рождение киевской руси крещение руси

Лекция по истории на тему «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 11

Предмет История Группа 1 СД

Тема занятия : Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Учебная: Выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

Развивающая: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему,развивать умение работать в группах.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;воспитание коллективизма, товарищества.

Методическая: – Создание на уроке условий для проявления познавательной активности обучающихся. Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории

Обеспечиваемые – Историография, Философия.

Приложение 1. Содержание занятия

Приложение 2. Содержание лекции

Наглядные пособия: Учебная карта, таблицы, схемы

Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы

Технические средства обучения: презентация 1: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Учебные места: кабинет

История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.;

С о д е р ж а н и е з а н я т и я

Содержание этапов урока (основное)

карточка № 1.
1. назовите источники знаний о прародине славян и их расселении.
2.назовите ветви славянских племен.

карточка № 2.
1.перечислите южных славян и западных.

2. чем родовая община отличается от соседской?

2.3. рассказ у доски по плану:

2.Занятия восточных славян.

3.Кем возглавлялся союз племен, кто его избирал.

4. Какую роль играла военная дружина.

5.Откуда пошло название «русь».

Изучение нового материала.

-работа по группам с историческими источниками и картой

Рефлексия: работа по вопросам

Постановка д/з: (п.15, стр.123-127, п.4), составить синквейн

1. Происхождение и расселение восточных славян. Язычество.

2. Предпосылки образования Киевской Руси. Норманская и

3. Этапы развития Древнерусского государства.

4. Социальное и политическое устройство Древней Руси.

5. Принятие христианства.

Появление первых городов. Складывание в 1Х веке на основе полянского союза государства Киевская Русь. Причины более позднего создания государства у восточных славян, по сравнению с западными. Киевская Русь – многонациональное государство (процесс ассимиляции славян с др. народами).

Религиозно-мистическая окраска, как существенная черта древнеславянской культуры. Язычество и его основные черты.

Экономические и политические предпосылки образования государства Киевская Русь. Политический смысл норманской теории, созданной в XVIII веке немецкими учеными З. Байером, Г.Ф. Миллером, Шлецером. Антинорманская теория М.В.Ломоносова.

Этапы развития Древнерусского государства. 1 этап –первая половина 1Х века –первая половина Х века: Объединение Древнеславянских племен в единое государство, создание аппарата власти и правление первых князей из династии Рюриковичей.

Ш этап – 60-0 годы Х1 века – начало ХП века. Междоусобные войны и распад государства (начало периода феодальной раздробленности).

Основные черты раннефеодального государства. Политическое устройство Киевской Руси. Социальный состав общества и его неоднородность. Основные категории населения: смерды, закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы, бояре, дружинники. Особенности рабства (патриархального) в Киевской Руси.

Особенности экономического развития раннефеодального общества, формы землевладения. Основные политические и культурные центры Древней Руси, рост городов, как центра ремесла, торговли, культуры, административных центров.

Принятие христианства на Руси в Х веке и его значение для укрепления княжеской власти, поднятие мирового авторитета Руси и вхождение в мировую культуру.

рождение киевской руси крещение руси. Смотреть фото рождение киевской руси крещение руси. Смотреть картинку рождение киевской руси крещение руси. Картинка про рождение киевской руси крещение руси. Фото рождение киевской руси крещение руси

рождение киевской руси крещение руси. Смотреть фото рождение киевской руси крещение руси. Смотреть картинку рождение киевской руси крещение руси. Картинка про рождение киевской руси крещение руси. Фото рождение киевской руси крещение руси

рождение киевской руси крещение руси. Смотреть фото рождение киевской руси крещение руси. Смотреть картинку рождение киевской руси крещение руси. Картинка про рождение киевской руси крещение руси. Фото рождение киевской руси крещение руси

Создание государства Киевская Русь стало крупнейшим историческим событием рассматриваемого периода. Русь объединила десятки племен: славянских, прибалтийских и др., став самым обширным государством в Европе. Экономическим фундаментом Киевской Руси был огромный фонд «старопахотных земель» в лесостепной и степной зоне и безбрежные лесные угодья с запасами пушнины, меда и воска. Древняя Русь изначально являлась многонациональным государством, в состав которого вошли балты, финно-угорские, и др. племена. Государство у восточных славян сложилось позднее, чем у других народов и причинами тому были сложнейшие климатические условия, огромные территории, затрудняющие общение и постоянное отражение военной угрозы. Образование у славян государства Киевская Русь стало закономерным итогом разложения родоплеменных отношений и зарождение новых феодальных отношений с основными его чертами: феодально-частной собственностью на землю, натуральным хозяйством, личной зависимостью крестьян, низким техническим состоянием.

