розовый фламинго песня история
«Розовый фламинго» — лютый бред или шедевр? О новом клипе на новую версию старого хита
Имя Алёны Свиридовой в 2021 году снова зазвучало. Весной её активно обсуждали и критиковали за неудачные образы в программе «Точь-в-точь». А летом, буквально в последние пару недель, снова на взлёте её старая песня, практически «визитная карточка» — «Розовый фламинго». Причём интерес вызван не столько новой аранжировкой, выполненной группой «Cream Soda», сколько специфическим видеоклипом.
Снят клип блестяще — костюмы, лошади, собаки, атмосфера девятнадцатого века… Практически короткометражный фильм, а не просто видеоклип! А вот сам сюжет… Кто-то от него в восторге и называет шедевром, а кто-то считает это лютым бредом. Барин (Никита Кукушкин) играет в странную игру — переодевается в розового фламинго и заставляет на него охотиться. Но охотой дело не ограничивается, потом его волокут за лошадью, и барин-мазохист получает от этого удовольствие. Потом его, уже ощипанного и обмазанного маслом, подают к столу.
Своё мнение по поводу этого клипа я опишу в конце статьи.
Идея, кстати, принадлежит непосредственно актёру Никите Кукушкину, сыгравшему «фламинго». Он считает, что в 90-е люди лучше знали жизнь, было более свободное время, и поэтому тогда появилось много ярких песен, интерес к которым сейчас возрождается.
Кукушкин заразил идеей «Cream Soda», а уже они привлекли саму Алёну Свиридову. Сергей Мудрик (музыкальный редактор «Вечернего Урганта») ещё два года назад предлагал вдохнуть новую жизнь в «Розового фламинго» с помощью коллаборации с кем-нибудь из молодёжи. Певица сначала хотела привлечь каких-нибудь рэперов, но никого не подобрала. И тут возник вариант с «Cream Soda». Результатом Свиридова очень довольна — и аранжировкой, и клипом. В интервью она сказала:
Сюжет клипа — абсолютная дичь. Но как я люблю такое! И ведь никто раньше мне подобное не предлагал. Я в восторге!
Среди актёров, снявшихся в ролике, помимо Кукушкина, Свиридовой, участников «Cream Soda», Александра Гудкова (он один из авторов и продюсеров) можно увидеть… Евгения Понасенкова! Историка, телеведущего, в последнее время ставшего героем мемов. По мнению участников съёмок, он идеально подходит для той эпохи и общей сюрреалистичности клипа.
В конце опишу своё мнение по поводу этого творения. Мне в нём всё понравилось, кроме… сюжета и главного героя. Лично на меня он произвёл отталкивающее впечатление. Особенно на блюде. Основная мысль, по словам создателей, заключается в том, что «быть непонятным — не страшно», что не стоит стесняться самовыражаться. И с этим я вроде бы согласен. Но, видимо, я не до конца свободен и не все способы самовыражения готов принять…
А с тем, что участники «Cream Soda» в интервью называют этого «фламинго» изгоем и образом свободы — не согласен совсем. Хорошо быть изгоем, когда целая толпа покорно выполняет самые безумные фантазии. А свобода — за счёт несвободы других…
В конце хотелось бы вспомнить клип на оригинальную версию «Фламинго». Для того времени это тоже была интересная и масштабная работа!
Какой «Розовый фламинго» вам больше нравится?
2 комментария к “«Розовый фламинго» — лютый бред или шедевр? О новом клипе на новую версию старого хита”
Розовый фламинго песня история
Год 1992-й. Минск в афишах: на гастроли приехала популярная в то время группа «Кар-Мэн». Внезапно администрации концертного зала пришло задание: найти молодую группу, которая выступит на разогреве у Богдана Титомира. Подходящих кандидатур в нужный вечер не оказалось, и на сцену позвали солистку минского драматического театра Алёну Свиридову, в репертуаре у которой было несколько своих песен.
Алёна Свиридова, певица:
– Боязни сцены у меня не было априори. Я с удовольствием пришла и выступила. Спела свои три песни. Тогда ко мне подошёл Юра Рипях и попросил переписать кассету.
А наутро раздался звонок: Свиридову приглашали в Москву для записи дебютного альбома. Первая песня «Никто никогда» попала на радио. Людям понравилось, но имя артистки запомнили едва ли. Это была не та слава, о которой мечтала Свиридова, переезжая в столицу российского шоу-бизнеса. Ей хотелось написать что-то другое, но не было вдохновения. Тогда она решила погостить у мамы и взяла билет на поезд «Москва – Минск». Ночью под стук колёс ей пришли в голову слова.
Алёна Свиридова, певица:
– Родилась такая строчка: «Розовый фламинго». И я думаю: вот! У меня сразу вспыхнула картинка нереального мира, куда ты хочешь сбежать, когда всё не ладится. Холодный поезд, сырая постель, но ты едешь зимой в этот выдуманный мир, который позволяет примириться с действительностью.
Слова Алёна написала за 10 минут, столько же понадобилось, чтобы сочинить музыку. Свиридова вернулась в Москву и показала новую песню продюсеру, который пришёл от неё в восторг. Тут же нашли режиссёра, обещавшего превратить павильон «Мосфильма» в райский уголок с экзотическими птицами.
Алёна Свиридова, певица:
– Павильоны тогда не отапливались. Это был бассейн с холодной водой. Я тут же околела сразу, стала синего цвета. От холода меня прямо судорогой свело!
Через несколько месяцев видео заняло первое место в престижном конкурсе видеоклипов, а певицу назвали самой стильной исполнительницей на отечественной поп-сцене.
Сегодня Свиридова пишет новые песни, активно снимает клипы и не выпускает гитару из рук. Ей всё больше нравится самой себе аккомпанировать. Недавно певица представила публике необычную акустическую версию «Розового фламинго». Звезда говорит: это тот самый первый вариант, который она написала 25 лет назад. И сегодня он звучит особенно свежо.
Алена Свиридова — о музыке, зумерах и дичи, которой иногда не хватает
Алена Свиридова — одна из самых примечательных музыкантов в постсоветской популярной культуре. В 1990-х ее клипы, снятые начинающими режиссерами Федором Бондарчуком и Михаилом Хлебородовым, выделялись на фоне пестрых экспериментов клипмейкеров той свободной эпохи, не пренебрегая моралью и эстетикой, но открывая совершенно иные миры и измерения. Песни «Никто никогда», «Будет так всегда» и, разумеется, бессмертный «Розовый фламинго» стали важной частью российского музыкального наследия.
В 2010-х Свиридова ушла от традиционной эстрадной роскоши и занялась акустическими произведениями, а главным хитом в переоткрытом Аленой направлении своего творчества стала песня «Травушка». В 2021 году Свиридова объединилась с электронщиками Cream Soda, которые дали новую жизнь классическому «Розовому фламинго», а продакшн «Чикен Карри» снял на песню клип в эстетике императорской России. «РБК Стиль» решил использовать этот повод, чтобы пообщаться с артисткой.
Как проводите лето?
На даче в Крыму — уже много лет. Это для меня такая летняя база — уезжаем сюда всем семейством. Поскольку у меня домик прямо на берегу моря, то я с утра иду делать заплыв. Сегодня сделала километра три вдоль береговой линии.
С ума сойти! Дача неподалеку от Керчи?
Да, это деревня недалеко от Керчи. Мы приезжаем каждое лето, у меня тут все водные развлечения: сапсерфинг, виндсерфинг, ласты-маски, катер — все, что можно. Так я развлекаюсь.
Вы осознаете, что в 2021 году оказались гораздо прогрессивнее многих своих коллег по артистическому цеху? Ваш образ жизни, взгляд на мир соответствуют общекультурному тренду. Иными словами, вы — свободная женщина, которая сама решает, как ей жить, кого любить и как не страдать.
Знаете, я давно поняла, что я сильно опережаю свое время. Даже шутила, что меня, наверное, наградят посмертно. Это и в музыке так: я поняла, что некоторые мои песни становятся актуальными лет через пять после того, как я их выпущу. Это, конечно, плохо. Потому что в музыке надо быть на полшага впереди, тогда ты в тренде. А когда ты сильно вырвался вперед — позади никого нет.
Но вы все равно хитмейкер — ваши песни остаются в истории.
Ну значит что-то есть общечеловеческое в них, слава богу.
Про вас говорят: Алена Свиридова всего добилась сама. Вы когда-нибудь погружались в рефлексию на тему самодостаточности?
Во-первых, это не совсем так. Я многого добилась, потому что со мной сотрудничали самые прогрессивные, самые крутые люди — аранжировщики, клипмейкеры, операторы. Безусловно, будь они другими, ничего бы этого не было. Мне везло. Поэтому никогда ни в одном интервью я не приписывала себе 100% успеха. Я некий объект, который притянул к себе кучу талантливых людей. Я считаю, что в этом и есть какой-то дар, когда рядом талантливые люди.
Думаю, все-таки это может быть мировоззрение. Я так понимаю, вы оптимист по жизни.
Стопроцентный. Честно говоря, совсем не понимаю, когда у людей другой взгляд на мир. Мне даже жаль, что они видят такой прекрасный мир как-то извращенно, на мой взгляд.
Я благодарна современной музыке за возвращение хорошего русского языка.
Как думаете, кто вас соблазнил на такое мировоззрение — может, кто-то из родителей?
У меня было очень счастливое детство. Были, конечно, разные моменты. Но я вспоминаю, что я была очень счастлива в детстве и не хотела взрослеть. Когда все мои друзья хотели, я говорила: но взрослые же скучные. С ними нельзя бегать, играть, что-то открывать. Честно говоря, это ощущение осталось у меня до сих пор, и мне сложно найти единомышленников, которые бы продолжали со мной играть в эти игры. Например, у меня нет ни одной знакомой женщины, которая сама водит катер. Вообще, в массе вещей, которые я делаю, у меня нет единомышленников. Я уже плюнула и играю сама с собой. Даже задумалась недавно и пришла к выводу, что мне больше подойдет компания 10-летних, 11-летних детей, которые всем интересуются, быстрые, легкие на подъем и авантюрные. Потому что в 12–13 начинается пубертат, все начинают понтоваться. Но пока этого не произошло и их интересует мир… У меня чувство, что я бываю в этом состоянии — когда мне до сих пор все интересно.
А бывают периоды, когда надо себя пожалеть? Вы позволяете себе пожалеть себя?
Нет, это отстой (смеется)! Это самое глупое, что можно себе придумать. Обычно почему нам грустно — мы думаем, нас не ценят, не понимают и не любят. Это главные три пункта, у всех одинаковые. Так вот если грустно, нужно лишь переключиться на что-то другое — борщ сварить тот же, пробежаться. Сразу же легчает от этого, но никто так не делает. Вот я обливаюсь холодной водой. И кому я идею эту ни транслирую — клянусь! — ни один не вступил в мою «секту». Хотя это так круто.
Значит, установка «себя не жалеть»?
Конечно. Знаете, что мне пришло в голову? Почему это люди думают, что они такие важные? Вот, например, что во мне такого важного? Да ничего по сравнению с мирозданием! Почему наши проблемы кажутся нам такими важными. Мы ведем себя глупо, мелко и эгоистично. Были же люди, которым было гораздо тяжелее, чем нам. Я все время вспоминаю, как люди в XIX веке делали открытия, терпели лишения, страдали, но все равно шли вперед — открывали для нас новые земли. А сейчас мы из-за какого-то прыща на носу выбираем сидеть и горевать.
В какой-то мере ваши песни воспитали чувства пары поколений. «Никто никогда», «Будет так всегда», «Розовый фламинго». При этом на эстраде вы всегда смотрелись альтернативно, даже стоя на сцене в роскошном платье и проникновенно глядя в камеру телеканала «Россия». Это всегда вас выделяло — ваше чувство музыкальной реальности. Кому вы обязаны музыкальным вкусом?
В популярной музыке был золотой век — это конец 1970-х. Police, Стинг, Eurythmics, Queen. Музыка была очень сложная, взять ту же «Богемскую рапсодию» — это же классическая симфония. Не сравнить с теми тремя аккордами, что мы слышим сейчас. Думаю, кстати, нынешняя музыка еще немного поплавает в болоте трехаккордном, а потом тоже возродится в композиторах это желание усложнять. Музыка шла по пути от сложного к простому, сейчас упростилась до фишек и сексуальных стенаний — как будто это прямо интересно всем и надо со всеми поделиться. По моему опыту, у всех, кто хочет этим поделиться, на самом деле все ровно наоборот обстоит, а у кого все хорошо происходит, спокойно молчат в тряпочку и делают свое дело.
Кому больно, тот и кричит.
Реализовать дичь мне не удавалось: почему-то все люди, которые со мной работали, эту дичь во мне не видели. А тут господь услышал мои молитвы.
««Розовый Фламинго» — песня масштабная, как дорогая женщина, не может ходить в дешевом»
Алена Свиридова и Cream Soda: от акустики до шалостей а-ля рюс
Они нашли друг друга. Неожиданный коллаб Алены Свиридовой и группы Cream Soda из тех редких звездных альянсов, от которых не веет промышленной рутиной. «ЗД» выясняет, как это случилось и что может из такого получиться.
Нужно признать, что от Алены Свиридовой мало кто ждал подобных телодвижений. С первых своих шагов в местном шоу-бизнесе Алена внятно показала свое намерение в вопросах музыки быть исключительно самой по себе. И она могла себе такое позволить. Сама пишет песни, харизма Энни Леннокс, голос, который силен характером. С таким набором можно предлагать публике музыку посложнее, с минимальным риском быть непонятой.
Наверное, таким артистам, как Алена Свиридова, следовало начинать карьеру именно в начале девяностых. Публика тогда жаждала не только хитов, но и разнообразия, и поэтому звезды были не на одно лицо и не на один мотивчик. Чарты начала девяностых представляли из себя невероятно пестрый микс из шлягеров «Кар-Мэн», Линды, Андрея Губина, Влада Сташевского, а также «Наутилуса», «Бригады С» и «Чайфа». Правда, Свиридова сразу оказалась практически в элитном музклубе вместе с «Кварталом», Владимиром Пресняковым, «Моральным кодексом». Все они вроде бы на волне и хорошо известны, но песни у них куда более затейливые, чем это принято в местном поп-хозяйстве, и явно рассчитаны на тех, у кого со вкусом не все запущено.
Песню «Розовый Фламинго» трудно назвать реверансом Алены в сторону массовых вкусов. Сложноватый для наших широт ритм, не самая простая мелодия и текст, провоцирующий вопросы в духе «что, собственно, имелось в виду». Но, видимо, публика времен бумажной прессы и большого музыкального телевидения любила интриги, а также разного рода намеки-непонятки, и песня стала настоящим суперхитом.
Можно сказать, что Свиридовой, в общем, везло с репертуаром. Может быть, у нее не так много хитов для радио, но более чем достаточно музыки для хорошего живого концерта, на котором такие вроде мало подходящие друг другу песни, как «Вот И Кончилась Зима» и «Бедная Овечка», вдруг становятся важными частями одного целого. Возможно, Алена не является певицей для арен, но публика у нее весьма преданная, а еще готовая к неожиданностям.
К последним можно отнести акустическую программу, представленную Свиридовой в 2016 году, и собранный по ее мотивам альбом «Город-Река». Вот тогда вроде бы стало окончательно ясно, куда певица двигается. Алена явно не хотела гнаться за модой и вопреки всем правилам сделала не то, что проще, а то, что сложнее, потому как акустика не позволяет артисту спрятаться за бит, понты и спецэффекты. И вот спустя несколько лет певица неожиданно меняет концепцию в пользу бита и спецэффектов.
Новый «Розовый Фламинго» мог бы стать банальным танцевальным ремиксом, но участники затеи избежали соблазна подложить лишь бодрый биток и сумели разглядеть в хите девяностых что-то новое. Музыкальное продюсирование становится для участников Cream Soda Дмитрия Нова и Ильи Гадаева сферой, в которой они чувствуют себя не менее уверенно, чем в продвижении себя как артистов. Не так давно они вместе с Feduk работали над его релизом «Йай», и у рэпера нет причин выражать недовольство. Трудно сказать, пойдет ли дальше сотрудничество Cream Soda и Свиридовой, но из «Розового Фламинго» они выжали максимальную пользу для всех сторон.
Фото: Наталья Мущинкина
Важную роль здесь, конечно, сыграл клип. Кстати, ролик тоже стал неожиданностью, потому как деятельность команды Александра Гудкова в последнее время очень напоминала конвейерную сборку клипов на схожие темы и со схожими приколами. Но в «Розовом Фламинго» все совсем не так. Здесь есть и сюжет с поворотами, и вполне себе визуальное решение, и всякое остренькое. Барин наряжается в птичку (балетная пачка, перья, клюв) и велит слугам охотиться за собой. Его ловят, привязывают к лошадям и тащат по полю, а потом обмазывают маслом и подают как дичь. В общем, шалости а-ля рюс с легким квир-подтекстом. Никита Кукушкин, конечно, переиграл многих существ, в том числе в клипах Гудкова, но трюк с переодеванием в исполнении одного из лучших актеров нулевых по-прежнему бьет в десятку. Сам Гудков в роли офицера выходит на новую высоту, а Алена в мундире и на лошади сказочно хороша.
Оригинальный клип на «Розовый Фламинго» режиссера Михаила Хлебородова выглядел как масштабная постановка и тоже изрядно нашумел в свое время. Видимо, сочинение г-жи Свиридовой вдохновляло режиссеров в прошлом веке и продолжает это делать в нынешнем, что случается не так уж часто. В беседе с «ЗД» Алена обсудила взрослые съемки, разницу между поколениями артистов, отвязных рэперов и свой новый танцевальный курс.
— Если я не ошибаюсь, то сама затея с новой версией «Розового Фламинго», в общем, не вчерашняя…
— Эта идея возникла года два назад с подачи Сергея Мудрика, музыкального редактора «Вечернего Урганта». Они очень хотели сделать коллаборацию с участием артистов разных поколений и предложили заново записать «Розового Фламинго». Я сразу сказала, что хотела бы записаться с какими-нибудь зверскими рэперами, прямо совсем отвязными, чтобы на полном контрасте. Но рэперы не отозвались, и Сергей предложил группу Cream Soda. Мы начали чего-то делать, хотя поначалу мне не сильно нравилось, как будто что-то провисало. Но потом все как-то постепенно нащупалось. То есть процесс шел небыстро. Иногда вещи получаются просто на три пятнадцать, а иногда их нужно лепить. Когда трек был готов, он меня полностью устраивал.
— С видео все получилось быстрее?
— Пандемия нас, конечно, размазала по времени. Если бы не ограничения, то все вышло бы гораздо раньше. Но случилось как случилось.
— Пытаюсь представить твою первую реакцию на сценарий клипа…
— Я сразу восхитилась его дичью и абсурдностью. Очень люблю такие вещи, и мне давно хотелось сделать что-то подобное. Чтобы на грани, но с хорошим вкусом. И вот наконец сложилось.
— Съемки веселые были?
— Кстати, и оригинальный клип на «Розового Фламинго» по меркам 1994 года был крутым до невероятности…
— Те съемки тоже стали очень масштабными. Наверное, сама песня масштабная, требует подхода и, как дорогая женщина, не может ходить в дешевых вещах. Тогда мой клип был, наверное, самым дорогим. И здесь тоже бюджет нехилый. Все по-взрослому, снимали, кстати, на пленку, что теперь мало кто делает. В итоге получилось ощущение кино, прямо Питер Гринуэй.
— Вернемся к музыке. Иногда для ремейка берут старую вокальную дорожку и просто делают новую аранжировку…
— Нет, я все спела заново. Мы с Аней вместе поехали на студию и за один день записали вокал. Потом было сведение.
— До знакомства с Crem Soda ты была в курсе о них как авторах молодежных танцевальных боевиков?
— Когда мне предложили с ними записаться, я о них ничего не слышала. Но сразу послушала и поняла, как это круто. А потом мы встретились и сильно друг друга полюбили, поняли, что одной крови.
— Артисты твоего поколения по-разному относятся к совместным трекам с молодежью. Кто-то сразу прыгает в эту воду, даже не распробовав ее температуру, кто-то осторожничает, а кто-то в большинстве случаев говорит «нет». Как у тебя выстраиваются отношения с новой музыкой и новыми звездами?
