рпд методика преподавания истории

Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания истории в высшей школе»

рпд методика преподавания истории. Смотреть фото рпд методика преподавания истории. Смотреть картинку рпд методика преподавания истории. Картинка про рпд методика преподавания истории. Фото рпд методика преподавания истории

Министерство образования и науки РФ

«Московский государственный гуманитарный университет

отечественной истории и культурологии___________

кафедры Протокол № __

Рабочая программа дисциплины

«Методика преподавания истории в высшей школе»

(название дисциплины (модуля)

Кафедра: _отечественной истории и культурологии__________

Форма обучения: ________очная____________________________

(очная/очно – заочная/ заочная)

Семестр обучения: ___________1 семестр________________________

Составители: доцент, к. и.н.

(ФИО, должность, степень, звание)

1. Пояснительная записка

Цель: опираясь на знания студентов, полученные при изучении «Методики преподавания истории в школе», через изучение тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, сформировать знания о технологиях организации обучения широкопрофильного специалиста ХХI в. и способах воспитания его гармоничной, креативной и гуманной личностью.

· Приобретение навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в высшем профессиональном образовании

· Умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей

· Умение примененять современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.

Групповая принадлежность модуля: профессиональный

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций

1. Имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);

2. умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);

3. способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

3.1 Необходимым условием обучения по данной дисциплине (модулю) является успешное освоение следующих дисциплин (модулей):

1. Политическая и социально-экономическая история стран

-экономическая история России стран Европы в новое и новейшее время;

3. Запад и Россия: диалог культур; и др. дисциплины

3.2 Данная дисциплина (модуль) является базой для изучения следующих модулей:

1. Политическая и социально-экономическая история стран

-экономическая история России стран Европы в новое и новейшее время;

2. Запад и Россия в международных отношениях;

3. Запад и Россия: диалог культур; и др. дисциплины

4. Педагогическая прктика…

4. Объем дисциплины (модуля)

4.1 Количество зачетных единиц по дисциплине (модулю): _3__________________

4.2 Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

Форма обучения: ___очная ____________________

Название дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий

Методика преподавания истории в высшей школе

1. Контактная работа с преподавателем:

Лекции (в том числе обзорные)

Индивидуальная работа с преподавателем[2]

Защита выпускной квалифицированной работы

Общий объем контактной работы с преподавателем

2. Самостоятельная работа

Общий объем часов по дисциплине

5. Тематический план дисциплины (модуля)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)

Форма обучения: ____очная___________________

Наименования разделов дисциплин (модулей)

Содержание раздела по темам

1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом.

Роль высшего образования в современной цивилизации. Место университета в российском образовательном пространстве. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и уманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании. Воспитательная компонента в профессиональном образовании. Информатизация образовательного процесса. Болонская система и Российская высшая школа.

2. Методология целеобразования в высшей профессиональной школе.

Современная концепция высшего образования и дидактические подходы к ее реализации. Государственный образовательный стандарт по специальности 460401 – «История». Педагогическая система. Педагогические категории, обуславливающие реализацию дидактического процесса.

3. Проектирование образовательного процесса и содержания обучения как дидактическая задача. содержания обучения.

Этапы и формы педагогического проектирования. Классификация технологий обучения высшей школы. Проектирование целей обучения на основе диагностических подходов. Учение как деятельность образовательного процесса. Учебно-нормативные документы, организующие реализацию целей обучения. Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача. Проектирование содержания учебных предметов по истории.

4. Лекция и семинарские занятия как форма организации учебного процесса в высшей школе.

Роль и место лекции в вузе. Структура лекции. Оценка качества лекции. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция. Письменный текст как средство организации и передачи информации. Проектирование описательного учебного текста лекции. Методические аспекты изложения лекционного текста. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. Цель практических занятий. Структура практических занятий. Типы семинаров и особенности их организации, при изучении курсов по истории. Просеминар. Семинар. Спецсеминар. Семинар как взаимодействие и общение участников. Новые семинарские формы: семинар-исследование, семинар-дискуссия, семинар – «круглый стол», семинар – «карусель», «мозговой штурм», «деловая игра». Критерии оценки семинарского занятия.

5. Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Внеаудиторная и аудиторная формы СРС. Индивидуальная и групповая формы СРС. Коллоквиум. Три уровня СРС. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС Индивидуализация, активизация СРС. Пути дальнейшего совершенствования СРС.

