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург) отличается некоторым драматизмом. Скалы на первом плане словно взмывают из земных недр, создавая тяжелое препятствие людям и лошадям. В поздних же произведениях Рубенса интонации меняются, природа предстает перед нами как единый образ бытия, где счастливо и спокойно живет человек.
Центральной темой полотен художника становится сельская природа, исполненная красоты и эпического величия. В его картинах словно оживают бескрайние просторы, первозданные силы природы, гармонично сочетающиеся с могучими фигурами крестьян, занятых своим повседневным трудом. В произведениях «Кермеса» (около 1635 года, Лувр, Париж) и «Крестьянский танец» (около 1635-1638 годов, Прадо, Мадрид) мы не увидим бытовой достоверности, лишь обобщенный тип сильного и прекрасного фламандского народа, с любовью выписанный мастером.
Работая для собственного удовольствия, Рубенс исследовал новую технику, стараясь показать истинную, не приукрашенную театральными эффектами природу. Джон Констебль, выдающийся английский пейзажист, писал: «ни в одном другом жанре Рубенс не проявил в такой степени своего величия, как в ландшафте».
Все последние годы жизни мастера, его терзала тяжелая форма подагры. Но, даже когда отказала сначала левая, а затем и правая рука, художника не покидала сила духа, оптимизм и жизнерадостность. 27 мая 1640 года Рубенс составил своё завещание, а уже 30 мая острый приступ подагры остановил его сердце. Получивший грандиозное признание ещё при жизни, великий «бог живописцев» умер.
Питер Пауль Рубенс был похоронен самым торжественным образом. Современники в глубокой скорби проводили его в последний путь. Гроб с телом живописца сопровождал хор церкви Богоматери и торжественное шествие из шестидесяти факельщиков, а впереди него несли золотую корону на подушке из черного бархата.