рождение киевской руси крещение руси
Лекция по истории на тему «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 11
Предмет История Группа 1 СД
Тема занятия : Рождение Киевской Руси. Крещение Руси
Учебная: Выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
Развивающая: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему,развивать умение работать в группах.
Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;воспитание коллективизма, товарищества.
Методическая: – Создание на уроке условий для проявления познавательной активности обучающихся. Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории
Обеспечиваемые – Историография, Философия.
Приложение 1. Содержание занятия
Приложение 2. Содержание лекции
Наглядные пособия: Учебная карта, таблицы, схемы
Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы
Технические средства обучения: презентация 1: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси
Учебные места: кабинет
История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.;
С о д е р ж а н и е з а н я т и я
Содержание этапов урока (основное)
карточка № 1.
1. назовите источники знаний о прародине славян и их расселении.
2.назовите ветви славянских племен.
карточка № 2.
1.перечислите южных славян и западных.
2. чем родовая община отличается от соседской?
2.3. рассказ у доски по плану:
2.Занятия восточных славян.
3.Кем возглавлялся союз племен, кто его избирал.
4. Какую роль играла военная дружина.
5.Откуда пошло название «русь».
Изучение нового материала.
-работа по группам с историческими источниками и картой
Рефлексия: работа по вопросам
Постановка д/з: (п.15, стр.123-127, п.4), составить синквейн
1. Происхождение и расселение восточных славян. Язычество.
2. Предпосылки образования Киевской Руси. Норманская и
3. Этапы развития Древнерусского государства.
4. Социальное и политическое устройство Древней Руси.
5. Принятие христианства.
Появление первых городов. Складывание в 1Х веке на основе полянского союза государства Киевская Русь. Причины более позднего создания государства у восточных славян, по сравнению с западными. Киевская Русь – многонациональное государство (процесс ассимиляции славян с др. народами).
Религиозно-мистическая окраска, как существенная черта древнеславянской культуры. Язычество и его основные черты.
Экономические и политические предпосылки образования государства Киевская Русь. Политический смысл норманской теории, созданной в XVIII веке немецкими учеными З. Байером, Г.Ф. Миллером, Шлецером. Антинорманская теория М.В.Ломоносова.
Этапы развития Древнерусского государства. 1 этап –первая половина 1Х века –первая половина Х века: Объединение Древнеславянских племен в единое государство, создание аппарата власти и правление первых князей из династии Рюриковичей.
Ш этап – 60-0 годы Х1 века – начало ХП века. Междоусобные войны и распад государства (начало периода феодальной раздробленности).
Основные черты раннефеодального государства. Политическое устройство Киевской Руси. Социальный состав общества и его неоднородность. Основные категории населения: смерды, закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы, бояре, дружинники. Особенности рабства (патриархального) в Киевской Руси.
Особенности экономического развития раннефеодального общества, формы землевладения. Основные политические и культурные центры Древней Руси, рост городов, как центра ремесла, торговли, культуры, административных центров.
Принятие христианства на Руси в Х веке и его значение для укрепления княжеской власти, поднятие мирового авторитета Руси и вхождение в мировую культуру.
Создание государства Киевская Русь стало крупнейшим историческим событием рассматриваемого периода. Русь объединила десятки племен: славянских, прибалтийских и др., став самым обширным государством в Европе. Экономическим фундаментом Киевской Руси был огромный фонд «старопахотных земель» в лесостепной и степной зоне и безбрежные лесные угодья с запасами пушнины, меда и воска. Древняя Русь изначально являлась многонациональным государством, в состав которого вошли балты, финно-угорские, и др. племена. Государство у восточных славян сложилось позднее, чем у других народов и причинами тому были сложнейшие климатические условия, огромные территории, затрудняющие общение и постоянное отражение военной угрозы. Образование у славян государства Киевская Русь стало закономерным итогом разложения родоплеменных отношений и зарождение новых феодальных отношений с основными его чертами: феодально-частной собственностью на землю, натуральным хозяйством, личной зависимостью крестьян, низким техническим состоянием.
Создание государства Киевская Русь в 1Х веке было закономерным процессом исторического развития славянского общества. Киевская Русь сформировалась как раннефеодальное государство, во главе которого стоял Великий Киевский князь, управлявший совместно с Боярской Думой (совещательным органом). В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административными, полицейскими и финансовыми видами управления. Слабо развито законодательство и суд. Продолжало действовать народное вече, превратившееся из племенной сходки в собрание горожан, но по мере укрепления княжеской власти роль вече в политической жизни государства снижается до комплектования народного ополчения и выбора его предводителя.
По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство «Русская правда», составленная при князе Ярославе Мудром и регулировавшая, в первую очередь, социально-экономические отношения.
Древнерусское общество было многоукладным. Крестьянское общество жило общинами, основную часть которых составляли свободные крестьяне, но по мере появления и роста частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне попадают в непосредственную феодальную зависимость и появляются новые категории крестьян (закупы, рядовичи и др.).
Растет частное землевладение на Руси. Со второй пол. Х1 в. на Руси оно получило название вотчина. Наряду с натуральной и денежной рентой появляется отработочная рента или барщина.
Принятие Русью христианства в Х веке было явлением прогрессивным, т.к. православие (Византийский вариант христианства) в наибольшей степени отвечало политическим и культурным нуждам государства, способствовало поднятию мирового авторитета Руси и приобщению её к сокровищницам мировой культуры, развитию просвещения.
Вопросы для самоконтроля:
1.Происхождение славян и отделение славянской языковой группы от индоевропейского массива.
2.Складывание раннефеодального государства Киевская Русь из славянских племенных союзов. Язычество.
3.Политический смысл норманнской теории.
4.Особенности социального и политического строя Киевской Руси.
5.Формирование Древнерусского законодательства.
6.Особенности развития феодального землевладения.
7.Принятие христианства и его значение.
1.Боярская Дума – В Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины.
3.Военная демократия – термин, введенный А.Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного строя на стадии его разложения.
4.Вотчина – вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. В пределах вотчины её собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов, с ХШ века – господствующая форма землевладения в России.
5.Дружина – вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.
6.Закупы – крестьяне, взявшие ссуду у феодала и обязанные отработать её с процентами (временно-зависимые крестьяне).
7.Каган (восточн.) – верховный правитель.
8.Княжеский домен – земли, принадлежащие княжеской династии.
9.Монотеизм – (единобожие), религиозные верования, основанные на представлениях о едином боге.
10.Полигамия – (многобрачие), термин, обозначающий групповой брак (многоженство), свойственна преимущественно для патриархальных обществ.
11.Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
12.Посадник – наместник князя в землях Древнерусского государства в 10-11 веках.
13.Рало – пахотное орудие типа примитивного и одна из единиц обложения данью в Древней Руси до Х1 V века.
14.Рядовичи – крестьяне, попавшие в зависимость от феодала по ряду (договору).
15.Смерды – крестьяне-общинники (юридически свободные члены общины) в Древней Руси I Х- ХШ веков.
16.Феодализм – социально-экономическая формация, основанная на эксплуатации лично и поземельно зависимых крестьян от господствующего класса земельных собственников. Для феодализма характерны: внеэкономическое принуждение; господство натурального хозяйства, крайне низкое техническое состояние. Феодальный способ производства обуславливает специфические черты социально-политического строя: сословности, монархия, религиозное мировоззрение.
17.Холопы – категория населения на Руси по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи себя за долги, брака с холопкой или холопом.
18.Язычество – традиционное обозначение «многобожия»,
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)