Создание государства Киевская Русь в 1Х веке было закономерным процессом исторического развития славянского общества. Киевская Русь сформировалась как раннефеодальное государство, во главе которого стоял Великий Киевский князь, управлявший совместно с Боярской Думой (совещательным органом). В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административными, полицейскими и финансовыми видами управления. Слабо развито законодательство и суд. Продолжало действовать народное вече, превратившееся из племенной сходки в собрание горожан, но по мере укрепления княжеской власти роль вече в политической жизни государства снижается до комплектования народного ополчения и выбора его предводителя.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство «Русская правда», составленная при князе Ярославе Мудром и регулировавшая, в первую очередь, социально-экономические отношения.

Древнерусское общество было многоукладным. Крестьянское общество жило общинами, основную часть которых составляли свободные крестьяне, но по мере появления и роста частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне попадают в непосредственную феодальную зависимость и появляются новые категории крестьян (закупы, рядовичи и др.).

Растет частное землевладение на Руси. Со второй пол. Х1 в. на Руси оно получило название вотчина. Наряду с натуральной и денежной рентой появляется отработочная рента или барщина.

Принятие Русью христианства в Х веке было явлением прогрессивным, т.к. православие (Византийский вариант христианства) в наибольшей степени отвечало политическим и культурным нуждам государства, способствовало поднятию мирового авторитета Руси и приобщению её к сокровищницам мировой культуры, развитию просвещения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Происхождение славян и отделение славянской языковой группы от индоевропейского массива.

2.Складывание раннефеодального государства Киевская Русь из славянских племенных союзов. Язычество.

3.Политический смысл норманнской теории.

4.Особенности социального и политического строя Киевской Руси.

5.Формирование Древнерусского законодательства.

6.Особенности развития феодального землевладения.

7.Принятие христианства и его значение.

1.Боярская Дума – В Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины.

3.Военная демократия – термин, введенный А.Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного строя на стадии его разложения.

4.Вотчина – вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. В пределах вотчины её собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов, с ХШ века – господствующая форма землевладения в России.

5.Дружина – вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

6.Закупы – крестьяне, взявшие ссуду у феодала и обязанные отработать её с процентами (временно-зависимые крестьяне).

7.Каган (восточн.) – верховный правитель.

8.Княжеский домен – земли, принадлежащие княжеской династии.

9.Монотеизм – (единобожие), религиозные верования, основанные на представлениях о едином боге.

10.Полигамия – (многобрачие), термин, обозначающий групповой брак (многоженство), свойственна преимущественно для патриархальных обществ.

11.Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

12.Посадник – наместник князя в землях Древнерусского государства в 10-11 веках.

13.Рало – пахотное орудие типа примитивного и одна из единиц обложения данью в Древней Руси до Х1 V века.

14.Рядовичи – крестьяне, попавшие в зависимость от феодала по ряду (договору).

15.Смерды – крестьяне-общинники (юридически свободные члены общины) в Древней Руси I Х- ХШ веков.

16.Феодализм – социально-экономическая формация, основанная на эксплуатации лично и поземельно зависимых крестьян от господствующего класса земельных собственников. Для феодализма характерны: внеэкономическое принуждение; господство натурального хозяйства, крайне низкое техническое состояние. Феодальный способ производства обуславливает специфические черты социально-политического строя: сословности, монархия, религиозное мировоззрение.

17.Холопы – категория населения на Руси по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи себя за долги, брака с холопкой или холопом.

18.Язычество – традиционное обозначение «многобожия»,

Источник

Крещение Руси

рождение киевской руси крещение руси. Смотреть фото рождение киевской руси крещение руси. Смотреть картинку рождение киевской руси крещение руси. Картинка про рождение киевской руси крещение руси. Фото рождение киевской руси крещение руси

Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Читайте также:

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *