рождество пресвятой богородицы история праздника для детей
Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми
Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много раз я беседовала о церковных праздниках со школьниками разного возраста. Надеюсь, что эти беседы были им интересны.
Время важных вопросов
– Послушайте! Вы святой человек?
– Если честно, пока нет.
– Но ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?
Ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?
Это не цитата из русской классики, не Патерик и не богословский диспут. Это отрывок из моего разговора с учеником 4 класса школы № 5 города Энгельса (Покровска) Саратовской области. Обычной очень школы.
Каждый раз, общаясь с учениками, изучающими в 4-м классе предметы, посвященные духовной культуре (их много, и они довольно часто меняют свое название), я поражаюсь Промыслу Божию. 10–11 лет – идеальный, на мой взгляд, возраст для подобного рода бесед. Уже не малыши и еще не стеснительные подростки. Самое время задавать вопросы о свете и тьме в своей душе. И так грустно думать, что не все вопросы находят людей, желающих дать на них ответ.
Рождество Пресвятой Богородицы открывает не только церковный, но и учебный год. И в школе, и в храме, и дома – это повод для интересной беседы. Церковные праздники – прекрасный повод поговорить с детьми не только об истории. Этот удивительно светлый и радостный праздник предлагает нам подумать о важных понятиях. Таких, как…
Чудо
Рождение Матери Божией от престарелых родителей – очевидное чудо. Но ведь сначала нужно договориться о понятиях с учениками, подчас или даже зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей они пишут ответ на вопрос: «Что такое чудо?»
Ответы детей я храню и временами перечитываю.
Забавное – «глаза, потому что они у нас разные».
Критичное – «то, что не может сделать человек».
И ошеломляюще мудрое для девочки 10 лет – «это когда тебя любят».
Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем обычное рождение, в обычной семье.
Икона Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы
Дальше беседу строить уже несложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих.
Память
Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380-м году.
Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина
А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала». А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью.
Благодарность
Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется.
Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память
Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться.
На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…». Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать привычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил?» И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы».
А вам сегодня есть за что поблагодарить Господа?
Детям про Рождество Пресвятой Богородицы
Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. Её рождение также торжественно отмечается всеми верующими, и праздник Рождества Богородицы является одним из главных праздников в христианстве, начиная со второй половины V века. Тогда же появилась её биография, т.е. история о том, как родилась святая дева и как она жила.
По этому преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида.
У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Предание не сообщает, как Иоаким узнал, что его жертва не принята, но как-то понял это и догадался, за что его наказали: ведь он был бездетным, а значит, грешным человеком. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.
Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.
Рождество Пресвятой Богородицы: коротко о празднике + материалы для распечатки
+ материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
Дата: 21 сентября
Статус: двунадесятый праздник
Тропарь Рождества Богородицы:
История:
О Рождестве Пресвятой Богородицы, которое, как сказано в тропаре праздника, «возвестило радость всей вселенной», мы знаем из «Протоевангелия Иакова» Апокриф II века. (Апокрифы — тексты, посвященные событиям и лицам Священной истории, которые не был включены Церковью в библейский канон. Часть апокрифов, хоть и не вошли в новозаветный канон, явно несут в себе следы устного предания первых христиан. «Протоевангелием» этот текст был назван потому, что события, описанные в нем, предшествуют рождению Христа.— Ред.).
Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были людьми благочестивыми и жили в любви друг ко другу. Одно только несчастье омрачало их жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок.
Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие. Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.
Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте.
Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над ними.
По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». «Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И если я рожу дитя, отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь». Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».
Конспект занятия «История православного праздника Рождество Богородицы»
Познакомить детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы.
Обогощать знания детей о православных праздниках.
Способствовать формированию духовно – нравственному воспитанию основ личности.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь и уважение к родителям.
Материал к занятию
Икона или репродукция иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
Ход занятия
Занятие проходит в форме беседы воспитателя с детьми.
Быстро идет время. А вы знаете что Новый год бывает несколько раз? 1 января, 14 января – по старому стилю и 14 сентября (1 сентября по церковному календарю) начинается новый церковный год. Первый в наступившем церковном году праздник – праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
– Вам, ребята,не трудно ответить на вопрос: на какое слово похоже слово «рождество»?
Правильно, на слово «рождение»; славянское слово «рождество» и означает – «рождение». Рождение любого ребенка – счастливое событие, приносящее радость и надежду родителям малыша и их близким.
– Чему радуются люди, узнав о рождении ребенка? На что надеются?
Люди радуются началу новой жизни, появлению на свет продолжателя рода. Родители и другие близкие радуются, что малыш будет здоровым и счастливым, вырастет достойным человеком. Самое большое счастье, это когда появляется малыш в семье, так что вы для родителей очень большое счастье и радость.
– Сможете ли вы ответить на вопрос, почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником особой радости и торжества для всего мира?
Дети стараются ответить и на этот вопрос. Воспитатель обобщает и дополняет их ответы.
Это была радость исполнения древних пророчеств, радость, предваряющая приход в мир Спасителя.
О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание.
В Иудее, в маленьком городе Назарете, жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба они происходили из рода древних царей и пророков, оба были праведными, добрыми и смиренными. Они жили скромно и тихо.Но было в их жизни горе: пятьдесят лет прошло со времени свадьбы Иоакима и Анны, а детей у них не было. Но они не унывали.
– Почему во все времена горюют родители, если Бог не дает им детей?
Во все времена считалось, что дети – Божие благословение. Не жаловались, а радовались и богатые, и бедные, когда много было в доме детей.
В древней Палестине было особое отношение к появлению на свет ребенка: народ ожидал увидеть в одном из своих потомков обетованного Богом Спасителя мира.
Однажды в праздник пришел Иоаким в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но архиерей отверг приношение и укорил Иоакима,сказав: «Господь из-за каких-то тайных грехов отнял от тебя Свое благословение, не дал тебе детей». Услышал Иоаким много обидных слов и от других людей.
Тяжело было Иоакиму слышать все это. Не возвратился он домой, а ушел в пустыню. 40 дней и 40 ночей постился и молился Иоаким, чтобы Господь даровал ему в старости дитя.
Узнала Анна о том, как обидели ее мужа, и тоже неутешно плакала. Она молилась в саду под старым деревом. А в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и букашек своим птенцам. Увидев не оперившихся еще птенцов,сильнее заплакала Анна:
«Горе мне, одинокой!Все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов. Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!»
И вдруг ей явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Услышал и принял Бог молитвы твои. Ты родишь Дочь благословенную, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Марией».
И спустя некоторое время свершилось дивное чудо – у Иоакима и Анны родилась Дочь – Мария. Родители так были рады Божьему подарку. что решили дочку в 3 года отдать жить в храм, чтоб посвятить ее целиком Богу!
Рождество Богородицы
Осень мягко золотится.
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.
В день сентябрьский долгожданный
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Рождества Пресвятой Богородицы.
Задавая вопросы, педагог указкой показывает детям на ту или иную деталь изображения.
– Смотря на икону Рождества Пресвятой Богородицы, расскажите, пожалуйста, что вы на ней видите?
На большом ложе в центре иконы лежит женщина. Это святая праведная Анна – мама Пречистой Девы Марии. Изображены на иконе и другие люди и маленькая Мария.
– Можем ли мы, глядя на икону, узнать о праведности и святости жизни Анны, мамы Пресвятой Богородицы?
Мы помним, что знаком святости является изображение на иконе золотого сияния – нимба вокруг головы праведника. Мы видим золотой нимб над головой мамы Пресвятой Богородицы.
– А что за люди подходят к ложу праведной Анны? Что они делают?
Это святой праведной Анне прислуживают какие-то женщины (может быть, родственницы): одна из них подает чашу с питьем; другая несет предмет, похожий на праздничное украшение; третья – тарелку с кушаньем. Все эти люди ухаживают за престарелой Анной, которая сама в данный момент не может сама позаботится о себе.
– Изобразил ли иконописец на иконе Саму Пречистую Деву Марию?
Да, изобразил. Маленькая Мария, завернутая в белые пелены и покрытая красным одеяльцем, лежит на кроватке, стоящей у подножия ложа ее мамы Анны. Вокруг головы маленькой Марии иконописец тоже изображает сияющий нимб – знак святости.
– А чем заняты две женщины, изображенные внизу, в левой части иконы?
Слева внизу иконы иконописец изображает двух женщин, занятых обычными хлопотами по уходу за маленьким, новорожденным ребенком: они или уже омыли, выкупали, или готовятся купать младенца. Рисуя на иконе эту сцену омовения младенца, иконописец показывает нам, что Пресвятая Богородица родилась таким же беспомощным, требовавшим забот взрослого ребенком, как и любой другой младенец. О чем нам напоминает эта икона? О милосердие, о необходимости заботится как о пожилых, больных и пристарелых людях, о всех кому необходима помощь.
– Ответьте, пожалуйста,еще на один вопрос: почему Рождество Пресвятой Богородицы можно назвать чудом?
Потому что Она родилась у старых родителей, которые много лет не имели детей. Сам Бог услышал молитвы праведных Иоакима и Анны и возвестил им через Ангела о скором рождении Дочери. Аким и Анна не роптали, терпели (отсутствие детей) и безустали молились. Какую пословицу мы можем здесь приминить? «терпение и труд – все перетрут» А труд проявлялся в виде молитвы!
Я вам предлагаю немножко тоже потрудится. только по другому – физически (физкульт минутка)
А еще Рождество Богородицы должно было приготовить главное будущее чудо.
– Какое чудо должно было подготовить Рождество Пресвятой Богородицы?
Чудо рождения Христа, Спасителя мира.
Ни богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава была уготована Пречистой Деве Марии. Об этом поет Церковь в праздничных песнопениях.
Педагог читает тропарь праздника:
Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру,
потому что от Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;
На праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют величание Богородице:
Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим Рождество Твое.
После занятия воспитатель может предложить детям нарисовать дерево, под которым молилась святая праведная Анна о даровании ей ребенка, и гнездо с птицей и птенчиками на этом дереве.
Конспект занятия «Благовещение Пресвятой Богородицы» Благовещениу Пресвятой Богородицы Ход занятия На дворе весна. Вот уже и март месяц прошел, наступил второй весенний месяц. – Скажите,.
Конспект занятия совместно с родителями «Пасха. Традиции, история праздника» Очень скоро все мы будем праздновать светлый праздник Пасхи. А знаете ли Вы, что означает это слово и в чем смысл этого праздника? Почему.
Конспект занятия «Покров Пресвятой Богородицы». Тема: “Покров Пресвятой Богородицы”. Программные задачи: Обучающие: познакомить детей с православным праздником “Покров Пресвятой Богородицы”,.
Конспект НОД «Рождество Пресвятой Богородицы» Программное содержание: Познакомить детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Формировать у детей первоначальные.
Рождество Пресвятой Богородицы Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают.
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября. Ташла. В детском саду «Дарование» по многолетней и устойчивой традиции в праздник «Рождества Пресвятой Богородицы» чтили Заступницу.
Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Дети 2 младшей группы под спокойную музыку заходят в зал и садятся. Дети средней группы.
Сценарий праздника Покрова Святой Богородицы Сценарий праздника «Покрова святой Богородицы» Ведущая: Осень наступила, краски принесла, Разукрасив ярко горы и леса, Подарив наряды.
Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми
Материнские заметки
Поэтому, когда мы будем готовиться к празднику Рождества Пресвятой Богородицы — первому из двунадесятых праздников церковного года, — мы попробуем охватить все и сразу:
1. Дадим детям знания (теорию): расскажем нашим детям об этом важном событии Священной Истории.
2. Сделаем это знание практикой и праздником: будем готовиться к этому дню все вместе, будем украшать дом и устроим хотя бы небольшое застолье.
3. И самое главное, конечно: вместе с детьми войдем внутрь этого праздника. То есть будем участвовать вместе со всей православной Церковью в праздничном богослужении.
Если мы дадим детям что-то одно из этого, не давая ничего другого, то и мы сами, и наши дети многое потеряем: потеряем полноту восприятия, понимания праздника.
Если дадим только одну теорию, получится вот что: знание в одно ухо влетает, в другое вылетает. По определению на самом лучшем уроке может быть усвоено не более 15% информации.
Если мы празднуем только дома — то это просто наше общение между собой, вроде дедушкиного юбилея. Вещь важная, но в этом случае явно недостаточная.
Если мы возродим только народные традиции — то мы получим просто обряды и раскрашенный фольклор. Тоже не самый плохой вариант, но это не полнота праздника.
Когда родители рассчитывают на магическое воздействие посещения храма, им приходится разочаровываться
Если же праздник у нас только «посещение храма», без знаний и без домашнего сопровождения, то чаще всего в реальности дети просто болтаются где-то вокруг церковного здания, смутно представляя себе все происходящее. «Мама привела — мама увела». Если мы только водим детей за собой на богослужения, то чудо, конечно, может произойти, и дети по-настоящему войдут в жизнь Церкви. Но когда родители просто рассчитывают на некое магическое «духовно-нравственное» воздействие посещения храма, то чаще всего им приходится разочаровываться. И слишком поздно выяснить, что, оказывается, детьми нужно было заниматься, учить их теми самими пресловутыми «словами», передавать им «учение». И делом тоже учить — освящать не только воскресное утро, не только утро праздника, но и весь дом свой, быт и отношения — пространство жизни ребенка.
Так что попробуем дать детям знания — и подкрепим эти знания жизнью. Введем праздник в дом. И дом приведем в Церковь.
Сразу и навсегда, конечно, не получится. Но если постоянно пытаться, если жить так — то, с Божией помощью, возможно все.
И начать можно с полного и полноценного погружения в этот чудесный наступающий праздник — праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Рассказ о празднике
Чтобы рассказать детям о наступающем празднике, можно просто зачитать им что-то готовое. Текст для чтения легко взять из учебника «Закона Божия», из синаксаря, из Интернета. Для «продвинутых» можно почитать и об истории праздника, и о его иконографии.
А можно рассказать о Рождестве Богородицы своими словами.
Если старшие дети уже достаточно большие, и все мы всю жизнь каждый год встречаем церковные праздники, то рассказ может иметь форму разговора с детьми:
— Как звали родителей Богородицы? — это вопрос к малышу.
— Что вы о них знаете? — это можно спросить у ребенка постарше.
— Что сделал праведный Иоаким, когда священники не захотели брать у него жертву для Господа?
— Где молилась святая праведная Анна, когда ей явился ангел?
И так далее. Вопросы попроще задавить малышам, посложнее — старшим. И так старшие вспомнят что-то, а младшие из такого разговора получат эти знания.
Потом, после ужина, можно посмотреть иллюстрации: в наших книгах, в том же Интернете. На иконах и картинах художников увидеть, как купают в купели новорожденную будущую Матерь Божию, как из окошка выглядывает праведный Иоаким. Иногда изображается колыбелька, в которой помощницы укачивают новорожденную Девочку. Девушки и женщины прислуживают праведной Анне. На некоторых иконах показан накрытый стол около ложа святой роженицы — ей надо подкрепиться после родов. Иногда девушки подносят Анне дары, иногда также обмахивают ее опахалом. Можно сразу посмотреть и изображения самих Богоотец Иоакима и Анны, найти иконы «пестования» маленькой Марии. Есть такое интересное изображение, где Иоаким и Анна выращивают маленькую Дочку, как плод зеленого деревца. Причем деревце иногда прорастает от лежащего на земле Иессея, отца царя Давида.
Наши дети к каждому празднику меняют заставку на большом домашнем компьютере: фон делают в цвет праздника, а в качестве изображения — икону или живописное изображение. И каждый раз, включая компьютер, мы видим напоминание о празднике. А чтобы всякие значки не попадали на святые лики, дети просто перетаскивают их на края экрана.