— Я не чувствую такую уж большую разницу между поколениями. Мне нравятся эксперименты, и я бы хотела продолжать в этом направлении. Вот я пропахала борозду с акустикой, причем пахала с большим удовольствием. Но наигралась, и теперь мне хочется поиграть во что-нибудь другое. Вообще, я давно думала о танцевальной музыке, но мне нужны были соратники. Всегда требуется свежая кровь. Конечно, ты можешь ходить кругами вокруг одной и той же музыки и в результате, как змея, проглотить собственный хвост. Наверное, в этом кольце можно какое-то время просуществовать. Но мне нужно движение и нужны те, с кем можно двигаться. Это как с рождением ребенка. Сама по себе я его родить не могу, нужна дополнительная ДНК.
— Я точно не единственный, кто скажет, что твое погружение в акустику было очень удачным. Песни в таких аранжировках здорово звучали, и живьем все выглядело весьма интригующе…
— Мне тоже нравилось. Но я представляю себя пианистом, который готовит программу. Выучил одно произведение, классно его играешь, а потом берешь новое, и оно может быть другого жанра. Можешь сыграть Чайковского, а потом Шнитке. Это расширяет твои профессиональные горизонты. Поэтому меня очень удивляют люди, которые пашут одну борозду и думают заниматься этим до самой смерти. Конечно, если кто-то хочет быть консерватором, то это его выбор, но точно не мой.
— Сейчас молодые звезды проявляют явный интерес к поп-музыке девяностых. Как ты думаешь, с чем это связано?
— Здесь все очень просто. Лично я всегда вдохновлялась артистами из восьмидесятых, такими как Police или Фил Коллинз, то есть теми, кто создавал композиционно непростую музыку. К этому нужно прибавить классику, того же Петра Ильича Чайковского, Рахманинова, все, что я когда-то слушала и играла. Вот на этой почве и взошло мое музыкальное растение. Потом музыка стал упрощаться. Это совсем неплохо, потому что все гениальное просто. Однако не все простое гениально. В какой-то момент песни остановились на двух-трех аккордах и практически в одной гармонической сетке, на которую написана почти вся современная поп-музыка. От этого подсознательно устаешь, и на таком фоне ретро воспринимается уже как расширение горизонтов.
— На современную музыку многие ворчат, называют ее шаблонной и примитивной. Лично ты видишь в ней что-нибудь хорошее?
— Ритмически все просто супер, особенно по сравнению с девяностыми. Сейчас так поют и ритмически все это укладывают, что я с первого раза не повторю. Мне нравятся некоторые тексты. Нет ничего в духе «я заводной, потанцуй со мной», все гораздо интереснее. Осталось только расширить эту трехаккордовую историю и использовать всякие забытые выразительные средства: модуляции, смену ритма и тональностей.
— По поводу современных текстов не все с тобой согласятся. Некоторые рэперы, конечно, насочиняли такой роскоши, что уши активно протестуют…
— Мне кажется, что ненормативная лексика скоро сойдет. Это обычный молодежный бунт, причем в условиях, когда удивить уже сложно. Попробуй удиви кого-нибудь после панков. Сейчас хоть перо в одно место вставь — никто и не посмотрит. А рэперы сумели шокировать, и, конечно, у старперов все внутри загорелось, когда они такое услышали. Но и это уже становится неинтересным. А вот интересным, как мне кажется, скоро будет «извольте» и «милостивый государь». На мой взгляд, Евгений Понасенков популярен, потому что несет дворянскую эстетику, и на нее есть запрос. Вот давай поговорим лет через пять и посмотрим, что из этого вышло.
— Строить прогнозы на пять лет вперед сейчас могут только убежденные оптимисты…
— Я всегда сохраняю оптимизм. И если что-то не могу изменить, то отношусь к этому очень спокойно. Нет так нет. Конечно, я скучаю по прежнему концертному графику, но сейчас очень удачное время для творческих экспериментов. И поскольку этот эксперимент с Cream Soda у нас получился удачным, то мы пойдем дальше. Я вообще живу в теперешнем времени и брюзжать, что все стало не так, не собираюсь. Я вижу и положительные, и отрицательные стороны в происходящем. Собираюсь применять к себе все положительное и не применять отрицательное. Вот так.