Наука и научное исследование. Исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки Способы получения и переработки информации. Этапы работы над курсовыми, дипломными и диссертационными исследованиями. Проектная деятельность студентов.

7. Основы педагогического контроля в высшей школе.

Функции педагогического контроля. Формы педагогического контроля. Оценка и отметка. Пути повышения объективности контроля. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей студентов. Формы тестовых заданий. Этапы разработки тестов. Методы оценки критериев качества тестов.

8. Основы коммуникативной культуры педагога.

Культура речи. Выбор грамматических форм и конструкций. Слагаемые ораторского искусства. Особенности психологии ораторского труда. Сущность и генезис педагогического общения. Стили педагогического общения. Диалог и монолог в педагогическом общении. Содержание и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе.

9. Инновационные технологии реализации учебного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО).

Технологии активного обучения. Дидактическая игра. Технология модульного обучения. Принципы проектирования модульной программы. Адаптивная модульно-рейтинговая система. Технология проблемного обучения. Эвристические технологии обучения. Технологии развивающего обучения. Краткая историческая справка. Классификация ИТО. Характеристика и способы использования автоматизированных систем обучения в подготовке специалистов в вузе. Основные типы программно-методических комплексов (ПМК) и их взаимосвязь с методами обучения. ПМК поддержки лекционного курса. ПМК моделирования процесса. Тестовые и контролирующие ПМК. Электронные учебники. Экспертные ПМК.

10. Технология дистанционного обучения.

11. Информационно-предметное обеспечение технологий обучения.

Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. Характеристика печатных средств обучения. Электронные средства. Традиционные предметные средства.

12. Выбор технологий обучения и профессионально-педагогическая культура профессорско-педагогического состава.

Выбор технологий обучения. Профессионально-педагогическая культура ППС как основополагающий фактор качества технологий обучения. Итоговая аттестация

6. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине (модулю)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)

Форма обучения: _______________________

Наименование разделов дисциплины (модуля)

Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Современное развитие высшего образования в России и за рубежом.

Методология целеобразования в высшей профессиональной школе.

Проектирование образовательного процесса и содержания обучения как дидактическая задача. содержания обучения.

3. Сорокопуд высшей школы. – М.: Феникс, 2011.

4. Управление высшим учебным заведением. – М.: Инфра-М, 2010.

Лекция и семинарские занятия как форма организации учебного процесса в высшей школе.

4. Фиапшев стандарты, автономия высшей школы, академические свободы. – М.: Народное образование, 2007.

Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

Познавательная и исследовательская деятельность студентов.

Основы педагогического контроля в высшей школе.

3. Менеджмент организации. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование. – М.: Инфра-М, 2009.

4. Воронцов работы в вузе: Учебное пособие для студентов. Ростов н/Д., 2002.

Основы коммуникативной культуры педагога.

4. Воронцов работы в вузе: Учебное пособие для студентов. Ростов н/Д., 2002.

Инновационные технологии реализации учебного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО).

Технология дистанционного обучения.

Информационно-предметное обеспечение технологий обучения.

Выбор технологий обучения и профессионально-педагогическая культура профессорско-педагогического состава.

7. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине (модулю)

8. Вариант 1.

9. 1. Особенности преподавательской работы как профессии. Основные направления и планирование работы преподавате­ля.

10. 2. Формы контроля в учебном процессе и их методическое обеспечение.

11. Вариант 2.

12. 1.Особенности дидактики высшей школы.

13. 2. Современные обучающие технологии.

15. Вариант 3.

16. 1. Связь педагогики, дидактики и методики преподавания.

17. Лекция как форма публичного общения в преподавании. Формы лек­ций.

19. Вариант 4.

20. Основные нормативные документы, регламентирующие учеб­ный процесс в вузе.

21. Функции семинарского занятия в учебном процессе. Формы семинарского занятия.