Подготовка тропаря
Чтобы подготовиться к празднику, чтобы подготовиться к богослужению, чтобы войти в учение Церкви о празднике — для всего этого мы заранее узнаем или вспоминаем тропарь Рождеству Богородицы. А может быть, и кондак, и величание. Эти тексты мы напишем по-церковнославянски крупными красивыми буквами. О том, как это можно сделать, я уже рассказывала раньше.
Украсить тексты можно просто красной рамочкой, а можно каким-нибудь орнаментом, геометрическим или растительным — что будет интересно самим детям. А можно использовать и те символы праздника, которые нам предлагает богослужение:
Солнце — Потому что «возсия Солнце правды Христос Бог наш». Так мы еще обратим внимание детей на этот образ. Так текст станет изображением.
Птичка и птенчики в гнезде — потому что на них смотрела, по преданию, праведная Анна, когда «восскорбела» о своем бесплодии: «Даже птицы имеют детей, а я не имею». Так мы еще раз напомним, проиллюстрируем и закрепим рассказ о родителях Пресвятой Богородицы. Такое изображение особенно уместно будет на тексте кондака или величания — где прославляются как раз Иоаким и Анна.
Дерево познания добра и зла с яблоками — как напоминание о том, что рождение Богородицы «отъяло клятву» грехопадения. А заодно этот образ еще раз напомнит детям о событиях Ветхого Завета.
Цветы, сад — потому что «От Анны днесь цвет, сад богоданный, Богородица прозябе» (из службы вечерни праздника). Цветы, сады — все это образы Пречистой Девы.
Разорванные кандалы или цепи — потому что рождеством Богородицы «Ева от уз свободися» (Седален канона празднику). Это еще раз о той радости, которая сегодня возвещается «всей вселенней», и еще раз о Ветхом Завете. И к тому же хотя бы небольшое знакомство с богослужением этого дня: чтобы достичь этого эффекта, стоит прочитать ребенку текст этой небольшой молитвы (его можно найти в тексте службы).
Гора, дверь, лестница — это все — также закрепленные в богослужениях и святоотеческом учении образы Богоматери. Во время Всенощной в каноне празднику Рождества Богородицы будут читаться такие слова: «Гору и дверь небесную, и мысленную Тя лествицу боголепно лик Божественный пронарече: от Тебе бо камень отсечеся не руками мужескими, и дверь, еюже пройде Господь…». Конечно, все это тоже хорошо бы объяснить ребенку. Богородица называется дверью, потому что через нее, как через дверь, вошел в этот мир Христос. Напомнить про Лествицу, которую видел Иаков — и подчеркнуть, что это, в числе прочего, образ Богородицы, соединившей небо и землю. Напомнить о видении пророка Даниила — когда от горы откололся камень и разбил истукана…
Это могут быть и другие образы, конечно.
Каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет
Здесь многое зависит от того, насколько мы с детьми глубоко продвинулись и погрузились в тему. И если мы уже не первый год встречаем церковные праздники, и тем более если мы с нашими детьми уже читали Священное Писание, то каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет. Так мы «пробегаем» по всей священной истории, и самое главное — можем увидеть ее смысл. Можем увидеть связь Ветхого и Нового Завета, увидеть историю «живьем» в церковном празднике.
А если мы ничего подобного не читали, и Библию представляем очень смутно — то это тоже не повод отказаться от таких экскурсов в Ветхий Завет. Ведь раз уж мы встали на этот путь «образовательного общения» со своими детьми, раз уж мы начали такое приближение к Церкви, то однажды мы познакомимся с Книгой Книг. И тогда мы будем узнавать эти пока неясные образы — узнаем и историю грехопадения, и историю Иакова, и Даниила. И все это окажется уже немного знакомым и почти понятным: «Ой, папа, мы же когда-то рисовали эту лестницу от земли на небо!»
В любом случае подготовленные тексты тропаря и кондака мы повесим где-то рядом с иконами. И эти песнопения мы будем все вместе петь перед едой — начиная с вечера накануне праздника — и после общих вечерних молитв.
Накануне праздника
20 сентября, если это будний день, мы, как обычно, ходим в школу, работаем. Но это уже наступление праздника. А значит — какая-то уборка дома, хотя бы как «перед гостями». Значит, хоть какое-то украшение дома.
Здесь будут уместны, конечно, цветы: это вообще символ чистоты Богородицы и Ее красоты. Той красоты, которую Она принесла в мир. Впрочем, цветы — удовольствие не всегда доступное. Проще использовать что-то «многоразовое». Например, голубые полотенца или кружева на иконах. Ведь голубой (или синий) — «богородичный» цвет в православной богослужебной традиции.
Можно поменять скатерть на обеденном столе: если есть какие-то варианты, то как раз уместно будет подготовить что-то голубое или с голубым узором. А еще проще, если нет ни средств, ни сил, ни времени «заморачиваться», — для обычной нашей скатерти подготовить голубые салфетки. Хоть что-то. Но уже — в сторону праздника. Такая, казалось бы, ерунда — это наглядность. Это напоминает нам о Рождении Богородицы и уже может настраивать наш дом на праздник.
А еще можно подготовить для девочек голубые платочки или голубые ленты — чтобы сегодня вечером и завтра утром все это надеть в храм. Одна моя знакомая матушка, мама девяти детей, рукодельница и мастерица, у которой, в отличие от меня, руки из правильного места растут, сама шьет своим детям красивую праздничную одежду. И на службах дети оказываются в платьях и костюмах «цвета праздника». Дети растут, а праздничная одежда не снашивается — и переходит от одного ребенка к другому. Сейчас ее старшие дети — уже сами мамы, но все равно их легко можно узнать на праздничных службах даже со спины: они всегда в красивых платьях, и хотя бы платки у этих девочек (уже скорее молодых женщин) голубые в богородичные праздники.
В чем бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили
Впрочем, это уже, конечно, относится к третьестепенным, совсем не принципиальным вопросам. В чем бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили. Конечно, одежда «в цвет праздника» не имеет отношения ни к богословию, ни к нашему спасению.
Но все же нельзя совсем отмахнуться от таких вещей: не самое важное — так и забудем об этом вообще и навсегда. Мол, будем мыслить «духовно». Но если на школьный концерт мы специально подбираем одежду, если в гости к бабушке надеваем детям все нарядное и чистое, а в храм — что попало, то какое отношение к богослужению мы воспитываем в своих детях?
Поэтому, если нет ничего такого особенного, голубого — конечно, не страшно и не важно, и даже переживать по этому поводу нечего. А вот пойти в храм в праздничной одежде — в той, которая для нас, для нашей семьи является праздничной — важно. Чтобы подчеркнуть и особенность дня, и наше уважение к храму и к празднику.
Богослужение
Вечером 20 сентября в храме совершается всенощное бдение. И мы постараемся попасть на эту службу, даже если сегодня учебный и рабочий день. Хотя бы на какую-то часть службы.
Если мы придем в храм не к началу, то нам придется пропустить праздничные паремии — чтения из Ветхого Завета, приуроченные к этому дню.
Первое такое чтение — о той самой лестнице, которую видел Патриарх Иаков (ср. Быт. 28, 10 — 17). Потому что эта лествица означает Пресвятую Деву, через Которую сошел на землю Сын Божий.
Второе чтение — совсем короткий текст, из видения пророка Иезекииля, о затворенных вратах, через которые никто не входил, но пройдет сам Бог (ср. Иезек. 44, 2 — 4). Это — о Приснодеве, Которая родит Сына Божия.
А третье чтение — из книги Притчей Соломоновых, глава 9. Глубокие и красочные образы. О том, как Премудрость создала себе Дом. Ведь этим Домом стала Пресвятая Дева.
Эти тексты можно заранее прочитать дома на русском языке. Например, за день до праздника, за ужином или на ночь. Или когда мы будем рассказывать детям о Рождестве Богородицы. Или когда будем оформлять наши тропари и кондаки — таким образом можно объяснить детям, откуда взялись эти символы, та же лестница или дверь.
А может быть, у нас не получится оказаться в храме в самом начале вечернего богослужения. Может быть, у старших детей к этому времени еще не закончатся занятия в школах. Может быть, на руках грудной малыш, и другие дети еще совсем маленькие, и вместо благочестивого и благоговейного слушания тех же самых паремий мы будем бегать за своим трехлеткой вокруг церковной ограды, прижимая к груди орущего семимесячного малыша… А может быть, у нас просто самые обычные дети, которые не в состоянии внимательно и сосредоточенно если не молиться, то хотя бы слушать службу в течении двух-трех часов.
И если так, то мы просто постараемся прийти в храм хотя бы на полчаса‒сорок минут — и сделать эти полчаса осмысленными. Если мы готовились к празднику дома, если мы пришли в храм именно как на праздник, то это уже может быть залогом нашего внимания во время богослужения.
Придем незадолго до полиелея — и услышим праздничное Евангелие. Можно предупредить детей: это будет сюжет о встрече Богородицы с праведной Елизаветой (ср. Лк. 1, 39 — 41). А потом священники и хор будут петь величание Рождеству Богородицы — и мы сможем вместе со всеми петь это песнопение, ведь мы дома готовили этот текст.
И когда перед помазыванием мы будем прикладываться к праздничной иконе, мы тоже предупредим детей: сейчас увидим икону Рождества Богородицы. И дети будут выглядывать, узнавать: вот лежит праведная Анна, вот купают маленькую Богородицу. И то, что дети видели дома в книгах, на открытках, на экранах планшетов, здесь — святыня на аналое. Так домашнее обучение повторяется и закрепляется в храме.
Так богослужение становится понятнее.
Так храм становится родным нашему дому.
Так наш дом становится родным храму.
И если мы были в храме совсем немного, и если мы хотели бы больше, то некоторые части богослужения можно перенести домой. Дома, конечно, проще: не нужно следить за малышами, пока молишься со старшими. И вообще можно уложить всех детей спать и спокойно помолиться в тишине.
Дома можно вместе с детьми почитать те же паремии, если не успели этого сделать раньше. Хотя бы одну из них: в этом году прочитаем одну, в следующем — другую, а еще через год — третью. А когда мы вечером будем укладывать детей спать, мы можем сами почитать канон Рождеству Богородицы. Может быть, даже два канона — первый составлен преподобным Иоанном Дамаскиным, а второй — Андреем Критским, автором Великого покаянного великопостного канона. А может быть, прочитаем даже всю службу — все, что мы сегодня пропустили. А может быть, впрочем, у нас не будет на это все ни времени, ни сил. И тогда мы просто после общих вечерних молитв споем еще раз тропарь празднику. И так напомним и себе, и детям о том, какой наступает день…
День праздника
Утром мы обязательно идем снова в храм. Может быть, накануне мы никак не могли уйти с работы, с каких-то детских занятий — но сегодняшний день обязательно должен быть посвящен празднику.
На праздничной литургии мы услышим уже знакомый нам тропарь Рождеству Богородицы, снова приложимся к праздничной иконе. И, скорее всего, все вместе сегодня причастимся.
Перед едой мы будем петь тропарь Рождеству Богородицы — и таким образом посвятим Новорожденной это наше небольшое застолье. Как-то на праздник Рождества Богородицы у нас в гостях были молодой священник с матушкой. Мы предложили перед едой спеть тропарь празднику. Спели. И я услышала, как матушка улыбалась батюшке: «Как будто Рождество!» И действительно, это ведь Рождество, только не Христа, а Его Матери. И даже тропари этим праздникам — одного гласа, на один мотив.
За столом мы, может быть, еще раз вспомним о том, ради чего все мы здесь сегодня собрались. А для этого мы можем что-то почитать за столом. Например, это может быть фрагмент из проповеди отца Сергия Мечева «Рождество Пресвятой Богородицы — не давнее событие, а чудо вечности» (между прочим, сразу утешение для тех, кто почему-то боится «религиозного» воспитания своих детей, будто бы оно само по себе способно отвратить детей от Церкви: отец Сергий воспитывался в глубоко религиозной семье, и вот — у святого отца вырос святой сын). Отец Сергий рассказывает о том, что церковный праздник — не воспоминание исторического события, а таинственное ежегодное повторение этого события в вечности. То есть Богородица родилась две тысячи лет назад — но при этом именно сегодня Ее рождает Анна, и сегодня радуется этому рождению Иоаким, и вместе с ними радуемся мы…
Годовщина Куликовской битвы
А еще мы можем вспомнить, что именно на Рождество Богородицы произошло такое важное событие русской истории — Куликовская битва. Когда-то в России этот день был днем памяти героев этого сражения.
Может быть, мы просто напомним детям об этой годовщине. А может быть, это будет для нас поводом сделать небольшой экскурс в историю. Рассказать детям и про монголо-татарское иго, и про преподобного Сергия Радонежского, и про Димитрия Донского, и про саму битву — поединок Пересвета и Челубея, про засаду боярина Боброка Волынского… Можно почитать книги, посмотреть иллюстрации, включить видео — и фильмы, и мультики. Так мы не просто «пройдем» что-то из отечественной истории, но практически отметим эту годовщину, как наш праздник. А значит, введем наших детей в нашу историю.
Наши праздники — не только вхождение в мир Церкви, но и вхождение в культуру русской истории
И так получится, что наши праздники — не только вхождение в мир Церкви, в культуру Православия, но и вхождение в культуру русской истории. Так мы даем нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Но это уже формирование личности. Формирование культуры. Культуры человека, «корни» которого уходят в глубь веков. Культуры, в которой вообще есть эти самые «корни».
Может быть, так, может быть, иначе — но мы празднуем каждый год это чудесное событие, Рождество Пресвятой Богородицы. Так мы проводим этот день. И не только этот день — но и последующие дни, до церковного «отдания» 25 сентября. Праздничных застолий, конечно, уже больше не будет, и школы, и секции, и курсы у нас пойдут по расписанию, и работа — тоже полным ходом. Но все эти дни перед едой мы будем петь тропарь празднику. Кстати, 22 сентября мы, скорее всего, споем не тропарь, а кондак — потому что это будет день памяти родителей Богородицы, а кондак прославляет именно их.
Так, повторением и «погружением в тему», мы будем закреплять полученные знания о библейских событиях. Так мы будем приобщаться церковной жизни. А на этот раз — еще и к истории нашего Отечества…
А еще мы, родители, будем, наверное, в эти дни молиться святым праведным родителям Пресвятой Богородицы. Которые показали нам, откуда берутся дети. Показали, что детей дает нам Бог. Как радость. О которой можно мечтать, которую можно вымаливать у Бога. Радость, которой мы не всегда радуемся. Наверное, потому что нам, многочадным, трудно вообразить несчастье бесплодия… И трудно помнить о том огромном счастье, которое нам дает Господь — счастье носить малыша, слушать, как он шевелится внутри где-то там внутри тебя…
А еще этот праздник, конечно, о молитве. О том, что молитва родителей о детях имеет огромную, реальную силу. Но только в том случае, если мы и сами будем трудиться — если сами действительно будем заниматься воспитанием наших детей.
О том, как соотносятся старания родителей о воспитании детей и родительская молитва, обстоятельно высказался святитель Иоанн Златоуст. Одну из своих бесед о воспитании детей он закончил словами:
«Итак, позаботимся о женах, будем особенно предусмотрительны в отношении к детям, домашним и к себе самим; когда же начнем приводить в порядок и себя и их, то станем молить Бога, чтобы Он помог нам в трудах наших. И Он поможет, когда увидит, что мы об этом стараемся, к этому прилагаем свои заботы; если же мы ничем не заняты, то и Он не подаст нам Своей помощи.