1. Варианты работы на проблемной лекции составляют:

1) проблему ставит и решает лектор, слушатели вникают в его логику; проблему ставит лектор, слушатели принимают участие в ее решении; лектор побуждает слушателей самих подойти к осознанию проблемы и ее решению; проблему ставит лектор и предполагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки;

2) проблему ставит и решает лектор, слушатели вникают в его логику; проблему ставит лектор, слушатели принимают участие в ее разрешении; проблему ставят сами слушатели и коллективно решают ее; проблему ставит лектор и предполагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки;

3) проблему ставит и решает лектор, слушатели вникают в его логику; проблему ставит лектор, слушатели принимают участие в ее разрешении; проблему ставит лектор, слушатели решают ее тут же самостоятельно; проблему ставит лектор и предлагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки

2. Подготовительный этап семинара – исследования включает:

1) ознакомление с содержанием темы; частичную реализацию образовательной и методической функций; определение степени изученности темы;

2) постановку задачи; частичную реализацию воспитательной и практической функций; формулирование исходной проблемы;

3) постановку задачи; формирование исходной проблемы; планирование семинара.

1) форма семинара, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решению;

2) форма семинара, смысл которого заключается в приобретении и частной реализации знаний с привлечением в этот процесс элементов дискуссии и научного исследования;

3) Форма семинара, на котором учащиеся целенаправленно перемещаются с одного места на другое (по кругу), где каждый поочередно выступает в роли обучающегося и обучающего.

4. Назовите типы дискуссий:

1) императивный, конфронтационный, информативный;

2) императивный; согласительный; проблемный:

3) императивный; конфронтационный, бесконфликтный.

1) форма семинара, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса;

2) форма семинара, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых приводит к приемлемой для всех участников позиции решению;

3) форма семинара, составляющими которой является приобретение, распространение и частичная реализация знаний с привлечением в этот процесс компонента альтернативности.

1. Составить конспект лекции по теме «Русско-японская война.

2. Разработайте конспект круглого стола по теме «Что такое патриотизм»

3. Даны три варианта конспектирования источников. На основе разработайте собственный вариант с учетом особенностей ваших студентов:

· Внимательно прочитайте текст. Попутно помечайте непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.

· Выпишите на полях значение отмеченных понятий, слов. Наведите справки о лицах, имена которых вам известны, о событиях, упоминаемых в тексте.

· При первом чтении текста необходимо составить простой план – последовательный перечень основных мыслей автора, При повторном чтении текса следует отмечать, как автор доказывает основные мысли своей работы.

· Заключительный этап конспектирования нужно стремится выразить мысль автора своими словами, это помогает более сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

· Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение, составить план.

· В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора, полное название работы, место и годы издания.

· Наименование глав, разделов, параграфов научного труда всегда указывается точно.

· Изложение текста дается сжато, но новые мысли и аргументы записываются подробно.

· В конспекте используются цитаты.

· При работе над конспектом следует использовать подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут при ответе по конспекту

4. Выберите одну из тем реферата и раскройте суть выбранной проблемы:

2. Виды учебной деятельности преподавателя в вузе.

3. Инфомационные технологии в науке и образовании.

4. История высшего образования в России.

5. Методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной исторической дисциплины).

6. Научно-методическая работа преподавателей высшей школы.

7. Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии и педагогики высшей школы.

8. Преподавание истории в вузе с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей.

9. Психодиагностика в высшей школе.

10. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе.

11. Пути формирования педагогического мастерства.

12. Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов.

13. Содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации при преподавании истории.

14. Технологии профессионально-ориентированного обучения.

15. Учебно-методическая работа преподавателей высшей школы.

22. Литература по дисциплине (модулю)

8.1 Основная литература:

6. Менеджмент организации. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование. – М.: Инфра-М, 2009.

10. Фиапшев стандарты, автономия высшей школы, академические свободы. – М.: Народное образование, 2007.

8.2 Дополнительная литература:

5. Воронцов работы в вузе: Учебное пособие для студентов. Ростов н/Д., 2002.

19. Сорокопуд высшей школы. – М.: Феникс, 2011.

20. Управление высшим учебным заведением. – М.: Инфра-М, 2010.

23. Информационно – телекоммуникационные ресурсы

2. http://www. metodists. ru/

3. www. vostlit. info.

5. www. allbest. ru/libraires. htm

6. www. aldebaran. ru/

7. www. edu. ru/index. php? page_id

10. www. elibrary. ru/

11. www. scintific. narod. ru/literature. htm

17. http://www. aurinko-25.narod. ru/

19. http://books. / – Поиск книг от Google

20. http:/// – Книжная поисковая система

21. http://www. poiskknig. ru/ – Поисковая машина электронных книг

22. http://public. novoteka. ru/search – Поиск бесплатных электронных книг по всей сети (бета-тест)

23. http://bukinist. agava. ru/ – Поисковая система «Букинист»

24. http://exlibri. ru/ – Поиск в интернет-библиотеках

Методические указания для студентов по усвоению дисциплины (модуля)

10.1 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

— систематическая работа на лекциях и практических занятиях;

— комплексное изучение рекомендуемой преподавателем литературы;

— подготовка рефератов по предлагаемой тематике;

— регулярные выступления на практических занятиях;

— выступление на студенческих научно-методических конференциях;

— проведение межсессионной аттестации с целью осуществления текущего контроля за уровнем усвоения изучаемого курса;

— посещение уроков студентов старших курсов во время педагогической практики с последующим их анализом.

10.2 Методические рекомендации для студентов по выполнению домашних заданий и контрольных работ, по подготовке к практическим занятиям

— внимательно ознакомиться с тематикой курсовых работ, с планами практических занятий и вопросами к контрольным работам;

— выбрать тему курсовой работы и проконсультироваться в индивидуальном порядке с преподавателем;

— составить совместно с преподавателем график выполнения курсовой работы и неуклонно его придерживаться;

— правильно составить план курсовой работы на основе учебно-методического пособия, подготовленного кафедрой;

— систематически консультироваться с преподавателем в ходе работы над курсовой;

— оперативно реагировать на замечания и пожелания преподавателя по содержанию работы;

— при подготовке к практическим занятиям ознакомиться с планом конкретного занятия;

— самостоятельно привлечь дополнительную литературу по теме, использовать ее наряду с обязательной;

— активно участвовать в ходе занятия в обсуждении поднимаемых вопросов;

24. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Тренинговая технология.

4. Рефлексивная технология.

25. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Полноценное материально-техническое обеспечение изучения модуля «Методика преподавания истории в высшей школе» достигается наличием базовых образовательных учреждений исторического факультета МГГУ им. следующих технических средств обучения: телевизор – 1 шт., видеомагнитофон – 1 шт., магнитофон – 1 шт., диапроектор с набором слайдов – 1 шт., интерактивная доска – 1 шт.

1. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.

2. Виды учебной деятельности преподавателя в вузе.

3. Инфомационные технологии в науке и образовании.

4. История высшего образования в России.

5. Методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной исторической дисциплины).

6. Научно-методическая работа преподавателей высшей школы.

7. Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии и педагогики высшей школы.

8. Преподавание истории в вузе с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей.

9. Психодиагностика в высшей школе.

10. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе.

11. Пути формирования педагогического мастерства.

12. Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов.

13. Содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации при преподавании истории.

14. Технологии профессионально-ориентированного обучения.

15. Учебно-методическая работа преподавателей высшей школы.

27. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Проблема модернизации образования и его превращения в фактор устойчивого развития

2. Основные цели вхождения России в Болонский процесс

5. Переход на компетентностную модель подготовки студентов. Сравнение ‘знаниевого’ и ‘компетентностного’ подхода

6. Культура труда и идеальная модель современного преподавателя

7. Предмет, содержание и функции методики преподавания история

8. Основные принципы методики преподавания культурологических дисциплин

9. Методологические основания методики преподавания

10. Логические и психологические основания методики преподавания

12. Методика подготовки и чтения лекции

13. Семинары, их разновидности и методическое обеспечение

14. Организация и проведение консультаций в учебном процессе

18. Учебно-методический комплекс дисциплины

19. Средства преподавания и инновационные образовательные технологии

20. Использование ЭОР и IT-технологий в учебном процессе

21. Место и роль самостоятельной работы студента в образовательном процессе

22. Методика организации и проведения СРС

23. Организация и проведение культурологических практик в вузе

26. Воспитательная работа преподавателя

27. Учебная характеристика студента

28. Профориентационная работа преподавателя в системе довузовского обучения

29. Организационная и научно-методическая работа на кафедре

— перед промежуточным экзаменом (2 часа на поток);

— перед итоговым экзаменом ( 2 часа на поток)

[2] Консультирование выпускных квалифицированных работ:

— для бакалавриата – 12 часов

— для магистратуры – 22 часа

— для специалитета – 17 часов

[4] В соответствии с Положением о порядке планирования и учета работы ППС МГГУ им.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *